Скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка

Раннее детство — возраст от рождения до 3 лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами.

Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Источник

Особенности развития детей раннего возраста

Раннее детство – важный период в становлении всех органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не только имеют наследственную составляющую, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни малыша. В это время наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому так важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Для того чтобы сохранять и укреплять здоровье детей, большое значение имеет оздоровительная работа: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием ребенка и его здоровьем. Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н. М. Аксариной. В чем они заключатся?

Во-первых, для раннего возраста характерен ускоренный темп развития организма. В этот период наблюдается быстрое увеличение массы и длины тела, совершенствование всех функций мозга. Малыш рождается беспомощным существом. Но уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются движения, сенсорное восприятие, малыш овладевает речью.

Читайте также:  Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии ребенка

Интенсивный темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. Есть периоды медленного накопления, когда идет замедление в становлении некоторых функций организма, и так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность самостоятельного изучения окружающего мира. С одной стороны, ходьба как бы на время замедляет проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой стороны, именно ходьба способствует непосредственному общению ребенка с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Л. С. Выготский выделил критические периоды в развитии ребенка:1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей:

•        1 год – овладение ходьбой;

•        2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи;

•        3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность;

•         6–7 лет – период школьной зрелости;

•        12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания.

Скачкообразность говорит о нормальном, закономерном процессе развития организма ребенка. А отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии и воспитании детей. Поэтому очень важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания у него нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребенка. Они могут сопровождаться ухудшением здоровья ребенка, его работоспособности и иными функциональными расстройствами. В этот период малыш особенно нуждается в хорошем тщательном уходе, в щадящем его нервную систему режиме.

В раннем возрасте взаимосвязь с окружающим миром устанавливается быстрее, но закрепление реакций происходит в замедленном темпе. Для малышей характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. (Поэтому и требуется повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих взрослых на ребенка и его самостоятельной деятельностью).

Неравномерность, скачкообразность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина определили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и наметили ведущие линии в его развитии. Они говорили, что при воспитании детей большое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у малыша в 3 месяца, умение пользоваться несложными предложениями при общении с взрослым в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.

В связи с тем, что организм ребенка в первые три года жизни развивается быстрыми темпами, отмечают большую ранимость детей. В этом возрасте дети легко заболевают, происходит частая смена настроения, быстрая утомляемость. Все это характерно для стрессовых ситуаций, каким и является период адаптации при поступлении ребенка в детский сад.

Однако ускоренный темп развития возможен только при большой гибкости и пластичности организма, больших его компенсаторных возможностях. В большей степени это касается функций мозга. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому с помощью специально направленных воздействий можно достигнуть достаточно высокого уровня развития малыша и более раннего формирования той или другой функции.

Развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, обобщать, различать, сопоставлять должно лечь в основу обучения детей раннего возраста. Эти способности будут нужны в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний и жизненного опыта.

Еще одной особенностью периода раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий и физически полноценный малыш меньше подвергается заболеваниям и лучше развивается психически. Но даже небольшие нарушения в состоянии здоровья ребенка негативно воздействуют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление тесно связано с настроением ребенка, и если удается поддержать позитивные эмоции, самочувствие его улучшается, и быстрее наступает выздоровление.

В первые три года жизни для здорового ребенка характерна высокая степень ориентировочных реакций на окружающий мир. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Учеными доказано, что если ребенок ограничен в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными особенностями, то темп его развития замедляется. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, наполненной новыми впечатлениями. Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние ребенка, способствующее его интеллектуальному развитию.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в соответствии с фгос дошкольного

Большое значение в раннем детстве приобретают эмоции, которые необходимы при проведении режимных процессов: при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего развития. Залогом становления личности ребенка является раннее формирование позитивных эмоций на основе установления социальных связей с взрослыми, а в дальнейшем – со сверстниками. Эмоциональная сфера оказывает большое воздействие и на формирование познавательных способностей детей.

В раннем возрасте интерес к окружающему миру является непроизвольным и в большей степени обусловлен социально. Заставить малыша слушать или смотреть невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому здесь особую роль играют положительные эмоции. Дети часто реагируют на интонацию речи, эмоциональный настрой, еще не понимая ее смысла, легко улавливают их и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и трудности воспитания детей раннего дошкольного возраста.

Ведущая роль в развитии детей раннего возраста конечно принадлежит взрослому. Он создает и обеспечивает условия, необходимые для развития и сохранения здоровья малыша. Общаясь с ним, несет ласку, тепло, и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон взрослого, спокойное, ровное отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

С раннего возраста у детей начинают формировать самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого достаточно рано начинает доставлять малышу удовольствие. И только научившись говорить, он идет к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность ребенка в проявлении активности, самоутверждении следует поддерживать. В игре дети часто сами пробуют преодолеть какие-то трудности, и не стоит им сразу же помогать. Ребенок должен попытаться самостоятельно выполнить действие. Это является одним из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

Нарушение деятельности ребенка часто является причиной его неуравновешенного поведения. В раннем возрасте ребенок не умеет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, поэтому резкий срыв или требование немедленно прекратить, например, игру и заняться чем-то другим ему непосильно и вызывает резкий протест. Но если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем мыть руки душистым мылом. А на обед будем есть вкусные блинчики. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» – малыш охотно подчиняется.

В воспитании ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности разный: одни быстро утомляются, им чаще требуется смена подвижных и спокойных игр, более раннее укладывание спать, чем другим. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют, чтобы их вызывали на такие контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также по-разному: одни медленно, беспокойно, им необходимо, чтобы рядом находился воспитатель; к другим сон приходит быстро, и они не нуждаются в воздействиях со стороны взрослого. Во время игры одни малыши легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы задание было достаточно трудным, но посильным), другие ждут помощи, поддержки и поощрения. Поэтому знание индивидуальных особенностей ребенка не только поможет воспитателю найти нужный подход, но и будет способствовать формированию определенных черт личности подрастающего человека.

Зачастую причиной неуравновешенного поведения детей становится неправильная организация их деятельности: когда не удовлетворяется потребность в двигательной активности, ребенок не получает достаточно эмоций, впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении могут происходить еще и потому, что своевременно не удовлетворены органические потребности: ребенок голоден, не выспался, на нем неудобная одежда и так далее. Поэтому, режим дня, тщательный гигиенический уход, правильное проведение всех режимных процессов: кормления, сна, гигиенических потребностей, своевременная организация самостоятельной деятельности ребенка, занятий – все это является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него хорошего настроения.

Литература:

  1. Афонькина Ю.А.»Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста»: Методическое пособие. -М.: АРКТИ,2010. -80 с.
  2. Выготский Л.С. Психология. Серия «Мир психологии» – М.: 2000. – 1008с.
  3. Жердева Е.В. » Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня)’‘. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 186 с.
  4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2007.

Источник

Понятие закономерности и неравномерности развития

Исследования, проводимые в области развития человека, выявили ряд важных закономерностей развития. Данные закономерности должны присутствовать в период становления и развития каждого человека. В том случае если нарушается их ход или «выпадает» какой-то период, то может наблюдаться отставании в развитии.

В практической педагогике принято выделять следующие закономерности развития человека:

  1. В раннем возрасте физическое развитие происходит интенсивно, по мере того как человек становится старше, тем его развитие становится медленнее.
  2. Физическое развитие ребенка не равномерно, в определенные периоды оно протекает интенсивнее, в другие – медленнее.
  3. Развитие каждого человеческого органа происходит в индивидуальном темпе, в общем же все части тела развиваются не только неравномерно, но и не пропорционально.
Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет центр воронеж

Замечание 1

Физическое развитие ребенка находится во взаимосвязи с духовным. Динамика духовного развития имеет значительные колебания, которые обусловлены неравномерностью развития и созревания нервной системы и психических функций.

Духовное развитие так же имеет ряд закономерностей:

  1. Темпы духовного развития находятся в зависимости от возраста человека. Чем человек моложе, тем выше темп его духовного развития, с возрастом темп замедляется.
  2. Духовное развитие протекает неравномерно. Это связано с тем, что в разных жизненных ситуациях, благоприятных и не очень, психические свойства и функции личности, находятся на разных уровнях развития. Так ряд условий могут оказывать положительное кратковременное влияние на развитие качеств личности.
  3. Для становления и развития различных видов психической деятельности, существуют оптимальные периоды жизни человека. Именно в эти периоды важно развивать данные деятельности, так как с их становлением связано развития духовных качеств личности. Указанные периоды развития, являющиеся оптимальными для становления различных качеств личности, принято называть сенситивными.

Основные причина сенситивности развития:

  • Неравномерное созревание головного мозга
  • Неравномерное созревание нервной системы
  • Неразвитость предшествующих качеств и свойств

Замечание 2

Так же необходимо отметить, что большое значение в развитии и становлении является процесс социализации ребенка и его жизненный опыт.

Характеристика неравномерностей развития

Определение 1

Развитие – это направленный процесс изменения духовных и материальных объектов личности, с целью их совершенствования.

Процесс развития по своей природе является неравномерным, то есть развитие различных психических свойств, функций и образований осуществляется неравномерно.

Неравномерность развития – это природная закономерность психического и физического развития и становления.

Все психические функции имеют свой особенный темп и ритм становления. Какие-то развиваются быстрее и «подтягивают» за собой другие. После может быть так, что функции, которые отставали, с возрастом приобретают приоритет в развитии и выходят на первый план. Некоторые развиваются и образуют основу для дальнейшего становления и усложнения психической деятельности ребенка. Например, в младенчестве у детей интенсивно развиваются органы чувств, на основании которых в последующем формируются предметные действия. В дальнейшем, уже предметные действия переходят в особую деятельность, оказывающую влияние на становление и развитие речи, мышления, памяти и т.д.

Все психические и физические процессы протекают не равномерно, что обуславливает неравномерное развитие личности. То есть нельзя ставить детей в определенные рамки и шаблоны. Кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить и т.д. Все это обусловлено закономерностями возрастного развития и наличием в каждом периоде ведущих видов деятельности.

Большое значение в развитии имеют задатки, которые были переданы ребенку по наследству от родителей.

Определение 2

Задатки – это переданные по наследству от родителей природные предпосылки развития личности, определяют успешность в выполнении определенной деятельности.

Задатки определяют успехи в осуществлении какой-либо деятельности. Ребенок, имеющий задатки в конкретной деятельности, соответственно и развивается в этом виде деятельность быстрее своих сверстников. Например, в том случае, если имеются художественные задатки, то ребенку интересно рисование, соответственно хорошо развивается мелкая моторика, которая влечет за собой успешное становление и развитие речи.

В процесс становления ребенка, необходимо обращать пристальное внимание на его развитие. Это связано с тем, что если отмечаются какие-либо проблемы, то их необходимо устранять и предотвращать незамедлительно. Иначе можно упустить сенситивный период.

Для того, чтобы понять протекает ли развитие полноценно или же имеются какие-либо отклонения, необходимо знать, как протекала беременность и роды, условия проживания матери, а также ребенка в первые месяцы жизни.

Игнорирование неравномерности развития ребенка приводит к тому, что дети со слабым развитием могут начать отставать все больше и больше в развитии. Способные дети, чье развитие игнорируется родителями и педагогами могут утратить интерес к обучению.

Акселерация

Одной из актуальных проблем развития является акселерация.

Определение 3

Акселерация – это ускоренное умственное и физическое развитие живого организма.

В настоящее время проблема акселерации детей, занимает умы врачей, биологов, социологов и преподавателей всего мира.
Выделяют следующие виды акселерации:

  1. Биологическая акселерация – это изменения, которые касаются биологии развития человека.
  2. Социальная акселерация – это увеличение объема знаний и скорости восприятия информации. У детей нынешних времен, скорость восприятия информации значительно выше, по сравнению с их сверстниками 50-100 лет назад.
  3. Половая акселерация — это ускоренное половое созревание. Половое созревание у современных детей наступает на 2-3 года раньше, чем в начале прошлого века.

Таким образом, переходный возраст девочек и мальчиков передвинулся в среднем на 2,5-4 года вперед по сравнению с предыдущими поколениями.

Источник