Система развития ребенка триз
Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Как появилась ТРИЗ-педагогика
Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.
За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
Альтшуллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.
Генрих Саулович Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 2,5-3 лет.
Методы ТРИЗ
В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:
- метод мозгового штурма,
- синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
- морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
- метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.
Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.
Стать ТРИЗ-педагогом можно и без педагогического образования: сертификаты выдаются после курса обучения, которое проводит международная ассоциация «Образование для новой эры». При этом организация предупреждает о том, что не выдаёт сертификаты государственного образца России и не может гарантировать, что они будут учитываться при приёме на работу.
Пример из жизни
Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смелкки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.
То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.
Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.
Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.
Метод Поллианны
Да-да, ту самую восторженную девочку из книги Элинор Портер можно назвать родоначальницей ТРИЗ-подхода. Ведь для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение.
С утра идёт дождь, и долгожданная прогулка откладывается? Это печально, но есть и свои плюсы: можно остаться дома, позвать друзей и поиграть в настольные игры! Сломался карандаш и нет точилки? Да, теперь им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа на полке! Ежедневная игра в «хорошо-плохо» может стать отличной тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир. Кроме того, она знакомит детей с понятием «противоречие», учит выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.
Игр с элементами ТРИЗ очень много, и всё, что потребуется — немного фантазии и готовность отбросить условности. Например, в игре «Маша-растеряша» ведущий каждый раз не может найти предмет, который ему очень нужен именно в этих обстоятельствах: надо порезать хлеб, но нет ножа; хочется пить, но воды в чайнике не осталось; есть желание порисовать, но кончилась бумага. В каждой ситуации дети предлагают своё решение, и за самый оригинальный ответ ведущий выдаёт участнику значок или наклейку. Побеждает тот, кто к концу игры наберёт больше всего наклеек.
Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают не только люди, путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства эффективны и в космосе, но усваиваются организмом несколько иначе, чем на воде, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями. Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?
Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.
Что ещё можно почитать про ТРИЗ
1. Михаил и Зоя Шустерман «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребёнке творца» — интерпретация всем известной сказки, которую можно и нужно не просто читать, но и анализировать текст, попутно прорешивая задачи на смекалку и сообразительность.
2. Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» — книга для родителей о том, как развить и поддержать детскую любознательность и почему творческое развитие важно так же, как воля и дисциплина.
3. Геннадий Иванов «Денис-изобретатель» –пятиклассник Денис решает изобретательские задачи: например, как поймать улетевший воздушный шарик или сделать так, чтобы окно закрылось само, когда начнётся дождь. Книга помогает формировать у детей образное и системное мышление.
4. Владимир Богат «Большие открытия маленького львёнка» — всю книгу львёнок сталкивается с разными задачами, которые помогает ему решить находчивая черепаха. Вместе с ними дети придумают, как достать кокос с высокой пальмы, где укрыться от дождя в пустыне и как перебраться с одного берега реки на другой, когда нет лодки.
5. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» — сказки, к которым нужно самим придумать, чем они закончатся.
6. Анатолий Гин «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» — книга для родителей, в которой собраны основные методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, а в конце можно найти задачи для детей.
Фото: Shutterstock (Everett Collection)
Источник
Теория решения изобретательских задач одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то до сих пор не может разобраться, что это такое и как это работает. Разбираемся.
В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.
Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее), которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным.
В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась.
Генрих Саулович Альтшуллер
Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе — Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие.
Каждый год проходят всемирные конференции ТРИЗ, активно ведут свою деятельность Международная, Азиатская и Европейская ассоциации ТРИЗ. В 1998 году в США открылся Институт Альтшуллера для обучения инженеров и менеджеров.
ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.
Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.
Например, как избавиться от шнуровки на кроссовках, но сделать их закрытыми?
- Одно из решений — найти лоскуток и перемотать им кроссовок вместе с подошвой.
- Второе — пришить крючки или даже пуговицы.
- Третье — склеить части кроссовках с помощью скотча, лоскутка ткани или просто пришить липучку.
Сейчас мы легко представляем эту фурнитуру в своей повседневной жизни. До 80-х годов липучки не существовало. Её роль выполняли плоды репейника. Так что липучка — изобретение, которое появилось в ходе решения какой-то подобной задачи.
Расшифровка аббревиатуры ТРИЗ намекает, что есть некие изобретательские задачи. И именно тогда, когда они возникают, начинается потребность в применении теории.
Изобретательская задача — это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.
Первый шаг на пути к изобретению: переформулировать задачу так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные пути решения.
- Всё должно остаться так, как было,
- ЛИБО должно исчезнуть вредное, ненужное качество,
- ЛИБО появиться новое, полезное качество.
