Слоги на развитии ребенка
Деление слов на слоги – очень важный этап в процессе обучения ребенка чтению и письму. Как научить ребенка делить слова на слоги – этот вопрос задают большинство родителей, чьи дети собираются поступать в школу. Чтобы организовать этот процесс максимально правильно и эффективно, взрослый должен найти наиболее оптимальный подход и корректно подобрать комплекс упражнений. На сегодняшний момент разработано достаточно много интересных методик, позволяющих проводить такое обучение в домашних условиях. Решение начать знакомить малыша с делением слов на слоги как можно раньше является правильным, поскольку в будущем ему будет намного легче и проще учиться в школе.
ЧТО ТАКОЕ СЛОГ?
Прежде, чем приступать к решению вопроса, как объяснить ребенку деление на слоги, прежде всего, нужно в доступной форме дать ему само понятие слога. Нужно сказать, что весь процесс обучения желательно организовать в игровом формате, и при этом изначально длительность занятий не должна превышать 10 минут. Позже их можно постепенно увеличивать, доведя до получасового периода.
Слог — это минимальная произносительная единица в языке. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Объясняя малышу, что такое слог, спросите у него, можно ли поделить печеньку или шоколадку на кусочки. Скажите, что слова так же можно делить на небольшие кусочки, разделяя их небольшими паузами. А из этого следует, что слог – это кусочек слова, складывая которые можно легко научиться читать.
Для наглядности ребенку можно предложить потренироваться делить слова на части, используя одно несложное упражнение, которое называется «Ладошка под подбородком». Проговаривая громко и четко слова, они быстро овладеют навыками беглого деления на слоги.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
Поступая в 1 класс, дети уже должны иметь определенный багаж знаний. Умение делить слова на слоги в этом багаже совершенно нелишнее, и поэтому многие родители стараются самостоятельно обучить этому своих чад дома. Это нужно делать еще до начала овладения навыками чтения. Но перед этим малыш должен демонстрировать следующий уровень подготовленности:
- уметь вести диалог, разговаривать целыми предложениями, точно и правильно формируя собственное желание;
- знать хотя бы несколько букв и распознавать гласные и согласные звуки;
- бегло считать в пределах 5, а то и больше;
- иметь пространственное понятие по поводу «влево» и «вправо».
Обучая детей, можно использовать всевозможный дидактический материал, задействовать героев мультфильмов и сказочных персонажей.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СЛОГОРАЗДЕЛА
После того, как малыш усвоит хотя бы на начальном уровне понятие слога, ему нужно объяснить, по какому принципу осуществляется деление. Для этого нужно объяснить, что каждый кусочек слова содержит буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. При этом в любом слоге обязательно «живет» один согласный звук, и именно по их количеству в слове определяется количество самих слогов. используя упомянутое выше упражнение с ладошкой, можно научить их высчитывать общее число слогов в определенном слове.
Общие правила корректного слогоделения звучат так:
- слогообразующими всегда являются гласные звуки;
- слог не может включать больше, чем один гласный;
- слог может состоять из одного гласного звука либо комбинации гласных и согласных; состоящий из двух и более звуков, слог всегда начинается с согласного.
Непременно нужно акцентировать внимание на то, что буквы и звуки – это не одно и то же, иначе в будущем у дошкольника будут проблемы на уроках в разделе фонетики. Нужно объяснить, что буквы – это то, что он видит в букваре и пишет в тетрадке, а звуки – то, что он проговаривает вслух.
ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ СЛОГИ
Следующий этап обучения – объяснения типов слогов. Они могут открытыми и закрытыми, причем в первом случае «кусочки» слов заканчиваются гласным звуком, во втором – согласным. Проще это рассказать можно следующим образом:
- открытый слог можно пропеть, мы проговариваем его на выдохе;
- в закрытом слоге выходящий воздух наталкивается на препятствия – губы, язычок, небо, и пропеть его не получается.
АЛГОРИТМ ДЕЛЕНИЯ СЛОВ НА СЛОГИ
Приступая к практическим занятиям, следует приучить малыша действовать по определенной схеме. Предложите ему: «Делим слова на слоги по порядку»:
- сначала нужно прочитать – произнести слово вслух;
- подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки;
- посчитать, сколько гласных есть в слове, и определить, со скольких слогов оно состоит;
- определить тип слога – открытый или закрытый.
