Шкала развития ребенка 5 лет
Начиная от самого рождения, ребенок постоянно развивается и растет.
Для каждого возраста есть определенные нормы.
Они хоть и условны, но за соответствием развития малыша своему возрасту следят педиатры, логопеды, психологи, дефектологи и другие специалисты.
Какого уровня должен достичь ребенок в 5 лет?
Особенности 5-го года жизни
К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.
СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.
Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.
Мальчик
В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.
Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.
Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.
Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.
В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.
Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.
Девочка
Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.
Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.
Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.
В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.
Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.
Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.
Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.
Что должны уметь делать?
В 5 лет ребенок должен самостоятельно:
- умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
- сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
- мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
- уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
- самостоятельно принимать ванну.
При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.
Что должны знать?
В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:
- Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
- Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
- Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
- Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
- Чтение по слогам (часто, но не всегда);
- Решение простых логических задач и загадок;
- Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
- Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.
Физические показатели
У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:
- Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
- Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
- Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
- Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
- Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
- Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
- Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.
Нормы роста и веса
Тест
Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:
- Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
- Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
- Картинку с 3 кругами разных цветов;
- Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).
Задачи:
- Спросить, какое сейчас время года.
- Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
- Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
- Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
- Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
- Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
- Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.
Каждый правильный ответ отмечается знаком «+».
Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.
Задания и занятия
- Приготовить заранее черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощи и фрукты, животные и птицы, посуда и мебель). Попросить раскрасить одну группу в один цвет, другую — в другой.
- Распечатать готовые карточки задания «найди лишнее». Попросить ребенка назвать каждый предмет, исключить лишний и объяснить свой выбор.
Психология
Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.
В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.
С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.
СПРАВКА! В 5-летнем возрасте дети остро реагируют на критику.
Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.
В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.
Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.
Особенности речи
Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.
- Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
- использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
- умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
- может с выражением прочитать стихотворение;
- знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
- знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
- знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.
Мелкая моторика
К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:
- Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
- Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
- Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
- Лепить мелкие детали из пластилина;
- Завязывать и развязывать шнурки.
Игры
У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.
- Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
- Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.
Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.
Источник
Памятка для родителей
Показатели развития ребенка 5-6 лет
Культурно-гигиенические навыки
-Следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.
-Быстро и аккуратно одеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель.
-Правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
-Сервировать стол, убирать посуду после еды.
Физическое воспитание
-Ходить на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом в правую и левую стороны.
-Ходить по гимнастической скамейке, по наклонной доске прямо и боком, на носках, приседая на середине, раскладывая и собирая предметы, прокатывая перед собой мяч двумя руками.
-Бегать на носках с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, змейкой, с препятствиями.
-Бегать на скорость – 30 метров за 8,5 – 7,5 секунд.
-Прыгать в длину с места не менее 80 см, с разбега – примерно 100 см, в высоту с разбега 30-40 см.
-Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками (не менее 10 раз подряд), одной рукой (правой, левой не менее 4 – 6 раз), бросать мяч вверх и ловить его с хлопками.
-Перебрасывать мяч из одной руки в другую из разных исходных положений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли).
-Отбивать мяч о землю на месте, продвигаясь вперёд шагом (на расстояние 5 – 6 м).
-Метать предметы на дальность (не менее 5 – 9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3 – 4 м.
-Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой, спускаться с неё в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе дистанцию 1 – 2 км.
Сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим
-Воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.
-Сравнивать предметы между собой (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда – фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая)
-Различать и называть виды транспорта, предметы облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
-Иметь постоянные обязанности по дому, уважать труд и занятия других членов семьи. -Хорошо знать свой домашний адрес. Знать название родного города (посёлка), страны (Российская Федерация – Россия), её главного города (Москва).
-Различать некоторые рода войск; знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить надо только на зелёный сигнал светофора).
-Соблюдать технику безопасности: не играть с огнём, в отсутствие взрослых не пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешения острые, колющие и режущие предметы. В случае необходимости, самостоятельно набирать телефонные номера пожарной службы, милиции и «Скорой помощи» (01, 02, 03).
-Быть внимательным к сверстникам и заботиться о детях младшего возраста. Уважительно относиться к работникам детского сада.
-Устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды, выявлять причины происходящих изменений (листья высохли – недостаточно воды, листья бледнеют – не хватает света, растение слабое, растёт медленно – не хватает питательных веществ).
-Знать два – три вида травянистых растений, четыре – пять видов зимующих птиц.
-Иметь представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.
Развитие речи
-Знать и применять существительные, обозначающие предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных птиц; прилагательные, характеризующие свойства и качества предметов, эмоции0 чувства, переживания (вспыльчивый, справедливый, рассерженный); наречия, обозначающие взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующие настроение человека, его отдых.
-Подбирать существительное к прилагательному (белый – снег, сахар, мел, медицинский халат), слова со сходным значением (шалун – озорник – проказник), с противоположным значением (слабый – сильный, пасмурно – солнечно).
-Различать на слух и отчётливо произносить часто смешиваемые согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л –р.
-Согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зелёное брюшко).
-Правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
-Объяснять правила игры, аргументировано оценить ответ, высказывание сверстника.
