Смирнова овчинникова малыш начинает говорить развитие речи ребенка

Смирнова овчинникова малыш начинает говорить развитие речи ребенка thumbnail

Смирнова овчинников малыш начинает говорить развитие речи ребенка от рождения до четырех

Смирнова овчинников малыш начинает говорить развитие речи ребенка от рождения до четырех

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: КОГДА НУЖНА ПОМОЩЬРазвитие речи требует вмешательства специалиста, если ребенок:— развивается с задержкой, несоответственно нормам возраста;— в речи значительно отстает от речи сверстников;— перенес тяжелые заболевания или сейчас имеет неврологическое заболевание;— неохотно повторяет за мамой или папой слова, предложения, которые слышит; когда слышит просьбу «Повтори» («Скажи еще разок»), то молчит, как будто не слышал, уходит или стискивает зубы;— чаще свои проблемы решает самостоятельно, не обращаясь за вашей помощью;— по уровню активности одинаково общается со знакомыми и незнакомыми;

— не беспокоится, понимает его кто-то или нет; говорит на понятном только ему языке.

А как Вы поняли, что у ребенка проблемы развития речи? Чем помог логопед?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

Чтобы родители могли эффективно осуществлять развитие речи ребенка, нужны информативные книги и пособия. Предлагаем список наиболее популярных:

• Е. Косинова. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких

• Н. С. Жукова. Учимся говорить правильно

• Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия

• Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет

• Е. Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет

• Т. Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями

• Т. Г. Визель. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

• О. А. Новиковская. Стихи для развития речи. 4-7 лет

• Ф. Б. Шапиро. Остров Робинзона. Лукоморье. Страна Сказилия. Игры и головоломки со звуками и буквами

• И. Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! (серия книг)

• Н. Гальская. Тетради для закрепления произношения звуков (7 штук) из серии «Говорящий карандашик»

• К. Валентина. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)

• Н. В.Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки «Р» и «Р’»

• Т. А. Куликовская. Логопедические скороговорки и считалки

А что Вам помогает осуществлять развитие речи ребенка?

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДАРазвитие речи ребенка имеет бóльшие успехи при поддержке логопеда. Но не стоит забывать и о помощи родителей. В этом непременно пригодятся советы логопеда:• Следите за своей речью. Регулярный пример работает больше отдельных занятий и замечаний.

Говорите четко, выразительно, полными словами, не коверкая слов. Показывайте артикуляцию сложных слов.• Не перегружайте ребенка – занятия должны быть дозированными.• Комментируйте ребенку окружающие ситуации, сохраняя с ним визуальный контакт. Не говорите впустую.• Развивайте артикуляционный аппарат, тренируйте мышцы.

В этом поможет как артикуляционная гимнастика, так и жевание целых овощей и фруктов, сухарей, корочек хлеба, надувание щечек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т.д.• Стройте слова в предложениях в разном порядке.• Не говорите слишком длинными предложениями.• Новое слово чаще вставляйте в разный контекст.

На занятиях не давайте сразу много слов.• Для слов, обозначающих предметы, по возможности, давайте ребенку играть в эти предметы.• Акцентируйте внимание ребенка на тех звуках, которые отличают одно слово от другого.• Вводите слова в обиход, чтобы они были активными в словаре ребенка.

Спрашивайте, где и что лежит в доме, что и какого цвета, размера и т.п.• Для звукоподражания создавайте игровые ситуации, спрашивайте, как мяукают две киски, как лают две собачки и т.п.• Помните о взаимозависимости между развитием речи и развитием мелкой моторики. Полезна будет пальчиковая гимнастика.

• Проводите занятия дома в хорошем настроении.

• Стимулируйте ребенка к общению. Поддерживайте его желание говорить, жестикулировать.

А какие Вы бы могли дать советы по развитию речи ребенка?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ?Логопеды вывели свои законы, как поступать родителям, если ребенок не говорит.• Чаще общайтесь с ребенком, особенно эмоционально, позитивно. Подключайте активно мимику и жесты. Ребенок должен эмоционально вовлечься в общение.• Подбирайте для общения с ребенком понятные и простые слова, конструкции.

• Говорите, не торопясь, четко, простыми, короткими предложениями.• Не принуждайте ребенка к разговору, а побуждайте, стимулируйте, вызывайте интерес.• Подключайте беседу к любому совместному действию с ребенком. Комментируйте все свои действия.• Будьте внимательны к любому желанию ребенка пообщаться.

• Не требуйте от ребенка невозможных для его возраста результатов развития речи.• Побуждайте и используйте любопытства ребенка: «Кто это?», «А что собачка делает?» и т.п.• Создайте для развития речи ребенка комфортные условия: снизьте стрессы, упорядочите режим дня ребенка, контролируйте его здоровье.• Не упрекайте ребенка в том, что он не говорит.

• Не сравнивайте развитие речи вашего ребенка с «соседскими» детьми.

• Обращайтесь вовремя к логопеду за консультацией.

А Вас беспокоит, что ребенок до сих пор не говорит? Какой у него возраст?

КАК СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА• Повторяйте за ребенком его лепетания, повторяйте слоги «дуэтом», пропевайте их на веселый мотивчик.• Развивайте мелкую моторику. Включайте в игры c разными по текстуре, форме и размеру предметами. Нанизывайте бусы из всего, чего угодно (макароны, пуговицы, бисер).

• Комментируйте всё, что делаете вы, ребенок, что происходит вокруг.• После 12 мес. минимизируйте язык жестов у ребенка. Не реагируйте на указательный палец, на протянутую руку. Предложите ребенку сказать «дай». Далее можно просить: «Скажи: дай, мама».• Знакомьте ребенка с более разговаривающими детками (сверстниками или детьми постарше).

Читайте также:  Рост и развитие ребенка на этапе дошкольного возраста

• Пойте песенки правильно и неправильно – путайте слова. Сначала вы можете путать имена, легкие слова, чтобы спровоцировать ребенка на исправление.• Стимулируйте подражание звукам животных: «му-му», «ква-ква» и т.п.• Читайте ритмичные, легкие стихи. Время от времени делайте вид, что забыли уже зачитанные до дыр стихи (слово, строчку).

Возможно, ребенок захочет вам подсказать.• Подбирайте для ребенка игры, игрушки, которые требуют проявления фантазии, в которых результат зависит от ребенка.• Если ребенок пытается вам что-то рассказать, слушайте внимательно, сохраняйте зрительный контакт, проявляйте соответствующие эмоции.

• Рассказывайте папе после прогулки всё, что увидели, что случилось. А папа пусть переспрашивает, задает новые вопросы.

Журнал МОЙ РЕБЕНОК, моему сыну в ноябре будет 2 года он не говорит предложениями говорит только слова баба папа деда кися дядя дай га-га ав-ав буква» м» у него не получается хотя иногда проскакивает. Так он всё понимает что ему говоришь он всё делает. Стоит ли мне беспокоится по этому поводу.

Алла, я бы не стала — ребенок до 3 лет может не говорить (ну почти) и это не повод для беспокойства. а то, что звуки не выговаривает — вообще успокойтесь по этому поводу. Звук «Р» вообще раньше 5-6 лет ждать не следует

Источник: https://luxeth.ru/smirnova-ovchinnikov-malysh-nachinaet-govorit-razvitie-rechi-rebenka-ot-rozhdenija-do-chetyreh/

Помогите малышу заговорить е янушко

Смирнова овчинников малыш начинает говорить развитие речи ребенка от рождения до четырех
16 февраля 2019, 06:50

ЗРР: Литература для родителей

Я давно изучаю информацию по ЗРР, но сейчас в качестве базиса использую две книги: О. А. Реуцкая “Развитие речи у плохо говорящих детей” и Е. Янушко “Развитие речи детей 1,5-3 лет.

Помогите малышу заговорить!”Также в этой сфере оказался интересным блог ЛогомамикиВпечатления о книгах сейчас писать не буду. Решила, что просто начну рассказывать о наших занятиях и заодно по ходу буду вставлять комментарии из книг.

Скажу только одно – обе книжки интересные и будут полезны не только родителям детей с ЗРР… Читать далее →

Развитие речевого подражания.

Развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи. Нельзя “перескочить” этот период и начать разучивать правильно произносимые слова или начинать с постановки звуков. Читать далее →

Развитие речи

Нажимайте на ссылку и скачивайтеАльбом для развития речи от 1,5 – 3 летЯнушко Е. Помоги малышу заговоритьГовори, ты это можешь!Большая книга развития речиЮрченко. Игры и сказки для р.речи 1-3 года.Умные дорожки Саша и МашаКнига мечта про зайкуГерасимова “Малыш учится говорить от агу до монолога” Читать далее →

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

Чтобы родители могли эффективно осуществлять развитие речи ребенка, нужны информативные книги и пособия. Предлагаем список наиболее популярных:• Е. Косинова.

Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких• Н. С. Жукова. Учимся говорить правильно• Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия• Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Малыш начинает говорить.

Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет Читать далее →

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

Чтобы родители могли эффективно осуществлять развитие речи ребенка, нужны информативные книги и пособия. Предлагаем список наиболее популярных:• Е. Косинова.

Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких• Н. С. Жукова. Учимся говорить правильно• Т.А. Ткаченко. Логопедическая энциклопедия• Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Малыш начинает говорить.

Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет • Е. Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет• Т. Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями• Т… Читать далее →

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ

Из недр :Чтобы родители могли эффективно осуществлять развитие речи ребенка, нужны информативные книги и пособия. Предлагаем список наиболее популярных:• Е. Косинова. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких• Н. С. Жукова. Учимся говорить правильно• Т.А. Ткаченко.

Логопедическая энциклопедия• Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинников. Малыш начинает говорить.

Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет• Е. Янушко. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет• Т. Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями•… Читать далее →

Топ-5 книг для развития речи

На развитиеречи ребенкапозитивно будут влиять как развивающие занятия в детских центрах,профессиональные консультации логопедов, так и домашние логопедическиезанятия.

Чтобы родители могли знать нормы развития речи, как их достигать, чтоозначают отклонения от них, и когда уже необходим специалист обязательно,полезно читать специализированные книги о развитии речи.

Предлагаем вашемувниманию несколько из них. Читать далее →

Книги по развитию речи (для мам)

Как то давно меня попросили рассказать о книгах по развитию речи малышей, которые понравились/оказались полезными мне. И вот только сейчас наконец написался пост.Сразу скажу!! Все нижеперечисленные книги НЕ являются уникальными пособиями, из каждой можно вынести буквально 10-15 умных мыслей среди сотен страниц воды.

Увы, но я пока не нашла одной-единственной гениальной книги, способной просто и доступно описать процессы речестановления, варианты определения границ нормы и патологии, и, разумеется, способов преодоления различных затруднений у малыша. А потому, очень прошу вас, девочки, поделиться…

Читайте также:  Год ребенку последующие развитие

Читать далее →

Отрывки из книги

Е. Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет»1)  Развитие эмоционального общения со  взрослым(Игры  на подобие «По кочкам, по кочкам»)2)  Развитие общего подражания  (Игры на подобие «Ножками потопаем, ручками похлопаем»)3)  Развитие делового общения  (Обучение ребенка выражать свои мысли любым доступным ему способом).

Для этого используют методы побуждения к разговору: предлагать выбрать из нескольких вариантов, задавать наводящие вопросы, поддерживать инициативу малыша)полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:на  (предложение) — протягивать раскрытую ладонь;дай  (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);да …

Читать далее →

Развитие речи детей 1,5-3 лет

Е. Янушко «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет»Девочки хочу порекомендовать эту книжку. Там даны конкретные игры с ребенком для развития его речи. Мне они очень помогают, жалею, что не прочла книгу раньше. Многие игры можно использовать уже с года.

Выкладываю кратенький обзор книги, из которого понятно ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, чтобы малыш заговорил. 1) Развитие эмоционального общения со взрослым(Игры на подобие «По кочкам, по кочкам») 2)Развитие общего подражания (Игры на подобие «Ножками потопаем, ручками похлопаем») 3) Развитие делового…

Читать далее →

Книги для детей до 4-х лет:

Первые шаги к интеллекту. Развивающие задания для детей 2-3 летУчебное пособие включает игровые задания для развития познавательных способностей малышей: внимания, восприятия, памяти, воображения, логического и пространственного мышления. Задания удачно дополняют материал, пройденный на занятиях в детском саду.

Пособие адресовано… книги для малышей до 4 лет комментариев нет автор: Авт.-сост. Белошистая А.В. 8 0 Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 летКнига посвящена актуальной теме – речевому развитию ребенка 1,5-3 лет. Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап состоит…

Читать далее →

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/pomogite-malyshu-zagovorit-e-yanushko

Источник

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.
Читайте также:  Ребенок 5 лет развитие тест

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник