Сколько бодрствует ребенок в год и 3 месяца
Режим дня ребенка 1 год 3 месяца имеет основные аспекты, которых необходимо придерживаться. В распорядок дня входят пробуждение, зарядка, игры, питание по часам, купание, ночной сон.
- Развитие малыша в 1 год и 3 месяца
- Режим дня ребенка
- Режим сна
- Питание ребенка 1 год 3 месяца
- Прогулки
- Игры и спорт
- Гигиенические процедуры
- Что говорит доктор Комаровский
Развитие малыша в 1 год и 3 месяца
Малыш в этом возрасте очень активен. Он уверено ходит.
Полезно делать гимнастику, так как младенец все понимает и пытается повторить движения, которые видит.
Ребенок хорошо понимает речь, говорит определенный набор слов. К этому возрасту насчитывается уже несколько слов.
После года младенец должен уметь собирать пирамидку, играть кубиками, маленькими игрушками, отличать цвета.
Он пытается рисовать карандашом или пальцами на бумаге, укладывает игрушки спать, кормит их.
Из бытовых навыков отмечаются следующие:
- начинает ходить на горшок;
- пьет из чашки;
- пытается кушать из ложки самостоятельно;
- вытирает руки после умывания.
У некоторых детей возможны и другие навыки.
Таблица параметров по ВОЗ в 1.3 года
Параметр | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Рост | 74.1 — 84.2 см | 72 — 83 см |
Окружность головы | 44.2 — 49.4 см | 42.9 — 48.4 см |
Вес | 8.3 — 12.8 кг | 7.6 — 12.4 кг |
Режим дня ребенка
Режим дня – это рациональное распределение времени на питание, сон, игры и другие виды деятельности.
Цель распорядка дня по часам – это повышение работоспособности малыша в дневное время.
Режим помогает выработать правильные биоритмы, которые необходимы для нормальной работы всех систем организма.
Критерием правильного выбора режима дня ребенка является хорошее эмоциональное состояние, глубокий дневной и ночной сон грудничка.
Для составления распорядка обязательно опираются на следующие пункты:
• нет жестких норм и стандартов для составления распорядка дня;
• режим считается правильным, если время приема пищи, сна, водных процедур, игр совпадает с потребностями малыша;
• резкие изменения в распорядке плохо сказываются на самочувствии грудничка;
• менять режим необходимо постепенно;
• при правильной смене распорядка у малыша нормальное психоэмоциональное состояние;
• режим дня ребенка 1 год 3 месяца помогает облегчить адаптацию к детскому саду.
Отсутствие распорядка дня вызывают капризы, плохое настроение, недосып, нарушение нервно-психического развития.
Без режима трудно приучить малыша к культурно-гигиеническим навыкам.
Примерный распорядок дня:
Время дня | Действие |
---|---|
7:30 | завтрак |
10:00 | 1 сон днем |
12:00-12:30 | обед |
13:30-14:30 | прогулка |
15:00 | 2 сон днем |
16:30 | полдник |
17:00-18:00 | прогулка |
20:00 | ужин |
20:30-21:00 | отход к ночному сну |
Такой распорядок больше подходит для детей жаворонков. Если малыш не может вставать рано, можно сместить время на 1-1.5-2 позже.
Будить ребенка с утра не рекомендуется, так как это скажется на его настроении. Грудничок должен просыпаться сам.
Режим сна
В 1.3 года грудничок спит 2 раза в сутки, но возможен распорядок дня и с одним дневным сном. Общая продолжительность отдыха составляет 13.5 часов.
На ночной сон приходится 10-11 часов. На дневной отдых остается 2-3.5 часа.
Полезные советы мамочкам: РЕБЕНОК ДО 3 ЛЕТ
Если малыш спит 2 раза за день, то длительность одного дневного сна примерно составляет 1.5-2 часа.
При одноразовом сне допускается спать 3-3.5 часа без перерыва. Распорядок отдыха организовывается индивидуально в зависимости от потребностей.
Питание ребенка 1 год 3 месяца
Питание малыша в 1,3 года 4-5-разовое. Перерывы между кормлениями составляют не более 3-4 часов.
Грудничку уже введены все продукты: овощи, фрукты, мясо, рыба, молоко, кисломолочные изделия, творог и другие.
Пищу для малыша варят, тушат или готовят на пару.
Ребенку в 1.3 года нельзя давать жаренные, копченые, соленые продукты, так как они нарушают работу поджелудочной железы, изменяют микрофлору кишечника.
Примерный режим питания:
• 7:30 — завтрак: детская каша (овсяная, пшеничная, гречневая, ячневая и другие), сок или слабенький чай;
• 12:00-12:30 – обед: суп (куриный или мясной), пюре рыбное или мясное, огурец свежий, сок, хлеб;
• 16:30 – полдник: кефир, ряженка, фруктовое пюре.
• 20:00 – ужин: мясное пюре, картофельное пюре, ряженка.
По желанию добавляют 2 ужин перед сном. В это время дают кефир, йогурт или ряженку с детским печеньем или булочкой. Допускается накормить грудью.
Если грудничок не хочет первое время кушать по распорядку, его нельзя заставлять. Со временем режим питания наладится.
Прогулки
Прогулки на свежем воздухе осуществляются ежедневно. Гулять рекомендуется ходить перед дневным и ночным сном.
Прогулка зимой разрешена при температуре до -20ᵒ. В очень жаркую погоду не рекомендуется ходить на улицу, так как малыш потеет, теряет электролиты.
Если поход на улицу в жару необходим, то обязательно берут воду, чтобы предупредить обезвоживание.
Одевать малыша гулять следует по погоде. Это предупредит перегрев и переохлаждение.
Прогулки позволяют насытить головной мозг кислородом. Особенно важно гулять детям с гипоксией. Свежий воздух помогает улучшить сон.
На улице ребенок активно двигается, что положительно влияет на костно-мышечную систему. При общении с взрослыми и детьми развивается речь.
Игры и спорт
Игры помогают ребенку развивать речь, укреплять мышцы. По утрам рекомендуется организовать зарядку в виде игры.
Заниматься можно с обычным мячом, фитболом, палочками или другими спортивными принадлежностями.
Во время утренней зарядки делают различные упражнения:
- Приседания;
- Ходьба вперед, приставным шагом, назад;
- Прыжки.
Очень полезны для грудничка занятия на фитболе. Они помогают тренировать мускулатуру, вестибулярный аппарат.
На большом мяче осуществляют перекаты, пружинистые движения.
Днем ребенка занимают колечками, пирамидкой, кубиками, читают книжки. Можно давать малышу задание построить башню из 4-5 кубиков.
Пирамидку используют не высокую, не более 7-10 колечек.
Предлагают ребенку отсортировать предметы по цвету. Дают задание: отнести куклу или мягкую игрушку на кухню, принести ее маме или папе, уложить спать, накормить куклу.
Такие команды развивают память, речь, логику.
Активно обучают собирать пазл. Для малышей есть в продаже крупные пазлы. Используют также пазлы-кубики или головоломки.
При покупке изделий обязательно смотрят на возраст, с которого разрешена игрушка – «1+».
Ребенок 1 3 года способен рисовать фломастерами или карандашом. Допускается использовать специальные краски для рисования руками или ногами. Навык развивает воображение, тренирует мелкую моторику.
Гигиенические процедуры
После пробуждения проводят умывание, подмывание. Ребенка усаживают на горшок. Это необходимо для выработки рефлекса к мочеиспусканию.
Умывание рук и лица проводится на протяжении всего дня, если малыш запачкался. Рекомендуется давать ребенку самостоятельно вытираться в полотенце.
Так он быстрее привыкнет к чистоте.
Перед сном ежедневно осуществляют купание в детской ванне на протяжении 20-30 минут. Во время процедуры дают игрушки.
