Слабовидящий ребенок 4 года
Профилактикой нарушений зрения у детей нужно начинать еще во время беременности. Так как факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие зрения у детей, в подавляющем большинстве случаев, являются врожденными. Они могут быть генетическими, пре- и перинатальные. А так же, в незначительном количестве — приобретенными, которые могут возникать в результате травм, недостатка и нарушения обмена веществ в организме ребенка инфекционной природы.
+
Спросите врача онлайн
Гарантированный ответ в течение часа
Когда нужно посетить детского врача офтальмолога?
Первый раз посетить детского врача офтальмолога необходимо с новорождённым малышом. В этот период врач определят наличие катаракты, глаукомы, врожденного косоглазия, нистагма. Производит оценку состояния сосудов глазного дна малыша.
Если все хорошо, то следующий прием врача назначают на два и три года. В этом возрасте проверяют остроту зрения малыша. Проводят диагностику косоглазия и амблиопии.
Далее зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу (6-7 лет), а далее, если нет жалоб со стороны ребенка и родителей — в 11-12 и в 14-15 лет. На приеме у врача оцениваются цветовое зрение, бинокулярные функции, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.
Дорогие родители, ранняя диагностика нарушений зрения позволяет не только выявить заболевание, но и предупредить возможные отклонения в развитии малыша. Резкое снижение остроты зрения ограничивает весь процесс познания ребенком окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, деятельности, памяти, воображения, внимания.
В настоящее время все дети с нарушениями зрения в зависимости от степени тяжести дефекта делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, которые проявляются в ограничении зрительного восприятия ребенка или его полном отсутствии. Это влияет на весь процесс формирования и развития психики личности ребенка. У детей с нарушениями зрения формируются специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Что проявляется в отставании, нарушении и специфичности всего хода развития двигательной активности, пространственной ориентировки в пространстве, формировании представлений и понятий об окружающем мире, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях проявления эмоционально – волевой сферы и поведения, а так же социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Кто такие слепые и слабовидящие дети?
Слепые (незрячие) дети – это подкатегория лиц с тяжелыми нарушениями зрения, у которых фактически отсутствуют зрительные ощущения, но может иметься светоощущение или остаточное зрение до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В эту категорию входят лица с прогредиентными заболеваниями (развитие болезни — развитие болезни с нарастанием симптоматики) и сужением поля зрения (до 10 -15 градусов) с остротой зрения до 0,08.
Так же выделяют лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза. В данном случае полностью утрачивается зрительное восприятие, но имеется светоощущение или остаточное зрение, которое позволяет воспринимать цвет, свет, некоторые контуры (силуэты) предметов.
Слабовидящие дети – это подкатегория лиц с менее выраженными нарушениями зрения. Дети данной категории имеют остроту зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Помимо нарушения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь некоторые отклонения в состоянии других зрительных функций (периферическое и бинокулярное зрение, цвето- и светоощущение,).
Слабовидящие дети при знакомстве с явлениями, предметами, при пространственной ориентирови, при движении имеют некоторую возможность использовать имеющееся у них сохранное зрение. Зрение, в этом случае, остаётся ведущим анализатором ребенка. Но зрительное восприятие малышей сохранно лишь частично и считать его полноценным нельзя.
Понимание окружающей действительности у детей с нарушениями зрения значительно сужен, замедлен, неточен. Зрительное восприятие и впечатления малышей ограничены, представления имеют некоторое качественное своеобразие. Например, дети с резко выраженной близорукостью или дальнозоркостью могут не заметить признаки важных для характеристики предмета.
У слабовидящих детей при косоглазии затруднена способность видеть и воспринимать мир двумя глазами, то есть нарушено бинокулярное зрение. Стоит отметить, что при условии раннего вмешательства специалистов и специального обучения пространственное и стереоскопическое, форменное зрение развивается и совершенствуется. А это обеспечивает в дальнейшем формирование сложных пространственных представлений.
Среди слабовидящих детей встречается большое количество малышей с контрастной чувствительности зрения, нарушением цветоразличительных функций, имеются врождённые формы патологии цветоощущения.
В категорию слабовидящих детей входят:
Миопия (близорукость) – возникает в том случае, если рефракция при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе не на сетчатке глаза, а перед нею.
В настоящее время врачи различают три степени близорукости:
- I(слабая) — до 3,0 дптр;
- II(средняя) — до 3,0-6,0 дптр;
- III(высокая) — свыше 6,0 дптр.
Миопия у детей чаще всего обусловлена удлинением переднезадней оси глаза, вследствие растяжения склеры в заднем и экваториальных отделах, реже — чрезмерной преломляющей силой от оптических сред.
Вследствие чего возникает миопия? Развитию миопии у детей способствует работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации (врождённой или приобретённой) (чтение с близкого расстояния и т.д.), в неблагоприятных гигиенических условиях (плохой свет, не правильное положение тела); большую роль играют наследственные факторы (если у родителей было снижение зрения, то ребенок находится в группе риска), нарушение биохимических свойств склеры (нарушения обмена веществ в организме ребенка), повышенное внутриглазное давление.
При миопии у детей возникает характерное понижение остроты зрения вдаль. Зрение улучшается при использовании вогнутых линз.
Какие формы миопии выделяют?
Существует высокая прогрессирующая миопия, когда вследствие растяжения глаза в его различных структурах возникают патологические изменения (деструкция стекловидного тела, стафиломы склеры, периферические хореоретинальные дистрофии, центральные и другое). Растяжение глаза может осложняться кровоизлияниями в его сетчатку, стекловидное тело, сосудистую оболочку (хориоидею). Это может сопровождаться истончением, разрывами, отслойкой сетчатки.
Гиперметропия (дальнозоркость) – это такой вид рефракции, при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе за сетчаткой. Гиперметропия — это нормальная рефракция глаза новорождённого. С увеличением величины глаза у малышей формируется эмметропическая рефракция (нормальная для взрослого человека).
Гиперметропия возникает вследствие задержки роста глазного яблока (малый глаз). Главный фокус оптической системы в этом случае будет лежать позади сетчатки глаза. Для того, чтобы получить чёткие изображения на сетчатке необходимо напряжение аккомодации при зрении вдаль и вблизи.
Различают несколько степеней гиперметропии:
- у детей хорошее зрение впереди и вдаль сохраняется благодаря аккомодации;
- у детей отмечается хорошее зрение вдаль, но наступает быстрая утомляемость глаз при работе на близком расстоянии;
- у детей наблюдается плохое зрение вдаль и вблизи. Острота зрения малышей улучшается в случае использования выпуклых линз. Уменьшение выраженности гиперметропии возникает в период роста глаза ребенка. С возрастом в связи с тем, что наступает ослабление аккомодации хрусталика, ухудшается зрение вблизи и возникает пресбиопия.
Астигматизм – это разновидность аномалии рефракции. Она связана с тем что кривизна роговицы глаза неодинакова в разных меридианах, вследствие этого лучи проходящего света не могут собраться в одну точку. При возникновении астигматизма у ребенка наблюдается невозможность длительной нагрузки при работе на близком расстоянии и утомляемость глаз. При использовании цилиндрических линз наступает улучшение зрения.
Амблиопия – это большая категория нарушений зрения, которая включает в себя различные по происхождению формы понижения зрения. Причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.
Выделяют следующие виды амблиопии:
- истерическую рефракционную,
- обскурационную,
- дисбинокулярную.
Астения (повышенная утомляемость). При незначительных нагрузках утомление возникает на много чаще, чем при повышенной нагрузке на зрительный анализатор. Утомление возникает обычно во второй половине дня. В тяжелых случаях, даже при несложных видах деятельности начинает быстро проявляться чувство усталости, слабости. Возникает ухудшение качества и темпа деятельности. При астении даже отдых мало помогает.
У детей с астенией возникают и вегетативные нарушения: повышенная потливость, бледность лица и кожных покровов.
Тяжелые степени астении у детей характеризуются резкой слабостью вплоть до прострации. Детей утомляет любая деятельность, кратковременная беседа, передвижения.
Заболевание глазодвигательного аппарата. Причинами патологии глазодвигательного аппарата у детей могут быть:
- патологические изменения в мышечных или нервных окончаниях;
- повреждение проводящих путей и центров глазодвигательных нервов.
Которые возникают вследствие сосудистых, воспалительных, опухолевых заболеваний, травм, аномалий развития головного мозга у детей.
