Слабовидящий ребенок 2 года

Слабовидящий ребенок 2 года thumbnail
Какие нарушения зрения у детей существуют и почему так важна их ранняя диагностика?

Профилактикой нарушений зрения у детей нужно начинать еще во время беременности. Так как факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие зрения у детей, в подавляющем большинстве случаев, являются врожденными.  Они могут быть генетическими, пре- и перинатальные. А так же, в незначительном количестве — приобретенными, которые могут возникать в результате  травм, недостатка и нарушения обмена веществ в организме ребенка инфекционной природы.

+

Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Когда нужно посетить детского врача офтальмолога?

Первый раз посетить детского врача офтальмолога необходимо с новорождённым малышом. В этот период врач определят наличие катаракты, глаукомы, врожденного косоглазия, нистагма. Производит оценку состояния сосудов глазного дна малыша.

Если все хорошо, то следующий прием врача назначают на  два и три года. В этом возрасте проверяют остроту зрения малыша. Проводят диагностику косоглазия и амблиопии.

Далее зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу (6-7 лет), а далее, если нет жалоб со стороны ребенка и родителей — в 11-12 и в 14-15 лет. На приеме у врача оцениваются цветовое зрение, бинокулярные функции, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.

Дорогие родители, ранняя диагностика нарушений зрения позволяет не только выявить заболевание, но и предупредить возможные отклонения в развитии малыша. Резкое снижение остроты зрения ограничивает весь процесс познания ребенком окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, деятельности, памяти, воображения, внимания.

В настоящее время все дети с нарушениями зрения в зависимости от степени тяжести дефекта делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, которые проявляются в ограничении зрительного восприятия ребенка или его полном отсутствии. Это влияет на весь процесс формирования и развития психики личности ребенка. У детей с нарушениями зрения формируются специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.  Что проявляется в отставании, нарушении и специфичности всего хода развития двигательной активности, пространственной ориентировки в пространстве, формировании представлений и понятий об окружающем мире, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях проявления эмоционально – волевой сферы и поведения, а так же социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Кто такие слепые и слабовидящие дети?

Слепые (незрячие) дети – это подкатегория лиц с тяжелыми нарушениями зрения, у которых фактически отсутствуют зрительные ощущения, но может иметься светоощущение или остаточное зрение до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В эту категорию входят лица с прогредиентными заболеваниями (развитие болезни — развитие болезни с нарастанием симптоматики) и сужением поля зрения (до 10 -15 градусов) с остротой зрения до 0,08.

Так же выделяют лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза. В данном случае полностью утрачивается зрительное восприятие, но имеется светоощущение или остаточное зрение, которое позволяет воспринимать цвет, свет, некоторые контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие дети – это подкатегория лиц с менее выраженными нарушениями зрения. Дети данной категории имеют остроту зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Помимо нарушения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь некоторые отклонения в состоянии других зрительных функций (периферическое и бинокулярное зрение, цвето- и светоощущение,).

Слабовидящие дети при знакомстве с явлениями, предметами, при пространственной ориентирови, при движении имеют некоторую возможность использовать имеющееся у них сохранное зрение. Зрение, в этом случае, остаётся ведущим анализатором ребенка.  Но зрительное восприятие малышей сохранно лишь частично и считать его полноценным нельзя.

Понимание окружающей действительности  у детей с нарушениями зрения значительно сужен, замедлен, неточен. Зрительное восприятие и впечатления малышей ограничены,  представления имеют некоторое качественное своеобразие. Например, дети с резко выраженной близорукостью или дальнозоркостью могут не заметить признаки важных для характеристики предмета.

У слабовидящих детей при косоглазии затруднена способность видеть и воспринимать мир двумя глазами, то есть нарушено бинокулярное зрение. Стоит отметить, что при условии раннего вмешательства специалистов и специального обучения пространственное и стереоскопическое, форменное зрение развивается и совершенствуется. А это  обеспечивает в дальнейшем формирование сложных пространственных представлений.

Среди слабовидящих детей встречается большое количество малышей с контрастной чувствительности зрения, нарушением цветоразличительных функций, имеются врождённые формы патологии цветоощущения.

В категорию слабовидящих детей входят:

Миопия (близорукость) – возникает в том случае, если рефракция при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе не на сетчатке глаза, а перед нею.

В настоящее время врачи различают три степени близорукости:

  1. I(слабая) — до 3,0 дптр;
  2. II(средняя) — до 3,0-6,0 дптр;
  3. III(высокая) — свыше 6,0 дптр.

Миопия у детей чаще всего обусловлена удлинением переднезадней оси глаза, вследствие растяжения склеры в заднем и экваториальных отделах, реже — чрезмерной преломляющей силой от оптических сред.

Вследствие чего возникает миопия? Развитию миопии у детей способствует работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации (врождённой или приобретённой) (чтение с близкого расстояния и т.д.), в неблагоприятных гигиенических условиях (плохой свет, не правильное положение тела); большую роль играют  наследственные факторы (если у родителей было снижение зрения, то ребенок находится в группе риска), нарушение биохимических свойств склеры (нарушения обмена веществ в организме ребенка), повышенное внутриглазное давление.
  
При миопии у детей возникает характерное понижение остроты зрения вдаль. Зрение улучшается при использовании вогнутых линз.

Какие формы миопии выделяют?

Читайте также:  Резидуальная энцефалопатия ребенку 2 года

Существует высокая прогрессирующая миопия, когда вследствие растяжения глаза в его различных структурах возникают патологические изменения (деструкция стекловидного тела, стафиломы склеры, периферические хореоретинальные дистрофии, центральные и другое). Растяжение глаза может осложняться кровоизлияниями в его сетчатку, стекловидное тело, сосудистую оболочку (хориоидею). Это может сопровождаться истончением, разрывами, отслойкой сетчатки.

Гиперметропия (дальнозоркость) – это такой вид рефракции, при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе за сетчаткой.   Гиперметропия —  это нормальная рефракция глаза новорождённого. С увеличением величины глаза у малышей формируется эмметропическая рефракция (нормальная для взрослого человека).

Гиперметропия возникает вследствие задержки роста глазного яблока (малый глаз). Главный фокус оптической системы в этом случае будет лежать позади сетчатки глаза. Для того, чтобы получить чёткие изображения на сетчатке необходимо напряжение аккомодации при зрении вдаль и вблизи.

Различают несколько степеней гиперметропии:

  1. у детей хорошее зрение впереди и вдаль сохраняется благодаря аккомодации;
  2. у детей отмечается хорошее зрение вдаль, но наступает быстрая утомляемость глаз при работе на близком расстоянии;
  3. у детей наблюдается плохое зрение вдаль и вблизи. Острота зрения малышей улучшается в случае использования выпуклых линз. Уменьшение выраженности гиперметропии возникает в период роста глаза ребенка. С возрастом в связи с тем, что наступает ослабление аккомодации хрусталика, ухудшается зрение вблизи и возникает пресбиопия.

Астигматизм  –  это разновидность аномалии рефракции. Она связана с тем что кривизна роговицы глаза неодинакова в разных меридианах, вследствие этого лучи проходящего  света не могут собраться в одну точку. При возникновении астигматизма у ребенка наблюдается невозможность длительной нагрузки при работе на близком расстоянии и утомляемость глаз. При использовании цилиндрических линз наступает улучшение зрения.

Амблиопия – это большая категория нарушений зрения, которая включает в себя различные по происхождению формы понижения зрения. Причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.

Выделяют следующие виды амблиопии:

  1. истерическую рефракционную,
  2. обскурационную,
  3. дисбинокулярную.

Астения (повышенная утомляемость). При незначительных нагрузках утомление возникает на много чаще, чем при повышенной нагрузке на зрительный анализатор. Утомление возникает обычно во второй половине дня. В тяжелых случаях, даже при несложных видах деятельности начинает быстро проявляться чувство усталости, слабости. Возникает ухудшение качества и темпа деятельности. При астении даже отдых мало помогает.

У детей с астенией возникают и вегетативные нарушения: повышенная потливость, бледность лица и кожных покровов.

Тяжелые степени астении у детей характеризуются резкой слабостью вплоть до прострации. Детей утомляет любая деятельность, кратковременная беседа, передвижения.

Заболевание глазодвигательного аппарата. Причинами патологии глазодвигательного аппарата у детей могут быть:

  1. патологические изменения в мышечных или нервных окончаниях;
  2. повреждение проводящих путей и центров глазодвигательных нервов.

Которые возникают вследствие сосудистых, воспалительных, опухолевых заболеваний, травм, аномалий развития головного мозга у детей.

Содружественное косоглазие. Это расстройство глазодвигательного аппарата, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного глаза от совместной точки фиксации. Оно является нарушением функции бинокулярного зрения.

Особенностью возникшего содружественного косоглазия у ребенка является то, что подвижность каждого глаза будет не ограничена и косящий глаз будет совершать тот же объём движений, что и здоровый (вверх, вниз, вправо, влево).

Содружественное косоглазие возникает чаще всего в раннем возрасте (до трех лет) . Оно отрицательно влияет на психику ребенка, формирование его характера и самооценки. Это обусловлено тем, что при косоглазии невозможна правильная и быстрая оценка соотношений окружающих предметов, пространственных представлений. У малыша в дальнейшем возникают большие ограничения в выборе профессии. Следует отметить, что не исправленное косоглазие приводит к резкому снижению остроты зрения в будущем.

У детей при содружественном косоглазии в результате расстройства бинокулярного зрения,  как правило, развивается амблиопия – это понижение остроты зрения от того, что один глаз является бездеятельным.

Различают несколько видов косоглазия:

  1. аккомодационное,  данный вид косоглазия исчезает при правильно подобранных очках;
  2. частично аккомодационное.

Таким образом, слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушений и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях эмоционально – волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Автор статьи:
Нестерюк Елена Павловна

Дата публикации: 21.04.2014 16:52

Просмотров: 13895

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 2.6, Голосов: 5

Здравствуйте.

Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.

Источник

Слабовидящий ребёнок. Особенности развития.

Объедкова С.В., учитель начальных классов

        Особенности развития каждого ребёнка зависят от возраста, здоровья, его окружения.  У детей с нарушениями зрения они носят особый характер.

Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

Возникают у таких детей и некоторые сложности с предметными действиями, причем как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. Слабовидящие дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.

Читайте также:  Бесцветные прыщики на теле у ребенка 2 года

Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.

Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает. Это объясняется тем, что они имеют малый запас представлений о мире, мало  возможностей для  освоения пространства. В связи с этим, развитие детей с нарушением зрения  несколько затягивается, требуется больше времени.

Развитие ребенка с Отличия детей с нарушениями зрения очевидны:

  1. Нарушения координации: дефицит движений, неуверенность и отсутствие целенаправленности.
  2. Ограниченный зрительный контакт: ребенок не ищет встречи с глазами собеседника, не применяет жесты для общения.
  3. Речевой контакт ограничен — налицо задержка речевого развития

Таким детям нужно гораздо больше времени, чтобы выполнить задания, в силу определенных сложностей с восприятием информации и проблем в процессе организации собственной деятельности. Именно поэтому они испытывают чувство неуверенности в собственных силах, ищут поддержки у взрослых.

Часто, при поступлении в школу детей с нарушением зрения охватывают отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.

В первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют учителю. К окончанию периода обучения в младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не является ведущей.

Ситуация неуспеха уже на начальном этапе обучения становится источником постоянных отрицательных эмоций, что часто  перерастает в хроническое негативное эмоциональное состояние. 

Огромное влияние на развитие детей с нарушениями зрения и их психологические особенности оказывают взрослые, принимающие участие в их обучении и воспитании.  В дошкольном возрасте это воспитатель, который  должен выступать в качестве равноправного партнера, выбирать игровые формы обучения, готовить детей к школе.

В школе – педагоги, которые, с учётом индивидуальных особенностей детей, выстраивают их образовательный маршрут.

             Многие из  обучающихся нуждаются в дополнительной стимуляции концентрации внимания, постоянных подбадриваниях. Это помогает детям справиться с нерешительностью. А подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможет добиться включения таких детей в полноценное общение. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, интеллектуальном эмоциональном и развитии. з

Е        Не менее важным является отношение родителей к особенностям детей, влияющее на их воспитание и отношения в семейном кругу. Излишнее волнение по поводу нарушений зрения и переоценка дефекта могут стать причиной развития чрезмерной опеки, что, в свою очередь, может  привести к развитию эгоизма.

В то же время нельзя допускать и недооценки нарушений, что может привести к ничем не подкрепленному оптимизму детей и родителей, а также легкомыслию и утрате чувства реальности.

Пока дети маленькие, они не осознают до конца систему требований по отношению к себе. Со временем, в школьный период, они начнут следовать той программе, которую разработали для них взрослые. То есть требования родителей и педагогов станут для них теми требованиями, которые они будут предъявлять к себе.

Сегодня достаточно много систем коррекции зрительных дефектов внедрены в учебные заведения. Все они разработаны с одной целью: помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе и, учитывая их психологические особенности, способствовать нормальному развитию основных сфер личности.

Коррекционно-компенсаторная работа с детьми, имеющими  нарушения зрения,  должна осуществляться во взаимодействии с конкретными условиями окружающей действительности, в тесном сотрудничестве педагогов и родителей.  Коррекционное воздействие должно рассматриваться как процесс,  направленный на создание качеств и умений личности, позволяющих адаптироваться в социальной среде. 

Источник


• Нарушения функции остроты зрения снижает точность, полноту и скорость восприятия, что замедляет и затрудняет узнавание предметов и изображений.

• Нарушение функции цветоразличения проводит к невозможности различения одного из 3 цветов (красного, синего, зеленого) или смешения зеленого и красного цветов.

• Нарушение функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к трудностям в пространственной ориентировке.

• Нарушение бинокулярного характера зрения снижает способность видеть одновременно двумя глазами и воспринимать объект как единое целое, искажает пространственное стереоскопическое восприятие окружающего.

• Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к косоглазию. Наличие косоглазия ведет к снижению скорости, правильной оценки пространственных отношений.

К слабовидящим относятся дети с остротой зрения на лучше видящем глазу от 0.05 до 0.4 в очках.

Как показали исследования, слабовидение отрицательно сказывается прежде всего на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его (А. Г.Лигвак, Л. И. Солнцева, Л. И. Плаксина, Л. В. Рудакова, В. А. Феоктистова и др.).

При слабовидении образуются недостаточно четкие, нестойкие, а иногда и неправильные представления воспринятых предметов, дети затрудняются в установлении причинноследственных связей, у них снижается уровень эмоционального восприятия окружающего. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие психических функций.

Для слабовидящих детей характерен низкий уровень умения целостно, детально, последовательно воспринимать содержание картины, композиции, включающей большое количество персонажей, деталей.

У таких детей возникает меньше трудностей в овладении эталоном цвета (они могут возникнуть при восприятии коротковолновой части спектра — сине-фиолетовых тонов), больше трудностей возникает при овладении эталонами «форма», «пространство».

При формировании пространственных представлений детям трудно оценивать пространственное расположение объектов, локализовывать (вычленять) заданную величину оценивать расстояние между предметами.

Что же делать, если в семье слабовидящий ребенок?

Слабовидящий ребенок – особенности его развития и воспитанияПравильное воспитание ребенка в семье должно строиться из учета общих требований к воспитанию и понимания индивидуальных особенностей развития, обусловленных слабым зрением. Это позволяет родителям оказать ребенку эффективную помощь.

При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Это предполагает оказание помощи в обследовании предметов — выделении составных частей, цвета, формы, величины, пространственного расположения и других существенных признаков. В познавательном процессе должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с предметами.

Такое целенаправленное взаимодействие с ребенком можно проводить путем непосредственного наблюдения (заранее запланированного или возникшего стихийно) в быту во время режимных моментов. Не забывайте, что дети очень любят играть. Поиграйте с ним в такие игры, как:

• «Узнай, что загадано» (узнавание предмета по существенным признакам)

• «Накорми животное», «Кто летает, прыгает, плавает?», «Наведи порядок» (сгруппировать предметы по признакам величины, формы, цвета, материала, назначения)

• «Что появилось?» (найти изменения в ряду предметов)

• «Найди отличия», «Съедобное — несъедобное» и др.

Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки. Попросите ребенка объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться.

Наблюдая в природе или рассматривая изображения птиц, животных, обращайте внимание ребенка на их внешний вид, существенные признаки, характерные особенности.

Например, воробей — маленькая, очень подвижная птичка с маленькой, округлой головкой и толстым туловищем. Спинка у воробья коричневая, шея черная, а головка — серая. Прыгая по земле, воробей сильно сгибает лапки, хвост держит поднятым вверх. Между собой воробьи перекликаются: «Чив-чив-чир, чир-чир». У вороны крупное продолговатое туловище, большие сильные лапы, клюв крепкий, большой, немного загнутый книзу. Перья черные и серые. По земле ходит большими шагами, важно кивая головой, осматриваясь кругом или передвигаясь прыжками.

Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечатлений. Родителям не следует пускать этот процесс на самотек. В продуктивной деятельности детей проявляется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искаженные. Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, черные, коричневые). Формат бумаги должен быть немного меньше альбомного листа.

Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциями.

Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей.

При рассматривании с ребенком иллюстраций и прочих изображений обращайте его внимание на выделение характерных особенностей предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Путем совместного внимательного наблюдения подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению увиденного. Включайте в процесс рассматривания речь, помогайте детям в словесном оформлении увиденного. Не торопите ребенка, ему требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.

При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.

Помните!

• Место для игры и занятий должно быть хорошо освещено.

• Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.

• Научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.

• Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.

Особенности питания слабовидящих детей

Слабовидящий ребенок – особенности его развития и воспитанияВитамин С (аскорбиновая кислота) способствует общей сопротивляемости организма. Наиболее богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, цитрусовые, лук, листовые овощи.

Очень важен витамин А. Он содержится в моркови, салате, зеленых частях растений, рыбьем жире, яичном желтке.

Витамит В1 находится в арахисе, хлебных злаках, темном рисе и меде.

Витамин В2 необходим для кислородного обмена. При его недостатке могут страдать мелкие сосуды глаз. Источники витамина В2: зеленые листья овощей, яблоки, пшеница, темный рис.

При недостатке витамина В6 глаза страдают от усталости. Витамин В6 содержится в хлебных злаках, в желтке яйца, в рыбе.

Калий — важнейший минерал для поддержания хорошего зрения. Он содержится в яблоках, яблочном уксусе (чайная ложка на стакан воды) и в меде.

Л. В.Егорова из журнала «Дошкольная педагогика.»

Источник