Каждый день малыша с мылом не моют. Гигиеническая ванна с мылом и мочалкой проводится 2 раза в неделю, чтобы не нарушить флору кожи.
Что говорит доктор Комаровский
По Комаровскому, режим – это рациональное распределение времени отдыха, бодрствования, питания.
Комаровский говорит, что ребенок по своей природе не нуждается в распорядке дня. Малыш должен есть, спасть, когда хочет.
Но, режим необходим для облегчения жизни матери, особенно, если в семье несколько детей. Поэтому Комаровский рекомендует приучать к распорядку дня с рождения.
Рационализация сна, питания и бодрствования нужна для сохранения семьи и хорошего самочувствия самой матери.
Если мама в хорошо себя чувствует, то она сможет обеспечить всем необходимым своих детей и мужа.
Режим соблюдается для того, чтобы адаптировать малыша к детскому саду и школе. Также организация дня по часам помогает улучшить самочувствие матери и ребенка.
Поэтому малыша необходимо приучать к распорядку с самого рождения. А по мере взросления режим постепенно меняют.
- Об авторе
- Недавние публикации
ВРАЧ — ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»
Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.
Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!
Источник
Прежде чем устанавливать режим дня для своего малыша, стоит помнить о том, что каждый ребенок индивидуален. Даже если ребенок развивается по своему возрасту, у него могут быть какие-либо особенности: некоторым деткам нужно больше спать, а каким-то, наоборот, больше бодрствовать; кому-то в 1 год достаточно одного дневного сна, а кто-то до полутора лет спит два раза. Поэтому в первую очередь при составлении примерного режима дня смотрите на поведение ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно в составленном вами графике. Все же есть примерный режим дня ребенка в 1 год 3 месяца.
Дети в возрасте примерно от года уже хотят самостоятельно, к 1 году и 3 месяцам ребенок уже умело приседает, наклоняется. Может сам кушать ложкой, называть простые слова типа «мама», «папа». Реагирует на просьбы взрослого принести какой-либо знакомый предмет. Режим дня является достаточно специфическим и индивидуальным. Правильное развитие ребенка напрямую зависит от правильно составленного режима дня.
Сон
Педиатры советуют детей в возрасте от 1 года и до 1,6 месяца укладывать ребенка спать днем два или три раза. Первый утренний сон должен длиться 2 часа, обеденный сон тоже 2 часа. Перед сном следует прекратить активные игры. Будет хорошо, если вы приучите ребенка к определенному ритуалу перед сном. Например, умывание, сказка перед сном или колыбельная. Укладывать ребенка нужно в одно и то же время, он привыкает к определенным часам, и потом без проблем будет засыпать по расписанию. Пока ребенок не привык, будить тоже необходимо вовремя, а потом, когда малыш засыпает сам по расписанию, не придется его будить, он сам знает, когда ему проснуться.
В теплую и хорошую погоду стоит совмещать сон и прогулки на воздухе, это будет очень полезно для ребенка. Если нет возможности выйти на улицу, укладывать спать нужно хотя бы с раскрытой форточкой.
Бодрствование
Бодрствовать ребеночек в 1 год 3 месяца должен около 4-4,5 часов, иначе он может перетрудиться. Бодрствование заключается в активных играх, прогулках на воздухе, банных процедур. Детки в возрасте от года до полутора лет любят смотреть книжки с яркими понятными картинками, рисовать, складывать пирамиды из кубиков, перекладывать какие-нибудь вещи из одной емкости в другую, кстати, это способствует развитию мелкой моторики. В возрасте 1 года и 3 месяцев малыши любят помогать родителям по дому (пытаются помыть полы, протереть пыль, подмести). Ни в коем случае не нужно мешать ребенку, пусть помогает вам. Пусть потом вам придется еще раз убираться, малыш должен знать, что он вам нужен, что он может помочь. Иначе в будущем он может категорически не воспринимать просьбы о помощи, так как привыкнет к тому, что делать ничего не нужно.
