Система раннего развития ребенка марии монтессори
С самого рождения каждый ребенок имеет огромный внутренний потенциал. В первые годы жизни формируется большинство будущих способностей и умений ребенка, которые в будущем позволят ему стать умным, успешным, самодостаточным, гармоничным, уверенным в себе и своих силах взрослым человеком. Задача же родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочке раскрыть этот потенциал и организовать развивающую среду для малыша.
Многие мамы и папы далеко не всегда понимают, в чем именно заключается суть раннего развития ребенка. Хотя психологи, педиатры и учителя утверждают, что ранее развитие по Монтессори принесет крохе только пользу, мнительные родители не перестают подвергать слова специалистов сомнению. А зря! Правильно подобранные методики раннего развития помогут малышу быстрее понять, что собой представляет окружающий мир. Осознав это, ребенок без особого труда сможет влиться в постоянно меняющуюся структуру нашего мира.
Методика раннего развития Марии Монтессори для детей до 1 года включает в себя упражнения и игры, которые не только развивают и обучают ребенка, но и дарят ему положительные эмоции. Сегодня рассмотрим самые эффективные и популярные методики.
Суть методики раннего развития Монтессори
Мама и папа, любуясь своим ребенком, который еще лежит в колыбельке, не только испытывают безграничное счастье и любовь к крохе, но и беспокоятся о его здоровье, режиме питания и развитии. Последнее должно волновать родителей больше всего. Они обязаны постоянно задавать себе вопросы о том, правильно ли развивается их чадо, не отстает ли в развитии от своих сверстников и что нужно делать, чтобы малыш не только развивался по возрасту, но и опережал в этом плане других деток.
Ученые доказали, что клетки головного мозга активно развиваются в первые годы жизни ребенка. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, то его головной мозг сформирован на 70%. Поэтому очень важно, чтобы родители не ленились и уже в столь раннем возрасте начинали развивать врожденный потенциал крохи.
Как только ребенок рождается, его организм практически сразу же начинает активно развиваться: у малыша формируются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, ведь ему необходимо приспосабливаться к тем новым условиям, в которые он попал. Ребенок постоянно получает новую информацию, а его мозг интенсивно работает, выдерживает большие нагрузки, учиться сравнивать и делать правильные выводы.
Методика раннего развития Марии Монтессори – это основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до 18 лет подход к образованию ребенка, который включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный виды развития. Марию Монтессори, которая родилась и выросла в Италии, можно по праву назвать одним из самых значительных и влиятельных педагогов и мыслителей прошлого столетия. Созданная госпожой Монтессори методика помогла многим родителям воспитать умных, самодостаточных и независимых людей, умеющих принимать правильные решения и в полной мере нести за них ответственность.
Её методика раннего развития основана на трех важных аспектах: неограниченной физической активности крохи, родительском наблюдении за ребенком и специально созданной жизненной среде. Последняя должна быть наполненной необычными и интересными ребенку объектами, которые он может разглядывать и изучать в игровой форме. Госпожа Монтессори утверждала, что малыш должен получать истинное удовольствие и искреннюю радость от совместного творчества и познания, поэтому родители обязаны сделать жизнь своего чада красочной, интересной и впечатляющей.
Методика Монтессори поможет вашему ребенку раскрыть внутренний потенциал, проявить индивидуальные способности, в будущем стать более независимым, внимательным и уверенным в своих силах человеком. Она разовьет его моторику, воображение, сенсорику, память, творческий, логический и образный виды мышления.
Эффективные методики раннего развития ребенка до 1 года по Монтессори
Основой любой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому. Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами.
Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.
Методика №1. Стимулируем ползанье
Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.
Выложите кроху на животик, снимите с него носочки. Возле носика ребенка положите красивую и привлекающую внимание игрушку. Под пяточки сына или дочки подставьте свою ладошку, которая во время ползанья будет служить опорой.
Методика №2. Тренируем повороты и перевороты
Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.
Оденьте малыша в удобную и не сковывающую его движения одежду, а затем дайте ему полную свободу. Пока кроха поворачивается и переворачивается в разные стороны, вы должны внимательно за ним наблюдать, чтобы он не скатился с кровати или дивана. Если малыш не хочет переворачиваться, то заинтересуйте его яркой игрушкой или же на некоторое время оставьте его в покое.
