Шкала умственного развития ребенка 3 лет

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2018;
проверки требуют 6 правок.

Шкала́ интелле́кта Стэ́нфорд — Бине́ (англ. Stanford-Binet Intelligence Scale) — шкала для оценки интеллекта, разработанная в 1916 году. В тесте используется единый показатель уровня интеллекта — IQ. Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Оба возраста измеряются в месяцах.

В настоящее время шкала Стэнфорд — Бине используется преимущественно в западных странах для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.

История[править | править код]

Первая редакция. Шкала Бине — Симона[править | править код]

В начале 1900-х годов во Франции было введено обязательное всеобщее образование. В связи с этим возникла необходимость отделения детей потенциально способных к обучению от детей с врождёнными дефектами, для которых создавались специальные школы. Альфреду Бине было поручено создать методики, по которым можно было бы оценивать будущих учеников[1].

А. Бине вместе с Т. Симоном провели эксперименты[2] по изучению внимания, памяти и мышления у детей разных возрастов. Они определили, какие требования предъявляются детям в начальной школе (повторять фразы, знать название частей тела, сравнивать между собой отрезки и т. д.), предложили задания по этим пунктам детям разных возрастов, а потом отобрали те задания, с которыми справлялись 50—80 % детей каждого возраста. В итоге было отобрано 10 наборов по 6 заданий, каждый набор соответствовал возрасту от 3 до 12 лет.

Сам А. Бине вначале предлагал[3] лишь сравнивать два показателя — реальный или хронологический возраст и умственный. Умственным возрастом называется показатель успешности выполнения тестовых заданий, которые сгруппированы по возрастам. Определяется «базовый возраст», то есть максимальный возрастной уровень, ниже которого ребёнок может выполнить все задания. За каждое выполненное задание выше «базового возраста» прибавляется определённое количество месяцев. Умственный возраст — сумма «базового возраста» и дополнительных месяцев. Абсолютной мерой интеллекта является[3] разница между умственным возрастом и хронологическим.

Первое представление шкалы интеллекта получило название Шкала Бине — Симона, она была опубликована[4] в 1905 году. В этой шкале присутствовали и перцептивно-сенсорные задания, и вербальные, которые позволяли выявить способности к суждению, понимаю, рассуждению. Именно вербальные способности А. Бине считал основными компонентами интеллекта.

Немного позже У. Штерн заметил[3], что в разных возрастах различия между умственным и хронологическим возрастом имеют разное значение. Например, для 5-летного ребёнка разница в 30 месяцев означает различия в половину реального возраста, а для 12-летнего это различие составляет лишь пятую часть реального возраста. Для 5-летного это различие более значительно. В связи с этим немецкий психолог в 1912 предположил вычислять соотношение хронологического и умственного возраста. Так появилась формула для расчёта коэффициента IQ. В этом случае IQ=100 считается средним, стандартное отклонение σ = 16. То есть, если ребёнок набирает меньше 84 баллов, он считается умственно-отсталым, а если больше 116, то — одарённым.

Вторая редакция[править | править код]

Вторая редакция шкалы была выпущена[2] в 1916 году, когда тесты Бине попали в США, где были адаптированы Льюисом Терменом под американскую выборку. Исследование было проведено в Стэнфорском университете, поэтому полученную шкалу назвали шкалой Стэнфорд — Бине. Л. Термен впервые разработал подробную инструкцию о проведении теста и интерпретации результатов.

Вторая редакция шкалы Стэнфорд — Бине подвергалась критике. В частности, критиковалось следующее[3]:

  • Акцент делается на вербальные способности, что приводит к низким результатам у людей, язык тестирования для которых не является родным;
  • Задания в тесте очень короткие, что не даёт возможность оценить настойчивость ребёнка при их решении;
  • Отсутствует уровень 11 лет. Могут возникнуть трудности при интерпретации, если ребёнок справился со всеми заданиями для 10 лет, но не смог выполнить ни одного для 12 лет;
  • Также возникают трудности при интерпретации ситуации, когда правильные ответы ребёнка равномерно распределены на нескольких возрастах;
  • Сам Л. Термен отмечал, что тестовые задания слишком лёгкие для младших возрастов, а для старших слишком сложные.