Читайте также: Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца
Питание
Кормить ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев нужно четыре раза в день: завтраком, обедом, полдником и ужином. В этом возрасте ребенок может кушать все: овощи, фрукты, супы, мясо, то есть все, кроме продуктов, вызывающих аллергию и сладостей. Рацион следует разнообразить, каждый день должно быть включено мясо или рыба обязательно. Во время перекусов можно давать фрукты и овощи, это обеспечит организм ребенка необходимыми витаминами.
Между едой перерыв должен быть часа 3-4. Не нужно запихивать еду в ребенка насильно, этот факт только испортит ему настроение, и он откажется от пищи. Сохраните нервы и себе, и малышу. А режим дня должен быть устроен таким образом, чтобы ребенок после сна кушал, бодрствовал и спал, а уже после сна снова кушал. Такой режим дня обеспечит оптимальный комфорт ребенку: после сна он с аппетитом поест, после чего сможет спокойно играть.
В возрасте 1 года ребенка нужно приучать кушать ложкой самостоятельно, пусть он будет делать это неумело, весь измажется в каше, но он станет понимать и учиться. Сначала он научится есть каши и твердую пищу, а потом уже и супчики. Взрослым важно помогать кушать ему второй ложечкой, но из его рук ложку не стоит забирать, пусть привыкает и учится. В режим дня ребенка обязательно должны входить прогулки на свежем воздухе, желательно 2 раза: после обеда и после полдника. На улице ребенок может пообщаться с другими детьми, поиграть в песке, что способствует развитию. Он лучше и быстрее будет воспринимать и изучать мир вокруг. К тому же ребенку необходимо получать витамин Д, который он получит, гуляя на солнышке (обязательно одевайте головной убор, иначе может случится солнечный удар).
В 1 год 3 месяца ребенку можно проводить гигиенические купания 2-3 раза в неделю. Но просто посидеть в ванне, поиграть с игрушками нужно каждый день, за полчаса-час до сна. Оптимальная температура воды для купания составляет 33-36 градусов. В 1 год 3 месяца можно уже начинать закаливания, плавно снижая температуру на 1 градус раз в 5 дней. Это очень повысит иммунитет ребенку.
Необходимо надевать одежду на ребенка по размеру, чтобы она была не мала, иначе будет давить, из-за чего малыш может капризничать и вредничать. Внимательно относитесь к выбору как одежды, так и обуви. В возрасте от 1 года до 3 лет ребенок учится правильно ходить, а обувь должна фиксировать ножку ребенка, чтобы у него не развивалось плоскостопие и косолапость. Это очень важно исправить именно в возрасте до 3 лет, пока суставы ребенка подвижны.
В этом возрасте в режим дня нужно включить гигиенические процедуры: мыть руки перед едой, кушать ложечкой, вытирать после еды рот и руки, садится на горшок. Но к последнему приучать ребенка желательно в летнее время года. Доктор Комаровский советует начинать приобщать малышей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев, когда у детей есть осознание их нужд и потребностей. Поэтому если ребенок в 1 год 3 месяца еще не ходит на горшок, не паникуйте, всему свое время. У всех свой режим дня, свое время развития и свои способности. Ребенок должен учиться самостоятельности и организованности, тогда у вас не возникнет никаких проблем, когда он пойдет в садик.
Читайте также: Режим дня малыша в 1,1 год
Режим дня по часам:
- 7:30 – завтрак.
- 10:00 – первый дневной сон.
- 12:00-12:30 – обед.
- 13:30-14:30 – прогулка.
- 15:00 – второй дневной сон.
- 16:30 – полдник.
- 17:00-18:00 – прогулка.
- 20:00 – ужин.
- 20:30-21:00 – отбой.
Источник
Дети в первые годы жизни растут на глазах и стремительно развиваются как физически, так и психоэмоционально.
В 1 год и 3 месяца жизнь родителей становится очень насыщенной, ведь малыш активно познает мир, учится самостоятельно ходить и говорить.
Стоит рассмотреть подробно, какие же изменения происходят с ребенком в этом возрасте.
