Слепой ребенок развитие социализация
Библиотека
Особенности социализации незрячих и слабовидящих детей. Специфика взаимоотношений ребенка с нарушением зрения со сверстниками. Рекомендации родителям по подготовке ребенка к семейной жизни
Особенности социализации незрячих и слабовидящих детей
Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Все родители знают, какая это большая ответственность. Как много душевных сил, труда надо вложить в маленькое существо для того, чтобы он усвоил принятую в обществе систему ценностей, установок, приобрел необходимые знания и умения. Конечно, родители детей с нарушением зрения встречают намного больше проблем, чем родители зрячих детей. И один из главных вопросов, который мучает родителей, заключается в том, как их дети смогут в дальнейшем построить свою взрослую жизнь.
Социальных проблем в жизни ребенка с нарушением зрения много, и они серьезные. Прежде всего его положение в семье не такое же, как здорового ребенка. Уже в младенчестве с ним обращаются не как с социально равным его зрячим братьям и сестрам. Такое особое положение вызывает, соответственно, неадекватные социальные реакции, которые могут остаться с ним на всю жизнь. Ребенок, который растет пассивно и без разбора принимает помощь, очень скоро привыкает к этому. Причем, сначала он принимает помощь, затем ожидает ее и, наконец, требует.
Очень важным условием воспитания ребенка с нарушением зрения является активное включение его в домашнюю жизнь. Необходимо, чтобы ребенок знал, что у него есть определенные обязанности перед другими и что к нему предъявляются такие же требования, как и к другим. Например, незрячий Денис С., 10 лет, отвечает за санитарное состояние территории дачи. В его обязанности входит уборка двора, сжигание сухих веток, распилка дров. По дому мальчик умеет делать практически все: моет посуду, полы, вытирает пыль, пытается ремонтировать мебель. Денис чувствует себя полноправным членом семьи.
С другой стороны, существует много примеров, когда родители, жалея своих детей, имеющих нарушения зрения, не дают им ничего делать, выполняют за них практически все. Но это неправильно, ни в коем случае нельзя стараться сделать жизнь незрячих легче. Задачей родителей является только создание таких условий, которые обеспечивали бы естественное развитие детей со зрительной патологией.
Поскольку патология зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни.
Некоторые навыки общения, такие, как жест, мимика не могут быть приобретены людьми с нарушением зрения спонтанно, путем естественного подражания. Скованность в разговоре, отсутствие мимики, неподвижность лица («лицо-маска») вызывают недоумение у зрячих. Требуется специальная длительная работа по привитию умения свободно держать себя в обществе, красиво и непринужденно двигаться, общаться с различными людьми, владея при этом мимикой и пантомимикой.
Уровень притязаний незрячих несколько ниже, чем у их зрячих сверстников. Это говорит о неблагоприятном личностном развитии людей с нарушением зрения, их неуверенности в себе. Причем, комплекс неполноценности у слабовидящих более выражен, чем у тотально слепых. Так, они испытывают больший дискомфорт, чем незрячие, когда вынуждены обращаться за помощью к окружающим. С одной стороны, они считают себя зрячими, с другой, их неполноценное зрение не дает им возможности чувствовать себя уверенно в разных жизненных ситуациях.
Необходимо объяснить детям, что не надо стесняться обращаться за помощью к людям. Для этого надо научить их, как вежливо обратиться с просьбой, объяснить, что иногда человек может ответить не совсем приветливо не из-за того, что не хочет общаться с инвалидом по зрению, а потому, что устал, у него плохое настроение или, может быть, что-то случилось в семье.
Воспитание детей с нарушением зрения связано с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не смогут полноценно адаптироваться в обществе зрячих. Эти специальные навыки помогут незрячим и слабовидящим научиться без зрительного контроля или под контролем дефектного зрения качественно, эстетично быстро выполнять свои действия, используя все сохранные анализаторы, в том числе остаточное зрение.
