Школа как образовательная среда развития ребенка

Современная образовательная среда как фактор обеспечения качества образовательного процесса.
Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.
Основные принципы, лежащие в основе создания развивающей среды в образовательном учреждении:
- Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками образовательного процесса).
- Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на личность ученика).
- Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание учебных предметов и информации, применение таких технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения).
- Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение учащимся по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения: смена класса, выбор профиля, направленности образования).
- Открытость образования (предоставление возможности общего образования на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).
Все эти принципы становятся руководством к действию в школе, где одним из основных направлений является создание развивающей среды для учителя и ученика. При этом основная функция современной школы – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Осуществление этой функции предполагает, с одной стороны, удовлетворение потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать.
Для того чтобы оценить, насколько успешно идет процесс по созданию развивающей среды для педагогов и учащихся, анализируются следующие показатели деятельности:
- Инновационная деятельность школы – обновление содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания); обновление педагогических технологий, методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание индивидуальных или групповых форм организации познавательной деятельности над общеклассными).
- Организация учебно-воспитательного процесса – самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; совместное планирование и организация деятельности ученика и учителя как равноправных партнеров; разделение ответственности за результаты УВП между учеником и учителем; высокий уровень мотивации участников педагогического процесса; комфортная среда для всех участников целостного педагогического процесса; право выбора содержания, профиля, форм получения образования учащимися.
- Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки, отношение учебе, труду, природе, общественным нормам и законам, отношение к себе).
Деятельность школы в режиме создания развивающей среды для всех участников образовательного процесса делает необходимым определение новых подходов и управлению. Ведущее место занимает стимулирующая мотивационная управленческая деятельность как учащихся, так и учителей. Наряду с моральными поощрениями необходимо применять и материальные вознаграждения (премии для учащихся, надбавка к зарплате учителей за инновационную образовательную деятельность и др.). Изменяется и характер контроля. Жесткий контроль сверху переходит в режим самоконтроля. Новое содержание функций управления школой становится движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность из функционирующей в развивающую.
Созданию в школе развивающей среды способствуют:
- Концепция и программа развития школы.
- Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности.
- Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
- Сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
- Организация оптимальной системы управления.
- Система эффективной научно-методической деятельности.
- Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
- Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.
Деятельность школы в режиме создания развивающей среды подразумевает и особые управленческие действия администрации. Это могут быть, например, изучение образовательных потребностей детей, желаний родителей; возможностей педагогического коллектива работать в новых инновационных условиях; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени и т.д. Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность. Коллектив работает в творческом поисковом режиме.
Основные направления
по созданию развивающей среды.
Родители стоят перед выбором образовательного учреждения для своего ребенка.
Очень важно, чтобы с первого дня юного ученика окружала комфортная развивающая среда, наличие возможности развивать свои индивидуальные личностные способности, заботливые и чуткие педагоги, создающие для детей благоприятный психологический климат.
Если для педагога и ученика будут созданы условия для развития личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении будет создана.
Создание развивающей среды в ОУ предполагает
для педагога:
- наличие концепции непрерывной подготовки и переподготовки кадров;
- соответствие целей и задач развития образования в школе целям и задачам развития творческого потенциала учителей;
- создание условий для успешного формирования творческого потенциала учителей (материальных, юридический, санитарно-гигиенических и т.д);
- создание условий для педагогических исследований, эксперимента и научного творчества;
- создание в педагогическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому педагогу психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень педагогического труда;
- обеспечение педагогов школы психологическим обслуживанием (психологические тренинги, консультирование по личным и профессиональным вопросам, вооружение психологическими знаниями);
- осуществление такого управления педагогическим коллективом, которое мотивировано на успех каждого педагога;
- удовлетворение потребностей педагогов в способах педагогической деятельности, направленной на успех (предоставление возможности обучать по новым технологиям, использовать в педагогической деятельности аудио-, видеотехнику, компьютер, разрабатывать авторские программы);
для ученика:
- организация учебно-воспитательного процесса на основе:
— выявления особенностей ученика как субъекта;
— признания субъективного опыта ученика как самобытности, самоценности;
-построения педагогических воздействий с максимальной опорой на субъективный опыт ученика;
2. воспитание школьников в соответствии с моделью развитой личности в психологическом (высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию), социальном (моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение), физическом (нормальная деятельность организма, поддержка умственного и психического развития) аспектах;
3. наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно ориентированного обучения школьников;
4. развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания;
5. создание в ученическом коллективе психологической атмосферы, которая обеспечивает каждому ребенку психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда;
6. создание условий для успешного развития школьников;
7. создание условий для развития у детей социальной адаптации, жизненной защищенности, эффективной представленности в мире сегодня и завтра.
