Социально нравственное развитие ребенка
Зейнаб Махмудова
Социально-нравственное воспитание дошкольников
Введение.
«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»
А. С. Макаренко
«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»
В. А. Сухомлинский
Социально-нравственное воспитание — это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях. Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая. Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.
Содержание.
Содержание социально-нравственного воспитания при этом включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно — поведенческого и эмоционально-чувственного.
Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой):
• предварительного,
• базового,
• художественно-ознакомительного,
• эмоционально-действенного.
Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С. А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р. С. Буре и др.).
За период дошкольногодетства у детей формируются:
а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию (о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах, рождающие чувство гордости, начала патриотизма;
б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений,создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;
в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;
г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов. Осознание своего «Я», адекватная самооценка своих знаний, возможностей, достижений, отношения к людям вызывают стремление стать лучше, доброжелательнее, активнее в проявлении моральных качеств;
д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма. Наполненные чувствами, эти знания становятся мотивами поведения детей, побуждают к нравственно ценным поступкам, к сопротивлению негативным действиям и отрицательному отношению к ним.
Таким образом, развитие моральных суждений и оценок необходимо, но недостаточно для нравственного развития. Главное — создать условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, то есть установить связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи норма становится мотивом поведения и выполняет побуждающую смыслообразующую функцию. Тогда сознание ребенка переходит с результата на процесс выполнения нормы, и он следует норме ради нее самой, потому что не может поступать иначе. А соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает,как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести маме; поиграть с новой игрушкой или уступить ее младшему. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.
Социально-нравственное воспитание дошкольников закладывает основы личности ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте малыш получает первый опыт общения, он учиться как правильно вести себя с близкими ему людьми и ровесниками, он усваивает традиции и культуру своего народа.
Роль родителей и воспитателей великая, именно они знакомят малыша с окружающим миром, учат быть самостоятельным. В детском саду ребенок впервые в жизни испытывает чувство дружбы, и учиться уважать старших. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям – какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д.
Задачи социально-нравственного воспитания:
— Формирование нравственного сознания;
— формирование социальных эмоций, нравственных чувств к разным сторонам социального окружения;
— формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
— воспитание полезных навыков и привычек поведения;
— формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.
Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий, способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками.
Методы и приемы.
Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.
Например, классификация В. И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:
• Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).
• Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).
• Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:
• Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).
• Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).
• Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).
В качестве методов, направленных на осознание ребенком смысла и справедливости моральных правил,исследователи предлагают: чтение литературы, в которой значение правил раскрывается путем воздействия на сознание и чувства дошкольника (Е. Ю. Демурова, Л. П. Стрелкова, А. М. Виноградова); беседы с использованием сравнения положительных и отрицательных образов персонажей (Л. П. Князева); решение проблемных ситуаций (Р. С. Буре); обсуждение с детьми приемлемых и неприемлемых способов поведения по отношению к окружающим; рассматривание сюжетных картинок (А. Д. Кошелева); организацию игр-упражнений (С. А. Улитко, игр-драматизаций.
В качестве средств социально-нравственного воспитания выступают:
— ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;
— организация деятельности детей — игры, труд и др. ,
— включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;
— общение с природой;
— художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература, изобразительное искусство и др.
Формы, виды.
Формы организации социально-нравственного воспитаниямогут быть представлены в следующих видах:
– организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности, предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками;
– организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально,а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.
Этапы социально-нравственного воспитания.
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец и др. Они выделили следующие этапы формирования личности в процессе нравственного воспитания:
1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;
3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
Особенности нравственного развития детей в дошкольном возрасте:
— у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
— возрастает действенность нравственных представлений;
— возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. У старшего дошкольника формируются обобщенные представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребенок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
Социально-нравственное воспитаниедетей должно проходить следующим образом:
• Прочитайте ребятам сказку и постарайтесь добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и, кто виноват в сложившийся ситуации;
• Четко, кратко и ясно объясняйте правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести;
• Чаще играйте с ребятами в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.
Социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек.
Условия социально-нравственного воспитания в детском саду.
Условия социально — нравственного воспитания в детском саду, должны соотносится с условиями реализации других направлений развития детей,так как оно является стержневым для организации всего образовательного процесса: например, интеграция линий социально-нравственного и социально-экологического воспитания дошкольников.
