Школьная адаптация ребенка с нарушениями в развитии

Школьная адаптация ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

Мещерякова Ирина Юрьевна
Саратовский государственный университет
студентка 1 курса магистратуры кафедры специальной психологии

Аннотация
Изложены результаты теоретического анализа адаптационных особенностей детей с умственной отсталостью в образовательной среде. Рассмотрены практические и теоретические работы отечественных учёных по заявленной проблеме. Показано, что на механизм адаптации зависит от разных внешних и внутренних факторов воздействующих на ребенка с умственной отсталостью. Вследствие этого возникает необходимость выявления группы риска детей с дезадаптивным поведением на ранних возрастных этапах.
Умственно отсталые дети не адаптируются к школьной среде самостоятельно, для них характерны социально неодобряемые формы поведения, дисгармоничное усвоение программного материала и как следствие невротические заболевания.

Meshcheryakova Irina Yurevna
Saratov State University
1st year student of Magistracy Department of Special Psychology

Abstract
The results of theoretical analysis of the adaptive characteristics of children with mental retardation in the educational environment. We consider the practical and theoretical work of local scientists on the stated problem. It is shown that the mechanism of adaptation is dependent on various external and internal factors affecting a child with mental retardation. As a result, there is a need to identify children at risk with maladaptive behaviors at an early age stages.
Mentally retarded children do not adapt to the school environment on their own, they are characterized by socially disapproved behaviors, disharmonious assimilation of the program material, and as a consequence of neurotic disorders.

Библиографическая ссылка на статью:
Мещерякова И.Ю. Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77265 (дата обращения: 14.09.2020).

 ВВЕДЕНИЕ

Процесс обучения детей с отклонениями развития базируются на таких принципах как: доступность изучаемого материала, сознательности и активности учащихся, целостности системы специального обучения и основным является адаптированность обучающихся к новым условиям, как в школе, так и за её пределами. Заметим, что чаще всего у детей с умственной отсталостью, как у младших школьников, так и у подростков, возникают трудности в усвоении нравственно-этических норм поведения, в установлении иерархически правильных связей между взрослым и ребенком, в принятии социальной роли – ученик, а так же адаптации к правилам и требования, предъявляемым в образовательном учреждении.

 Проблема адекватной адаптации к школьным условиям детей с умственной отсталостью  и сегодня продолжает оставаться актуальной  в специальной психологии. Так, в связи с введением новых федеральных образовательных государственных стандартов обучения лиц, имеющих психические и или физические  недостатки, качественно меняется психокоррекционная и диагностическая  работа с детьми.

В исследования теоретического аспекта школьной адаптации, мы хотели бы остановиться на феномене «школьная адаптация детей с умственной отсталостью», для дальнейшего теоретического  изучения.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ

Понятие «школьная адаптация»,  изучается авторами разных теоретических подходов.  Школьная адаптация умственно отсталых детей, обучающихся в начальных классах, изучалась такими учеными как: Е.А. Панько,  Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина и В.С. Мухина. Они  связывали проблему адаптации со сменой ведущего вида деятельности, а именно с игровой на учебную.  Данный процесс рассматривается как механизм защиты от  новых внешних воздействий на ребенка (предъявляемые социальные условия и требования, установление новых коммуникативных связей, иной режим жизнедеятельности)[5].

Школьная адаптация в содержательном плане представляет собой совокупность социальных, психологических и учебных компонентов.

В своих научно-исследовательских  работах, такие ученые как  Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.М. Тромбах,Т.В. Дорожевец выделяют объективные и субъективные критерии адаптации[7]. К объективным – успешность и продуктивность деятельности, к субъективным – самочувствие, эмоциональное состояние, активность, стабильность психофизиологического состояния индивида.

Основываясь на различных многоуровневых структурах адаптации детей к школе, которые были представлены З.Л. Шинтаревой, В.М.Матюхиной, Л.А. Ясюковой, создала свою классификацию Д.Ю. Соловьева[8].  Классификация показателей приспособленности детей к систематическому обучению в школе.