КАК ПРАВИЛЬНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ?
При обучении слогоделения малышу нужно напомнить основные правила. Он должен четко уяснить то, что слог может состоять из одного или нескольких звуков, но при этом каждый непременно включает в себя гласный. Затем можно приступать к самому процессу, используя игровой момент и специально подобранные для этого карточки со словами и слогами.
Тренироваться следует, беря сначала в качестве примера короткие слова, разнящиеся всего одной буквой – «мыло – мило», «дом-дым». Так он сможет понять разницу в звуках. Далее можно переходить к более сложным словам, но на каждом занятии нужно обязательно возвращаться назад, повторяя предыдущий материал.
Не нужно ждать от детей быстрых результатов – такие навыки приходят постепенно, но их четкое усвоение позволяет получить множество преимуществ в дальнейшем.
УПРАЖНЕНИЯ И ПРИМЕРЫ
Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:
ИГРА «БРОДИЛКИ»
Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов. В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги. Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.
«ДОМИК-ЧЕЛОВЕК»
Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.
«ИДУ ПО СЛЕДУ»
На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.
«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ»
Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.
«ЧАСЫ»
Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).
«СОБИРАЕМСЯ В ШКОЛУ».
Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.
Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.
Источник
Когда ваш малыш уже освоит алфавит, подойдет и время, когда ему пора научиться читать. Сначала ребенок должен освоить чтение по слогам, научиться объединять звуки в слоги, а слоги в слова. И многие родители, на отлично справившиеся с обучением крохи алфавиту, заходят в тупик. Ведь научить малыша правильно сочетать звуки и слоги действительно сложно. И родителям нужно сначала самим подготовиться к новому этапу развития малыша.
Главное, о чем должны помнить взрослые, так это то, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то быстро запоминает всю новую информацию, ну а кому-то это сделать крайне трудно. Поэтому вы должны запастись не только некоторыми знаниями, но и терпением. Помните, забота и ласка – лучший двигатель прогресса в обучении любого малыша.
Учимся читать по слогам
Первое, что нужно сделать для того, чтобы понять, готов ли ребенок учиться читать, так это определить, как хорошо он знает алфавит, и как у него получает воспроизводить звуки. В этом вам поможет небольшой эксперимент.
Предложите малышу назвать все буквы алфавита. Для этого положите перед ним азбуку и засеките время. Если ваш кроха задумывается над буквами, говорит запутанно и не может сразу назвать их, то у него, скорее
всего, на оглавление всего алфавита уйдет не менее 2 – 3 минут. Если вы посчитаете, то сможете вычислить, что произношение и узнавание каждой буквы у малыша занимает примерно 5 – 6 секунд. А если предложить крохе прочесть слово «мама», которое состоит всего из четырех букв, то он потратит на это не менее 20 секунд. Представляете, насколько сложно будет крохе читать слова с такой скоростью?
Из этого можно сделать однозначный вывод – прежде, чем кроха научится читать, он должен знать «в лицо» каждую букву. То есть, малыш не должен раздумывать, он должен быстро называть букву. Переходить к слогам можно будет только после того, как ребенок научится произносить весь алфавит за 20-30 секунд.
Буквари: учимся по разным методикам
Многие родители считают, что могут научить ребенка читать самостоятельно, не прибегая к научным методам и дидактическим пособиям. На самом деле самостоятельное обучение малыша может оказаться не только крайне сложным, но и не эффективным. Поэтому рекомендуем вам все-таки запастись определенной литературой, благо выбор таковой сегодня огромен. Родителям предложены, как старые советские методики обучения детей чтению, так и новые разработки. Наибольшей популярностью пользуются буквари Н. Жуковой и Е. Бахтиной. О них и пойдет речь в данной статье.
Учимся по методике Е. Бахтиной
Суть данной методики заключается в следующем:
- Учимся быстро узнавать буквы. Ребенок должен бегло определять буквы алфавита. Пусть кроха чаще открывает азбуку и тренируется, читает и говорит буквы вслух.
