Социализация значение социализации для развития ребенка
Ребенок приходит в данный мир, как говорится, tabula rasa (то есть «чистый лист»). И именно от того, как малыша воспитать, и будет зависеть его дальнейшая жизнь: будет этот человек в дальнейшем успешным или же опустится на самое дно жизни. Именно поэтому в данной статье подробно будет рассмотрена такая проблема, как социализация ребенка.
Терминология
Изначально, естественно, нужно определиться с теми терминами, которые будут активно использоваться на протяжении всей статьи. Итак, социализация ребенка – это развитие малыша начиная с самого момента его рождения. Зависит она от взаимодействия крохи с окружающей средой, в то время когда ребенок будет активно впитывать все то, что он видит, слышит, чувствует. Это понимание и усвоение всех культурных и моральных норм и ценностей, а также процессы саморазвития в том обществе, к которому дитя принадлежит.
Если говорить в общем, то социализация – это процесс усвоения ребенком социальных норм, ценностей и принципов, которые существуют в данном обществе. А также впитывание тех правил поведения, которыми активно пользуются его члены.
Структурные компоненты
Также важно отметить, что социализация ребенка состоит из следующих структурных компонентов:
- Стихийная социализация. В таком случае речь идет о процессе саморазвития малыша под влиянием объективных обстоятельств. Проконтролировать данный компонент очень тяжело.
- Относительно направляемая социализация. В таком случае речь идет о тех нюансах, которые предпринимает государство для решения задач, напрямую влияющих на человека. Это различного рода экономические, организационные и законодательные меры.
- Относительно контролируемая социализация. Это все те духовные и культурные нормы, созданные государством в целом и обществом в отдельности.
- Сознательное самоизменение человека. Однако надо отметить, что данный пункт социализации не свойственен детям. Он, скорее всего, относится в большей степени к взрослым людям. Минимум – к подросткам, которые пришли к выводу, что нужно что-то менять в своей жизни.
Этапы социализации
Также надо отметить, что социализация ребенка состоит из ряда важнейших этапов, которые отличаются в зависимости от возраста крохи:
- Младенчество (возраст малыша до первого года жизни).
- Раннее детство, когда крохе от 1 до 3–х лет.
- Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).
- Младший школьный (6-10 лет) возраст.
- Младший подростковый возраст (это примерно 10-12 лет).
- Старший подростковый (12-14 лет) возраст.
- Ранний юношеский возраст (15-18 лет).
Далее следуют иные этапы социализации, однако уже не ребенка, а взрослого человека. Ведь согласно Конвенции ООН, ребенком считается человек, который не достиг совершеннолетия. У нас – 18-летнего возраста.
Факторы социализации
Процесс социализации весьма непрост. Ведь он включает в себя и такое понятие, как факторы социализации. В таком случае речь идет о тех условиях и том поведении общества, которое четко формулирует у ребенка определенные нормы и устои. Подразделяются факторы на четыре огромных группы:
- Мегафакторы. Такие, что влияют на всех жителей планеты. К примеру, это космос, мир, планета. В таком случае у ребенка надо воспитывать понимание ценности Земли, то есть планеты, на которой все живут.
- Макрофакторы. Охватывают меньшее количество людей. А именно жителей одного государства, народа, этноса. Так, всем известно, что различные регионы отличаются климатическими условиями, процессами урбанизации, нюансами экономики и, конечно же, культурными особенностями. Ни для кого не окажется секретом, что именно в зависимости от исторических особенностей и формируется особый тип личности.
- Мезофакторы. Это также социальные факторы, которые сильнейшим образом влияют на человека. Так, это группы людей, разделяемые по типу поселения. То есть речь идет о том, где именно ребенок проживает: в селе, поселке или городе. В таком случае имеют огромнейшее значение пути коммуникаций, наличие субкультур (важнейший этап в процессе автономизации личности), особенности того или иного места поселения. Стоит также отметить, что региональные отличия могут совершенно по-разному повлиять на человека.
- Микрофакторы. Ну и последняя группа факторов, которые в наибольшей степени влияют на человека – это семья, микросоциум, домашний очаг, соседство, воспитание, а также отношение к религии.