Основные способы социально-нравственного воспитания детей:
Приучение
Упражнение
Воспитывающие ситуации
Поощрение
Пример для подражания
Разнообразие словесных методов
Разъяснение
Беседа
Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Только объединив усилия, мы сможем возродить утраченные социально — нравственные ценности, что позволит решить социально-экономические проблемы развития страны, подготовить детей к будущему.
Источник
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Восточный административный округ
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
города Москвы Гимназия № 1926 дошкольное отделение №1
Статья: Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста
Составила и провела воспитатель средней группы Ситникова О. С.
.
21.04.2014 г.
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного социального развития. В социальном развитии ребенка ведущее место занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и позднее познание, и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей. Тесно связано с социальным развитием нравственное воспитание дошкольников. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения с взрослыми и закрепляется в общении со сверстниками в различных совместных видах деятельности и взаимоотношений.
Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость благодаря пластичности нервной системы создают возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.
Нравственное и социальное развитие личности происходит в деятельности, в процессе которой дети вступают в нравственные отношения. Уже в дошкольном возрасте эти отношения строятся на основе определенных правил, указаний и требований взрослых.
В младшем возрасте дети нуждаются в общении со взрослыми в семье, в кругу знакомых и родственников, в детском саду – это возраст так называемого познавательного общения. В игре, на прогулке дети задают много вопросов. Взрослый является для детей тем человеком, который все знает, на все вопросы ответит, даст необходимую информацию. Для младшего дошкольника взрослые – непререкаемый авторитет, и дети стараются подражать им в словах, поведении, в этом возрасте им свойственно копирование. В среднем и старшем дошкольном возрасте простое общение и копирование поведения взрослых уже не удовлетворяет ребенка, он желает сотрудничества, совместной деятельности и получения в этой деятельности определенного результата. Уже в возрасте 6 – 7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения, он чуток к тем взрослым, которые сопереживают его неудачам.
Общение взрослых с детьми дошкольного возраста не простое. От поведения взрослых в наибольшей степени зависит приобщение ребенка к реальному миру, удовлетворение его интересов. Иными словами, взрослые должны помогать социальному развитию ребенка.
Не менее важным в нравственном воспитании детей и их социальном развитии является общение со сверстниками. В программе «Детство» есть специальный раздел «Ребенок среди детей». Здесь для воспитателя важно, чтобы дошкольники учились понимать настроение сверстников, умели оберегать и защищать слабых, помогали заботиться о малышах. Главное – научить детей пониманию, почему необходимо выполнять в детском саду, а потом в школе определенные правила. Уже в старшем дошкольном возрасте в отношениях со сверстниками ребята должны проявлять доброжелательность, чуткость заботливость, готовность к взаимопомощи. В процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками более активно идет и социальное развитие ребенка. Он учится самооценке, самопознанию.
Социальное развитие дошкольников и их нравственное воспитание связано с культурой своей Родины, ее прошлым и настоящим. Воспитание любви к Родине, ее культурному наследию, прежде всего, предполагает формирование интереса к некоторым историческим событиям, воспитание чувства уважения к культурному наследию своего народа. Эта работа ведется с учетом жизненного опыта детей, их возрастными возможностями. Стихи, песни о Родине, чтение рассказов на исторические темы, былин – все это способствует воспитанию гражданственности, пониманию традиций своего народа.
Нравственное воспитание наиболее эффективно проходит в различных видах деятельности, так как именно участие ребенка в деятельности оставляет след в формировании черт характера и качеств личности. Поведение воспитателя, его отношение к детям, требования, которые он предъявляет, формируют личность ребенка, причем чрезвычайно важна общая направленность личности ребенка – растет ли он созидателем, активным деятелем или потребителем, эгоистом, стремящимся получить от всех как можно больше для себя.
Нравственное воспитание и социальное развитие детей дошкольного возраста является многогранным процессом и требует творческого подхода воспитателей и всех работников дошкольных образовательных учреждений к его реализации.
Источник
«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»
А.С. Макаренко
«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский
— Социально-нравственное воспитание — это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
— Нравственность любого ребёнка начинается в семье. Воспитание доброты, честности, справедливости, правдивости может быть в семье, где царит здоровая нравственная атмосфера, в которой не допускается лицемерие, ложь, нечестность и фальшь в отношениях.
