Социальная среда и развитие аномального ребенка
Левина Оксана
Социальная среда и развитие аномального ребенка
Успех индивидуальной или групповой работы с аномальными детьми зависит от наличия вокруг них благоприятной социальной среды. Такой средой для маленького ребенка является семья. Особое внимание следует уделить воспитанию правильных, дружеских взаимоотношений ребенка с другими детьми. Общаясь с аномальным ребенком, играя с ним, проявляя заботу и внимание, нормально развивающиеся дети становятся добрее и мягче. Важно чтобы дети были объединены общей целью и оказывали друг другу помощь. Что же касается аномального ребенка, то дружеское общение с нормальными детьми для него бесценно, это положительно сказывается на общем эмоциональном и умственном развитии. К тому же постоянное взаимодействие только со взрослым не дает возможность реализовать естественные детские интересы и стремление играть и дружить со сверстниками. Многие аномальные дети посещают специальные детские сады и школ, где с ними работают специалисты.
Это накладывает определенный отпечаток на поведение этих детей. Аномальные дети нуждаются в разнохарактерном общении. Надо чтобы они встречались, играли и общались с нормально развивающимися детьми. Это следует помнить родителям.
Подводя общий итог можно заключить, что многие аномальные дети, вырастая, адаптируются социально.
Публикации по теме:
Игры на развитие познавательной активности ребенка
Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.
Образовательная среда для самостоятельной активности ребенка
К Новому году принято украшать не только свои дома и квартиры, но и все общественные помещения и даже городские улицы. Атмосфера ожидания.
Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»
Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»
Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.
Консультация для воспитателей «Игра в развитие ребенка»
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В жизни ребенка игра занимает большое место. Она развивает его личность,.
Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»
Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.
Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства»
Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».
Родительское собрание «Речевое развитие ребенка»
Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи детей.
Влияние арт-терапии на развитие ребенка
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.
Влияние семьи на развитие ребенка
Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.
Источник
В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация». Компенсация — это внутренний процесс; реабилитация — внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.
Реабилитация определяется как «система государственных, социальноэкономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация представляет сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к «жизни, семье и обществу» (Кабанов М. М. Реабилитация психически больных.Л., 1985, с. 10).
Ключевым в этом определении является то, что реабилитация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от термина «компенсация».
Этот процесс направлен не на само нарушение, а на личность человека с тем или иным нарушением, на восстановление полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации — не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалидности состоит в конфликте полноценных человеческих потребностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности пострадавшего
Абилитация – означающий в дословном переводе — предоставление прав. При реабилитации речь идет о восстановлении, возмещении потерянных свойств, условий, того качества жизни, которое было утрачено индивидом. Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным пороком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, строится на иной основе. В подобных случаях возможны исходнаянеадаптированность, отсутствие периода нормального развития и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Опыт интегрированною обучения детей с отклонениями в развитии в условиях обычных общеобразовательных школ как раз пример социального уровня адаптации
Компенсация и коррекция.
Проблема компенсации поврежденных или задержанных в развитии функций является центральной как для специальной психологии, так и для специальной педагогики.
Одна из главных задач специальной психологии — поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития — является одновременно и задачей специального образования.
Теория компенсации развивалась в тесной взаимосвязи с развитием специального обучения, и уже в 30-е гг. XX в. Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:
— включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;
— применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;
— специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;
— включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;
— уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой, — внешними социальными условиями.
Термин «коррекция» (от лат. correctio — исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям.
Коррекция отклоняющегося развития — это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.
В коррекционном воздействии выделяют два направления: исправление отдельных дефектов и их последствий и целостное влияние на личность ребенка. В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитателыюй работой.
Источник
Введение.
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и
образовательной практике является область коррекционной педагогики. Еще десять
лет назад вряд ли бы кто из педагогов, светил отечественной науки, задумался об
организации специальной помощи детям с ограниченными возможностями в условиях
массовых детских садов и обычных общеобразовательных школ.
В нашей стране внедрению коррекционной работы в учебные заведения уделяется
самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только
образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного
образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты
населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию
образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в
физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального
закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” в стране создана
сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с
недостатками в физическом и психическом развитии.
В общегосударственном законе“Об образовании”,“Программе развития образования
на 1999–2003 гг.”, Программе“Дети-инвалиды” и других документах закреплены
ключевые позиции по совершенствованию данного образовательного направления.
Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной
жизни претерпела за последние годы изменения. Процессы трансформации в
интернатных и коррекционных образовательных учреждениях происходит сегодня в
нескольких направлениях, влияя тем самым на цели, структуру и содержание
образования.
На протяжении последних лет для системы коррекционного образования стали
характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в
типах и видах образовательных учреждений и образовательных программ, в вариантах
учебных планов и учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки
педагогических кадров. Краткому анализу психолого-педагогических аспектов этой
проблемы и посвящена данная работа.
Глава I. Общетеоретические аспекты коррекции.
Воспитание и обучение аномальных детей – сложная социальная и педагогическая
проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их
возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.
Дефектология как педагогическая наука оперирует рядом основных педагогических
терминов и категорий.
Коррекция.
Коррекция (лат. Corrеctio – исправление) в дефектологии – система
педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков
психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается как исправление
отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), так и целостное
влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного
результата в процессе его обучения, воспитания и развития.
Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и
физического развития ребенка обозначается понятием “коррекционно-воспитательная
работа”. [4]
Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и
внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и
трудовых знаний, умений и навыков. На ранних этапах обучения и развития эта
работа предусматривает обогащение представлений аномальных детей об окружающей
действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и
других видов деятельности. В дальнейшем коррекционно-воспитательная работа
осуществляется в процессе обучения аномальных детей общеобразовательным знаниям.
Компенсация.
Компенсация (лат. Compensatio – возмещение, уравновешивание) –замещение или
перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.
Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие
врожденных либо приобретенных аномалий. Процесс компенсации опирается на
значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.
У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых
динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных
функции, развитие личности.
Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем
организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и
мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических
процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации.
Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития
функций.[1]
В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его
вторичные социальные последствия, его социально– психологическая реализация.
Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают
преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Поэтому особо важно социальное
воспитание аномального ребенка, основанное на методах социальной компенсации его
природного недостатка. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные
отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе
компенсаторных возможностей.
Социальная реабилитация.
Социальная реабилитация (лат. Rehabilitas – восстановление пригодности,
способности) в медико-педагогическом значении – включение аномального ребенка в
социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его
психофизических возможностей. Это главная задача в теории и практике
дефектологии.
Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на
устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения,
воспитания и профессиональной подготовки. В процессе реабилитации компенсируются
функции, нарушенные болезнью.
Задачи реабилитации решаются в системе специальных учебных заведений для
разных категорий аномальных детей, где особенности организации учебного процесса
определяются особенностями аномального развития детей.
Социальная адаптация.
Социальная адаптация (от лат. Аdapto – приспособляю) – приведение
индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с
системой общественных норм и ценностей. У аномальных детей из-за дефектов
развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность
адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования.
Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих
норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в
поведении.
В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение
адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения
социальных (и том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация
открывает аномальным детям возможность активного участия в общественно полезной
жизни. Опыт специальных учебных заведений показывает, что учащиеся этих школ
способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.
Воспитание аномальных детей.
Воспитание аномальных детей – одно из основных понятий дефектологии.
Оно имеет большое значение для общего развития детей, их общения со
сверстниками и взрослыми, формирования личности.
Цели и задачи воспитания аномального ребенка определяются общими принципами
педагогики – подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование
гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами и
средствами, соответствующими степени и структуре дефекта. В зависимости от
характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его
последствий. Воспитание аномального ребенка осуществляется в тесном контакте
семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания
требовательности и щадящего режима.
Воспитательная работа с аномальным ребенком проводится с учетом его
индивидуальных и возрастных особенностей, направлена на формирование у него
самостоятельности, навыков самообслуживания, труда и культуры поведения, умения
жить и работать в коллективе.
Воспитание аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения
окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию
внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у
ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности,
стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные
качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий
и поступков.
Обучение и развитие аномальных детей.
Обучение и развитие аномальных детей – это целенаправленный процесс передачи
и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к
жизни и труду.
В ходе обучения осуществляются цели образования и воспитания.
Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования и
обучения аномальных детей). Задачи, содержание, принципы, организация учебного
процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного
заведения с учетом глубины и характера дефекта.[2]
Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от
обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале
наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование
их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при
сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться
нереализованными.
Методы обучения в коррекционной школе.
В коррекционной школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает
диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.
Здесь используются методы и приемы обучения, принятые в массовой школе, а также
некоторые методы и приемы из других областей дефектологии, например, логопедии;
наряду с этим разрабатываются специфические методы и приемы.
Недостатки развития познавательной деятельности учащихся с нарушением
психофизического развития, особенно мышления и речи, не позволяют использовать
такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты. В то же время
коррекционная направленность обучения требует активного использования не только
репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию
аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно–
практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления. Поэтому
в процессе обучения в старших классах используются, в частности, некоторые
продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание
простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их
ограничено.
Воспитанники, имеющие недостатки в развитии, как правило, приходят в школу
плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к
учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует
более широкого (чем в массовой школе) включения в процесс обучения в младших
классах методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр,
создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы находят свое применение и
в старших классах, они часто используются для закрепления пройденного.[3]
В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические
методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной
деятельности детей с нарушениями психофизического развития. Ученики, например,
не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо
членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в
словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями,
плохо понимается школьниками, не запоминается, а следовательно важно сочетать
эти методы. Однако в связи с тем, что у школьников связи между словесными и
наглядными компонентами образуются с большим трудом, требуются специальные
методические приемы, обеспечивающие эту связь.
Нередко своеобразие того или иного метода заключается в специфике применяемых
приемов. Большое значение имеет сочетание разных методов. В коррекционной школе
это будет зависеть не только от характера и содержания учебной дисциплины,
дидактических задач, подготовленности учащихся, но и состава класса.[5]
Неоднородность состава, обусловленная типологическими особенностями
школьников, требует поисков различных сочетаний методов для успешного обучения
всех учеников. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его
усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.
Следует отметить, что специфика применения методов и приемов наиболее отчетливо
проявляется в процессе преподавания каждого учебного предмета.
Глава II. Система специального (коррекционного) образования.
Новейшая история развития коррекционного образования
В 90-е гг. под влиянием социально-политических изменений в стране произошел
резкий перелом в ценностных ориентациях государства: стали переосмысливаться
права человека, права ребенка, права инвалидов; началось освоение обществом
новой философии: признание неделимости общества на“полноценных”
и“неполноценных”, признание единого сообщества, состоящего из разных людей с
различными проблемами. Государство провозглашает антидискриминационную политику
по отношению к инвалидам. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и
государством состояния системы специального образования и перспектив ее
развития, оно стало характеризоваться как кризисное. Критике подвергались и
подвергаются: – социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как
“дефективного”, аномального; – охват системой специального образования лишь
части нуждающихся:“выпадение” из нее детей с глубокими нарушениями в развитии;
отсутствие специализированной психолого-педагогической помощи детям со слабо
выраженными нарушениями; – жесткость и безвариативность форм получения
специального образования; – примат образовательного стандарта над развитием
личности ребенка.
Одновременно на федеральном и региональном уровнях начинают возникать
инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов
психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального
обучения, копирующих современные западные модели обучения детей с нарушениями в
развитии.
Приказ Министерства образования РФ о введении компенсирующих классов был
издан в сентябре 1992 г. Введение компенсирующего обучения было обусловлено тем,
что у довольно значительной части детей (по разным данным 20–30%) уже при
поступлении в школу выявляются некоторые парциальные отставания в развитии
психических познавательных процессов, что не позволяет им осваивать школьную
программу, а следовательно, ведет к стойкой школьной дезадаптации и последующему
нарушению процесса социализации.[6]
Существовавшие до этого классы выравнивания были ориентированы сравнительно
на небольшой контингент учащихся, задержка психического развития которых имела,
как правило, органическую природу. Для остальных детей “группы риска” появилась
необходимость открыть классы компенсации, где обучение носит
коррекционно-развивающий характер и включает дополнительную
психолого-педагогическую поддержку.
Двумя годами позже была выдвинута концепция коррекционно-развивающего
обучения, которая, по сути дела, сняла противоречие между классами выравнивания
и компенсирующими классами. Было предложено детей с выявленными
психосоматическими проблемами помещать в классы коррекционно-развивающего
обучения (классы КРО) и затем в процессе первого года обучения, выполняющего,
кроме того, и диагностические функции, определять более точно характер и природу
отклонений, а вследствие этого, и форму дальнейшего обучения.
Заключение.
Процесс определения готовности ребенка к обучению в школе и выбора
оптимальных педагогических условий должен осуществляться комплексно
специалистами смежных областей знаний: общей педагогики, дефектологии,
возрастной педагогической психологии, физиологии, клиники психоневрологических
заболеваний, социологии и др. Системный анализ личностных особенностей ребенка
дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки
развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины,
взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития.
Задачи диагностики, таким образом, преобразуются в
диагностико-консультативные. Построение коррекционно-развивающего
педагогического процесса необходимо для преодоления и (или) профилактики
негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах,
включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление
физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального
учебно-воспитательного процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время
самоподготовки), индивидуально-групповую коррекционную работу в зависимости от
специфических недостатков в развитии (кинезитерапию, логопедию,
лечебно-физкультурную коррекцию, зрительно-пространственную координацию,
психокоррекцию и т.п.).
При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать
как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы развития. В
связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию недостатков
развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный
период, учебно-познавательная – в школьном возрасте, познавательно-трудовая – в
подростковом).
Учитывая изложенное выше, возникает необходимость создания целостной системы,
обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в
обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими
особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Приложение
Библиографический список
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро– и
патопсихологии.– М., 1990. - Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1998.
- Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.
- Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. / Под ред. В.В.
Воронковой. – М., 1994. - Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений.
/Сост. Ф.Ф. Водоватов и др. – М.
Источник