Физические параметры в год и три месяца
В данном возрасте активный рост ребенка слегка замедляется по сравнению с его крайне активным физическим развитием в первые полгода жизни. Тело малыша вытягивается, укрепляются мышцы и скелет. Физические показатели мальчиков и девочек в 1 год 3 месяца незначительно отличаются друг от друга.
Мальчики:
- Рост – от 76 до 83 см;
- Вес – от 10 до 13 кг;
- Окружность головы – от 46 до 50 см;
- Окружность груди – от 47 до 54 см.
Девочки:
- Рост – от 75 до 82 см;
- Вес – от 9 до 12 кг;
- Окружность головы – от 45 до 48 см;
- Окружность груди – от 47 до 52 см.
Что умеет делать малыш
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок закрепляет навыки, полученные в первый год жизни.
Повышается физическая активность, ребенок много двигается, стремится общаться с окружающими, познает мир.
К тому же именно в этом возрасте жизни ребенок приучается к самостоятельности: это выражается в поведении, действиях, выражении эмоций.
Что же умеет делать малыш в этом возрасте сам?
- Самостоятельно ходит, бегает, ползает
- Преодолевает препятствия, без помощи взрослых может перелезать через них
- Пытается забираться на стулья и слезать с них
- Хорошо ориентируется в пространстве и может перемещаться из комнаты в комнату
- Постигает навык самостоятельного приема пищи
- Может пользоваться бытовыми вещами: зубной щеткой, чашкой, ложкой, расческой
- Активно изучает содержимое шкафов и тумбочек
- Пробует самостоятельно надевать одежду
- Активно работает кистями рук и пальцами.
В данном возрасте ребенок быстро осваивает новые навыки, благодаря чему стремительно учится более сложным вещам. Повышенная активность ребенка способствует этому.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте одного года трех месяцев малыш стремится к активному общению.
Научившись выражать свои эмоции, говорить простые слова, ребенок познает окружающий мир с помощью диалогов со взрослыми.
В этом возрасте он уже знает по именам близких людей, понимает, когда что-то делать нельзя, откликается на просьбы.
Справка! Отличительная черта ребенка этого возраста – в активном выражении эмоций и чувств.
Он может сердиться и выражать недовольство, когда его что-то не устраивает, и наоборот. Ребенок осознанно старается обнимать маму, папу или любимую игрушку и даже целует их в щечку, таким образом выражая свою любовь.
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень любопытен. Ему интересно все: животные, которых он увидел на прогулке, вещи и предметы, которые он достает из тумбочек и шкафов для изучения, игрушки, которые он впервые видит, и многое-многое другое.
С помощью родителей, которые называют ему вещи и рассказывают о них, ребенок активно запоминает новое, тем самым расширяя свой кругозор.
Именно в этом возрасте необходимо постоянное общение родителей с малышом .
Обратите внимание! Нужно рассказывать, показывать, давать ребенку обратную связь на его действия. Что хорошо и что плохо – малыш в этом возрасте начинает различать эти понятия и самостоятельно принимать решения.
Речевые навыки
Малыш в возрасте 1 года 3 месяцев зачастую уже умеет произносить первые и главные слова: мама и папа.
Невнятно, но правильно дети в этом возрасте называют предметы, игрушки, животных.
Чаще всего слова звукоподражательные: это либо первый слог употребляемого слова, либо все слово с какими-то опущенными в нем буквами.
Ребенок подстраивает слово под себя, чтобы ему легче было его произносить.
Часто ребенок называет предметы или животных по какому-то признаку: ням-ням, му-му, гав-гав. Повышенная любознательность малыша в этом возрасте помогает ему легче запоминать новые названия, тем самым обогащая свой словарный запас и развивая речевые навыки.
Справка! Родителям рекомендуется постоянно общаться с ребенком, чтобы слова закреплялись в памяти и приобретали четкое и внятное звучание.
Рацион питания: что приготовить малышу
К одному году ребенок уже знаком со многими продуктами, поэтому сложностей при составлении меню малыша не возникает.
Если в 1 год и 3 месяца малыш еще остается на грудном вскармливании, прием грудного молока стоит сократить до двух раз, но не отрывать от груди, ведь малыш продолжает получать с материнским молоком полезные витамины и микроэлементы.
В данном возрасте ребенка рекомендуется постепенно переводить на четырехразовое питание с интервалом между приемами пищи 3-4 часа. Подойдут для питания молочные продукты, каши, овощи, фрукты, соки, мясо и рыба.
Примерный суточный рацион малыша в возрасте одного года и трех месяцев таков:
Завтрак:
- Манная (овсяная) каша – 100 гр.
- Белый хлеб со сливочным маслом – 50 гр.
- Чай или компот – 100 мл.
Обед:
- Суп с вермишелью – 100 гр.
- Куриное суфле – 50 гр.
- Рис на пару – 100 гр.
- Сок – 100 гр.
- Хлеб – 50 гр.
Полдник:
- Фрукты – 50 гр.
- Кефир – 100 мл.
- Печенье – 50 гр.
Ужин:
- Творог – 70 гр.
- Сваренное вкрутую яйцо – 1 шт.
- Молоко – 100 мл.
Обратите внимание! Два раза в неделю в рацион малыша рекомендуется включать рыбу.
Меню для малыша лучше составлять на десять дней, чередуя каши, фрукты, мясо и рыбу. Расширять рацион следует постепенно, каждый день вводя новый продукт.
Рецепты блюд
Манная каша
Молоко и воду по 125 мл смешать и довести до кипения. Добавить 30 гр. манной крупы, постоянно помешивая молоко, и варить в течение 3 минут.
Закрыть крышкой и дать настояться. По желанию добавить ломтики мягких фруктов либо ягоды.
Запеканка с изюмом
Растереть в миске 200 гр. творога, 30 гр. сахарного песка и 1 яйцо. Добавить заранее распаренную горсть изюма и 50 гр. манной крупы, тщательно перемешать.
Выложить смесь в форму, верх смазать сметаной и запечь в духовке до готовности.
Суп с вермишелью
Довести до кипения 500 мл. молока, всыпать в него 60 гр. вермишели, добавить 2 ч.л. сахара и 3 гр. сливочного масла. Постоянно помешивая, варить в течение 3-5 минут.
Особенности ухода
Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца практически не отличается от ухода в более раннем возрасте.
Необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима приемов пищи, гигиенические процедуры (чистка зубов, утреннее умывание, вечернее купание).
Малыш в этом возрасте реже ходит в туалет, поэтому уменьшается количество подмываний в течение дня. Делать это следует лишь при необходимости.
Так как ребенок растет, необходимы ежедневные гимнастические процедуры и закаливание для укрепления иммунитета.
Необходимые обследования
Малыш растет и развивается, поэтому обследования у врача поликлиники рекомендуется проводить один раз в три месяца регулярно. Поэтому в возрасте 1 года 3 месяцев необходимо посещение педиатра для оценки физического и психического развития, измерения физических показателей и общего профилактического обследования малыша.
При выявлении отклонений врач назначает прием в индивидуальном порядке.
Режим дня и сна
В связи с повышенной активностью малыша в этом возрасте время сна значительно уменьшается по сравнению с первым годом жизни.
Время дневного сна занимает в среднем 2 часа.
Рекомендуется совершать две прогулки на свежем воздухе в течение дня и 4-5 приемов пищи.
В остальное время ребенку рекомендуется двигаться, играть со взрослыми в развивающие игры и заниматься изучением новых предметов и явлений.
