Сиблинговая позиция ребенка в семье и ее влияние на развитие ребенка

Сиблинговая позиция ребенка в семье и ее влияние на развитие ребенка thumbnail

5. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье)
как фактор развития личности ребенка

А. Адлер первым сформулировал положение о зависимости развития личности ребенка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция характеризует этот порядок, определяет специфику социальной ситуации развития ребенка, его отношения к миру, общения и деятельности, форм
сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Адлер выделил следующие сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (первенец), средний ребенок, младший ребенок.
Единственный ребенок в семье обычно в центре внимания родителей,
ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными,
он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть
отнесен в категорию «заброшенных». К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта
сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных
отношений; ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в
центре внимания семьи.
Старший ребенок в семье раньше или позже, в связи с появлением
младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующего
сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности как единственного объекта любви родителей, необходимость поделиться ею еще с кем-то часто приводят к рождению невротической любви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет
супруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при
определенных условиях, роли «жертвы».
Младший ребенок в семье — предмет всеобщей заботы. Он избалован
вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той лишь разницей, что родители, более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе
с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. У младшего ребенка отсутствует ревность к
сиблингам, есть ощущение защищенности, однако возможности реализации его лидерства ограниченны, а уровень притязаний и настойчивости в
достижении целей далеко не всегда высокий. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой позиции занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли «опекаемого», «любимчика».
Средний ребенок в семье — наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с
другой — нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций.
В случае незначительной разницы в возрасте сиблингов ролевые позиции могут претерпевать инверсию. Если, например, младший из братьев
здоровее, лучше развит физически, он может занять позицию лидера и опекуна, тем самым лишая старшего всех, преимуществ его позиции. Особый
характер близнецовой позиции, связанный, в частности, со становлением
личностной идентичности [Мухина, 1981], вносит свои коррективы в решение вопроса о принятии межличностных ролей в семье.
На основе изучения биографий выдающихся людей Ф. Салловей приходит к выводу о том, что величайшие открытия в науке, революционные
деяния, перевороты в обществе связаны с именами людей, которые были
средними детьми в своей семье. Средние дети отличаются, таким образом,
особыми социальными способностями к поиску и открытию принципиально нового, являются возмутителями спокойствия и ниспровергателями авторитетов [Sulloway, 1996]. Салловей предлагает эволюционно-психологическую концепцию «борьбы за ресурсы», объясняющую генезис указанных
личностных особенностей. Суть «борьбы за ресурсы» состоит в том, что в
семье дети всегда претендуют на большие ресурсы — внимание, время, душевное тепло, ласку, заботу со стороны отца и матери, — чем те, что реально могут предоставить им родители, вынужденные делить свои возможности между всеми детьми. Соревнование за доступ к родительским ресурсам
приводит к формированию амбивалентных конкурентных (явных или
скрытых) отношений между сиблингами. В борьбе за собственную «нишу»
в семье в выигрышном положении оказываются старшие и младшие дети.
Старшие, будучи первенцами, уже завоевали свое место в сердце родителей
до рождения второго ребенка и в отношениях с сестрами и братьями лишь
отстаивают то, что им уже по праву первородства принадлежит. Младшие
дети, лишенные младших конкурентов, не только получают возможность
использовать ресурсы родителей (старшие дети уже выросли!), но наделены также заботой и вниманием со стороны старших. Средние же дети обречены на то, чтобы всегда быть в тени старших или младших. Поэтому наиболее адекватной адаптивной стратегией для них становится выход за
пределы семьи в поисках ниши для самореализации. Отсюда стремление
среднего ребенка как можно раньше автономизироваться и отделиться от
семьи, его недоверие к традициям и авторитетам, направленность на создание новых отношений.
Исследование психологического феномена влияния порядка рождения,
сиблинговой позиции на развитие личности ребенка в современной психологии по-прежнему является актуальным и теоретически значимым, отвечает социальной потребности разрешения важнейших задач формирования зрелой гармоничной личности и оптимизации системы семейного
воспитания.
Можно выделить ряд направлений исследований, анализирующих зависимость личностного развития от порядка рождения.
Исследования социальных достижений обнаружили связь порядка рождения с высокими научными, социальными, политическими успехами личности. Например, Ф. Гальтон заметил, что в составе членов Королевского
научного общества преобладают единственные дети и первенцы, а Дж. Кеттел показал, что среди 855 выдающихся американских ученых большинство составляют старшие и младшие дети, в то время как средние крайне редко достигают значительных успехов в наулсе. Биографический метод
позволяет утверждать, что большинство президентов, конгрессменов и политических деятелей США в семье были старшими либо младшими детьми. Возможности высоких достижений в науке женщинами также устойчиво коррелируют с их сиблинговой позицией в семье [Altus, 1965].
Успеваемость единственных детей в школе лучше, чем у детей других сиблинговых позиций, причем констатируется предрасположенность единственных детей к интеллектуальной деятельности, характеризующейся высокой степенью индивидуализации стиля и творчества [Карацуба, 1998].
Была выявлена зависимость уровня интеллектуального развития ребенка от порядка рождения (Е.Л. Григоренко, Т.А. Думитрашку, И.В. Равич-Щербо, Анастази А.). Так, в большинстве случаев констатировалось
снижение коэффициента интеллектуального развития у детей, занимающих сиблинговые позиции средних и младших детей, по сравнению с единственными и старшими детьми. По данным Анастази, в популяциях с высоким уровнем рождаемости наблюдается снижение уровня интеллекта.
Показатели вербального интеллекта, способности к абстракции, памяти,
уровня креативности детей из многодетных семей значительно чаще оказываются ниже, чем у детей единственных (Т.А. Думитрашку).
Объяснение более высоких социальных и интеллектуальных достижений ребенка, занимающего сиблинговую позицию единственного или старшего в семье, следует искать в особенностях его общения и сотрудничества
с родителями. Модель «обогащенной» интеллектуальной среды [Zajonc,
Markus, 1979] объясняет преимущества старших детей тем, что длительное
время до рождения второго ребенка они безраздельно владели вниманием
и заботой взрослых, им уделялось больше внимания, с ними больше играли, читали, занимались родители. Интеллектуальная среда оказывается
тем более благоприятна для развития ребенка, чем меньше детей в семье и
чем больше интервал между рождением первого и второго ребенка. Вместе
с тем особенности типа семейного воспитания, родительской позиции,
уровня интеллектуального и культурного развития самих родителей определяют содержание и формы их с ним общения, а тем самым и ресурсный
потенциал «интеллектуальной семейной среды» как источника умственного развития ребенка.
Обнаружена связь особенностей Я-концепции ребенка и его сиблинговой позиции. Самооценка старших и единственных детей оказывается выше, чем у средних и младших [Coopersmith, 1967], они более автономны и
самодостаточны. Вместе с тем единственные и старшие дети более склонны
к негативной оценке своего психологического состояния и проявляют ипохондрические тенденции [Weiker, 1973]. Для них характерна повышенная
тревожность, связанная со стремлением поддержать свой высокий статус,
они более склонны к невротизации.
Выявлены различия в коммуникативной компетентности детей с разным порядком рождения. Старшие и единственные дети оказываются более чувствительны к межличностным отношениям, мнению других людей,
потребность в аффилиации у них выражена ярче [Sachter, 1959]. Первенцы
более ориентированы на общение со взрослыми, склонны к директивности
в общении [Snow et al., 1996]. Младшие дети проявляют наибольшую компетентность в кооперации со сверстниками, сотрудничестве и налаживании отношений, у них много друзей, в группе сверстников они считаются
наиболее популярными [Фримен, 1996]. Исследователи объясняют указанные различия тем, что младшие и средние дети имеют продуктивный
опыт общения как с ровесниками, так и со старшими и младшими детьми в
семье. Не претендуя на исключительность своего положения среди братьев
и сестер, они более доброжелательны, готовы пойти навстречу и адаптировать свои ожидания в отношении поведения сверстников, более готовы к
равноправному сотрудничеству.
Наконец, выявлена связь порядка рождения ребенка и риска возникновения девиаций. Так, исследование склонности к алкоголизму подтвердило
предположение А. Адлера о том, что наибольшая тяга к алкоголю будет проявляться у детей, вторых по порядковому номеру рождения. В исследовании
Р. Литтла было показано, что единственные и старшие дети начинают употреблять алкоголь позже, чем «вторые», и в меньших количествах [Little,
1989]. Дети из больших семей более склонны к делинквентному поведению;
у девочек-подростков, имеющих четырех и более братьев и сестер, отмечена
вероятность ранней половой жизни и беременности [Wagner, 1985].
Обобщая данные разных исследований, Салловей выделяет следующие
личностные особенности детей с различной сиблинговой позицией. Единственные и старшие дети (первенцы) проявляют большую заинтересованность в интеллектуальных видах деятельности, более сознательны, ответственны в учебе и потому более успешны в школе; они более амбициозны,
их уровень притязаний выше, они уверены в себе, склонны к доминированию в межличностных отношениях со сверстниками. Вместе с тем старшие
более подвержены тревоге и невротизации.
Второй ребенок и последующие дети (не-первенцы) ориентированы на
общение, более адаптивны, готовы к кооперации и альтруистическому поведению. Однако они менее конформны и менее привержены условностям, открыты для нового опыта, особенно в эмоционально-волевой сфере,
обнаруживают экстраверсию [Sulloway, 1996]. Личностные особенности
детей с различным порядком рождения Салловей связывает с особенностями их внутрисемейной ситуации. Первенцы, тяжело переживая «крушение с пьедестала» после рождения второго ребенка, в семейном общении
оказываются особенно чувствительными к отношению к ним родителей,
стремятся к более близкому общению с ними, стараются заслужить их любовь и признание. В отношении младших братьев и сестер старшие дети,
поощряемые взрослыми, занимают позицию протекции и опеки, подражая
в этом родителю. Отсюда проистекает их явно выраженная тенденция
идентификации с родителями, уважение власти, авторитета и традиций,
известный консерватизм. Социальная ситуация развития детей с более
высоким порядком рождения — средних и младших — обусловливает их
открытость в отношении общения всех членов семьи, а желание самоутверждения стимулирует их интерес к поиску возможностей самовыражения как в семье, так и за ее пределами, неприятие условностей, склонность
к риску и экспериментированию.
Особый интерес представляет модель взаимоотношений и взаимодействия сиблингов семье, определяемая порядком их рождения, особенностями
отношения родителей и сформировавшимися под влиянием порядка рождения личностными особенностями самого ребенка.
Отношение родителей к старшему ребенку (первенцу) определяется их
недостаточной компетентностью в воспитании, неуверенностью и зачастую противоречивостью воспитательной стратегии и тактики. После рождения второго ребенка старший оказывается в изоляции, пусть даже и на
самое короткое время. Неустойчивость воспитательного стиля в сочетании
с переживанием чувства лишения родительской любви после рождения
второго ребенка с большой вероятностью приводит к формированию тревожного типа привязанности старшего ребенка к родителю. Готовность
первенца использовать все средства для того, чтобы привлечь внимание родителей к себе, может принять различные формы — от стратегии полного
послушания и стремления к успехам и достижениям («смотрите, я — лучше всех») до стратегии шантажа и социальных провокаций («я заставлю
вас любить и уважать меня таким, какой я есть»). В отношении младшего
ребенка родители склонны проявлять гиперпротекцию и потворствование,
что может привести к эгоцентризму и запаздыванию социального развития
младших детей [Земска, 1986]. К воспитанию среднего ребенка родители
нередко привлекают старшего, делегируя ему часть своих функций, особенно если разница в возрасте между детьми достаточно велика.
Отношение старшего ребенка к позже рожденным детям (среднему и
младшему) чаще всего двойственно включает ревность и соперничество.
Средний и младший сиблинги выступают как партнеры, предназначение
которых продемонстрировать родителям и всем окружающим достоинства
и способности старшего. В том случае, когда разница по возрасту между детьми мала и дети при этом одного пола — оба мальчики или обе девочки, —
отношения между детьми превращаются в арену постоянного напряженнейшего и бескомпромиссного состязания. Большая разница в возрасте
между детьми, напротив, сглаживает остроту борьбы, поскольку достижения старшего становятся недостижимым идеалом для младшего ребенка.
Масла в огонь подливают и родители, постоянно сравнивающие детей между собой. Но если младший в случае неудач может скрыться в спасительную гавань своего положения младшего ребенка в семье, то для старшего
единственно возможным способом доказательства своего превосходства в
том случае, когда средний ребенок «наступает ему на пятки», становится
путь низведения младшего, провоцирования его на запрещенные и наказуемые поступки с тем, чтобы на фоне младшего выглядеть в глазах родителей примерным пай-мальчиком (девочкой).
Г. Хоментаускас [1985] выделяет три стратегии неадекватного поведения
младшего ребенка, находящегося «в тени» своего старшего брата (сестры).
Первая ставит целью низведение старшего в глазах родителей с использованием ябедничества, хвастовства, агрессии и вражды. Такое поведение в детстве приводит к отчуждению и сохранению враждебных отношений между
сиблингами в зрелом возрасте. Вторая стратегия направлена на то, чтобы любыми способами заставить родителей признать значимость младшего. Поскольку одержать превосходство над старшим достаточно сложно, младший
ребенок для привлечения внимания родителей использует асоциальные
формы поведения, чреватые ужесточением дисциплинарных мер, применяемых родителями, отвержением младшего ребенка, который, в свою очередь,
еще с большей настойчивостью выступает против родителей. Порочный замкнутый круг приводит к формированию асоциального поведения младшего ребенка. Наконец, третья стратегия представляет собой путь изоляции и
отказа младшего ребенка от борьбы за любовь и признание родителей. Следствием подобной стратегии становится низкая самооценка и самопринятие,
замкнутость ребенка, выбор роли шута и неудачника.
Средний ребенок, по мнению Хоментаускаса, испытывая чувство отвержения, обиды и несправедливости, избирает либо стратегию навязчивой послушности и услужливости в надежде заслужить любовь родителей, либо
вступает на «тропу войны» с сиблингами, становится драчуном и задирой.

Читайте также:  Общение родителей и детей как условие развития ребенка

Безусловно, все перечисленные выше стратегии представляют собой
варианты неадекватного развития отношений между сиблингами, являясь
результатом неправильного типа семейного воспитания, фаворитизма,
практикуемого родителями в отношении старшего или, наоборот, младшего ребенка.
Важно подчеркнуть, что влияние порядка рождения опосредуется полом ребенка. Например, известно, что старшие девочки легче переживают
рождение второго ребенка и охотнее принимают свою «новую семейную
роль — помощницы родителей, опекуна младшего брата или сестры. Младшие братья также успешнее преодолевают «ловушки» своей сиблинговой
позиции в случае, если старший ребенок иного, чем они, пола. Это объясняется тем, что экологические «ниши» самоутверждения у мальчиков и девочек различны, в силу чего братьям и сестрам проще найти сферы утверждения своего первенства по сравнению с сиблингом, точки сотрудничества
и избежать конкуренции в семье. В случае разнополых сиблингов влияние старшего ребенка на младшего проявляется в форме идентификации и подражания младшего ребенка старшему. Так, мальчики, имеющие старших
сестер, менее маскулинны по своим интересам и поведению, а девочки,
имеющие старших братьев, напротив, обнаруживают большую маскулинность.

Карабанова О.А.
Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
ISBN 5-8297-0189-8 (в пер.)

Источник

10diПроблема «братьев и сестер», наверняка, также стара, как проблема «отцов и детей», она также волновала, и будет волновать человечество на протяжении всей его истории, потому что она неотделима от семейных отношений в целом и, вероятно, потому, что она просто не разрешима до конца.

Еще в Библии нам рассказывается история о Каине и Авеле, которая служит ярким примером трагичных отношений родных братьев. Мы можем увидеть еще ряд других примеров, демонстрирующих нам сложность и неоднозначность подобных отношений: мы находим их в древних мифах и легендах, народных преданиях и художественной литературе, в детских сказках и историях, дошедших до нас от родных и друзей. Историй такого рода бесчисленное множество, и они еще раз доказывают существование проблемы братско-сестринских отношений и ее значимости, актуальности для людей во все времена.

Читайте также:  Как выбрать для ребенка школу развития для детей

Взаимоотношения братьев и сестер в семье так же называют «сиблинговыми» отношениями, от английского «sibling» — родной брат или сестра (потомки одних родителей). Безусловно, проводя анализ взаимоотношений братьев и сестер, процесса их воспитания в семье и личностного становления, нельзя говорить о полной предсказуемости и единообразии данных отношений, но все же определенная логика прослеживается. Большинство авторов, занимающихся изучением сиблинговых отношений, пишут о том, что число детей в семье, их пол, порядок и промежутки рождения влияют на развитие и формирование личности каждого ребенка, а так же непосредственно на их взаимоотношения. Зигмунд Фрейд одним из первых обнаружил, что позиция ребенка среди братьев и сестер влияет на его личность и будущую жизнь. Данная позиция влияет на появление существенных различий у братьев и сестер, несмотря на воспитание, данное одними родителями.

Чаще всего выявляют закономерности для детей из многодетных семей, для старших (первенцев), средних и младших сиблингов, для близнецов и единственных детей. Существует ограниченное число возможных ролевых позиций в семье в зависимости от количества детей, их пола и промежутка между их рождением. И хотя в настоящее время модели поведения, связанные с порядком рождения, претерпевают изменения вследствие социальных перемен, контроля над рождаемостью, женских движений, большого числа семей и повторно вступающих в брак, можно говорить о некоторых устойчивых различиях между ролевыми позициями детей. Стереотипы сиблинговых позиций не означают, что каждый должен быть именно таким. Однако они указывают, что люди, родившиеся в семье в той или иной последовательности, чаще всего бывают именно такими. Анализ исключений из правил дает дополнительную и очень ценную информацию о семье.

В многодетных семьях обычно четко определяется позиция старшего ребенка, который должен стать «родителем» и наставником для братьев и сестер, служить для них примером. Старшему сиблингу в большой семье приходится во многом разделять заботы родителей о младших детях, не редки случаи, когда родители и вовсе перекладывают всю ответственность за воспитание братьев и сестер на первенца. Подобные обязанности формируют у старшего ребенка самостоятельность и сознательность, не свойственную его сверстникам. В это же самое время младший оказывается в позиции ребенка для каждого члена семьи, что сильно влияет на его развитие и взросление. В многодетных семьях можно говорить о наличии между детьми взаимоотношений, характерных для малой группы. Если семья многодетная, то характеристики средних детей во многом зависят от того, в группе каких детей они родились, среди младших или среди старших, и какова разница в возрасте между ними. Промежуточная позиция средних детей стимулирует развитие у них социальных навыков. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Единственный ребенок в семье не имеет конкурирующих сиблингов, это сказывается на его недостаточной зрелости и неготовности к вступлению во взрослую жизнь. Он слишком чувствителен к материнской заботе, зависим от опеки других родственников, эгоцентричен. Единственному ребенку не просто строить отношения со сверстниками, поскольку он привыкает быть центром во взрослом окружении, где ему не приходится бороться за лидерство. Ребенок, не имевший совместного опыта с родителями воспитания младших братьев и сестер, оказывается менее самостоятельным и ответственным в дальнейшей жизни.

Старшему ребенку в семье обычно больше других детей свойствены ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей. Он может чувствовать себя ответственным за семейное благосостояние, продолжение семейных традиций, часто становится лидером. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Старшие дети, особенно мальчики, чаще других наследуют профессии отца и деда, и с ними семья в большей степени связывает успехи в карьере. Акцент на высокие достижения делает старшего ребенка более серьезным, стремящимся к совершенству и менее склонным к играм, чем другие. Поэтому довольно распространенной психологической проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур. Им трудно расслабиться и получать удовольствие от жизни.

Читайте также:  Развитие личности ребенка рождения до года

Таким образом, старший ребенок, как правило, наделяется большей ответственностью, большими правами и обязанностями. Он более консервативный, целеустремленный, серьезный и добросовестный, склонен к лидерству. При рождении младшего ребенка, первенец чаще всего переживает психологическую травму, связанную с потерей центрального места в семье, он стремится восстановить его либо путем «примерного поведения» и достижений, либо «подставляя» малыша и наговаривая на него. Ребенок начинает страдать от нехватки заботы и внимания, неудовлетворенности его потребностей и желаний, часто подобные мысли только кажущиеся, но переживания и страдания оказываются настоящими.

Средний ребенок может демонстрировать характеристики, как младшего, так и старшего, или их комбинации. Однако, часто средний ребенок, если только он не является единственной девочкой или единственным мальчиком в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших. Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, сам, будучи вторым сыном, писал: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон, борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший…»

Таким образом, средний ребенок все время находится в неустойчивой позиции: он выступает то в роли старшего, то в роли младшего сиблинга, ему часто приходится менять свое поведение, подстраиваясь под ситуацию, что может вызывать чувство неуверенности и нестабильности. Находясь «посередине», средний ребенок может стать слабым, зависимым, робким, замкнутым, либо, наоборот, агрессивным, соперничающим и честолюбивым. Во многом характер и личность среднего сиблинга зависят от характера первенца и особенностей личности и воспитания родителей.

Младшему ребенку больше свойственны беззаботность, оптимизм и готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так навсегда и остаться малышом. К его достижениям родители, как правило, относятся менее требовательно. И если старшие дети в семье не умирают или серьезно не заболевают, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи. «Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком… Он может стать артистом, или, как результат сверхкомпенсации, развить огромные амбиции и бороться за то, чтобы быть спасителем всей семьи».

У младшего ребенка могут возникать проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений, поскольку рядом всегда был кто-то старший и мудрый, чтобы позаботиться о его делах. Поскольку такой ребенок привык быть в семье самым маленьким, он знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает манипулятивные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Если в семье его чрезмерно опекали, то он может оказаться бунтарем и, выбирая партнером по браку «старшего ребенка», бороться впоследствии против его контроля. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в обращении и популярен среди друзей.

Если вспомнить традиции средневековья, то земельный надел и замок доставался старшему сыну, а младшие уходили искать счастья в крестовые походы. Неслучайно также, что библейский блудный сын был младшим в семье. Из известных людей можно упомянуть, например, Уинстона Черчилля, Бориса Ельцина, Раису Горбачеву, у которых ярко выражены характеристики старших детей. В свою очередь, младшими детьми были Грегори Бейтсон, Элизабет Тейлор и Бернард Шоу, чье бунтующее поведение и остроумное высмеивание благовоспитанности и общественного порядка прекрасно соотносятся со стереотипом поведения младшего ребенка в семье.

Таким образом, младший ребенок всегда остается в семье «малышом», он всегда остается ребенком для своих родителей, братьев и сестер, других родственников, всегда остается желание оберегать, воспитывать и заботиться о нем. Младший сиблинг оказывается меньше всех наделен свободой и правом выбора, что может повлечь за собой появление чувства неполноценности и зависимости. Ребенок часто остается центром семьи, и основное внимание направляется на него, но он долгое время считается маленьким, и обращаются с ним как с младенцем, даже когда в этом нет необходимости. Авторитеты старших детей и родителей могут сильно тормозить развитие младшего ребенка, вызывать в нем чувство вражды, зависти и отчаяния. Нередко от младшего ребенка ожидают меньше, чем от старших детей, и это может приводить к меньшим успехам и достижениям маленького сиблинга в будущем. Близнецы обладают физическим, психологическим и интеллектуальным сходством, со временем они приобретают похожий опыт, они примерно «одинаково» любимы. По жизни они часто оказываются в ситуации партнерства, поэтому им приходится считаться друг с другом, прислушиваться друг к другу, находить общий язык. Отношения между близнецами складываются неоднозначно: от полной гармонии до жесткого соперничества, и все же многие авторы отмечают, что близнецы хорошо знают и понимают друг друга, что далеко не всегда характерно для обычных сиблингов.

Специалисты выделяют некоторые тенденции, свойственные братско-сестринским отношениям. Основным свойством этих отношений является конкуренция за родительскую любовь и внимание. Конкуренция больше выражена у однополых детей, у детей с небольшой разницей в возрасте (от 1 года до 3-4 лет), у близнецов. Более спокойные отношения наблюдаются, когда разница в возрасте позволяет старшему сиблингу выступать в роли помощника, маленького «родителя». Если семья многодетная, то конфликты сглаживаются за счет различия связей и отношений между детьми. Но нельзя говорить о безусловности данных тенденций, поскольку на сиблинговые взаимоотношения влияет и ряд других внутренних и внешних факторов.

Отношениям братьев и сестер в любом случае свойственны конфликты и соперничество: старшие дети борются за то, что у них «отняли» с появлением малыша, а младшие — за то, чего у них никогда не было, поскольку они никогда не были единственными.

Таким образом, можно прийти к выводу, что конкуренция и конфликты — неизбежный спутник сиблинговых отношений, даже когда братья и сестры в целом доброжелательно настроены, все равно их отношения сохраняют элементы соперничества и соревновательности.

В этой связи следует отметить, что в бессознательном каждого ребенка существует правило «хронологического первенства». Это подразумевает, что дети, рожденные по времени раньше, т.е. старшие, имеют больше прав и привилегий, чем все последующие. Нужно заметить, что многие исследователи отмечали, что если это правило соблюдается, то наличие больших прав у старшего ребенка признается вполне естественным младшими братьями и сестрами. А вот искажение этого правила, что очень часто происходит в российских семьях, где младшие становятся «любимчиками», приводит к обострению как сиблинговых конфликтов, так и внутриличностного напряжения каждого из детей. Таким образом, в семьях с несколькими детьми неизбежно возникают процессы соперничества, и во многом степень конфликтности отношений сиблингов зависит от поведения родителей, а также от их собственных сиблинговых позиций, которые они переносят на детей.

Автор: Кияшкина Елена Владимировна

Источник