1. Организационная адаптация. Это приспособление к новой системе организации жизни. Она отражает принятие ребенком новой социальной позиции школьника.

2. Учебно-мотивационная адаптация.  Сформированность системы учебных мотивов является одним из условий, необходимых для успешной учебной деятельности на протяжении всего школьного периода.

3. Психологическая адаптацияотражает состояние эмоциональной сферы детей в процессе учебной деятельности  и психологическое здоровье школьников в целом.

4. Социальная адаптациявыявляет поведенческие особенности ребенка в процессе школьного обучения, устанавливает контакт с учителем и одноклассниками.

Совокупность данных признаков характеризует степень адаптированности ребенка в школе, в то время как отклонения хотя бы в одном из них свидетельствуют о нарушениях приспособления к школе и риске возникновения  дезадаптации.

При нормальном психофизическом развитии ребенка вариант дезадаптации либо не возникает вообще, либо проявляется по одному вышеуказанному показателю, что достаточно быстро компенсируется при грамотном психолого-педагогическом подходе.  У детей с особенностями развития трудности школьной адаптации  проявляются в сочетании двух и более компонентов. Наиболее ярко они наблюдаются у детей с умственной отсталостью. Таким образом, особое значение при обучении таких детей должен занимать процесс диагностики и коррекции дезадаптивного поведения  во всех сферах образовательного процесса.

По данным Министерства труда и социальной защиты за 2014 год в Российской Федерации  проживало 1276,1 тыс.  детей (4,5% от общего числа детей в возрасте от 0 до 17  лет  включительно), относящихся к инвалидам  и лицам с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям. В 2014 – 2015 учебном году  212,2 тыс. школьников обучалось в  отдельных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, из них умственно отсталые дети составляли  153,3 тыс.чел. Дети с другими особенностями развития  занимали гораздо меньшую долю. Таким образом, ведущая роль в системе специального образования принадлежит обучению умственно отсталых детей [2].

В работах ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дается определение умственной отсталости. Таким образом,  умственная отсталость – это стойкое, необратимое, нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга [1]. Это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, при котором страдают не только интеллект, но эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой характер развития вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

В современной классификации выделяют степени снижения интеллекта  умственной отсталости различного генеза в соответствии с МКБ -10.

1. легкая (F70) – ранее умственная отсталость в степени легкой, умеренной и выраженной дебильности

2. умеренная(F71) – ранее умственная отсталость в степени легкой имбецильности

3. тяжелая (F72) – ранее умственная отсталость в степени выраженной имбецильности

4. глубокая (F73) – ранее умственная отсталость в стадии идиотии.

В специальной психологии мало работ по анализу диагностического инструментария по проблеме школьной адаптации умственно отсталых детей и подростков[6]. Отсутствие подобных исследований тормозит становление современных подходов направленных на преодоление трудностей адаптацией в обществе лиц с нарушениями интеллекта[5]. При  изучении специфики развития умственно отсталых школьников необходимо опираться на уже имеющиеся в возрастной психологии  этапы становления личности.

Специфической особенностью детей с умственной отсталостью школьного возраста является  слабая дифференциация норм поведения в разных социальных условиях, низкая любознательность и продолжительное доминирование социальных и игровых мотивов при обучении. Для детей в условиях школы важным навыком  является обучение коллективной деятельности и принятию новой социальной роли. В данном процессе ребенок усваивает смысл общественных норм, способы взаимодействия с взрослым и необходимые средства для  этого, постигает права и обязанности по отношению к коллективу[3]. По отношению к подростку с умственной отсталостью, при отсутствии такой коррекционной работы, проводимой на ранних возрастных этапах,  ребенок сам формирует систему отношений с социальной средой. В большинстве случаев социально-неодобряемая система  и ведет к девальвациям в поведении.

Причинной возникновения дезадаптации на разных возрастных этапах является влияние чрезмерно низкой оценки со стороны окружающих. Умственно отсталый ребенок начинает осознавать свою «мало ценность», и реагировать развитием целого ряда установок, защитных механизмов в поведения, которые имеют невротический характер. Следствием этого является возникновение внутренних конфликтов, «невротическая надстройка, выступающая в роли фактора организующего, использующего и направляющего все остальные синдромы детского недоразвития» [8]. Особенность ребенка с умственной отсталостью в том, что развитие его психики затруднено эндогенными и экзогенными неблагоприятными факторами.

Поэтому, умственно отсталый ребенок, с которым не проводили раннюю психодиагностическую и  психокоррекционную работу по снижению дезадаптации, выпадает из детского коллектива  и у него могут возникать трудности в усвоении программного школьного материала.

В исследованиях А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и многих других доказывается, что для умственно отсталых детей характерно недоразвитие  всех познавательных процессов, которое выражается в том, что они проявляют инертность и лабильность в процессе  познания. В результате эти дети получают неполные, искаженные представления об окружающем мире, их опыт крайне беден [4]. При умственном недоразвитии первая ступень познания окружающего мира – восприятие и ощущение – оказывается дефектной, которая влияет на весь последующий ход их развития.  У таких лиц отмечается:

  • специфика интеллектуальной деятельности выражается в слабой критичности мышления, в не понимании причинно-следственных связей, в нарушении формирования Я – концепции, трудности в выделении главного, в не понимании внутренней связи между частями, трудности восприятия пространства и времени, специфической логике построения высказываний, нарушении компонентов речи, специфичности умозаключения,  ограниченности  запаса знаний и представлений о мире, в затруднении различия оттенков цвета;
  •  специфика эмоционально-волевой сферы проявляется в эйфоричности во взгляде и поведении, в эмоциональной лабильности, в скупости эмоциональных проявлений,в  бедности эмоционального запаса – это отсутствие сложных эмоций, слабость эмоционального контроля за действами, наличие сверхценных идей и переживаний;
  • особенность общей и мелкой  моторики может наблюдаться в специфической походке, бедности мимики, неадекватности эмоций, нескоординированности движений, нарушении равновесия, отсутствии взгляда, «неловкости» рук, слабости тонких движений пальцев и др.
  •  деятельность умственно отсталых детей может быть немотивированной и механической, лишенной планирования и предвидения результата, бесконтрольной и стереотипной.

Педагоги сталкиваются с целым рядом проблем в обучении детей с умственной отсталостью как в общеобразовательных школах имеющие инклюзивные классы, так и в школах по адаптированным образовательным программам. В процессе обучения к каждому ребенку требуется индивидуальный подход. Дети долгое время не могут принять режим занятий, часто отвлекаются на вешние раздражители. При выполнении заданий требуют постоянного побуждения и поддержки, не умеют общаться с другими детьми,  не всегда реагируют на инструкции учителя, не включаются в учебный процесс, работоспособность в течение  дня скачкообразна. При этом невозможность адаптироваться  к условиям школьной жизни может привести такого ребенка  к эмоциональному срыву.

В связи с этим,  можно сделать вывод,  что у детей с умственной отсталостью в большинстве случаев  страдают все виды  школьной адаптации: организационная,  учебно-мотивационная, психологическая и социальная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя теоретический анализ школьной адаптации детей с умственной отсталостью, мы создали целостную картину изучаемого
явления. Адаптация является сложным процессом, включающим совместную работу педагогов, психологом и семьи ребенка. Высокий уровень приспособления к меняющимся условиям является залогом  успешного формирования личности ребенка не зависимо от наличия психического или физического недостатка. Процесс социализации и адаптации ребенка предполагает активное воздействие с социумом, а именно:     включение  его в систему общественных  отношений, усвоение  и принятие им целей, ценностей, норм поведения, принятых в обществе.

На сегодняшний день, главной проблемой остается адаптация диагностического инструментария  и коррекционно-развивающих программ для детей с умственной отсталостью. Следовательно, целью следующей работы будет анализ психодиагностического инструментария и адаптация  с учетом психических и возрастных особенностей обследуемых детей.

