Сюжет для игры с ребенком 3 года
Сюжетно-ролевые игры для детей младшей группы в домашних условиях
Дочки-матери
Пожалуй, самые распространенные — сюжетно-ролевые игры. Название «Дочки-матери» здесь — собирательное, на самом деле игр, связанных с домом, семьей, с отношениями между членами семьи, великое множество. В таких играх малыш учится прежде всего общению. Какие примерно сюжеты можно предложить ребенку:
• день рождения, праздник или просто «гости» (кукла и зайчик, например, приходят на день рождения к плюшевому мишке, он накрывает стол и угощает гостей; обыгрываются ситуации встречи, вручения подарков, благодарность, чаепитие, прощание после праздника);
• обычный день ребенка, или «нянчим малыша» (просыпаемся, умываемся, кушаем, одеваемся на прогулку и т. д.), когда в роли «малыша» выступает кукла, а ребенок становится «мамой»;
• «готовим обед» (особенно когда малыш вместе с мамой на кухне: можно доверить крохе почистить вареные яйца или пластиковым ножом порезать вареные овощи, разложить на тарелках кусочки сыра или колбасы — пусть малыш «играет» в шеф-повара ресторана, а заодно учится сервировать стол и помогает маме готовить);
• «занимаемся уборкой»;
• «учим» куклу какому-то занятию (стирать или гладить одежду, заплетать косички, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, чистить обувь и т. д. — любое домашнее дело малыш освоит с легкостью в игре, ведь это кукла — «неумеха»!).
Водитель и пассажиры
Малыш уже знаком с видами городского транспорта? Значит, он может сыграть роль водителя автобуса, троллейбуса или трамвая. Предложите ребенку сделать из подручных средств «автобус» и «остановку». Пригодятся любые коробки или кубики, из них можно соорудить сиденья (пассажирами будут игрушки). Для себя водитель-малыш готовит «водительское место»: небольшой стульчик — кресло шофера, нарисованные на крышке от обувной коробки или на плоской коробке из-под конфет «кнопочки» и «клавиши» — панель управления, а обычная одноразовая тарелка станет замечательным рулем. Водитель «подъезжает» к «остановке», комментируя каждое действие: «Осторожно, двери закрываются!», «Следующая остановка детский сад!» (Или почта, школа, магазин, поликлиника…) Обратите внимание малыша, что водители очень хорошо знают Правила дорожного движения, пусть ребенок «останавливается» на красный свет светофора, пропускает пешеходов на переходе и т. д. Вы можете «играть» и говорить за пассажиров, заодно на примере игрушек моделировать различные жизненные ситуации: как помочь пожилому человеку подняться в автобус, как уступить место, как оплатить проезд… Предлагайте «внештатные» сюжеты — автобус вдруг сломался, его надо починить. Водитель может взять инструменты (если нет игрушечных, это могут быть палочки, кубики, карандаши, детали конструкторов) и «повозиться с мотором». А может, малышу хочется побыть пассажиром? Тогда поменяйтесь ролями.
Подобные игры можно проводить, опираясь на личный опыт ребенка. Вы уже путешествовали на самолете, поезде или корабле? Значит, малыш сможет побыть:
• стюардом/стюардессой,
• машинистом,
• капитаном,
• проводником,
• кондуктором,
• контролером и т. д.
Используя игрушечные машинки, можно поиграть в «такси», перевозку грузов («Мишка переезжает в новую берлогу», «Кукла перевозит мебель из магазина в квартиру», «Грузовик везет материалы на стройку» и т. д.). Можно и в гонки поиграть, и в погоню полицейских за нарушителем Правил дорожного движения.