Социализация предполагает формирование таких качеств личности, как трудолюбие, стремление к самостоятельности, самосовершенствованию, упорству, выдержке, инициативе, решительности и др. Самостоятельная деятельность при зрительной недостаточности формируется преимущественно в результате специального обучения, в ходе которого у ребенка возникают и укрепляются социально-адаптивные навыки. Осознание детьми важности овладения такими специальными навыками — необходимое условие социализации детей с нарушением зрения.
Таким образом, воспитание ребенка со зрительной недостаточностью представляет собой комплекс психологических, педагогических, коррекционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков и, в конце концов, на его социальную реабилитацию.
Источник
Цели и задачи социализации детей с нарушением зрения в современном обществе
Период пребывания ребенка с нарушением зрения в специализи-рованном учреждении от ясельного до младшего школьного возраста включительно связан для него с некоторыми кризисными периодами, как общепсихологического, так и специфического тифлопсихологического характера.
Наиболее острым специфическим периодом является период осознания своего отличия от нормально видящих детей (средний и старший дошкольный возраст). Второй критический период связан с переходом от дошкольной системы воспитания к регулярному систематическому школьному обучению. Третий период – переход к обучению в средних классах общеобразовательной школы.
Переход от дошкольного воспитания к школе означает для ребенка смену обстановки, появление новых требований к поведению и установление в новом коллективе своей позиции. Наличие зрительного дефекта во всех случаях усугубляет состояние тревожности у детей, неуверенности в своих силах и возможностях, может вызвать стрессовые состояния.
В современных условиях интеллектуализации общества подготовка к школе является первой ступенью в определении дальнейшей судьбы ребенка. Дети с нарушениями зрения не должны быть стеснены в выборе учебного заведения, будь то лицей или гимназия, то есть их дошкольная подготовка должна быть достаточно высокой, так как их адаптация к учебному процессу итак затруднена в силу наличия физиологических особенностей, влекущих за собой вторичные нарушения в личностной сфере.
Можно выделить следующие виды личностных нарушений:
- низкая самооценка, связанная со своим внешним видом, необходимостью носить очки или видом глаз;
- затрудненное восприятие всего нового, так как требуется больше времени на обследование нового объекта;
- боязнь новых контактов, повышенная тревожность;
- возможные психические нарушения.
Следовательно, дети, специализированного заведения должны быть более подготовлены к школе, чем их нормально видящие сверстники по основным параметрам школьной готовности.
Первый параметр: сформированность предпосылок развития школьных навыков, развитие мелкой моторики, зрительно-моторная координация, временная ориентация и ориентация в пространстве. У таких детей должны быть высоко развиты мыслительные операции сравнения, классификации, обобщения, чтобы отставание в интеллектуальной сфере не усугубило адаптацию к школе.
Второй параметр: развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, умения действовать по инструкции взрослого, запоминать условия инструкции, выстраивать свою деятельность в соответствии с ней, завершать и контролировать свою деятельность.
Третий параметр. Особое внимание следует уделить развитию личностной готовности (психологическая готовность) будущего школьника, умению ребенка общаться со сверстниками и взрослыми не только в игре, но и в совместной учебной деятельности (деловое сотрудничество), а также умению ребенка воспринимать взрослого в роли учителя, понимание необходимости адекватно реагировать на вопросы и замечания и умению работать в коллективе: соблюдать очередность ответов, быть внимательным к ответам одноклассников.
Очень часто первоклассники требуют неформального общения от учителя, то есть желают получить положительную оценку не только своих знаний и умений, а себя в целом. Дети пытаются выйти за рамки учебной ситуации и поделиться важными для них событиями личной жизни, личными мыслями и чувствами.
Осознание и разграничение учебной и внеучебной деятельности, необходимости вести себя в соответствии с требуемыми нормами в ситуации учитель-ученик закладываются уже в подготовительной группе детского сада, также как и умение работать в коллективе, умение внимательно выслушивать собеседника, отвечать на поставленный вопрос, зачатки планирования своей деятельности и самоконтроля.
