Школа доктора комаровского ребенок до 1 года

Школа доктора комаровского ребенок до 1 года thumbnail

Комаровский дети до годаДоктор Комаровский уже стал своеобразным кумиром среди молодых родителей. К его советам прислушиваются все, кто хотя бы один раз посмотрел передачу, прочитал книгу или зашел на сайт. Очень подробно Комаровский рассказывает и о детях до года, ведь этот период считается одним из самых важных в развитии ребенка.

В эти первые месяцы своей жизни ребенок постепенно привыкает, что он находится отдельно от мамы. Тогда же возникает и первый комплекс – испуг. Малыш еще побаивается незнакомых людей и начинает плакать, если видит, что мамы или папы нет рядом.

Кому-то покажется ранним, но у малыша в это время формируется модель отношения к близким людям. Именно эти первые модели в дальнейшем переделать практически невозможно. Поэтому родители должны осознавать всю значимость правильного воспитания уже с самого рождения.

Комаровский: дети до года

Итак, роды завершают длительное ожидание малыша и говорят о начале развития вне организма матери и переходе к самостоятельному существованию. В этот момент определяется физическое и психическое развитие ребенка. За этот год его ждет большой скачок: от подачи первых звуков до появления шагов.

Развитие в этот период идет очень интенсивно, вес увеличивается почти втрое, а рост на 22-26 см. Появляются первые зубы.

Постоянно спящая кроха постепенно вырастает в любопытного человечка, который пытается познать этот огромный мир, овладевая все большим количеством навыков. 

Умеренная двигательная активность способствует нормальному психическому развитию, и наоборот, гармоничное психическое развитие позволяет моторным функциям малыша формироваться в нужном направлении. В это время происходит регулирование физиологических процессов на уровне рефлексов. 

Поэтому, если у ребенка что-то пошло не так, то он сразу сообщит вам об этом самым доступным методом – при помощи плача. Окружение тоже играет роль в моторном и психическом развитии детей до года.

Комаровский: ваш ребенок от рождения до года

0-3 месяц. Малыш учится правильно держать голову, следит за яркими предметами, которые находятся или мелькают у него перед глазами. Он узнает взрослых, которые ухаживают за ним, появляется первая улыбка, он старается гулить. Игрушки, которые ему дают, он старается удерживать, ищет источники звуков. Рефлексы новорожденного постепенно стихают и сходят на нет.

3–6 месяц. Малыш начинает переворачиваться с живота на спину и обратно. Он начинает хватать игрушки и стремится скорее потянуть их в рот. Иногда можно услышать уже достаточно громкий смех и отдельные слоги. К 6 месяцам ребенок старается самостоятельно усесться и даже ползать. Когда взрослые поддерживают его, то он уже с уверенностью стоит на ножках и обычно что-то лепечет. Постепенно вводят прикорм.

6–9 месяц. Сидит малыш уже очень уверенно, почти освоил ползание, а в некоторых случаях и самостоятельно ходит к окончанию этого периода. Быстро реагирует на просьбу «дай», речь воспринимается им все лучше. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку брать в руки небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев («пинцетного захвата»). Разорвать бумажку и раскидать игрушки – легко! Родители все чаще слышат от малыша первые слова: «мама», «папа» и даже некоторые названия животных.

9–12 месяц. В последние три месяца первого года жизни кроха совершает первые шажки. Всё окружающее вызывает больший интерес. Малыш не пропускает незнакомый предмет, возникает повышенное влечение к содержимому шкафчиков и полок, ведь он теперь способен дойти до них. Все-таки же в ход идет разрывание бумаги (особенно обоев), нажимание всевозможных кнопочек на пульте. Речь развивается, а лексикон расширяется.

Дети до 1 года – Комаровский говорит о том, как общаться с ребенком

Есть такие родители, которые считают, что говорить с ребенком в этот период бесполезно и даже глупо, малыш же еще не понимает. Но с чего они вообще решили, что он ничего не понимает? То, что он не определяет точный смысл слов, он воспринимает общий смысл при помощи невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, тональности голоса и т.д.). С ребенком нужно говорить, хотя бы потому, что благодаря этому он научится понимать всю вашу речь спустя какое-то время.

Что это значит?

  1. Общение с ребенком до года – это необходимость для дальнейшего развития речи. Старайтесь говорить с ним на похожем языке.
  2. Разбавляйте «детскую» речь, которую вы произносите обычными, «взрослыми» предложениями. Конечно, рассказывать ему длинные монологи и сложные предложения не стоит. Обращайтесь лучше к нему и говорите о вещах, которые его окружают (игрушки, предметы мебели, животные и т.д.).
  3. Говорите с ребенком, а не ребенку. Это важно. Будьте искренны, и он вас поймет.