Врач и пациенты
Вариантов игры множество:
• врача вызывают на дом (он осматривает больного, выписывает рецепт — продолжить игру можно в «аптеке»);
• доктор лечит в больнице кукол/зверей;
• врач ведет прием в поликлинике…
Если нет игрушечного набора доктора, можно использовать карандаш вместо шприца или термометра, обычную чайную ложку, чтобы «осматривать» горло, любые пластиковые баночки и пузырьки «с лекарствами» (например, из-под питьевого йогурта), а бумажные прямоугольнички подходящего размера вполне заменят горчичники и рецепты. Малыши любят бинтовать и смазывать игрушкам «ранки», так что приготовьте небольшие полоски ткани или бинтик. Смочите чистой водой и отожмите ватный спонжик для косметики — это будет «целебная мазь» (слегка влажные протирания игрушкам-пациентам не повредят). В таких «медицинских» играх легко обучить ребенка различать части тела, правильно их называть. Это касается не только внешних, но и внутренних органов. Что до сюжетов — их великое множество. Зайка убегал от волка и повредил лапку… Кукла прыгала по лужам и простудилась, у нее поднялась температура … Медвежонок полез в улей за медом и его ужалила пчела… Невнимательный Буратино перебегал дорогу и его сбила машина… Но, скорее всего, малыш сам подскажет «историю», которую он хочет «сыграть». Игры «в доктора» воспитывают у ребенка чувство сострадания, учат заботиться о близких и тех, кто нуждается в помощи.
Продавец и покупатель
И в этих играх бесчисленное множество сюжетов. Магазин может быть продовольственным или промтоварным, а малыш по желанию станет продавцом или покупателем. Витрины и прилавок легко сделать из подручных коробок разного размера, товарами послужат игрушки ребенка или настоящие вещи, продукты (если игра проходит на кухне, когда мама занята приготовлением обеда/ужина). Интересно ведь «продать» маме для борща морковку и картошку, взвешивая их на кухонных или игрушечных весах. В играх такого типа можно познакомить ребенка с различными ситуациями, которые часто возникают во время реальных походов в магазин, обучить малыша правильному поведению: здороваться и прощаться с продавцом/кассиром, вежливо обратиться, попросить показать нужную вещь, правильно сформулировать вопрос. Ведь если покупатель попросит дать ему «вон ту красненькую кофточку» или «те теплые ботинки», продавец обязательно поинтересуется размером. Малышу следует понимать, что вещи бывают разные: детские и взрослые, зимние и летние, спортивные и для торжественных случаев… В игре легко научить ребенка различать и виды продуктов: бакалея, хлебобулочные изделия, мясные и молочные товары, овощи, фрукты, кондитерские изделия и т. д. Да и магазины отличаются друг от друга: супермаркет не похож на спорттовары или автосалон, а в строительном или мебельном магазине не продают галантерейные товары… Кроме того, «магазинные» игры дают прекрасную возможность научить малыша основам счета, ведь ребенок должен уметь «оплатить» покупку и «правильно дать сдачу» (если он играет продавца). Сюжеты легко придумает даже сам малыш, ведь он уже давно ходит с вами за покупками.
Парикмахерская (+ другие профессии)
В такие игры, где можно сделать прически куклам, обычно любят играть девочки, но и мальчикам можно предложить побыть «известным мастером». Игра особенно хороша для тех малышек, которым необходимо самим научиться заплетать косы, завязывать банты, пользоваться заколками и резинками. Но так как мы играем в «парикмахерскую», важно научиться вежливо общаться с клиентами, пользоваться расческой и ножницами (если, конечно, не жалко поэкспериментировать со стрижками кукольных волос). И, безусловно, попробовать «вымыть голову» клиенту — такое умение пригодится как сыну, так и дочери.
Парикмахерская здесь взята для примера, а профессий-то множество. Вот и играйте с малышом в пожарных или садовников, пограничников или поваров, артистов или рыбаков… В таких играх легко познакомить ребенка с различными видами профессиональной деятельности людей.
Зоопарк + превращения в зверей
Если вы играете в «поездку в зоопарк», у вас есть замечательная возможность в игре познакомить малыша с различными животными, рассказать об их жизни в природе, «покормить» зверей (заодно узнав, кто чем питается). Если поиграть в «работников зоопарка», можно «почистить клетки», приготовить «корм», раздать животным «обед», повторив при этом, какие звери хищные, к кому надо подходить с осторожностью, а к кому лучше вообще не приближаться. Эта игра направлена на воспитание у ребенка не только любви к животным, но и разумной осторожности.
Кроме того, можно поиграть в «жизнь животных». Малыши с удовольствием обычно «превращаются» в зайчиков или львят (или других «звериных детенышей»). Так что можно и норки рыть, и корм добывать, и на охоту ходить, и от охотников прятаться… А еще можно поиграть в «лес», «джунгли», «ферму» и т. д., используя игрушечные фигурки животных.
Строительство
Тоже бесконечная игра. Она позволяет познакомить малыша с различными строительными профессиями, строительной техникой, зданиями разного назначения. Строить можно что угодно, от простых гаражей, мостов и башенок до средневековых замков и космических портов. Пригодятся не только строительный материал в виде кубиков и конструкторов, но и подручные средства: коробки, палочки, баночки, пластиковые лоточки. Помнится, мой сын «с боем» отобрал у папы новую тапочку с закрытой передней частью и устроил из нее «бульдозер». Так как играл сын долго и увлеченно, папе пришлось покупать еще одну пару домашней обуви, но оно того стоило! «Бульдозер» служил верой и правдой несколько месяцев, превращаясь время от времени то в «ракетный катер», то в «голодного крокодила», то в «пещеру» для мелких игрушек, они там «жили» и «спасались от врагов»…
Цирк
Веселое представление, особенно если вы с малышом недавно посещали цирк, будет чудесной игрой. Кукла может «ходить по канату», или станет ассистенткой фокусника, или будет дрессировать плюшевого медвежонка и собачку. На лошадке наездник-тигре- нок покажет чудеса ловкости, а деревянный Буратино или пластмассовый робот станут акробатами или иллюзионистами. В зависимости от тех цирковых номеров, которые вам запомнились, игра может надолго увлечь ребенка.
Спортивные соревнования
Это и игры на ловкость (малыш может соревноваться и сам с собой, и с игрушками, и с друзьями), и «тренировки», и спортивные представления. Здесь прекрасно используются спортивные игрушки: мячи, скакалки, кегли и т. д. Но и с обычными игрушками игра будет не менее занимательной. Например, выступает медвежонок-гимнаст, а кукла — «известная фигуристка». Даже в ванной при купании поиграть в соревнование по плаванию будет интересно для малыша: кто быстрее доберется до бортика ванной: резиновая утка или пластмассовый кораблик, если ребенок подгоняет их «волной»?
Солдатики
Испокон веков любимой игрой мальчиков были солдатики. «Войнушки», «враги и наши», «наступление и бой» — эти слова из «военных» игр. Самый элементарный сюжет: «наши наступают, враги убегают». В этих играх можно рассказать малышу о реальных военных подвигах наших солдат: и во времена Дмитрия Донского или Александра Невского, и в войне 1812 года, и в Великой Отечественной войне. Сюжеты, взятые «из жизни», помогут малышу узнать самые первые исторические военные факты, познакомят с подвигами наших дедов и прадедов, позволят гордиться славными военными победами предков. Большую помощь в организации «боевых» игр окажут детские книги на подходящие темы, их можно прочитать вместе с малышом, а потом поиграть в «героев».
Из этой же серии игры в разведчиков, летчиков, моряков, танкистов и т. д. В основном играют мальчики, но и девочек берут на роли санитарок или поваров. Конечно, группой играть интереснее, но если вы устроили «войнушку» дома, малыш может быть главным героем, а зайцы, мишки, куклы — рядовыми. Обычно с удовольствием принимают участие в таких играх папы, здесь дело может дойти и до постройки «крепости» из стульев и кресел, и до «обстрела врага» какими-нибудь мягкими снарядами вроде диванных подушек… Главное, чтобы мама не стала реальной медсестрой, когда в пылу битвы мужчины заработают настоящие синяки, а некоторые герои-воины расплачутся…
«Литературные» сюжеты
Раз уж мы затронули тему книг, подскажем: очень много сюжетно-ролевых игр можно взять из книг, которые вы читаете ребенку. Интересуется малыш динозаврами, просит почитать про птеродактилей и диплодоков — поиграйте в «доисторические времена». Нет под рукой игрушек-динозавров — не беда, их можно нарисовать, вырезать, склеить. «Древний лес» легко изготовить из трубочек от туалетной бумаги или из-под фольги, пищевой пленки, это готовые «стволы». Покрасьте их в коричневый цвет, приклейте сверху и сбоку зеленые бумажные «листья», пусть в этой «чаще» прячутся и живут динозавры.
Если малыш увлечен акулами, китами и осьминогами и каждый вечер просит перед сном «почитать про море», сделайте вместе «подводный мир» из обувной коробки, раскрасив внутренние стенки в подходящие морские цвета и нарисовав водоросли, кораллы и песок с камнями. Ребенку не важно, что мама совсем не художник, он дополнит ваши рисунки своей неуемной фантазией. И неудачная, на ваш взгляд, буро-коричневая клякса превратится в подводную скалу. А может, это вход в жилище-пещеру гигантского кальмара или злой мурены? Заселите «подводный мир» обитателями и играйте. Сюжеты самые разные: акула охотится на рыбок, или осьминог борется с кальмаром, или дельфин спасает водолаза… Малыш может играть разные роли и разговаривать за различных персонажей, а ваша задача — рассказывать о жизни морских обитателей, подсказывать, что может произойти, ненавязчиво направлять сюжет, если ребенок затрудняется.
Такие же игры можно проводить, когда читаете малышу о машинах, о принцессах, о розовых пони или роботах-трансформерах — о чем угодно. Главное, что сюжет практически у вас есть, ведь вы только что прочитали подходящую книгу, и ребенок с удовольствием проиграет этот сюжет с игрушками или сам станет героем игры. Но самое интересное происходит дальше, когда малыш начинает играть «в продолжение» истории. Поверьте, фантазии вашего ребенка безграничны!
Домик
Вспомните себя в детстве, как иногда хотелось забраться в свой собственный домик. Предлагаю варианты «жилища», в котором ваш малыш будет играть куколками или солдатиками, устраивать «темноту» (подсознательно самого себя избавляя от многих страхов), да и просто сможет минуточку побыть наедине со своими мыслями, отдохнуть, помечтать и даже поспать, если утомился. Для такого отдыха в «домике» постелите на пол старенькое одеяло или толстый плед, покрывало.
Самый простой вариант детского «жилища» — набросить старую простынку или плед на стол, чтобы ткань доставала до пола. Но это не всегда удобно, так как стол обычно часто используется.
Другой вариант — картонная коробка из-под какого-то крупного бытового прибора, техники. В ней можно прорезать «окошки», сделать «дверь», задекорировать стены рисунками. Не забудьте только укрепить углы и стыки коробки, чтобы она не сложилась нечаянно и не упала на ребенка.
Если нет коробки подходящего размера, домик можно сделать из кусков картона, прочно закрепив их скотчем и клеем ПВА. А согнув большой лист картона пополам и поставив на пол сгибом вверх, можно получить уютный «шалаш». Только укрепите стенки, чтобы они не разъехались.
Еще один «бюджетный» вариант — накинуть покрывало одним краем на спинку стула, а вторым, например, на подлокотник дивана. Для малыша даже самое узкое пространство будет казаться уютным, ведь это его «настоящий домик».
Можно использовать обычную стремянку, поставив ее в рабочее состояние и накрыв любой тканью, той же простынкой. Стремянка хороша тем, что в ней есть уже готовые полочки для игрушек — ступеньки.
«Мягкий» вариант — домик из большого куска прямоугольного поролона или пропиленового туристического коврика. Только поролон желательно обшить тканевым чехлом. Согните поролон в виде дуги — вот и «домик». Чтобы «жилище» не распрямилось, прикрепите «стенки» к «полу».
Если папа сделает каркас из четырех легких алюминиевых трубок достаточной длины, скрепит все четыре верхушки вместе, а ножки прочно установит на полу или на основании из таких же алюминиевых трубок, получится «скелет» индейского вигвама или северной яранги. Маме останется лишь с помощью ткани сделать стенки. Кстати, каркас можно изготовить из туго скрученных и проклеенных старых газет! Впрочем, если папа — мастер, он может сделать деревянный каркас из обработанных брусочков или досточек.
Старый детский манеж можно накрыть покрывалом и вырезать в одной из узких боковых стенок «дверцу» — прекрасный «домик». Но этот вариант возможен, если вы не планируете больше заводить малышей и использовать манеж по его прямому назначению.
Даже простынка, повешенная на протянутой веревке, сможет побыть шалашом. Для этого просто оттяните в стороны и закрепите края простыни, чтобы они не «схлопывались».
Ваш малыш с радостью будет прятаться и играть в своем «домике», а иногда и вас приглашать «в гости»!
Во что еще можно поиграть:
• школа;
• почта;
• библиотека;
• пожарные;
• гараж и автомеханики;
• полицейские и нарушители;
• космический полет;
• парк юрского периода (если малыш увлекается динозаврами);
• подводный мир;
• приключения морские, воздушные, подземные;
• пираты;
• супергерои;
• герои мультфильма, кинофильма или книги, которыми увлечен малыш.
