Сказкотерапия ребенок 2 года

На своем опыте убедилась, что возрастной диапазон от года до трех, на который обычно даются книги одним списком, слишком широк: то, что ребенок отлично воспринимает в год, в два, а тем более, в три года, малыш уже не хочет слушать, а книги, которые прекрасно подходят двухлетним детям, в год еще слишком сложны для карапуза. Поэтому я сузила рамки до двухлетнего возраста, золотой середины, можно и так сказать, малышкового периода и создала список «Библиотечки двухлетки». В идеале, возраст для данных книг с двух и старше.

Это выдержка из моего блога. Полная информация со ссылками (на определенные сборники! это важно) и Списки отечественной и переводной прозы для детей двух лет здесь (СТИХИ и ПРОЗА).

Продолжение: пост на бб со списком СТИХОВ.

Список тщательно отсортировывался, как обычно, по следующим критериям: соответствие возрасту и заинтересованность МОЕГО ребенка данными книгами; прекрасные иллюстрации и качество издания; отзывы других родителей; множество картинок и небольшой объем текста. Вообще для меня этот список явился хорошим ориентиром: что я хотела бы взять в библиотеке, а затем приобрести, осмыслив ценность каждой книги. Некоторых книг уже нет в продаже (таких очень немного!), но их можно поискать в библиотеке. Многие книги из данного списка нами прочитаны и осмыслены ))) Там, где книги ровно в два и даже в два с половиной еще будут сложноваты, ставлю пометку «ближе к трем».

Надеюсь, что данный список поможет молодым родителям сориентироваться в море книжной продукции для детей.

Зарубежная переводная ПРОЗА

Абееле ван ден Вероник «Сюрприз»
Антье «Фледолин вниз тормашками»
Баллод «Про маленького поросенка Плюха»
Балинт «Гном Гномыч и Изюмка» — в данном сборнике с рисунками Сутеева (ближе к трем).
Батлер «Однажды в новогоднюю ночь», «Медвежонок и его друзья»
Баттю, Пикемаль «Разноцветное путешествие. Секрет. Пока волка нет»
Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
Биссет «Прелестные сказки для малышей»
Браун «Как зайчонок убегал»
Велтхейс «Лягушонок и чужестранец»
Гребан «Сюзетта ищет маму»
Джейсон Хук «Ну где же дракон?»
Имаи Айяно «Приключения Честера»
Карл «Очень голодная гусеница», «От головы до ног»,  «Грубиянка в крапинку» (до двух)
Карол Рот «Сказки на ночь»
Кипнис «Медведь летал»
Линдгрен Барбру «Эх ты, Борька!»
Линдман «Храбрая крошка Мемули», Сири и Радость с третьего этажа», Сири и ее новые друзья»
Лисон, Чэпмен «Снежный ангел»
Лобель, Ворнс «Мишка, зайка и луна»
Макбратни «Знаешь, как я тебя люблю?»
Мартин «Пантера в чудесном саду»
Перро «Сказки», «Сказки для детей» (иллюстрации Кокорина), «Сказки Шарля Перро: Золушка. Спящая Красавица. Кот в Сапогах», «Сказки» (иллюстрации Рейпольского), «Кот в сапогах» (все к трем)
Поттер Беатрис «Большая книга кролика Питера», «Ухти-Тухти», «Мышонок Джонни и его друзья», «Бельчонок Тресси и его друзья», «Кролик Питер и его друзья»
Прейсн «Про козленка, который умел считать до десяти», «Про козленка, который умел считать до десяти» (Блайтон Энид, Прейсн Алф, Руа Клод, Муур Лилиан, Балинт Агнеш, Рашел Ренато)
Розен «Идем ловить медведя»
Стед «Дядя Амос не идет на работу»
Унгерер «Приключения семейки Хрюллопс», «Криктор»
Фольгейра Родриго «Пес по имени Боб»
Фьюдж «Вот ты где, Вомбатик!» «Что любит Вомбатик?»
Хельме Хайне «Трое из Кукалау»
Хогарт «Мафин и его весёлые друзья»
Чапек «Приключения песика и кошечки»
Штонер «Овечка Шарлотта»

Серии книг. Даю отдельным списком, так как, во-первых, их немало, а во-вторых, интересно собирать иногда именно серии сказок и рассказов о том или ином герое.

