Социально коммуникативное развитие ребенка 6 лет
Ирина Румянцева
Картотека «Игры по социально — коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС до)
1.«Возрастная линия»
Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости.
Ход игры
Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку (в соответствии с возрастным развитием людей разного пола). В ходе игры проводится беседа по содержанию картинок.
2.«Цветок вежливости»
Цель: способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений друг с другом; закреплять способы приветствия друг друга и взрослых.
Ход игры
Дети берут лепестки (вырезанные из цветной бумаги) и встают в круг. Каждый ребенок называет приветственное слово или делает приветственный жест, не повторяя товарищей и составляя, таким образом, цветок из лепестков в центре круга.
круга.
3.«Уроки этикета»
Цель: формировать обобщенные представления о нормах этикета принятых в общественных местах, семье; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.
Ход игры
Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три микрогруппы и распределяют карты между собой. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. В случае не правильного поведения героев на картинке, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае недопустимого поведения персонажей, карточка откладывается в сторону. После того как все микрогруппы выполнили задание, педагог предлагает проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведения персонажей на отложенных картинках. Педагог поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.
4.«Хорошо – плохо»
Цель: продолжать формировать обобщенные представления о собственных чертах характера, привычках.
Ход игры
По предложению педагога дети выбирают из картинок с изображением хороших и плохих привычек те, на которых нарисованы хорошие привычки, и выкладывают их на наборное полотно. Примерное содержание картинок с изображением полезных привычек: привычка следить за собой, выполнять принятые правила поведения в отношениях с близкими людьми, в общественном транспорте, в детском саду. Примерное содержание картинок с изображением плохих привычек: обижаться, капризничать, грызть ногти, не следить за своим внешним видом. Педагог беседует с детьми по содержанию иллюстраций.
5.«Чувства»
Цель: продолжать упражнять детей в умении различать эмоциональные состояния; адекватно воспринимать состояние другого человека.
Ход игры
Педагог раздает детям фотографии детей с разными эмоциональными состояниями и предлагает им встать по порядку так, чтобы в начале ряда оказалась карточка с самым приятным переживанием, а в конце – с самым неприятным.
6.«Мужские качества»
Цель: продолжать формировать дифференцированные представления о функциональных особенностях мужчин.
Ход игры
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да – да – да». А если качество не мужское, произнести: «Нет – нет – нет».
Слова: мужественный, сильный, кислый, колючий, смелый, ловкий, благородный, стеклянный, квадратный, заботливый, веселый, любящий, одаренный, способный, талантливый, решительный, хвастливый, находчивый, вдумчивый и т. п.
7.«Правильно – неправильно» (мальчики)
Цель: продолжать формировать знания о чертах мужского характера достойных уважения.
Ход игры
По предложению педагога дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки мальчиков, соответствующие достойному мужскому поведению: проявляют смелость и храбрость, следят за своим внешним видом, занимаются спортом, проявляют заботу о других, читают книги. В ходе выполнения задания педагог беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Мальчиков любят и ценят за настоящие мужские поступки, в которых люди видят смелость, честность, силу, заботу о других, благородство».
8.«Правильно – неправильно» (девочки)
Цель: продолжать формировать знания о чертах женского характера достойных уважения.
Ход игры
По предложению педагога дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению: проявляют заботу о других, внимание к их эмоциональному состоянию, помогают в домашних делах, занимаются рукоделием, заботятся о своем внешнем виде. В ходе выполнения задания педагог беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Девочек любят и ценят за настоящие женские поступки, в которых появляются доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие».
9.«Кто где работает»
Цель: продолжать упражнять детей работать с перфокартами; закреплять знания о мужских и женских профессиях.
Ход игры
Используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого – изображения людей разных профессий и их рабочих мест (стройка, поликлиника, больница, парикмахерская, детский сад, кафе и т. д., а в центре – вырезанный прямоугольник. Выполняя задание, ребенок подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем линии. Нужно выбрать по желанию представителя «мужской» («женской») профессии, соединить его (ее) синей (красной) линией с изображением соответствующего рабочего места и ответить на вопрос: «Где может работать человек этой профессии?». Например, медсестра может работать в больнице, поликлинике, детском саду; парикмахер – в парикмахерской, салоне красоты и т. п.
10.«Что лишнее?»
Цель: расширять представления детей о предметах и действиях, связанных с той или иной профессией; развивать память, внимание.
Ход игры
Педагог раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприца, ваты, йода и бинокля). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, выполняемые человеком этой профессии, и какими качествами он должен обладать.
11.«Разные профессии»
Цель: формировать умение работать в команде; закреплять представления о трудовых действиях людей различных профессий.