Таким образом, обычная задача становится изобретательской, когда для её решения необходимо устранить противоречие или другими словами — прийти к идеальному конечному результату (ИКР).
Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким.
Прорывное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.
Противоречие — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого.
В ТРИЗ существует три вида противоречий. В списке они расположены от самого простого по разрешению к самому сложному:
- Административное противоречие возникает, когда «нужно улучшить систему, но я не знаю как или не имею на это права».
Это противоречие может быть нейтрализовано изучением дополнительных материалов или принятием административных решений — то есть поиском ресурсов, с помощью которых это противоречие можно разрешить.
- Техническое противоречие возникает, когда улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра.
Например, крыло самолёта должно быть прочным — для этого нужно больше материала. Но оно должно быть лёгким — но тогда оно не будет прочным.
- Физическое противоречие: «для улучшения системы какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно».
Это самое сложное противоречие, потому что оно упирается в физические законы природы.
Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают ещё и космонавты. В космосе лекарства усваиваются организмом иначе, чем на суше, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями, потому что в больших дозировках препарат будет вреден для организма.
Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?
Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена. По этому же принципу появились противозачаточные и противоникотиновые пластыри.
Как мы написали выше, устранение противоречия должности привести к идеальному конечному результату (ИКР).
Идеальный конечный результат (ИКР) — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), использования внешних ресурсов, усложнений и нежелательных эффектов.
Немного идеального объяснения из книги М.М. Кане «Основы исследований, изобретательства и инновационной деятельности в машиностроении»:
Идеальная машина — машина которой нет, а её функции выполняются.
Идеальный процесс — процесс, которого нет, а результат от процесса есть.
При формулировании идеального конечного результата желательно применять слово «самостоятельно» (сам, сама, само, сами). Обычно используют три формулировки:
- Система самостоятельно выполняет данную функцию.
- Системы нет, а функции её выполняются с помощью ресурсов.
- Функция не нужна.
Правильная формулировка ИКР заставляет сделать так, чтобы достижение решения задачи было по возможности бесплатным, то есть с использованием только тех ресурсов, которые у нас уже есть.
Для начала обозначим, что ресурсами называется всё, что может быть полезно для решения задачи.
Классификация ресурсов:
- Материально-вещественные: деньги, детали, оборудование.
- Информационные: социальные каналы, носители информации — книги.
- Время.
- Пространство: площадь, объем и так далее.
- Человеческие (сюда же относятся каналы человеческого восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
- Другие ресурсы: события прошлого, имидж, культура.
- Энергетические ресурсы и поля: тепловая, электрическая, атомная энергия, звуковые сигналы и так далее.
- Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными
- Сможете прокачать навыки, чтобы быстро решать задачи, убедительно аргументировать свою позицию, грамотно выстраивать коммуникацию — без лишних эмоций и стресса ????
Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:
Принцип дробления
- Разделить объект на независимые части.
- Выполнить объект разборным.
- Увеличить степень дробления объекта.
Принцип объединения
- Соединить однородные или смежные объекты.
- Объединить во времени однородные или смежные операции.
- Один объект разместить внутри другого.
Принцип посредника
- Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
- На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.
Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности: заменить дорогой объект набором дешёвых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).
Так как ТРИЗ изначально применялась для решения технических изобретательских задач, была разработана специальная таблица, в которой по вертикали располагаются технические характеристики, которые по условиям задачи необходимо улучшить, а по горизонтали — характеристики, которые недопустимо ухудшить.
На пересечении граф таблицы указаны номера приемов, которые с наибольшей вероятностью могут устранить возникшее техническое противоречие.
ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:
Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.
Синектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.
Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.
Метод фокальных объектов — поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов.
Метод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.
Системный оператор — поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему
Сформулируйте изобретательскую задачу.
Определите, к какому виду противоречий она относится.
Сформулируйте идеальный конечный результат.
Определите, какие ресурсы, которыми вы обладаете, могут быть использованы для ее решения.
Примените один из приемов решений одним из методов решения.
Проанализировать результат.
Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Источник
Это загадочное слово «ТРИЗ»
ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Автором теории стал советский писатель и инженер Генрих Альтшуллер (1926-1998). Он рассчитывал вывести изобретательство в «ранг» науки и для этого самостоятельно вывел законы развития технической мысли.
Одним из таких законов стало утверждение, что «каждое изобретение — это разрешение противоречия». Например, обувь должна быть на шнурках, потому что шнурки отлично помогают фиксировать обувь на ногах и не теряют своих свойств, как липучки. Но обувь и не должна быть на шнурках, потому что утомительно каждый раз их завязывать, да и маленькие дети не в состоянии справиться со шнурками самостоятельно. Обычным людям приходится выбирать что-то одно: жертвовать либо надёжной фиксацией стоп, либо удобством. Изобретатель же видит проблему — и устраняет её. Как итог, появляется изобретение — силиконовые шнурки-клипсы. Такие клипсы сочетают в себе фиксацию обычных шнурков и удобство использования, так как их не нужно постоянно завязывать.
