Слишком раннее развитие ребенка

Почему дошкольнику надо играть, а не учиться
Содержание:
- Раннее развитие вместо естественного: чем плохо?
- Другие опасности раннего развития
- Для чего нам нужен интеллект?
Увлечение родителей разнообразными занятиями для малышей, «развивалками» и «подготовками к школе» растет. Одновременно растет и число детей с гиперактивностью, неусидчивых и тех, кому неинтересно в школе. Связаны ли эти два явления? Вот точка зрения психолога Марины Озеровой.
Уровень развития ребенка (психического и интеллектуального) определяется уровнем развития его игровой деятельности. Игра является ведущей деятельностью минимум до семи лет (игровая деятельность сохраняется до подросткового возраста, но доминантная — минимум до семи). Именно в игре ребенок усваивает нравственные принципы, в игре формируются все его представления о мире, происходит становление межличностных отношений с другими детьми.
Казалось бы, никто из родителей не оспаривает право ребенка на детские игры. Но является ли игра ведущей деятельностью современных детей?
Игра — порождение цивилизации. Многие исследователи свидетельствуют, что в обществах, стоящих на более низкой ступени развития, дети сызмальства включаются в трудовую деятельность племени. Познание общественных отношений происходит за счет имитации действий взрослых и постепенного вхождения в занятия остальных членов племени.
К сожалению, в современном мире положение игры изменилось — она уже не держится на пьедестале как основное занятие детей. Это изменение положения игровой деятельности не связано с психологическими новообразованиями. Ответ чрезвычайно прост: активная игровая деятельность постепенно подменяется пассивным использованием мультимедийных средств или учебной деятельностью. Все большее распространение получает мнение, что развитие ребенка тождественно его обучению и происходит только за счет учебной деятельности.
Раннее развитие вместо естественного: чем плохо?
Почему же столь опасна подмена игры обучением (теперь его чаще всего называют «ранним развитием»)?
Примерно до 5-6 лет у всех детей доминирует правое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за творческие способности, фантазию, оперирование образами, эмоциональную сферу, оно действует очень быстро. Если родители принимаются за «раннее обучение» малыша, они нарушают естественное развитие правого полушария мозга, и это уже невозможно компенсировать в более старшем возрасте.
Левое полушарие ответственно за логическое мышление, вербальную сферу, оперирование символами (буквы, цифры, схемы и т.п.), оно действует сравнительно медленно. Обучая малыша в раннем возрасте, родители стимулируют несвоевременное развитие левого полушария в ущерб правому — творческому. В дошкольном возрасте у всех детей доминирует именно образное мышление, ребенок способен мыслить только «наглядно». Что же происходит, если взрослые вмешиваются в ход естественных процессов?
Как мы уже отметили, именно правое полушарие управляет эмоциональной сферой. Если этому не уделяется достаточное внимание, палитра чувств и эмоций ребенка оскудевает, ощущения и переживания упрощаются, выражение их становится либо примитивным, либо невозможным. В последнем случае ребенок идет самой короткой дорожкой к сложным невротическим заболеваниям. Последствиями слишком раннего обучения являются также агрессия, синдром дефицита внимания, импульсивность, неуправляемость — это плоды неразвитости эмоциональной сферы.
Как было сказано, левое (логическое) полушарие действует медленно. К тому же вербальная сфера не является доминантной у дошкольника. При обучении взрослый постоянно подгоняет ребенка, чтобы тот быстрее запоминал, быстрее отвечал, быстрее оперировал знаковыми системами. При этом долгий путь, который должен совершить ребенок, используя собственные мыслительные операции, сокращается до механического запоминания и «выдачи» информации.
Другие опасности раннего развития
Еще одна опасность раннего обучения — родителям придется вести контроль за учебной деятельностью ребенка, даже если не они сами выступают в роли учителей. Это приводит к тому, что «безусловная любовь», необходимая для нормального развития психики ребенка, подменяется выполнением родительских ожиданий. Родители порицают или хвалят ребенка в связи с его заслугами на учебном поприще. Они оценивают его как личность соответственно достижениям. У ребенка формируется представление о себе как отвергнутом, нежеланном для родителей, если он не может выполнять определенные условия (досчитать до стольких-то, прочесть предложение и т.п.).