Методика №3. Играем в прятки
Данную методику можно начинать практиковать с 8‑ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами.
Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами, шкафами и т.д. Сначала малыш с интересом будет наблюдать за этими пока еще не совсем понятными для него действиями мамы или папы, а затем все поймет и с удовольствием начнет их повторять.
Методика №4. Играем с водой
Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно и в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.
Данная методика позволит ребенку получить представление о разных физических состояниях материи и объеме. Малыш начнет понимать, почему вода при переливании исчезает из одной емкости и появляется в другой («было – исчезло – опять появилось», «было сухо – стало мокро» и т.д.).
Методика №5. Возимся в грязи
Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.
Для создания грязи в домашних условиях вам необходимо развести водой песок или глину. Оденьте малыша в удобную и старую одежду, которую потом можно будет выбросить, и разрешите ребенку играть с грязью столько, сколько ему захочется. Наблюдайте за крохой, но не указывайте, что именно и как именно ему следует делать.
Методика №6. Учимся карабкаться и цепляться
Пусть ребенок взбирается на папу, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.
Задача родителей заключается в том, чтобы именно подстраховывать ребенка, а не подталкивать его. Развитое у малыша до 1 года умение не бояться повернуться спиной, карабкаться на ступеньки, сползти с дивана и т.д. поможет ребенку в более взрослом возрасте научиться уверенно стоять на собственных ногах, добиться успехов в карьере и осознать, чем на самом деле является чувство опоры в жизни.
Методика №7. Занимаемся подбрасываниями
Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.
Чем больше ребенка в возрасте до 1 года раскачивали, тем лучше и эффективнее он будет взаимодействовать с людьми в будущем, без проблем налаживать с ними контакты и испытывать искреннее чувство близости.
Несколько важных правил
Родители должны понимать, что раннее развитие ребенка является не целью, а всего лишь средством, позволяющим вырастить успешную и гармоничную личность! Занимаясь с малышом, не ставьте перед собой задачу воспитать идеального ребенка-вундеркинда. Большие нагрузки и постоянные сравнения с другими детками способны не только отбить у крохи желание учиться, но и испортить его характер.
Если вы видите, что у малыша нет желания заниматься или он пребывает в плохом настроение, то ни в коем случае не заставляете его делать что-то. Мария Монтессори всегда утверждала, что не стоит устанавливать и какие-то нормы по количеству и времени занятий в день. У ребенка должна быть реальная свобода выбора, и не имеет никакого значения, нравится ли вам в данный момент его выбор или не нравится.
Если с какой-то задачей ребенок не справляется, то не расстраивайтесь, а упростите задание. Все задачи должны быть построены по принципу «очень просто – просто – сложно – очень сложно». И не забывайте почаще хвалить кроху и радоваться его успехам.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Мария Монтессори известный педагог, создавшая свой метод обучения детей, знаменитый во всем мире.
Жизнь и работа
Жизнь и научная деятельность Монтессори очень разнообразна и интересна. Мы затронем лишь основные моменты ее биографии.
Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в семье была единственным ребёнком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то, что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила. И стала первым в Италии врачом женщиной.
В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, и считали их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.
Мария Монтессори
В дальнейшем Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, а также эволюционное развитие человека. В это время и начинает зарождаться ее собственная методика. Многие дидактические материалы взяты за основу из материалов Сегена. Монтессори же их дополнила и усовершенствовала.
1898 году у Марии Монтессори и Джузеппе Монтессано (с которым пожениться они не могли, иначе ее научной карьере пришел бы конец) рождается сын. Чтобы защитить ребенка от сплетен, что он рожден вне брака, Мария отдала его в приемную семью, навещала по выходным и в 10 лет забрала к себе.
Мария Монтессори с сыном Марио
6 января 1907 года, М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» — школу для нормальных, но запущенных детей, оборудованную по ее принципам. И с этого момента Мария занималась только здоровыми детьми, а метод Монтессори, как раз только начал зарождаться.
«Дом ребенка» постепенно становится известным, туда приезжают гости и появляются первые последователи.