Но зачем вообще нужна ТРИЗ…
…ведь для учёных давно существуют проверенные опыты, теоретические и прикладные разделы наук?
Альтшуллер не был согласен со старыми методами, он полагал, что метод проб и ошибок не удовлетворителен. Учёные тратят десятки лет в ожидании удачной мысли, теории, а потом тратят ещё такое же количество лет на исследования и опыты. А если использовать правила изобретательности, то даже обычные школьники легко справятся с трудными техническими задачами.
Итак, ТРИЗ-педагогика помогает изучить принципы решения сложных творческих задач, используя законы и разработки Альтшуллера. Но зачем изучать какие-то дополнительные разработки, если в школе давным-давно учат детей решать задачи. Да, это так, только следует учесть одно важное «НО» — школьные задачи далеки от задач житейских. В жизненных дилеммах не всегда «дана» вся информация, ответы посмотреть негде, да и верных решений может быть больше одного. Сталкиваясь с нетипичной проблемой, бывшие школьные медалисты оказываются в тупике.
С 1946 по 1971 годы Г.С. Альтшуллер исследовал более сорока тысяч патентов, классифицируя при этом изобретательские решения по пяти уровням изобретательности. Было выделено сорок приёмов, которые помогают изобретателям оправдывать своё имя. Первые занятия по ТРИЗ начали проводиться в 1948 году, и до 1970 года преподавание проходило в основном на экспериментальных семинарах. В начале 70-х по всей стране начали открывать специальные инженерные школы, но в скором времени проект закрыли. Семинары по ТРИЗ продолжались, но уже не на уровне школ.
В 90-е годы ТРИЗ заинтересовались зарубежные учёные. В 1999 году была создана Международная ассоциация ТРИЗ, включающая организации из России, США, Израиля, Японии и Франции. Методиками и законами ТРИЗ пользуются NASA, Boeing, Samsung, General Electric.
Технология творческого мышления (переплет)
Эта книга — ответ на вызов времени о необходимости познать природу креативности и научить человека управлять своей интеллектуальной деятельностью. Развивая возможности знаменитой теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной Г.С. Альтшуллером, авторы разработали уникальную методику формирования творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса. Предложенные инструменты ТРИЗ позволяют успешно решать задачи любой степени сложности, возникающие в производстве, экономике, менеджменте, образовании, маркетинге.
Купить
Задачи по ТРИЗ
Для того чтобы дети не впадали в ступор при решении необычных и нетипичных задач, с ними нужно постоянно заниматься. Подобные нестандартные задачи называют «открытыми». В своём интервью онлайн-изданию «Мел» ТРИЗ-педагог Анатолий Гин приводит пример такой креативной задачи на уроке физики, которая может привлечь учеников и заставить их нестандартно думать: «Учитель рисует на доске холм, дерево, корову: «Корова пасётся на холме. Погода дождливая, тучи, гром и молния. После очередного удара корова падает замертво. Что произошло?». Дети выдвигают гипотезы, класс их обсуждает. А потом учитель говорит: «Сегодня мы будем изучать электромагнитную индукцию. Тот, кто первым догадается, как она связана со смертью коровы, получит «пять»».
Задача построена интересно, нетривиально, стимулирует интерес школьника, а также заставляет искать необычный подход к решению. И подобные задачки можно подобрать для любого предмета, правда, для составления подобных условий требуется и креативный подход учителя.
Требуется найти «золотую середину» (с которой у нас в стране, почему-то, всегда проблемы) — стандартные задачи, закрепляющие пройденную тему, должны сочетаться с креативными заданиями, стимулирующими учеников искать различные подходы к поставленной проблеме.
Вот несколько задачек по ТРИЗ, попробуйте их решить.
Без окон, без дверей…
Вопрос: В какую сторону едет автобус?
Ответ: Двери расположены на той стороне, которую мы не видим. Следовательно, автобус едет влево. Для стран, где движение левостороннее, ответ противоположный.
Бежит, журчит, волнуется…
Условия: Для устранения неполадок с водоснабжением рабочие раскопали часть металлической трубы, проложенной под землёй, по которой течёт вода. Однако, для того, чтобы работать дальше, необходимо понять, в какую сторону движется водный поток. Определить направление движения не получилось, ни когда по трубе постучали, ни когда пытались определить что-то на слух.
Вопрос: как определить, в какую сторону течёт вода по трубе, не нарушая герметичность последней ( нельзя резать, сверлить и т.п.)?
Ответ: Воздействовать на трубу нельзя, однако воздействовать на воду разрешается. Следует нагреть воду в трубе в одном месте (труба металлическая!) и,отступив некоторое расстояние от этого места, следить, в какой стороне труба тоже потеплеет. Где окажется тёплый участок трубы — в том направлении вода и движется.
Тайная посылка
Условия: Вы хотите послать любимой посылку с дорогим украшением. При этом единственный способ — воспользоваться почтой. Можно повесить на посылку любое количество замков. Допустим, открыть замок без ключа никто не может, как и вскрыть посылку. Но вы ни при каких обстоятельствах не хотите рисковать и посылать по почте ключи.
Вопрос: Как вам быть абсолютно уверенным, что ваша любимая получит подарок (и сможет открыть посылку)?
Ответ. Получив посылку без ключа, девушка не сможет открыть её, но сможет закрыть её на свой замок и вернуть. Получив посылку с двумя замками, вы снимаете свой замок и возвращаете её девушке. В результате девушка получает подарок, а ключи никуда не пересылаются.
Лодка, волк, коза, капуста
Популярная задача про перевозку крестьянином его имущества имеет больше одного решения. Найдите хотя бы одно.
Условия: Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но в лодке может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту.
Вопрос: Как перевез свой груз крестьянин?
Ответ 1: Начать перевозку следует с козы. Крестьянин перевозит козу и оставляет её на другом берегу. Возвращается и берет волка, которого также перевозит на другой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он оставляет ее и перевозит к волку капусту. Затем, возвратившись, он перевозит козу, и переправа оканчивается благополучно.
Ответ 2: Вначале крестьянин перевозит козу. Однако в этот раз он берёт не волка, а капусту. Отвозит ее на другой берег, оставляет там и возвращает на первый берег козу. Затем перевозит на другой берег волка, возвращается за козой и снова отвозит ее на другой берег. В этом случае количество рейсов (семь) точно такое же, как и в первом решении.
Что ещё почитать?
- Что такое модульное обучение?
- Где находится школа без классов, кабинетов и смартфонов
- Виртуальная реальность для трансформации учения и обучения
- Какие компетенции нужны современным школьникам, и формирует ли их школа?
- Вширь или вглубь? Экстенсивное и интенсивное образование
ТРИЗ для всех и каждого
Задачи встречаются не только в образовательных учреждениях. Нас везде поджидают трудности и проблемы, которые необходимо решить. То нужно открыть дверь кабинета, когда ключи остались дома, то телефон не во время сел, а надо совершить очень важный звонок, то рабочие перекрыли дорогу к дому и приходится подбирать альтернативный путь возвращения в родные стены.
Люди, с увлечением практикующие решения проблем по ТРИЗ, в каждой неурядице видят не беду, а задачу. Они формулируют условия, устанавливают данные и противоречия, ставят цель и подбирают ресурсы для решения. Для человека, практикующего совершение определённых действий, срабатывает метод «инерции», «набитой руки». Так и для людей, которые часто привыкли анализировать данные и искать ресурсы, нужные способы открываются намного быстрее, чем для человека, привыкшего действовать «по накатанной».
Тренировать способ мышления по ТРИЗ можно уже с малых лет. Для маленьких детей следует ставить лёгкие задачи, требующие разного подхода, вместе разбирать решения, придумывать альтернативу. Например, для ребёнка до четырёх лет можно использовать приём из мультфильма «38 попугаев». Малыш только начал осваивать счёт и может ещё не знать всех цифр, из которых состоит его рост. Попробуйте измерить рост ребёнка в других предметах. Например, каков его рост будет в письменных ручках? А в куклах или в машинках?
С пяти-семи лет уже можно начинать искать решения на открытые задачи из книг и потихоньку знакомить с основными принципами ТРИЗ.
Классическая же ТРИЗ, хоть и разработана для инженеров,в состоянии заинтересовать старших школьников и взрослых.
Но где же научиться решать задачки по ТРИЗ?
Практиковать решения по ТРИЗ довольно легко. Существуют открытые сервисы по ТРИЗ, например, сервис 4BRAIN или бесплатный курс Точилка для ума. Можно использовать готовые открытые задачи из книг (например, Д. Чернышев «Чем заняться вечером с семьёй на даче без интернета» или Ю. Тамберг «Как научить ребёнка думать»). Также в качестве пособия для родителей отлично подойдёт книга А. Гина «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» с перечнем основным методик и задач для детей.
В общем, как говорится, было бы желание, а возможности найдутся. Помните, чем больше ваш ребёнок умеет и чем больше он развивается, тем счастливее и успешнее сложится его дальнейшая жизнь.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник