Скороговорки для ребенка 2 года
В статье «Чистоговорки для развития речи» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.
Немножко истории
Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:
Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.
Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.
Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)
Скороговорки для 1 — 2 лет
В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:
Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.
Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Все озера – зеркала из зеленого стекла.
Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.
Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дом — у дуба, дуб — у дома.
Скороговорки для 2 – 3 лет
После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.
Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:
Пекарь пек пироги в печи.
— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»
Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вез воду из водопровода.
Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:
От топота копыт пыль по полю летит.
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:
Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!Прохор и Пахом ехали верхом.
Вкусная халва – мастеру хвала.
Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!Муха–горюха села на ухо.
Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
Скороговорки для 3 – 4 лет
В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.
Скороговорки на отработку звука [ж]:
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорки на отработку звука [ш]:
Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.
В шалаше шесть шалунов.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
Скороговорки на отработку звука [ч]:
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Скороговорки на отработку звука [щ]:
Волки рыщут, пищу ищут.
Мой руки чище и чаще.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.
Скороговорки на отработку звука [ц]:
В цветнике цветут цветы.
Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.
Бегают две курицы прямо по улице.
Летит скворец – зиме конец.
Скороговорки для 4 – 5 лет
Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.
Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:
На горе Арарат растет крупный виноград.
Пророворонила ворона вороненка.
У мыши в норке сыра корка.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Во мраке раки шумя в драке.
Трое трубачей трубили в трубы.
Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:
Коля колья колет,
Поля поле полет.Наш Полкан попал в капкан.
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков
В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.
Все бобры добры для своих бобрят.
У быка тупы губы, бык тупогуб.
Как учить
- Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
- Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
- Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.
Как заинтересовать
Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.
Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.
Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга«Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.
С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:
[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)[ш]
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Хороша швея Наташа! (Е. Благинина)
Когда малыш немного подрастет, он сможет легко запоминать и скороговорки в виде мини-историй:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
Если специально выделить время для речевых занятий затруднительно, можно повторять скороговорки по пути в детских сад или из него, во время небольшой паузы на прогулке, даже когда вы поднимаетесь в лифте. Малыш достаточно быстро привыкнет к этим ритуалам и будет сам о них вам напоминать. Вам нужно будет только периодические учить новые скороговорки.
Скороговорки не только способствуют развитию речи малыша, но и развивают внимание и терпение, ведь чтобы произнести скороговорку малышу нужно сосредоточиться и приложить очень много усилий. А обыграв скороговорку сами или с помощью книги Александра Голубева «Ворох скороговорок. Болталка-рисовалка», вы проведете малышу целое развивающее занятие.
Далеко не у всех взрослых получается с первого раза проговорить скороговорку быстро. Вы можете устроить с малышом соревнование: кто скажет скороговорку правильно большее количество раз. Намеренно допускайте ошибки, пусть малыш вас поправит. Можно отмечать количество безошибочных повторов скороговорки на графике, а через некоторое время, посмотреть, как улучшились результаты.
Скороговорки – это и хороший способ научить малыша с юмором относиться к своим ошибкам. Ошибки в скороговорках порой выглядят очень комично. Можно по-доброму посмеяться и над другим, и над собой.
Веселых вам игр с малышом!
Используете ли вы скороговорки, чтобы улучшить дикцию малыша? Поделитесь своими результатами и опытом в комментариях!
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»
Автор: Юлия Мазнина
Все статьи автора
Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: «Не можешь рассказать — покажи».
Предыдущие записи рубрики
- Игры для изучения цветов
- Игры по осенним сказкам
- Во что поиграть, когда мама устала
- Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
- Зимняя прогулка с медвежонком Умкой
Источник
Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».
Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.
Скороговорки на букву р
Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.
На дворе трава
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Скороговорка про покупки
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Скороговорка про выдру
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Ехал грека через реку
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
Выдра в тундре
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками — самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
Скороговорка на букву Ж
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Сшила Саша
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Скороговорка на букву Щ
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Смешные скороговорки
Простые смешные скороговорки — рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.
Мышка
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
Кощей
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Сорок сорок
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
Попугай
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
Карасёнок
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
Скороговорка про китайцев
Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Чего нет
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Пир у Киры и Фиры
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
Ежевика и земляника
Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.
Английские скороговорки с переводом
Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.
Сурок
How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?
Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?
Зоопарк
Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?
Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?
Устрица
Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.
Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.
Ракушки
She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.
Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.
Современные скороговорки
Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.
Кто хочет разговаривать
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Кокос
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Газель
На бобра из-за ели глазеют глаза газели.
Лото
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.
Другие известные скороговорки
Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.
Мыла Мила
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Белка
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Галки
Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».
Сонька на санках
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
Источник
30 скороговорок для развития речи
Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.
Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».
Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.
«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».Определение скороговорки из учебника «Литературное чтение. 2 класс», «Начальная школа XXI века»
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки? Они:
- тренируют речевой аппарат,
- развивают фонематическую и артикуляционную память,
- обогащают словарный запас,
- ставят речевое дыхание,
- помогают сделать речь интонационно грамотной,
- подготавливают к формированию письменной речи.
А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам.
- Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
- Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
- Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
- Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
- Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
- Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Вам будет интересно также узнать:
Как подготовить ребёнка к школе
Как развить мелкую моторику у дошкольника
Что почитать о школьной жизни?
30 скороговорок для отработки «трудных» звуков
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
- Хвалю халву.
- У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.
- Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
- Рододендроны из дендрария даны родителями.
- Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Около кола колокола, около ворот коловорот.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
- На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
- «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
- Король-орёл.
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
- Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
- Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
- Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
- Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
- Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь.
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!
Источник