Скороговорки для развития речи и дикции ребенка
Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».
Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.
Скороговорки на букву р
Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.
На дворе трава
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Корабли лавировали
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Скороговорка про покупки
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
Скороговорка про выдру
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Ехал грека через реку
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
Выдра в тундре
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками — самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
Скороговорка на букву Ж
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Сшила Саша
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
Шла Саша по шоссе
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В шалаше
В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Скороговорка на букву Щ
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
Смешные скороговорки
Простые смешные скороговорки — рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.
Мышка
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
Кощей
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
Сорок сорок
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
Попугай
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
Карасёнок
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
Скороговорка про китайцев
Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Чего нет
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Пир у Киры и Фиры
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
Ежевика и земляника
Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.
Английские скороговорки с переводом
Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.
Сурок
How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?
Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?
Зоопарк
Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?
Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?
Устрица
Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.
Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.
Ракушки
She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.
Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.
Современные скороговорки
Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.
Кто хочет разговаривать
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Кокос
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Газель
На бобра из-за ели глазеют глаза газели.
Лото
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.
Другие известные скороговорки
Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.
Мыла Мила
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
От топота копыт
От топота копыт пыль по полю летит.
Белка
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Галки
Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».
Сонька на санках
Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.
Источник
Скороговорки – самый весёлый способ исправить ребёнку произношение «неподдающихся» звуков. Дети, как правило, с удовольствием включаются в полезную игру.
Тут есть маленькая хитрость: если заставлять малыша учить скороговорки, подчёркивать, что это упражнение для развития речи, для отработки, допустим, звука «р», – это будет скучно и не вызовет положительного отклика. А вот если дать понять ребёнку, что, выучив скороговорку, он сможет делать то, что другие ребята вокруг не могут, соревновательный момент возьмёт верх. К тому же малыш быстро обнаружит, что своим необычным навыком сверстников он веселит, а взрослых – восхищает. Ведь мало кто может с ходу быстро-быстро повторить: «В дебрях тундры выдра в гетрах тырит в вёдра ядра кедра».
Обычно логопедическая работа с ребёнком начинается с 5-летнего возраста. К этому возрасту становятся очевидными проблемы в овладении всеми звуками родного языка. Свистящие звуки (с, з, ц) появляются к 3,5 годам, чуть позже – шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки «р» и «л» появляются в речи к 5–5,5 годам. Но даже если ребёнок занимается с логопедом, постановка и закрепление «трудных» звуков требует ежедневных занятий с родителями. Скороговорки помогут внести в эти занятия игровой элемент. Да и для взрослых они тоже окажутся интересной разминкой и полезным оттачиванием техники речи.
«Скороговорка – это словесная забава, быстрая речь. Скороговорку нужно говорить скоро, чётко и не путать слова».Определение скороговорки из учебника «Литературное чтение. 2 класс», «Начальная школа XXI века»
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки? Они:
- тренируют речевой аппарат,
- развивают фонематическую и артикуляционную память,
- обогащают словарный запас,
- ставят речевое дыхание,
- помогают сделать речь интонационно грамотной,
- подготавливают к формированию письменной речи.
А ещё они дают маме и малышу возможность заниматься вместе весёлым делом. Чтобы убедиться, что ребёнок справился с заданием, можно даже устроить соревнование на произнесение скороговорок быстро и без ошибок.
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам.
- Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
- Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
- Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
- Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
- Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
- Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Вам будет интересно также узнать:
Как подготовить ребёнка к школе
Как развить мелкую моторику у дошкольника
Что почитать о школьной жизни?
30 скороговорок для отработки «трудных» звуков
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
- Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
- Хвалю халву.
- У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.
- Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
- Рододендроны из дендрария даны родителями.
- Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
- Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Около кола колокола, около ворот коловорот.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
- На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
- На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
- «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
- Король-орёл.
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
- Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
- Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
- Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
- Однажды был случай в далёком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
- Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь.
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!
Источник
Дикция (лат. diktio — произнесение речи) — произношение слов, манера выговаривать слова. Она обусловлена активной артикуляцией согласных и гласных. Трудно добиться хорошей дикции в тех случаях, когда требуется говорить в более быстром темпе. Для хорошей дикции требуются целенаправленные тренировки. Чаще всего, для этой цели, используют скороговорки:
- Отработка звуков: б, в, г, п, к, д, т, ф, х
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
У елки иголки колки.
Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
Ткет ткач ткани на платки Тани.
Стоит копна с подприкопёночком.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
Все бобры для своих бобрят добры.
Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
На меду медовик, а мне не до медовика.
Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
Волховал волхв в хлеву с волхвами.
Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
И ждет на тракте трактор домкрат.
У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
От топота копыт пыль по полю летит.
- Отработка звуков: л, м, н, р
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Клара-краля кралась к ларю.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя.
О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
Жри во ржи, да не ржи во ржи.
Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины.
Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
А мне не до недомогания.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
Король-орел.