О психомоторном развитии малыша до 1 года

1 месяц

Комаровский дети до года

В моторике: преобладают безусловные рефлексы (в особенности сосательный и хватательный), угасают беспорядочные движения ножками и ручками, физиологический гипертонус снижается.

В статике: ближе к завершению первого месяца малыш держит голову в течение нескольких минут, когда лежит на животике.

В сенсорных реакциях: изредка разглядывает окружающую обстановку и сосредотачивает слух.

В речи: малышом произносятся гласные, примерно похожие на «а», «и», «е».

В эмоциях и социальном поведении: хорошая реакция на громкий звук и яркие цвета (свет); в течение недолгого времени может сосредоточить внимание на лице кого-то из близких.

Читайте также:  Калорийность питания ребенка в 1 год

2 месяц

Комаровский дети до года

В моторике: все чаще малыш делает повороты головой в разные стороны.

В статике: появляется возможность держать голову вертикально.

В сенсорных реакциях: малыш сосредотачивает внимание на подвижном предмете, часто гулит.

В эмоциях и социальном поведении: улыбается и фокусирует взгляд на лице человека, даже если тот находится в движении.

3 месяц

Комаровский дети до года

В моторике: исчезает почти каждый безусловный рефлекс, тонус постепенно приходит в норму, малыш старается тянуться за предметом (игрушкой).

В статике: хорошо удерживает голову.

В сенсорных реакциях: хорошая реакция на звуковые и световые раздражители, сосредотачивает свое внимание.

В речи: часто и продолжительно гулит, слышны подобия слогов.

В эмоциях и социальном поведении: улыбается всем, даже незнакомым, окружающие получают от ребенка ответ на эмоциональное общение.

4 месяц

Дети до 1 года Комаровский

В моторике: движения становятся целенаправленными, переворачивается со спины на бок, хорошо держит игрушки.

В статике: начинает узнавать всех близких, игрушка поддается внимательному изучению.

В сенсорных реакциях: активная реакция на звук и яркие предметы.

В речи: слышны согласные звуки, радостных возгласов все больше.

В эмоциях и социальном поведении: отвечает на эмоциональное общение громким смехом.

5 месяц

Дети до 1 года Комаровский

В моторике: перевороты с живота на спину и наоборот, дотягивается и трогает игрушки.

В статике: при поддержке стоит на ногах, касаясь пола кончиками пальцев.

В сенсорных реакциях: различает знакомых и незнакомых, тянет в рот любой подходящий предмет.

В речи: произносит цепочки из слогов.

В эмоциях и социальном поведении: общение с другим малышом приносит радость, способен отреагировать на определенную интонацию в голосе.

6 месяц

Комаровский ваш ребенок от рождения до года

В моторике: активные перевороты, берет игрушки, может перекладывать их из одной руки в другую.

В статике: лежа на животе может опираться на вытянутые руки, постепенно садится .

В сенсорных реакциях: активная реакция на близких, следит за игрушкой, которая упала.

В речи: совершенствует навык говорения, начинает соединять слоги , меняет силу и тональность звуков.

В эмоциях и социальном поведении: активно просится на руки.

7 месяц

Комаровский ваш ребенок от рождения до года

В моторике: лежит на спине, играя со своими ногами.

В статике: научился сидеть, выпрямив спину; начинает пружинить ногами, если его поставят вертикально.

В сенсорных реакциях: стремится взять игрушку, не изменяя положение.

В речи: разговорный навык совершенствуется.

В эмоциях и социальном поведении: включен в игру и увлечен ею, начинает настойчиво требовать внимание мамы.

8 месяц

Комаровский ваш ребенок от рождения до года

В моторике: хочет, чтобы в каждой руке было по игрушке.

В статике: активное ползание на животе с переставлением рук; сам ложится, садится и привстает.

В сенсорных реакциях: может кивнуть головой на вопрос «да» или «нет»; с успехом повторяет «ладушки» и машет на прощание.

В эмоциях и социальном поведении: много разговаривает и внимательно изучает других детей.

9 месяц

Комаровский ваш ребенок от рождения до года

В моторике: сам играет игрушками и использует забавный для него трюк: скидывание игрушек и ожидание, что кто-то подберет, а затем снова их бросает.

В статике: качается в положении «на четвереньках», стоит при поддержке.

