Социализация ребенка 5 лет
Что такое социализация и как она связана с детским садом
Содержание:
- Социализация ребенка — что это такое?
- Не хочет социализироваться?
- От трех до пяти лет: возраст социализации
- 5 особенностей возраста
Дошкольники совсем не такие, как взрослые. У них совсем другая логика в игре, иное ощущение времени и иное качество течения эмоций. Нужна ли дошкольнику социализация и контакты с кем-либо, кроме членов семьи, с которыми он сильно связан? Если да, то зачем?
Социализация ребенка — что это такое?
У современной городской семьи есть особенности: семьи сейчас маленькие, родственников немного, родственные связи ослаблены, бабушки участвуют в воспитании относительно. Чаще у ребенка в городской семье близкие — это папа и мама. Это новая, нетипичная ситуация. Социальное пространство, в котором росли нынешние родители, было более открытым, с меньшим количеством преград. Если сейчас ребенок-дошкольник гуляет во дворе один — это абсурд, такого не бывает.
Внутрисемейные связи ослаблены, спонтанные дружеские связи сейчас не такие плотные, как 20–30 лет назад, люди меньше общаются, по крайней мере, в больших городах. Сильно страдает общение с соседями по дому и подъезду. Сейчас стихийной возможности общаться, играть, социализироваться для детей, в принципе, нет. Для знакомства с широким миром нужны усилия.
Социализация — это включение дошкольника в другие системы и подсистемы помимо семьи. Это не обязательно детское дошкольное учреждение, это может быть игровая группа, стихийно сложившаяся группа во дворе, круг родственников, семейный лагерь и любое другое сообщество.
Не хочет социализироваться?
Иногда родители перестают понимать, что же творится с малышом. Например: они сделали усилие, привели ребенка на детскую площадку, в гости, на занятие, а он не хочет общаться. Родители сердятся и огорчаются. Некоторые пытаются поговорить с друзьями: а было ли у тебя такое, как ты с этим справлялся? Иногда мамы бегут к специалистам, думая, что нужен невролог.
Дети любят подкидывать задачки родителям. Если мы перестаем понимать, что же с малышом, значит, он вырос, а мы не успели соотнестись с тем, как он изменился, мы не поняли, что поменялось, и не придумали, что с этим делать.
Некоторые люди думают, что маленькие дети — ангелы, и расстраиваются, когда это ангеловидное прелестное существо ведет себя абсолютно иначе. Где-то с полугода и более отчетливо с года у ребенка иногда возникают сильные, резкие и неконтролируемые отрицательные эмоции.
И родителям бывает не просто столкнуться с реакцией других людей на такое поведение ребенка. Они сами бы справились и разобрались с отрицательными реакциями ребенка, но в прожекторе чужого внимания отсутствие ключей понимания у родителей становится более заметным. И родители отказываются от любых проектов, называемых социализацией, потому что они боятся восприятия другими людьми особенностей поведения их ребенка.
От трех до пяти лет: возраст социализации
Возраст активной социализации — от трех до пяти лет. В начальном периоде, в три года, ребенок, возможно, владеет не всей лексикой родного языка, не может словами выразить всей полноты сложных чувств. В сложной эмоциональной ситуации он перейдет от слов к делу, крику, вернется к первой сигнальной системе. К пяти годам подобные особенности, скорее всего, будут преодолены, малыш научится контролировать свои эмоции.
Малыш научится общаться неконфликтно с ровесниками, и это общение подразумевает практику — нужно тренироваться свой опыт выражать словами. Может, кто-то из близких малыша и готов подстраиваться, вместо ребенка выражать словами его состояние, но дети-ровесники не будут покрывать это неумение ребенка. Социализация дает мощный толчок к тому, чтобы выражать свои мысли словами, и период от трех до пяти лет — самый подходящее для этого время.
Ребенок этого возраста активно пользуется воображением, и в ярких случаях может жить не здесь, а в воображаемых мирах. Нередки случаи, что ребенок играет в кота, или в собачку, или в принцессу. Для воображения и игр, в которых участвует фантазия, нужны сверстники, нужны другие дети, с другими возможностями отношений.
В возрасте от трех до пяти лет творчество не менее важно, чем воображение. Далеко не всякая семья готова предоставить ребенку возможности творить в том количестве и объеме, в которых он нуждается: измазать все красками, играть с пластилином, мешать крупу с водой. И тут помогают возможности, предоставляемые садами, творческими студиями.
5 особенностей возраста
Социализация, выведение маленького человека из замкнутого пространства семьи в более широкий мир общения с другими взрослыми, детьми, педагогами, может дать мощнейший толчок к развитию ребенка. Дети начинают спрашивать обо всем, задают неудобные, острые вопросы, и у взрослых должно быть время на эти вопросы ответить.
Что действительно важно для детей помимо игры — чтобы было кому задавать свои вопросы. Нужен взрослый, который не до конца истощился, общаясь с ребенком целый день, и у которого есть силы, время и желание отвечать.
Родителям не стоит себя ругать, если сил и желания общаться с ребенком нет, ведь даже редкие ответы измученной мамы или перегруженного папы — это для ребенка прекрасная возможность чувствовать себя не отвергнутым, а частью большого целого, семейного.
Если в данный конкретный момент нет сил и желания отвечать на бесконечные «почему», то можно сказать примерно следующее: «Я рад бы ответить, но сейчас сил нет. Дай мне 10 минут помолчать и подумать. Вопрос я твой слышал, и он мне понравился». Эта методика паузы: я сейчас не готов, подожди, вопрос мне твой интересен.
Вторая особенность периода от трех до пяти: ребенок не умеет контролировать собственные эмоции. Это может мешать социализации. Скажем, в группе занятий дети не поделили предмет или роль в игре — масса эмоций. Поэтому очень полезно тренироваться контролировать эмоции. Но дома эта практика представлена не так — часто взрослый готов подстраиваться под ребенка и идти навстречу слишком активно. Поэтому детям очень полезно общаться с другими детьми и взрослыми.
Третья особенность — ребенок иначе чувствует течение времени. Казалось бы, это сильно не влияет, скажем, при игре в песочнице. А на самом деле влияет. Вот ребенок заболел, две недели не гулял с другими детьми, это время умножаем на «4» или «5» — оказывается, много времени прошло, он отвык, у него навыки пропали.
Дошкольник только привык к занятиям, долго привыкал, но заболел или семья уехала отдыхать на две недели, а по субъективному ощущению ребенка прошло месяца два. Приехали, и временной фактор помешал ребенку вернуться к тому, что он умел. Если ребенка оставлять на занятиях без присутствия мамы или начать водить в детский сад, ощущение ребенком времени как чего-то длинного, долгого, мешает ему привыкать. Прошло полдня, а для него — день-другой, он уже очень соскучился.
Невыстраивание причинно-следственных связей — четвертая особенность. Маленькому ребенку сложно объяснить, что из чего следует, логические цепочки не работают. «Ты этого мальчика ударил лопатой по голове, и он теперь не хочет с тобой играть», — для ребенка трех-четырех лет подобные цепочки причинно-следственных связей непонятны.
Часто для мам, пап и бабушек ребенок кажется известным и понятным. И только при вводе его в коллектив они узнают его новую сторону. Он вдруг оказывается невероятно театральным и демонстративным, любящим вызвать на себя внимание, положительное или отрицательное. Ребенок может оказаться лидером, чего родители не замечали. Или оказаться довольно застенчивым, хотя в семье он громкий и командный.
Ребенок живет здесь и сейчас. Если ребенок каждый раз, подходя к детскому саду, начинает плакать и выть или, подходя к детской площадке, начинает всех обнимать и зацеловывать, то родители могут предвидеть, что это случится и в следующий раз. Но родителям свойственно не думать о плохом, забывать неприятности, каждый раз надеясь, что пронесет и этого не будет. Родителям нужно усиленно включать свое собственное предвиденье, особенно, если речь идет о непростых моментах, — тогда конфликтов будет меньше.
Подготовила Тамара Амелина
Источник
Вопрос психологу:
Ребенку 5,5. Девочка. Ходит в частный детский сад. Группа небольшая. В среднем 4 человека приходит в группу. В возрасте 2,5 лет пошли в садик. часто пропускали из-за болезней. летом получалось ходить дольше. В летний период прошли адаптацию. Далее ребенок ходил спокойно. Даже иногда было желание ходить в сад. Когда ходила в среднюю группу (от 3,5 до 5 лет) не было проблем. Там она играла с младшими детьми. Со сверстниками особо не играла. Теперь перешли в старшую группу. И тут внезапно для нас начались проблемы. Ребенок резко переменил отношение к садику. Сменялись педагоги. так же постоянно беседуем с ними. Причина пока не ясна. Но есть большая вероятность что причина в неудовлетворенности общения со сверстниками. Другими словами, ребенок не рад тому как у него складываются отношения с другими детьми. И тут нет никаких «словесных уколов». Дети могут просто игнорировать любые предложения со стороны нашей дочери. Так же безмолвно не считаться с ролью нашего ребенка в совместной игре. А не считаются возможно из-за особенностей мышления ребенка. У нее (такая же проблема была и у родителя) нет врожденной способности улавливать контекст ситуации. Действия и слова других детей и взрослых она не привязывает к текущей ситуации. Соответственно не всегда правильно трактует причину и цель действия других. Реакция ребенка получается часто непонятной для других и они просто игнорируют это потому что не знают как надо реагировать. Понятно, что нужно работать над ребенком. Но в садике не будут постоянно носится за нашим ребенком. Есть время для совместной игры. Там все равно она будет сталкиваться со сверстниками. Не хотелось бы что бы это нанесло духовную травму и начало подавлять ребенка. Стоит ли ходить в этом случае в садик? И можете посоветовать упражнения или занятия с ребенком? Спасибо.
Автор вопроса: Женя Возраст: 33
Доброго времени, Женя.
Вашей дочке 5 и она сторонится ровесников, потому как среди них надо заслуживать свой авторитет, учиться договариваться, а не только проявлять заботу, как в случае с младшими. Проявляя заботу к малышам, Ваша дочь повышает свою самооценку. Она знает, что это приемлемо, поощряемо, при этом, плюс, безопасно такое общение для неё: она старше, а значит, ее не обидят, чего нельзя гарантировать в группе сверстников. К тому же, малышами можно управлять, а с ровнстниками это сложно.
Уходить с сада в Вашем случае — это уходить от трудностей. А трудность заключается в неуверенности девочки и низкой самооценке (предполагаю). При этом, в семье и со знакомыми взрослыми Ваша девочка может проявлять себя как требовательная, настойчивая, иногда даже деспотичная (капризная) по отношению к близким, но это не говорит о ее уверенности в себе.
Что делать?
1. Повышать самооценку ребёнка через посильные для неё задания, обязанности в семье.
2. Проводить всей семьёй совместно время, когда Вы показываетесь себя не только, как требовательные родители, но и как веселые, разносторонние друзья.
3. Своим примером показывайте уверенность: как Вы ведёте себя в транспорте, незнакомой обстановке, в обществе (уверенно или робко, умеете ли себя отстоять)?
4. Упражнения: распечатайте раскраски-силуэты людей разных ( картинки и маленькие, и большие, и мальчики, и девочки, и взрослые, и малыши), попроситесь выбрать понравившуюся картинку и пусть она ее раскрасит. Увидите, если просто зарисовывает и не выделяет глаза, рот, нос, не вырисовывает детали, нужно помочь справиться с неуверенностью и показать на своём примере (самой маме выбрать себе картинку и раскрасить). Нужно будет, нарисовать вместе с ней ее картинку и придумать положительную историю о «Маленькой девочке, которая стала большой».
5. Читайте терапевтические сказки об уверенности.
6. Раскрашивайте с ней мандаты (1 в неделю, как минимум).
6. Учите общаться с детьми-ровесниками: просто таки проговаривайте, что она должна сказать ребёнку-одногодке в той или иной ситуации. Пусть такие ситуации случаются в вашем присутствии, она будет увереннее. Для этого организовуйтесь с ролителями одногодок на совместные встречи.
Дело опыта и научения.
С уважением, Ваш психолог Марина Георгиевна.
Оцените ответ психолога:
Источник
0-1 Год
Новорожденный – абсолютно асоциальный тип. Разговариваешь с ним, делаешь «козу», но в ответ младенец разве что пускает слюни и активно машет конечностями. Однако довольно скоро можно заметить, что малыш не просто так сучит ручками и ножками, а со вполне определенным смыслом.
Глазной контакт
Уже через 2 недели после рождения ребенок начинает фокусировать взгляд на лице матери и других людей. Интересно, что даже очень яркие игрушки пока не удостаиваются такой чести. Двухмесячный малыш способен довольно долго смотреть на человеческое лицо, следя за изменениями его положения. Задача взрослых – превратить глазной контакт в один из самых действенных способов влияния на поведение ребенка: если мимика родителей достаточно выразительна, то к году крохе будет хватать одного взгляда на них, чтобы почувствовать одобрение или понять, что не стоит лезть в лужу.