— Нравственность ребёнка возможна там, где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившимся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают. Но поддержка должна быть правдивая, честная, справедливая.
— Основа нравственного воспитания – правдивость и объективность семьи, отсутствие у ребёнка боязни за то, что он сделал что-то не так. Ребёнок должен не бояться, а стыдиться за свой плохой поступок, переживать из-за него, мучиться и страдать, чтобы подобное никогда не произошло с ним.
Содержание социально-нравственного воспитания включает формирование социально-нравственной культуры личности дошкольника и её отдельных компонентов – мотивационно — поведенческого и эмоционально-чувственного.
Данные компоненты формируются и складываются в единую систему в ходе следующих этапов работы (по С. А. Козловой):
— предварительного,
— базового,
— художественно-ознакомительного,
— эмоционально-действенного.
Их содержание подбирается в соответствии с образовательными программами (например, программа социального развития и воспитания дошкольников и младших школьников «Я-человек!» С.А. Козловой, программа нравственного воспитания дошкольников «Дружные ребята» Р.С. Буре и др.).
За период дошкольного детства у детей формируются:
а) представления о социальном окружении, об общественных событиях, доступных их пониманию, рождающие чувство гордости, начала патриотизма;
б) знания о труде людей; о том, что все окружающее – результат труда многих поколений, создавших материальные и духовные ценности общества: дом, в котором живет ребенок; школа, в которой он будет учиться; лес, парк, речка, сад, которые сохраняются благодаря труду людей;
в) знания о природе, растительном и животном мире, которые становятся основой для воспитания любви к Родине, побуждают к заботе о животных и растениях родного края, вызывают чувство восхищения, поддерживают эмоционально положительное состояние;
г) знания о себе как субъекте деятельности, отношений, интересов.
д) знания о моральных нормах общества, сохраняющихся в народных традициях, обычаях, а также в правилах, регулирующих отношения между людьми на основе справедливости и гуманизма.
Задачи нравственного воспитания
— Формирование нравственного сознания;
— формирование социальных эмоций, нравственных чувств к разным сторонам социального окружения;
— формирование нравственных качеств и активности их проявления в деятельности и поступках;
— воспитание полезных навыков и привычек поведения;
— формирование доброжелательных взаимоотношений, начал коллективизма и коллективистической направленности личности дошкольника.
Существует несколько классификаций методов социально-нравственного воспитания.
Например, классификация В.И. Логиновой, основанная на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания:
— Методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование).
— Формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).
— Формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).
методы
Классификация Б. Т Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает:
— Методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций).
— Воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку).
— Организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).
Средства соц- нравств воспитания
— Ознакомление детей с разными сторонами социального окружения, общение с детьми и взрослыми;
— Организация деятельности детей – игры, труд и др.;
— Включение детей в предметно-практическую деятельность, организация коллективных творческих дел;
— Общение с природой;
— Художественные средства: народный фольклор, музыка, кино и диафильмы, художественная литература.
Формы организации социально-нравственного
воспитания могут быть представлены в следующих видах.
— организации совместной деятельности взрослых и детей, под которой можно понимать деятельность двух и более участников процесса социально-нравственного воспитания по решению задач социального и нравственного воспитания на одном пространстве и в одно и то же время.
— организации самостоятельной деятельности детей, под которой понимается общение и свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально, а также менять способ организации своей активности: с совместно-раздельного и совместно-последовательного до совместно-распределенного, связанного с практикой коллективных творческих дел.
Этапы соц-нравст. воспит
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р.С. Буре, Е.Ю. Демурова, А.В. Запорожец и др.
1 этап – формирование социальных эмоций и нравственных чувств;
2 этап – накопление знаний и формирование нравственных представлений;
3 этап – переход знаний в убеждения и формирование на этой основе мировоззрения и ценностных ориентаций;
4 этап – претворение убеждений в конкретное поведение, которое можно назвать нравственным.
Особенности развития нравственного воспитания
— у детей складываются первые моральные суждения и оценки; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
— возрастает действенность нравственных представлений;
— возникает сознательная нравственность, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих.
Основные способы нравственного воспитания
Приучение
Упражнение
Воспитывающие ситуации
Поощрение
Пример для подражания
Разнообразие словесных методов
Разъяснение
Беседа
Воспитание социально — нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Источник