Словесные логические игры с ребенком 5 лет
Лилия Стар
Картотека словесных игр для детей 5–6 лет
Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа)
Отгадай-ка!
Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Правила: Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате. Назови три предмета
Цель: Упражнять детей в классификации предметов.
Правила: Называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся, платит фант. (Мебель- стол, стул, кровать и т. д.)
Магазин игрушек
Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Правила: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель (не глядя на неё).
Где был Петя?
Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.
Правила: Рассказывать нужно только о том, что есть в здании, на участке детского сада или за его пределами, т. е. что предусматривается правилом игры.
Радио
Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
Правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.
Птицы (Звери. рыбы)
Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Правила: Называть птицу (рыбу, зверя) можно только после того, как получишь мячик, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.
Дети передают мяч друг другу со словами: «Вот птица. Что за птица?», а принимающий – отвечает.
Кому что нужно?
Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии.
Правила: Называть профессию и предметы необходимые людям данной профессии, передавать мячик. Не повторять уже сказанный предмет.
Фанты
Народная игра
Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопрос, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов. Правила: Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:
Бабушка прислала сто рублей:
Что хотите, то купите,
Черного и белого не берите,
«Да» и «нет» не говорите!
Испорченный телефон
Цель: Развивать у детей слуховое внимание.
Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Летает – не летает
Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Правила: Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.
Где мы были, не скажем
Народная игра
Цель: Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Правила: Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию. Одна группа детей показывает со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».
Дополни предложение
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Наоборот
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Правило: Называть слова, только противоположные по смыслу.
Найди рифму
Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.
Правила: Подбирать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.
Скажи слово с нужным звуком
Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Правила: Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.
Кто знает, пусть дальше считает
Цель: Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Правила: Начинать считать дальше после сказанного числа можно только после того, как поймаешь мяч. Считать до 10.
Кто это? Что это?
Цель: Учить подробно объяснять значение слов.
Правила: Предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.
(Например: это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).
Найди себе пару
Цель: Развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.
Правила: Каждый должен найти себе пару по правилу: один ребенок говорить слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).
Вспомним разные слова
Цель: Закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.
Правила: Дети встают в круг и подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).
Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.
Кому достанется мяч
Цель: Закреплять умение находить длинные и короткие слова.
Правила: Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.
Какой звук потерялся
Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать
слова, в которых не хватает первого или последнего звука.
Правила: Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он пропускает звук. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.
Палочка остановись
Цель: Развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.
Правила: Дети называют слова – характеристики предмета и передают одновременно палочку. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Если называется уже сказанное слово – ребёнок выходит из круга.
Что нужно кукле
Цель: Закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.
Материал : картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник, чашка, ложка, вилка).
Ход игры: 1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.
2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.
Сначала со звуком Л, потом со звуком Т.
Далее отобрать картинки с предметами для еды.
Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.
Подскажи звук
Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.
Ход игры: Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук.
Например:
На солнышке грелся черноухий котено…
На него смотрел белолапый щено…
Охотники развели в лесу косте…
Ученик держал в руке каранда…
Малыш попросил маму купить ша…
На лесную полянку выбежал зая…
В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…
По стволу стучал пестрый дяте…
Белочка спрятала орешки в дупл…
По двору бродили пету, куриц, утят…
Вспомни волшебные слова
1. Вспомни песенку колобка.
2. Какими словами вызывали Сивку-Бурку.
3. Как повернуть избушку Бабы Яги.
4. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.
5. Похвастаться как Заяц-Хваста.
6. С какими словами прибегали звери к Теремку.
Назови, из какой сказки
1. девочка, братец, гуси-лебеди,
баба-яга, мышка.
2. старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.
3. мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.
4. коза, козлята, волк.
Сказочная разминка
1. Сивка…Бурка
2. Заюшкина…избушка
3. Гадкий…утёнок
4. Гуси…лебеди
5. Аленький…цветочек
6. Царевна…лягушка
7. Доктор…Айболит
8. Дед…Айболит
9. Кощей…бессмертный
10. Братец…Иванушка
11. Сестрица…Алёнушка
12. Курочка…Ряба
Сказочная разминка
1. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)
2. Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
3. Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
4. У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)
5. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
Какой герой лишний
1. «Гуси-Лебеди» — девочка, Баба-яга, медведь.
2. «Теремок» — заяц, кабан, волк.
3. «Волк и семеро козлят» — коза, козлята, волк, медведь.
4. «Заюшкина избушка» — собака, заяц, волк, петух, мышка.
Источник
Ольга Потапова
Картотека словесных логических игр для детей старшего дошкольного возраста
Словесные логические игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх активно развивается память, внимание, мышление, воображение ребенка, активизируется познавательная деятельность, любознательность. К тому же они очень увлекательны.
Словесные игры удобны тем, что не требуют подготовки наглядного материала. В них можно играть где угодно и когда угодно. Одна и та же игра может варьироваться в зависимости от темы, интересов детей, от возраста ребенка.
Словесные игры могут проводиться как со всей группой, так и с отдельно взятым ребенком. Их можно рекомендовать родителям для домашних игр с ребенком.
Изучив большое количество методической литературы по проблемам развития логического мышления у дошкольников, я составила картотеку словесных дидактических логических игр в соответствии с теми задачами, которые они помогают решать.
Словесные логические игры для детей 5-6 лет.
Игры на определение родовидовых понятий.
«Назови лишнее слово»
«Назови одним словом»
«Называй дальше»
Игры на выделение существенных (главных) признаков предмета.
«Магазин игрушек»
«Летает – не летает»
«Что плавает, что тонет?»
«Съедобное – несъедобное»
«Радио»
«Угадай, кто я?»
«Где был Петя?»
«Добавь словечко»
«Кто больше назовёт?»
«Угадай, что спрятано»
Игры на развитие умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы.
«Так бывает или нет?»,
«Похож – не похож»,
«Как правильно?»,
«Хорошо – плохо»
Игры на обобщение и классификацию предметов.
«Птица, рыба, зверь» («Ягоды, цветы, деревья»)
«Четвертый лишний»
«Назови три предмета»
«Отвечай быстро»
«Кому что нужно?»
«Я начну, а ты продолжи»
«Вершки – корешки»
Игры на установление различных отношений между предметами и явлениями.
«Закончи предложение»
«Кто кем будет?» («Кто кем был?»)
«А что потом?»
«Что за чем?»
«Когда это бывает?»
«Путаница»
Игры на развитие быстроты мышления, сообразительности.
«Поиграем в рифмы»
«Наоборот»
«Если вдруг»
Словесные логические игры для детей 6-7 лет.
В подготовительной группе к тем играм, которые дети освоили ранее, добавляются новые с более сложным содержанием.
Игры на определение родовидовых понятий.
«Чего больше?»
«Вопрос – ответ»
Игры на выделение существенных (главных) признаков предмета.
«Отгадай предмет»
«Какое животное?»
«Автобиография»
«Антонимы для загадок»
«Устный кроссворд»
«Кто больше знает?»
«Занимательные вопросы»
Игры на развитие умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы.
«Что на что похоже?»
«Кто больше заметит небылиц?»
«Чего на свете не бывает?»
«Бывает – не бывает?»
«Угадайте, где мы были?»
«Что не так?»
Игры на обобщение и классификацию предметов.
«Каким это бывает?»
«Охотник» («Рыболов», «Садовод», «Огородник»)
«Да – нет»
«Поезд»
«Это что за магазин?»
«Природа и человек»
Игры на установление различных отношений между предметами и явлениями.
«Пара к паре»
«Назови правильно»
«Цепочка ассоциаций»
«Если бы, да кабы…»
«Задом наперед»
«Что сначала, что потом?»
«Логические концовки»
«Пары слов»
«Угадай, что мы задумали»
Игры на развитие быстроты мышления, сообразительности.
«Закончи пословицу»
«Скажи по-другому»
«Тайны двойного»
«Слова-неприятели» («Слова – приятели»)
Описание некоторых игр.
«Кто больше назовёт?»
Взрослый просит ребенка назвать как можно больше предметов:
красного, зеленого, белого цвета (сравнение по цвету,
круглых, квадратных, прямоугольных (по форме,
зимние, летние, весенние (по времени года).
«Так бывает или нет?»
Цель: развивать умение замечать непоследовательность в суждениях.
Дети в рассказе воспитателя должны заметить то, чего на самом деле не бывает. Примерные рассказы:
«Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны и печенье. Дети ели их и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Поезд»
Цель: упражнять группировке предметов по разным признакам.
Детям предлагается называть по очереди слова, но так, чтобы эти слова были связаны друг с другом одним общим признаком, как вагончики в поезде. Например, ложка – тарелка (это посуда) – ваза (обе сделаны из фарфора) – лейка (т. к. и в ту и в другую можно наливать воду) – лопата (обе из металла) и т. д.
«Тайны двойного»
Цель: знакомство с антонимами, развитие сосредоточенности, сообразительности.
Называется 2 слова – антонима: «Что может быть одновременно мокрым и сухим?» Дети называют: одежда, трава, земля, листья.
Что бывает холодным и горячим (чай, вода).
Что бывает черным и белым (снег весной, далматинец, пингвин, шахматная доска).
«Задом наперед»
Цель: развивать понимание отношений последовательности.
Ведущий называет 2 слова (например, яйцо и птица).
«Я расскажу вам историю по этим словам. В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенец. А когда он вырос, то превратился в красивую птицу».
А теперь я назову эти слова наоборот (птица и яйцо, а вам надо придумать другую историю». (например, «Птица на дереве свила гнездо, а потом снесла яйцо»).
Можно предложить слова: лист бумаги – рисунок, кубики – домик, цветок – ягода, лёд – вода, пчела – мёд. А можно придумать свои пары слов.
Такие игры очень нравятся детям.
Источник
Если Вашему ребенку уже исполнилось 5 или 6 лет, то пора задуматься как эффективно подготовить его к школе. Развитие мышления ребенка проходит в несколько этапов.
1) Формирование наглядно-действенного мышления: когда все мыслительные процессы ребенка проходят через действие.
2) Формирование наглядно-образного мышления: когда ребенок начинает мыслить при помощи образов.
3) Формирование словесно-логического мышления: когда ребенок может выразить свои мысли словами, начинает самостоятельно рассуждать, сравнивать, находить простые закономерности.
Скоро в школу. Фото — фотобанк Лори
Необходимо отметить, что умственное развитие ребенка заключается не только в получении определенных знаний, но и развитие восприятия, памяти, мышления, воображения.
У детей дошкольного возраста основной вид деятельности — игра. Значит и познание нового следует вести, используя игровые методы занятий.
В дошкольном возрасте у детей активно формируется и развивается речь, пополняется словарный запас, тренируется память. Очень важно, чтобы ребенок при выполнении задания пытался самостоятельно рассуждать, чтобы найти верный ответ.
В этой статьей будут предложены основные логические упражнения, которые помогут научиться:
- классифицировать предметы;
- сравнить предметы;
- устанавливать последовательность событий;
- тренировать память;
- делать выводы.
Длительность занятий — 15-20 минут. Не перетруждайте ребенка, чтобы не вызвать у него негативную реакцию от занятий! Наоборот, старайтесь превратить ваши занятия в игру!
Задания
1) Подбери противоположные слова по смыслу:
чёрный — …
большой — …
веселый — …
хороший — …
горький — …
широкий — …
высокий — …
добрый — …
холодный — …
умный — …
быстрый — …
2) Слушай внимательно! Подумай и ответь на вопросы:
Чего в лесу больше: берёз или деревьев?
Кого в зоопарке больше: обезьян или зверей?
Кого в реке больше: окуней или рыб?
Чего в огороде больше: капусты или овощей?
Чего в шкафу больше: футболок или одежды?
Кого в курятнике больше: куриц или птиц?
3) Закончи предложения:
Пример: Понедельник, вторник, среда, четверг — это дни недели
Молоко, хлеб, кефир, сыр, яйца — это…
Москва, Новгород, Санкт-Петербург — это…
Утро, вечер, день, ночь — это…
Катя, Миша, Петя, Ира — это…
Собака, кошка, мышка — это…
Ромашка, колокольчмк, роза — это…
А,Б,В,Г,Д — это…
4) Слушай внимательно! Дополни предложения:
Если поезд едет быстрее автобуса, то автобус едет ……… поезда.
Если сестра старше брата, то брат ………. сестры.
Если стол выше стула, то стул …….. стола.
Если кошка больше мышки, то мышка ……. кошки.
Если река шире ручья, то ручей …….. реки.
5) Придумай правильную закономерность.
Птица — перья. Рыба — ……
Осень — дождь. Зима — ……
Человек — руки. Собака — ……
Утро — завтрак. Вечер — ……
Яблоко — фрукт. Помидор — ……
6) Что лишнее?
Кресло, стул, шкаф, телевизор.
Петух, павлин, ворона, бабочка.
Чемодан, сумка, портфель, тетрадь.
Солнце, лампа, люстра, фонарь.
7) Какие это профессии?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поёт песни?
Кто лечит людей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто летает в космос?
Кто управляет самолетом?
Кто водит автобус?
Кто управляет поездом?
Кто учит детей в школе?
Кто дрессирует животных?
8) Логические задачи
Что длится длится: год или 12 месяцев?
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
Петя и Ваня пили разные соки — яблочный и вишневый. Петя не пил вишневый сок. Какой сок пил Ваня?
Ира и Лена были одеты в платья разного цвета: желтое и розовое. Лена не была одета в розовое. Какого цвета платье было у Иры?
Сережа, Андрей, Слава собирали ягоды в саду. Сережа собрал больше Андрея, а Андрей собрал больше Славы. Кто из ребя собрал больше ягод, а кто меньше?
Кто быстрее доплывет до берега — утята или цыплята?
Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
У мамы есть кот Барсик, пес Дружок и дочка Ульяна. Сколько детей у мамы?
Пять яиц варятся пять минут. Сколько минут варится одно яйцо?
Сколько грибов можно вырастить из семян сосны?
Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
У мальчика была одна веревка. Сколько раз надо разрезать веревку, чтобы получить три веревки?
На дереве сидели птицы. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на дереве?
Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл в шахматы каждый из них?
Источник
Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы.
Выполнила: Скуратова Юлия Сергеевна.
Игра «Найди варианты».
Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.
Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.
Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка — середина будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
• Если два больше одного, то один… (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая… (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Полезно — вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.
Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:
— Это круг больше красного? (Да.)
— Он больше синего? (Да.)
— Больше желтого? (Нет.)
— Это зеленый круг? (Да.)
Игра «Посади цветы».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную — цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную — все большие цветы.
Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?
Игра «Группируем по признакам».
Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.
Игра «Вспомни быстрее».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.
Игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.
Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.
Игра «Из чего сделано»
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
Игра «Что бывает…».
Цель: развивать логическое мышление.
Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
— Что бывает низким (высоким)?
— Что бывает красным (белым, желтым)?
— Что бывает длинным (коротким)?
Игра «Отгадай фигуру по загадке»
Цель:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения давать характеристику фигуре по известным признакам и находить фигуру по характеристике.
1 вариант – используется аппликация с прошлой игры для развития логики.
Педагог, используя таблички «цвет», «форма», «размер» и аппликацию с прошлого занятия, загадывает загадку про одного из жителей этого города. Например: «Эта фигура по форме – круглая, по цвету – красная, а по размеру – большая». Дети отгадывают загадку и показывают её. После чего дети сами загадывают и отгадывают загадки.
2 вариант – используется набор цветных фигур (на каждого ребенка).
Ребёнок выбирает из набора глазами любую фигуру и, используя таблички «ЦВЕТ», «ФОРМА», «РАЗМЕР», составляет про неё рассказ. Например: «Моя фигура по форме — пятиугольная, по цвету — зелёная, а по размеру – маленькая». Все остальные должны выбрать из своего набора нужную фигуру и по команде педагога (на счет «Раз-два-три») показать её. Ребёнок, который составлял рассказ, проверяет.
Игровое упражнение «Что лишнее»?
Цель:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе умения делать обобщение.
Во всех трёх вариантах дети должны не только найти лишнюю фигуру, но и ответить на два вопроса:
— Почему она лишняя?
— Чем отличается эта фигура от всех остальных?
Игра «ДА-НЕТ-КА»
Цель:
- развитие аналитико-синтетической деятельности на основе метода исключения и умения выполнять классификацию геометрических фигур.
Перед тем как играть дети должны ответить на два вопроса:
— На какие две группы можно разбить все эти фигуры?
— Чем отличаются эти две группы.
Ход игры.
Дети загадывают любую из фигур. Водящий с помощью всего трёх вопросов должен её отгадать. Отвечать на вопросы можно лишь двумя словами — «да» или «нет».
Алгоритм отгадывания задаёт педагог, рассуждая вслух. Например, дети загадали большой красный треугольник.
— Сначала я попробую отгадать цвет этой фигуры. Эта фигура синяя?
— Нет.
— Значит, она красная. Попробую отгадать форму. Эта фигура треугольная?
— Да.
— Это могут быть два красных треугольника, отличающиеся размером. Эта фигура маленькая?
— Нет.
— Значит, это большой красный треугольник.
Игра «ПУМ-ПУМ»
Количество участников: 6-7 человек.
Раздаточный материал: набор цветных геометрических фигур
- 2 квадрата: один большой желтый, другой маленький красный;
- 2 пятиугольника: большой красный, маленький желтый;
- 2 треугольника: большой желтый и маленький красный
Дети рассаживаются кругом. Всем детям раздаются фигуры. Фигуры лучше положить перед детьми. Водящий выходит из комнаты (если играют 7 человек, то это ребёнок без фигуры, а если 6, то свою фигуру он отдает воспитателю). Остальные в это время загадывают какое-то свойство, которое и будет так называемым «пум-пумом».
Например: все жёлтые фигуры. Водящий, подходя к каждому из детей, спрашивает: «У тебя есть «пум-пум»?» Если его фигура желтая, то он отвечает: «Есть», а если не желтая, то – «Нет». Выслушав каждого ответившего на этот вопрос, ведущий должен догадаться, какое свойство является тем самым «пум-пумом». После чего водящим становится другой играющий.
Игра «Теремок»
Правила игры:
Детям раздаются различные предметные картинки. Один из детей заселяется в теремок первым, а остальные должны к нему подселиться. Каждый приходящий в теремок может попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет, заселившегося первым. Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?». Тот кто назовёт общий признак – заселяется в теремок.
Например, первый выбрал машину.
— Тук-тук. Кто в теремке живет?
— Это я, машина.
— А я стол. Пусти меня к себе жить?
— Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
— Я похож на тебя тем, что я служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы). Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме-гараже, и я живу в доме (в комнате). У тебя четыре колеса, а у меня четыре ножки. Машина может ездить, и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.
Источник