Для нас, взрослых, основная, доминантная деятельность — труд, в различных проявлениях. При этом необходима «ориентация на результат» — мы подспудно ожидаем «плодов» своего труда. Точно так же некоторые взрослые оценивают деятельность ребенка, ожидая результатов. Но игра — это процесс, она не ориентирована на результат! Именно процессуальная сторона игровой деятельности необходима для развития ребенка, а вовсе не результат какой-либо игры («собрал мозаику»). Если взрослые искусственно ориентируют ребенка на результат деятельности, они ломают важные психологические преобразования, происходящие только в дошкольном возрасте и только в игре.
Игровая деятельность спонтанна, стихийна. Для ее появления или возобновления не нужны специальные условия. В основе учебной деятельности всегда лежит мотив. Только при наличии мотива учащегося его учебная деятельность будет эффективной. Только если ученик станет субъектом обучения, он сможет овладевать новыми познаниями — ведь насильно невозможно научить ничему.
У дошкольника такое новообразование, как мотив обучения, отсутствует в силу особенностей развивающейся психики. Таким образом, в учебной деятельности детей младшего возраста отсутствует мотивация и подкрепление положительных познавательных эмоций, что скажется впоследствии на нежелании заниматься самообразованием (учеба ради оценок, для мамы, за награду и пр.). Но самое печальное, что ребенок уже не сможет пережить непосредственную радость самостоятельного открытия.
Для чего нам нужен интеллект?
Осмысливая рассуждения многих родителей о том, почему они учат своих детей как можно раньше, я пришла к выводу, что представление о роли интеллекта и мышления в будущей жизни ребенка невероятно занижено. В самом деле, неужели интеллект нам нужен только для учебной деятельности? Задумайтесь, не приходится ли вам сталкиваться с разрешением сложных противоречий в личной, семейной, общественной жизни? Всегда ли мы имеем однозначный ответ, мыслим в полярных категориях «черного и белого»?
Нет, вариативность ума прежде всего понадобится человеку не в учебной деятельности, а в социальных отношениях. Но вариативность, это незаменимое свойство интеллекта, развивается ТОЛЬКО в игре и творческой деятельности ребенка. Именно игровая деятельность лишена заранее заготовленных клише, она развивается свободно, в самом процессе, управляется самими игроками.
К тому же одно из важнейших свойств мышления — креативность — также формируется в игре, а именно учебная деятельность в слишком раннем возрасте препятствует его появлению. Ведь «научная информация» не подлежит изменению или «переделке» ребенком, он просто должен ее пассивно усвоить. Дважды два — только четыре, буква «А» — только «А», и точка. Никакой самостоятельности или креативности мышления здесь нет и не может быть.
Знания и «левополушарные» умения оперировать знаковыми системами — это воспроизводящее мышление, его результатом является только повторение того, что ребенку преподали, а не «новый продукт» мышления. Только творческое, созидающее мышление предполагает нахождение детьми собственных решений, новых и оригинальных подходов. Продуктивное мышление может быть только новаторским, это его основное отличие от репродуктивного. Раннее обучение ребенка приучает прежде всего к использованию чужих стереотипов, отсутствию самостоятельности в мышлении, искореняет стремление к собственным поискам.
Источник
С самого рождения карапуза все его свободное время подчинено занятиям по самым прогрессивным методам раннего развития.
С первых дней комната карапуза поделена на развивающие зоны, на стенах висят карточки с английскими словами, а в мешке с игрушками валяются карточки Домана вперемешку с кубиками Зайцева.
Раннее развитие – это просто прекрасно. Однако некоторые психологи считают, что иногда подобное активное обучение крохи может привести к отставанию.
6 причин, почему слишком активные ранние занятия могут привести к проблемам:
1. Приоритет обучения над развитием. Специалисты-психологи предупреждают о том, что иногда мамы и папы слишком злоупотребляют ранним обучением и пренебрегают ранним развитием своих малышей.
- Такие детишки при поступлении в школу без особых проблем проходят необходимые тесты, в которых нужно классифицировать объекты, соединить предметы и так далее.
- Однако если попросить такого малыша выйти за рамки знаний, сравнить или придумать новый путь решения задачи, они просто теряются.
