Социально нравственное развитие ребенка в игре

Ольга Муркаева
Игры для развития социально-нравственного опыта детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие социально-нравственного опыта детей дошкольного возраста

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРА «ВОЛШЕБНИК»

Цель — развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу.

Ход игры. Дети встают в круг, у края которого изнутри ставят стул.Вместе с воспитателем идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей,

Кто сегодня всех счастливей,

Поскорее появись,

На волшебный стул садись!

Тот. Кто оказывается рядом со стулом, садится на него и становится «волшебником». По его приказу остальные дети могут «превращаться» в зверей или птиц,изображать разные предметы: машины, самолеты.Музыкальные инструменты или сказочных героев: великанов, лилипутов, гномов и пр. Затем игра повторяется, и новый волшебник придумывает новые роли для детей. На «волшебном» стуле может оказаться и воспитатель. Он предлагает веселые и шуточные задания для мальчиков и девочек, поддерживает общую веселую, непринужденную игровую атмосферу.

Эту игру можно использовать для поздравления с днем рождения. Сидя на «волшебном стуле», именинник выслушивает от других детей добрые слова и пожелания, а затем выполняют все игровые задания.

ИГРА «КАК НАШИ ДЕВОЧКИ ПОШЛИ ЗА ЦВЕТАМИ»

Цель. Укрепить дружеские отношения между мальчиками и девочками, приучать мальчиков оберегать девочек и помогать им.

Ход игры. Девочки идут в лес за цветами. Они изображают, как собирают на полянке цветы,произносят текст:

Мы цветочки собираем,

Мы букеты составляем:

Вот цветочек голубой,

Вот цветочек золотой,

Здесь цветут ромашки,

Расцвели тут кашки.

Все цветы мы соберем,

В детский сад их принесем!

В это время слышится шум, недовольное рычание. На полянку выходит «медведь»: «Кто шумит тут, кто поет, спать спокойно не дает?»

Девочки в страхе убегают, «медведь» гонится за ними. Девочки идут к мальчикам и просят их защитить от «медведя» Вместе с воспитателем мальчики сначала потихоньку подкрадываются к «злому медведю»(он их не замечает, «ест малину»). Подойдя ближе, мальчики начинают топать ногами и пугать «медведя». «Медведь» убегает.Воспитатель хвалит мальчиков за смелость:

Вот какие молодцы,

Вот какие храбрецы!

Нас смогли вы защитить

И медведя победить!

Девочки благодарят мальчиков за спасение и помощь. Затем игра повторяется. Мальчики придумывают, как еще можно защитить девочек и не позволить «медведю» помешать им «собирать цветы» или как незаметно подобраться к «медведю» и поймать его.

ИГРА «Мы едем, едем, едем в далекие края»

Ход игры. На одном фланелеграфе находится изображение поезда с тремя вагонами. На другом расположены вперемешку фигурки людей (детей и взрослых) и животных в двух эмоциональных состояниях – радости и злости. Дети должны отправить в путешествие на поезде только радостных путешественников. Они делают по очереди свой выбор и заполняют веселыми путешественниками «вагон веселых взрослых», «вагон радостных детей» и «вагон веселых животных». А злые и сердитые персонажи остаются без приглашения. Их возьмут в путешествия, когда они перестанут злится. Игра заканчивается исполнением «Песенки веселых друзей» (музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова).

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»

Цель — уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.

Содержание игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть «волшебные» очки, в которых можно разглядеть только хорошее. Что есть в человеке. Для примера воспитатель, надев «волшебные» очки.Смотрит на няню и подчеркивает ее достоинства: «Она трудолюбивая, добрая, симпатичная». Потом, подойдя к кому-нибудь из детей, называет его положительные черты.Затем воспитатель говорит детям: «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом». Дети по очереди надевают «волшебные» очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто затрудняется, воспитатель помогает ему.