Создание развивающей среды предполагает образование центра дополнительного образования в школе. Он строится на основе модели, подразумевающей организацию учащихся во второй половине дня в группы, различные по направлениям (познавательной, творческой, развивающей) деятельности, формам организации и возрастному составу.
Думать о создании комфортной развивающей среды для ученика необходимо еще до поступления ребенка в школу. С этой целью разрабатывается комплексно-целевая программа по осуществлению преемственности между детским садом и начальной школой, начальной школой и средним звеном. При составлении данной программы возможны следующие направления деятельности школы:
— изучение психологических возможностей детей дошкольного и младшего подросткового возраста;
— сравнение содержания изучаемых предметов и согласование основных программных тем, обеспечение условий для повторения учебного материала;
— согласование методов и приемов обучения в 4-х и 5-х классах, обеспечение условий «мягкой» адаптации учащихся 5-х классов к новым формам обучения;
— создание благоприятных условий для адаптации учащихся 1-ых классов;
— анализ адаптационного периода, выявление трудностей, разработка мероприятий для их преодоления.
Важность проблемы преемственности между детским садом и начальной школой, начальным и средним звеном определяется тем, что с переходом в 1-е и 5-е классы у школьников начинается сложный период адаптации, который связан с изменениями в организации обучения, со сменой его форм и методов, режима дня, увеличения нагрузки и т.д.
Учителя начальной школы должны хорошо знать особенности раннего развития личных качеств. Это позволит обеспечить легкий и естественный переход ребенка в школу.
Вместе с тем учителя основной школы, работающие с пятиклассниками, часто недооценивают те психолого-физиологические изменения, которые происходят с младшими подростками в этот период. Дело в том, что у них начинается первый период полового созревания и происходящие при этом процессы часто отрицательно сказываются на познавательной деятельности детей. Так, пятиклассники медленнее читают, пишут, им требуется больше времени на решение логических задач, несколько снижается объем памяти, внимания. Многие подростки становятся раздражительными, неадекватно реагируют на замечания взрослых, капризничают, проявляют упрямство. Все это учителя и родители часто считают проявлением испорченности ребенка, начинают его «воспитывать», что еще больше усугубляет отрицательное поведение подростка. Что же делать? Необходимо постараться понять ребенка, предоставить ему право самому решить проблему, не реагировать бурно на проявление его упрямства и несдержанности. Очень важно не увеличивать сразу учебную нагрузку школьников 5-6 классов, иначе, с учетом их психологического состояния, может наступить стресс и возникнуть отрицательное отношение к учебе.
Для устранения трудностей, связанных с адаптацией учащихся при переходе из детского сада в начальную школу и из начальной школы в среднее звено, в школе создана психологическая служба. С этой же целью разработана и комплексно-целевая программа преемственности между детским садом начальной школой, начальной школой и средним звеном.
В последнее десятилетие в современном обществе центральной идеей является сохранение здоровья подрастающего поколения, как основополагающего фактора будущего благополучия государства. Необходимым условием для создания в образовательном учреждении развивающей среды для учителя и ученика является определение единого подхода к решению вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья, основанном на научном обосновании оздоровительного, воспитательно-образовательного процесса, организованного с учетом индивидуальных и возрастных адаптивных особенностей и возможностей обучающихся, социально-гигиенической, санитарно-эпидемиологической обстановки, в которой находится школа – другими словами, способствовать созданию здоровьесберегающей среды с учетом показателей физического, психического и социального здоровья.
Формирование здоровье сберегающей среды возможно только при условии широкой интеграции учреждений базового и дополнительного образования, целенаправленной социальной политики административно-управленческих структур, опирающейся на накопленный научно-практический и организационный опыт по использованию современных информационных технологий, средств и методов сохранения, укрепления физического, психического и социального здоровья обучающихся и педагогов, их адаптации к воспитательно-образовательному процессу, профилизации, сопровождаемой социализацией личности.