На самом деле в игру можно превратить любой сюжет, обыграть любую ситуацию. Помните, в фильме «Джентльмены удачи» воспитатель детского сада жалуется директору, что дети плохо едят? Тут же герой Евгения Леонова включает малышей в игру:
— Здрасьте!
— Здра-а-асьте!
— Товарищи, минутку внимания. Сегодня завтрак в детском саду у нас отменяется.
— Ура-а-а!
— Мы совершим полет на космической ракете на Марс. Командором назначается Игорек. Игорек, ты у нас сегодня будешь командор.
— Есть!
— Прошу вас, возьмите в руки космические ложки, подкрепитесь основательно — ракета до обеда на Землю не вернется…
В кадре сбывшаяся мечта всех мам — дети чуть ли не наперегонки хватают ложки и едят! И восхищенный возглас воспитательницы:
— Гениально!
Автор: Cуббoтинa Елeнa
Похожие статьи:
Сюжетно-ролевые игры в младшей группе на тему: Животные
Сюжетно-ролевые игры в семью для детей младшей группы
Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет
Игры с песком в младшей группе
Игры ситуации для детей младшей группы в детском саду на тему: Сказки
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Галимон Татьяна
Сюжетно-ролевые игры для детей 3–4 лет
Собираемся на прогулку
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей, продолжать знакомить с правилами взаимовежливости.
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, сумки, деньги.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте магазин (овощной, продуктовый, хозяйственный, куда будут ходить покупатели.Помочь детям в распределении ролей: кто будет продавцом, кто — покупателем. Покупатели приходят в магазин за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость,расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята,медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу.К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Катя прищемила дверью пальчик и т. д.Доктор осматривает больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
День рождения куклы Кати
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь,расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к кукле Кате, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения, предлагает пойти к ней в гости и поздравить её. Дети берут игрушки, идут в гости к кукле и поздравляют её. Кукла Катя предлагает всем чай с тортом и просит помочь ей накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры. Далее все приглашаются к столу, начинается праздничное чаепитие.
Строим дом
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять знания детей об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «строитель», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки,картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется.? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома.Распределяются роли между детьми: одни – строители, они строят дом; другие – водители, они подвозят строительный материал на стройку. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Дед Мазай и зайцы
Цель: объединить детей, познакомить детей со сказками, стихами, загадками о зайцах, воспитывать любовь к животным.
Оборудование: два весла из бумаги, шапочки-ушки из бумаги.
Ход игры:
Предварительно воспитатель знакомит детей со стихотворением А. Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»: рассказывает о содержании стихотворения, зачитывает отрывки из него или читает полностью. После этого предлагает детям поиграть, представить, что внезапно началось наводнение, а дети – это зайчики, попавшие в беду.
В игровом зале расставляются стульчики – это островки среди воды, дети-Зайчики на них садятся. Дед Мазай (педагог) плывет на лодке по залу, Зайчики пищат, дрожат, просят о помощи. Мазай собирает по одному испуганных зайчат,сажает их в лодку: дети тесно сбиваются в кучку, идут за воспитателем. После того как все зайчики спасены, педагог рассказывает детям стишки, загадывает загадки, поет песенки про зайчиков.
В игре можно использовать следующий материал:
Зайка (М. Сорокина)
По тропинке зайчик скачет,
Отчего-то горько плачет.
Что у зайки за беда,
Кто обидел и когда?
«Рыжехвостая лисица
Утащила рукавицы.
Лапки мерзнут у зайчишки,
Помогите мне, детишки!»
Мы возьмем клубок и спицы,
Зайке свяжем рукавицы.
Как теплее лапкам станет,
Зайка плакать перестанет.
Зайка (А. Барто)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Русская народная песенка
Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шёлка,
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит, лес поет!
–Убегайте без оглядки:
Волк идет! Волк идет!
Ожившие игрушки
Цель: научить детей вживаться в образ.
Оборудование: мешочек с игрушками.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят к воспитателю, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица.
Не прозевай!
Цель: развить в детях умение действовать по сигналу и играть в коллективе, проверить внимательность детей.
Оборудование: маски-шапочки из бумаги с изображением котят.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть в следующую игру: он будет читать стихотворение, а дети при слове «котенок» («киса», «кошка» и т. д.) должны сказать хором «мяу» и сделать вид, что умываются ладошкой, как кошка. Для игры можно использовать стихотворение С. Михалкова «Котята»,а также следующие стихотворения:
Русская народная потешка
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток,
Приходи, котя, спать,
Нашу Машеньку качать.