Либретто Риголетто.
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
Идти на рать, так бердыш брать.
Интервьюер интервента интервьюировал.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
На дороге с утра тарахтят трактора.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Отработка звуков: з, ж, с, ш, ч, щ, ц
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Осип охрип, а Архип осип.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
Четверть четверика гороха без червоточинки.
По семеро в сани уселися сами.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
Инцидент с интендантом.
Константин констатировал.
Прецедент с претендентом.
Свиристель свиристит свирелью.
Тщетно тщится щука ущемить леща.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
Источник
Почему так важно для развития дикции и речи у детей включать в логопедическую работу скороговорки? И зачем будущие звёзды кино разучивают их на мастер-классах по актёрскому мастерству.
Давайте попробуем подробно разобраться в этом вопросе.
Голос лидера. Какой он?
Задумывались ли вы, когда ни будь, о том, почему так случается, что некоторые люди говорят глупости, а все их слушают? А людей, говорящих умные вещи, иногда слушать невозможно. Потому что у человека существует инстинкт. Он хочет слышать ту речь, которая звучит чётко, ясно, с выразительной дикцией. Это голос лидера.
Чем правильнее вы говорите – тем больше вас слушают. Чем внимательнее и больше – тем выше ваша самооценка, и тем правильнее вы в дальнейшем начинаете говорить.
Возможно, вам будет интересно Подробная инструкция как женщине повысить самооценку и уверенность в себе
Многие специалисты, для развития дикции и речи у детей, используют в своей работе скороговорки.
В замечательной книге Е.В.Лаптевой «1000 русских скороговорок для развития речи», я нашла скороговорки, как для детей, так и для взрослых.
Каждый из нас знает, что такое скороговорка. Дети очень любят говорить за взрослыми разные забавные слова со звуками, которые повторяются. Из них можно складывать забавные и весёлые истории – например, про Грека, который ехал, через реку и цапнул Греку за руку рак. Огромная радость наполняет юного стихотворца, ведь у него получается сочинять не хуже, чем у взрослого. Да и папы и мамы в полном восторге от такого занятия.
Скороговорки для детей и взрослых
У осы не усы, не усищи, а усики.
Лёша неуклюжий
Шлёпнулся в лужу.
Порвал и промочил штанишки,
Набил на лбу большую шишку.
Звала по малину Марина Галину,
Галина Марину звала по калину.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Саньку – вбок,
Соньку в лоб, все в сугроб – хлоп!
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Скороговорки для взрослых
Несмотря на то что существуют специальные скороговорки и не для детского восприятия, у взрослых данный вид фонетического упражнения не столь популярен, как у детей. Очень забавно слушать взрослого человека, пытающегося произнести:
Я – вертикультяп.
Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
Или:
Стоит куль на холме, пойду на холм – куль поправлю.
Обычно, подобного рода скороговорки вызывают бурю позитивных эмоций. А уж заряд хорошего настроения после их прочтения, обеспечен точно.
Скороговорки нужны не только для развлечений, но и отличный способ улучшить произношение всех звуков. Студентам театральных вузов, людям, желающим улучшить свою дикцию, красоту и гармоничность речи в целом.
Скороговорка как эффективное фонетическое упражнение для улучшения произношения
При коррекции нарушений произносительной стороны речи и отработке правильного произношения фонетические упражнения совершенно необходимы. И здесь скороговорка окажет неоценимую помощь.
Упражнения для отработки фонетики незаменимы при коррекции произносительной стороны. Для этих целей скороговорки подходят как нельзя лучше.
/б/,/б’/
Пошли бобы по грибы, а грибы забрались на дубы, и остались бобы на бобах.
Добыл бобыль бобов.
Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку, /б/ /п/
Бабкин боб расцвёл в дождь,
Будет бабке боб в борщ.
Большой белый баран больно боднул бабушкиного больного барана Борьку.*
Бегемотику – ботинки,
Ботики – бурундучку.
Бобы у бабы как баобабы.
/б/ /л/
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела
Белой даже не была,
/л/ /л’/
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала,
Да не выболтала,
/л/ /м/
Камбала болтала без умолку о белых бакланах и больших баклажанах.
Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.
Бабушка Белова
Бегала бегом.
Белого барана
Била батогом.
Не долби, дылда, по болту кувалдой.
/бл/
Налогооблагаемая благодать.
Блондинка с благодарностью сгребла таблетки.
Яблоки – на яблоне,
Таблица – на табло.
/б/ /п/
Бык тупогуб, у быка губа тупа, /т/ /п/
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, /т/ /п/
У быка бела губа была тупа, /т/ /п/
Бублик в маковках в блюдце плюхнулся.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой!
Банкир получил банджо почтовой бандеролью.
Вот – бутон,
А вот – батон.
Вот – бидон,
А вот – питон.
Ну а вот – бетон.
В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползёт питон,
Молоко течёт в бидон,
А на стройке есть бетон.