Примерный распорядок дня ребенка таков:
- 7:00 – пробуждение
- 7:10-7:30 – утреннее умывание
- 7:30-8:00 – гимнастические упражнения
- 8:30 – 9:00 – завтрак
- 9:00 – 10:30 – занятия с малышом: игры и чтение
- 10:30 – 12:00 – прогулка на свежем воздухе
- 12:00 – 12:30 – второй прием пищи
- 12:30 – 14:30 – дневной сон
- 14:30 – 15:30 – третий прием пищи, развивающие игры
- 15:30 – 17:00 – прогулка на свежем воздухе
- 17:00 – 18:30 – общение с близкими, игры, чтение
- 18:30 – 19:30 – четвертый прием пищи
- 19:30 – 20:30 – водные процедуры
- 20:30 – 21:30 – чтение, общение с близкими, подготовка ко сну
- 21:30 – ночной сон
Мнение доктора Комаровского
Евгений Олегович Комаровский, кандидат медицинских наук и врач, посвятивший детям всю свою жизнь и множество работ.
Он считает именно этот возраст началом ключевых изменений именно в психоэмоциональной сфере ребенка.
Данный этап развития он называет сенсорным. Комаровский считает:
Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
По мнению доктора, именно в этом возрасте ребенок наиболее активно поглощает новую информацию, усваивает новые слова.
Качество усвоения информации в этом возрасте, считает доктор, является основным показателем развития. Однако, учитывая особенности психики и физиологии каждого ребенка, отсутствие какого-либо навыка нельзя назвать отклонением.
Комаровский выделяет следующие главные особенности стандартного поведения ребенка в данном возрасте:
- резкое расширение запаса понимаемых слов;
- понимание разницы в величине предметов, если та больше 3см;
- длительное самостоятельное передвижение, изменение положения тела в пространстве;
- самостоятельный прием густой пищи.
Занятия с малышом
Игры
Развивающие игры с ребенком в данном возрасте просто необходимы, ведь именно так он активно усваивает новую информацию и закрепляет полученные навыки.
Основная задача игр – развитие мелкой моторики и умений совершать взаимосвязанные действия руками самостоятельно, а так же принимать решения и строить логические цепочки.
Примеры игр:
- Перекладывание кубиков. В одну коробку сложите кубики и накройте ее крышкой. Рядом приготовьте пустую коробку. Малыш должен открыть коробку с кубиками и переложить их в другую коробку. Каждое действие ребенка лучше комментировать, чтобы он понимал взаимосвязь между своими движениями.
- Знакомство с овощами и фруктами. Необходим набор игрушек в виде популярных овощей и фруктов и кастрюля, в которую их необходимо сложить. Малыш должен доставать из кастрюли по одной игрушке и вместе со взрослым называть ее, если знает. Взрослый помогает ребенку в этом. Называя цвет игрушки, так же улучшается и восприятие малышом цветовой гаммы предметов.
Игрушки
Ребенку подойдут составные игрушки, которые нужно разбирать и собирать: наборы кубиков, пирамидки, простые конструкторы.
Рекомендуется и наличие мячиков разных размеров, чтобы малыш мог кидать их и перекатывать.
Игрушки в виде животных или кукол также подойдут – ребенок будет давать им названия, к тому же можно устраивать малышу и ролевые игры, в которых он будет ухаживать за ними, кормить и переодевать.
Здесь для родителей главное – называть процесс и направлять каждое действие малыша, полностью погрузившись с ним в процесс.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 4 месяца, год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем посмотреть видео, посвященное данному возрасту:
Советы родителям
Ребенок в 1 год и 3 месяца очень активен и стремится к самостоятельности. Помогать и поддерживать малыша, слегка корректируя его действия и подсказывая – вот самая главная задача родителей.
Несколько советов:
- Приучайте малыша к самостоятельности. Запаситесь терпением и поддержите желания малыша самостоятельно принимать пищу. Главное, подсказывать и показывать, как правильно держать ложку или чашку, сколько еды положить в рот.
- Разговаривайте с ребенком постоянно. Рассказывайте ему на прогулках о людях и животных, домах, зданиях и автомобилях. Малыш усваивает каждое услышанное от родителей слово.
- Не забывайте хвалить малыша за каждый, даже самый крошечный успех, и малыш порадует вас и окружающих.
Источник