Сын Марии Монтессори Марио продолжил дело матери, благодаря ему метод Монтессори стал известен во всем мире. До своей смерти возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.
Суть методики
В отличие от традиционной методики ребенку не навязывают чужой опыт, а дают возможность самому почувствовать свою индивидуальную программу обучения.
Не нужно торопить развитие ребенка, но и упускать момент тоже нельзя. У каждого ребенка от 0 до 6 лет, есть сензитивные периоды, в которые он способен усвоить определенные знания. Поэтому мы взрослые должны организовать для ребенка среду, в который малыш смог бы выбрать для себя то что ему нужно. В этой среде находятся вещи, отобранные долгими наблюдениями Марии Монтессори за тем, как они могут помочь в развитии ребенка.
Главный принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным пособием.
Мария Монтессори считала : «Игрушки в жизни ребенка играют второстепенную роль. Ребенок обращается к ним только тогда, когда у него нет чего-нибудь более значимого.»
Каким должен быть учитель
«Подготовка, которая требуется от учителя в нашем методе, состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребенку».
Роль взрослого:
— уважение к личности ребенка;
-помочь ребенку действовать самостоятельно;
— дать небольшой (всего 2-3 минуты) урок,в котором показать как обращаться с предметами.
-создание необходимой предметно-пространственную среду.
Монтессори призывала к тому, что стоит не пытаться уличить ребёнка в незнании чего-то, не пытаться сломить его волю, не делать постоянные замечания и категорические запреты. Ребёнок будет неуверенным в себе, а когда подрастёт, может проявлять асоциальное поведения в знак протеста. Но и вседозволенность не приемлема, иногда стоит проявить твердость и настойчивость, но ни в коем случае не насилие.
И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребенка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров – правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения.
В Монтессори классах тоже есть свои правила для детей и взрослых.
Правила:
-«Взял, поработал, положи на место»;
— тот, кто первый взял пособие или игру, занимается с этим;
— говорить тихо;
-взрослый не мешает ребёнку, наблюдает, при необходимости помогает.
Предметно — пространственная среда
Создание «правильной» предметно-пространственной среды — основа метода.
Среда разбивается на зоны: практической жизни (для приобретения простейших бытовых навыков), сенсорная (включает в себя предметы с различной формой, разметами и весом), математическую (для освоения счета, математических символов, геометрических фигур и т.д.) и языковую (материалы для изучения букв, слогов, книги и т.д.). Специальных приспособлений для двигательной активности нет, но все материалы расположены так, что ребёнок много двигается. Позже появилась и космическая зона (знакомство с природными явлениями, культурой разных народов мира, коллекция минералов и т.д.). Обязателен свободный доступ ко всему материалу.
Монтессори сад
Полноценную развивающую среду по методу Марии Монтессори у вас вряд ли получится создать. Но кое, какие моменты реализовать все же можно.
Детская комната.
Детская мебель, подходящая по росту, которые сам ребенок может открывать и закрывать. Причем необходимо учесть, тот момент, что ребенок растет. Все игры положить аккуратно, должен быть порядок. На стенах повесить обучающие плакаты, карты, но их не должно быть слишком много. Периодически меняя их на другие. Также можно повесить настенные часы. Не помешает доска, на которой можно писать или вывешивать, к примеру, слова. Необходимо выделить место для «музея природы» (камни,ракушки,семена,гербарий и т.д.).
Выделите ребёнку свою губку, тряпку для пыли, веник, совок, тряпку для пола и т.д., но не забудьте показать малышу, как этим пользоваться.
зона практической жизни
В ванной комнатевыделите для ребёнка уголок, где будут храниться тазик, ёмкости для переливания и другие предметы для того, чтобы ребёнок мог учиться самостоятельно пользоваться водой. Если доступ к воде находится высока для ребёнка. Сделайте для него небольшую устойчивую!!! деревянную платформу.
В кухне тоже выделите уголок для малыша, чтобы он мог сам приготовить что-нибудь не сложное.
Дети играют в сенсорной зоне.
Игры в математической зоне
Игры в языковой зоне
Столик для рисования и лепки должен легко очищаться. Пластилин удобней хранить в пластиковых контейнерах, как некоторые другие материалы для творчества. Это позволяет ребёнку самостоятельно убрать за собой рабочее место.
