Шкала умственного развития ребенка д векслера

Шкала умственного развития ребенка д векслера thumbnail

Тест Векслера формы WPPSI на данный момент является основной стандартизированной формой теста на интеллектуальное развитие детей 4,5-6,5 лет и является одним из ключевых факторов для распределения дошкольников с нарушениями развития (тяжелые нарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, аутизм и др.) в соответствующие коррекционные школы.

Лёву я собираюсь пристраивать именно в коррекционную школу — речевую (V вид). Там такая же образовательная программа, как и в обычной школе, но вследствие проблем учеников сделан упор на русский язык, логопедию и развитие связной речи. Подготовка к поступлению в коррекционные школы начинается раньше, чем подготовка к поступлению в общеобразовательные. Поэтому нас уже сейчас погнали по врачам и не только, чтобы делать заключение на ПМПК. В состав этого заключения входит прохождение детского психолога с тестом Векслера.

Честно говоря, для меня тест Векслера стал неожиданностью. Почему-то я думала, что его назначают только детям с ЗПР, аутизмом или подозреваемым в умственной отсталости. Поэтому, когда нам сказали, что нужно будет пройти психолога, я подумала, что она просто побеседует с сыном и поспрашивает по общим понятиям. Ага, конечно. Меня выставили за дверь и тестировали Лёву больше часа.

Так как мы явно не одни такие, кому пришлось (или придётся) столкнуться с тестированием, я хочу немного рассказать о том, что в него входит и что оно показывает.

Что же это за тест?

Суммарно в тест Векслера входит 11 разных субтестов — поэтому прохождение и занимает в среднем от 60 до 90 минут. Само тестирование делится на две части. Первая часть — это 6 субтестов на вербальный интеллект.

Вербальный интеллект — это совокупность знаний, которую мы получаем от общения с окружающими и опыта взаимодействия со средой.

Например, такие знания, как количество времен года, что такое мебель, где продают лекарства или три состояния воды — это всё область вербального интеллекта. Кроме того, он подразумевает способность анализировать чужие слова и высказывать свои выводы на основе полученной информации.

Следует однако отметить, что вербальный интеллект и общие знания, которые чаще всего являются основным мерилом его качества, сильно зависят от уровня развития речи и от среды, в которой воспитывается ребёнок. Соответственно, педзапущенные и дети с проблемами по части логопедии, обычно тут «хромают».

типовой набор детского варианта теста Векслера (изображение из открытых источников)

А вторая часть теста Векслера состоит из 5 субтестов и предполагает тестирование невербального интеллекта. Она сделана таким образом, чтобы дети с речевыми проблемами или с пробелами в знаниях могли показать, что на самом деле у них адекватные интеллектуальные способности.

Невербальный интеллект не зависит от общения, уровня образования и прочих веяний среды. Это врождённые способности, базирующиеся на пространственных представлениях и образах.

По мнению доктора психологии Дубровиной, именно невербальный интеллект способен чётко обозначить зону ближайшего развития ребёнка и его потенциальные интеллектуальные возможности. Кроме того, он неплохо поддаётся тренировке, благодаря чему можно выводить ребёнка на всё более высокие уровни развития, планомерно приближая к норме, если имеются какие-то проблемы.

Особенности теста Векслера и что ещё по нему определяют

Я думаю, многие приметили, что шкала Векслера WPPSI рассчитана на тестирование детей от 4,5-6,5 лет. Это очень разный возраст и по развитию невербалки, и по знаниям. Я поначалу думала, что это полный бред тестировать детей с таким разбросом. Однако, оказывается при трактовке теста используется шаг в 3-4 месяца. То есть, детей, например, 4,5-4,8 лет и детей 6,0-6,3 лет будут тестировать и оценивать по-разному.

Также хочется отметить, что в вербальной части в субтесте на осведомленность некоторые вопросы вполне нормальные, например «Сколько времён года ты знаешь?«, а некоторые просто, простите, звиздец, на который и я не отвечу без гугла, например: «Кто открыл Южный полюс?«

Но оказывается, они намеренно задаются при тестировании, чтобы выявить феномены психики. Например, повышенный интерес к географическим данным, историческим фактам с датами наблюдается не только при начитанности и сильном вербальном интеллекте, но и при акцентуированности — это когда некоторые черты личности усилены в ущерб остальным.

Акцентуация сама по себе не является психическим расстройством, но при неблагоприятных обстоятельствах может перейти в него, поэтому сложные вопросы в тесте Векслера ставятся не только для того, чтобы увидеть начитанность, но и для выявления потенциально проблемной черты психики, если у психиатра или психолога есть вопросы к душевному состоянию тестируемого.

Есть ещё один интересный вербальный субтест, который по словам психолога, Лёва сдал прям на нижнюю границу нормы — это субтест «Понятливость». Перед ребёнком моделируется социальная ситуация, в которой он должен найти какой-нибудь выход. Например, задается вопрос: «Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?»

Я видела много возмущения от родителей на этот счёт на форумах, мол, как такие вопросы отражают уровень интеллекта и «понятливости»? А никак. Они направлены на исследование социальной адаптации и способности ребёнка принимать решения в той или иной ситуации. Провалы в этой части показывают не «ребёнок дурак», а проблемы с социальностью: несамостоятельность, склонность бросаться на амбразуру и жертвовать собой, чтобы быть хорошим в глазах других или, наоборот, неуживчивость.

Читайте также:  Задачи социального развития ребенка

Если в вербальной части от ребёнка требуются словесные рассуждения, то невербальная часть теста Векслера понятна интуитивно — из заданий в ней, например, требуется разложить узоры с кубиками Коса, выстроить логическую цепочку из картинок («Что было раньше, а что потом?«), собрать фигуру человека из фрагментов.

Эти тесты в целом отражают мыслительные процессы. Например, некритичность к своей работе плюс очевидные ошибки часто указывают на снижение интеллектуальных способностей вплоть до умственной отсталости, что прямо показывает есть ли у ребёнка интеллектуальный дефицит. Но есть в этих тестах ещё кое-что — оказывается они помогают отличить шизофрению от других расстройств! Например, шизофреники любят выстраивать картинки в неверной последовательности, выделяя какую-то мелочевку и строя на ней логичную, но неадекватную, историю.

Ещё интересно то, что тест с кубиками Коса люди с шизофренией чаще всего сдают хорошо из-за того, что с геометрией и формальным подходом им работать проще. А вот собрать человека или лошадь из разрезанных фрагментов для них довольно тяжёлая задача, так как из-за распада мышления затруднено использование интуиции и перебора догадок.

Но один тест из невербалки меня ввёл в ступор. Это тест «Недостающие детали«. Начальные его задания вполне понятны:

Заметили чего не хватает на картинках? 🙂

Но чем дальше, тем сложнее:

А тут уже кажется, что всё на месте, но это не так 🙂

У Лёвы-то ладно — СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Он этот тест завалил, кроме довольно очевидных вариантов. Но у меня СДВГ нет, а я всё равно не заметила, что у мухи нет усиков, а у петуха — шпоры. С другой стороны оно может и хорошо — при обследовании патологий этот субтест помогает детектировать шизофрению (фиксация на несущественных деталях вместо поиска отсутствующих) и паранойяльные черты (внимательность обостряется от страхов).

Выводы?

Тест Векслера проверенная временем (ему более 80 лет) и опытом многих психиатров и психологом вещь. Он довольно надёжен и действительно неплохо отражает интеллектуальный уровень ребёнка. Тем не менее, есть у него пара существенных, на мой взгляд, недостатков.

  • Во-первых, наблюдается один небезынтересный парадокс. Чтобы мой ребёнок, имеющий довольно сильные проблемы по части логопедии вследствие диагноза «Сенсомоторная алалия«, попал в речевую школу (V вид), в которой он нуждается для того, чтобы до конца восстановить речь, надо доказывать достаточный уровень интеллекта, так как туда берут сохранных детей (по крайней мере, сохранных НЕвербально). А вот чтобы ему идти в обычную школу без всякой коррекции никакого Векслера не надо. Ну-ну;
  • Во-вторых, тест Векслера довольно чувствительная вещь к тому, кто его проводит. Честно скажу, нам повезло. В ППМСП, где у нас заседает ПМПК, Лёву тестировала психолог, которую он видел впервые в жизни, но она изначально была доброжелательно к нему настроена и вывела на хорошее расположение. Требования к такому поведению, кстати, прямо указываются в руководстве к тесту, но, к сожалению, не всегда соблюдаются специалистами. В итоге эту работу может делать какая-нибудь не с той ноги вставшая тётя, которая сходу натестирует ЗПР или даже олигофрению. В результате путь в ту же речевую школу будет если не закрыт, так точно затруднён.