- После этого нужно обучить ребенка складывать буквы в слоги. Начните с самого легкого – ма, па, ба и пр.
- После этого нужно научить ребенка объединять слоги в слова. Пусть кроха сначала говорит самые понятные ему слоги «ма-ма» и пр.
- После этого нужно научить малыша запоминать не только произношение слогов, но и их написание.
Пример обучения. Укажите на любой слог, желательно, чтобы сначала обучения вы использовали слоги, заканчивающиеся на гласную букву, например, «ДА». Объясните малышу, что буквы подружились и теперь Д и А вместе означают «ДА». Повторяйте это несколько раз в день. Желательно показывайте ребенку наглядное пособие. Вы можете купить уже готовый материал или изготовить буквы в виде табличек самостоятельно. После того, как ребенок запомнит, почему из букв получился слог, и будет говорить его правильно, вы можете приступить к изучению остальных слогов, действуя по той же схеме.
Важно знать и некоторые особенности в обучении малыша:
- Начав обучение малыша, не используйте сразу йотированные гласные – я, е, ю. Также стоит повременить и со сложными в произношении согласными – ч, щ, ш.
- Не стоит делать перерывов в процессе обучения. Ребенок должен постоянно помнить о слогах, и не только в тот момент, когда он сидит за азбукой. Предлагайте крохе называть изученные слоги даже во время прогулок, читайте ему вывески на магазинах, просите его самого найти знакомый слог и произнести его.
- После того, как кроха сможет освоить большую часть простых слогов, можно усложнить ему задачу, добавив в его речь сложные слоги с йотированными гласными и шипящими согласными.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок мог не только визуально воспринимать слоги (читать их), но и слышать их и определять с ваших слов. Для этого нужно развить его зрительную память. Данный навык поможет крохе и в дальнейшем, ведь дети, отличающиеся отличной зрительной памятью, обычно очень грамотно пишут, даже не задумываясь над правилами орфографии. Ведь они и так помнят, как правильно пишется то или иное слово.
Если вы увидели прогресс малыша, то после таких слов, как «мама», «папа» и пр., вы можете смело начать изучать более сложные слова – «машина», «посуда» и т. д. Но если этот способ вам не понравился, то вы можете выбрать для себя другую методику.
Многие родители отдают предпочтение методике автора классического школьного букваря. И на это имеются некоторые основания. Ведь все мы обучались именно по такой методике, и данный материал знаком практически всем с раннего детства. Научить ребенка самостоятельно читать по слогам по методике Жуковой, можно так:
- Учимся складывать буквы. Возьмите две буквы, которые знают малыши практически с пеленок – «А» и «М». Именно эти буквы будет проще всего запомнить крохе, когда вы будете соединять их в слог «МА».
- Возьмите в руки две таблички с этими буквами и медленно подносите «М» к «А», говоря при этом звук М, его нужно растягивать, превращая в дальнейшем в звук МАаааа. Не забывайте, что в данном случае нужно сначала сделать акцент на букве «М», а потом удлинить второй звук «А».
- Учимся дальше. Теперь, по той же схеме, можно продолжить обучение с остальными простыми открытыми слогами – «НО», «ВА», «НА», «МУ» и пр.
- Также вы можете экспериментировать и с образованием самых простых слов, например, па-па, ма-ма, но-та, ва-та и т.д. Главное, притягивать к первому звуку второй, как и к первому слогу второй.
- Учите детей не только читать слоги, но и анализировать их. Для этого просто спрашивайте малыша о том, сколько в слоге букв, какие они и т. д.
- Объясните ребенку, что первую букву в слоге нужно тянуть, а вторую говорить коротко.
- Учите малыша на слух определять, сколько букв и звуков он слышит. Например, спросите кроху, сколько звуков он слышит, если вы сказали «ау».
Кто-то считает букварь Жуковой лучшим и самым простым способом обучения, по которому можно быстро и правильно научить своих детей читать. Ну а кто-то прислушивается к мнению специалистов о том, что методика Бахтиной позволяет обучить малыша читать уже с двух лет. Как говорит автор, все мы учимся уже с рождения, а если уроки повторять изо дня в день, начиная с двухлетнего возраста, то уже к 3 годам можно читать не хуже взрослых.