Ход игры
Дети делятся на три микрогруппы. Каждая группа получает иллюстрацию с изображением представителя «мужской» или «женской» профессии, например, столяр, медсестра, воспитатель. Каждая группа должна подумать и рассказать, что представитель ее профессии может сделать для детей, семьи, детского сада. Вариант задания: нужно подумать и рассказать, что представитель конкретной профессии может сделать для представителей остальных профессий (например, столяр может сделать для медсестры удобную кушетку для больных, для воспитателя – мебель для детского игрового уголка).
12.«Изобрази человека любой профессии»
Цель: развивать умение детей для выразительности образа использовать мимику, жесты, движения.
Ход игры
Дети встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносят слова
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем
И мечтаем поскорее
Мамы с папой встать взрослее.
Чтоб не просто так мечтать, кем ты, Саша (Маша, Даша, Миша,
Хочешь стать?
О. Емельянова
Водящий изображает действия – дети должны угадать профессию. Если они затрудняются ответить, водящего просят назвать свои действия.
13.«Назови спортсмена»
Цель: закреплять знания детей о различных видах спорта, о том, как называют спортсмена, занимающегося определенным видом спорта; закреплять умение различать «зимние» и «летние» виды спорта.
Ход игры
Дети встают в круг. Педагог называет вид спорта и бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет спортсмена, который занимается этим видом спорта (футбол, хоккей, фигурное катание, волейбол, гимнастика, плавание, баскетбол, бег, прыжки, бокс, лыжный спорт).
14.«Назови правильно»
Цель: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры
Педагог называет спортсмена – мужчину, бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет женщину – спортсменку, которая занимается тем же видом спорта. Например, пловец – пловчиха, лыжник – лыжница и т. д.
15.«Кому что нужно для занятий спортом?»
Цель: продолжать формировать интерес к работе с перфокартами; закреплять и расширять знания детей о атрибутах, снарядах, предназначенных для занятий спортом.
Ход игры
В игре используются перфокарты: лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный треугольник. На них изображены спортсмены (пловец, теннисистка, волейболист, стрелок из лука, лыжница) и предметы (спортивные снаряды). Ребенок, выполняя задание, подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем линии. Детям нужно карандашом соединить изображения спортсменов и предметов (или спортивных снарядов, которые им нужны для занятий спортом.
16.«Спорт ‘‘мужской’’ и ‘‘женский’’»
Цель: закреплять знания о различных видах спорта, которыми занимаются мужчины и женщины; развивать слуховое внимание, умение быстро реагировать.
Ход игры
Если педагог называет виды спорта, которыми чаще занимаются мужчины, дети хлопают в ладоши, если виды спорта, которыми предпочитают заниматься женщины, — топают ногами, а если виды спорта, которыми занимаются одинаково мужчины и женщины, — стоят тихо.
17.«Кто кем кому приходится?»
Цель: закреплять представления детей о родственных связях в семье; стимулировать проявлению познавательного интереса к своей семье.
Ход игры
В игре используются шесть цветков из цветного картона (съемные лепестки вставляются в серединку). На серединке каждого из них – изображение одного из членов семьи (мальчик, девочка, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина).
С помощью наводящих вопросов дети должны ответить, кто кем кому приходится в семье. К картинкам с изображением мальчика и девочки дети подбирают по четыре лепестка, потому что мальчик – сын, внук, брат, племянник; а девочка – дочь, внучка, сестра, племянница. К картинкам с изображением остальных членов семьи – по пять лепестков: женщина – мать, дочь (по отношению к своим родителям, невестка (по отношению к родителям мужа, сестра, тетя (по отношению к племянникам, мужчина – отец, сын, брат, дядя, зять. Пожилая женщина – мать, бабушка, теща, свекровь, сестра. Пожилой мужчина – отец, дедушка, тесть, свекор, брат.
18.«Зачем?»
Цель: упражнять детей в умении быстро отвечать на поставленный вопрос; развивать чувство юмора.
Ход игры
Педагог задает вопросы, а дети отвечают. После каждого ответа он опять задает вопрос: «Зачем?».
Например.
Педагог. Как вы думаете, зачем нужны друг, подруга?
Ребенок. Чтобы дружить.
Педагог. Зачем дружить?
Ребенок. Чтобы быть вместе.
Педагог. Зачем быть вместе?
Ребенок. Чтобы помогать друг другу?
Педагог. Зачем помогать? И т. д.
19.«Мой друг»
Цель: продолжать формировать о необходимости и значимости дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола; упражнять в умении давать характеристику качествам своего друга.
Ход игры
Дети встают в круг, педагог бросает мяч ребенку, а тот называет слова, характеризующие его друга (надежный, верный, смелый, добрый, отзывчивый, честный, правдивый, внимательный, строгий, веселый).