Ален Джонатан серия «Совенок»
Бернер серия «Карлхен, папа, мама и бабушка Никкель», «Карлхен растет»
Бонд серия «Медвежонок Паддингтон»
Валько серия «Волшебный лес»
Геффенблад серия «Крапа и Ляпа»
ДиКамилло серия про свинку Милу
Клинтинг серия «Бобер Кастор и чудесные поделки»
Лобел серия про Квака и Жаба
Мякеля серия «Новая история Муми-Тролеей» («Муми-Тролли и чудеса в Долине», «Муми-Тролли и незабываемый полет», «Муми-Тролли и сокровища Долины»)
Нурдквист серия «Петсон и Финдус»
Рей серия «Джорж»
Скоттон Роб серия «Рассел»
Томас Валери серия «Винни»
Уилсон Карма серия про медведика «Когда Медведик спит», «Рождество Медведика», «Когда Медведик просыпается», «Новый друг Медведика»
Фалконер серия «Оливия»
Хобби серия о настоящей поросячьей дружбе («Тут и Там», «Подарок для Тама», «Вернусь к Рождеству!»)
Холаберд Кэтрин серия «Анжелина»
Юрье серия «Жили-были кролики»

Отечественная ПРОЗА

Бианки (в прекрасных книгах «Как Муравьишка домой спешил», «Сказки и рассказы о животных», Самые лучшие рассказы и сказки о животных», «Лис и мышонок»)
Воронкова «Маша-растеряша» («Маша -растеряша» в рисунках Яхиной)
Гаршин «Лягушка-путешественница»
Дяченко Марина и Сергей «Воздушные рыбки»
Заходер «Русачок» (к трем)
Карганова «Кто самый красивый»
Катаев «Цветик-семицветик»
Коваленков «Миша ищет ночлег»
Козлов «Трям, Здравствуйте! и другие сказки», «Ёжикина радость»
Крылов «Басни» (иллюстрации Франсуе Руйе), «Басни» (иллюстрации Лаптева) , «Басни»
Крюкова серия «Книги Тамары Крюковой» (Автомобильчик Бип, Паровозик Пых и др.)
Лебедева «Приключения огуречной лошадки» (к трем), «Мамин День Рождения»
Малкович «Большой город, маленький зайчик, или мед для мамы»
Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»
Марийка Луговик «Волчонок, который заплыл далеко в море»
Михалков «Сказки о животных», «Три поросенка»
Нумерофф «Если дать мышонку печенье»
Остер «Котёнок по имени Гав», «Приключения Пифа» (иллюстрации Сутеева), «Все сказки Григория Остера»
Пляцковский «Ромашки в январе»
Поленова «Русские народные сказки»
Радлов «Рассказы в картинках»
Толстой «Маленькие рассказы»
Усачев «Иван-дурак», «Умная собачка Соня», «Сказочные истории»
Успенский Эдуард «Крокодил Гена и его друзья»
Цыферов «Как лягушки пили чай», «Сказки о природе. Сказки-малютки», «Паровозик из Ромашково»
Чарушин «Лиса и заяц», «Большие и маленькие»
Чижиков «Петя и медвежонок Потап»
Юдина «Про маленьких»
Яхнин «Невиданная птица»
«Снежная звездочка»
«Сказки дедушки Барбоса»
«Мои первые сказки»
Русские народные сказки (художник Билибин), Русские сказки про зверей, «Болтали две сороки. Русские народные сказки, песенки, потешки», «Репка» (иллюстрации Антоненкова), «Царевна-лягушка»
Истории Кота-Мурлыки
Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева

Читайте также:  Отпуск с ребенком в 2 года что брать с собой

Серии тоненьких копеечных книжечек:
Изд-во Яблоко. Серии: «Лесная сказка», «Любимые сказки», «Мультсказка»
Изд-во Алтей. Серии: «Для чтения взрослыми детям», «Русские сказки», «Сказки», «Книжки на картоне»
Изд-во Самовар. Серии «Наши любимые мультфильмы», «Книжка-малышка», «Любимые книги детства», «Сказка за сказкой», «Стихи для малышей», «Для самых маленьких»
Изд-во Адонис. Серия «Первая библиотека»
Изд-во Русич. Серии «Для самых маленьких», «Малышкины книжки»
Изд-во Гелиос. В тандеме с Русичом серия «Мои любимые книги» с несколькими мультсказками под одной обложкой.