Ну и наконец хотелось бы всё-таки сказать радостную новость для тех, у чьих детей сходные нарушения и кто боится, что ребёнок не справится. Лёва без какой-либо подготовки хорошо сдал тест. Набрал 94 балла по вербальному интеллекту. Это норма ближе к нижней границе, что довольно ожидаемо при его нарушении речи. А вот невербальный интеллект меня, тьфу-тьфу, прямо порадовал — 113 баллов (выше нормы). Общий уровень — крепкая норма (103 балла).

Напомню, что Лёве когда-то предрекали «угрожающую умственную отсталость» и когда он был маленький, многие специалисты бежали от него, как от огня. Конечно у нас ещё много работы впереди и тест Векслера не даёт причин считать, что ну всё, добились — можно отдыхать. Тем не менее, это важный показатель того, что не стоит верить ранним пессимистичным прогнозам, а стоит заниматься ребёнком и постепенно будут приходить такие маленькие, но важные, победы.

Как всегда, спасибо, что читаете меня 🙂

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

«Остров гениальности» — откуда берутся феноменальные способности при аутизме и других нарушениях развития?

Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением

Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития

Источник

Для выявления интеллектуальных способностей ребёнка, а также проблем с обучением или нарушений умственного развития используется детский тест Векслера (WISC). Подробнее — читайте далее…

Читайте также:  Социально коммуникативное развитие ребенка по фгос

Тест Векслера для детей: Что это такое и кому показан?

Тест Векслера для детей, или шкала Векслера (WISC), является одним из самых известных инструментов для измерения уровня интеллектуального развития у детей младше 16 лет. Он был разработан в 1949 году и с тех пор постоянно улучшается и актуализируется. В настоящее время используется его версия WISC-V, появившаяся в 2014 году. Далее мы расскажем вам подробнее о том, что такое тест Векслера и каковы его основные характеристики.

Что такое детский тест Векслера (WISC)

Целью проведения теста WISC является оценка процесса обучения у школьников. Тест Векслера, или WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), диагностирует общий интеллект у детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. Поэтому его можно проводить как в начальной, так и средней школе.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Данный метод исследования появился в 1949 году как версия теста Векслера-Бельвью для оценки интеллекта у взрослых. Однако, пройдя через множество изменений, дополнений и уточнений, он превратился в эталонный инструмент для измерения коэффициента умственного развития у детей.

Его используют психологи и специалисты школьного обучения в образовательных центрах по всему миру. Сейчас применяется версия WISC-V, созданная в 2014 году. Существуют также его различные вариации, адаптированные для школьников различных стран.

Что оценивает тест Векслера?

Если вкратце, то он позволяет оценить 5 аспектов (или составляющих) интеллекта:

  1. Вербальный. Как следует из названия, данный параметр отражает способность ребенка мыслить вербально. Этот аспект тесно связан с уровнем знаний ребенка.
  2. Визуально-пространственный. Отражает способность визуально оценивать объекты и связи между ними, составлять пазлы и геометрические картины.
  3. Беглость мышления. Отражает способность замечать связь между визуальными объектами.
  4. Оперативная память. Отражает способность запоминать и оперировать увиденной или услышанной информацией.
  5. Скорость обработки данных. Отражает способность ребенка принимать верные решения.

Каждая часть теста позволяет оценить тот или иной аспект, затем полученные баллы сравниваются со средним значением для данной возрастной группы. Таким образом, возраст ребенка здесь является определяющим фактором для оценки результата.

Именно поэтому данный тест чаще всего используют в тех случаях, когда для той или иной цели необходимо определить коэффициент умственного развития ребенка. Например, он незаменим для выявления у детей особых способностей, а также проблем с обучаемостью или умственной отсталости.

Какие задания входят в тест Векслера?

Всего в этом тесте 15 заданий. Их результаты оценивают по основным параметрам:

  • Задания на выявление схожих элементов для определения размера словарного запаса для вербального общения.
  • Кубики и пазлы для оценки визуально-пространственного мышления.
  • Матрицы и шкалы для оценки логического мышления.
  • Цифры и рисунки для оценки оперативной памяти.
  • Ключи и поиск символов для оценки беглости мышления.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

С другой стороны, результаты также классифицируются в соответствии с форматом ответов.

  • Свободный ответ. Выполняя эти задания, ребенок должен, например, объяснить, чем похожи два предмета, найти решение загадки.
  • Поиск символов. Ребенок должен указать, соответствуют ли показанные символы данной модели (форме).
  • Повторение. Например, задание состоит в том, чтобы повторить при помощи кубиков какой-либо узор или модель. Другие задания этого типа: дополнить серию или найти недостающую часть.
  • Арифметика. Решать в уме простые математические задачи.
  • Организация. Ребенок должен выстроить ряд букв в алфавитном порядке или цифр от большего к меньшему.
  • Способность находить связи. Отождествлять изображения с номерами, символами, ключами. Классический пример задания данного типа — это найти конкретное животное на странице, полной изображений других зверей и предметов.

Тест Векслера для детей: Что это такое и кому показан?

Как вы могли заметить, все эти задания имеют разный характер. На одни вопросы нужно ответить устно, для других заданий потребуется ручка и бумага, а третьи выполняются руками.

Проведение теста

Как мы уже писали выше, его можно провести с любым ребенком в возрасте от 6 до 16 лет. Естественно, делать это должен квалифицированный специалист. Данный тест обычно проводят в школах (в индивидуальном или коллективном формате), а также по инициативе родителей в специализированном центре.

Сразу хотим вас предупредить, что это недешевое удовольствие. Ведь для его выполнения требуется не только педагог или психолог, прошедший обучение, но и специальные материалы.

Длительность самого теста зависит лишь от самого ребенка, а вернее от скорости его ответов. Тем не менее обычно это 1-1.5 часа. Если тест выполнялся индивидуально, результат вам скажут сразу же.

Как выглядит результат?

Как мы уже говорили выше, полученный результат сравнивается со средним значением для данного возраста. Таким образом, он соответствует одной их этих оценок:

  • Ниже среднего
  • Средний по нижней границе
  • Средний
  • Выше среднего
  • Высокий
  • Очень высокий

Итак, тест Векслера применяют в случаях, когда необходимо определить коэффициент умственного развития ребенка. Например, для выявления одаренных детей, или, напротив, дефектов интеллектуального развития. Например, проблем с обучением, нейропсихологических расстройств или синдрома дефицита внимания.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Читайте также:  Роль тестов в развитие ребенка

Источник

Хороший текст Векслера — одно из оснований для обучения ребенка по общеобразовательной программе. Его рекомендуют сдавать детям, подозреваемым в умственной отсталости, также используют для диагностики величины интеллекта.

Решала я тут глянуть, что почем. Оказывается существует аж три варианта теста. Посмотрите на слайд:

Тесты Векслера

Основной тест WISC, по которому тестируют школьников, произвел на меня неизгладимое впечатление. Ребенок должен объяснить, что общее у вина и пива, какого цвета рубины и найти ошибку в игральной карте. Говорят, что в первых редакциях вместо кубиков детям предлагали считать сигареты О_О.

Как выглядит идеальная мама умного ребенка? Ну как то так…

Гоооворят, мы бяки-буки…

Чтобы голова совсем не закружилась, вопрос по культуре: кто написал «Евгения Онегина». Боюсь, что в 1-м классе я такого не знала…

Чтобы успокоить нервишки, решила посмотреть тест WPPSI в адаптации Ильиной. Он для самых маленьких и подходит сыну по возрасту. Тест состоит из таких вот блоков, которые позволяют оценить вербальный и невербальный интеллект ребенка.

