Сколько слов говорить ребенок в 1 год 3 месяца
Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.
Как развивается речь ребенка до года
Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.
До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».
Возможные нарушения
В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:
- Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
- Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
- Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
- Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
- Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
- Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
- Задержка речевого развития.
- Общее недоразвитие речи.
Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.
Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:
- к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
- отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
- кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
- детский лепет остается до 2 лет;
- малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.
Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.
Как развивать речь ребенка в 1 годик
В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.
Игры для развития речи
В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.
- Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
- Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
- Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».
− «Как говорит коза?»
− «Бе-бе».
− «Как говорит лягушка?»
− «Ква-ква».
Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.
Советы логопеда
Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:
- Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
- Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
- Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
- Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
- Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
- Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
- Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.
Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.
Источник
Забыла что?
1
Забыла что?
05 октября 2018 в 00:38
Начал говорит в полтора года, в 2,2 уже предложениями
Надувная пыль
2
Надувная пыль
05 октября 2018 в 00:41
3
Чупокабра
05 октября 2018 в 00:44
Девушка, 80%детей (нормальных,здоровых)в этом возрасте ни говорят ни одного слова!
фрау Гитта
4
фрау Гитта
05 октября 2018 в 00:48
Осознанных только да-да (это дай), и на-на (это тоже дай :)) ну и ’мама’. Но она не обращается ко мне конкретно, а просто бегает и говорит ма-ма-ма-ма.
Справедливости ради нужно сказать, что старший сын в этом же возрасте говорил чуть больше. Например, ’туда’ и показывал на дверь. Конфету называл своим словом))
Но я не переживаю))) я логопед. Думаю, у младшей все в норме. Главное, чтобы ребенок понимал обращенную речь.
Госпожа_тамагочи
5
Госпожа_тамагочи
05 октября 2018 в 00:49
Мой рано начал говорить. В 1,2 предложениями. Но пошел поздно, сам тоже в 1,2. У подруги молчал до 4 лет. Потом сразу все стал говорить
Аноним_1506
6
Аноним_1506
05 октября 2018 в 00:55
1,4 — только начал говорить ма-ма, но не на меня, а так в воздух. До этого также па-па и ба-ба.
Всё.
Тетя из министерства
7
Тетя из министерства
05 октября 2018 в 01:01
фрау Гитта
8
фрау Гитта
05 октября 2018 в 01:04
Ответ для Аноним_1506
Цитата:
1,4 — только начал говорить ма-ма, но не на меня, а так в воздух. До этого также па-па и ба-ба.Всё.
У нас наоборот) па-па никак не скажет, а папа ждет))) зато ма-ма уже месяц точно говорит)))
Аноним_1506
9
Аноним_1506
05 октября 2018 в 01:05
Ответ для фрау Гитта
Цитата:
У нас наоборот) па-па никак не скажет, а папа ждет))) зато ма-ма уже месяц точно говорит)))
Я ему говорила : -Скажи ма-ма!
А он: -Па -па
Но вот и я дождалась)))
Морская свинка
10
Морская свинка
05 октября 2018 в 01:09
в 1.3 молодший вже словосполучення говорив,знав назви більшості предметів навколо в 1.6 говорив реченнями. а от старший в такому віці майже нічого не говорив…кожна дитина має власні фізіологічні особливості.