Библиографический список

  1. Введение в школьную жизнь: учебное пособие. Под ред. З.Л Шинтарь. Гродно: ГрГУ,  2002. 187с.
  2. Доклад Министерства труда и социальной защиты РФ от 15 декабря 2015 г. «Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2014 году». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71183090/#ixzz4TmY8aJlZ (дата обращения 9 марта 2016г.)
  3. Коробейников И.А. Особенности социализации детей с легкими формами психического недоразвития./ И.А. Коробейников. М.: «Педагогика», 1997. 323с.
  4. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников./ Т.В.  Костяк.  М.: Академия, 2008. 235с.
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология/И.Ю.Кулагина – М.: «Сфера», 2002.
  6. Основы специальной психологии: учебное пособие [По ред.А.К. Акименко, Е.Д. Бурмистрова, Е.А. Георгица, Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, А.В. Шипова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2013. 335 с.
  7. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе. / Д.Ю. Соловьева. // Вопросы психологии. № 4 (87). 2012. С.23-32.
  8. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников./ Л.А.Ясюкова. СПб.: Иматон, 2003. 182с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мещерякова Ирина Юрьевна»

Источник

Психологическое состояние первоклассника, его физическое самочувствие и желание посещать школу в первый год обучения во многом определяется способностью к адаптации. У некоторых детей она происходит с определёнными трудностями, на которые нужно вовремя обратить внимание. В сложных случаях может потребоваться помощь психолога, но этого не следует пугаться. Своевременная работа со специалистом поможет избежать проблем в будущем.

Трудности школьного адаптационного периода

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

  • Гиперактивные малыши. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей. Именно таким первоклассникам часто рекомендуют перейти на индивидуальную программу обучения, в том числе дистанционно.

Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Структура адаптации детей к школе

Поскольку каждый привыкает к новым для него обстоятельствам по-разному, у школьника могут быть отклонения в различных показателях. Например, он может с готовностью получать новые знания, но не завести друзей или с трудом переносить школьный режим. В таком случае родители должны понимать, что сами по себе хорошие оценки не означают нормальную адаптацию к школе. Отклонения в любом из приведенных показателей говорят о нарушениях приспособления к школьной жизни. Поэтому внимание нужно уделять каждому фактору.

Только при нормальных показателях по всем аспектам можно говорить о хорошей адаптации ребенка к школьной жизни.

Как быстро школьник приспособится? Это зависит от разных факторов:

  • особенности характера;
  • уровень сложности образовательной программы;
  • обстановка в семье;
  • наличие сторонних стрессовых факторов;
  • степень подготовленности малыша к школе и пр.

В связи с тем, что темпы адаптации индивидуальны, ребенку требуется внимание и посильная помощь от взрослых. Неудача может привести к развитию комплексов и страхов в детском возрасте, низким отметкам и другим негативным последствиям. Необходимо понимать всю ответственность периода адаптации, который важен для психического развития ребенка.

Что указывает на нормальное протекание процесса адаптации?

Продолжительность привыкания малыша к новой для него школьной жизни по времени может занять от нескольких дней до 6-7 месяцев. Длительность периода адаптации зависит от характера ребёнка, степени его психологической готовности, типа школы, уровня сложности получения знаний, интеллекта и личностных качеств педагога. В первые месяцы для первоклассника очень важна и поддержка семьи – родителей, старших братьев и сестёр, бабушки с дедушкой.

На то, что ребёнку нравится в первом классе и дополнительной помощи в адаптации не требуется, указывают несколько признаков:

  • Малыш с удовольствием посещает школу, рассказывает об одноклассниках, учителе, уроках, вспоминает смешные и неловкие моменты. Но при этом он чётко понимает, что ходит на уроки с целью получения знаний, а не для развлечений.
  • Выраженной усталости после занятий нет. Малыш активен, у него сохраняется отменный аппетит, нет жалоб на головную боль, усталость, слабость.
  • Появились новые друзья, о которых школьник с удовольствием рассказывает.
  • Ребёнку нравятся педагоги и процесс получения знаний в школе.
  • У малыша отсутствует желание вернуться в детский сад.