В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Модернизация образования ориентирует школу не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Новые информационные технологии – достаточно сильный фактор влияния на развитие образовательной среды. Процессы информатизации общества в целом находят несомненное отражение в практике современной школы. Явление, только наметившееся в конце 18 века, когда количество социально-значимой информации стало значительно увеличиваться в течение одной человеческой жизни и переработка всей этой информации стала практически непосильной для одного человека, приобрело всеобъемлющий характер сегодня. «Информационный взрыв», о котором писал С.Лем, стал ежедневной реальностью каждого человека. Создание развивающей среды как для учителя, так и для ученика невозможно без информатизации школы. Это является естественным продолжением работы школы по программе развития, прежде всего, и отражением изменяющихся условий функционирования образования в современном обществе. Мы работаем в одном из главных направлений — развитие педагогической культуры: использование современных технологий и методик обучения, предусматривающих субъект-субъектные отношения, направленных на гуманизацию обучения, простраивание партнерских связей, обеспечивающих собственную образовательную деятельность всех участников образования, ориентированных на получение компетенций.
Источник
Прямо сейчас, у нас на глазах, привычная всем вертикаль «учитель — ученик» меняется. Ребёнок и его родители, которые органично включены в новую схему, превращаются из потребителей в участников процесса. Разбираемся, как должна выглядеть школа сегодня, чтобы в ней нашлось место каждому. И чтобы у обучения был результат.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Переход на личности
В 1970-е учёный Филипп Кумбс написал работу «Кризис образования в современном мире». Уже тогда он пришёл к выводу, что человечество накопило столько знаний, что школьник за 10 лет просто не успевает их усвоить. Наука же так стремительно развивается, что большая часть информации к окончанию школы устаревает. Кумбс пришёл к выводу, что бессмысленно пичкать ребёнка стандартным набором знаний. Важнее научить его работать с источниками и познавать мир без помощи посторонних или делать это вместе с ними.
Спустя полвека всё то, о чём писал Кумбс, до сих пор актуально. Когда говорят о будущем среднего образования, принято упоминать «новые грамотности» и «универсальные компетенции» — знания и навыки, которые понадобятся детям, чтобы стать состоявшимися людьми. Учитель становится не столько хранителем набора знаний, сколько сопровождающим ребёнка. Его задача — не пичкать порой совсем ненужной информацией, а помогать детям развиваться в разных направлениях.
Прежние требования к школе как к месту, где ученик получает знание от учителя в готовом виде и просто пытается их запомнить, уступают стремлению к персонализации и самообразованию.
Фундаментальной ценностью становится личность ученика: самобытная, разная и самоопределяющаяся
Однако по факту школы меняются очень медленно. Если представить класс начала XX века или даже конца XIX и сравнить его с почти любым современным, то изменений можно и не заметить. Да, в некоторых школах (но далеко не во всех) у учителей появились компьютеры, где-то вовсю используют электронные журналы и уроки, но идеологически среднее образование почти не изменилось.
То, что нужно сделать школу более личностно-ориентированной, говорят с начала XX века. Одним из первых об этом стал писать Лев Выготский. Он считал, что главный помощник в становлении ребёнка как личности — культурный контекст и среда, в которой он находится. По Выготскому, «переживание какой-нибудь ситуации, переживание какой-либо части среды определяет то, какое будет иметь влияние эта ситуация или эта среда на ребёнка».
Лев Выготский с группой выпускников педагогического отделения Среднеазиатского государственного университета. Ташкент, 1929 год
Среда включает в себя всех — от родителей и педагогов до пространства класса или мебели дома. Один из главных тезисов Выготского, который лёг в основу самых прогрессивных современных образовательных практик, — в школе гораздо важнее не то, чему ребёнок научился, а то, на что он ещё способен. Учитель в такой парадигме не дрессировщик, а наставник и помощник в развитии.
Главная задача взрослых — оценивать не сиюминутную успешность (например, ставить пятёрку за контрольную или двойку за поведение), а прогресс.
От традиций и обрядов к творчеству и свободе
Первые серьёзные исследования школьной среды появились в начале XX века. На организацию предметной среды одной из первых обратила внимание известная сейчас на весь мир Мария Монтессори. Она разработала модель воспитательного процесса, где учитель должен был руководить детьми, организовывая «подготовительную среду». Монтессори, как и Выготский, считала, что более свободная и ориентированная на личность обстановка заставляет ребёнка реализовать свои возможности. Главное место в придуманной ею системе занимала активность ребёнка, а не получение знаний.
