Сколько слов знает ребенок в 1 год
Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.
Как развивается речь ребенка до года
Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.
До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».
Возможные нарушения
В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:
- Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
- Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
- Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
- Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
- Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
- Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
- Задержка речевого развития.
- Общее недоразвитие речи.
Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.
Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:
- к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
- отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
- кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
- детский лепет остается до 2 лет;
- малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.
Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.
Как развивать речь ребенка в 1 годик
В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.
Игры для развития речи
В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.
- Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
- Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
- Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».
− «Как говорит коза?»
− «Бе-бе».
− «Как говорит лягушка?»
− «Ква-ква».
Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.
Советы логопеда
Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:
- Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
- Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
- Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
- Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
- Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
- Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
- Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.
Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.
Источник
04.08.2015,
Нормы развития речи, Статьи
Поезд «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.
Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»). С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».
Что же должен говорить ребенок в 1 год?
Кто придумал нормы речевого развития? И как понять соответствует ли развитие речи ребенка этим нормам?
Нормы развития определены на основе масштабных исследований большого количества детей разных возрастов. Принятые в отечественной практике нормы оценки развития, разработанные Э.Л. Фрухт (скачать таблицу норм) предполагают, что в 12 месяцев ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам. При этом он:
- понимает названия нескольких предметов, действий, имена, выполняет отдельные просьбы (“найди, принеси, дай маме, положи тут”);
- понимает слово “нельзя”;
- по просьбе выполняет игровые действия («покачай куклу», «кати машинку»)
Речь значительного числа современных российских детей не соответствует таким «завышенным» требованиям по различным причинам. В этом возрасте наиболее значимыми могут быть медицинские факторы, действовавшие как в период беременности (интоксикации, гипоксия плода), так и в родовой и послеродовой период (стремительные/затяжные роды, неврологические проблемы).
Затруднять формирование речи могут, в том числе нарушения слуха. Если у Вас есть подозрения на снижение слуха – обратитесь к специалисту незамедлительно.
Причинами задержек речевого развития и возникновения речевых нарушений могут быть не только медицинские, но и социальные и психологические факторы: скупая речевая среда, двуязычие в семье, нарушение эмоционального контакта с матерью, разлука с ней.
В последние годы часто используются зарубежные диагностические методики, которые более «лояльны». Так, согласно им, только к 15 – 18 месяцам ребенок может научиться произносить от 4 до 6 слов. К сожалению, такие методики, могут затруднить раннее выявление нарушений в развитии ребенка.
Как адекватно оценить развитие речи ребенка в 1 год?
Думается, у Вас нет поводов для беспокойства, если малыш:
- понимает обращенную речь в объеме возрастных требований;
- свободно использует доречевые формы общения – мимику, жесты; активен в контакте;
- произносит первые слова – обозначения («ав-ав», «кис – кис»).
Как развивать речь ребенка в 1 год?
В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.
- Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
- Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
- Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
- Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
- Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
- ”Озвучивайте” действия и называйте окружающие предметы.
- Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
- Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
- Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта : «Да, это собака, «ав-ав».
- Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
- Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
- Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
- Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.
Неиссякаемая энергия Вашего ребенка поможет двигаться скоростному поезду «Развитие» вперед и вперед. Теперь в его составе уникальный вагончик – речь – средство общения и мышления. Счастливого пути!
Источник
Дети растут очень быстро, только успевай покупать новую одежду да обувь. Первый день рождения – это не только важный праздник для семьи, но и время проверки способностей и навыков. Что должен знать ребенок в первый год своей жизни и чему учить ребенка в 1 год?
…
Физическое развитие в год
Физическое развитие крайне важно, и это то, на что родители обращают внимание в первую очередь. Любое отклонение от нормы веса или роста вызывает волнение и тревогу, поэтому родители тщательно сравнивают имеющиеся показатели с врачебными таблицами. Как выглядит ребенок в этот период? Дети физически развиваются по-разному, но специалисты выделили усредненные показатели, которых они достигают к 12 месяцам. Лучше всего это выразить таблицей.
Познавательно! Советы Комаровского: как отучить ребенка от рук
Показатели | Усредненное | Мальчики | Девочки |
Масса | 8,9 – 9,6 кг | 7,7 – 12 кг | 7 – 11 кг |
Рост | 74-75,7 см | 71 – 80 см | 68 – 79 см |
Окружность головы | 44,9-46,1 см | 43 – 48 см | 42 – 47 см |
Окружность груди | 48,3 — 48,7 см | 46 – 52 см | 46 – 51 см |
Отклонения от представленных норм может быть в пару килограмм и до 5-10 см. При этом дети должны быть активными, не испытывать боли при передвижении, иметь прямые ножки и шею. Если же есть какие-то видимые проблемы с телосложением, или заметны боли при передвижении – необходимо срочно обратиться к педиатру.
