Сколько вопросов задает ребенок в 3 года
Маленькие дети всегда испытывают интерес к окружающему миру. Только до года, например, это проявляется облизыванием предметов, ощупыванием различных фактур. А в три года, когда ребенок уже умеет разговаривать, пусть и не всегда складно и хорошо, малыш уже начинает проявлять интерес к окружающим предметам, задавая интересные вопросы.
Наверно, каждый родитель мечтает, чтобы малыш быстрее начал разговаривать, но когда ежедневные «зачем» и «почему» произносятся по сто раз в сутки, родителям становится не до радости – впору хвататься за голову.
Но в этом нет ничего удивительного. Просто у ребенка наступил новый этап в развитии. Возраст почемучек – это примерно с трех лет до пяти.
Вопросы
Сначала родители очень радуются, что их малыш начал задавать вопросы. Стараются отвечать, удовлетворяя интерес ребенка. Но со временем, услышав один и тот же вопрос в сотый раз, начинают раздражаться. Однако родителям стоит понять, что малыш должен получить ответ на свой вопрос независимо от того, сколько раз он его задал.
Да, часто бывает, что малыш, получив ответ, через час снова приходит с тем же вопросом. Не сердитесь, просто ребенку необходимо знать, что все осталось неизменным. Ребенок трех лет только познает окружающий мир, слишком многое для него пока загадочно и непонятно. Поэтому маленькие дети очень дорожать теми небольшими частичками знаний, которые они смогли освоить. Малыш задает вопрос снова и снова, чтобы убедиться: да, я все понял правильно, и этот кусочек мира я уже знаю.
Ответы
От того как именно вы будете отвечать ребенку на его вопросы, будет в какой-то степени зависеть формирование личности крохи. Поэтому не недооценивайте важность вашего ответа. Ведь для ребенка вы авторитет и, отвечая на вопросы, вы показываете малышу, что вы его внимательно слушаете. Ведь вопросы, которые задает ребенок, для него самого считаются самыми важными.
Анекдот в тему:
Маленький сын спрашивает у папы:
— Пап, а почему трава зеленая?
— А фиг её знает.
— Пап, а почему зимой снег идет?
— А фиг его знает.
— Пап, а почему звезды только ночью видно?
— А фиг их знает.
— Пап, я, наверное, надоел тебе со своими вопросами?
— Да нет, сынок, ты спрашивай. Кто ж тебе, все объяснит, кроме папки-то?
Если у вашего ребенка начался возраст почемучек, то помните, что ответы должны быть с учетом возраста крохи. Если ребенку три года, то не надо на простой вопрос отвечать заумными терминами. Ответы всегда должны быть короткими, лаконичными и понятными ребенку.
Когда малыш задает вам вопрос, постарайтесь обратить на него внимание, сесть рядом и спокойно объяснить свой ответ. Не говорите между делом, выполняя какое-то поручение шефа. Важно, чтобы ребенок осознавал, что на его вопросы родители реагируют.
Старайтесь вовлекать малыша в такую игру. Когда он задает вопрос, предложите ему самому подумать и ответить на него. Если ребенок затрудняется, то не ругайте его, а просто ответьте сами. А со временем малыш уже сможет участвовать в таких дискуссиях.
Когда кроха спрашивает «почему нельзя?», недопустимо отмахиваться, отвечая, например, «потому что», «так надо». Вы должны объяснить ребенку свою позицию, иначе он не поймет. Малыш должен убедиться в том, что этого делать действительно нельзя, и к чему это приведет.
Почемучки – это хорошо или плохо?
Многие родители иногда сердятся, что дети задают так много вопросов, но ведь надо радоваться. Потому что это говорит о том, что ребенок развивается нормально.
Если же такой этап, начиная с трех до пяти лет, малыш пропускает, то стоит задуматься над причиной. Специалисты-психологи считают, что причин как минимум три: задержка развития речи, эмоциональные проблемы, отставание в когнитивном развитии.
Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы родителям. И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Тем самым вы сможете показать малышу, что вы его любите, слушаете и считаете его вопросы важными.
Помните, что возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителей.
Евгения Хоновец специально для сайта Ребенок 3 лет
Источник
У каждого ребёнка наступает возрастной период почемучки (обычно в 3–4 года).