Агенты социализации
Воспитание и социализация ребенка проходят под воздействием так называемых агентов. Кто же это такие? Так, агенты социализации – это те институты или группы, благодаря которым ребенок усваивает те или иные нормы, ценности и правила поведения.
- Отдельные личности. Это люди, которые непосредственно контактируют с ребенком в процессе воспитания и обучения. Родители, родственники, друзья, учителя, соседи и т. д.
- Определенные учреждения. Это садики, школы, группы дополнительного развития, кружки и т. д. То есть те заведения, которые также влияют на ребенка тем или иным образом.
Тут также надо сказать еще и о том, что есть подразделение на первичную и вторичную социализацию. Роль же агентов в таких случаях будет существенно разниться.
- Так, в раннем детском возрасте, до трех лет, важнейшая роль как агентов социализации отводится отдельным личностям: родителям, бабушкам-дедушкам и ближайшему окружению малыша. То есть тем людям, которые контактируют с ним с самого рождения и в первые годы жизни.
- С 3 до 8 лет в работу вступают и иные агенты, к примеру детский сад или иное образовательное заведение. Тут уже на воспитание ребенка, кроме ближайшего окружения, влияние оказывают воспитатели, нянечки, врачи и т. д.
- В период с 8 до 18 лет на личность человека огромнейшее влияние оказывают СМИ: телевидение, интернет.
Ранняя социализация детей
Как уже было выше сказано, процесс социализации детей состоит из двух основных этапов: первичной и вторичной социализации. Сейчас хочется поговорить о первом важнейшем пункте.
Так, в процессе (первичной) ранней социализации именно семья имеет важнейшее значение. Только родившись, младенец оказывается беспомощным и еще совершенно не готовым к жизни в новом для него мире. И только лишь родители и иные ближайшие родственники помогают ему адаптироваться в самое первое время. Стоит отметить, что ребенок после рождения не только растет и развивается, но также и социализируется. Ведь он впитывает в себя то, что видит вокруг: как родители общаются друг с другом, что и как говорят. Это же через время кроха и будет воспроизводить. И если о ребенке говорят, что он вредный, нужно в первую очередь корить не малыша, а родителей. Ведь только они провоцируют свое чадо на такое поведение. Если родители спокойные, не общаются на повышенных тонах и не кричат, малыш будет таким же. В противном случае детки становятся капризными, нервными, вспыльчивыми. Это уже и есть нюансы социализации. То есть ребенок считает, что подобным образом и нужно себя вести в дальнейшем в обществе. Что он со временем и будет делать в детском саду, на улице, в парке или же в гостях.
Какая же она, социализация ребенка в семье? Если сделать небольшой вывод, то всем родителям надо напомнить: нельзя забывать о том, что ребенок впитывает все, что видит в семье. И это же он перенесет в свою жизнь в дальнейшем.
Несколько слов о неблагополучных семьях
Успешная социализация детей возможна только лишь в том случае, если агенты будут соответствовать общественно приемлемым нормам. Именно тут и возникает проблема неблагополучных семей. Так, это особый, структурно-функциональный тип семьи, который характеризуется низким социальным статусом в самых различных сферах жизнедеятельности. Стоит отметить, что такая семья очень редко выполняет возложенные на нее функции относительно ряда причин: в первую очередь экономических, но также и педагогических, социальных, правовых, медицинских, психологических и т. д. Именно тут чаще всего возникают всевозможные проблемы социализации детей.
Средства
Процесс социализации настолько сложен, что включает в себя множественные нюансы и элементы. Так, отдельно также надо рассмотреть еще и различные средства социализации детей. О чем же в таком случае идет речь? Это набор необходимых элементов, которые являются специфичными для каждого отдельно взятого общества, социального слоя, а также возраста. Так, это, к примеру, способы ухода и вскармливания новорожденного, формирование гигиенических и бытовых условий, продукты материальной и духовной культуры, которые окружают ребенка, набор как позитивных, так и негативных санкций в случае того или иного поступка. Это все и является важнейшими средствами социализации, благодаря чему ребенок и усваивает всевозможные нормы поведения, а также ценности, которые ему пытаются привить окружающие.