Содружественное косоглазие. Это расстройство глазодвигательного аппарата, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного глаза от совместной точки фиксации. Оно является нарушением функции бинокулярного зрения.
Особенностью возникшего содружественного косоглазия у ребенка является то, что подвижность каждого глаза будет не ограничена и косящий глаз будет совершать тот же объём движений, что и здоровый (вверх, вниз, вправо, влево).
Содружественное косоглазие возникает чаще всего в раннем возрасте (до трех лет) . Оно отрицательно влияет на психику ребенка, формирование его характера и самооценки. Это обусловлено тем, что при косоглазии невозможна правильная и быстрая оценка соотношений окружающих предметов, пространственных представлений. У малыша в дальнейшем возникают большие ограничения в выборе профессии. Следует отметить, что не исправленное косоглазие приводит к резкому снижению остроты зрения в будущем.
У детей при содружественном косоглазии в результате расстройства бинокулярного зрения, как правило, развивается амблиопия – это понижение остроты зрения от того, что один глаз является бездеятельным.
Различают несколько видов косоглазия:
- аккомодационное, данный вид косоглазия исчезает при правильно подобранных очках;
- частично аккомодационное.
Таким образом, слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушений и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях эмоционально – волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Автор статьи:
Нестерюк Елена Павловна
Дата публикации: 21.04.2014 16:52
Просмотров: 14507
Проголосуйте за статью
Рейтинг: 2.6, Голосов: 5
Здравствуйте.
Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.
Источник
Выдержки из ещё одной статьи о НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ (блайндизме).
Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих зрительную патологию от рождения до школы (2012 г.)
Еще одной характерной особенностью детей с глубокими нарушениями зрения, особенно тотально слепых детей, являются стереотипные повторяющиеся движения. Природа их возникновения до конца не изучена. Большинство ученых сходится к тому, что это своего рода попытка организма восстановить двигательный баланс. Ребенок, в силу объективных обстоятельств, менее подвижен, чем его нормально видящие сверстники. Он не бегает и не прыгает, как они, общее моторное развитие запаздывает. Однако движения — это естественная потребность детей. Поэтому организм компенсирует недостаток двигательной активности тем, что доступно незрячему ребенку и не требует от него особых усилий.
К самым распространенным навязчивым движениям относятся: раскачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, потряхивание кистями рук, круговые движения головой, повороты вокруг своей оси, подпрыгивания на месте и другие. Чаще всего родители не придают этому особого значения, считая, что таким образом ребенок развлекает сам себя, или приписывают это к особенностям развития незрячих детей в целом… Если оказаться в таком месте, где одновременно собирается большое количество незрячих людей, можно наблюдать, как некоторые из них, будучи довольно успешными в профессиональной сфере, имеющие свои собственные семьи, так и продолжают раскачиваться, как на качелях, особенно, если считают, что их никто не видит.
От привычек, появившихся в детстве, избавляться сложнее всего, потому что они уже не осознаются. Человек не считает их чем-то из ряда вон выходящим, он всю жизнь так делал и не может понять, почему в какой-то момент должен перестать. Если в обществе он старается себя сдерживать, то, оставшись один, непременно и с удовольствием предается любимому занятию.
Хочется особо подчеркнуть: дорогие родители, как только вы заметили у своего ребенка нетипичные движения, немедленно приступайте к тому, чтобы его от них избавить. В случае с совсем маленькими детьми эффективнее всего механическое изменение позы ребенка. Возьмите его на руки, переверните на живот, предложите другую игрушку. Не нужно затягивать процесс и считать, что вы сможете отучить его качаться или давить на глаза, когда он станет старше. Чем раньше вы заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.