Специфические проблемы детей с нарушениями зрения
В настоящее время произошли негативные изменения в этиологии заболеваний детей с нарушениями зрения. Увеличилось число детей с врожденными тяжелыми формами заболеваний органов зрения. Это связано с экологией, наследственностью, поражением центральной нервной системы в результате родовых и других травм.
В связи с этим на протяжении всего периода нахождении ребенка в дошкольном учреждении воспитатель в сотрудничестве с другими специалистами должен отслеживать детей с нарушениями в личностной, эмоциональной и поведенческой сфере, обращать на эти особенности внимание родителей., объяснять необходимость дополнительных консультаций невропатолога, психиатра и необходимости коррекции в раннем возрасте для достижения лучшего результата.
Следует выделить следующие особенности развития:
- повышенная тревожность, которая сопровождается тиками, подергиваниями, запинками в речи, заиканием, энурезом;
- повышенная агрессия, немотивированная, сопровождающаяся физическими проявлениями;
- чрезвычайная медлительность, невозможность завершить начатое дело, неспособность уложиться в общий темп занятия;
- задержка развития речи;
- задержка психического развития.
Рекомендации учителям и воспитателям
Для улучшения уровня подготовки детей к обучению в школе работа воспитателя в течение всего дня должна быть направлена на достижение главной цели: гармоничного развития ребенка и подготовки его к школе. Этот принцип носит названия усиленного педагогического руководства (И.С. Моргулис). Это касается организации контроля не только учебной, но и внеучебной деятельности ребенка.
Игры на прогулке и в группе должны проходить под контролем взрослого и развивать произвольность, умение кооперироваться, помогать сверстникам, быть внимательными друг к другу, так как учебная мотивация ребенка закладывается в игре, а затем уже переходит в учебную деятельность. Воспитатель должен акцентировать внимание ребенка на оценке результатов его деятельности вначале учителем, а затем и самим ребенком, пробуждать интерес к новым формам интеллектуальной деятельности, для чего деятельность должна быть увлекательной, информация современной и необходимой для жизни. Общий уровень развития детей растет, и дети предъявляют повышенные требования к уровню знаний воспитателя.
Когда ребенок начинает действовать из интереса к новым формам умственной деятельности, у него появляется активное отношение к объектам изучения. Это говорит о возникновении элементарных познавательных и учебных мотивов. У детей появляется особая чувствительность к оценке результатов учения, исправлению своих ошибок, желанию решать трудные задачи. Ребенок с нарушением зрения должен научится воспринимать учебную задачу, принимать ее как необходимость для выполнения, подчинять свои действия ее решению, усвоить новый материал и применить его в решении поставленной учебной задачи.
Организационно-волевая сторона учебной деятельности является наиважнейшей в компенсации зрительной недостаточности. Именно активность ребенка с нарушениями зрения в познании, умении добиваться результатов несмотря на значительные трудности практического выполнения обеспечивают успешность учебной деятельности.
Задачей работников учреждений для детей с нарушениями зрения является всесторонняя помощь детям в реализации познавательных задач и воспитанию самоорганизации в рамках учебного процесса. Для этого следует использовать все возможности и практические средства, имеющиеся в распоряжении учителей и воспитателей.
Источник
Во время учебы, на одном из семинаров по сенсорным нарушениям, в группе был проведен такой эксперимент: десяти слушателям завязали глаза и отправили самостоятельно выйти из кабинета, пройтись вкруговую по знакомому коридору и вернуться обратно в аудиторию, ориентир – стена (за нее можно держаться руками). Идти было страшно, ничего не видно, годами хоженый коридор вдруг удлинился, и вообще стерлись какие-либо границы пространства, а вместе с ним и времени. Я ощущала себя полностью оторванной от мира и очень беспомощной. А ведь такими и являются слепые и слабовидящие дети. Что им делать в пугающем социуме, как помочь?