Механизмы
Разбираясь, как проходит социализация личности ребенка, стоит также уделить внимание механизмам ее работы. Так, в науке различают их два основных. Первый из них – социально-педагогический. К данному механизму относят:
- Традиционный механизм. Это усвоение ребенком норм поведения, взглядов и стереотипов, которые характерны для его ближайшего окружения: семьи и родственников.
- Институциональный. В таком случае задействуется влияние на ребенка самых различных общественных институтов, с которыми он взаимодействует в процессе своего развития.
- Стилизованный. Тут уже идет речь о влиянии субкультуры или иных особенностей (к примеру, религиозных) на развитие ребенка.
- Межличностный. Ребенок усваивает нормы поведения, принципы благодаря общению с определенными людьми.
- Рефлексивный. Это уже более сложный механизм самоидентификации себя как единицы большого целого, соотношение себя и окружающего мира.
Еще один важнейший механизм социализации ребенка – социально-психологический. В науке он подразделяется на следующие элементы:
- Подавление. Это процесс исключения чувств, мыслей, желаний.
- Изоляция. Когда ребенок старается избавиться от нежелательных мыслей или ощущений.
- Проекция. Перенесение определенных норм поведения и ценностей на другого человека.
- Идентификация. В процессе ее ребенок соотносит себя с другими людьми, коллективом, группой.
- Интроекция. Перенесение ребенком на себя установок другого человека: авторитета, идола.
- Эмпатия. Важнейший механизм сопереживания.
- Самообман. Ребенок заведомо знает о неправильности своих размышлений, суждений.
- Сублимация. Полезнейший механизм перенесения потребности или желания в социально приемлемую реальность.
«Сложные» дети
Отдельно нужно пару слов сказать и о том, как проходит социализация детей с ОВЗ (то есть с ограниченными возможностями здоровья). Изначально надо отметить, что важнейшее значение тут имеет первичная социализация крохи, то есть все то, что будет происходить дома. Если родители к ребенку с особенными потребностями относятся как к полноценному члену общества, вторичная социализация будет не такой сложной, как это может быть. Конечно же, будут трудности, ведь особенных детей нередко негативно или просто настороженно воспринимают сверстники. К ним относятся не как к равным, что крайне негативно влияет на формирование личности ребенка. Стоит отметить, что социализация детей с ОВЗ должна проходить практически так же, как и в случае с самым обыкновенным здоровым малышом. Однако могут потребоваться дополнительные средства. Главные проблемы, которые могут на таком пути возникать:
- Недостаточное количество необходимых вспомогательных средств для полноценной социализации (элементарно, отсутствие пандусов в школах).
- Недостаточность внимания и общения, если речь идет о детках в ОВЗ.
- Упущения на этапе ранней социализации таких детей, когда они себя начинают воспринимать совершенно не так, как это должно быть.
Важно также отметить, что в таком случае с детками должны работать специально для этого обученные педагоги, которые способны учитывать потребности и, главное, возможности таких особенных детей.
Дети, которые остались без родителей
Отдельного внимания заслуживают дети-сироты при рассмотрении этапов социализации такого ребенка. Почему? Все просто, ведь у таких малышей первичным институтом социализации является не семья, как это должно быть, а специальное учреждение – дом малютки, детский дом, интернат. Стоит отметить, что это порождает возникновение множественных проблем. Так, изначально такие крохи совершенно в неправильном ключе начинают воспринимать жизнь как она есть. То есть с самого раннего возраста ребенок начинает составлять себе определенную модель поведения и последующей жизни по типу той, что он видит на данный момент. Также процесс воспитания и обучения дети-сироты проходят совершенно по-иному. Таким крохам намного меньше уделяется личного внимания, они получают меньше телесного тепла, ласки и заботы с самого раннего возраста. А все это неукоснительно влияет на мироощущение и формирование личности. Специалисты уже давно говорят о том, что выпускники подобных заведений – школ-интернатов, в итоге оказываются малосамостоятельными, неприспособленными к жизни в обществе вне стен образовательных учреждений. У них нет тех основных навыков и умений, которые позволят правильно вести хозяйство, распоряжаться материальными средствами и даже собственным временем.
Социализация малыша в садике
Как происходит социализация ребенка в ДОУ? Стоит напомнить, что в таком случае речь уже пойдет о вторичной социализации. То есть в работу вступают различные образовательные учреждения, которые неукоснительно влияют на жизнь человека. Так, в детском садике главную роль играет процесс обучения малыша. Именно для этого специалистами разрабатываются самые различные образовательные программы, которым должны следовать воспитатели. Их цели:
- Создание позитивных условий для развития детей (выбор мотивации, создание той или ной поведенческой формы).
- Продумывание видов и форм педагогической деятельности. То есть важно составлять занятия так, чтобы они, к примеру, формировали позитивное отношение к миру, чувство собственного достоинства, потребность в сопереживании и т. д.
- Также важно уметь определять уровень развития каждого ребенка, чтобы иметь возможность работать с каждым малышом согласно его потребностям и возможностям.
Важнейшим элементом является социализация ребенка. Программа же, которая для этого будет выбрана работниками ДОУ – это также особый и ответственный момент. Именно от этого может зависть многое в последующем обучении крохи.
Детская и взрослая социализация: особенности
Рассмотрев особенности социализации детей, хочется также все сравнить с подобными процессами у взрослых людей. В чем же есть отличия?
- Если говорить о взрослых, то в процессе социализации у человека меняется поведение. У деток же происходит корректировка базовых ценностей.
- Взрослые люди способны оценивать то, что происходит. Детки же просто усваивают информацию, безоценочно.
- Взрослый человек способен различать не только «белое» и «черное», но еще и различные оттенки «серого». Такие люди понимают, как нужно вести себя дома, на работе, в коллективе, исполняя определенные роли. Ребенок же просто подчиняется взрослым, выполняя их требования и пожелания.
- Взрослые люди в процессе социализации овладевают определенными навыками. Стоит также отметить, что только сознательному взрослому человеку подвластны процессы ресоциализации. У детей же социализация формирует только лишь мотивацию к определенному поведению.
Если социализация не удается…
Бывает так, что условия социализации ребенка совершенно неподходящие и несоответствующие общепринятым требованиям. Это можно сравнить с выстрелом: процесс пошел, но он не достигает желаемой цели. Почему же иногда социализация бывает неудачной?
- Некоторые специалисты готовы утверждать, что есть связь с психическими заболеваниями и неудачной социализацией.
- Неудачной оказывается социализация еще и в том случае, если ребенок проходит данные процессы в раннем возрасте не в семье, а в различных заведениях: интернате, доме малютки.
- Одна из причин неудачной социализации – госпитализм малышей. То есть если ребенок проводит много времени в стенах больниц. Специалисты утверждают, что процессы социализации у таких детей также нарушаются и не соответствуют общепринятым нормам.
- Ну и, конечно же, неудачной социализация может быть в случае слишком сильного влияния на малыша средств массовой информации, телевидения или же интернета.
К вопросу о ресоциализации
Рассмотрев различные социальные факторы – движущие силы процесса социализации ребенка, стоит также пару слов сказать еще и о такой проблеме, как ресоциализация. Как уже выше было сказано, детям данные процессы неподвластны. Это верно, однако если говорить о самостоятельности. То есть ребенок сам не может прийти к пониманию того, что его нормы поведения неправильные и нужно что-то менять. Это свойственно только лишь взрослым. Если же речь идет о детях, то тут встает вопрос о так называемой насильной ресоциализации. Когда ребенка просто переучивают тому, что необходимо для полноценной жизни в обществе.
Так, ресоциализация – это процесс усвоения ребенком новых норм и ценностей, ролей и навыков вместо ранее полученных и некоторое время использовавшихся. Способов ресоциализации довольно-таки много. Но все же специалисты утверждают, что именно психотерапия – наиболее эффективный и действенный способ, если говорить о детках. С такими малышами должны работать особые специалисты, и к тому же на это придется потратить немало времени. Однако результаты всегда положительные. Даже в том случае, если нормы и принципы неудачной социализации использовались ребенком на протяжении довольно-таки длительного времени.
Источник
Понятие «социализация» детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.
В самом широком смысле процесс социализации – это процесс вхождения в социальную среду и усвоение индивидом социального опыта. «Социализация (от лат. «общественный») – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него знаний об этих общественных отношений (А.В. Мудрик [19], Н.Г. Яковлева [40] и др.).
Социализация, в определении А.В. Мудрик, – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации» [19, с. 141].
В педагогике и психологии социализация понимается как:
интериоризация – овладение социальным опытом, перенесение его в глубинные пласты личности (В.Н. Мясищев и др.) [21, с. 102];
адаптация – сопряжение сущностного и общественного (А.В. Мудрик и др.) [19, с. 51];
гомонизация – приобретение сущности в социуме (А.И. Петровская и др.) [24, с. 33];
самоактуализации «Я-концепции» – самореализация личностью своих потенций и творческих способностей (Л.С. Выготский и др.) [6, с. 133];
экстериоризация – раскрытие изначальной сущности человека в социуме на основе принципа единства деятельности и сознания (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова и др.) [8, с. 144].
Л.С. Выготский выделяет три грани интериоризация [6, с. 235]:
грань индивидуализации – переход от социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальным формам его деятельности;
грань «интимизации»: переход от «Мы» к «Я», к самосознанию личности;
грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.
В понимании результатов социализации ученые расходятся во мнениях. Результатами могут быть: личностные нормы (Т.В. Антонова и др. [3, с. 54]) или личностные смыслы (А.В. Запорожец, Т.А. Маркова и др.) [9, с. 121]; социальные привычки (Л.И. Божович и др.) или ценностные ориентации, а также характер личности [5, с. 187].
Социализация детей – важная проблема, поэтому является предметом изучения у психологов и рассматривается в разных психологических школах. Мы изучили соответствующую литературу, пронаблюдали за деятельностью и развитием детей. Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений, без включения в них. По мнению Е.И. Рогова, объемы понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае совпадают. В понятие «развитие» более четко представлена собственная активность личности, в то время как социализация подчеркивает направление, воздействие социальной среды на ребенка. При этом не исключается его активность [26, с. 51].
Сравнение понятий «социализация» и «воспитание» в узком значении выявляет их различия: акцент делается на целенаправленности воздействия на ребенка с целью передачи, привития определенных представлений, понятий, норм и т.д. Понятие «социализация» связано с понятием «психологической адаптации», но разные. Социализация предполагает формирование и становление личности через овладение социальным опытом. Адаптацию, указывает Н.Г. Яковлева, можно рассматривать в качестве ведущих механизмов социализации. [40, c. 153]
Социально-психологическая адаптация бывает прогрессивной и регрессивной, в ходе социализации повышается адаптированность личности, которая может быть внутренней, когда внешние формы поведения и деятельность ребенка видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями, требованиями среды. Бывает и внешняя (приспособительская) адаптированность, при которой ребенок поступает так, как требуется, внутренне не соглашаясь и не перестраиваясь. (Это инструментальная адаптация).
По мнению Н.Г. Яковлевой, при смешанной адаптированности личность видоизменяется частично, сохраняя свою самостоятельность [40, с. 161]. Кроме адаптации, по мнению А.А. Люблинской, к механизмам социализации относятся [16, с. 122]:
идентификация – отождествление индивида с людьми и группами; подражание – воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей; внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств, психических состояний людей, с которыми он общается; социальная фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних на деятельность других.
Авторы «Классической социальной психологии приводят и классификацию Н. Смелзера. В ней, кроме имитации, идентификации, называются стыд и чувство вины, которые некоторыми рассматриваются как негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. [Цит. по Яковлевой: 40, с. 174]
Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка, отмечает Н.А. Лиман, выступает следующее [15, с. 27]:
для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в сад. Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что нужно дружить, делиться, сопереживать;
от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.
Н.А. Михайленко указывает, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна [17, с. 24].
Е.И. Рогов определяет факторы социализации личности ребенка-дошкольника, представленные следующим образом [26, с. 215]:
внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.
Таким образом, социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.
Источник