Скажу честно: я считаю большинство заданий нормальными для маленьких детей, но одно меня смущает. Невербальный тест «Недостающие детали». Внимание на картинку…

Недостающие детали

Недостающие детали

Тест для детей, для маленьких, я хочу заметить. На картинку дают 15 секунд. Я, например, не заметила, что у двери нет второй петли.

Похоже, я — умственно отсталая..

Немного устаревшим мне показалось задание «Словарный запас», где предлагают объяснить значение слова «письмо». Для моего ребенка почта это то место, где мама покупает одежду 🙂 и зубные щетки. Мама другого мальчика получает там БДСМ-амуницию. Я теряюсь в догадках, что думают про почту современные дети.

Греть воду на плите («Осведомленность») — вчерашний день. Мы греем воду в электрическом чайнике.

Пробежимся по заданиям…

Невербальные

1. Дома животных — подобрать цвета по заданной цветовой последовательности, по образцу:

Дома животных

«Здесь собачка, которая живет в красном домике» (указать на красный цилиндрик под собачкой) «Это курочка, она живет в зеленом домике» (показать). «Это рыбка, она живет в синем домике» (показать). «А это котик, он живет в желтом домике» (показать). «Ты видишь, каждое животное живет в домике своего цвета».

2. Недостающие детали. См. выше.

3. Лабиринты

Лабиринты

4. Геометрические фигуры нарисовать фигуры по образцу.

Геометрические фигуры

5. Кубики сложить определенный узор из кубиков/пластинок.

Вербальные

1. Осведомленность — знания об окружающем мире, например: «Что дает корова?», «Сколько у тебя ушей?»

2. Словарный запас: объясняем смысл слов, например: нож, шапка, ботинок, бриллиант.

3. Арифметический

1. Ребенку показывают круги: «Это мячи. Какой из них самый большой? Покажи мне».

2. «Перед тобой полоски. Какая из них самая длинная? Покажи мне».

3. «Здесь несколько рамок со звездочками. В какой рамке больше всего звездочек? Покажи».

4. «В этих тарелочках лежат вишенки. В каких тарелочках лежит одинаковое количество вишенок?»

5. Положить 2 кубика. «Сколько здесь кубиков?»

6. Положить 4 кубика. «Сколько здесь кубиков? Посчитай с помощью пальцев».

7. Положить 9 кубиков. «Посчитай все кубики с помощью пальцев».

8. «Сейчас дай мне все кубики кроме четырех. Оставь на столе 4 кубика».

9. «Если я разрежу яблоко пополам, сколько половинок я полу‑чу?» (2)

10. «У Миши было 2 рубля, папа дал ему еще 1. Сколько рублей стало у Миши?» (3)

4. Сходство: «Скажи, что общего между поездом и машиной?… Рулем и колесом, стаканом и чашкой… »

5. Понятливость:

«Почему больной ребенок должен сидеть дома?»

«Для чего в домах окна?»

«Почему нужно умывать лицо и руки?»

Результаты теста для малышей WPPSI не считаются ценными для оценки ума ребенка с ЗПР и аутизмом. В этом возрасте ребенки развиваются большими скачками, и небольшая задержка развития — не криминал.

Тест WISC обычно рекомендуют делать в 8-мь лет. Но он не походит для оценки умственных способностей аутистов и ЗРР, потому что у таких детей вербальный интеллект часто отстает от невербального. По шкале Векслера, ребенок с хорошим интеллектом, но плохой речью будет глуповат.

Также родителям аутистов рекомендуется сдавать «тренировочный» тест на коммерческой основе, чтобы дети привыкли к обстановке теста.

Есть еще одна проблема: вопросы теста год от году не меняются, поэтому ребенок с умственной отсталостью может заучить их наизусть, что также приведет к неверным результатам тестирования.

В тесте очень силен человеческий фактор: насколько психолог адекватно ведет себя с ребенком, дает ли образец выполнения задания, понимает ли особенности , например, мой ребенок плохо понимает длинные инструкции. Поэтому у разных психологов один и тот же ребенок по тесту Векслера получить разные оценки в пределах 20-ти баллов. Это слишком большая погрешность для решения его судьбы.

В целом, мне вопросы теста для малышей понравились, я буду давать похожие задания для развития речи и внимания у моего ребенка.

А что вы думаете о тесте Векслера?

Источник