Слепые и слабовидящие
Зрение является одной из самых важных сенсорных систем человека, доставляющей 85-90% всей информации об окружающем мире. Зрительный образ формирует не только восприятие, но и мышление в целом. Понятие слепой сегодня рассматривается с точки зрения ведущей системы анализаторов. Слепые включают в себя две категории детей: со светоощущением и визусом «0» и имеющими остроту остаточного зрения с визусом до «0,04» включительно на лучше видящем глазу.
Последние исследования ученых во всем мире доказывают, что критерий разделения детей с нарушенным зрением требует включения в него психологических особенностей ребенка, которые формируют процесс формирования зрительных образов. Поэтому сегодня разделение следущее: blind – слепой, и low vision – лица с ослабленным зрением, которые используют остаточное зрение в процессе обучения и жизнедеятельности. В тифлопсихологии эти два разнонаправленных процесса имеют более глубокую дифференциацию:
тотально слепой;
слепой со светоощущением;
слепой с остаточным зрением;
глубоко слабовидящий;
слабовидящий.
Последние исследования в российских специальных школах показывают, что сейчас существенно возросло количество детей с остаточным зрением (до 90%), тотальную слепоту имеют лишь 3-4% детей, слепые со светоощущением составляют 7%, слабовидящие с визусом выше «0,06» – 10%. Также увеличивается число комплексных зрительных болезней у современных детей. У большинства школьников имеются сразу два-три различных заболевания глаза. Нарушение одного лишь зрения имеют 22% детей, чаще всего глазные патологии сопровождаются сопутствующими заболеваниями центральной нервной системы: задержка психического развития, ДЦП, олигофрения в форме дебильности, нарушение речи, гидроцефалия, энцефалопатия и др.
Причины слепоты и слабовидения
Формирование глаза плода начинается в ранние периоды беременности в то же время, когда формируется центральная нервная система. Поэтому причины слепоты тесно связаны с нарушениями деятельности мозга в первые недели беременности. Нарушение мозговой деятельности может происходить как по внешним, так и по внутренним причинам. Это вирусные заболевания, которые перенесла мать: краснуха, токсоплазмоз, физические и химические воздействия на организм матери, а также экологические факторы. 88% слепых и 92% слабовидящих детей имеют врожденные патологии зрения. 30% из них имеют в анамнезе наследственный характер: патология сосудистой оболочки – аниридия, заболевания роговой оболочки – дистрофии роговицы, наследственная колобома сосудистой оболочки, катаракта, дегенерация Штаргардта, патология сетчатки глаза, врожденная атрофия.
В последние годы ученые доказали, что патология зрения у младенца также связывается с недоношенностью. Поскольку при сформированной к трем месяцам нервной системе у недоношенного ребенка (до 28 недель беременности) еще не закончен процесс созревания проводящих путей и образования нервных волокон. Процесс передачи нервных импульсов нарушается, что приводит к недоразвитию функций некоторых органов. Клетки герминативного матрикса (появляются на 28-30 неделе), способствующие развитию нервных волокон сетчатки глаза, у недоношенного ребенка еще не выделились, поэтому происходит грубое нарушение зрения.
В практике выделяются две группы детей с патологией зрения: слепорожденные и ослепшие. Малыши с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до трех лет вследствие различных этиологических и экологических причин, не имеют никаких зрительных представлений. У ослепших до 3 лет детей, зрительные образы в памяти не сохраняются, что существенным образом тормозит развитие психики.
Симптомы слепоты у младенца
У ребенка с врожденной слепотой до 2-3 месяцев наблюдаются те же жизненно важные реакции, что и у зрячего младенца, на процессы кормления, переворачивания, речь близких людей, запах молока, фиксации тела в позе кормления. В ответ на все эти раздражители и у слепого, и у зрячего ребенка возникают сосательные движения, поэтому определить наличие слепоты в этом возрасте сложно.