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА»

Дети разбиваются на пары.Воспитатель предлагает передать жестами и мимикой разные состояния или просьбы: «Там злая собака, я боюсь, проводи меня», «Мне очень холодно, помоги мне!», «Мне весело, у меня новая машинка, давай поиграем!», «Посмотри, какой красивый у меня котенок», «У меня в кармане спрятано что — то интересное, догадайся, что это!»

ИГРА «ВСПОМНИМ ДОБРЫЕ СЛОВА»

Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы.

Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.

1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем.

2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем.

3. когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу.

4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я.

5. Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то я говорю.

6. Когда взрослые разговаривают, а мне нужно сказать что -то очень важное, то я.

7. Когда я встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю.

8. При прощании я всегда говорю.

9. Когда я получаю подарок, то говорю.

10. Когда я обращаюсь за помощью, то говорю.

Отдельные фразы повторяются воспитателем несколько раз, и детям нужно найти новый вариант ответа, не повторяя уже произнесенных другими.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОПРЕДЕЛИ ПО ГОЛОСУ, КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ У РОБОТА»

ЦЕЛЬ – учить детей внимательно вслушиваться в интонацию речи и соответственно реагировать на это.

Описание. За ширмой раздается голос робота, он произносит набор звуков(«ба-ба-ба», «турли-мурли-бу», «тутери-тумети-тувери» и т. п.)с разными интонациями: угрожающей, ласковой, печальной, веселой и др.

Дети слушают и называют настроение робота и выбирают из предложенных картинок изображение соответствующей эмоции. Можно также использовать записи фрагментов спектаклей для детей в исполнении артистов. Желательно также обсуждать вопросы типа «Как вы думаете, что может вызвать такое настроение? Почему бывает такое настроение у вас? Как помочь, если кто-то обижен (печален, сильно взволнован, испуган?»

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МИШКА – ТОПТЫЖКА ЗНАКОМИТСЯ С РЕБЯТКАМИ»

Цель – развивать интерес детей друг к другу, желание запомнить имена сверстников, способствовать сближение детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умений действовать согласованно в игре.

Описание.Воспитатель приносит мишку: «Дети, это Мишка-Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть». Дети подходят к воспитателю.Он говорит за Мишку: «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но не знаю как вас зовут. Ну-ка назовите мне свои имена! (дети называют). А еще громче, посмелее (дети отвечают хором). Ой, как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну; кто имя свое назлвет, тот мне лапку пожмет».Воспитатель поясняет: «Вот как Мишка- Топтыжка задумал: он по кругу пойдет; кто своё имя назовёт, тот ему лапочку пожмет». Мишка шутками обходит детей. Услышав имя ребенка,он повторяет его вслух и добавляет: «Какая хорошая девочка Оля! Какой веселый мальчик Сережа!» и пр.После знакомства Мишка- Топтыжка говорит:

Читайте также:  Развитие воображения ребенка игры

Всех ребяток я узнал,

За собой вас в круг позвал.

За руки мы все возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети улыбаются друг другу. Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под бубен и пение, вызывая их в круг по именам; остальные дети хлопают в ладоши. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена.В заключении Мишка-Топтыжка прощается с детьми:

Вот какие мы друзья,

Очень всем доволен я.

А теперь мне в лес пора,

До свиданья, детвора!

Дети хором прощаются с Мишкой: «До свиданья, Мишка! Возвращайся поскорей к нам!»

Для укрепления положительных взаимоотношений и эмоционального развития младших дошкольников воспитателем используются совместные образные игры – имитации.

«СМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ».Например: кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова,а дети слушают их и выполняют соответствующие действия: «засыпают», «просыпаются», «Прыгают», «ловят» и тп.

«СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ». Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья; солнышко входит и садится, цветок растет, тянется к солнышку, распускается и улыбается; Солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

СИТУАЦИЯ «Куклы поссорились»

Цель: учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации, находить причину ссоры, осваивать конкретные способы разрешения и предупреждения ссор; развивать доброжелательность к сверстникам.