Замечено, что отделы головного мозга, отвечающие за зрительное восприятие, развиваются быстрее под влиянием внешних стимулов. Например, у недоношенных детей к моменту «запланированного» рождения глазной контакт лучше, чем у новорожденных, появившихся на свет в срок. Поэтому чем чаще вы смотрите в глаза малышу, тем больше у него возможностей для тренировки.
Комплекс оживления
Трехмесячный младенец не только фокусируется на вашем лице, но и активно двигает руками, ногами, улыбается и гулит. Такое поведение называется «комплексом оживления» и является способом, с помощью которого малыш выражает активное желание общаться. Именно поэтому не стоит оставлять ребенка в одиночестве в течение всего периода бодрствования: если кроха не плачет, это не означает, что к нему не нужно подходить. «Агукайте» в унисон с ним, описывайте окружающие предметы и обязательно рассказывайте о том, что вы в данный момент делаете.
Поведение привязанности
После 6 месяцев ребенок уже воспринимает лицо человека как единое целое, и вполне способен выделять маму среди других близких. Попытка унести дитя от матери обычно сопровождается громким протестом. Такая реакция называется «поведением привязанности». Предпочтение матери всем остальным людям – важный этап социального развития, ведь мама не только ухаживает за малышом, но и является посредником между ним и окружающей средой. Не слушайте тех, кто убеждает «не приучать кроху к рукам». На самом деле близость с мамой обеспечивает ребенку ощущение безопасности, уменьшает тревогу и агрессию, стимулирует инициативность в общении и способствует развитию познавательной активности.
Нейрофизиологи полагают, что лицо сочетает в себе признаки, запускающие реакцию внимания: сложность конфигурации, упорядоченность черт, движение (ведь мама то склоняется к ребёнку, то разговаривает с ним, из-за чего мимика постоянно меняется). Поэтому лицо и особенно область глаз становится для младенца сильным эмоциональным стимулом.
Повторение слогов и слов
От 5 до 8 месяцев у ребенка появляется лепет. Простенькое «агу» заменяется на цепочки повторяющихся слогов: «ба-ба-ба», «дя-дя-дя» и т.д. Так юный оратор тренирует свой артикуляционный аппарат и одновременно фонематический (то есть речевой) слух. От 8 до 10 месяцев ребенок обретает способность подражать цепочкам слогов, произнесенных взрослым, и копировать их интонацию. Поэтому не жалейте времени на разговоры на «тарабарском» языке. Совсем скоро ваши старания увенчаются успехом, и малыш начнет понимать и выполнять простые просьбы («дай маме печенье», «отряхни ручки»). К году карапуз может произносить несколько слов или их «кусочков» в виде начальных или ударных слогов. Если же чадо молчит, как партизан, волноваться пока не стоит. В этом возрасте гораздо важнее понимание малышом речи взрослого.
Указательный жест
Годовалый ребенок начинает показывать пальцем на интересующие его предметы. Он делает это для того, чтобы направлять свое внимание. Кроме того, малыш понимает, что указательный жест, используемый взрослыми, означает, что ему следует посмотреть в нужном направлении, а не на руку или лицо родителей, как он делал раньше. Функция взрослых заключается в постоянном подтверждении правильности выполненного ребенком действия и назывании найденных объектов: «Да, это птичка! А это машина!». В результате у малыша накапливается словарный запас, и он получает первый опыт диалогов.
КОГДА НАЧАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?
Развитие ребенка на первом году жизни подчиняется строгим биологическим законам. Поэтому стоит насторожиться, если появление описанных навыков задерживается больше чем на месяц. Необходимо проконсультироваться у врача-невролога, если:
— малыш старше 2 месяцев смотрит «сквозь» человека, а не на него;
— лепет отсутствует или состоит не из слогов, а ТОЛЬКО из гортанных или труднопроизносимых взрослым звуков. Из них не может «вырасти» речь, поэтому важно найти причину проблемы;
— ребенок старше 6 месяцев не делает различий между мамой и другими взрослыми и ведет себя со всеми одинаково.
1-3 года
В этот период ребенок активно эволюционирует из маленькой хваткой обезьянки в человека, с которым можно не только поговорить, но и договориться.
