Символизация как принцип развития ребенка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №5 «Золотой ключик»
городского округа Стрежевой
Проект
Автор проекта:
Андрушко Ирина Викторовна-воспитатель
г. Стрежевой
№ | Страница | |
1. | Информационная карта проекта | |
2. | Пояснительная записка | |
3. | Актуальность и новизна создания проекта: Объект исследования Предмет исследования Гипотеза Цель Задачи | |
4. | Реализация проекта | |
4.1 | Ожидаемые результаты | |
4.2 | Этапы развития способности к символизации | |
4.3 | Критерии результативности познавательного развития дошкольников | |
4.4 | План реализации этапов проекта | |
4.5 | Ресурсное обеспечение для реализации проекта | |
4.6 | Характеристика развивающей среды | |
4.7 | Описание проекта | |
5. | Прогноз возможных негативных последствий и рисков и способы их устранения | |
6. | Список используемой литературы | |
7. | Приложение |
Содержание
- Информационная карта проекта
Название проекта | «Развитие способности к символизации в познавательном развитии дошкольников». |
Руководитель проекта | Андрушко Ирина Викторовна |
Приоритетное направление | Познавательное развитие |
Цель проекта | Развитие познавательной активности дошкольников посредством освоения различных знаково-символических средств и моделирования. |
Задачи проекта |
|
Адресная направленность проекта | Дети дошкольного возраста, родители, педагоги |
Срок реализации проекта | 2016 — 2019 учебный год |
Соисполнители проекта | Родители группы, педагоги ДОУ |
Консультант | Саморокова О.В. – воспитатель-эколог Зеленко Р.Р. – педагог-психолог |
2. Пояснительная записка
«Самое лучшее открытие – то,
которое ребенок делает сам»
Ральф У.Эмерсон
Дошкольный возраст – это период, когда расцветает детская познавательная активность. Любопытство, постоянное желание узнать что-то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление экспериментировать и наблюдать, искать новые сведения о мире, рассматриваются как главные черты детского поведения. Посредством удовлетворения своей любознательности в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка складываются отдельные представления, позволяющие создать единую картину мира. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Изучением проблемы развития познавательного интереса занимались множество учёных: Л.И. Божович, Е.А. Брежнева, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др.
Согласно Л.А. Венгеру, независимо от субъекта познавательный интерес дошкольников выполняет целый ряд функций:
- образовательные, направленные на формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ новых знаний, ценностных ориентаций и отношений;
- развивающие, обеспечивающие развитие личности как целостной системы, ее психических процессов (мышление, память, творческие процессы), свойств и качеств личности (интеллектуальных, социальных, нравственных, физических и др.);
- воспитательные, ориентированные на формирование мировоззрения, развитие взглядов, убеждений, качеств личности.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
Формирование познавательных интересов исследователи (М.Ф. Беляев, Г.И. Щукина и др.) связывают с познанием дошкольника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступеньки знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому в различных видах деятельности.
Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.
В работах Л.А. Венгера и его сотрудников были исследованы основные закономерности развития умственных способностей дошкольника:
К сенсорным относятся способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств. Восприятие – первая ступень познания мира, на основе его образов строятся память, мышление, воображение. Для любой детской деятельности — игры, рисования, конструирования – необходим учет внешних качеств предметов. Сенсорные способности составляют как бы фундамент умственного развития ребенка.
Кроме сенсорных, в структуру умственного развития дошкольника входят также и познавательные способности. Они необходимы для решения различных задач. Основным средством решения задач у дошкольников является наглядная пространственная модель. Это схемы, чертежи и планы. Модель всегда передает строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения.
В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. Различают три типа таких действий:
- действия замещения;
- использование самих моделей — взрослый даёт модель в готовом виде, а задача ребенка с её помощью решить познавательную задачу;
- построение модели — построение модели осуществляется самим ребенком.
Все действия наглядного моделирования на первых этапах своего развития осуществляются во внешнем плане – дети расставляют мебель в игрушечной комнате, строят модель сказки, движением замещая действие персонажа. Позднее даже сложные задачи, решаются в основном в уме.
Кроме сенсорных и познавательных, на протяжении дошкольного детства интенсивно развиваются творческие способности. Они непосредственно связаны с таким психическим процессом, как воображение, которое расширяет действительность, т.к. ставит перед человеком задачу: отталкиваясь от какого-нибудь элемента реальности, создать новый образ. Поэтому первое действие, которое осваивает маленький ребенок при выполнении творческих заданий, называется опредмечиванием и по своему психологическому смыслу, обратно замещению: заместитель превращается в предмет. На пятом году жизни дети овладевают действием детализации, что существенно обогащает продукты их творчества. В старшем возрасте происходит дальнейшее совершенствование образных средств: теперь он позволяют детям создавать целостные произведения со сложной структурой, включающей несколько предметов, взаимодействующих друг с другом.
Помимо умственных способностей, в целом направленных на познание ребенком окружающей действительности, особое место в жизни дошкольника занимает выражение отношения к действительности, которое осуществляется чаще всего с помощью символических средств. Символические средства позволяют ребенку обобщить свой эмоционально-познавательный опыт и, используя его, выразить свое отношение к событиям окружающей жизни, персонажам сказки и историй и т.д.
- Актуальность и новизна создания проекта
В рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через самостоятельную исследовательскую деятельность.
Современные дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития знаково-символической функции мышления, которая определяет и успешность обучения ребёнка в школе. Во всех учебных предметах широко используются разного вида схемы, символы, планы. Тем не менее, для многих детей сложно проводить анализ изображения, понимать смысл рисунков, устанавливать последовательность сюжетных картинок. Эти трудности связаны с тем, что в работе с детьми дошкольного возраста знаково-символические средства используются недостаточно. Именно поэтому возникла необходимость целенаправленного использования символов, знаков, моделей в процессе организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Символ – то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. (С. И. Ожегов)
Символизация — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование моделей и знаково-символических средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя и его познавательную деятельность, учитывая психологические особенности дошкольника (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к замещению).
Объект исследования: процесс формирования познавательного развития дошкольников, посредством использования символов.
Предмет исследования: использование знаково-символических средств, как средство развития познавательных способностей дошкольников.
Гипотеза: считаю, что использование новой формы работы с детьми, основанной на символизации, будет способствовать познавательному развитию и окажет положительное влияние на всестороннее развитие детей.
Цель: развитие познавательной активности дошкольников посредством освоения различных знаково-символических средств и моделирования.
Задачи:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по познавательному развитию дошкольников;
- разработать и освоить методы и приемы по познавательному развитию у детей дошкольного возраста посредством символизации;
- создать условия для самостоятельной деятельности детей со знаками, символами и моделями;
- повысить педагогическую компетентность родителей через совместное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- распространить наработанный материал среди коллег.
Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности — создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов;
- принцип деятельности — новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
- принцип вариативности — формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества — ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
4. Реализация проекта.
4.1. Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
Для детей:
- повышение уровня любознательности, наблюдательности, познавательной мотивации;
- активизация речи детей, обогащение словарного запаса;
- использование полученных знаний в различных видах деятельности.
Для педагогов:
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.
Для родителей:
- повышение уровня компетентности по формированию познавательного развития у детей.
4.2. Этапы развития способности к символизации.
Как и все другие виды способностей, символические способности развиваются с возрастом.
Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации — это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад и т. п. Задача взрослого — создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратиком, пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т. д.
Первый этап — это младший дошкольный возраст, 3-4 года. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания — сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок ориентируется, прежде всего, на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет. Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой бывает трудно удержать его внимание — карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему.
Второй этап – средний дошкольный возраст, 4-5 лет. В этом возрасте ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку. Развиваются умственные способности путем усвоения действий с наглядными символами. Формируются различные формы символизации (графические модели предметов — применяемые при решении конструктивных задач; графический план — используемый при ознакомлении с пространственными отношениями). Дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках. Сюда же относятся и моделирование социальных функций и отношений в игре, овладение нормами и правилами поведения.
В младшей и средней группах осуществляется лишь подготовка к освоению символизации. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших символов в их внешней форме. К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике (плохое настроение — дождь; дружба — рукопожатие).
Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представление о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики и т. д. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.
Третий этап – старший дошкольный возраст, 6 -7 лет. В этом возрасте дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу. К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное опосредствование. Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом, слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта. В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач.
Источник
Татьяна Криущенко
Освоение и использование знаково-символических средств дошкольниками
Дошкольный возраст- это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт. Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение- единственная форма работы памяти. Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Приёмы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые. Малыш постепенно учится повторять, осмысливать. Связывать материал, чтобы запомнить его. В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства. В интеллектуальном развитии ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру, в такие доступные для дошкольника виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка.
СИМВОЛИЗАЦИЯ- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
СИМВОЛ – то, что служит условным знаком какого- нибудь понятия, чего- нибудь отвлеченного. (С. И. Ожегов)
По мнению психологов, работа с символами повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его на более высокий уровень.Педагоги ставят перед собой следующую цель:
* научить детей анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность, активизировать познавательную активность
Формирование навыков к символизации происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.В процессе решаются следующие дидактические задачи:
Знакомить с графическим способом представления информации;
Развивать умения дешифровки;
Формировать навык самостоятельного моделирования;
Развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности. Символ облегчает ребенку познание, открывает доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Усвоение применения символов на разном содержании позволяет детям структурировать содержание для дальнейшего его эффективного использования.
Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации- это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад ит. п. Задача взрослого- создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы,и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратиком, пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т. д.
Первый этап — это младший дошкольный возраст, 3-4 года. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Малыши овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания — сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы.
Ребенок ориентируется прежде всего на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет.. Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание- карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему.
Второй этап- 4-5 лет- ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку. Развиваются умственные способности путем усвоения действий с наглядными символами. Формируются различные формы символизации (графические модели предметов- применяемые при решении конструктивных задач; графический план- используемый при ознакомлении с пространственными отношениями). Как показывают работы В. В. Брофман, В. В. Холмовской, дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках. Сюда же относятся и моделирование социальных функций и отношений в игре, овладение нормами и правилами поведения.
В младшей и средней группах осуществляется лишь подготовка к освоению символизации. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших символов в их внешней форме.
К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике (плохое настроение- дождь; дружба- рукопожатие).
Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлениис зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представление о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики и т. д. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.
Третий этап- 6-7 лет- дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу. К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное опосредствование. Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта.
В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач.
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяют педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является символизация, поскольку мышление дошкольников отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Символизация открывает перед педагогом ряд возможностей в познавательном развитии. Что же такое символическая аналогия?
СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ- это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни речь человека записывается буквами-символами звуков; количество- цифрами, символами числа.Символическая аналогия может быть:
Словесная аналогия- одновременное называние одним словом- наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения.
Графическая аналогия- это обозначение каким- либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам.Например:Люди: женщина девочка
Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»). Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета- заместителя, а в рисовании- знаковый смысл графических построений. С чего начинать?
А,М,Страунинг, доктор педагогических наук, в своей книге «Методы активизации мышления»советует: «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Нарисуйте на доске, например кружочки (треугольники, квадраты и т. д.)и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие.Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг- это что?»
Небольшие примечания:
Не располагайте формы в круге так, чтобы это было похоже на изображение лица. Образ лица у детей возникает немедленно, и уйти им от него очень трудно.
Не спрашивайте сразу: «Что это? (про большой круг).Дети тут же проводят аналогию по внешнему виду и говорят: «Колбаса, сыр» ит. д.
Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг- это сад, корзина, ваза… когда иссякнут детские ответы,говорите: «Нет, это не фрукты, это…»,- можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом станет квартира, магазин, детский сад и т. д. Главная цель игры- показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.
Потом можно пойти дальше- предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное.Например: овощи, фрукты- кружочком; мебель, дома- прямоугольником; человека- треугольником. Этим вы закрепляете у детей умение видеть абстрактный образ объекта.
Далее можно поиграть линией. Читая любое произведение, предложите детям быстро нарисовать портрет героя, его образ, выделив в нем самое главное. Необходимо обязательное ограничение времени на изображение. Это необходимо, чтобы дети при рисовании не увлекались подробностями в изображении.Посоветуйте детям подумать: как можно было бы нарисовать портрет только линией. Для этого хорошо предложить им попробовать почувствовать характер через собственные движения (встал, выпрямился как струна, застыл). Поработайте так некоторое время, пока дети освоят разные начертания линий- характеров. Рассматривая с ребенком линии,спросите: «А почему такая? Какая по характеру эта линия?». Здесь и развитие речи, и составление описательных рассказов по памяти, по признакам.
Далее, когда дети научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Чаще всего удобнее делать вне занятий или на занятии, предшествующем данному. Нельзя забывать, что число линий в символической аналогии должно быть минимальным. В младших группах, когда детей только знакомят с символизацией, педагог может предложить им карточки на выбор.Например: солышко солнышко светит
Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили нас, какая карточка что обозначает.Или покажите карточку и спросите: «На что это похоже?»Ответы будут разные: мяч, круг, колесо… солнышко. «А давайте, ребята, сделаем так, чтобы солнышко нам светило.» Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.
Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Это можно сделать в свободное от занятий время. Ребенок самостоятельно придумывает свой символ, затем при обсуждении группа ребят выбирает наиболее подходящий. Возьмем рассказ В. Осеевой «Плохо». Дети дополняют изображения на карточках сами и объясняют, почему так, а не иначе.
Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов педагога ребенок входит в роль собаки, которая лает» …яростно, припадая на передние лапы…», или в роль взъерошенного котенка, у которого шерстка приподнята кверху.
При составлении карточек- символов, обозначающих действия, признаки предметов или состояния (весело, яростно, жалобно и т. д., для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально- жестовом уровне.
Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи,педагог может вести такую работу с символикой: выставить ряд карточек, и дети по ходу текста из множества предложенных выбирают нужную.
Применение карточек- символов требует учета возрастных особенностей.
При заучивании наизусть символами можно заменить почти любое слово.
Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке.
При заучивании более сложного текста некоторые слова можно заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатанными на карточке.
Карточки- символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения. Не забывайте проигрывать слова-действия и слова- определения. Для пересказа среднего по величине текста символами можно выделять главные опорные слова. Очень длинный текст удобно пересказывать по схеме- плану. Покажем это на примере сказки К. Ушинского «Умей обождать». Текст можно разделить на такие части.
Карточки- символы характеризуют каждую часть и дают возможность не упустить главную мысль произведения.
Для более глубокого эмоционального восприятия новой сказки или рассказа также можно использовать символическую аналогию. Чаще всего это описание сказочных героев и относящихся к ним предметов.
Источник