Описание. В уголке Воспитатель незаметно высаживает двух кукол спиной друг к другу.Воспитатель говорит: «Посмотрите, что это с нашими куклами? Почему-то они отвернулись друг от друга, смотрят в разные стороны. Всегда они так хорошо сидели рядышком на диванчике, а теперь даже не смотрят друг на друга, не разговаривают! Как вы думаете, что случилось?»

Дети высказываются.

Выслушав разные мнения воспитатель говорит: «Да,вы правильно поняли: наши куклы поссорились, отвернулись друг от друга, не хотят вместе играть. А почему же они поссорились (дети задумываются). Вспомните, почему у нас иногда бывают ссоры?»

Дети отвечают: толкнул., не давали. и т. д

Воспитатель: «Да, было у нас такое. Но потом все дети помирились, никто не толкается, не кусается, все ребятки делятся игрушками. Вы у нас добрые и дружные. А почему же наши куклы поссорились? Посмотрите на них внимательно».

Если дети не догадываются,воспитатель предлагает посмотреть в карманы на фартучках кукол: в кармане у одной куклы лежат 4 маленьких яблочка, а другой карманчик пустой! Дети догадываются о причине ссоры и высказываются.

Воспитатель: «Правильно! Наверное, кукла Маша попросила у своей подружки Кати яблочко, но Катя ее не угостила. А у нее в кармане много яблок и она могла бы угостить свою подругу Машу. Что же надо было Кате сделать? (Дети отвечают). Давайте поможем куклам. Правильно,надо было улыбнуться и сказать : «Угощайся, Маша, вот тебе яблочко!» Давайте поможем куклам помириться.

Воспитатель поворачивает кукол друг к другу и обращается к детям: «Подскажите кате, что ей сказать»(Угощайся, Маша, пожалуйста).Маша «берет» яблочко,кладет в карман и говорит: «Большое спасибо, Катя!»

Воспитатель: «Вот как хорошо подружки помирились, теперь они вместе будут сидеть на диванчике, улыбаться друг другу и кушать яблочки. А мы будем радоваться за них. Мы тоже не будем ссориться и всегда будем делиться всем со своими друзьями. А если вдруг кому-то захочется поссориться,мы вот так зацепимся пальчиками и скажем: «Мирись-мирись и с друзьями поделись».

Давайте покажем куклам, как надо мириться. Дети начинают делать «замочки»— цепляются пальчиками и произносят: «Мирись — мирись и с друзьями поделись!»

Источник

автор: Гарапова Ирина Владимировна

Воспитатель МБДОУ д.Вистино

Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста средствами игры

Педагогическая концепция

ТЕМА:

«Социально — нравственное развитие детей предшкольного возраста средствами игры»

д. Вистино 2019год

Введение                      

«Если человека учат добру —  учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» В.А. Сухомлинский

 Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.  Передо мной встал следующий вопрос,  почему дети, зная, как надо поступать хорошо, поступают плохо и как организовать воспитательную и образовательную работу, чтобы помочь им продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню. Свои размышления постараюсь отразить в данной концепции. Поставив перед собой следующие задачи: воспитать  дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, уважительно относиться к окружающим, спокойно отстаивать свое мнение. Обогатить словарь детей формулами словесной вежливости. Развитие нравственного воспитания  в системе образования в России стало одним из приоритетных направлений в деятельности ДОУ.  В настоящее время образование находится на двух гранях одна – изжившая себя, где воспитатель был носителем информации и наступившая,  в которой педагог развивает способности сделать самостоятельный нравственный выбор в проблемной ситуации, происходит возрождение нравственных ценностей, их переоценка.  Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- личностного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают  сложный период, изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность.  На данный момент резко снизилось воспитательное воздействие семьи. Нравственное развитие детей подменяется интенсивным обучением, что не соответствует Федеральным государственным требованиям. В современных условиях проблема нравственного развития  приобретает особое значение. В основополагающем государственном документе Национальной доктрине образования в Российской Федерации — определены цели воспитания и образования как единого процесса. К сожалению, по результатам анкетирования и бесед,  в воспитании нравственности у детей родители не придают должного значения игре, заменяют ее просмотром мультфильмов, а ведь именно игра является универсальным средством социально–нравственного развития детей дошкольного возраста. Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, эмоционального потенциала, как ребенка, так и взрослого. Я считаю, что  быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил поведения и в доступной форме раскрывать их в ведущей деятельности детей – игре