Мария Монтессори
«Не имея возможности побудить ребёнка к действию словом… взрослый вынужден создавать условия, соответствующие потребностям ребёнка в текущий момент жизни. В результате ребёнок находится в условиях, когда его поведение строится на основе собственной мотивации. Его действия направлены на удовлетворение собственных потребностей. Это „золотое время“ в развитии ребёнка. Ничего нет насильственного. Именно этот фактор и является определяющим высокую эффективность развития… Соединение мотивации и действия, направленного на её удовлетворение, является необходимым условием научения», — пишет психолог Владимир Шадриков о принципах воспитания ребёнка в раннем возрасте.
Монтессори-среда
Однако по мере взросления ребёнка родители и педагоги начинают вести себя в точности наоборот. Они игнорируют его личность и мотивацию, что резко снижает эффективность развития.
Знаменитый польский педагог, писатель и признанный классик педагогики Януш Корчак в своей главной работе «Как любить ребёнка» выделял четыре типа «воспитывающей среды».
- Догматическая. «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьёзность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твёрдости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте».
- Идейная. «Сила её не в твёрдости духа, а в полёте, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь. Нет повеления — есть добрая воля. Нет догм — есть проблемы. Нет благоразумия — есть жар души, энтузиазм. Сдерживающее начало здесь — отвращение к грязи, моральный эстетизм».
- Безмятежного потребления. «Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти».
- Внешнего лоска и карьеры. «Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчётом, а не духовными потребностями. Ибо нет здесь места для полноты содержания, есть одна лукавая форма — искусная эксплуатация чужих ценностей, приукрашивание зияющей пустоты».
Януш Корчак с детьми
При воспитании в догматической среде ребёнок будет зависимым и пассивным; в среде безмятежного потребления — свободным и пассивным; в карьерной — активным, но зависимым.
С ним согласны и современные российские педагоги. По мнению профессора Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Витольда Ясвина, «важны не абсолютные рекорды типа „лучший ученик“, „лучший спортсмен“, „лучший учитель“, предметом анализа является прежде всего индивидуальная динамика развития каждого члена образовательного сообщества».
Ясвин отмечает, что именно в идейной среде формируется активная личность, которая открыта к изучению и преобразованию окружающего мира, а также с высокой самооценкой, открытостью и свободой суждений и поступков. В книге он приводит систему координат, которую он придумал с коллегами-психологами для описания идеальной личностно-развивающей среды. Она состоит из двух осей: «свобода — зависимость» и «активность — пассивность». Специалисты даже придумали специальный опросник, который помогает определить, к какому типу образовательной среды ближе всего атмосфера в той или иной школе.
«Нам нужно больше прозрачных перегородок»
Даже те, кто профессионально никак не связан со школами или преподаванием, знают про финское образовательное чудо. Школьники из этой северной страны из года в год занимают лидирующие места в рейтингах PISA. Летом 2016 года все местные школы перешли к интерактивным методам обучения: ученикам разрешают самим выбирать интересные темы и моделировать курс обучения. Кроме того, школьники могут изучать предметы с помощью новых технологий или вообще за пределами школы — в музеях или университетах.
Школа Saunalahti в финском городе Эспоо / Фото: Verstas Architects (Andreas Meichsner)
По словам консультанта в области образовательных стратегий Департамента образования Хельсинки Илоны Таймелы, главное в создании идеальной личностно-ориентированной среды — не то, как устроены классы в школе (хотя это тоже важно), но как ученики, учителя и родители взаимодействуют между собой. На образовательной выставке EdCrunch в Москве в 2018 году эксперт рассказала о том, каким образом устроена самая передовая система образования.
Программа базируется на теоретических знаниях — на том, что известно о процессе усвоения знаний, о коллаборации в ходе обучения, о направлении, в котором развивается мир, каждая школа и регион могут её адаптировать под себя. А целью школы становится будущее, а не настоящее.
«Четыре основных навыка XXI века — критическое мышление, сотрудничество, коммуникация и творческий подход — включены в финскую школьную программу. Но мы не ограничиваемся ими. Вот что мы добавили в этот набор. Каждый ученик должен уметь позаботиться о себе. Мы учим самостоятельности. Только умея заботиться о себе, можно заботиться о других. Правильно питаться, заниматься спортом, следить за своим здоровьем — всему этому мы тоже учим. Этот навык входит в базовый набор вместе с четырьмя основными. Кроме того — навык, касающийся культуры, идентичности. Навык коммуникации включает знание языка, но культура — более широкое понятие, затрагивающее идентичность. Более того, речь не идёт лишь о национальной культуре — у нас немало иммигрантов: в Хельсинки примерно для 20% учащихся финский не родной язык», — говорит Таймела.
Ещё один навык, которому учат в финских школах, — предприимчивость. По словам представителя Департамента образования Хельсинки, ученикам не рассказывают, как открыть собственное дело, а «прививают упорство».
Школа Saunalahti в финском городе Эспоо / Фото: Verstas Architects (Tuomas Uusheimo)
«В финском языке есть слово „sisu“. Оно означает способность преодолевать трудности, не бросать начатое на полпути, сосредоточиться и довести дело до конца. Быть упорным — это тоже важный навык. И последний навык — участие. Участие в общественной, в школьной жизни», — объясняет Таймела.
Она и её коллеги считают, что предметы, которые изучают в школе, должны перестать быть главными. По словам эксперта, преподаватели по разным предметам и ученики должны работать сообща и анализировать программу с разных сторон.
«Ученики могут работать вместе, если у них одинаковые вопросы, или поодиночке. Нет единого подхода к получению знаний. Их источником становятся не только учителя, но и родители, специалисты за пределами школы и даже другие ученики. Но многое всё ещё зависит от преподавателя: во время личностно-ориентированного обучения — например, во время 5–6-недельного учебного цикла — именно он определяет цели и задачи процесса. Он может сказать: „Изучая вот это явление — допустим, за год их будет пять, — мы учимся сотрудничать. Вот как вам нужно работать“. Одной из целей может быть, например, развитие критического мышления. Роль учителя — не только организовать процесс, но и объяснить задачи и цели: вот чего мы добиваемся, вот чему нам надо учиться. Учитель оценивает не только знания, но и навыки, возникающие проблемы», — отмечает Таймела.
Школа Saunalahti в финском городе Эспоо / Фото: Verstas Architects (Andreas Meichsner)
Финские эксперты считают, что образовательная среда должна быть «всеобъемлющей, целостной», чтобы она могла отвечать современным задачам обучения.
«Если взять Хельсинки, то мы считаем, что весь город — образовательная среда. Весь мир — образовательная среда. Благодаря цифровым технологиям мы не ограничены одной страной, городом, школьным зданием: всё работает на обучение. В самой школе тоже должны быть места, способствующие коллективной деятельности, помещения вроде залов. Обычные коридоры остаются в прошлом, а новые должны способствовать обучению. То же касается традиционных классов: они должны стать многофункциональными», — добавляет Таймела.
По её словам, в финских школах нет классов в привычном понимании, потому что они создают замкнутую атмосферу. Помещения могут быть разные — поменьше, чтобы ученик мог поработать в тишине, большие открытые пространства для совместной работы.
Ученики разного возраста могут работать вместе, поэтому ни к чему сажать, например, третьи классы отдельно от седьмых
Финские чиновники убеждены, что пятиклассники и восьмиклассники могут одновременно изучать один и тот же предмет — например, устройство человеческого тела и то, как оно работает.
Школа Saunalahti в финском городе Эспоо / Фото: Verstas Architects (Andreas Meichsner)
«А раз они могут делать это вместе, то для чего деление учащихся по возрастному признаку? Любое место — часть образовательной среды. А она должна будить любопытство, должна быть уютной, безопасной. Должна быть такой, чтобы нам хотелось учиться, творить, узнавать новое», — заключает Таймела.
По её словам, на это влияют в том числе цвета, текстуры и то, как устроен школьный интерьер. Например, в помещениях должно быть больше прозрачных перегородок, чтобы ученики видели, чем занимаются другие, проявляли к этому интерес или помогали другим.
Если резюмировать, то, с точки зрения финских реформаторов, атмосфера в школе должна быть намного более открытой, способствующей совместной проектной работе. Это касается как взаимоотношений учителя с учениками и родителями, так и непосредственно школьного интерьера: классы необходимо делать прозрачными, должно появляться больше открытых пространств. Кроме того, от изучения и зазубривания конкретных предметов нужно постепенно переходить к формированию ключевых навыков, которые определяют жизнь человека сегодня: критическое мышление, сотрудничество, коммуникация и творческий подход.
Источник