С детьми постарше механическая перемена позы уже не сработает, потому что они более мобильны и для них это не является сигналом к прерыванию. Говорить все время «не качайся», «не крутись», «не дави на глаза» малоэффективно. Единственный способ, который является во многих случаях весьма действенным, — отвлечение ребенка, переход к другому типу деятельности… Когда человек, сознательно или несознательно, отказывается от какой-то привычки, необходимо заменить ее чем- то, что принесет ему удовлетворение…
Не стоит стыдить ребенка и говорить, что это некрасиво. Такой довод для него ничего не значит уже потому, что он не видит и понятие красоты для него весьма схематично. Конечно, поговорить нужно, но лишь когда ребенок достигнет того возраста, когда начнет понимать, что именно вы от него хотите. Контролировать себя он еще не сможет, но будет знать, что вы стараетесь отучить его от привычки, которая делает его менее привлекательным для окружающих…
Может быть, все это звучит довольно жестко, но очень важно, чтобы вы поняли свою основную задачу: всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у вашего ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Слепота не повод для формирования подобных привычек, она лишь является причиной малоподвижности ребенка, которая, в свою очередь, способствует возникновению дополнительных движений, не являю
Источник
Во время учебы, на одном из семинаров по сенсорным нарушениям, в группе был проведен такой эксперимент: десяти слушателям завязали глаза и отправили самостоятельно выйти из кабинета, пройтись вкруговую по знакомому коридору и вернуться обратно в аудиторию, ориентир – стена (за нее можно держаться руками). Идти было страшно, ничего не видно, годами хоженый коридор вдруг удлинился, и вообще стерлись какие-либо границы пространства, а вместе с ним и времени. Я ощущала себя полностью оторванной от мира и очень беспомощной. А ведь такими и являются слепые и слабовидящие дети. Что им делать в пугающем социуме, как помочь?
Слепые и слабовидящие
Зрение является одной из самых важных сенсорных систем человека, доставляющей 85-90% всей информации об окружающем мире. Зрительный образ формирует не только восприятие, но и мышление в целом. Понятие слепой сегодня рассматривается с точки зрения ведущей системы анализаторов. Слепые включают в себя две категории детей: со светоощущением и визусом «0» и имеющими остроту остаточного зрения с визусом до «0,04» включительно на лучше видящем глазу.
Последние исследования ученых во всем мире доказывают, что критерий разделения детей с нарушенным зрением требует включения в него психологических особенностей ребенка, которые формируют процесс формирования зрительных образов. Поэтому сегодня разделение следущее: blind – слепой, и low vision – лица с ослабленным зрением, которые используют остаточное зрение в процессе обучения и жизнедеятельности. В тифлопсихологии эти два разнонаправленных процесса имеют более глубокую дифференциацию:
тотально слепой;
слепой со светоощущением;
слепой с остаточным зрением;
глубоко слабовидящий;
слабовидящий.
Последние исследования в российских специальных школах показывают, что сейчас существенно возросло количество детей с остаточным зрением (до 90%), тотальную слепоту имеют лишь 3-4% детей, слепые со светоощущением составляют 7%, слабовидящие с визусом выше «0,06» – 10%. Также увеличивается число комплексных зрительных болезней у современных детей. У большинства школьников имеются сразу два-три различных заболевания глаза. Нарушение одного лишь зрения имеют 22% детей, чаще всего глазные патологии сопровождаются сопутствующими заболеваниями центральной нервной системы: задержка психического развития, ДЦП, олигофрения в форме дебильности, нарушение речи, гидроцефалия, энцефалопатия и др.
Причины слепоты и слабовидения
Формирование глаза плода начинается в ранние периоды беременности в то же время, когда формируется центральная нервная система. Поэтому причины слепоты тесно связаны с нарушениями деятельности мозга в первые недели беременности. Нарушение мозговой деятельности может происходить как по внешним, так и по внутренним причинам. Это вирусные заболевания, которые перенесла мать: краснуха, токсоплазмоз, физические и химические воздействия на организм матери, а также экологические факторы. 88% слепых и 92% слабовидящих детей имеют врожденные патологии зрения. 30% из них имеют в анамнезе наследственный характер: патология сосудистой оболочки – аниридия, заболевания роговой оболочки – дистрофии роговицы, наследственная колобома сосудистой оболочки, катаракта, дегенерация Штаргардта, патология сетчатки глаза, врожденная атрофия.
В последние годы ученые доказали, что патология зрения у младенца также связывается с недоношенностью. Поскольку при сформированной к трем месяцам нервной системе у недоношенного ребенка (до 28 недель беременности) еще не закончен процесс созревания проводящих путей и образования нервных волокон. Процесс передачи нервных импульсов нарушается, что приводит к недоразвитию функций некоторых органов. Клетки герминативного матрикса (появляются на 28-30 неделе), способствующие развитию нервных волокон сетчатки глаза, у недоношенного ребенка еще не выделились, поэтому происходит грубое нарушение зрения.