Несмотря на критику, в целом к шкале сохранялось положительное отношение. Работа Л. Термена считалась образцовой на протяжении двух десятилетий.

Третья и четвёртая редакции[править | править код]

Некоторые пункты критики были учтены в следующей, третьей версии шкалы, выпущенной в 1937 году.

Четвёртая редакция[5] шкалы Стэнфорд — Бине была выпущена в 1986 году. Она охватывала возраста от 2 до 23 лет. Состояла из 15 заданий, сгруппированных в четыре группы по когнитивным способностям. Термины «интеллект», «умственный возраст» и «IQ» уже не используются для измерения интеллекта, вместо них употребляются «когнитивное развитие» и «стандартный возрастной балл». Стандартный возрастной балл и является результатом теста, вместо коэффициента IQ.

Пятая редакция[править | править код]

Пятая редакция шкалы Стэнфорд — Бине была опубликована[6] в 2003 году. С её помощью можно тестировать детей с 2 лет. В пятой редакции шкалы подразумевается наличие 5 факторов интеллекта, взятых из теории Кэттелла-Хорна-Кэрролла. Это флюидный (подвижный) интеллект, знания, количественный интеллект, визуально-пространственное восприятие и рабочая память.

Тест включает в себя 10 субтестов с вербальными и невербальными заданиями. У каждого вербального субтеста есть своя невербальная «копия». Это такие двигательные реакции, как наведение на объект или манипулирование объектами. Они были включены в тест, чтобы выделить индивидуальные различия у носителей разных языков в мультикультурных обществах. В зависимости от возраста и возможностей человека тест может длиться от 15 минут до 1 часа 15 минут.

Читайте также:  Пазл для развития ребенка

Также в пятой редакции был изменён[6] способ подсчёта баллов. В связи с этим стало возможным получать информацию о 4 составляющих интеллекта человека, 5 вышеуказанных факторах и 10 различных субтестах. Для повышения точности процесс подсчёта автоматизирован.

Ещё одним отличием пятой редакции шкалы является интерпретация[6] баллов. Так, средним результатом считается коэффициент IQ от 90 до 109, от 80 до 89 и от 110 до 119 — показатели ниже или выше среднего. Пограничными значениями нормы считаются интервалы 70-79. А люди с коэффициентом 130 и выше считаются, согласно 5 редакции, одарёнными.

Применение[править | править код]

Тест состоит[7] из четырёх частей:

  • Вербальные рассуждения;
  • Количественные рассуждения (вычисления);
  • Абстрактно-визуальные рассуждения;
  • Кратковременная память.

Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.

Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут.

Кроме балла IQ, тест Стэнфорд — Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка[7] (активность, способность сосредоточиться, усердие, уверенность в себе). Качественные наблюдения должны фиксироваться, а затем интерпретироваться независимо от результатов теста.

Тест Стэнфорд — Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, так и для детей с особенностями развития. Г. Лефрансуа пишет[8], что тест может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же для выявления одарённых детей.

Квалификация экспериментатора очень важна[7] для проведения теста Стэнфорд — Бине. Для того, чтобы получить достоверные результаты необходим исключительно опытный экспериментатор, так как медлительность, нерешительность или незначительные изменения в формулировках заданий могут значительно повлиять на результаты теста.

Литература[править | править код]

  1. Бине А., Симон Т. Методы изучения умственной одарённости. ГИЗ. Украина, 1923
  2. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
  3. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология? Том 2. — М.: Мир, 1992. — 376 с
  5. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб.: Питер, 2006. — 368 с.
  6. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 576 с.
  7. Bain, S. K., & Allin, J. D. (2005). Book review: Stanford-Binet intelligence scales, fifth edition. Journal of Psychoeducational Assessment, 23, 87-95.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине. psy-diagnoz.com. Дата обращения 17 декабря 2017.
  2. 1 2 История IQ тестирования — Практическая психология на Aboutyourself.ru. aboutyourself.ru. Дата обращения 17 декабря 2017.
  3. 1 2 3 4 Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с с.
  4. ↑ История возникновения тестов интеллекта | Контент-платформа Pandia.ru. pandia.ru. Дата обращения 17 декабря 2017.
  5. Венар Ч., Кериг П. Психопатология развития детского и подросткового возраста. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.
  6. 1 2 3 Bain, S. K., & Allin, J. D. Book review: Stanford-Binet intelligence scales. — fifth edition. — Journal of Psychoeducational Assessment, 23, 2005. — С. 87—95.
  7. 1 2 3 Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. — СПб: Питер, 2006. — 368 с.
  8. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. — СПб: Прайм-Еврознак, 2007. — 576 с.

