Школа искусств развитие личности ребенка

Юлия Геннадьевна Тюгашева
Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире

Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование детей – это сфера, которая должна быть местом обучения и воспитания, а также пространством для саморазвития и самореализации. О том, что искусство лечит, знали ещё в глубокой древности. А музыка обладает силой формировать характер. Музыка создаёт волну подъёма духовных чувств. Здоровье ребёнка, его психологическая адаптация, его рост и развитие определяется средой, в которой он живёт. Естественно, что под влиянием семьи первоначально формируются интересы и эстетический вкус ребенка. Музыка, если человек привык к ней с детства, и в нем проросло замечательное чувство вкуса, может стать для него ярким и ни с чем несравнимым по силе увлечением. Ребёнок, для которого жизнь стала творческим самовыражением, неподвластен хандре и стрессам. Когда дети увлечены своим делом, они получают удовольствие, у них уменьшается тревожность, они забывают о своих проблемах. Детское творчество – это показатель духовного становления через искусство. Дети учатся осмысливать окружающую действительность, оценивать свои мысли и поступки через искусство. Воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное, нравственное и физическое совершенство, должно включать все элементы, обеспечивающие его всестороннее развитие.Старинное изречение гласит: «Держа в руках скрипку, человек не может совершить ничего плохого». Исполнительство, как и всякое другое творчество, по словам К. С. Станиславского, есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает кроме того и тело, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Произведения искусства дают возможность пережить жизнь, отраженную в свете определенного мировоззрения, а в процессе этого переживания создаются определенные отношения, моральные оценки. Роль педагога – предложить, заинтересовать, воспитать.

Система дополнительного образования имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности, что позволяет реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, с учётом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Ребёнку нужны поддержка и помощь, позитивная оценка достижений. Задача любого образовательного учреждения – использовать все возможности ребёнка для полного и свободного развития личности. Умение педагога устанавливать контакт с каждым учеником, умение слушать, поддерживать, поощрять любые проблески замысла, приводит к готовности обучающегося добиваться того, что он ещё не умеет делать, повышает веру ученика в свои силы. Творчество – это условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. Каждый ребёнок – личность, обладающая индивидуальными задатками, талантами. Индивидуальная работа позволяет находить подход к каждому воспитаннику. Цель педагога не только привить детям навыки и приёмы работы, но и раскрепостить их, придать уверенность, развить фантазию и воображение. Творчество, познавательный поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно – ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребёнок ставится в центре педагогической системы учреждения, цель которого, используя задатки, способности, возможности детей для более полного развития личности. Конечно, дети приходят к нам разного уровня одаренности. Одаренность ученика заключается вовсе не в том, что он обладает абсолютным слухом, великолепной музыкальной памятью, метроритмической чувствительностью. При наличии этого комплекса природных данных одаренный ребенок более развит, чем его сверстники в личностном плане. Он наделен богатой внутренней интуицией, эмоциональной культурой. Некоторые дети могут обходиться без «подсказок», у них богат их внутренний мир и все его существование как бы направлено на музыку. Но чаще всего детская музыкальная одаренность выступает не так открыто. Усилия педагога как раз и должны быть направлены на развитие личности. Процесс этот находится в очень тесной связи с комплексом знаний и, пожалуй, стоит на первом месте, все остальное является лишь приложением.

Основа личностно – ориентированной педагогической технологии – это равенство во взаимопонимании, общении и сотрудничестве. Эти технологии имеют деятельностно – творческий характер, способствуют поддержке индивидуального развития ребёнка, предоставляют ему пространство свободы для принятия самостоятельных решений. Это касается работы со всеми детьми,в том числе с ограниченными возможностями здоровья: с разными нарушениями зрения, слуха, речи, с задержкой психики, интеллекта. Такие дети, как никто нуждаются в постоянной заботе, внимании, поддержке. Занятия творчеством, в том числе музыкой, формируют уверенность в себе, снимают страх неудачи, стимулируют интерес детей к творчеству. Методы обучения различны – просто беседа, объяснение, обсуждение, различные методические игры. Менее способных детей нужно морально поддержать, более сильным детям предлагается больше различных идей, так как они способны выполнять более сложные задачи. Некоторым детям необходимы для успешного завершения работы перерывы, отдых, игровые моменты. Необходимо вносить в жизнь ребёнка положительные эмоции, приятные переживания. Это может быть простая улыбка, ласковое слово, похвала, спокойный доброжелательный голос преподавателя. Работа может чередоваться с физкультминутками. Все задания должны разъясняться и выполняться поэтапно, занятия должны обеспечиваться современными средствами обучения. В процессе занятий у детей развиваются память, мышление, мелкая моторика, координация, внимание. Это очень важно для всех детей, в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог даёт ученику импульс к развитию, самореализации.

Читайте также:  Ребенок 4 месяца развитие не переворачивается

В процессе обучения в ДШИ, дети участвуют в различных конкурсах, участвуют в творческих вечерах, в различных мероприятиях, выступают на концертах, тем самым реализую свои творческие способности. Эстетическое удовлетворение, которое неизменно испытывает исполнитель (также как и слушатели) имеет огромное воспитательное значение. Оценка и одобрение слушателей всегда стимул к дальнейшему совершенствованию. Публичные выступления имеют широкое общественное значение, они привлекают внимание преподавателей, родителей, обучающихся к процессу художественного творчества, пробуждают интерес к музыке, оказывают влияние на рост эстетического воспитания школы. Одно из важнейших педагогических задач при обучении музыке является задача завершенности исполнения. Эта завершенность требует не только труда и духовного напряжения, но и помогает ребенку осознать всё значение овладения искусством, воспитывать у него чувство величайшей ответственности. Концепция воспитания включает в себя развитие творческих способностей ученика, сочетание индивидуального и коллективного воспитания, постановка цели.

Ребёнок, обучающийся в ДШИ, получает не только определённые знания и умения, но и приобретает социальный опыт, саморазвивается и самореализовывается. Дети учатся общаться, понимать друг друга, ориентируясь на высокие ценности. Они строят мир будущего, мир красоты и дружбы. Каждый ребёнок имеет право на интеллектуальное, духовное, физическое развитие своих способностей. Детское творчество – это показатель духовного становления ребёнка через искусство. Важным показателем здоровья является душевное равновесие. Для умения владеть собой в любой ситуации, правильно строить отношения с окружающими, чтобы понимать других людей – необходимо укреплять свои душевные силы через искусство. Платон считал, что «ритм и гармония находят свой путь в глубину души». Бытует мнение, что биополе шедевров искусства – танцев, картин, музыки – обладают энергетической мощностью. Это позволяет управлять сознанием людей, создаёт волну подъёма духовных чувств, энтузиазма. Преподавать музыку – значит не только передавать знания, но и воспитывать, растить личность ученика, формировать его отношение к жизни, развивать художественный вкус.

Литература:

1. Достал Я. Ребёнок за роялем. М.: «Музыка», 1989 г.

2. Милич. Б. Воспитание ученика – пианиста. М.: «Кифара», 2012 г.

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: «Музыка», 1987 г.

4. Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 г.

5. М. И. Лукьянова Организация формирующей деятельности педагогов и учащихся, учебно – методическое пособие – УИПКПРО Ульяновск — Димитровград, 2012.

Источник

Духовно-нравственное развитие  личности ребенка в ДШИ

Современная система музыкального образования обладает большим арсеналом форм, методов и педагогических технологий, которые позволяют раскрыть и развить творческий потенциал учащихся, а также оказать влияние на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Детская музыкальная школа сегодня – это уникальное учреждение культуры, на которое возложено не только сугубо музыкальное воспитание ребенка, но и его культурное,  интеллектуальное и духовно-нравственное развитие. Владение музыкальным инструментом, основами музыкальной грамоты, навыками слушания музыки и сведениями из курса музыкальной литературы важно не только для последующей профессиональной ориентации учащихся, но и является неотъемлемой составляющей общего эстетического воспитания гармонично развитой личноcти. Проблема эстетического развития личности, ее духовно-нравственного воспитания в настоящее время остается весьма актуальной.

Читайте также:  Комплексы для развития ребенка

Нравственность – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» («Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова).

Мир музыки хранит вечные нравственные ценности: добро, любовь, честь, достоинство, веру, милосердие, красоту, истину, патриотизм… 

В России духовно-нравственное воспитание – неотъемлемая часть духовно-нравственного становления человека на основе православной культуры. Особая роль здесь принадлежит духовной музыке. Прикоснуться к этому пласту русской музыкальной культуры учащиеся могут на уроках хора, а также слушания музыки, «Музыка и окружающий мир» и музыкальной литературы. Эти предметы – основные, которые отвечают за эстетическое, патриотическое и духовно-нравственное воспитание учеников ДШИ.

Названные дисциплины – важнейшие предметы в музыкально-теоретической подготовке учащегося ДШИ. Они формируют музыкально-историческое мышление начинающего музыканта, учат выражать свои музыкальные представления в вербальной форме,  способствуют развитию навыков устной речи, аналитических навыков, закладывают основы стилевого воспитания слуха. Данные предметы несут большую информационную нагрузку: здесь складываются представления о культуре различных эпох в целом, что очень ценно, даются сведения о жизни и творчестве композиторов, о жанрах, о средствах композиторской техники и т.д. Данные предметы является синтезирующими по своей сути: они объединяют в себе элементы музыкально-исторических, музыкально-теоретических, эстетических и общегуманитарных знаний. Таким образом, у учащихся формируются представления об эпохах, о параллельных явлениях, которые возникают в связи с теми или иными процессами музыкально-исторического развития, знания о смежных искусствах.

Изучая доглинкинский период в курсе русской музыкальной литературы, слушания музыки и предмета «Музыка и окружающий мир», нельзя не коснуться древнерусской музыки с ее многообразием знаменных распевов, русского хорового концерта XVIII века.

Духовное хоровое пение было очень почитаемо на Руси, было и остается видом высокого искусства, значительно более доступным народу, чем такие жанры, как симфония и опера. Именно византийским православным церковным пением пленились послы князя Владимира, выбрав православие государственной религией. Стоит напомнить, что Иван Грозный, Петр I пели на клиросе, а Иван Грозный даже сочинял стихиры, дошедшие до наших дней. Знакомя учащихся с древнерусскими музыкальными образцами, следует также представить образцы живописи (иконописи) и архитектуры, которые предстают перед нами как «застывшая музыка». Здесь можно продемонстрировать иллюстрации из известной серии журналов «Православные храмы», иллюстрации из книги Л.Любимова «Искусство древней Руси», фрагменты известного кинофильма «Мелодия духа». Древнерусские песнопения – стихиры, тропари, кондаки – по своей художественной ценности не уступают образцам древнерусского зодчества, фрескам Феофана  Грека, Андрея Рублева. Именно этот комплексный подход создаст полную картину этого периода русской духовной музыки во всем ее великолепии.

Отдельного внимания требует тема «Колокольный звон». Этот инструмент сопровождал жизнь русского человека с рождения, возвещал о праздниках (благовест), о пожарах, о трагических событиях (набат), собирал народ на вече, на войну, на богослужение и провожал человека в последний путь. Колокольный звон – очень важный компонент православного русского искусства, ведь именно колокол был допущен в храм, в то время как другие инструменты считались «бесовскими». Многочисленные сказания и легенды о колоколах и звонах, бытовавших в прошлом, свидетельствуют о той социальной значимости, которые приобрели колокола, став поистине знаковым, глубоко символическим явлением в жизни народа.

        В тематических разделах, посвященных русской хоровой музыке, нужно обязательно обратиться к жанру духовного концерта – излюбленной форме хорового творчества композиторов второй половины XVIII века (Д.Бортнянского, М.Березовского), к творчеству П.Г. Чеснокова, в частности, сделав акцент также на каноническом тексте произведений. Духовный концерт – крупная циклическая форма, которая основана на контрастном сопоставлении частей, последняя из которых включает в себя элементы полифонического развития. Духовный концерт приходит на смену торжественному партесному концерту во второй половине XVIII века. От этого монументального стиля партесного пения, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, концерт эволюционирует на протяжении XVIII века, достигая высоких образцов классицизма в творчестве М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского.

Читайте также:  Как записываете развитие ребенка

Духовный концерт – крупная циклическая форма, которая основана на контрастном сопоставлении частей, последняя из которых включает в себя элементы полифонического развития.  

Особого внимания в школьном курсе заслуживает личность                          П.И. Чайковского. Он обратился к сочинению церковной музыки впервые в 1878 году, в 38 лет. Его хоровое творчество – это два направления: светские хоры a capella и духовные произведения на канонизированные богослужебные тексты «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощная». Желание обратиться к этому жанру его подтолкнула необходимость пополнить репертуар современного богослужебного пения. После высокого взлета в творчестве Бортнянского и Березовского в развитии церковной музыки произошел значительный спад. Чайковскому не были близки концертная пышность и торжественность церковной музыки, яркая эмоциональность и чувствительность, столь не характерные для византийского стиля православной службы, которые привносили многие композиторы. Он видел и создавал ее простой, ясной и сдержанной, что называется, молитвенной, но и искренней.

Имя Павла Григорьевича Чеснокова по праву стоит в одном ряду с такими личностями, как Рахманинов и Чайковский, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов. Выпускник Московской консерватории  по классам композиции и дирижирования, Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки, монументального труда по хороведению «Хор и управление им». Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года и до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории, а после 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки.

Его творчество насчитывает около пятисот хоровых произведений. Примерно пятую их часть составляет светская музыка: обработки народных песен, хоры и романсы на стихи русских поэтов, детские песни. Но основная часть его наследия – это духовные произведения, переложения традиционных распевов православного богослужения, среди которых несколько циклов литургии и всенощного бдения, панихида, опусы «Хвалите имя Господне», «Великое славословие», «Ко Пресвятой Владычице» и другие сочинения, вошедшие в золотой фонд церковной музыкальной культуры. В курсе «Слушания музыки», «Музыки и окружающего мира» можно предложить для прослушивания такие яркие произведения, как «Совет превечный», «Покаяния отверзи ми двери», «Приидите, ублажим», «Разбойника благоразумного» и т.д.

Духовная музыка Чеснокова – это, прежде всего, яркие и эмоциональные образы и красочные гармонии, которые помогают раскрыть и донести до слушателя смысл канонических текстов. Глубокая по содержанию, глубоко национальна, самобытна, музыка Чеснокова и по сей день входит в золотой репертуар православной музыки.

Личность ребенка всегда стремится подражать некоему образу, который впоследствии становится для него эталоном. В связи с этим, важной задачей духовно — нравственного воспитания является целенаправленное ориентирование на высоконравственные личности музыкантов, художников, деятелей культуры.

Комплексный подход к изучению музыкальных произведений вкупе с живописью, архитектурой, киноискусством, на мой взгляд, — это и есть тот самый путь или начало духовно-нравственного развития тонкой и еще не окрепшей личности ребенка. Разумеется, возможно лишь косвенное влияние музыкального искусства на душевный мир ребенка посредством эмоционального воздействия, сопереживания ребенком тех эмоций, которые несет в себе музыкальное произведение. Переживая различные эмоции и чувства во время слушания или исполнения музыки, ребенок становится более восприимчивым, эмоционально более чутким к окружающим явлениям. Значение преподавателя ДШИ в данном вопросе трудно переоценить.

Литература:

  1. Третьякова Л.С. Русская музыка XIX века. М., 1982
  2. Келдыш Ю.В., Корабельникова Л.З., Корженьянц Т.В., Левашев Е.М., Сабинина М.Д. История русской музыки. Т. 7. М., 1994
  3. Л. Любимов. Искусство Древней Руси. М.,1981
  4. Толстой М.В. История русского православия. М., 2010
  5. Шорникова М. Музыкальная литература. Третий год обучения. Ростов-на-Дону, 2008

Источник