Социально личностное развитие ребенка в средней группе
Знакомство с программой
«СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Необходимость работы по социально-эмоциональному развитию детей назрела уже давно. Однако специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально — потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально- психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Новые общественные тенденции увлекают педагогов к современным образовательным программам и технологиям.
Эта работа является частью учебно- методического комплекса по социально- эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста.
Работа состоит из трех основных направлений:
— «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»
— «ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ»
— «СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ».
ЦЕЛИ работы определяются требованиями, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития.
Первый раздел работы — «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ» — направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как и каждый человек. Педагогу, как и родителям, необходимо поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях – как успехи, так и неудачи, помогая ему поверить в свои силы.
Второй раздел направления-«ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯЮ, ВЗГЛЯДЫ»- призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции- чувства и переживания, а так же понимать эмоциональные состояния других людей.
Ребенок знакомится с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учится пользоваться им как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей.
Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Третий раздел работы — «СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ» — предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми: умению устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций. Дети знакомятся с нормами и правилами поведения. Педагоги помогут ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или драка, способствуют осознанию причин конфликтов, обучают способам и приемам их самостоятельного разрешения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. НО сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая.
Эмоциональное благополучие человека – уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи — во многом зависят от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.
сопереживанию (раздел «Чувства, желания, взгляды»).
Ребенок имеет право на свое мнение, чувства и желания, он, как и любой другой человек, уникален и не похож на остальных (раздел «Уверенность в себе»). Важно помочь ребенку осознать, что ему нравится, вызывает у него положительные эмоции («Чувства, желания, взгляды»). При этом нужно постоянно сопоставлять и сравнивать свои и чужие предпочтения, которые далеко не всегда совпадают, — только тогда контакты с окружающими будут складываться успешно.
Для формирования у ребенка образа «Я» важно, чтобы он осознавал свои предпочтения и вкусы («Уверенность в себе»), понимал, что иногда они могут не совпадать со вкусами и желаниями других людей. Лучше понять это несовпадение помогает внимательное отношение к сверстникам во время совместной игры или при других формах общения с ними («Социальные навыки»). Для более глубокого понимания другого человека важно уметь распознавать его эмоциональные состояния – уметь читать мимику, жесты, понимать взгляды других людей и т.д.
Работа по социально- эмоциональному развитию адресована любящим и чутким взрослым, независимо от того, кто они — родители или профессиональные воспитатели. Необходимо понять всю сложность и деликатность переживаний маленького человека в окружающем мире других людей, стремиться к тому, чтобы вся его дальнейшая жизнь протекала в гармонии с собой и окружающими.
Проведя анкетирование на тему «Мой ребенок», нами были получены не очень утешительные данные, которые подтолкнули нас на мысль, более углубленно заняться работой по социально- эмоциональному развитию детей. Первые же занятия показали, что детям эта работа интересна и увлекательна.
О.Л. КНЯЗЕВА, Р.Б. СТЕРКИНА «Я, ТЫ, МЫ». М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2007.