В сенсорных реакциях: на несложные вопросы дает ответ действием.

Речь: начинает четко удваивать слоги.

В эмоциях и социальном поведении: быстро идет на контакт, повторяя чужие действия.

10 месяц

Комаровский ребенок от рождения до года

В моторике: движения становятся целенаправленнее, в этот период может сложить пирамиду, положить на место игрушку, закрыть ящик. Учится пользоваться «пинцетным захватом»: небольшие предметы берет с помощью большого и указательного пальца.

В статике: уверенно и быстро ползает; стоит, держась за предмет.

В сенсорных реакциях: активно копирует движения взрослых.

В речи: говорит первые слова; пытается вступить диалог, повторяя знакомые слова.

В эмоциях и социальном поведении: на разнообразные движения и мимику очень эмоциональная реакция; нравится играть с детьми.

11 месяц

Комаровский ребенок от рождения до года

В моторике: улучшает навык «пинцетного захвата».

В статике: очень активно ползает и научился стоять, не опираясь на что-либо; может сделать пару шагов, если его поддерживать за обе руки.

В сенсорных реакциях: может выполнить простую просьбу; понимает, когда ему говорят «можно», «нельзя».

В речи: речь усложнилась, произносит обычные слова упрощенным способом. Речь усложняется.

В эмоциях и социальном поведении: разборчиво относится к другим малышам, радуется вместе с ними, появляются первые дружеские отношения.

12 месяц

Комаровский ребенок от рождения до года

В моторике: играет с игрушками больше часа.

В статике: начинает ходить с опорой на мебель либо без опоры.

В сенсорных реакциях: может выполнить просьбы посложнее, возрастает число разных реакций на окружающих.

В речи: запас слов примерно около 10.

В эмоциях и социальном поведении: ему очень нравится играть с другими детьми, играет «в прятки», обнимает, ожидает от близких похвалы.

Эти стандарты развития приняты на международном уровне и применяются почти во всех странах. Как ведет себя ребенок до года Комаровский расскажет в видео ниже.

Основы здоровья ребенка до года

Дети до года, говорит Комаровский, имеют несформировавшийся иммунитет, поэтому необходимо внимательно следить за состоянием окружающей среды, где находится малыш.

Температура чистого воздуха в комнате для ребенка должна быть в пределах 15-18 градусов, а влажность от 55% до 75%. По максимуму нужно ограничить использование бытовой химии. Строительные материалы и мебель в комнате должны быть выполнены их экологически чистых материалов, чтобы не вызывать аллергию у малыша.

Читайте также:  Можно ли ребенку в 1 год печень кролика

Регулярно проводите влажную уборку (не обязательно тщательную и полностью делать помещение стерильным), просто избегайте накопление пыли на коврах, мягких игрушках, поверхностях предметов.

Что касается питания, то здесь доктор Комаровский настоятельно рекомендует родителям ни в коем случае не принуждать малыша есть. Соблюдайте интервалы приема пищи и дайте ему поесть тогда, когда он действительно захочет.

Следите за качеством игрушек, которые вы предлагаете ребенку. Предпочтительнее будет не давать малышу до года мягких игрушек.

Ежедневные прогулки – вот еще один залог здоровья новорожденного. Одевайтесь по погоде и прогулки принесут удовольствие и вам и вашему дитя!

Закаливание, питание и активный образ жизни

Особое место в постулатах методики Евгения Олеговича Комаровского занимает закаливание. Конечно, он не призывает бросать младенца в прорубь, а рекомендует постепенно приучать малыша к прохладной воде. Доктор считает, что закаливание исходит от природных механизмов, поэтому нужно создать условия для развития тех самых адаптационных способностей, которые помогут в развитии ребенка в целом. 

Одним словом – попытайтесь приблизить образ жизни малыша к естественным условиям и сделайте его активным. Выезжайте на природу, прогуливайтесь в прохладную погоду, делайте контрастный душ, и тогда малыш вырастет здоровым, утверждает доктор. 

Автор публикации: Анна Куликова


Источник

В этой статье мы собрали полезные советы доктора Комаровского, которые помогут мамам предотвратить болезни у ребёнка.

Здоровье взрослого человека больше зависит от наших привычек и питания, чем от способностей лечащих врачей. Здоровье ребенка зависит от того, насколько успешно его родители смогут воспитать в нем дисциплинированность и любовь к здоровому образу жизни. Уверены в своей стойкости и упорстве?

6 правил от доктора Комаровского помогут вам в таком нелегком деле, как формирование режима дня здорового ребенка.