Про кошку (Е. Стеквашова)
Мою pучки, мою ножки,
Мою спинку нашей кошке.
Кошка очень pассеpдилась:
«Я сама уже умылась».
Рыбалка (Е. Стеквашова)
Ловим рыбу вместе с кошкой,
Мы с утpа рыбачим с ней.
Кошке – мелкую рыбешку,
Мне, конечно, покрупней.
Немудреная наука —
Наблюдать за поплавком.
Может быть, поймаю щуку,
Может, попадется сом.
Hо везет пока лишь кошке:
Щука не клюет на крошки.
Клубок (В. Степанов)
За клубком котенок
Прыгнул, как тигренок,
Лапками катает,
Зубками кусает.
Шляпа (В. Степанов)
Не спеша, на мягких лапах
По квартире ходит шляпа —
Это кот, усатый кот
В шляпе папиной идет.
Мурочка (В. Степанов)
Мурка шерстку прилизала,
Новый бантик повязала.
А еще нашлись у кошки
Рукавички и сапожки.
Улыбнулась Мурочка:
– Я теперь – снегурочка.
Обновки (П. Воронько)
Я купила кошке
К празднику сапожки,
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать!
Театральное представление
Цель: научить детей вживаться в образ, действовать коллективно.
Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.
Ход игры:
Воспитатель читает детям сказку (к примеру, сказку «Репка»,а потом задает вопросы: «Что посадил дед? Кто помогал деду вытащить репку? А смог бы дед один вытащить репку, как вы думаете? А кто из персонажей вам больше нравится?» После обсуждения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в театр. Педагог распределяет роли среди желающих, читает вслух сказку, актеры действиями ее изображают. Не занятые в спектакле дети становятся зрителями. Затем дети меняются ролями – зрители становятся актерами и наоборот. По желанию детей можно еще раз проиграть эту же сказку или другую.
Ромашки на лугу
Цель: развитие внимательности, воображения у детей.
Оборудование: аудиозаписи небольших отрывков грустной и веселой мелодий.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям поиграть. «Представьте, что игровой зал – это большой луг. Все дети – это ромашки на лугу. Звучит веселая музыка – значит, наступило утро, все ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая вверх руки. Когда звучит грустная музыка, идет сильный дождь, ромашки закрывают глаза, обнимают себя за плечи, им холодно и страшно. Если наступает тишина, наступила ночь, ромашки присаживаются на корточки, подкладывают ладошки под щеку и спокойно спят».
Педагог ходит среди детей, поощряет их актерские способности.
Поливаем огород
Цель: научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.
Оборудование: красные фишки, лейка.
Ход игры:
Воспитатель проводит с детьми беседу об огороде,задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть,говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу,хором говорят:
Дождик долго не идет,
Поливаем огород.
В лейку воду набираем
И на грядке поливаем.
Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи,которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю».
После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.
В игре можно использовать следующие загадки:
В землю голову он спрятал,
Остры стрелы обнажил,
Если был бы он послаще,
Я бы с ним тогда дружил.
(Лук)
Зеленый, полосатенький,
В середине сладенький.
(Арбуз)
Золотое решето
Черных домиков полно.
(Подсолнух)
Магазин «Детский мир»
Цель игры: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.
Оборудование: различные игрушки, фантики от конфет.
Ход игры:
Воспитатель говорит: «Все дети любят играть в игрушки. У вас дома много игрушек?» Дети отвечают – да, много. Воспитатель спрашивает, откуда они появились? Дети отвечают – подарили, купили. Воспитатель спрашивает, были ли дети в магазине детских игрушек, предлагает детям рассказать, как это произошло, с кем они ходили в магазин, какую игрушку купили. После этого воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе, шкафу) и делятся на продавцов и покупателей. Так как магазин создан детьми, в роли денег выступают фантики от конфет. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара продавец – покупатель. Далее дети меняются ролями.
В ходе игры педагог корректирует поведение игроков, если это необходимо, напоминает, в какие моменты нужно сказать слова «спасибо» и «пожалуйста».
Уложим кукол спать
Цель: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.
Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.
Ход игры:
В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то,чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».
Источник