Важно знать! Дети, которые рано начали вставать и ходить, обычно в дальнейшим отличаются быстрым развитием.
Это время ознаменовывается первыми самостоятельными шагами, у некоторых детей они могут быть даже без предварительного ползания.
Кроме того, физическое развитие ребенка в год подразумевает умение:
- стоять, держась за что-то;
- самостоятельно сидеть;
- вставать без чьей-то помощи из любого положения;
- ходить вдоль опоры или с поддержкой;
- бегать (лишь некоторые детки это могут);
- подниматься-спускаться по лестнице с поддержкой;
- ползать;
- забираться на мебель;
- спускаться с кроватей и диванов.
До года дети набирают массу, которая в три раза превышает вес при рождении. После достижения года вес и рост замедляется. В среднем у них вырастает 8-10 зубов, но бывают и дети, у которых к этому времени вылезает лишь 2-3 зуба. Отклонением считаются только те случаи, когда в 12 месяцев совсем нет зубов. Стопы же в это время еще без изгиба, но по мере регулярной ходьбы на них начинается проявляться свод.
Умения и навыки ребенка в 1 год
Что должен уметь ребенок в один год? С полугода и до 2-3 лет крохи активно познают мир. Именно в год уже можно активно покупать конструкторы и игрушки, которые развивают мелкую моторику. Кроме этого, можно читать вместе книги, смотреть познавательные мультфильмы и заниматься прочими интересными занятиями. Они сами интересуются содержимым шкафов, ящиков и сумок, разбирают игрушки и рассматривают книжки.
Эмоциональные навыки
Помимо физического развития, важно следить за психологическим и эмоциональным здоровьем крохи. Он должен уметь улыбаться, реагировать эмоционально на события вокруг, уметь выражать свои эмоции. Ребенок в 1 год должен уметь:
- радоваться веселым событиям вокруг;
- проявлять эмоции по отношению к игрушкам: любить какие-то, какие-то отбрасывать, некоторых бояться;
- узнавать близких и реагировать на их приход-уход;
- находить родных на фото, и показывать пальчиком на вопросы о них;
- пугаться незнакомых и стесняться их;
- рассматривать книжки, листать их, с увлечением искать на страничках знакомых персонажей;
- танцевать под музыку;
- повторять движения за взрослыми (говорить по телефону, ругать кого-то);
- подвергаться смене настроения;
- реагировать на запреты (мимикой, криком, писком);
- играться с зеркалом, корчить рожицы, смеяться.
Прослеживая взросление, можно замечать все новые эмоции, которые у крохи появляются. Как он по-разному реагирует на незнакомых людей – пугается их, старается спрятаться за родителей, стесняется, как узнает знакомых, как у него меняется настроение. Кроха начинает уже хитрить, проверяет родителей на «прочность», он продумывает свои действия, стремиться всеми средствами достичь своей цели.
Что должен говорить
Малыш уже активно издает звуки, отдельные слоги, у него появляются слова для определения мамы и папы, себя и знакомых предметов. Говорить ребенок в 1 год может и не начать.
Но он уже обязательно понимает слова и речь, которая обращена к нему, различает интонацию.
От 2 до 10-15 слов – это сколько слов должен знать малыш в это время.
Не следует волноваться, если кроха не говорит вообще, главное, чтобы он понимал речь, обращенную к нему.
Если этого не происходит, вот тут следует обратиться к специалисту.
Навыки речи могут проявляться в умении:
- отвечать отдельными слогами или звуками на вопрос «кто это?»;
- знает свое имя и отзывается на него;
- пытается говорить «мама» и «папа»;
- старается говорить и повторяет звуки за людьми и животными;
- понимает значение слов «можно» и «нельзя».
Речь развивается быстрее, если постоянно говорить при крохе. Он набирает таким образом словарный запас, а это считается пассивным говорением. Развивать ребенка в год словесно просто: необходимо постоянно разговаривать с ним, проговаривать слова четко, издавать отдельные слоги побуждая его повторять их.