У каждого ребёнка наступает возрастной период почемучки (обычно в 3–4 года).
Вы должны заранее подготовиться к ответам на все вопросы, ведь они порою ой как нелегки! Давайте разберёмся, как правильно это делать.
Дай ручку, почемучка!
Возраст почемучки — особый период, когда в непрерывный процесс познания окружающей действительности вовлечён не только ребёнок, но и его родители.
Лихорадочные воспоминания, перебирание в памяти своего жизненного опыта и знаний, их адаптация соответственно потребностям и возрасту ребёнка и «весёленький» ответ на выходе… В таком бешеном ритме живут все родители маленьких почемучек. Очень насыщенная событиями и увлекательная жизнь, нужно заметить.
Вы из их числа? Тогда вам потребуется помощь. Согласитесь, иногда кажется, что уже просто нереально выдержать такой темп! Хотя порой возможности отдельных родителей потрясают.
Им приходится развиваться и совершенствоваться ежедневно, чтобы соответствовать требованиям маленького человечка, который желает знать всё на свете. На самом деле в этом процессе очень много положительных моментов: вы держите свои умственные способности в тонусе, а дитя учится и удовлетворяет ненасытную жажду знаний.
А результатом являются ваши прочные взаимоотношения с ребёнком и уважительное отношение друг к другу в будущем.
Для чего нужны вопросы?
Одни дети, узнав ответ на очередной вопрос, уходят в себя, чтобы подумать и осмыслить, затем, возможно, опровергнуть или сформулировать ряд новых вопросов. Другие следом забрасывают родителей целыми пригоршнями разнообразных «как?», «почему?» и «зачем?», не успев выслушать и прерывая на полуслове, что, естественно, не может не раздражать.
От того, что вы отвечаете крохе, зависят его дальнейшие вопросы. Кроме того, это влияет на такие базовые понятия, как уверенность в вашей любви, самоуважение. Игнорировать, насмехаться над детскими формулировками, отмахиваться при помощи заумных терминов — означает лишать жизнь собственного ребёнка ценности. Ведь этот период не только чрезвычайно интересный, но и суперважный для воспитания и развития малютки.
Как отвечать правильно?
Правильно отвечать на детские вопросы — это тоже искусство. Впрочем, освоить его не так сложно, если приложить к этому своё желание, терпение и знания.
Первая задача, стоящая перед родителями, остановиться, задуматься, почувствовать «историческое значение момента». Если у вас на носу сдача годового отчёта, подписание договора с иностранными партнёрами, грядущее повышение — это не освобождает вас от ответственности за качество и взвешенность ответов, предлагаемых ребёнку.
Учитывайте возрастные особенности малыша. Если он задал вопрос об упавшем яблоке, совершенно не нужно упоминать в ответе имя Ньютона и формулировать законы процессов гравитации. Но о том, что наша земля притягивает к себе все предметы, вы можете рассказать.
Отвечайте образно, коротко: «Наша планета, как огромный магнит, притягивает всё, что находится на ней. Иначе бы и мы, и деревья, и дома улетели в космос».
Позволяйте малышу самому искать ответы
«Какой интересный вопрос! А что ты сам думаешь об этом?» Вы удивитесь не только фантазии ребёнка, но и его удивительной способности интуитивно познавать тайны мироздания.
Пока он размышляет, вы можете аккуратно подталкивать его к верным выводам, а если малышу удастся по ходу открыть новый закон, смело кричите «эврика!» И никогда не заканчивайте вашу беседу словами: «Ты, конечно, придумал интересную версию, а теперь я расскажу, как есть на самом деле».
Согласитесь, ведь все наши знания — относительны. На сегодняшний день это так, но что может быть завтра? Сколько можно привести примеров, когда самые фантастические теории становились истиной. Попытайтесь объяснить это маленькому мыслителю.
Не оставляйте ни один вопрос без ответа
Если вы категорически не располагаете временем, пообещайте ответить позже, но обязательно укажите, когда именно. «Сегодня вечером я приду с работы и обязательно всё тебе расскажу». Но главный поток любопытства, не терпящий отлагательств, лучше удовлетворить по горячим следам. Иначе малыш забудет, о чём спрашивал или его интерес притупится.
Кого можно взять в помощники?
Как правило, огромная лавина вопросов обрушивается только на маму. Несправедливо, что папе остаются одни крошки. Ведь во многих вопросах именно он — большой дока.
Также позаботьтесь о дополнительных средствах информации: детские энциклопедии с картинками, познавательные компьютерные игры, электронные печатные издания. Это пригодится в будущем, когда ребёнок пойдёт в школу и поможет научить его искать нужную информацию самостоятельно. Передачи канала Discovery, справочная литература для детей, развивающие кружки — очень информативные источники знаний.
В поисках истины ребёнку помогут и наглядные пособия или практические навыки. Иногда легче показать, чем объяснить, какой лист бумаги упадёт быстрее — ровный или скомканный. Точно также и на вопрос, почему машина рычит, легче всего ответить, просто подняв её капот. При вашем грамотном подходе весь окружающий мир может стать для ребёнка учебным пособием.
А что ещё?
А ещё — каждому малышу жизненно необходима ваша поддержка, похвала, любовь. И получить это всё он может через непосредственное и обязательно положительное общение с вами. Если вы не выказываете к вопросам ребёнка должного уважения, он разочаровывается и теряет надежду заслужить его в будущем.
А уже дальше возможны всякие неприятные сценарии. Малыш уходит в себя, замыкается, избегает вас, считая себя недостойным вашего внимания. Или становится чрезмерно капризным и требовательным, задавая кучу бессмысленных вопросов только ради того, чтобы убедиться, что вы всё ещё его слышите.
Ваше раздражение тоже может быть следствием этого. Поэтому будьте осторожны! Даже если вы отмахнулись от малыша пару раз — подойдите и извинитесь. Похвалите его за любознательность. Научите формулировать вопросы правильно. Например, почемучкой станут папа или мама, а ребёнок — грамотным экспертом.
Допускаются шуточные вопросы и ответы. Записывайте их в тетрадку и сохраняйте для истории. Когда малыш вырастет, будете перечитывать их всей семьёй!
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
Внимательные родители и детские врачи чутко следят за физическим развитием ребёнка. Существуют определенные этапы развития моторики, которые зафиксированы в специальных таблицах и литературе: когда малыш должен сам переворачиваться, в каком возрасте он должен вставать на ножки и учиться ходить, когда начинается активная социальная адаптация малыша, и он начинает общаться с окружающими. Однако, когда речь заходит о развитии общего интеллекта, многие родители заходят в тупик. И действительно, как определить, что норма, а что нет у малыша до пяти лет, если все дети такие разные: одни уже в два года читают наизусть стихи, а другие в три года не могут самостоятельно собрать простой пазл?
Ориентируемся на вопросы
Специалисты по детскому развитию утверждают, что существует определенная зависимость между возрастом ребенка и теми вопросами, которые он может и должен задавать. Именно по этим вопросам и становится возможным определение общего интеллектуального развития малыша.
Методика определения этапов развития ребенка по его вопросам оказывается намного точнее, чем такое же определение по его навыкам и умениям, поскольку последние чаще всего являются результатом инициативы родителей, которые стараются всячески развивать малыша. А вот вопросы, которые формулирует маленький человечек, вызываются лишь активностью его головного мозга. Получая ответы на свои вопросы, малыш получает именно ту информацию, которая ему нужна, тем самым подталкивая процесс своего развития в нужную сторону.
Многие родители уверены, что их чадо задает такое огромное количество вопросов, что подвергнуть их хоть какой-либо классификации оказывается неосуществимой задачей. Однако групп, на которые делятся детские вопросы, на самом деле существует не так уж и много, и все они обычно задаются малышами в определенной последовательности, по которой становится возможным определение умственного развития ребенка.
Вопросы «кто?» и «что?»
К концу первого года жизни или в самом начале второго малыша начинают интересовать вопросы: «Кто это?» и «Что это?». При этом тот факт, что дети такого возраста даже не умеют разговаривать, на умственное развитие никак не влияют. Кроха может показывать пальчиком на определенного человека, животное или вещь и удивленно приподнимать бровки. Иногда это сопровождается соответствующей вопросительной интонацией. Внимательные родители без слов понимают, что кроха хочет задать вопрос и тут же на него отвечают. Часто малыши повторяют такой вопрос, показывая на те предметы, о которых взрослые уже все им рассказали, однако не стоит расценивать это как непонимание или каприз. Вопросы такого рода способствуют увеличению словарного запаса малыша, а повторение закрепляет полученную информацию.
Вопросы «где?» и «когда?»
Подобные вопросы могут появиться в лексиконе малыша как одновременно, так и сразу друг за другом. Происходит это обычно в период с полутора до двух с половиной лет. Сначала дети начинают интересоваться членами семьи и домашними животными: «когда придет мама?», «где Мурка?», «когда мы пойдем в парк?» и так далее. Это связано с тем, что малыши сразу же обращают внимание на то, что именно живые существа постоянно передвигаются в пространстве и куда-то исчезают. Не стоит пугаться, если малыш путается в формулировке вопросов и иногда выдает что-то вроде «где дедушка ушел?». Это совершенно нормальное явление, и очень скоро кроха научится использовать правильные слова.
Вопрос «как?»
На третьем году жизни, чаще в самом его начале или середине, у малыша на первый план выходит вопрос «как?», иногда в форме «как сделать?». Ежедневно вы слышите от ребенка огромное количество вопросов из разряда: «как залезть на стул?», «как поймать птичку?», «как починить игрушку?», «как надеть шляпу?», «как нарисовать солнышко?», но и предыдущие вопросы не исчезают из лексикона маленького человечка. Однако у детей с активным развитием именно вопрос «как?» выходит на передний план. Часто малыши такого возраста начинают интересоваться, как устроена та или иная вещь, поэтому разбирают игрушки, ломают кукол, разрывают книги по страничкам.
Вопросы «зачем?» и «почему?»
Эти вопросы занимают ум крохи начиная с четвертого года жизни. Несмотря на то, что многие родители ещё до этого рассказывают своим малышам о том, как все устроено, по-настоящему воспринимать получаемую информацию дети могут лишь тогда, когда сами начинают задавать подобные вопросы. И тут главное для родителей – подробно объяснять и рассказывать о том, что интересует ребенка.
Что делать, если малыш не задает вопросов
Что же делать, если ребенок не задает вопросов, которые присущи детям его возраста? Ведь невозможно заставить малыша задать вопрос, да и определенных тренировок для развития таких навыков попросту не существует. Можно попробовать задавать вопросы и отвечать на них вместо него.
К примеру, гуляя в парке, покажите малышу утку, плавающую в пруду и задайте вопрос «кто это?», после чего сами же на него ответьте – «это утка». По аналогии задавайте другие вопросы: «где бабушка?» — «бабушка ушла в магазин»; «почему плачет Костя?» — «потому что у него сломалась машинка»; «почему нужно одевать шапку?» — «потому что на улице холодно» и так далее.
Поскольку дети склонны имитировать поведение взрослых, существует большая вероятность того, что малыш будет не только слушать вас и копировать, но и сам научится задавать вопросы. Сначала это может быть чисто механическим действием, однако постепенно подключатся соответствующие структуры его головного мозга, и кроха будет задавать вопросы уже осознанно, желая получить необходимую ему информацию.
Виктория Грицук
Источник
3 года ребенку: развитие и поведение
Трехлетние дети активно развиваются и физически, и эмоционально, и психически. Они очень многому уже научились, если сравнить с умениями в годик или два. Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и к как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка. Многих родителей интересует вопрос, что должен уметь ребенок в 3 года? Безусловно, дети очень разные и их способности тоже несколько отличаются. В первую очередь, эти отличия обусловлены стараниями самих родителей. Сколько времени мы им уделяли и, что именно постарались привить? Но определенный список навыков и умений для этого возраста все, же существует.
Трехлетний малыш — мастер на все руки. Он умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, пить и есть, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Умело строит башню из кубиков, складывает мозаику, копает лопаткой песок, может рисовать круги, линии и примитивного человечка, распознает геометрические фигуры, цвета, названия животных, транспорта и еще делает много других полезных и важных дел в жизни.
Особенности возраста
• Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
• Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
• Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
• Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
• Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.
В развитии трехлетнего ребенка большую роль играет среда, образование и воспитание, нежели наследственность. Поэтому первостепенная педагогическая задача родителей — создавать благоприятные условия для формирования полноценной и здоровой личности. Три года — кризисный возраст, с капризами и негативизмом. Это сложный период в жизни малыша и его родителей.Важно осознавать: в большинстве случаев поведение малыша зависит от установок и эмоционального состояния взрослых.
Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:
• Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
• Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
• Длительно слушать сказки.
• Задавать много вопросов.
• Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
• Рассказывать знакомую сказку по картинке.
• Разучивать стихи и песни.
• Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
• Показывать части тела и знать их назначение.
• Называть себя «я».
• Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
• Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
• Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
• Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
• Считать до трех.
• Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
• Собирать игрушки из 4-6 деталей.
• Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
• Рисовать по своему замыслу.
• Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
• Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
• Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
• Использовать носовой платок.
• Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.
Дети в 2-3 года быстро устают, они отвлекаются, долго не могут сосредотачиваться на одном предмете, поэтому занятия должны быть короткими со сменой деятельности. Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. На третьем году жизни его игры становятся более интересными и насыщенными. И если в предыдущем возрастном периоде кроха играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы.
Словесно выраженная цель начинает предвосхищать действия ребенка: «Сейчас построю башню», — говорит он и начинает выполнять задуманное.
Внимание становится более устойчивым. Малыш при участии взрослых может заниматься одним делом в течение 15-20 минут. Главное, чтобы это занятие нравилось ему. Потому что пока ваш кроха может заниматься только тем, что ему интересно.
Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:
• Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.
• Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.
• Не требуйте от ребенкажелаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.
• Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.
• Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.
Существует множество интересных занятий, которые вы можете проводить дома с пользой для ребёнка.
Развиваем воображение
Что можно сделать с ватными шариками?
Слепить из нескольких маленьких шариков один большой шар.
Пересчитывать их.
Удерживать их на разных частях тела – голове, на плече или на носу.
Ходить, зажав шарики между пальцами ног.
Положив их на стол, стараться их сдуть.
Изучаем цвета
Выберите любой цвет, например красный, и сложите в емкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать вам ту или иную вещь.Например: «Дай мне, пожалуйста, красный мячик».
Если ребенок протягивает вам красную машинку,скажите: «Спасибо большое за красную машинку, давай поищем красный мячик. А вот и он».
Когда ребенок научиться распознавать один цвет, то положите в емкость предметы двух цветов. И продолжайте играть. Эта игра позволяет малышу научиться распознавать цвета.
Учим распознавать звуки.
Помогите малышу научиться распознавать звуки, которые его окружают. Прислушайтесь как тикают часы, попытайтесь им подражать. Ходите по квартире и прислушивайтесь к различным звукам. Сами можете стать их источником – открывайте, закрывайте двери, стучите друг об друга деревянными ложками, наливайте в стакан воду. Поиграйте с ребенком в игру: «Какой звук сейчас слышишь?».
На третьем году жизни любимыми играми детей становятся сюжетно-ролевые игры. Ребенок уже воспроизводит не отдельные действия, как раньше (кормил куклу, укладывал её спать,а связывает их в единую сюжетную линию и объединяет игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой, готовит ей еду, ходит с ней гулять и т. д.
Ребенок копирует поведение взрослых, перевоплощаясь то в маму (готовит обед, то в папу (чинит машину, в воспитательницу, доктора (ставит градусник, шофера (ведёт машину, продавца (продает товары, повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Родители, наблюдая за игрой ребенка, иной раз могут увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания).
Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Развитие ребенка 3 лет невозможно представить без двигательной активности. Подвижные игры в этом возрасте должны быть понятными, с каким-то незатейливым сюжетом, перевоплощением в животных, птиц, сказочных героев. Подвижные игры дают не только хорошую физическую подготовку, но также учат ребенка логически мыслить, анализировать ситуации, фантазировать. Командный дух в этом возрасте дети еще не осознают, но уже способны взаимодействовать со сверстниками.Для организации подвижных игр можно использовать спортинвентарь: мячи, скакалки, обручи, кегли, веревки, шесты и т. д. Активные игры можно проводить в помещении и на свежем воздухе.
Что такое «кризис трехлетки»?
Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.
Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.
Основными признаками «кризиса 3 лет»являются:
1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.
Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.
Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет
Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.
Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей,родителям можно посоветовать следующее:
• Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
• Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
• Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
• Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
• Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
• Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
• Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.
Источник