Несмотря на то, какой методикой обучения воспользуетесь вы, самое главное проявлять настойчивость и проводить уроки регулярно. Не забывайте и о том, что все дети разные, и если малыш вашей подруги в 3 года уже бегло читает целыми предложениями, это не означает, что и вы должны вогнать своего ребенка в эти рамки. Главное, чтобы малыш понимал, как читать по слогам, из чего они состоят, и для чего используются.
Помимо букварей и азбуки вы можете проводить занятия с детьми с помощью развивающих игр. Это могут быть специальные пазлы, магнитная доска с буквами, обучающее видео и пр. Главное, не быстро, а правильно обучить своих детей. Пусть уроки детей проходят в игровой форме, а малыш непринужденно говорит, читает и экспериментирует.
Источник
Татьяна Сырых
Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет
Работа творческой группы учителей-логопедов
г. Перми
Чугайновой Н. Я МАДОУ «Детский сад № 390»
Сырых Т. М. МАДОУ «Детский сад № 400»
Крохиной О. В. МАДОУ «Детский сад № 394»
Мельниковой Н. С. МАДОУ «Детский сад № 394»
Каменских Т. А МАДОУ «Детский сад № 144»
Ефимовой С. Г МАДОУ «Детский сад № 144»
При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико – фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со слогами, словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
Ребенок 3-4 лет должен уметь произносить простые по произношению звуки: А, Х, О, И, Э, Б, П, М, В, Ф.Также в этом возрасте идет подготовка артикуляционного аппарата для произношения звуков: Т, Д, К, Г, Х, Ы.
Неречевые игры
Цель первого этапа — развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.
Предложите малышу послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
Используйте следующие игры:
Игра «Солнце или дождик?»
Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!
Игра «Солнце и дождик» достаточно простая, однако очень нравится деткам и проходит всегда весело
Игра «Большой или маленький»
Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) — большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, — громко, сильно, и как маленький — тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так, же следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.
2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игра «Далеко — близко»
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «близко» — «далеко».
Игры на формирование неречевого слуха
1.«Кто там?»
Цель: Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.
Вызвать интерес и внимание к нам.
Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.
Оборудование: кукла, мишка
Ход игры:
В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали). Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет). Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.
2. «Что звучало?»
Цель: Прислушиваться к неречевым звукам
Вызвать интерес, внимание
Определить, что звуки могут быть разными.
Оборудование: машинка грузовая или легковая.
Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.
Ход игры:Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.
3. «Кто пришел?»
Цель: Различать неречевые звуки. Обращать внимание на разнообразие звуков.
Оборудование: кукла, колокольчик.
Ход игры:
Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.
Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик, затем каждому позвонить и послушать звук.
Пальчиковые игры для развития слоговой структуры слова
у детей 3-4 лет
Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
«Гости»
Малыш сидит и держит ладошки сомкнутыми перед грудью, пальчики левой ручки плотно прижимает к пальчикам правой ручки.
— Ма-ма, ма-ма! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)
— Что, что, что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)
— Гос-ти е-дут! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)
— Ну и что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)
— Здрась-те, здрась-те! (перекрещивает средний и безымянный пальчики дважды с теми же пальчиками другой руки, обходя то справа, то слева)
— Чмок, чмок, чмок! (постукивает средним и безымянным пальчиками по тем же
пальчикам другой руки).
«Мама»
Ма-моч-ка ма-ма,
Ми-ла-я мо-я,
Ма-моч-ка ма-ма,
Я люб-лю те-бя.
Поставив ладони, друг перед другом, на каждый слог смыкают и размыкают сначала мизинцы, затем безымянные пальцы, средние, указательные. На последний слог прижимают подушечки больших пальцев друг к другу и губами имитируют поцелуй.
«Кукушечка»
Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слогпальцы правой руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец)
Ле-ти ско-рей в ле-сок (взмахи руками как крыльями на каждый слог)
Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слогпальцы левой руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец)
По-дай свой го-ло-сок (хлопаем в ладоши на каждый слог)
Подвижные игры для развития слоговой структуры слова у детей 3 – 4 лет
1. Игра «Карусель»
Цель: Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение ритмично двигаться, согласовывая слова с движениями.
Ход игры: Воспитатель и дети, взявшись за руки, идут по кругу,и говорят:
— Еле – еле, еле – еле, завертелись карусели.
А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите!
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
(Е Тихеева)
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.
2. «Кот и мыши».
Цель: Развивать координацию и согласованность движений, чувство ритма.
Материал: шапочка «Кота», игрушечные часы.
Ход игры: Ребенок «кот» сидит на стуле и «спит». Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Дети «мышки» стоят за чертой в «домике» на другой стороне комнаты. Дети вместе со взрослым начинают идти к спящему коту,проговаривая текст:
— Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири!
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон! (С. Маршак.) Взрослый хлопает в ладоши, ребенок —«кот» просыпается, мяукает и гонится за мышками.
3. «Лохматый пес».
Цель: Учить детей двигаться ритмично по площадке и дружно проговаривать стихотворный текст.
Материал: игрушечная собака (или шапочка «Собаки»).
Ход игры:Воспитатель сажает игрушечную собаку на пол и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить!»Дети вместе с воспитателем идут к собаке и говорят:
— Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнул он нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что же будет?
Дети подкрадываются к собаке,и тихо зовут ее: «Собачка, поиграй с нами!
«Собака» лает и бежит за детьми. Дети разбегаются.
Игры с проговариванием
«Поет птичка»
Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания, слухового внимания
Оборудование: картинки большой, маленькой птички.
Описание игры:
1 вариант.Педагог показывает картину большой птицы: «Она поет громко: ПИ-ПИ-ПИ». Ребенок повторяет.Педагог показывает картинку маленько птички: №Она поет тихо: пи-пи-пи». Ребенок повторяет.Педагог произносит: «ПИ-ПИ-ПИ», то громко, то тихо. Ребенок отгадывает.
2 вариант. Можно использовать картинки большой дудочки — она играет громко ДУ-ДУ-ДУ, маленькой дудочки – она играет тихо ду-ду-ду.
«Теремок»
Цель: Развитие слухового внимания, ритмичной выразительности, силы голоса, речевого дыхания.
Оборудование: картинки теремок, мышка, ежик волк.
Описание игры:Педагог говорит: «Чтобы попасть в теремок, в него надо постучаться.Мышка должна стучать вот так: «ТУК-ТУК».Ежик вот так: «тук-тук-тук».Волк вот так: «ТУК-тук-тук».
Угадай, кто стучит! Педагог поочередно изображает и проговаривает как стучали звери.
«Зверушки забыли, как надо стучать, чтобы попасть в теремок. Помоги им! Скажи и покажи, как надо стучать мышке, ежику, волку».
«Подскажи словечко»
Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление произношения звука в речи, развитие слухового внимания.
Оборудование: картинки – петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.
Описание игры:
Педагог: «Подскажи слово, какое подходит, затем проговори все сам».
На столе картинки: петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.
ХА-ХА-ХА — мы поймали… петуха
ОХ-ОХ-ОХ – мы посеяли… горох
КО-КО-КО – кошка любит… молоко
ОК-ОК-ОК – Саня пил вкусный… сок
ОМ-ОМ-ОМ – мы построим большой… дом
ОК-ОК-ОК – бегал маленький… щенок
Настольно – печатные игры
Игра «Кто гуляет на полянке?»
Оборудование: Сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, цветов, цыпленка, жука.
Ход: Посмотри на картинку. Кто гуляет в зеленой травке?Послушай внимательно: цы-пле-нок…жук… Слова звучат по-разному: есть короткие, а есть длинные. Цыпленок – длинное слово, а жук – короткое. Назови другие длинные слова (облако, цветок, солнышко).
Игра «Помоги девочкам»
Оборудование: На сюжетной картинке нарисовано дерево и две девочки.
Ход: На этой картинке девочки ищут слова: девочка с короткими волосами ищет короткие слова, а девочка с длинными волосами ищет длинные слова. Давай им поможем. Называй картинки, колторые ты видишь на дереве (шар, мороженое, мед, карандаш, яблоки, сыр, дерево).
Источник