Педиатр Олег Комаровский

Правило № 1. «Кормить ребенка нужно не по часам, а тогда, когда у него есть аппетит»

Режим — это, конечно, хорошо. Но по мнению доктора Комаровского, организм ребенка лучше знает, что ему нужно в данный момент. Если ребенок отказывается от пищи — он просто не голоден. Нет необходимости сверяться по часам и настаивать на употреблении очередной тарелки каши. Пользы от съеденного сверх нормы не будет. Даже более того: «режимное» переедание в будущем обязательно аукнется проблемами со здоровьем.

Евгений Олегович Комаровский утверждает, что переедание обеспечивает серьезную нагрузку на органы пищеварительной и выделительной систем, превращаясь в жировые отложения и засоряя кишечный тракт. Единственное, за чем вам нужно следить в питании малыша — это за размером порций и качеством потребляемой им пищи. Поменьше простых углеводов и сахара, которые несут пустые калории, не обеспечивая растущий организм витаминами и полезными минералами, фаст-фуд только по праздникам и побольше свежих, натуральных и гипоаллергенных продуктов. Последнее говорит о том, что апельсины и орехи, конечно, полезны для юного организма, но количество и частоту их употребления стоит строго ограничивать.

«Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между приемами пищи. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) лучше искусственных (на основе сахара). Следить, чтобы во рту не было остатков пищи, особенно сладкой».

Правило № 2: «Оптимальная температура для комнаты ребенка — 18–20 °С»

Оптимальные условия для вашего ребенка — это когда в детской не жарко и не холодно. Евгений Олегович Комаровский советует не создавать прохладу, используя кондиционер, как и включать обогреватель на полную мощность. Истина всегда посередине: в данном случае на уровне 18–20 °С.

Жаркая и сухая комната заставляет любой организм работать в усиленном режиме, выделять пот и использовать собственную внутриклеточную влагу. Если ее и можно с чем сравнить, так это с финской сауной: высокая температура воздуха и низкая влажность. Доктор Комаровский также отмечает, что стоит следить и за тем, чтобы ваша детская не превратилась в круглосуточную парилку: ежедневно делать влажную уборку, использовать распылитель воды или купить аквариум, который будет увлекать ребенка и обеспечивать мягкое круглосуточное увлажнение воздуха.

«При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного, мытье пола, вытирание пыли — стандартные действия перед сном. На стене в комнате — термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50–70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное — утром после сна».

Крепкий сон — залог здоровья

Правило № 3. «Чтобы ребенок крепко спал, нужно занять его физическими нагрузками, ограничить эмоциональные нагрузки по вечерам или же показать на собственном примере, когда необходимо идти спать»

Сон — важнейшая часть нашей жизни. Во время отдыха организм восстанавливается от физических и эмоциональных стрессов, которые он переживает ежедневно. Любой человек, не только ребенок, обязан соблюдать режим сна и бодрствования, иначе его физическое и психическое здоровье может пошатнуться. Но когда речь идет о режиме сна ребенка, возникает много сложностей. Дети значительно меньше ценят часы в царстве Морфея, чем взрослые, которые сумели познать цену ежедневного отдыха.

Доктор Комаровский утверждает, что активность в этом плане — оптимальное решение дисциплинарных проблем. Если ваш ребенок будет занятым, вечером усталость в любом случае возьмет свое. Спортивные игры и любая физическая деятельность в данном случае будет лучшим снотворным. Нет возможности водить ребенка на айкидо или плавание? Не страшно! Просто покажите ребенку, что вам, взрослому человеку, также приходится соблюдать режим и вовремя ложиться спать, чтобы утром быть веселым и бодрым.

«Рациональных способов борьбы с детским „не хочу спать“ три:

  • Способ первый. Увеличение физических нагрузок — спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.
  • Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам. Нежелательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление.
  • Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в принципе. Дети стремятся к копированию взрослых. Тема „пора спать“ вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания в семье уделяется времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы, чем громче и строже звучит распоряжение „отправляйся в постель“, тем больше возникает проблем».
Читайте также:  Шаблоны для дня рождения ребенка 1 год

Правило № 4. «Время, свободное от обучения, сна и еды, должно быть посвящено прогулкам».

Кислород имеет очень важное значение для обменных процессов, которые происходят в организме. Без него невозможны окислительные реакции, которые ежесекундно происходят в клетках нашего тела. Замечали ли вы, что ребенок, который регулярно гуляет на улице, ведет себя дома более спокойно, меньше тянется к сладкому, лучше учится и спокойнее спит? Кислород насыщает кровь, а она питает все органы. Доктор Комаровский подчеркивает, что чем лучше кровообращение, тем продуктивнее работают наши органы, а значит, польза от регулярных прогулок будет уже от того, что ваш малыш будет дышать обычным воздухом. Прибавьте сюда физическую активность и общение со сверстниками и получите полноценный и здоровый досуг, который должен быть у вашего чада.

«Пребывание на свежем воздухе никогда не может быть лишним. Важно только, чтобы вся жизнь не превратилась в сплошное гуляние. Но время, свободное от обучения, сна и еды, должно быть посвящено прогулкам. И очень важно не переусердствовать в учебе — школа + музыкальная школа + английский язык + компьютерные курсы и достаточное пребывание на свежем воздухе несовместимы. Поэтому родителям следует разобраться с приоритетами и найти золотую середину. Что все-таки нужнее (важнее) для счастья — здоровье или уровень интеллекта?» Правило № 5. «Не нужно кутать ребенка при малейшем дуновении ветра».

Даже если вы не сторонник системы Иванова, постепенно приучать организм к температурным перепадам более чем полезно. Наша иммунная система должна защищать от последствий переохлаждения, воздействия вирусов и микробов. Поэтому доктор Комаровский считает, что, постоянно укутывая ребенка, мы снижаем работоспособность его иммунной системы и собственными руками создаем вокруг него «теплицу». Иммунная система перестает работать на полную мощность, и в случае любого переохлаждения свитера и кофты не спасут, ведь защитить от вирусов и микробов, которые постоянно витают вокруг нас в воздухе, могут только антитела, которые и вырабатывает наша иммунная система.

Закаливание может быть разным!

Не бойтесь регулярно одевать ребенка по сезону и отпускать гулять даже в непогоду. Сохраняйте тонус иммунной системы! «Одежда — достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества — постепенное»

Правило № 5. «Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни

Доктор Комаровский считает, что все должно быть в меру — именно это и есть гармоничный образ жизни. Нельзя запретить ребенку вкусности и лишить его всех радостей жизни. Он будет чувствовать себя обделенным и все равно рано или поздно доберется до «запретного плода». Нельзя надевать много свитеров на малыша: это только навредит активности и работоспособности его иммунной системы, а значит, его организм будет беззащитен перед гораздо более опасными врагами, чем холод: микробами и вирусами. Закаливание — не только обливание ледяной водой. В таком формате оно, скорее, будет приносить больше вреда, чем пользы.

Закаленный ребенок — тот, который много двигается, ест полезную пищу и иногда получает от родителей разрешение на употребление запрещенных «вредностей», одет по сезону (но не более того), каждый день проводит достаточное количество времени на свежем воздухе, чувствует эмоциональную поддержку и понимание от своих близких. «Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната — в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней».

Без воды никуда!

Правило № 6. «Для поддержания здоровья необходимо поить ребенка негазированной водой, компотами, морсами и фруктовыми чаями».

Доктор Комаровский настоятельно рекомендует сразу сказать «нет» сладким газированным напиткам, включая и те, которые относятся к категории «light» и на первый взгляд кажутся абсолютно безобидными в плане влияния на детскую поджелудочную железу. Даже обычная, несладкая газированная вода вредна для здоровья, так как она насыщается углекислым газом. Сладкие газированные напитки если и должны присутствовать в меню вашего чада, то только в качестве позволительного пищевого отступления. Они содержат красители, консерванты, углекислый газ и E-добавки, усиливающие работу вкусовых рецепторов. О полезности такой воды, как и о сохранении ее минерального состава, не может быть и речи.

Евгений Олегович Комаровский также рекомендует следить за тем, чтобы ребенок выпивал в день не менее 6 стаканов чистой воды. Ее не заменит для организма никакой другой напиток. Травяные чаи, домашние морсы, отвары, соки, компоты и смузи — полезные напитки могут быть более чем вкусными. Более того: именно они и могут утолить чувство жажды, не утомляя и не заставляя поджелудочную железу ребенка выбрасывать в кровь большое количество инсулина.

«У ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаю внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели — постепенно уменьшать интенсивность нагревания» Режим здорового ребенка не должен позиционироваться как схема, нарушать которую нельзя ни в коем случае.

Здоровый образ жизни поможет развитию ребенка, и ваша задача как родителей — обеспечить его и подать свой пример.

Источник https://blog.mednote.life/articles/doktor-komarovskiy-6-pravil-dlya-zdorovya-vashego-malysha

Источник