Повтори и ты мне в тон! /т/, /н/
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку, /б/ /б’/
/б/ /р/
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Белые бараны били в барабаны.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
Все бобры для своих бобрят добры.
Борона боронила не боронованное поле.
Боронила борона по боронованному полю.
Баран‑буян залез в бурьян.
Бежит боровок, белокрыл, белоног, перерыл весь дворок.
Вырыл рылом боровок – ребро да полребра.
Вместо рубахи не носите брюк вы,
Вместо арбуза не просите брюквы,
Цифру всегда отличите от буквы,
А различите ли ясень и буквы? /р/ /р’/
Бобёр побрел в бар.
Кобра – в торбе,
А торба – в коробе.
Бородатый брадобрей бормотал бессмысленный бред.
/бр/
Банкир бросал банкноты из блокнота.
Банкрот, бурча, бранил банкира мота.
Бобёр побрёл в бор.
В бору бобра обобрали.
Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
Бобриха бобра побранила и побрила,
А бобрята бобра ободрили.
Обобранный, побритый и ободренный бобёр
Побрёл обратно в бор.
В бору бобёр и брат бобра
Работают без топора.
Бобёр и брат бобра добры:
Не рубят на бревно боры.
Брит Клим брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
Будь добр, добудь кобр.
Многообразие однообразия не хуже однообразия многообразия.
Бурые бодрые бобры благоразумно берут большие бревна.
У боярина‑бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра – лучше всякого добра.
По бревну бредут бобры.
Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
Брат продал брату паркет из граба.
/б/ /с/
Купила бабуся бусы Марусе.
На рынке споткнулась бабуся об гуся…
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Лиса босса боса и оса босса боса.
/в/, /в’/
Водовоз вёз воду из‑под водопровода.
Валин валенок провалился в прогалинок.
Подарили Валеньке варежки и валенки, /р/ /л/
Съел Валерик вареник,
А Валюшка – ватрушку.
Стоит воз овса, возле воза – овца, /з/ /с/
У воза овца, на возу пуд овса, /з/ /с/
Всплеск – всего лишь вспучивание воды.
Веселей, Савелий, сено пошевеливай, /й/
Валя на проталинке
промочила валенки.
Валенки у Валеньки
сохнут на завалинке.
/н/ /н’/
Удав Давыда Давидовича Давыдова
Давил, давил, да недовыдавил. /д/ /д’/
Я во двор вела вола, за рога вела вола.
А вол в огород меня завёл.
Вихрь взвил вихры Вити, /и/
Велика вилла Вилли.
/взв/
Зверским взвизгом взводный взвизгнул.
Взводный взвода в здании завода.
/в/ /р/
Варвара варенье доваривала,
Ворчала да приговаривала:
«Варись, варенье, варись!»
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Великовозрастный верзила резвился в реке.
Расчувствовавшаяся
Варвара расчувствовала
нерасчувствовавшегося Вавилу.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Проворонила ворона вороненка.
Отвори, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Отворяй, Варвара, ворота,
Коли не враг за воротами.
А врагу да недругу
От Варвариных ворот – поворот.
Врали про Варю, все переврали, /р/ /р’/
Нравы мавров варварские, /р/ /р’/
Отвори, Увар, ворота,
Дров несём невпроворот мы.
Ворон рвал во рву ревень,
Рвал проворно целый день.
Повар варит, варит
И приговаривает:
«Варю Вере,
Варю Варе,
Варю Валере И Варваре!»
/в/ /ф/
Наш Филат не бывает виноват.
В Уфе – кафе «Вафля».
Михаил играл в футбол,
Он забил в ворота гол. /л/ /л’/
Фаня в гостях у Вани,
У Вани в гостях Фаня.
/вр/ /фр/
Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.
Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
Фридрих не врал – прав Фридрих.
Фридрих не прав – врал Фридрих.
– Фристайл вреден!
– Вреден фристайл?
/г/, /г’/
Громкоголосые гавайцы готовили грибной гарнир.
Агния, Инга и Игнат – юнги.
Геннадий – в гавани,
А Евгений – в вагоне.
– Гена, гони гиену!
Гена – ни гугу.
Бабе‑яге магия не помогает.
/г/ /з/
Змей Горыныч, сгорбясь,
Взгромоздился на гору
И с громким грохотом
Грохнулся вниз.
В заборе – не гвозди́ки,
В заборе – гво́здики.
Гво́здики – в заборе,
А гвоздйки – в вазе.
/г/ /л/
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
На неё глазели глаза газели.
Лягу на углу луга.
У плуга на лугу Пелагея.
Пугало напугало иволгу на лугу в таволге.
/г/ /р/
Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в речке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
/р/ /р’/
Грозди рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят.
Гонец с галер сгорел.
Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.
Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.
Из‑за леса, из‑за гор
Едет к ним ещё Егор.
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей