Сюжетно ролевые игры в развитии общения ребенка

Татьяна Самборецкая
Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста»

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

В настоящее время проблема развития навыков общениястоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто — либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.

Актуальность изучения игры и ее роли в развитии общения детей дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности детей, значимыми для разработки адекватной стратегии педагогического сопровождения развития ребенка-дошкольника средствами игры как ведущей для данного возраста деятельности. Игра для дошкольника является универсальной формой деятельности, в которой происходят основные изменения в психике. В игре определяются отношения ребенка с окружающими людьми, происходит подготовка к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

На первом этапе была изучена литература о роли сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что помогло мне выстроить собственную работу по развитию навыков общения детей через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую игры. Ознакомилась с особенностям общения детей дошкольного возраста в работах отечественных педагогов и психологов М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Б. Добрович и др. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой и др.

Работа по данной теме началась с диагностики детей и анкетирования родителей. Было отмечено, что не все дети проявляют умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.

Поставлена цель — развитие навыков общения детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:

развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

• воспитывать позитивное отношение друг к другу;

развивать умение взаимодействовать;

• формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;

• с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.

Основные цели и задачи, которые я выполняла при проведении сюжетно – ролевых игр: развивать умения ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.

В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно – ролевых игр.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.

В начале были выбраны более простые по содержанию игры такие как «Угостим подружек чаем», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя заболела», «Купание куклы» и т. д. Это игры с куклами и кукольными персонажами. Их я использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось детям, у которых отмечалось не желание вступать в контакт.

Читайте также:  Значение для развития ребенка белков

Затем я проводила игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («В гости в Калсону», «Строим дом для Мишки», «Принимаем гостей»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь я уже не использовали куклы и другие игрушки, а дети принимали роли на себя, таким образом, дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.

На протяжении всей работы отмечалось активное включение детей в игру, контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно включаться в игру, развивать сюжет, выбирать необходимые атрибуты. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того,наблюдалась положительная динамика в повседневной жизни: дети стали обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Мною был разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам игровой деятельности дошкольников – «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль игры в развитии ребенка и участие родителей в организации игры», беседы, оформление папок передвижек, привлечение к участию в досугах и развлечениях, помощь в изготовлении атрибутов для игр. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Игровая деятельность является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком. Постоянный акцент на положительные поступки, добрые дела помогают формировать у детей позитивное отношение к миру, добрые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что является одной из задач ФГОС ДО.

Свой опыт работы представила на педагогическом совете, родительском собрании. Для педагогов ДОУ показала открытый просмотр сюжетно-ролевую игру «Купание куклы Маши».

Работа по развитию навыков общения средствами сюжетно-ролевой игры будет продолжена и далее. Совместно с родителями будут организовываться родительские собрания, дни открытых дверей, консультаций. В беседах будем предлагать родителям примеры игр направленных на развитие навыков общения доступных для детей дошкольного, это своего рода домашние задание.

Список литературы:

1. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 384 с.

2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте:учебное пособие — СПб: Питер, 2008. — 272 с.

3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. № 6. С. 62 — 68.

4. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до шести. — М.: Просвещение, 1996. — 160с.

5. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение – М.: Педагогика, 1975. – 111 с.

6. Калиниченко, А. В. [и др. ] Организация игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 112 с.

7. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению.: популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

8. Краснощёкова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 251с.

9. Карабанова, О. А. [и др. ] Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка – М.: Педагогика, 1997. — 384с.

11. Лисина, М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками -М.: Педагогика, 1989. — 239 с.

12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения — М.: Педагогика, 1986.- 144 с.

13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность.- М: Педагогика, 1975. — 265 с.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка в процессе

14. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с.

15. Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя. — М.: Гном, 1990. – 160 с.

16. Менджерицкая, Д. В.Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

Источник

Любовь Иванова
Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»

Предисловие.

Уважаемые педагоги

дошкольных образовательных учреждений!

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.

Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включится в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно, кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности.

Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста, поэтому я считаю, что данная разработка поможет Вам понять значение игры для развития ребёнка, социальную природу ролевой игры, главные противоречия детской игры.

Предлагаю Вашему вниманию из опыта работы план организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

Надеюсь, что данный материал будет Вам полезен.

Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов, радости и удовлетворения в труде!

Введение.

Понятие «игра» в русском языке многозначно. Ролевая игра, или творческая игра, появляется в дошкольном возрасте. Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выбирая определённую роль, имеет и соответствующий этой роли образ – доктора, водителя, мамы, дочки. Из этого образа вытекают игровые действия ребёнка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или весёлой, ласковой и нежной. Образ проигрывается и запоминается. Почти все ролевые игры детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.

Игра берёт свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребёнка в период раннего детства. Сначала ребёнок поглощён предметом и действиями с ним. Когда он овладеет действием, то начинает осознавать, что действует сам, как и взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. Нам известно, что в дошкольном возрасте внимание переносится с предмета на человека, благодаря чему, взрослый и его действия становятся для ребёнка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр,один из них: образно – ролевая игра.

Мы наблюдаем, как ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для развёртывания такой игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Образно – ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного возраста. В практической части я предложу Вашему вниманию план организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, а состав участников может быть ограничен одним — двумя детьми. Например, трёхлетний ребёнок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры.

Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.

Игра начинается с договора. Старшие дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок начинает понимать и принимать ролевые права и обязанности. Например, «врач», если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать, чтобы «пациент» выполнял его указания.

В сюжетно-ролевой игре дети отражают окружающий мир и его многообразие. Они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и т. д. По мере взросления ребёнка, усложняются сюжеты игр. Например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет – 50 минут. Наряду с разнообразием сюжетов, увеличивается и длительность игры. Игровой сюжет чаще всего не планируется ребёнком младшего возраста, а возникает ситуативно, в зависимости от того, какой предмет попал ему в данный момент в руки. Игра же у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

Читайте также:  Приложения о развитии ребенка

Актуальность проблемы.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

В игре дети познают смысл человеческой деятельности, начинают ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений.

• Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка.

• В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.

• Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка.

• В развитой сюжетно-ролевой игре у детей формируется творческое воображение.

• Игра способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления.

• Игра создаёт реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребёнку для успешного перехода к учебной деятельности.

Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина, ролевая игра является «выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для дошкольного возраста». В игре выражается такое стремление ребёнка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребёнка. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берут на себя дети. Роль является основной единицей развитой формы игры, а игровое действие является способом осуществления роли. Например, роль шофёра или продавца невозможно выполнять без реальных игровых действий.

Наши дошкольники, к сожалению, проводят много времени у экранов телевизоров, поэтому лучше знакомы с жизнью иностранных героев и предпочитают брать на себя их роли, а не производственные или профессиональные (врача, повара, учителя). Однако это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность людей, их поступки и отношения.

Цель разработки: оказание методической помощи воспитателям в понимании значения, социальной природы, противоречий ролевой игры для развития ребёнка и в планировании организации сюжетно-ролевой игры.

Содержание проблемы.

Как возникает роль в игре ребёнка?

Ответу на этот вопрос посвящено исследование Н. Я. Михайленко «Педагогические принципы организации сюжетной игры», в котором осуществлялись разные стратегии формирования ролевой игры: пересказ простого сюжета, показ игровой ситуации, эмоциональное подключение ребёнка к сюжетной игре и др.

Главный вывод из этого исследования: переход к роли в игре требует руководства со стороны воспитателей и родителей. Для того чтобы сформировать ролевую игру, я в своей практике провожу совместные игры с детьми и стараюсь фиксировать все произведённые ребёнком действия: «ты играл в доктора», «ты играл в почтальона». После совместных игр, дети охотно играют при простом сюжете и легко берут на себя роли.

Самое важное – сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнёра через игровой образ.

Содержанием игры старших дошкольников становится выполнение правил, вытекающее из взятой на себя роли. Дети 6-7 лет внимательно следят, насколько их действия и действия партнёров соответствуют общепринятым правилам поведения –бывает так или не бывает: «мамы так не делают» или «суп после второго не едят». Игра с правилами способствует продуктивному для ребёнка общению, его социализации.

Склонность к игровой деятельности присуща не всем детям и зависит от темперамента. Поэтому, чтобы научить детей играть в традиционные сюжетные игры,я стараюсь придерживаться следующих принципов:

•Начать играть с ребёнком самим, рассказать, как играли вы, ваши родители, в какие игры.

•Придумать или пригласить посредника – куклу, партнёра по игре.

•Поощрять в ребёнке все проявления инициативы и фантазии: новые слова, образы, ассоциации, новые роли.

•Использовать театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или театра масок (для застенчивых детей важно, что не видно их лица)

•Не привлекать в игру ребёнка вопреки его желанию, важно, чтобы ему было комфортно.

Умение играть – это не просто возрастной навык, это элемент жизненной философии, делающей жизнь человека более лёгкой и радостной. К концу дошкольного возраста игра изменяется и достигает высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы. Для первой фазы (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия. Во второй фазе (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра –одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет. Но именно в игре создаётся нечто новое, чего не было раньше. Это относится и к играм детей. То, что «проиграно», превращается затем в реальность.

Источник