2. Неадекватная оценка возможностей ребенка. Природа дает каждому малышу разные возможности. Слишком рьяные мамы и папы чрезмерным давлением на малыша, неподходящими по возрасту заданиями могут нанести вред процессу формирования лобных отделов мозга.
3. Развитие без учета особенностей здоровья. Иногда родители не руководствуются принципом: «Не навреди!». В погоне за «воздушными замками» они вредят психическому и физическому здоровью своих детей.
4. Творчество по часам. Ну что за глупость везти годовалого малыша на занятия по пальчиковому рисованию к определенному времени на другой край города.
А если он в 12 часов дня рисовать пальчиками не захочет? А захочет это сделать в полчетвертого вечера.
Это уже не развитие, а настоящая муштра.
5. Некомпетентные педагоги. Часто в подобных клубах для занятий малыша работают студенты последних курсов педагогических институтов. Либо люди со средним профессиональным образованием, или даже вовсе без него.
Кроме того, в игровых подобных учреждений часто можно встретить однообразные, угнетающие игрушки.
Не лучше ли ребенку в таком случае провести время среди предметов, выбранных родителями с любовью и внимательностью, и с людьми, которые знают ребенка лучше всех в этом мире?
6. Отсутствие права на одиночество. Ребенок для полноценного развития должен иногда играть сам с собой. Это чрезвычайно важно для его правильного формирования.
Именно так у него начинает работать фантазия.
Когда малыш постоянно занят тем, что переваривает информацию, полученную от взрослых, ему некогда просто подумать.
ВНИМАНИЕ! Детишки, которые не бывают предоставлены сами себе, имеют проблемы с речью, мышлением и воображением.
Так нужно ли заниматься ребенком с самого раннего возраста?
Если речь о том, чтобы развивать мышление, память, внимание, то, несомненно, да.
В нынешнее время в детских садах можно встретить настоящих маленьких полиглотов, которые знают названия предметов на трех языках, но застегнуть пуговицы на рубашке не в состоянии.
- К сожалению, большинство родителей озабочены тем, чтобы научить ребенка выводить палочки-крючочки, а вот рассказать детке, что необходимо дуть на кашу, чтобы не обжечься и показать, как понюхать ароматный полевой цветочек, на это ни сил, ни времени у родителей не остается.
Почему-то сегодня все заботливые родители перестали доверять великому утверждению: «Ребенок учится через игру». Им все время кажется, что этого слишком мало.
Поэтому мамы и папы прикладывают титанические усилия для того, чтобы научить малыша делать то, для чего его мозг еще не созрел.
А ведь для ребенка погладить кошку или слепить свой первый снежный комочек гораздо важнее занятий в клубе «Умняша».
С 4 по 10 на канал зашли 4,5,6,7 … раз — 70 707 Родителей из них — 10 851 подписчиков. Все еще ищете нас в ленте? Просто нажмите: подписаться 🙂
За репост +5 к КАРМЕ
Источник
Сейчас одна из популярных сфер в психологии – раннее развитие детей. Вокруг стало много специалистов по раннему развитию, очень много центров по раннему развитию, частные детские садики предлагают программы по раннему развитию. Я психолог. Меня одно время все постоянно спрашивали, ходим ли мы с сыном в какой-нибудь из таких центров.
фото: https://st03.kakprosto.ru/
Нет. Мы не ходим. Не планирую его водить туда. И более того, сама специально не занимаюсь с ним никакими развивающими упражнениями.
Что подразумевается под ранним развитием ребенка? Имеется в виду развитие мышления, внимания, памяти, мелкой моторики и пр. Некоторые так одержимы ранним развитием ребенка, что уже с самого рождения показывают крохе картинки с животными и предметами, картинки со словами. Есть развивающие занятия для малышей от года, а в некоторых центрах даже раньше. Насколько все это необходимо ребенку?
Вообще идею раннего развития придумали для детей, которые в развитии отстают от общепринятой нормы. Все эти упражнения помогают им освоить те навыки, которые все другие дети уже освоили. Вот это в принципе и всё, что нужно знать о раннем развитие детей. Кто и когда придумал внедрять всю эту программу развития в широкие массы мне не ведомо. Но общество потребления охотно эту идею поддержало. Так у нас появилось новое модное направление, благодаря которому теперь кормятся миллионы людей)
Фото: https://prostor.ua
Самым лучшим инструментом для развития ребенка всегда была, есть и будет – свободная игра. Самостоятельная свободная игра. Поэтому очень важно научить ребенка играть самостоятельно. Во время самостоятельной игры у ребенка развиваются мышление, воображение, речь,терпение, настойчивость и много еще всего того, что пригодится ему во взрослой жизни. Малыш проигрывает целые сценарии своей будущей жизни.
Свободная игра включает в себя возможность замены одного предмета другим. Листики вместо тарелок, песок вместо торта. Покупая ребенку набор пластмассовых продуктов и набор посуды, вы лишаете его важной части развития.
Подруга водила ребенка в развивающий центр. Педагог сказала, что учить ребенка сразу всем цветам плохо, в голове у ребенка будет каша. Лучше учить цветам так: один день рассказывать про один цвет, а на все остальные внимание не обращать. Например, устроить день красного. Собрать в доме все предметы красного цвета и продемонстрировать ребенку, на прогулке обращать внимание только на машины красного цвета и т.д.
Мы с сыном просто играли день за днем. И в процессе игры я называла ему цвета.
-Вот синий кубик.
-Какая красивая красная машина!
— Смотри, у мишки зеленый бантик на шее.
Итог одинаковый: и мой ребенок и ребенок подруги знают цвета. Только я не устраивала квест по квартире со сбором разных предметов. А просто разговаривала с ребенком в процессе игры. Так нужно ли выдумывать что-то новое?
И так во всем. Можно придумывать кучу упражнений для развития мелкой моторики или других функций. А можно просто отпустить ребенка играть. И он найдет, как развить себе мелкую моторику, изучая окружающее пространство и взаимодействуя с предметами.
Фото: https://medaboutme.ru/
Подводя итог:
- Основа раннего развития — это установление теплых отношений с близкими людьми, формирование базового доверия к миру. Это не заменить никакими карточками и методиками. Самое важное для гармоничного развития ребенка — формирование здоровой привязанности со своим взрослым.
- Раннее развитие — не заменит свободную игу. Просто проводите с ребенком время вместе, играя с ним в ролевые игры.
- Функции мозга развиваются постепенно, поэтапно. Пропустив развитие какой-то одной функции и сразу перескочив на следующий уровень, ребенок теряет возможность обучиться какому-то важному навыку. Не нужно торопить природу.
- Все дети в определенном возрасте сравняются. И будучи всегда впереди сверстников, ребенок может очень серьезно начать переживать, когда он вдруг станет такой же как все (например, мог читать в 3 года, а в 8 лет обнаружилось, что все дети вокруг умеют читать).
- Ранняя социализация — это миф. Ребенку не нужны «чужие» люди. Прежде всего он ориентирован на близких. А игра со сверстниками начинает интересовать его не раньше 3х лет.
- Раннее развитие не гарантирует ребенку каких-то особых успехов при обучении в школе, вузе или дальнейшей жизни. А при неправильном подходе может и навредить, вплоть до неврологических расстройств.
- Налегая на ребенка с постоянными занятиями и упражнениями можно напрочь отбить у него познавательный интерес к моменту обучения в школе.
Как вы относитесь к раннему развитию? Занимаетесь с ребенком какими-то специальными упражнениями?
Благодарю за лайки и комментарии! Подписывайтесь на мой канал!
Читайте также другие статьи:
Что делать, если малыш плачет, когда мама выходит из комнаты?
Ребенок не разговаривает, что делать?
Что такое ночные страхи? Как помочь ребенку
Источник
=Чем опасно раннее развитие детей. Тренинги и развивающие занятия для самых маленьких
Не секрет, что сегодня развивать своё чадо принято чуть ли не с пелёнок. Однако специалисты предостерегают – интеллектуальные гонки могут привести к проблемам со здоровьем
Зерно истины в методиках раннего развития, безусловно, присутствует – основы интеллекта закладываются в ранние годы.
– К трём годам развитие клеток мозга завершается на 70%, а к семи годам – на 90%, – рассказывает Евгений Мухин, д.м.н., профессор Научного центра неврологии РАМН. – После этого врождённые способности, не получив необходимой подпитки и должного импульса, «засыпают».