Читайте также:  Критерии развития здорового ребенка

Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка      в нравственных поступках. «Доброе дело совершается всегда с усилием, но, когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой». В.А.Сухомлинский.

Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.  «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями » К.Д. Ушинский. Исследуемая мной проблема нашла отражение в фундаментальных работах  Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, И.Ф.Харламова А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена

где выявляется сущность   теории нравственного развития.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности   на развитие нравственности воспитанников.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от социальной среды, отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают. Правильные представления о нравственном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе, должны стать для ребенка образцами для подражания.

   Я уверенна, что только знаний  не достаточно для того, чтобы ребенок вел себя нравственно. Если родители и воспитатели с помощью морализирующих бесед  будут уделять внимание, лишь формированию нравственных представлений, не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма»  когда дети хорошо знают нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами нарушают, не считаясь с интересами окружающих. Чтобы предупредить подобное расхождение знаний и реального поведения, необходимо, чтобы нравственные представления ребенка превратились в движущие мотивы его поведения.

Социально – нравственного развития детей,  состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности стали внутренними стимулами развития формирующейся личности, а это значит, что тема: « СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ  ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ»  является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных в жизни общества                    

  1. Социально-нравственное воспитание

    Игра ребенка дошкольного возраста относится к образовательной области «Социализация», содержание которой заключается в «приобщении к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми». В дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания и развития ребенка.  Для выявления уровня по нравственному развитию детей сначала провела диагностику, затем наблюдение игровой деятельности.

Анализируя результаты игровой деятельности, я поняла, что у моих детей еще не сформировалась определенная система ценностей.

 Плачевно, но дети не умели сообща играть, договариваться, помогать друг — другу, отстаивать свое мнение .Тогда я поставила перед собой цель планомерно проводить нравственное воспитание через игры,  которое позволяет закрепить положительные тенденции в развитии ребенка.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в игровой деятельности. Это создает определенные предпосылки для  развития нравственных качеств. На мой взгляд, содержательное общение со сверстниками в игре становится важным фактором полноценного формирования личности. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве — это кардинальный принцип педагогики.

1.1Культура общения детей с взрослыми и сверстниками — составляющая основа культуры поведения.

Запланировала и провела цикл игр,  в котором дети накопили первый опыт нравственного поведения, у них развились дружеские взаимоотношения, дети научились играть сообща, спокойно отстаивая своё мнение, используя в речи вежливые слова. Научились строить своё поведение в общении  друг с другом. У детей развилось нравственное сознание, чувства и поведение. После проведенных игр пришла к следующим результатам: высокий – 80%; средний – 20%; .  В результате специально проведенных игр культура поведения детей заметно повысилась. Дети эмоциональны, поэтому использовала разные  приемы воспитания, игры которые были, не только понятны, но и интересны им. В воспитании культуры поведения не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Были созданы специальные игровые ситуации, побуждающие детей поступать правильно.  

Для воспитания культурного поведения создала  следующие условия:

  1. 1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего использовала обращение по имена, похвалу и прочие способы, увлекающие детей.
  2. 2. Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия воспитателя должны быть, направлены на достижение главной цели —  развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановке.
  3. Связь с семьей — необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Воспринимая родительское тепло, нежность, сострадание, доверие, ребенок понесет эти чувства во взрослую жизнь.  Общая цель семьи и детского сада – гармонично развитый ребенок.

Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?

Вежливость — она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца.