См. также[править | править код]

  • IQ
  • Интеллект
  • Тест Векслера (WISC)
  • Тест Айзенка
  • Тест Амтхауэра
  • Тест Равена
  • Эффект Флинна

Ссылки[править | править код]

  1. Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине
  2. История IQ тестирования
  3. История возникновения тестов интеллекта

Источник

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине — Т. Симона

Диагностика детей 3-4 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-14. С помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты: «+» — задание выполнено, «+?» -задание выполнено не полностью, «-» — задание не выполнено. Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи, результаты которой также фиксируются в таблице.

Уровень развития внимания и речи педагог-психолог оценивает через наблюдение за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.

Для исследования внимания используется игра Что изменилось?. Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняется, и ребенку предлагается определить, что изменилось.

Также уровень развития внимания диагностируется с помощью методики «Нахождение сходства» . Перед ребенком выкладывается картинка с 4-6 почти одинаковыми изображениями (например, снеговиками). Инструкция следующая: «Посмотри на этих снеговиков: они все друг от друга хоть чем-то, да отличаются, но все же два из них совершенно одинаковые, попробуй их найти и показать мне. Будь очень внимателен, работать нужно быстро». Для обследования необходимо подготовить 2-3 бланка со стимульным материалом. Бланки предлагаются ребенку поочередно. Необходимо замерить время выполнения задания по каждому бланку отдельно и по окончании зафиксировать результаты. Время работы — не более 5 минут на один стимульный бланк. Общий показатель развития наблюдательности So6 подсчитывается по формуле:

So6=∑С/∑t,

где С — количество отличий на рисунках, указанных ребенком;

t — время, затраченное на выполнение задания.

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка — разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Читайте также:  Основы развития саморегуляции ребенка

Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Педагог-психолог раскладывает перед ребенком семь картинок с изображением знакомых предметов и предлагает ему внимательно на них посмотреть. Спустя некоторое время он убирает картинки и просит назвать те из них, которые ребенок запомнил.

Диагностику мышления (умения производить анализ, синтез, делать обобщения) удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний». В качестве стимульного материала можно использовать картинки из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (авторы С.Д. Забрамная, О.В. Боровик) или материал дидактической игры «Найди четвертый лишний — 2. Развивающая игра для дошкольников» (2012 г.). Ребенку предлагают картинку, на которой изображены предметы. Инструкция следующая: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый — лишний. Какой предмет лишний и почему?»

Для оценки уровня речевого развития можно использовать методику «Времена года». Ребенку показывают рисунки и просят, внимательно посмотрев, сказать, какое время года изображено на каждом из них (из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик). Ребенок должен назвать соответствующее время года и объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

 Если ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, то это говорит о высоком уровне развития речи. Если правильно определил времена года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение, то это свидетельствует о среднем уровне. Низкий уровень наблюдается, когда ребенок правильно определил времена года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения. Если ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака, то можно сделать вывод об очень низком уровне развития речи.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине — Т. Симона

Диагностика детей 4-5 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-12. Также с помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты, после чего проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?» Например, перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (или игрушки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают найти одинаковые предметы. Затем эти же предметы ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос «Что изменилось?».

Можно использовать методики «Нахождение различий в парных картинках», «Корректурные пробы» (сейчас можно найти в Интернете много интересных вариантов корректурных проб для детей дошкольного возраста).

При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Сложи картинку» с использованием разрезных картинок из трех-четырех частей (материал из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик).

Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки  по коробочкам». Инструкция: ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка — разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры»  Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.

Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту»

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью . пробы «Понимания текста» . Педагог-психолог зачитывает ребенку предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад», — а затем спрашивает о порядке действий Вити.

При исследовании слуховой памяти используют вариант методики  «10 слов», предъявляя ребенку восемь слов.

   Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок (вариант с геометрическими фигурами).

Для диагностики мышления используется вариант методики «Классификация по заданному принципу». Педагог-психолог раскладывает набор картинок, на половине из которых изображено несколько предметов, на других — всего один. Задача ребенка — разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз». Инструкция педагога-психолога следующая: «Давай сочиним рассказ. Я буду начинать, а ты заканчивать мои фразы. Итак, девочка взяла кубик и…» Затем последовательно предъявляются другие предложения:

«Мальчик весело смеялся, потому что…»,

«Если пойдет дождь, то…» и т. д.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине — Т. Симона

Диагностика детей 5-6 лет

Читайте также:  Цитаты о детской игре о развитии ребенка

Ребенку предлагается для начала выполнить задания, отображенные в колонках 3-8. В задании на сравнение предлагается сравнить детей группы с этической и моральной точек зрения (Кто самый аккуратный в группе? Почему? Кто самый добрый? Почему? И т. п.).

Для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки»  Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия»

Диагностика особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам» (усложненный вариант). Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый, серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый), и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Педагог-психолог предлагает ребенку разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом.

Восприятие формы проверяется с помощью классификации «Разложи геометрические фигуры» Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.

Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски». Перед ребенком раскладываются 5-7 полосок одного цвета, но отличающихся друг от друга по длине на 2 см. Педагог-психолог предлагает разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После прочтения текста педагог-психолог спрашивает о том, что делала Таня в разное время суток.

Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов»

Педагог-психолог дает следующую инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога». При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их за мной, причем будешь говорить и те слова, которые назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь». При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов». На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления и 8-10 слов после пятого предъявления.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью «Вариативной методики» Л.А. Ясюковой. Ребенку предлагается взглянуть на табличку с изображением различных предметов, цифр, букв, геометрических фигур, знакомых обследуемому. Педагог-психолог дает инструкцию: «Здесь нарисованы картинки. Посмотри и запомни. Потом ты мне назовешь всё, что запомнил, в любом порядке». Время предъявления 20-30 секунд, затем табличка убирается, и ребенка просят назвать те картинки, которые он запомнил. Когда ребенок замолчит, нужно сказать ему: «Попробуй представить мысленно картинку, может быть, ты еще что-нибудь увидишь». За одинаковые по смыслу слова в назывании картинок дается 1 балл (например, корабль или яхта, или лодка). За неполные или ошибочные ответы — 0,5 балла. Хорошим результатом будет называние более 7 картинок.

Для исследования умственной работоспособности детей можно использовать тест Тулуз-Пьерона (модификация Л.А. Ясюковой для детей дошкольного возраста).

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна. Подготавливается серия из 3-5 картинок, отражающих обычные ситуации из жизни детей (можно взять сюжетные картинки из детских книжек В. Сутеева). Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Педагог-психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие, и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало, где конец, и придумать по ним рассказ.

Для получения целостной картины можно использовать методики, исследующие эмоционально-волевую и личностную сферы, например: «Тест тревожности» (авторы — Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Детский апперцептивный тест», методику «Крокодилы» Н. Акимовой и Л. Лебедевой, тест «Рисунок человека» (авторы — К. Маховер, Ф. Гудинаф), методику «Несуществующее животное» и другие.

Вторичная диагностика готовности к школе

Для обследования используются следующие методики:

  • методика психолого-педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения, включающая субтесты «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека» Н. и М. Семаго;
  • тест социальной информированности;
  • методика «Выделение четвертого лишнего», «Классификация», «Последовательность событий»;
  • диагностика зрительной и слуховой памяти («Вариативная методика» Л.А. Ясюковой и «10 слов»);
  • диагностика учебной мотивации «ДУМ-1» Н.Н. Мельниковой и Д.М. Полева.

После анализа результатов итоговой диагностики детей подготовительных к школе групп, составляется аналитическая справка. С результатами знакомятся воспитатели и родители детей «группы риска», даются рекомендации по преодолению имеющихся трудностей.

Источник