Развитие речи
Малыши сильно различаются по объему словарного запаса и качеству артикуляции, особенно в период от 1 до 2,5 года. Поэтому, вместо того чтобы переживать, что соседский ребенок может произнести слово «трансцендентность», а ваш – нет, обратите внимание на коммуникативную функцию речи своего чада. Она проявляется в том, что ребенок активно пытается объясниться с вами, используя звуки или слова, и выражает недовольство, если это не получается.
К 2 годам понимание речи развивается настолько, что карапузу становится доступно выполнение сложных просьб, например: «Возьми мячик и отнеси его папе». Простые настольные игры, требующие следования различным командам, помогут развить этот навык.
Подражание
Ребенок старается ни в чем не отставать от взрослых. Он с серьезным видом разговаривает по телефону, ковыряет ключом замочную скважину и с удовольствием повторяет все то, что вы адресуете «подрезавшим» вас водителям. Непременно позаботьтесь о качестве «наглядного материала», чтобы потом не пришлось пенять на зеркало.
Освоение бытовых навыков
Безболезненное освоение бытовых навыков предполагает соблюдение ряда принципов:
— ненавязчивость и доброжелательность. Этот принцип не означает, что при первом же недовольном попискивании ребенка вы оставляете попытки приучения. То, что для вас составляет огромный труд, для малыша должно выглядеть как игра;
— регулярность. Даже если ни один зажигательный танец не нашел отклика в душе взыскательного зрителя, необходимо постоянно улучать моменты для того, чтобы усадить его на горшок или убедить залезть одной ногой в колготки. Как только ребенок поймет, что теперь эти странные действия – неотъемлемая часть его жизни, он перестанет сопротивляться;
— постепенность. Объективно оценивайте возможности малыша. Пусть сначала он научится сам доедать «последнюю ложку», затем «три последние ложки» и т.д.
Понимание слова «нельзя»
В психологической литературе часто встречаются упоминания о том, что ребенка не стоит ограничивать большим количеством запретов. Некоторые взрослые понимают эти рекомендации слишком буквально и запрещают малышу только то, что опасно для его жизни (залезать пальцем в розетку, выбегать на дорогу и т.д.). Тем не менее независимо от педагогических воззрений родителей в обществе полным-полно табу, и ребенку лучше узнать о них именно от родных:
— знакомя малыша с новым запретом, подчеркивайте, что он касается всех детей или даже всех людей, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным;
— подчеркните пользу запрета для самого ребенка («если ты не будешь есть с пола, у тебя не заболит живот»);
— запрещая что-либо, не принимайте свирепый вид. Если вы заботитесь о благополучии ребенка, то и выглядеть должны соответствующе.
Проявление интереса к общению
Выражение «тянется к другим детям» в этом возрасте имеет буквальный смысл. Хотя ребенок еще не умеет играть со сверстниками, он стремится находиться рядом и хочет повторять их действия. Так, если качели заняты, малышу позарез нужно на них залезть, но, как только сиденье освобождается, он мгновенно теряет интерес к качанию. Даже если карапуз оповещает посетителей детской площадки о своем приходе криком «банзай», ни в коем случае не нужно уходить в безлюдное место. Будьте активным посредником между ребенком и его ровесниками, тем самым помогая чаду освоиться и найти свое место в чужой игре.
КОГДА НАЧАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ?
Наличия хотя бы одного из следующих пунктов достаточно для того, чтобы насторожиться и обратиться к психологу:
— в 2 года ребенок в большинстве случаев говорит ради того, чтобы получить удовольствие от звучания слов, а не с целью общения;
— к 3 годам ребенок не проявляет интереса к другим детям, а, наоборот, активно избегает их. Сказанное не относится к ситуациям, когда малыш оберегает свои игрушки;
— к концу рассматриваемого периода ребенок, несмотря на систематическое обучение, не усвоил никаких бытовых навыков.
3-5 лет
Данный возрастной промежуток очень важен для социализации, поскольку именно в этот период ребенок начинает подстраивать свое поведение под требования и ожидания других людей. Прежде чем сделать так, как хочется, он задумывается, «прилично» это или «неприлично». Если раньше роль взрослых заключалась в том, чтобы лишь слегка «помогать природе», направляя поведение ребенка, то теперь необходимо погружаться во все нюансы и разбирать каждую ситуацию.
Источник