Загадки.
«Русские народные загадки. Подумай и отгадай»
«Мои первые загадки»
Борисов «Загадки-обманки. В лесу»

Сказкотерапия.
В принципе, любая сказка и история, если они не откровенно глупые и нелогичные, носят в себе элемент поучительности и жизненного опыта, который можно направить на коррекцию поведения ребенка. На примере того же Колобка можно объяснить малышу, что уходить из дому без спросу нельзя — попадешь в беду. Но здесь нужна смекалка родителей, хорошая фантазия, да, и чего уж там, хорошо подвешенный язык. Поэтому в последние годы стали популярными сказки, которые написаны про обычную, повседневную жизнь детей; в некоторых из них можно подставлять имя малыша, дабы все выглядело еще убедительнее. В таких книгах не надо пытаться вывести самим мораль и увидеть их глубинный смысл: все уже сделано до нас и за нас и выведено на поверхность: хочешь отучить ребенка от соски, читай соответствующую историю в Маше и Ойке, нужно нивелировать капризы — сказки от слез Кутовой и т.д…. Если малышу сиптичны герои из такой книги, то он будет стремиться поступать так же хорошо, как и они. Конечно, такие сказки таят в себе много подводных камней, написаны они, нередко, не психологами, но здесь без оценки специалиста сложно разобраться. А проблема —  вот она, сидит и орет во все горло, и так изо дня в день, и решать ее надо… Культура психотерапии в нашем обществе еще крайне неразвита, чтобы обращаться по любому поводу к детским психологам, что уж тут говорить. Да и есть ли у нас серьезные специалисты в этой области — зачастую тоже вызывает сомнение. А книга — вот она под рукой. И помогает ведь!

Кутовая  «Сказки от слез», «Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах», «Сказки о желаниях, хороших и уж-ж-жасных»
Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой» (к трем)
Лобанова, Ильин «Алискины сказки»
Прокофьева «Маша и Ойка», «Капризик и зловредик»
«Лежебока, жадина и другие. Народные воспитательные сказки»
«Сказки от капризов»
«Сонные сказки»

Составила я этот список, посмотрела и удивилась: я и раньше ловила себя на мысли, что для двухлетнего возраста очень много переводной литературы, а вот отечественных авторов — раз-два и обчелся. Нет, можно брать и у «серьезных и маститых» по одному-два рассказика, но они не изданы отдельными книгами с множеством рисунков, в качественном оформлении, в твердом переплете и т.п. Чаще всего, когда читаешь списки литературы для двухлеток, во-первых, они поражают своей «сжатостью», во-вторых, подавляющее большинство книг — это стихи столпов советской детской поэзии — Барто, Маршака, Чуковского и т.д., в прозе все еще нередко отдается предпочтение только русским народным сказкам. Становится очевидным, насколько развита книжная индустрия для малышей ТАМ, и как многое еще должны переосмыслить наши писатели и издатели. Ведь даже с меркантильной точки зрения и по собственному опыту скажу — книг для малышей родители покупают гораздо больше (и эти книги дорогие!), чем в школьном возрасте, где можно, в принципе, уже ограничиться библиотекой, а то и вовсе ридером.

П.С. Написала это, а потом начала оформлять ссылки на серии недорогих книжек от Самовара, Адониса и других, и увидела, что немало отечественных авторов «спряталось» там, в тонких, иногда даже невзрачных книгах, с аляповатыми иллюстрациями… Эх, вот бы всех их на плотную «меловку», да в тандеме с хорошими иллюстраторами, да с интересными рисунками на КАЖДУЮ с траницу, да под твердую обложку, да в увеличенном формате… Чем не Оливии-Кролики получились бы? Цена взросла бы в разы, так и Кролей-то покупаем не за копейки ведь…

Продолжение: пост на бб со списком СТИХОВ.

Полная версия здесь.

Книги для детей 2 года. Книги для детей 2-3 года. Список книг для детей 2-3 года.

Источник

Сказкотерапия в работе с детьми раннего возраста.

   Подготовила: воспитатель МАДОУ

                                                                                                   «Детский сад №41

                                                                                     присмотра и оздоровления»

Читайте также:  Ребенку 2 года слезится глаз

                                                                                               Забатурина Е.В

      Малыши уже в раннем возрасте склонны к творческой деятельности, через которую они познают окружающий мир. Самый распространенный вид детского творчества — это театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.       С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами-игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику.  Познавая через мир сказки, через мир театра понятия «добро и зло», они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к животным.

Театр для ребенка — это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал Константин Дмитриевич  Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались   Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Сергеевич Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка.

Уже в первой младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки. Мир сказки детям раннего возраста близок: первые сказки им читают мама и папа, бабушки и дедушки. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это первые безопасные уроки жизни. С помощью сказок родители передают ребенку ценности и убеждения, обычаи и способы поведения. Но самое главное – с помощью сказок они ненавязчиво формируют сценарий, по которому будет развиваться вся дальнейшая жизнь малыша. 

Именно поэтому сказкотерапия — самый детский метод. Чем сказка отличается от сказкотерапии? «Сказкотерапия» — здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче взаимодействует с окружающими его взрослыми и детьми. Сказка помогает ребёнку глубже понять поведение и поступки людей. На собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое «хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию, в игровой манере мы можем ненавязчиво научить ребёнка нормам поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.   Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

      Сказкотерапия  не имеет возрастных ограничений. Данный метод  при работе с малышами выполняет несколько основных функций: развлекательную, обучающую и успокаивающую. Его воздействие на детей часто оказывается более эффективным, чем просьбы родителей.

       Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников.  Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

    Основанием для моей деятельности по внедрению приемов сказкотерапии в работу с детьми раннего возраста послужили следующие причины: 

— необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи  современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;

— недостаточная информированность родителей  о работе с детьми в детском саду по  использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Основная цель работы: оказание  помощи детям раннего возраста  в адаптации к условиям дошкольной  образовательной  организации, использовать приемы положительного влияния сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

  • Задачи в работе с детьми: 

— способствовать снятию эмоционального напряжения, снижение тревоги, проявлений отрицательных эмоций

— развивать навыки взаимодействия детей друг с другом

— развивать внимание, речь, воображение

— развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

В работе с родителями:

  • способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;
  •   вовлекать родителей, как активных участников, в воспитательный и оздоровительный процесс.

    В работе с детьми я опираюсь на материалы следующих методических пособий:

Читайте также:  Цитомегаловирус igg положительный у ребенка 2 года

1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

  2)  Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» — М.:ТЦ Сфера, 2010.;

  3) Капская А.Ю., МирончикТ.Л. «Планета чудес» (Развивающая сказкотерапия для детей) — М.:ТЦ Сфера, 2008.;

  4) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Тренинг по сказкотерапии», СПб.: Речь, 2010;

  5) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия», СПб.: Речь, 2011;

  6) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008.

   Татьяна Дмитриевна Зинкевич — Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Существует несколько форм работы со сказкой:

1.Анализ сказок.

2.Рассказывание сказок.

3.Переписывание сказок.

4.Постановка сказки с помощью кукол.

5.Сочинение сказок.

В работе с детьми раннего возраста я использую рассказывание сказок, постановку сказки с помощью кукол.

       Сказкотерапию я применяю как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе. Конечно,  у индивидуальных занятий больше возможностей.

      На протяжении нескольких лет я использую  методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольной  образовательной организации, а затем в оздоровительной работе с детьми.

       Для проведения данной работы привлекались родители, изготовившие специальное оборудование:  ящик для игры с песком, игрушки, разнообразные фигурки, природный материал. подготовили песок. В ходе организации и проведения сеансов сказкотерапии  используются различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.

      Прежде чем начать играть, отрабатывались правила игр с песком: не ссориться, не бросаться песком, не разрушать то, что создает другой ребенок. Сеанс сказкотерапии  проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить  (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого  имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.  Вместе с детьми мы строим картины из песка, придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных навыков, исследовательских способностей.

     Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

    Сеанс сказкотерапии  имеют  длительностью 8-10 минут. Для сказкотерапии можно я использую известные детям сказки.

   В первой части —  игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят, пересыпают.

    В основной части —  рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки.

    В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду деятельности.

     Педагог является непосредственным активным участником занятия – заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

     Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим,  забывая  на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет  спонтанные, живые и естественные реакции детей.

   Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках,   а  также  зрительное  представление происходящего события. Дидактические игры учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции.

Работа по внедрению методов  сказкотерапии  в работу с дошкольниками проводится и с родителями.  Им были предложены консультации «Сказка для детей», «Сказкотерапия — что это?», «Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО»; рекомендации по ознакомлению со сказками дома: «Какие сказки читать на ночь?», «Реальность сказочной жизни», «Как сочинить лечебную сказку?», мастер – класс «Давайте поиграем» (ознакомление родителей с приемами арт – терапии).

        В работе с детьми по методу сказкотерапии в течение года показала положительную динамику в развитии детей, улучшении их эмоционального благополучия.  Сократилось время адаптационного периода (от недели до двух), у некоторых детей это время сократилось до четырёх дней (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны).  После проведённой работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении  при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

   Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста является весьма эффективным и многуфункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам  ДОО к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста. 

Литература:

1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

2)  Микляева Н.В.,Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и семье» — М.:ТЦ Сфера, 2010.;

3) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.: Речь, 2008;

4) Интернет – источники.

Источник