Некоторые признаки слепоты можно заметить лишь в 2-3 месяца. В то время как у нормально видящего ребенка возникают зрительная фиксация взора на предмете, слежение глазами за предметом или лицом матери, у слепого ребенка эти реакции отсутствуют. У слепого в большей степени развиваются такие сенсорные функции как слуховая дифференциация речевых и неречевых звуков. Звук является своеобразным проводником между предметом и его действием, поэтому для слепого важно также осязательное восприятие предметов. К четырем-пяти месяцам формируется двигательная сфера, развиваются манипуляции с предметами: захват игрушки, удержание в руке, отпускание. У ребенка с нарушением зрения этот процесс тормозится из-за отсутствия зрительных образов, начинает отставать в развитии координация движений рук, мелкая моторика пальцев. Поэтому очень важно давать такому ребенку игрушки в руки, чтобы на ощупь он составил сенсорное представление о ней.
Формирование тонкого слухового восприятия способствует развитию речевой деятельности. Но у слепого ребенка отмечается отсутствие голосовой активности. Голос слабый, тихий, немодулированный, гуление отсутствует или в гулении наблюдаются аутоэхолалии. Ребенок нечетко произносит гласные звуки: [о],[и],[ы], часто вздрагивает, лепет или отсутствует, или развивается диспропорционально, наблюдается слабость кусания и жевания, но понимание обращенной речи хорошее, следовательно экспрессивная речь соответствует норме.
У ребенка с нарушенным зрением формируется особая психологическая система, непохожая ни на одну патологическую систему. Психические процессы находятся на разных стадиях формирования и развития за счет компенсаторных возможностей организма. Межфункциональные связи тоже развиваются особым образом. Ведущей сенсорной системой становится слуховая, на втором месте – тактильно-двигательная. Происходят отклонения во всех видах познавательной деятельности, даже в тех, где, казалось бы, зрение не требуется, так как снижается количество и качество полученной информации. Ограничивается возможность формирования воображения, памяти, ориентировки в пространстве, функций планирования деятельности, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Изменения наблюдаются и в физическом развитии, походка становится специфической, страдает точность и интенсивность движений. Дети с патологией зрения отличаются способом ознакомления и контроля за окружающим миром, в основном это осязание и слуховая дифференцировка. У большинства таких детей возникают вторичные отклонения в психическом развитии, связанные с взаимодействием и речевым общением с другими людьми. Слова недостаточно наполнены живыми образами, а понятия – конкретным содержанием.
Читайте также:
Видят ли сны соепые люди?
Этот цветной мир: как устроено зрение
Как помочь слепому ребенку?
Понятно, что в ситуации тотальной слепоты или слабовидения крайне необходима помощь тифлопедагога, но на ранних этапах развития важную роль играют родители. Слепой ребенок воспринимает мир через другие сенсорные каналы, поэтому очень важно с младенчества окружить его теплотой, лаской и вниманием. Процессы психического развития происходят в том виде деятельности, который является ведущим для ребенка в том или ином возрасте. Ведущим видом деятельности в младенчестве является общение со взрослым, который создает благоприятное поле для развития сенсорных представлений. В данном случае в возрасте до 6 месяцев необходимо создавать условия для развития тактильно-двигательной и эмоционально-слуховой сферы. Важно расширять круг раздражителей, сигнализирующих о том или ином действии: подготовке ко сну, купанию, кормлению, сборам на прогулку.
Эмоциональное воспитание необходимо для любого ребенка, на его основе будут формироваться и другие составляющие умственного развития малыша. Слепому младенцу требуется в три раза больше проявления эмоций, поэтому нужно не только прикасаться губами к его телу, брать на руки, но постоянно носить по дому в специальной сумке-кенгуру. Таким образом, ребенок имеет возможность ощущать движения тела матери, фиксировать повороты, наклоны и составить минимальное представление об ориентировке в пространстве. Нельзя изолировать слепого ребенка от общества, опыт показывает, что тогда происходит формирование особого типа людей.
Этапы коррекционной работы
В полтора-два года ребенок с нарушением зрения начинает использовать речь в качестве способа общения со взрослым, поэтом очень важно проговаривать каждое действие и явление окружающего мира, а также давать ребенку потрогать предмет, чтобы понять его свойства. Предметная деятельность становится ведущей у слепого и слабовидящего ребенка. Поэтому формирование пространственных представлений и обучению грамоте у детей с нарушением зрения проходит в несколько этапов:
1-й этап. Формирование представлений о собственном теле, ориентировка в частях тела: сверху-снизу, справа-слева, спереди-сзади. |
2-йэтап. Подготовка кончиков пальцев к точному восприятию предметов и их контуров. Для этого длительное время ребенку активно массируют и разминают кончики пальцев. |
3-й этап. Формирование представлений об объемных свойствах предмета. Ребенок лепит названные предметы из пластилина, теста, глины рука в руку со взрослым, который проговаривает каждое действие, называет предметы, их части, качества, месторасположение по отношению к ребенку. |
4-й этап. Распознавание барельефов. Это уже самостоятельная работа, ребенок учится по выпуклому изображению на листе узнавать те предметы, которые ранее лепил, закрепляя и расширяя лексику. |
5-й этап. Распознавание рельефно-графических рисунков. На всех этапах предметы приводятся в одних и тех же образах. Параллельно вводится рельефно-графическое рисование по резине, рука в руку со взрослым. Нарисовали, выдавилось в резине, провели пальчиками рук ребенка и изучили рисунок с проговариванием. Восприятие идет через ощущения движений руки, складывающиеся в образ. |
6-й этап. Совершенствование представлений о схематичном изображении предметов на плоском графическом рисунке, параллельно ведется обучение грамоте по методу Брайля. |
7-й этап. Развитие ориентировки в микропространстве «от себя», выделяются различные ориентиры: звуковые, световые, тактильные, цветовые, двигательные ощущения. |
8-й этап. Формирование навыков создавать простейшие модели пространственных отношений между предметами и их заместителями, игрушками, конструирование, моделирование. |
9-й этап. Обучение ориентировке в пространстве по плану, умению соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой. |
10-й этап. Работа заканчивается развитием умения самостоятельно составлять схемы окружающего пространства, а также совершенствованием и активным использованием письменной речи по шрифту Брайля. |
Для усвоения навыка ориентировки в пространстве слабовидящих учат играть в различные игры, одна из которых теннис. Так через движение и шум летящего мяча они научаются воспринимать окружающую обстановку. Физическое развитие составляет основу обучения слепых и слабовидящих, поэтому обязательно проводить ЛФК, включающий в себя задания на развитиемышц рук, плеч, шеи, ног, туловища. Эти упражнения помогают испытывать разнообразные мышечные нагрузки через подражание взрослому, задерживать внимание на своих ощущениях, учат различать и сравнивать их.
Для развития выразительности движений используется театрализация. Поскольку у слепых достаточно хорошо развита речь, они легко понимают друг друга. Игра-драматизация дает возможность установить связь между эталонами неречевых средств общения и своим собственным поведением. Театрализация позволяет детям с нарушением зрения отойти от своих привычных стереотипных движений, мимики, жестов и воспринимать мир через художественный образ. Также развивается игровая деятельность и уже к младшему школьному возрасту у слепого и слабовидящего ребенка накапливаются система полисенсорных представлений о мире. Однако это процесс двусторонний, и без помощи взрослого никак не обойтись. Большое значение имеет организация деятельности по строгому, определенному плану. Активная роль взрослого в развитии ребенка с нарушением зрения позволяет ему стать полноценным членом общества, ведь слепой – не значит, что он чего-то не может, это значит, что он просто другой.
Источник