Социально коммуникативное развитие ребенок в семье
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ.
Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, приобретает готовность и умение решать проблемы в процессе общения. Усвоение норм человеческого общения начинается с момента рождения и его базис формируется к пяти годам. К этому возрасту у ребенка складывается целостное представление о том, что можно и нельзя делать, что ожидать от других, как лучше себя вести в той или иной ситуации. Семейное воспитание предопределяет систему потребностей и мотивации взрослого человека, его восприятие окружающего мира. То фундаментальное, что закладывается в семье, с трудом поддается изменениям в дальнейшем. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, оно основано на родительской любви и вызывает ответные чувства детей к родителям.
Семья – это малая социально-психологическая группа, основанная на браке, её члены объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, тесными эмоциональными связями и моральной ответственностью друг перед другом.
Семья явление историческое. Общество предъявляет к семье свои требования: семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты, является вечной и очень ответственной задачей общества и всего человечества в целом. Сколько в мире семей, столько и разновидностей семейных моделей воспитания. Каждая семья неповторима и уникальна по-своему, в каждой преобладает свой путь воспитания и развития ребенка, который несёт в себе яркий отпечаток личности родителей.
Что же такое «семейное воспитание» — это общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Принято выделять несколько факторов, определяющих семейное воспитание:
— распределение ролей в семье,
— модели отношения родителей с детьми,
— система наказаний и поощрений,
— ценностная ориентация родителей.
«У хороших родителей вырастают хорошие дети» — мы часто слышим это утверждение, а какие они «хорошие» родители? При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. Но вряд ли такая абсолютная норма существует в воспитательной деятельности. Быть родителем надо учиться, так же как мы постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.
Многие родители знают, как не надо воспитывать, но не знают и не умеют воспитывать так, как им того бы хотелось, и тут на помощь должен прийти педагог. Его цель – содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. Следует учитывать и тот факт, что некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности.
Но оказать поддержку родителям в создании условий для полноценного развития личности и в понимании поступков собственного ребенка можно только тогда, когда педагог знает и умеет определять семейную модель и тип отношений в семье, предвидеть путь развития ребенка и прогнозировать его жизненную позицию. Очень подробно этот вопрос рассматривается в книге Горловой Н.А. «Речевой фитнес» и др.. Предложенный алгоритм, связывает воедино механизмы эмоционально-личностного развития, типы семейных отношений и жизненный стиль семьи, определяющий путь развития ребенка. Это ни сколько не умаляет основных методов работы с семьей, как то: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, но дает мощный фундамент для этой работы.
Предпочтительным является тип семейных отношений, который настраивает членов семьи на общение и компромиссное решение семейных проблем под девизом «Безвыходных ситуаций не бывает», формирует автономный путь развития личности ребенка, порождает действенную личную позицию, основанную на активности и осознанности. Человек не просто осознаёт течение своей жизни, но способен встать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею.
В заключении я хочу напомнить, что воспитание – это взаимодействие равноправных участников и держится на любви к детям. Если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным:
5 объятий – для выживания,
10 — для поддержки,
15 – для роста и развития.
Наилучший результат, когда все это происходит в нужный момент, в этом и заключается мастерство воспитателя.
Источник
Людмила Ставцева
Статья: Ребенок в семье, сообществе (образовательная область: социально-коммуникативное развитие)
Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. В повседневном общении с родителями, сверстниками малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. «Семья для маленького ребенка, — как говорится в книге «Воспитание дошкольника в семье» (под. ред. Т. А. Марковой, — почти единственный социальный институт, формирующий его личность».
Каждая отдельно взятая семья непохожа ни на какую другую. Сколько семей, столько особенностей ее уклада, свойственных только данной семье. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектульного развития.
Роль семьи в формировании развивающейся личности трудно переоценить. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умение жить среди людей. Дошкольник отличается такими психо-физиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие.
Вся жизнь взрослых – пример для маленьких. Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, приобщаясь к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. Малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность.
Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально- нравственной атмосферой, существующими семейными традициями.От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если ребенок растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. В настоящее время, к сожалению, всёчаще у детей наблюдаются отклонения в поведении: агрессивность, неуравновешенность, непослушание, гиперактивность, что является последствием психических расстройств. Почему это происходит?
В настоящее время семья, которая всегда была крепким щитом, защитой для детской души, разрушена.Так как появилось много неполных семей: разведённых, матерей-одиночек, пар, живущих «гражданским браком».
«Гражданский брак» стал некоей данью современной моде. Это явление широко разрекламировано и одобряется многими общественными и даже политическими деятелями. Печален тот факт, что это становится дурным примером для молодежи, которой также интересно все новое и неизведанное. В таких семьях каждый из супругов готов хлопнуть дверью при первом же скандале. Это, конечно же, не может положительно влиять на атмосферу в семье. Вместо уютного дома для детей остаётся одно «пепелище». Дети недополучают элементарного общения со взрослыми, т. к. те в свою очередь заняты выяснением отношений. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали прыгать, бегать и скакать. Надо, чтобы взрослые принимали детей в свою взрослую жизнь. Только если ребёнок включён в жизнь взрослых, он будет развиваться.
Ведь самое важное, что должен усвоить ребёнок в семье от родителей — это любовь. Любовь и взаимоуважение составляют атмосферу семьи. Ребёнок должен воспитываться на примере! Нужно окружить его теми образами, которые вы считаете полезными. «Дерево растёт стройным, если тянется к солнцу. Лишите его источника света и оно будет уродливым.»
Что и происходит в современном мире. Душа ребёнка требует примеров для подражания. А какой пример могут дать родители, живущие в «гражданском браке»? Ребенок не видит в своих родителях единой крепости и защиты для себя. Родители в таких семьях не уверены в своих отношениях. Ребёнок, хотя и не в полной мере способен ещё понимать это, но чувствует недоверие родителей друг к другу, что приводит к росту тревоги, неуверенности в себе и агрессии. Поэтому так важно понять, что воспитание своего ребёнка нужно начинать с воспитания себя. Какой я, такой и мой ребёнок.
К сожалению, воспитание детей в настоящее время стало по преимуществу женским делом, и это даёт о себе знать уже сегодня – в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью.
Запомните:
Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать, не восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать ему только отец.
Воспитание ребёнка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нём участвуют оба родителя. Кстати, статистика неблагополучных подростков, оказавшихся в колониях,свидетельствует: более 70% из них – из так называемых неполных семей. То есть тех, где отец отсутствует. Даже в условиях раздельного проживания родителей несовершеннолетний должен постоянно ощущать их внимание и заботу. И как важно, чтобы горькое последствие развода между родителями по возможности меньше отражалось на детях, для которых мы всегда остаёмся матерью и отцом. И эту кровную, созданную природой связь, нельзя прерывать. Полная безотцовщина уродует души детей, прежде всего, дурно воздействует на них через беспокойную, настороженную мать. Отсюда повышенная реактивность и агрессивность, отмечаемая психологами у детей, выросших в неполных семьях: нет уверенности, устойчивости, которые придает всему дому отец.
Почему в семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние? Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости — это забота отца. Часто можно слышать, что ребёнку не хватает мужской руки. Нужно понимать, что речь идёт не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую можно опереться.Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести только мужские руки и мужские плечи. Такое знание усваивается только на опыте. Если ребёнок хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать попавшего в беду, если заметил, как он уступает место старику, такой ребёнок уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного поведения.
Наблюдая за отношениями папы и мамы, ребёнок узнает культуру отношений между мужчиной и женщиной. Таким образом, для него формируется модель будущих отношений с противоположным полом. Велика вероятность того, что в будущем в собственной семье дети воспроизведут модель отношений, подобную той, которую видят в детстве.
Помните:
Гордость за своих родителей – это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка. Стыд за своих родителей – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту. Родители, дающие положительный пример для подражания, растят честных и добропорядочных граждан Отечества.
По каким признакам можно судить о семье как о коллективе, который способен осуществлять главную социальную задачу (подготовка ребенка к жизни, его гармоничное развитие и воспитание, которая решается обществом и семьей).
Социальная ценность семьи.
Она определяется прочностью, нравственными устоями, душевным здоровьем, общностью дел и интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, праздники, культурные и спортивные увлечения, совместный досуг.
Правильные внутрисемейные отношения, в системе которых участвует и ребенок.
Если взрослые все свое внимание концентрируют на нем, чтобы удовлетворить любое его желание, любой каприз, то создаются условия для процветания эгоцентризма.
Нельзя не подчеркнуть особую роль матери и отца в жизни и воспитании ребенка. Отношения «мать-отец» — величайший пример для ребенка в достижении им нравственных критерий.
Семейные традиции.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Они скрепляют семью, создают стабильный строй жизни, характеризуют семью как коллетиве.
Трудовая атмосфера семьи.
Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, дошкольник осознает свою причастность к жизни всей семьи.Он постигает важные понятия: каждый член семьи имеет свои обязанности, в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимосвязаны и продиктованы общими интересами; все – старшие и дети – делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Таким образом. совместный труд дает почувствовать всем участникам равенства членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.
Эмоциональная атмосфера семьи.
В одних семьях принято все дела решать спокойно. В других и обычный разговор ведется с раздражением, на детей принято прикрикивать. Велико влияние эмоционально- нравственного микроклимата семьи на становление личности растущего человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей и подражая им, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности.
Таким образом, семья имеет важное значение в формировании личности маленького человека.Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, — передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Пусть будет уютно и светло в Вашем доме.
Источник
Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления. Семья. Углублять представления ребенка о семье и ее истории. Учить создавать простейшее генеологическое древо с опорой на историю семьи. Углублять представления о том, где работают родители, как важен для общества их труд. Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников. Детский сад. Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений. Развивать умение замечать изменения в оформлении помещений, учить объяснять причины таких изменений; высказывать свое мнение по поводу замеченных перемен, вносить свои предложения о возможных вариантах оформления. Подводить детей к оценке окружающей среды Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, украшать ее произведениями искусства, рисунками. Привлекать к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам. Побуждать использовать созданные детьми изделия, рисунки, аппликации (птички, бабочки, снежинки, веточки с листьями и т. п.). Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения. Приобщать к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и сов- местно с родителями .
Месяц
Тема
Программное содержание
Методические приёмы
Литература
Сентябрь
Детский сад
Закрепление умения ориентироваться в помещениях детского сада, знания адреса детского сада
Экскурсия по детскому саду. Беседа: «Наш детский сад» Чтение С. Махотин «Старшая группа»
Конспект
Я и моя семья
Закрепление знаний об имени, отчестве родителей, их работе; домашних обязанностях, помощи взрослым
Продуктивная деятельность: «Портреты моих родных», «Мы гуляем с папой и мамой»
Заучивание А. Барто «Перед сном»
Октябрь
Моя большая семья
Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Беседы: «Мои дедушка и бабушка», «Мои родственники» Чтение Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша»
Конспект
Путешествие в страну мальчиков и девочек
Формирование собственной гендерной принадлежности и первичных гендерных представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку».
Чтение В. Драгунский «Денискины рассказы»
Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. —
Ноябрь
Одежда девочек и мальчиков
Систематизировать знания о предметах одежды и предметах трудовой деятельности. Формировать у детей культуру взаимоотношений полов.
Рассматривание предметов одежды. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что любят надевать девочки (мальчики)». Чтение А. Шибаев
«Какая одежда?»
Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М.: Л инка-Пресс, 1998.
Мой любимый детский сад
Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада.
Беседа «Детский сад – мой второй дом» Чтение О. Высоцкая « Детский сад»
Конспект
Декабрь
Мои родители меня назвали…
Формировать понятия « Я и моё имя», познакомить с происхождением имен, отечества, фамилии.
Беседа « Кому какие дают имена» Чтение Е. Чарушин « Почему Топу назвали Топой»
Новый год у ворот
Формировать представления детей о новогодних традициях России и других стран
Подготовка к утреннику, целевые прогулки на празднично украшенную улицу Чтение Г.Х.Андерсен
« Снеговик»
Картушина Праздники народов мира в детском саду. Ч. 1, Ч. 2. — М.: Скрипторий 2003,2009;
Январь
Наш детский
сад — большая семья.
Формировать представление о значении детского сада в жизни ребенка; формировать эмоционально-положительное отношение к детскому саду.
Рассматривание фотографий из архива детского сада .Рассказ воспитателя. Чтение С. Михалков «А что у вас?»
Дурова Н.В. «Очень важный разговор.»
Кем я буду и каким я буду
Расширять знания ребенка о себе, о своем имени отчестве, представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
Беседа «Какими хотят стать девочки и мальчики?» Чтение русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Козлова С.А. Я- человек. Программа социального развития ребенка.
Февраль
Кто служит в армии
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
- Беседа «Будем в армии служить». Продуктивная деятельность: подарки мальчикам Чтение А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Конспект
Забота о младших .
Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад»Чтение М. Бородицкая «Ждем брата»
Март
Праздник девочек
Расширять представления о сходстве и различии людей по половому признаку — развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.
Беседа «Мы любим наших девочек». Продуктивная деятельность: подарки девочкам . Чтение Е. Григорьева «Ссора»
Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М.: Л инка-Пресс, 1998.
Мама- главный человек в нашей семье
Продолжать формировать представление детей о празднике «День матери», о добром отношении к маме
Беседа: «Как мы помогаем бабушке и маме» Чтение Е.. Благинина «Посидим в тишине»
Конспект
Апрель
Я и мое имя
Познакомить с историей происхождения некоторых имен, отчеств и фамилий
Дидактические игры: «Я знаю пять имен девочек -(мальчиков)» Чтение М. Яснов «Вот как я семью нарисовал»
Конспект
Какими мы были в младшей группе
Вспомнить вместе с какими они были в младшей группе
Чтение « Новая девочка»
Н. Найденова
Беседа « Что мы научились в детском саду»
Конспект
Май
Как мы говорим друг с другом и со взрослыми
Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома, развивать речевой этикет.
Дидактические упражнения: «Как обратиться с просьбой к родственникам, товарищу, незнакомому человеку» Чтение А. Усачёв « Что такое этикет»
Дурова Н.В. «Очень важный разговор.» Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду
Майский праздник — День Победы
Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины .
Встреча с ветеранами войны. Рассматривание иллюстраций. Чтение А. Твардовский «Рассказ танкиста».
Конспект
Июнь
Мои друзья
Закрепление знаний о себе, своей семье, родословной, детском саде.
Продуктивная деятельность: «Наш участок летом» Заучивание А. Барто « Игра в стадо»
Конспект
Моя родословная
Продолжать знакомить детей с правом ребенка на воспитание в семье;
закрепить понятия «род», «родословная», «семья», «гениалогическое древо».
Рассматривание семейных фотографий.
Домашнее задание: составление генеалогического древа (2-3 поколения) Чтение Я. Аким «Кто кому кто?»
Конспект
Июль
Дружат дети всей Земли
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по России» Чтение Мицкевич Адам «Друзьям»
Папа на работе
Закрепить знания о себе, своей семье.
Беседа: «Моя семья» Чтение Маргарита Иванычева
«А мой папа»
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу»
Август
Поведение девочек и мальчиков
Раскрыть интеллектуальный потенциал детей, закрепление доброжелательного отношения к противоположному полу,
Беседы: «Какими должны быть мальчики», «Что украшает девочку». Чтение А. Барто «Вовка — добрая душа», «Любочка»,
Еремеева В. Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. — М.: Л инка-Пресс, 1998.
Я житель Саратова.
Закрепить знания детей о родном городе, его истории.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Рассказ воспитателя.
Продуктивная деятельность «Чем мы гордимся в нашем
городе»
Конспект
Источник