Пик развития умственных и творческих способностей, по мнению специалистов, приходится на период от 1,5 до 3 лет. В этом возрасте развивающие занятия с ребёнком приносят наиболее ощутимый результат. Многочисленные наблюдения детей, обучавшихся с «пелёнок», показали, что большинство из них в начальной школе были отличниками. Среди их сверстников, не прошедших «курса», такой успеваемостью мог похвастаться один из десяти.
Однако успешность занятий с малышами зависит от многих факторов. Главный из них – правильная дозировка. Многие честолюбивые родители стремятся «впихнуть» в своего ребёнка максимум знаний. И поначалу это приводит, казалось бы, к блестящим результатам – малыши приветствуют гостей на английском, трогательно декламируют сонеты Шекспира и уверенно считают – кто до ста, кто до тысячи. Но это не говорит о сверхспособностях малыша.
– Запоминание у детей носит механический характер и больше похоже на цирковой номер (как считающие собачки в цирке), чем на обучение, – уверена Марина Степанова, д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. – Вызубренный материал они понять и тем более проанализировать не в состоянии. В голове у ребёнка возникает чудовищная путаница.
Полученные знания в лучшем случае оказываются бесполезными, в худшем – приводят к тревожности детей, появлению у них психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, дерматиты, экземы) и неврозов. Специалисты заметили и другую закономерность – большинство маленьких «гениев», так же как и их старших коллег, отличает полная неприспособленность к быту. Родители, озабоченные «продвинутостью» ребёнка, не считают нужным тратить время на то, чтобы обучить его необходимым навыкам самостоятельности.
Проблемы могут возникнуть и в школе, в которой он сразу попадает в положение «выскочки». Оказавшись на голову выше остальных, он будет скучать на уроках, за что его будут недолюбливать и одноклассники, и учителя.
– Чтобы занятия пошли на пользу, они должны проходить в игровой форме – так дети лучше усваивают и запоминают информацию. Ваша цель – не замучить ребёнка зубрёжкой, а разбудить его интерес к окружающему миру. Тогда он сам захочет узнать о нём как можно больше, – считает М. Степанова.
Самые популярные методики раннего развития
Система Монтессори
Задача методики – создать благоприятные условия для саморазвития ребёнка. Основательница методики Мария Монтессори взяла за основу принцип, когда ребёнок сам знает, в каком направлении «двигаться». Главный принцип Монтессори-групп – «помоги мне сделать это самому», т.е. инициатива к любому действию должна исходить от ребенка, а учитель только помогает и направляет малыша. Ведь если мы постоянно все будем делать за детей (кормить с ложки, завязывать шнурки и т.д.), то сами они никогда этому не научатся.Задача педагога или родителя – организация процесса обучения при помощи монтессори-материалов. Все пособия красивые, интересные и приятные на ощупь. Располагаются они от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и всегда находятся в полном доступе для ребят. Таким образом, малыш сам выбирает, когда и чем будет заниматься. Существуют занятия в группах «мама+малыш», которые посещают родители с детьми от 1 года до 3 лет. А ребята с 3 до 6 лет уже обучаются в группах самостоятельно.
Плюс. Огромный выбор материалов, которые дают полное представление о форме, цвете, структуре окружающего мира.
Минус. Нет места ролевым и спонтанным играм. Подходит лишь «вдумчивым» детям, которые способны подолгу изучать один предмет.
Кубики Зайцева
Обучение чтению с 2 лет. Материалы – кубики, таблицы и музыкальные записи, под которые ребёнок пропевает «склады» – части слов. Его методика – это не только обучение чтению, он также разработал пособия для изучения чисел, есть также «Любимые картины», «Дорожные знаки», «Читай и пой» (обучение чтению через пение), «Тысяча +» (обучение математическим действиям, работе с квадратом числа, дробями), «Пишу красиво» (обучение каллиграфии). Возраст:начинать занятия по кубикам Зайцева можно в любом возрасте. Но если речь идет о занятиях в группе, то лучший возраст 4–5 лет.Плюс. Помогает освоить чтение детям с задержкой психического развития, аутизмом и психоневрологическими проблемами. Пропевание «складов» улучшает качество речи здоровых детей, расширяет их словарный запас.Минус. Специалисты считают, что обучать детей чтению нужно не раньше чем в 5-6 лет. У детей, научившихся читать по Зайцеву, в школе возникают трудности с разбором слова по составу и при фонетическом разборе.
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика изначально ориентирована на личность ребенка и состоит в развитии его природных способностей. Вальдорфцы считают, что детство – прекрасный возраст, который надо постараться продлить. Поэтому основной упор делается на развитие художественных, музыкальных и театральных способностей. Обучение во многом построено на принципе подражания и повторения за педагогом. Большое значение придается эмоциональному состоянию ребенка. Но раннее развитие интеллекта считается недопустимым, т.е. обучение чтению и письму здесь начинается крайне поздно. В вальдорфском детском саду большое внимание уделяют ручному труду: все дети учатся вышивать, готовить, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже выращивать овощные культуры. Игрушки здесь необычные: в большинстве своем сделаны руками ребят или представляют собой предметы из натуральных материалов, как правило, некрашеное дерево или глина, т.к. это развивает фантазию и творческие способности малыша. Часто в таких группах есть свой живой уголок, где ребята учатся ухаживать за братьями нашими меньшими. В вальдорфских садиках постоянно проводятся праздники и ставятся театральные представления. Возраст: группы в детском саду не разделены между собой по отдельным возрастам, а представляют собой смешанную, разновозрастную группу от 3 до 6 лет. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.
Метод Гленна Домана
Разработан врачом-нейрохирургом для детей с поражениями центральной нервной системы. Основной принцип – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребёнку предлагаются карточки с изображением предметов разных тематических серий. Их показывают 1-2 секунды. Предполагается, что ребёнок подсознательно запоминает изображение.
Плюс. Идеально подходит для детей с поражениями ЦНС. Помогает заучить большой объём информации.
Минус. Известны случаи, когда большой объём информации приводил к нервным срывам. Карточки с подписями не дают полного представления о всех предметах и явлениях.
Система Никитиных
Набор заданий как спортивных, так и развивающих, расположенных в порядке возрастания сложности. Ни способ, ни порядок решения их объяснять нельзя. Если ребёнок не выполняет задания – нужно подождать, пока он подрастёт.
Плюс. Позволяет рационально организовать время, способствует закаливанию и спортивной подготовке детей.
Минус. Отсутствует индивидуальный подход, нет упражнений на развитие речи, отсутствуют ролевые игры.
Советы специалистов
Заниматься с малышом нужно обязательно, но, чтобы уроки пошли на пользу, придерживайтесь следующих правил.
– Помните, что развитие должно не опережать, а соответствовать возможностям ребёнка. Лучше придерживайтесь «расписания уроков» (см. ниже) и не пытайтесь перепрыгивать возрастные «ступеньки».
– Оптимально начать обучение ребёнка с посещения невролога. Консультация поможет выявить проблемы в развитии и выбрать занятия, которые их скорректируют.
– Специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН считают, что групповые развивающие занятия лучше не начинать раньше 3 лет.
– Ни в коем случае нельзя пытаться ускорить интеллектуальное развитие за счёт физического и наоборот. Отменять из-за занятий прогулки нельзя ни в коем случае!
– Любые «уроки» должны проходить в форме игры. Так дети лучше запоминают информацию.
– Главный критерий успешных занятий – хорошее настроение ребёнка и умение применять полученные знания на практике.
Расписание уроков
6 месяцев – пора читать книжки с яркими картинками. Подойдут яркие игрушки разных цветов, фактуры и звучания.
1 год – с ребёнком нужно как можно больше разговаривать.
2 года – активное формирование речи, поэтому необходимы выходы «в свет» и знакомство с другими детьми. Рекомендуются лепка и рисование.
3 года – расширение словарного запаса и работа над правильностью произношения. Пора на групповые развивающие занятия – рисование, лепку, ритмику.
4 года – лучший возраст для начала изучения иностранных языков – знакомства со словами и буквами. Рекомендуются занятия на развитие мелкой моторики – например, собирать конструктор или мозаику.
5 лет – начало обучения чтению и самообслуживанию. Время играть в ролевые игры: одеть, обуть «ребёнка» – куклу, сложить и убрать вещи, посуду.
6 лет – занятия арифметикой, иностранными языками, посещение спортивных секций. Рекомендуется посещение подготовительных курсов при школах.
Источник