Что должен делать
Конечно, по сравнению с периодом ползания, намечается существенный прогресс – по мере познания окружающего мира все увереннее становятся передвижения по квартире, и к годику уже кроха может:
- складывать пирамидки и кубики;
- снимать крышки, складывать предметы в кастрюли и коробки, играть с посудой;
- может проталкивать мелкие предметы в дырочки;
- кормит и одевает игрушки;
- может брать мелкие предметы пальчиками;
- играет с мячом, может толкать коляску;
- открывает шкафы, достает и складывает предметы;
- подражает взрослым;
- начинает тактильно проявлять чувства (обнимает, целует, толкает);
- перелистывает самостоятельно странички;
- понимает и выполняет простые просьбы (дай, покажи, где это лежит?);
- может танцевать под музыку, подпевает песням;
- хлопает в ладоши;
- играет в «ку-ку».
Это лишь краткий перечень всех умений, которыми могут обладать малыши в этом возрасте. Всего этого может и не делать малыш, тут нет никаких стандартов, так что переживать не стоит, если сын не хочет складывать кубики. Главное, чтобы он находился в спокойной атмосфере, рос в любви, а все навыки будут постепенно появляться.
Как правильно развивать
Кроха развивается самостоятельно довольно неплохо. Родители часто удивляются откуда их малыш знает то или это, если его никто не учил этому.
Но тем не менее маме и папе следует постоянно заниматься с отпрыском в игровом формате.
Не стоит его пытаться научить алфавиту или математике, начать необходимо с мелкой моторики, простых действий с мелкими предметами, различению цветов и форм.
Изначально, следует сделать упор на физические способности. Развивать ходьбу, прыжки, лазание. Делать это можно различными способами:
- поддерживая за руки, давать возможность ходить и прыгать;
- давать ребенку в 1 год ходить босиком по траве и песку;
- мотивировать его залезать на кровать или диван, а затем слезать (с помощью игрушек);
- играя, проползти под столом или стулом;
- играть с большими коробками, пусть малыш залезает туда и вылезает;
- учиться перешагивать через предметы, разложенные на полу;
- бросать мяч и ловить мяч.
Обратите внимание! Помогает физическому развитию и активные прогулки на детских площадках.
Уже в таком возрасте можно приучать кроху лазить по шведским стенкам, залезать на горку, конечно помогая ему. А вот развитие мелкой моторики требует специальных средств. Чтобы развить моторику необходимо:
- Рисовать красками и карандашами, вначале придерживая, а затем позволяя делать это самостоятельно.
- Заниматься лепкой из пластилина, соленого теста и полимерной глины. Причём не только лепить фигурки, но и выткать в них палочки и пуговицы.
- Клеить фигурки из бумаги, а также играть с наклейками. Сегодня продаются книжки с наклейками-животными, это позволяет не только развивать движения, но и учить животный мир.
- Играть с веревочками: складывать шнурки, наматывать нитки на клубок.
- Играть с кухонными мисками: переливать воду ложками, сортировать фасоль, пересыпать песок через сито.
- Играть с мелкими предметами: откручивать крышки, собирать спички, бросать спички в банку, наполнять миски рассыпанной фасолью, играть с сортером.
- Отлеплять липучки, застегивать пуговицы, учиться закрывать молнию, вешать прищепки на веревку.
- Складывать пирамидки, и строить башни из кубиков.
Чему учить ребенка в 1 год определять необходимо родителям, ведь только они уже знают, что умеют их дети и на что следует обратить особое внимание.
Кроме мелкой моторики и ходьбы, следует:
- Стимулировать крупную моторику, играя большими машинками, мячиками и крупными игрушками.
- Постоянно разговаривать, читать вместе стихи и песенки. Называть цвета, формы и предметы громко, чтобы малыш мог запоминать.
- Позволять играть самостоятельно, изучая предметы вокруг.
- Играя, разыгрывать сценки, различные сюжеты с помощью игрушек.
- Играть в ванной со специальными игрушками, принадлежностями для песка.
- Слушать вместе музыку и танцевать.
- Играть в песочницах с лопатками и грабельками. Строить пасочки.
- Водить маленького на площадки, где он может поиграть с другими детками, развивая свои социальные навыки.
- Читать вместе книги и смотреть фотографии, называя персонажи по именам.
Развитие детей происходит очень естественным путем. Они повторяют все за взрослыми и учатся кушать, пить, ходить и прочему играючи. Сегодня масса развивающих книжек и игрушек, которые помогают детям осваивать новые задания, получать новые навыки. Что нужно малышу в 1 год? Лишь внимание и любовь родителей.
Полезное видео: что должен уметь ребенок в 1 год
Источник