Метод Монтессори в России
Первые сведения о методе Монтессори дошли до России в 1910 году.
В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну.
В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности.
В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.
Плюсы
— ребенок развивается самостоятельно, согласно его индивидуальным особенностям;
-огромное разнообразие развивающих игр и пособий;
-свобода личности;
-разновозрастные группы, сформированные по интересам, где старшие помогают младшим.
Минусы
— творческая и эмоциональная сфера практически не затрагивается;
— сюжетно ролевые и подвижные игры отсутствуют;
— в домашних условиях создать предметно-пространственную среду по всем правилам методики практически невозможно;
-недостаточность коммуникации;
— возможны проблемы в адаптации к школе,так дети привыкают к тому,что в Монтессори группах делают, что им хочется.
Метод Марии Монтессори, несомненно, хорош, несмотря на свои минусы.
Выбрать ли эту методику для обучения своего ребёнка нужно исходя из индивидуальных возможностей малыша, а также возможностей родителей и педагогов. Использовать данный метод в домашних условиях возможно только частично.
Лучше всего комбинировать разные методики, «взять» из них самое подходящее для Ваших детей и Вас.
Читайте так же:
Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?
Раннее развитие — плюсы и минусы
Источник
Елена Бочегова
Методика раннего развития детей Марии Монтессори
Мария Монтессори — известный итальянский педагог. В ее честь было названо целое педагогическое направление — «Монтессори-педагогика». Монтессори основывала свою педагогику в основном на развитии детской моторики и сенсорики, а также развитии у детей навыков письма, чтения и счета. Основу методики Монтессори составляет то, что каждый ребенок уникален.Основу ее педагогической теории составляют три элемента: ребенок, окружающая среда, учитель. Центральным элементом является ребенок, самостоятельно изучающий мир (окружающую среду). Роль взрослого — наблюдать за процессом саморазвития ребенка, помогать ему. По методу Монтессори именно ребенку предоставляется возможность самостоятельно развиваться, двигаться, но если требуется помощь взрослого, то он ее получает. Функция же взрослого состоит в том, чтобы организовать среду для ребенка, в которой и осуществляется это самостоятельное движение. Основной принцип метода Монтессори — это подтолкнуть ребенка к самовоспитанию, саморазвитию, самообучению. «Помоги мне сделать это самому» — главный девиз педагогической теории М. Монтессори. Желание ребенка изучать мир, совершать конкретные действия в данный момент времени, проявлять самостоятельность — только это должно приниматься в расчет. Пока малыш сам не возьмет ложку в руки, он не научится есть самостоятельно. Пока ребенок не зашнурует огромное количество ботинок, не расстегнет сотни пуговиц, он не научится это делать. Монтессори предложила превратить этот процесс в увлекательную игру, создав большое количество развивающих игрушек для всех возрастов. В подборе таких пособий М. Монтессориопиралась на принцип последовательности: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Ребенок получал свободный доступ ко всем таким игрушкам и сам выбирал, чем заняться, сколько времени посвятить этому занятию, у кого попросить помощи при его выполнении. Малыш с момента рождения стремится получить новые знания, и предметы, окружающие его, должны оказывать помощь в этом стремлении.
Монтессори условно разделила жизнь ребенка на несколько периодов, в которые ребенок наиболее восприимчив к каким-либо вещам, наукам, практическим действиям и в которые у ребенка развивается тот или иной участок головного мозга. Например, согласно условному разделению Монтессори, в возрасте от рождения до 6 лет происходит развитие речи (то есть в этот период малыш легче всего обучается говорить, а в возрасте от рождения до 3 лет ребенок наиболее восприимчив к порядку, это период наиболее активного взаимодействия с взрослыми, наиболее благоприятный период для обучения чтению с 3 до 5,5 лет. Взрослые должны учитывать эти возрастные особенности развития детей и использовать их для обучения. Для того чтобы понять, как ребенок реализовывается и утверждается, Монтессори настаивала на том, что любой ребенок еще от рождения имеет свой внутренний зародыш (или «духовный эмбрион») и что только в процессе развития ребенка этот зародыш может раскрываться и реализовываться. Для самого же процесса развития Монтессори считала обязательным выполнение перечисленных ниже условий.
Ребенок и его развитие полностью зависят от окружающей среды и находятся с ней в постоянном контакте.
Обучающая среда — это предметы, вещи, пособия, практические навыки, которые можно получить с помощью этих предметов. Например, кувшинчики, чашечки, ложки, всевозможные виды круп. С их помощью малыш учится переливать воду из кувшинчика в чашки, пересыпать ложкой крупу, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Условно все пособия, предложенные Монтессори и ее соратниками, можно разделить на пять зон. Зона первая — практическая; вторая — сенсорная (развитие органов чувств); третья — математическая (логическая); четвертая — русский язык (гуманитарная); пятая
— космическая (знания об окружающем мире). «Обучать — это значит создать развивающую среду».
Обязательная свобода ребенка. Свобода для М. Монтессори состоит в том, что у каждого конкретного малыш есть своя собственная цель, своя собственная программа ее достижения (средства, время достижения, определенный набор действий, учитывающая индивидуальные потребности ребенка. Что изучать, как изучать, с помощью, каких пособий, ребенок решает самостоятельно. Дети, обучающиеся по системе М. Монтессори, демонстрирует такие качества, как организованность, ответственность, самостоятельность.
При отсутствии хотя бы одного из этих условий возможности и потенциал ребенка раскрываются неполностью и, как следствие, останавливается рост ребенка как индивидуальности, личности.
Монтессори в течение своей практики доказала тесное взаимодействие физического и умственного развития ребенка и что умственное развитие не может быть успешным без развития физического.
Монтессори установила, что у каждого ребенка есть свои периоды развития, каждый из которых заканчивается приобретением того или иного навыка. Если ребенка задерживают от вида выбранной им деятельности, то природный путь этих знаний утрачивается им навсегда.
Первый период жизни ребенка Монтессори обозначила как порядок. Но важно помнить, что понимание порядка сильно отличается у взрослого и у ребенка. Для взрослого порядок — это то, что каждая вещь имеет определенное место и находится именно там, а для ребенка — это видеть вещи в окружающей среде на обычных местах.Свою необходимость в порядке ребенок может обозначать следующими способами:
— показывать радость от того, что видит вещи на своих местах;
— плачет, если нет той или иной вещи на ее обычном месте;
— начинает настаивать на том, чтобы вещь была положена на обычное место или чтобы привычные для ребенка действия выполнялись как обычно.
Согласно этому можно привести следующий пример понимания ребенком порядка:на празднование Нового года мама 4-месячной девочки привела себя в порядок: сделала прическу, наложила макияж, надела новое красивое платье. Когда ее дочка увидела все произошедшие с мамой перемены, она стала плакать, отказываться идти к маме на руки. В итоге мама переоделась в свою обычную домашнюю одежду, привычную для ребенка. Девочка сразу успокоилась и пошла к ней. Для этой девочки понимание порядка сводилось к тому, что она привыкла видеть свою маму в домашней одежде, и, увидев то, что мама изменилась, девочка приняла эти изменения как проявление беспорядка.
Второй период, который Монтессори обозначила в жизни ребенка, берет свое начало в желании ребенка изучать окружающий его мир с помощью рук и языка. Это изучение происходит на сенсорном уровне. При использовании ребенком своего языка, т. е. слов, которыми ребенок пользуется для разговора, и использовании различных движений, которые ребенок делает в том или ином случае, происходит его интеллектуальное развитие. Наблюдая за этими двумя процессами, Монтессори пришла к выводу, что именно речь и руки играют важную роль в развитии интеллекта ребенка. При этом для развития мелкой моторики рук Монтессори советовала нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп и т. д.
Третий период развития ребенка — это период хождения. По мнению Монтессори, этот период сравним со вторым рождением, т. е. из беспомощного ноИ, наконец, пятый, завершающий период развития ребенка от рождения до 3 лет включает в себя интерес ребенка к социальным проявлениям жизни, таким как общение с другими детьми, совместная деятельность (игра) детей и т. д.
По мнению Монтессори, мозг ребенка от рождения до 3 лет сравним с губкой, которая впитывает в себя совершенно все из окружающего мира. Этот процесс продолжается до 3 лет, и только в 3 года ребенок абсолютно готов к интеллектуальному развитию.
Интеллектуальное развитие ребенка, стимуляция познавательного интереса — важнейшая задача развития малыша. М. Монтессори разработала систему интеллектуального развития малыша через чувственное (сенсорное) познание. Малыш через форму, цвет, размеры, температуру, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки (различных качеств предметов) получает знания об окружающем мире (шершавые буквы, шумящие коробки, башенки, цилиндры, клавиши, рамки со шнурками и пуговицами).
Причем, выделяется важнейшее, определяющее качество предмета, на которое и обращается внимание ребенка. Например, для того чтобы ребенок сформировал представление о размерах, понятие «больше — меньше», предлагаются манипуляции с разными по размерам цилиндрами. Для того чтобы разобраться в понятиях формы, малышу предлагаются занятия с плоскими геометрическими фигурами. Для развития моторики Монтессори рекомендовала давать детям всевозможные рамки с пуговицами, бантами, шнурками.
Возможно, спорными моментами этой педагогической теории является принижение значения сюжетно-ролевой игры и чтения сказок в жизни ребенка. Малышу, обучающемуся по методике М. Монтессори, просто некогда играть в привычном для нас смысле этого слова. Сказки же вообще могут принести вред, ведь, по мнению М. Монтессори, из них ребенок может почерпнуть негативный опыт поведения. Многие считают, что недостатком системы М. Монтессори является крайний индивидуализм ребенка, что может помешать в будущем, где потребуется работа в группах, существование в большом коллективе. И все же рациональное зерно в педагогических идеях М. Монтессори есть, и родители могут воспользоваться ими. На сегодняшний момент в магазинах представлены в большом количестве разнообразные рамки Монтессори. Это дощечки (кубы) с отверстиями разных форм и размеров и вкладыши к ним. Малыш подбирает нужный вкладыш к подходящему отверстию. Пособия можно изготовить и своими руками.
«Волшебная» дорожка
С помощью данного приспособления можно развивать тактильные ощущения. Такую дорожку рекомендуется сделать для малыша с 10 месяцев. На пол, предварительно постелив старую клеенку или куски обоев, высыпается секторами по кругу речной песок, мелкие гладкие камешки, какие-нибудь зернышки (рис, чечевица, кусочки мятой бумаги, кусочки меха или ваты, монетки, отрезок какой-нибудь шершавой ткани (махровое полотенце). Малыш босиком прогуливается по «волшебной» дорожке, стараясь не сойти в сторону. Такое занятие не только способствует формированию координации движений, но развитию речи. Давно известно, что центры речевого развития и тактильных ощущений в головном мозге находятся рядом. Со стимуляцией центра тактильных ощущений происходит воздействие и на речевой центр. Поэтому педиатры рекомендуют, чтобы летом дети бегали босиком по траве, песку, морской гальке.
Песочница
М. Монтессори отмечала положительное воздействие всевозможных занятий с песком (пересыпание песка из ладошки в ладошку, строительство домиков, дорог) для развития умственных способностей через тактильные ощущения. В каждом дворе есть песочница, а зимой можно поставить в квартире большую коробку, заполненную чистым песком.
Мешочки с наполнителем
Начиная с 6 месяцев малышу можно давать играть с полотняными мешочками, заполненными зерном. Нужно сшить несколько пар небольших мешочков, заполнить их разнообразной крупой, зерном по парам. Например, два с рисом, два с гречкой, два с горохом. Задача малыша подобрать на ощупь мешочек с таким же наполнителем.
Лоскутки
Это занятие можно предложить малышам с 2,5—3 лет.В большую корзинку или коробку складываются кусочки различной материи: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно. Малыш вместе со взрослым перебирает эти лоскутки в руках. Взрослый дает название этим тканям,а малыш выделяет главное характерное качество: «мягкий», «шершавый», «жесткий», «тонкий» и т. д. Затем малышу завязывают глаза шарфиком, он достает из коробки лоскуток, ощупывает его и называет материал, дает ему характеристику. ворожденного ребенок становится более активным и независимым в своих движениях.
Четвертый период развития ребенка состоит из проявления малышом особого интереса к мелким вещам и предметам.
Источник