Социальная адаптация ребёнка в первом классе пройдёт гораздо легче, если дошкольника подготовить к учебному процессу заранее. Нужно научить его без проблем справляться со своей одеждой — застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, правильно надевать верхнюю одежду. Школьник должен уметь общаться с взрослыми, правильно ориентироваться внутри и снаружи зданий.

Продолжительность привыкания к учёбе в школе

Адаптация ребёнка к школе может быть длительным процессом, протекающим полгода и больше. Она подразделяется на физическую и психологическую:

  • Физическая адаптация оценивается родителями и учителем по уровню работоспособности, самочувствию в течение дня (в школе и дома), качеству сна и аппетита, частоте ОРВИ и обострению имеющихся хронических патологий.
  • Психологическая адаптация – это настроение, готовность школьника к получению знаний, его мотивация к учёбе, соответствие психических процессов возрасту, адекватность самооценки.

Сколько будет привыкать ребёнок к школе, заранее предугадать нельзя. По продолжительности привыкания выделяют три группы детей:

  • Малыши из первой группы привыкают к учебному процессу не более чем за 2 месяца. Они быстро и успешно вливаются в школьный коллектив, понимают правила поведения в учебном заведении и следуют им, заводят друзей. Требования учителя и домашние задания выполняют без затруднений. Первые недели возможен естественный психологический дискомфорт, который постепенно проходит. К концу первой четверти у таких детей стабильно хорошее настроение, они доброжелательны, у них нет внутреннего напряжения, они охотно выполняют домашние задания.
  • Адаптация первоклассников к школе во второй группе продолжается до 6 месяцев. У детей отмечаются проблемы с дисциплиной, возникают трудности с усвоением учебного материала. Нередко выявляются конфликты со сверстниками, негативная реакция на замечания. При правильно построенной работе с ребёнком все эти трудности почти полностью исчезают к третьей четверти учебного года.
  • К третьей группе относят первоклассников, у которых уровень психологической и социальной адаптации низкий. Информацию в школе они не воспринимают, крайне отрицательно реагируют на необходимость спокойно сидеть на уроках и замечания учителя. Нередко присутствует агрессия по отношению к одноклассникам. Они мешают учебному процессу в классе и негативно влияют на поведение других учеников.

Если выявляются признаки, указывающие на то, что ребёнок может входить в третью группу адаптации, желательно своевременно воспользоваться помощью школьного психолога. Социальный педагог привлечёт к работе и родителей, так как большинство проблем адаптации связано с ролью семьи.

Проблемы адаптационного периода

Трудности адаптации в школе в большинстве случаев вполне преодолимы, если своевременно обратить на них внимание. Подготовка малыша к учёбе должна начинаться задолго до его поступления в первый класс. Но и проблемы, возникшие в процессе учёбы, можно устранить.

Признаки того, что у ребёнка не всё в порядке с учёбой и вливанием в социум:

  • Неуспеваемость. Ребёнок может отставать или полностью не воспринимать школьную программу. Проблема усугубляется, если родители ожидают слишком высоких результатов. Завышенные требования и даже скрываемое недовольство ухудшают период привыкания, делают первоклассника неуверенным в себе, мешают полноценно воспринимать учебные материалы. К успеваемости малышей в первом классе нужно относиться мягко, лояльно, желательно хвалить их даже за малейшие успехи. Не следует заострять внимание на неудачах.
  • Лень. Причин для неё достаточно много. Это отсутствие мотивации, то есть увлечение школьника другими делами или играми, природная медлительность, неуверенность в собственных силах, боязнь сказать или что-то сделать неправильно. Лень может быть и следствием избалованности. Избавиться от неё можно только систематической работой дома с ребёнком. Желательно чем-либо мотивировать первоклассника и всячески избегать скандалов и выдвижения жёстких требований.
  • Низкий уровень продуктивной деятельности. Присутствие ребёнка на уроке и его спокойное поведение не означают, что он понимает и усваивает сказанное учителем. Проблема может быть связана с личностными качествами, излишней отвлекаемостью, семейными проблемами. Пребывание в школе некоторые первоклассники воспринимают как возможность отвлечься от конфликтов дома. Решить такую проблему можно, только уделяя больше внимания малышу, показывая ему свою любовь и создавая спокойную обстановку в семье.
  • Непослушание. Такая проблема чаще всего затрагивает избалованных вниманием детей. Привычка всегда быть в центре вселенной, неприятие общепринятых правил приводит к конфликтам в классе. Естественно, что всё заканчивается вызовом в школу мамы, беседой с социальным педагогом и директором. То есть ребёнок опять получает порцию пусть и негативного, но внимания. Проблему в большинстве случаев это не решает, а только усугубляет. Поэтому единственно правильное решение – какое-то время не обращать внимания на проделки малыша. Разумеется, если они не критичны для окружающих и не мешают учебному процессу. Родителям желательно выработать свою тактику поведения вместе с опытным социальным педагогом.
  • Вербализм. Данным термином обозначают высокий речевой уровень ребёнка, протекающий с задержкой мышления. Бойкая речь первоклассника и даже заучивание длинных стихов не указывают на то, что он по умственному развитию способен адекватно воспринимать школьную программу. Ребёнку в такой ситуации необходимо развитие образного и логического мышления, что достигается систематическими занятиями – наклеиванием аппликаций, лепкой, рисованием, несложными тестами.

Школьная адаптация –сложный процесс для многих дошкольников. Задача учителя и родителей состоит в скоординированной помощи первокласснику. При выявлении сложностей мамам и папам нужно не бояться подойти к педагогу и рассказать о своих сомнениях и страхах. Учитель, в свою очередь, должен говорить о том, что его беспокоит, и предлагать варианты решения проблемы.

Помощь ребёнку в период адаптации

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Подготовка малыша к школе должна начаться задолго до его поступления в первый класс. Больше к учебным занятиям готовы дети, посещающие дошкольные учреждения. Однако им сложнее перестроиться с игровой формы обучения на ту, что принята в школе.

Дома с ребёнком следует периодически заниматься. Он не должен проводить все время возле телевизора или планшета. Домашним детям необходимо научиться общаться со сверстниками, их следует приучить к дисциплине и самостоятельности.

Что делать, чтобы время адаптации протекло без особых сложностей:

  • Чаще хвалить малыша, а за промахи не осуждать.
  • Организовать правильный режим дня. У первоклассника должно быть достаточно времени для сна, подвижных игр, общения с друзьями.
  • Не сравнивать его успехи с учёбой других детей.
  • Не игнорировать жалобы ребёнка на плохое самочувствие. В первое время первокласснику можно раз в одну-две недели разрешить не посещать школу.
  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Прислушиваться к замечаниям учителя и стараться дома спокойно обсудить возникшую проблему.

Если первоклассник не может полностью адаптироваться к школе, а его успехи оставляют желать лучшего, целесообразно рассмотреть альтернативный вариант обучения. Это может быть онлайн-школа, уроки в которой проходят дистанционно.

По данным опроса Homeschool Report 2017 респонденты назвали основные причины перехода на домашнее обучение.

Что заставило вас перейти на домашнее обучение - график

Таким образом, выбор альтернативной формы обучения поможет избежать многих проблем адаптационного периода ребенка при поступлении в первый класс.

Плюсы такой формы учёбы для ряда детей очевидны. Занятия проходят в домашней обстановке. Программа в каждом случае подбирается индивидуально. Нет психологического давления, которое непременно присутствует в школьном коллективе. Дистанционное обучение приравнивается к обычному. Программа позволяет в любой момент перейти на общепринятую форму учёбы или, при желании, продолжить так учиться до конца школы.

Источник