ПЕТЕРИНА С. В. «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ»
ПЛАН УГЛУБЛЕННОЙ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
СЕНТЯБРЬ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ИСТОЧНИК |
1 неделя | «Погода и настроение» | Помочь детям осознать, какие чувства и настроение вызывают у них та или иная погода. Закреплять умение детей выражать свои чувства в словесной форме. | 1) Чтение сказки С. Козлова «Осенняя песенка травы» 2) Беседа о разных временах года, о том, что в каждое время года и любую погоду можно находить занятия по интересам. 3) Рассматривание фото материала «Вот и лето прошло» | Иванова Г.П. «Театр настроений» Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» | |
2 неделя | «На природе» | Формировать представление о том, как влияет природа на чувства и настроение детей. | 1) Беседа «Природа и настроение» 2) Прослушивание пьесы П. Чайковского «Времена года» 3) Оформление плаката «Берегите природу» | Князева О.Л. «Я, ты, мы» Шалаева Г.П., Журавлева О.М. «Правила поведения для воспитанных детей» | |
3 неделя | «Что такое мимика» | Учить дифференцировать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний. Закреплять представления о различных эмоциональных состояниях человека: радостью, грустью, страхом. | 1) Рассматривание альбома «Эмоции» — описание и характеристика эмоциональных состояний. 2) Настольная игра «Театр настроений» | Иванова Г.П. «Театр настроений» Русско-народная сказка «У страха глаза велики» | |
4 неделя | «Добрый, злой» | Совершенствовать умение определять эмоциональное состояние по набору картинок. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми. Воспитывать умение формировать оценочное суждение. | 1) Занятие «Волшебный клубочек» | Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы» |
ОКТЯБРЬ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ИСТОЧНИК |
1 неделя | «Грустный человечек» | Помочь детям понять, что такое грусть, и что значит плохое настроение. Формировать умение помогать своим товарищам, уметь понять и изменить эмоции. | 1) Прослушивание музыкальной пьесы С. Майкапара «Тревожная минута» 2) Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Иванова Г.П. «Театр настроений» | |
2 неделя | «Проявление гнева» | Помочь детям распознавать по внешним признакам состояние гнева, выделяя её при чтении литературных произведений и в пиктограммах. Воспитывать умение исправлять вспышки гнева. | 1) Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр» — беседа, разбор пиктограмм. | Панфилова М.А. «Игротерапия общения» | |
3 неделя | «Что такое страх?» | Помочь детям справиться со своими страхами. Формировать умение детей вживаться в образ сказочных героев, владеть мимикой и голосом. | 1) Беседа о страхе и причинах его проявления 2) Драматизация сказки «Три медведя» | Гаврина С.Е. «Азбука настроения» | |
4 неделя | «Удивление» | Помочь детям узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние – удивление. Закреплять эмоции удивления, как в зрительном восприятии, так и в практической деятельности, сопровождая свои действия речевыми пояснениями. | 1) Развлекательно-занимательная беседа 2) Чтение К. Чуковского «Чудо-дерево» 3) Игра фантазий 4) Коллаж «Чудо-дерево» | Иванова Г.П. «Театр настроений» |
НОЯБРЬ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ИСТОЧНИК |
1 неделя | «Радость» | Совершенствовать умение детей распознавать эмоциональное состояние – радость. Упражнять в выражении эмоций радости, доступными для них средствами, логично и последовательно излагать события из своей жизни. | 1) Прослушивание произведения Чайковского «Новая кукла» 2) Беседа о радости 3) Стихи М. Потоцкой «Что такое радость» | Иванова Г.П. «Театр настроений» Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольников» | |
2 неделя | «Маски эмоций» | Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают. Формировать умения разбираться в своих чувствах и стараться контролировать поступки. | 1) Чтение рассказа С. Михалкова «Как познаются друзья» 2) Игра «Отгадай эмоции» 3) Упражнение «Облака» | Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы» | |
3 неделя | «Что тебя огорчает, чему ты радуешься» | Помочь детям в определении того, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события. Учить детей сострадать, сопереживать людям. | 1) Чтение рассказа В. Осеевой «Три товарища» 2) Игра «Страна эмоций» | Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» | |
4 неделя | «Сказочные герои и ты» | Совершенствовать умение детей распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом. | 1) Чтение сказки Шарля Перро «Красная шапочка» 2) Инсценировка детьми отрывка из сказки | Рылеева Е.В. «Путешествие в мир эмоций» |
ДЕКАБРЬ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ИСТОЧНИК |
1 неделя | «Как вести себя при встрече» | Способствовать усвоению детьми основных правил этикета при встрече, формировать умение выбирать нужную форму общения с учетом ситуации. | 1) Беседа 2) Чтение произведения С. Козловой «Трям! Здравствуйте!» 3) Разбор игровых ситуаций | Н. Е. Богуславская «Весёлый этикет» | |
2 неделя | «Давай познакомимся» | Формировать представление о том, как можно использовать в речи слова и формулы, помогающие при знакомстве. Расширять коммуникативные возможности детей. | 1) Беседа «С чего начинается знакомство» 2) Игра «Кто больше назовёт слов-приветствий?» | Безгина О.Ю. «Речевой этикет» Произведения М. Дружининой | |
3 неделя | «Как вести себя за столом» | Способствовать усвоению детьми основных правил поведения за столом. Расширять знания детей о хороших манерах. | 1) Чтение «Правил поведения для воспитанных детей» Г.П. Шалаевой | Н. Е. Богуславская «Весёлый этикет» | |
4 неделя | «Как вести себя при прощании» | Совершенствовать представление детей о том, как можно использовать в речи основные правила этикета при прощании, помочь им понять, что это не только проявление вежливости, но и один из способов укрепления межличностных отношений. | 1) Проведение теста «Как мы прощаемся» 2) Игра-иммитация «Послушай и угадай» (Азбука общения) | Кузнецова л. В, Панфилова М.А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» |
ЯНВАРЬ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ИСТОЧНИК |
1 неделя | «Как выбирать подарок» | Формировать представление детей о позитивных поддерживающих приёмах общения. Помочь им понять, как можно порадовать друга подарком. | 1) Игровая ситуация «Какие бывают подарки» 2) Рисование «Подарок другу» | Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы» | |
2 неделя | «Порядок в твоём доме» | Приучить детей содержать в порядке своё жилье и проявлять особую заботу о его красоте и чистоте, если в дом приходят гости. | 1) Активное общение «Я — помощник» 2) Дидактическая игра «Буду, как мама» 3) Хозяйственно-бытовой труд: наведение порядка в игровых зонах | А.К. Бондаренко «Дидактические игры в дет. саду» Гамаюнов Н. Н. «Легко ли быть папой?» | |
3 неделя | «Что надеть в гости» | Приучать детей следить за своим внешним видом. Помочь им понять, что воспитанный человек стремиться понравиться окружающим и всегда выглядит опрятно. | 1) Активное общение «Как выбрать наряд» 2) Игра «Устроим выставку вещей» | А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду» | |
4 неделя | «Как принять гостей» | Совершенствовать представление детей о поддерживающих приёмах общения со сверстниками. Помочь понять, в чем состоит роль хозяина дома во время приёма гостей. | 1) Чтение Я. Акима «Моя родня» 2) С/р игра «У нас в гостях бабушка» | Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей» |
ФЕВРАЛЬ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ИСТОЧНИК |
1 неделя | «Конфликты между детьми» | Помочь детям проанализировать причины ссор, совершенствовать умение находить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допуская их негативного проявления драки». | 1) Активное общение «Почему возникают конфликты» 2) Игра – имитация «Поссорились – помирились» (Азбука общения) 3) Чтение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» | Князева Л.П «Этические беседы в детском саду» | |
2 неделя | «Ссора» | Помочь детям самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека. Совершенствовать умение пользоваться нормами – регуляторами (уступить, договориться, соблюдать очередность, извиниться и др.) | 1) Беседа «Как можно избежать ссор» 2) Дидактическая игра «Не забывай о товарищах» (Азбука общения) 3) Дидактическая игра «Оцени поступок» | Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. «Правила поведения для воспитанных детей» А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду» | |
3 неделя | «Какие качества помогают дружбе» | Познакомить детей с качествами, которые помогают дружбе | 1) Чтение рассказа Е. Кошевой «Мой сын» — беседа о дружбе 2) Дидактическая игра «Дружные ребята» | Князева Л.П «Этические беседы в детском саду» Ушакова О.С. «Скажи по-другому» | |
4 неделя | «Порадуй своего друга» | Формировать представление детей о позитивных способах общения со сверстниками, помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость | 1) Активное общение «Чем можно порадовать друга» 2) Чтение Н. Калининой «О хороших товарищах» 3) Рисование «Подарок другу» | Князева Л.П. «Этические беседы в детском саду» | |
МАРТ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ИСТОЧНИК |
1 неделя | «Твоя любимая еда» | Продолжать определять вместе с детьми вкусы и предпочтения в еде, сравнивать с предпочтениями других | 1) Экскурсия на кухню 2) Игра-драматизация «Весёлые овощи» («Азбука общения») 3) Загадка о продуктах | Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» | |
2 неделя | «Ваше любимое занятие» | Помочь детям определить их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других детей. Совершенствовать интерес к учебной деятельности. | 1) Активное общение «Что мне больше нравится?» 2) Рисование «Моё увлечение» 3) Чтение сказки «Кто не работает , тот не ест» | Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей» | |
3 неделя | «Животное, которое мне нравится» | Проанализировать знания детей о домашних животных. Способствовать переживанию чувства радости от общения с домашними животными. Воспитывать желание заботиться и правильно ухаживать. | 1) Рассказы детей о своих «любимцах» 2) Дидактическая игра «Чья мама» 3) Лепка «Моё любимое животное» | Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» | |
4 неделя | «Растения, которые мне больше нравятся? (полевые, садовые, комнатные)» | Совершенствовать умение ребят определить вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к растениям, сравнивать с предпочтениями других. | 1) Рассматривание гербариев, растений уголка природы. 2) Настольная игра «Растительный мир» 3) Рисование «Мой любимый цветок» | Ёлкина Н. В., Мариничева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» | |
АПРЕЛЬ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ИСТОЧНИК |
1 неделя | «Моя любимая игрушка» | Продолжать воспитывать у детей привязанность к детскому саду. Вызвать желание рассказывать о своих игрушках и о том, как дети с ними играют. | 1) Активное общение «Мои игрушки» 2) Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки» 3) Прослушивание песен Шаинского для детей | Козлова С.А. «Мой мир» | |
2 неделя | «Твоя любимая сказка» | Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение как жить, дружить, а также рассказывается о разных качествах человека: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, лень, зло, грубость. | 1) Викторина «Угадай сказку по отрывкам» 2) Игра «Позовём сказку» 3) Инсценировка сказки «Жихарка» | А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду» | |
3 неделя | «Моя забота о родителях» | Проанализировать значимость заботы друг о друге в семье. Актуализировать знания детей о способах проявления заботы. Воспитывать уважение и заботливое отношение к своим родителям. | 1) Активное общение «Копилка добрых дел» 2) Урок доброты «Порадовать родителей – это так просто» 3) Рассматривание фото-альбома «Моя семья» 4) Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» | Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей» | |
4 неделя | «Я и другие» | Расширять представления о телесных и физиологических особенностях и умениях человека. Уметь сравнивать свои действия с действиями другого человека, замечая эмоциональное состояние других людей. Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом. | 1) Беседа «Чем мы отличаемся и чем мы похожи» (рассматривание себя и друзей в зеркале) 2) Дидактическая игра «Как мы ласково называем друг друга» 3) Дидактическая игра «Мы разные» (Азбука общения) | Козлова С.А. «Мой мир» Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей» |
МАЙ | НЕДЕЛЯ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ФОРМЫ РАБОТЫ | ИСТОЧНИК |
1 неделя | «Дом, в котором ты хотел бы жить» | Определить вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам обстановки и быта. Воспитывать аккуратность. | 1) Размышление «Моя мечта» 2) Творческая игра «Я – волшебник» 3) Конструирование «Дом моей мечты» | Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы» Кобитина Л. А. «детям обо всем» | |
2 неделя | «Мимические признаки эмоций» | Совершенствовать умение детей распознавать различные эмоции по выражению лица. Способствовать осознанию своего самочувствия, настроения, желания при проявлении эмоций. | 1) Уроки доброты «Глядя в зеркало» 2) П/и «Мы веселые ребята» 3) Чтение «Про нос и язык» — Пермяк Е. 4) настольная игра «Наши эмоции» | Иванова Г.П. «Театр настроений» | |
3 неделя | «Сочиняем истории про себя и своих друзей» | Побуждать детей сочинять несложные стихи и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению их самооценки. | 1) Активное общение «Я и мои друзья» 2) Поговорки, пословицы, стихи о дружбе 3) Игра «Письма доброго сказочника» | А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду» Козлова С.А. «Мой мир» | |
4 неделя | «Делаем вместе» | Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. | 1) рассуждение «Что можно сделать вместе с другом» 2) Игра – упражнение «Мы дежурим по столовой» 3) Игра «Мы – друзья-товарищи» | А.И. Сорокина «Дидактические игры в дет. саду» Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения» |
Источник