Деликатность — сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность — Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность — эта нравственная черта личности — показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.  

Общительность — В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим — непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к людям.

Читайте также:  Зоны актуального и ближайшего развития ребенка по выготскому

В  дошкольном возрасте развитие нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. У детей  необходимо активно и последовательно формировать и развивать нравственное поведение, привычку играть сообща, умение подчиняться требованиям. Но, конечно же, это только начало умения, которое надо развивать и закреплять.

1.2 Социально —  нравственное развитие дошкольников в игровой деятельности.

Огромная роль в развитии нравственных качеств ребенка принадлежит игре — важнейшему виду деятельности. В игре формируются и развиваются  нравственные чувства, нравственное сознание и нравственные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу поведения. Когда мы были маленькими, то играли в дочки-матери куклами, у которых преобладали народные мотивы, но от этого они не становились менее современными, а также играли с тряпичными куклами- такая кукла становится для маленькой девочки настоящей подружкой, с которой можно поделиться самыми откровенными секретами. Эти куклы формировали представления о содержании качеств женственности: девочки должны быть заботливыми, терпеливыми, находить мирные пути соглашения в ссорах, не грубить .В своей группе я создала мини-музей народной куклы. К сожалению, сейчас многие девочки отдают предпочтение куклам Винкс (которые не развивают у детей нравственных чувств и качеств) и ее многочисленным азиатским сестрам.  Иногда мальчики затевают игры отражающие негативную социальную действительность. Сегодняшние дети, будущие родители «воспитатели» сидят дома и играют в компьютерные игры (стрелялки и др.). Такие игры, препятствуют нравственному развитию, развивают дурные чувства, жестокость, злобу, враждебность, дурные привычки

Начинаю  обзор с сюжетно-ролевых игр.  В современной отечественной психолого-педагогической литературе (Д.Б.Эльконин, А.П.Бочкарева, Д.В.Менджерицкая и др.) говорится о том, что нравственное развитие   детей в сюжетно-ролевой игре возможно если создаются следующие условия: эмоциально — благополучная атмосфера, развитие инициативы детей в игре, предоставление свободы и самостоятельности, а также проведение специальной работы по  формированию культуры поведения в игре.

  Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребёнка. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.

В других режимных моментах организуются дидактические игры, главная цель которых — развитие ребенка. Они хороши при отработке правил и норм культуры поведения.

Во время музыкальной деятельности проводятся музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.

В Этических играх происходит внутренний диалоги  и нравственный выбор ребенка. Таким образом, этическая игра позволяет педагогу диагностировать все эти качества и выбрать правильные пути в решении выявленных проблем.

В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.

Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры, они — делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.    Например, с детьми готовят постановку, где  каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах.

Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на нравственной воспитанности.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Воспитатель и дети — соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.

Специально организованные игры, направлены на устранение конфликтов, формирование доброго отношения к сверстникам.

Игра для  дошкольников продолжает оставаться ведущей деятельностью, определяющей разные стороны развития личности, в том числе нравственности. В игре происходит усвоение нравственных правил. Она остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А теперь – самое интересное. Каковы же результаты проведенной работы? Процесс нравственного развития динамичный и творческий, результаты отсрочены, и я вношу свои коррективы, направленные на его совершенствование. Работая по данной теме, я вижу, что у детей сформировалась определенная система ценностей. Также и родители обратили свое внимание на то, что их дети стали чаще говорить вежливые слова, стали эмоционально отзывчивыми, откликаются на эмоции близких людей и друзей. Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Стали способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение детей преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» — эти качества выработались в игровой деятельности. Игра одно из наиболее эффективных средств социально-нравственного развития детей . Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Именно игра – фундаментальный источник  нравственного развития в дошкольном возрасте.

Богатство нравственного содержания игровой деятельности, соблюдение психолога — педагогических условий в ДОУ, уклад жизни в семье — важнейшие источники социально- нравственного развития детей дошкольного возраста  

МБДОУ д. Вистино

Источник