После 18
11
После 18
05 октября 2018 в 01:10
В 8месяцев: Мама, папа, баба, сися (хочет молока), ням ням ( хочет человеческой еды), ситя( кошка), ава (собака), тятя(сестра) , дидь,
Сейчас 1.1 все так же, только качественней
Принцепесочка
12
Принцепесочка
05 октября 2018 в 01:13
Мой заговорил в три года. Именно заговорил. Предложениями, отвечал на вопросы, можно вести диалог. Меня всегда умиляли мамаши, которые считают что их дите уже говорит в год. Мой тоже говорил ав ав, бррр, мама, баба, пипи. Это разве речь? Речь это когда ребенка понимают другие, когда он говорит соседу здравствуйте, когда отвечает нормально на вопросы. А то дитя что то там бубнит и мямлит под нос, только мать может разобрать, а она считает что ребенок говорит. Ага, конечно. Помню сидели в очереди к педиарту, рядом дите крутится меньше двух, что то лялякает, ни слова не понятно, зато мама орет на весь коридор Ты всем говоришь, что тебя зовут Катя, дааааа??? И так громко орет, мол смотрите мой ребенок говорит. И такие кругом, еще слова считают…
С перепою
13
С перепою
05 октября 2018 в 01:16
Ответ для Принцепесочка
Цитата:
Мой заговорил в три года. Именно заговорил. Предложениями, отвечал на вопросы, можно вести диалог. Меня всегда умиляли мамаши, которые считают что их дите уже говорит в год. Мой тоже говорил ав ав, бррр, мама, баба, пипи. Это разве речь? Речь это когда ребенка понимают другие, когда он говорит соседу здравствуйте, когда отвечает нормально на вопросы. А то дитя что то там бубнит и мямлит под нос, только мать может разобрать, а она считает что ребенок говорит. Ага, конечно. Помню сидели в очереди к педиарту, рядом дите крутится меньше двух, что то лялякает, ни слова не понятно, зато мама орет на весь коридор Ты всем говоришь, что тебя зовут Катя, дааааа??? И так громко орет, мол смотрите мой ребенок говорит. И такие кругом, еще слова считают…
Мой старший заговорил в 9 месяцев, к году это была уже речь предложениями, понятная всем вокруг и т.д.
А младший вот в 2,5 знает повторяет звуки животных и штук 50 слов называет просто первыми слогами ))
Дети разные 🙂
И если родителю очень хочется считать, что ребенок говорит, если ему так легче жить — пусть. Он никому этим не вредит 🙂
Принцепесочка
14
Принцепесочка
05 октября 2018 в 01:22
Ответ для С перепою
Цитата:
Мой старший заговорил в 9 месяцев, к году это была уже речь предложениями, понятная всем вокруг и т.д. А младший вот в 2,5 знает повторяет звуки животных и штук 50 слов называет просто первыми слогами ))Дети разные 🙂 И если родителю очень хочется считать, что ребенок говорит, если ему так легче жить — пусть. Он никому этим не вредит 🙂
Мой еще цвета в год называл
Белый- бе
Красный-ка
Синий-ди
Машина — др
Мотоцикл-др
Сыр-пи
Кароче можно список продолжать, но речью я это не считала.
Аноним_1472
15
Аноним_1472
05 октября 2018 в 01:26
Ответ для С перепою
Цитата:
Мой старший заговорил в 9 месяцев, к году это была уже речь предложениями, понятная всем вокруг и т.д. А младший вот в 2,5 знает повторяет звуки животных и штук 50 слов называет просто первыми слогами ))Дети разные 🙂 И если родителю очень хочется считать, что ребенок говорит, если ему так легче жить — пусть. Он никому этим не вредит 🙂
О,мой тоже любил первыми слогами говорить.Заговорил нормальной речью почти в 3 года,когда в садик пошел.Сейчас почти 4-хороший словарный запас.
С перепою
16
С перепою
05 октября 2018 в 01:34
Ответ для Принцепесочка
Цитата:
Мой еще цвета в год называлБелый- беКрасный-каСиний-диМашина — дрМотоцикл-дрСыр-пиКароче можно список продолжать, но речью я это не считала.
Нет, мой старший в год говорил уже полные предложения четко и понятно. Задавал вопросы, рассказывал что делал днем и т.д.
Не выговаривал Р, но это мы позже с логопедом поправили. В сад пошел в 1,5, там удивлялись, думали, мы его как-то учили. Но он сам такой получился )) Очень ранний и очень быстрый.
Женамужная
17
Женамужная
05 октября 2018 в 02:33
Мені дефектолог , невролог і педіатр говорили , що в рік дитина має говорити 10 слів. Так і було. Тато, мама, няня, кика, бр, ав, му, рр і т.д. Але це все рахується за слова.
Верочка 100%
18
Верочка 100%
05 октября 2018 в 06:05
Все дети разные. У меня сын в этом возрасте говорил слов 20, если считать словами би-би, гав-гав и подобные. Дочь говорила уже предложениями. В год и пять уже сложными. На выходе особой разницы между ними нет.
В рік і три різко почала говорити багато слів. До цього говорила -мама, баба, дай, гав-гав. В 1,9 — реченнями.
Здрасьтенька
20
Здрасьтенька
05 октября 2018 в 07:24
У меня уже в 8 месяцев предложениями заговорил. Сначала простыми, мама дай сисю. А потом уже более длинными.
В год знал все буквы, и считал до 10 туда и обратно.
В 1.5 начал читать по складам, и считать плюс минус в пределах 5.
Меня не звали
21
Меня не звали
05 октября 2018 в 07:27
Не особо говорил сан в 1,3. Были отдельные слова, типа :’ба’ ’па’, мА, кстати, было куда реже. Ещё был тлатла :-)))) это был трактор:-)) в целом, слов 20, было с натяжкой. К 1,8 заговорил уже словосочетаниями и достаточно связно
Кастрюлька
22
Кастрюлька
05 октября 2018 в 07:38
Ответ для Здрасьтенька
Цитата:
У меня уже в 8 месяцев предложениями заговорил. Сначала простыми, мама дай сисю. А потом уже более длинными. В год знал все буквы, и считал до 10 туда и обратно. В 1.5 начал читать по складам, и считать плюс минус в пределах 5.
мой интегралы вычитал в 1, 5 лет, а в 2 самостоятельно китайский язык выучил. Сейчас ему 3 и его взяли на бюджет в Кембриджский университет
Чучело сосны
23
Чучело сосны
05 октября 2018 в 07:42
ничего не говорила кроме дай и ма, разговорилась только к 3-3,5 , сейчас не могу сосредоточиться, ходит следом и говорит без остановки) лапуля моя)))гг все будет не переживайте
МастерЮля
24
МастерЮля
05 октября 2018 в 07:43
в 1.3 говорила длинные предложения (отдельные слова начала говорить в 8 месяцев)
Нифига_ни_ни
25
Нифига_ни_ни
05 октября 2018 в 07:47
У нас сел-пошел рано, а вот говорить начал поздно.
В вашем возрасте только мама, папа, дай.
В 1,10 говорил слов 20.
Короткими предложениями заговорил в 2.
Сейчас 2,7, говорит неплохо, рассуждает.
Жерица ночи
26
Жерица ночи
05 октября 2018 в 08:07
Ответ для Кастрюлька
Цитата:
мой интегралы вычитал в 1, 5 лет, а в 2 самостоятельно китайский язык выучил. Сейчас ему 3 и его взяли на бюджет в Кембриджский университет
)))))
27
Lenochka_dn
05 октября 2018 в 08:11
Ответ для Кастрюлька
Цитата:
мой интегралы вычитал в 1, 5 лет, а в 2 самостоятельно китайский язык выучил. Сейчас ему 3 и его взяли на бюджет в Кембриджский университет
!!!!!!!!!!! Супер!
куркулиха
28
куркулиха
05 октября 2018 в 08:22
Ответ для С перепою
Цитата:
Мой старший заговорил в 9 месяцев, к году это была уже речь предложениями, понятная всем вокруг и т.д. А младший вот в 2,5 знает повторяет звуки животных и штук 50 слов называет просто первыми слогами ))Дети разные 🙂 И если родителю очень хочется считать, что ребенок говорит, если ему так легче жить — пусть. Он никому этим не вредит 🙂
у вас есть видео ?где ребенок говорит в 9 месяцев. Именно говорит, а не лепечет , а мама принимает это за речь.Ну просто удивляют меня эти посты мам , где дети в год декламируют пушкина, но никто не может этого показать
куркулиха
29
куркулиха
05 октября 2018 в 08:24
Ответ для Кастрюлька
Цитата:
мой интегралы вычитал в 1, 5 лет, а в 2 самостоятельно китайский язык выучил. Сейчас ему 3 и его взяли на бюджет в Кембриджский университет
вот-вот )))) и я об этом .А я со своим еще в утробе перестукивалась. Научила его азбуке морзе и мы часами болтали
ВсеЧетко
30
ВсеЧетко
05 октября 2018 в 08:25
Ответ для Кастрюлька
Цитата:
мой интегралы вычитал в 1, 5 лет, а в 2 самостоятельно китайский язык выучил. Сейчас ему 3 и его взяли на бюджет в Кембриджский университет
Скоро Марс улетит осваивать. Моя только в 2,4 начала говорить, до этого что-то частично понятное только для меня. И к стати в этом же возрасте она в первый раз согласилась сесть на горшок, именно сесть, до этого он ей категоричнски не нравился как предмет. А так с самого рождения и тем более начала ходьбы очень активный и любопытный ребенок, вечно бегущий в разные стороны, падающий откуда угодно, валяющийся в грязи…
Источник
Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать вза?