20.«Хорошо – плохо»
Цель: продолжать формировать представления о хороших и плохих поступках; закреплять умение аккуратно работать с иллюстративным материалом.
Ход игры
По предложению педагога дети выбирают картинки, на которых изображено то, что может выглядеть внешне красивым, и выкладывают их на наборное полотно.
Примерное содержание картинок: дети умываются, чистят зубы, ухаживают за своей одеждой и обувью, причесываются перед зеркалом, одеты в чистую, красивую одежду; дети не следят за своим внешним видом, дети с вредными привычками, дети не причесаны и т. п. Педагог беседует с детьми по содержанию иллюстраций.
21.«Для кого что нужно?»
Цель: продолжать формировать представления о предметах, предназначенных для женщин или мужчин; их значимости в жизни человека.
Ход игры
На перфокарте (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный прямоугольник) изображены мужнина и женщина, мужские и женские парфюмерные принадлежности, женская косметика, бритвенный станок для мужчины, спортивные снаряды для занятий спортом, красивая домашняя и спортивная одежда. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии.
Нужно карандашом красного (синего) цвета соединить изображение женщины (мужчины) с изображениями тех предметов и одежды, которые помогают им дома выглядеть дома внешне красивыми.
22.«Четвертый лишний»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы одежды; объяснять назначение данного вида одежды; развивать внимание, наблюдательность, умение логически мыслить.
Ход игры
Педагог представляет детям через проектор четыре слайда, на которых изображена праздничная и повседневная женская и мужская одежда. Предлагает детям найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.
23.«Во что мы любим играть»
Цель: предоставить детям свободу выбора; закреплять различные способы закрашивания картинки.
Ход игры
Каждый ребенок получает лист бумаги формата А4, на котором нарисовано 9 картинок в черно-белом варианте с изображением следующих видов игр: спортивные, сюжетно – ролевые, настольно – печатные, игры со строительным материалом, ЛЕГО, театрализованные, игры с бумагой, словесные, игры с природным материалом, подвижные. Дается задание – раскрасить картинки с изображением игры, в которую дети любят играть в детском саду.
24.«Кто работает в детском саду?»
Цель: закреплять представления детей о профессиях сотрудников детского сада.
Ход игры
Дети встают в круг, педагог бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет профессию сотрудника детского сада (повар, шофер, медсестра, электрик, слесарь, воспитатель, помощник воспитателя, методист, дворник, завхоз, заведующий).
25.«Кому что нужно?»
Цель: способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.
Ход игры
Дети работают на фланелеграфе, подбирают картинки с изображением орудий труда или того, что нужно для работы, к картинкам с изображением людей, работающих в детском саду (воспитатель, помощник воспитателя, повар, музыкальный руководитель, прачка, медицинская сестра и т. д.).
26.«Разные профессии»
Цель: продолжать закреплять знания детей о профессиональных действиях людей различных профессий; значимости результатов их труда для людей других профессий; формировать уважительное отношение к профессиональной деятельности взрослых.
Ход игры
Дети делятся на три микрогруппы. Первая микрогруппа получает иллюстрацию с изображением строителя, вторая – продавца, третья – хлебороба. Каждая группа должна подумать и рассказать, что полезного представитель ее профессии может сделать для детей детского сада (строили детский сад каменщики, крановщики, маляры, штукатуры; продают в магазинах свежие продукты – продавцы, выращивают хлеб – хлеборобы). Второй вариант задания: подумать и рассказать, что полезного представитель ее профессии может сделать для представителей других профессий.
27.«Разложи по порядку»
Цель: развивать познавательный интерес к истории письменных принадлежностей человека; закреплять умение работать в команде.
Ход игры
Дети раскладывают по порядку картинки с изображением письменных принадлежностей человека в разные времена (палочка, гусиные и металлические перья, карандаш, шариковая ручка, пишущая машинка, компьютер). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая – то картинка оказывается не на своем месте, лента выходит неровной).
28. Игра – лото «Труд древних людей»
Цель: продолжать закреплять представления о жизни и труде первобытных людей.
Ход игры
Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, яйца птиц). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. В ходе выполнения правил игры дети рассказывают о том, почему они выбрали именно эту картинку.
29. Игра – лото «Москва – великий город»
Цель: стимулировать познавательный интерес к явлениям и культуре главного города России.
Ход игры
К большой карте с изображением города Москвы дети подбирают маленькие карточки, на которых изображены знаменитые люди, достопримечательности столицы (русский художник Андрей Рублев, храм Василия Блаженного, первый книгопечатник Иван Федоров, Красная площадь, Кремль, здание Большого театра и др.). Во время игры дети комментируют свой выбор.
30. Игра «Старинное – современное»
Цель: обогащать представления детей об одежде, предметах быта, используемых русским народом в разные времена; симулировать познавательный интерес к культуре своего народа.
Ход игры
На экране появляются изображение сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранения одежды и т. п. Дети называют предмет одежды и рассказывают, старинная это вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки, лаптей и т. д., носят в наше время. За правильный ответ каждый ребенок получает маленький приз, это может быть изображение матрешки, бусинка, и т. д.
Благодарю за внимание!
Источник
Формирование
коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же
одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного
возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль,
отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение
слушать и слышать собеседника.
Коммуникативные
навыки развиваются
в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.
Вашему
вниманию, мы предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков.
Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения
получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека,
эмоциональной сферы.
Клеевой
ручеёк
Цель: развить умение действовать
совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить
доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой воспитатель
беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть
любые препятствия.
Дети встают
друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В
таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться
и сойти со стула.
2. Проползти
под столом.
3. Обогнуть
“широкое озеро”.
4.
Пробраться через “дремучий лес”.
5.
Спрятаться от диких животных.
Непременное
условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от
друга.
Слепец и
поводырь
Цель: развить умение доверять,
помогать и поддерживать товарищей по общению.
Дети
разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один
закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться
различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами,
даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует
отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются
ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию
игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно,
у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
Волшебные
водоросли
Цель: снятие телесных барьеров,
развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Каждый
участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми.
Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут
расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо
попросят.
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении,
привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра
проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые
слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый
день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо,
благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль,
сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Подарок на
всех
Цель: развить умение дружить, делать
правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Детям даётся
задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил
сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-
Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый
ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети
лепесток, через запад на восток,
Через север,
через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь
коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы…
В конце
можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Волшебный
букет цветов
Цель: Учить проявлять внимание к
окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные
качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон,
вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Воспитатель ( показывает
на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение,
когда вы смотрите на эту полянку?
Дети. Грустное, печальное, скучное.
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не
хватает?
Дети. Цветов.
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке.
Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой
и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в
«Комплименты».
Дети по
очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и
выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые
цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель
таким образом , подводит к мысли, что нужно
внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в
разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно
выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям
предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Два мальчика поссорились – помири их.
2. Тебе
очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы –
попроси его.
3. Ты нашёл
на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
4. Ты очень
обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл
в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты
потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
7. Ты пришёл
в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята
играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь
делать, если они тебя не захотят принять?
9. Дети
играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
10. Ребёнок
плачет – успокой его.
11. У тебя
не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе
пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты
пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети
завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы
никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и
вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом?
Можно ли сказать, что Витя пошутил.
Руки
знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства
и понимать чувства другого человека.
Игра
выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на
расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания
Закройте
глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь
получше узнать своего соседа, опустите руки;
снова
вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
ваши руки
снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят
прощения, вы расстаётесь друзьями.
Коврик примирения
Цель: Развивать коммуникативные навыки и
умение разрешать конфликты.
Придя с
прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня
поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против
друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь
мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как
поделить игрушку».
Изобрази
пословицу
Цель: развить умение использовать
невербальные средства общения.
Детям
предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не
воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто
твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга –
ищи, а найдёшь – береги”
“Как
аукнется, так и откликнется”
Разговор
через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся
напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно
представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной
группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне
холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Закорючка
Цель: Развивать уважение в общении.
Учитывать интересы других детей.
Воспитатель
предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в
разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на
листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку,
который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или
животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую
закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры
Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо
отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ;
формировать речевые умения.
Все дети
группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной
день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из
участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) –
садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
Без маски
Цель: развить умения делиться своими
чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Перед
началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным,
открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все
участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое
воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:
“Чего мне
по-настоящему хочется, так это…”;
“ Особенно
мне не нравится, когда…”;
“Однажды
меня очень напугало то, что…”;
“Помню случай,
когда мне стало невыносимо стыдно. Я…
Литература:
- Новгородцева Е. А. Формирование
доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический
журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011
г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60. - Чеснокова Е.Н. развитие
коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал//
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ «
Сфера» -стр 126. - Кулигина Е.А., Кислякова Е.В.
Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации.
//Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр
61. - Громова Е.В. Формирование
навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал//
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ «
Сфера»- стр 65. - Сорокина А.И. Дидактические
игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского
сада. Москва « Просвещение» 1982г.
Электронная
литература:
- Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
- Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Источник