В практике выделяются две группы детей с патологией зрения: слепорожденные и ослепшие. Малыши с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до трех лет вследствие различных этиологических и экологических причин, не имеют никаких зрительных представлений. У ослепших до 3 лет детей, зрительные образы в памяти не сохраняются, что существенным образом тормозит развитие психики.
Симптомы слепоты у младенца
У ребенка с врожденной слепотой до 2-3 месяцев наблюдаются те же жизненно важные реакции, что и у зрячего младенца, на процессы кормления, переворачивания, речь близких людей, запах молока, фиксации тела в позе кормления. В ответ на все эти раздражители и у слепого, и у зрячего ребенка возникают сосательные движения, поэтому определить наличие слепоты в этом возрасте сложно.
Некоторые признаки слепоты можно заметить лишь в 2-3 месяца. В то время как у нормально видящего ребенка возникают зрительная фиксация взора на предмете, слежение глазами за предметом или лицом матери, у слепого ребенка эти реакции отсутствуют. У слепого в большей степени развиваются такие сенсорные функции как слуховая дифференциация речевых и неречевых звуков. Звук является своеобразным проводником между предметом и его действием, поэтому для слепого важно также осязательное восприятие предметов. К четырем-пяти месяцам формируется двигательная сфера, развиваются манипуляции с предметами: захват игрушки, удержание в руке, отпускание. У ребенка с нарушением зрения этот процесс тормозится из-за отсутствия зрительных образов, начинает отставать в развитии координация движений рук, мелкая моторика пальцев. Поэтому очень важно давать такому ребенку игрушки в руки, чтобы на ощупь он составил сенсорное представление о ней.
Формирование тонкого слухового восприятия способствует развитию речевой деятельности. Но у слепого ребенка отмечается отсутствие голосовой активности. Голос слабый, тихий, немодулированный, гуление отсутствует или в гулении наблюдаются аутоэхолалии. Ребенок нечетко произносит гласные звуки: [о],[и],[ы], часто вздрагивает, лепет или отсутствует, или развивается диспропорционально, наблюдается слабость кусания и жевания, но понимание обращенной речи хорошее, следовательно экспрессивная речь соответствует норме.
У ребенка с нарушенным зрением формируется особая психологическая система, непохожая ни на одну патологическую систему. Психические процессы находятся на разных стадиях формирования и развития за счет компенсаторных возможностей организма. Межфункциональные связи тоже развиваются особым образом. Ведущей сенсорной системой становится слуховая, на втором месте – тактильно-двигательная. Происходят отклонения во всех видах познавательной деятельности, даже в тех, где, казалось бы, зрение не требуется, так как снижается количество и качество полученной информации. Ограничивается возможность формирования воображения, памяти, ориентировки в пространстве, функций планирования деятельности, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Изменения наблюдаются и в физическом развитии, походка становится специфической, страдает точность и интенсивность движений. Дети с патологией зрения отличаются способом ознакомления и контроля за окружающим миром, в основном это осязание и слуховая дифференцировка. У большинства таких детей возникают вторичные отклонения в психическом развитии, связанные с взаимодействием и речевым общением с другими людьми. Слова недостаточно наполнены живыми образами, а понятия – конкретным содержанием.
Читайте также:
Видят ли сны соепые люди?
Этот цветной мир: как устроено зрение
Как помочь слепому ребенку?
Понятно, что в ситуации тотальной слепоты или слабовидения крайне необходима помощь тифлопедагога, но на ранних этапах развития важную роль играют родители. Слепой ребенок воспринимает мир через другие сенсорные каналы, поэтому очень важно с младенчества окружить его теплотой, лаской и вниманием. Процессы психического развития происходят в том виде деятельности, который является ведущим для ребенка в том или ином возрасте. Ведущим видом деятельности в младенчестве является общение со взрослым, который создает благоприятное поле для развития сенсорных представлений. В данном случае в возрасте до 6 месяцев необходимо создавать условия для развития тактильно-двигательной и эмоционально-слуховой сферы. Важно расширять круг раздражителей, сигнализирующих о том или ином действии: подготовке ко сну, купанию, кормлению, сборам на прогулку.
Эмоциональное воспитание необходимо для любого ребенка, на его основе будут формироваться и другие составляющие умственного развития малыша. Слепому младенцу требуется в три раза больше проявления эмоций, поэтому нужно не только прикасаться губами к его телу, брать на руки, но постоянно носить по дому в специальной сумке-кенгуру. Таким образом, ребенок имеет возможность ощущать движения тела матери, фиксировать повороты, наклоны и составить минимальное представление об ориентировке в пространстве. Нельзя изолировать слепого ребенка от общества, опыт показывает, что тогда происходит формирование особого типа людей.
Этапы коррекционной работы
В полтора-два года ребенок с нарушением зрения начинает использовать речь в качестве способа общения со взрослым, поэтом очень важно проговаривать каждое действие и явление окружающего мира, а также давать ребенку потрогать предмет, чтобы понять его свойства. Предметная деятельность становится ведущей у слепого и слабовидящего ребенка. Поэтому формирование пространственных представлений и обучению грамоте у детей с нарушением зрения проходит в несколько этапов:
1-й этап. Формирование представлений о собственном теле, ориентировка в частях тела: сверху-снизу, справа-слева, спереди-сзади. |
2-йэтап. Подготовка кончиков пальцев к точному восприятию предметов и их контуров. Для этого длительное время ребенку активно массируют и разминают кончики пальцев. |
3-й этап. Формирование представлений об объемных свойствах предмета. Ребенок лепит названные предметы из пластилина, теста, глины рука в руку со взрослым, который проговаривает каждое действие, называет предметы, их части, качества, месторасположение по отношению к ребенку. |
4-й этап. Распознавание барельефов. Это уже самостоятельная работа, ребенок учится по выпуклому изображению на листе узнавать те предметы, которые ранее лепил, закрепляя и расширяя лексику. |
5-й этап. Распознавание рельефно-графических рисунков. На всех этапах предметы приводятся в одних и тех же образах. Параллельно вводится рельефно-графическое рисование по резине, рука в руку со взрослым. Нарисовали, выдавилось в резине, провели пальчиками рук ребенка и изучили рисунок с проговариванием. Восприятие идет через ощущения движений руки, складывающиеся в образ. |
6-й этап. Совершенствование представлений о схематичном изображении предметов на плоском графическом рисунке, параллельно ведется обучение грамоте по методу Брайля. |
7-й этап. Развитие ориентировки в микропространстве «от себя», выделяются различные ориентиры: звуковые, световые, тактильные, цветовые, двигательные ощущения. |
8-й этап. Формирование навыков создавать простейшие модели пространственных отношений между предметами и их заместителями, игрушками, конструирование, моделирование. |
9-й этап. Обучение ориентировке в пространстве по плану, умению соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой. |
10-й этап. Работа заканчивается развитием умения самостоятельно составлять схемы окружающего пространства, а также совершенствованием и активным использованием письменной речи по шрифту Брайля. |
Для усвоения навыка ориентировки в пространстве слабовидящих учат играть в различные игры, одна из которых теннис. Так через движение и шум летящего мяча они научаются воспринимать окружающую обстановку. Физическое развитие составляет основу обучения слепых и слабовидящих, поэтому обязательно проводить ЛФК, включающий в себя задания на развитиемышц рук, плеч, шеи, ног, туловища. Эти упражнения помогают испытывать разнообразные мышечные нагрузки через подражание взрослому, задерживать внимание на своих ощущениях, учат различать и сравнивать их.
Для развития выразительности движений используется театрализация. Поскольку у слепых достаточно хорошо развита речь, они легко понимают друг друга. Игра-драматизация дает возможность установить связь между эталонами неречевых средств общения и своим собственным поведением. Театрализация позволяет детям с нарушением зрения отойти от своих привычных стереотипных движений, мимики, жестов и воспринимать мир через художественный образ. Также развивается игровая деятельность и уже к младшему школьному возрасту у слепого и слабовидящего ребенка накапливаются система полисенсорных представлений о мире. Однако это процесс двусторонний, и без помощи взрослого никак не обойтись. Большое значение имеет организация деятельности по строгому, определенному плану. Активная роль взрослого в развитии ребенка с нарушением зрения позволяет ему стать полноценным членом общества, ведь слепой – не значит, что он чего-то не может, это значит, что он просто другой.
Источник