-Употреблять сложные предложения разных видов; пересказывая, пользоваться прямой и косвенной речью.
-Составлять по образцу самостоятельные рассказы из опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
-Определять место звука в слове.
Математические представления
-Считать (отсчитывать) в пределах 10.
-Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.
-Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравное число предметов.
-Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты. Определять на глаз величину предметов: длиннее (короче), выше (ниже) образца и равные ему.
-Измерять объём (вместимость сосудов, жидких и сыпучих веществ) условными мерками.
-Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную.
-Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.
-Ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, внизу, вверху, в середине), ориентироваться по плану, схеме.
-Называть дни недели, последовательность частей суток(знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки), определять (примерно) длительность временных интервалов (1, 3 минуты).
Изобразительная деятельность
-Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
-Знать особенности изобразительных материалов.
-Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений), использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
-Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
-Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, использовать разнообразные приёмы и элементы создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
-Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.
-Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы, и движения фигур.
-Создавать лепные изображения по мотивам народных игрушек.
Изображать предметы и несложные сюжетные композиции методом аппликации, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывание.
Конструирование и ручной труд
-Анализировать образец постройки.
-Планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения.
-Создавать постройку по рисунку
-Сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке.
-Правильно пользоваться ножницами.
-Выполнять несложные поделки способом оригами.
-Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
Источник
Babyzzz От 0 до 1 года Как с помощью центильных таблиц определить, соответствует ли физическое развитие ребёнка его возрасту
Когда вы с ребёнком приходите к участковому педиатру на очередной профилактический осмотр, доктор обязательно взвешивает малыша, а также измеряет его рост (длину тела) и обхваты (грудной клетки, головы). Зачем это делается? Чтобы сверить полученные замеры с данными центильных таблиц и определить, соответствует ли возрасту ребёнка его развитие, пропорциональна ли его фигура, гармонично ли растут все части его тела. Такой метод достаточно прост, но позволяет вовремя выявить отклонения в физическом состоянии малыша и принять меры по исправлению ситуации. Что же собой представляют центили? И как с их помощью можно определить, правильно ли развивается ребёнок?
Центильные таблицы физического развития — это…
Центильный метод — это один из способов оценки физического развития детей. Он предполагает сравнение данных антропометрии одного конкретно взятого ребёнка со среднестатистическими результатами, полученными при массовых обследованиях (от замеров одних и тех же величин у определённого количества детей с теми же возрастными показателями).
Центильные таблицы предоставляют информацию по замерам:
- роста (или длины тела);
- веса (или массы);
- окружности (или обхвата) головы;
- окружности (или обхвата) грудной клетки.
Все показатели учитывают возраст детей, оценке подлежат и величины, и соотношение их одна другой: так можно определить не только, соответствуют ли рост, вес и другие показатели ребёнка его возрасту, но и гармонично ли формируется и растёт его тело.
На основе центильных таблиц составляются также кривые развития — графики, наглядно демонстрирующие изменения параметров антропометрии с течением времени. Исследования проводятся отдельно для мальчиков и для девочек, так как величины в зависимости от половой принадлежности могут значительно отличаться.
После проведения замеров и сверки полученных данных с центильными таблицами врач определяет оценку показателей развития вашего малыша. Диапазон баллов — от одного до восьми.
Баллы — центильный коридор (интервал), который охватывает показатели антропометрических замеров вашего ребёнка.
Видео: какой рост (вес) должен быть у ребёнка — доктор Комаровский
Что такое центили (процентили)
Принцип составления центильных таблиц таков: в них вносятся данные антропометрии детей (обязательно здоровых, за которыми уход соответствует всем требованиям Всемирной организации здравоохранения) в зависимости от возрастных категорий.
К примеру, замеры длины тела (массы, обхватов головы, грудной клетки) 100 детей (или 100%), участвовавших в исследовании, располагаются в порядке возрастания — от малых величин к самым большим.
Фиксируются показатели:
- третьего (либо 5);
- десятого;
- двадцать пятого;
- пятидесятого;
- семьдесят пятого;
- девяностого;
- девяносто седьмого (либо 95) ребёнка (или % детей).
Причём сохраняют такую же нумерацию. Это центили (или процентили) — показатели параметров, которые имеет определённое число обследуемых.
Как вариант представления центильных таблиц, можно использовать графики. Центр графика — средние величины (большинство), по краям низкие и высокие значения (малочисленные).
Современные стандарты ВОЗ
В 2005 году эксперты ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) составили и утвердили таблицы соответствия (центильные), которые и рекомендованы для применения в современной педиатрии. За основу в них были взяты результаты, полученные в ходе проведения МИЕР 1997–2003 г.г. (Многофокусного исследования по эталонам роста).
В процессе реализации проекта было обследовано большое количество здоровых детей разных национальностей, проживающих в разных климатических зонах. Их данные антропометрии систематизировали, проанализировали и занесли в таблицы.
Обязательным условием для участия было соответствие ухода за детьми правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ.
На сегодняшний день именно данные этих исследований и составленных на их основе центильных таблиц принято считать стандартом, с которым сравнивают соответствие развития детей возрастным нормам педиатры во всём мире.
Фотогалерея: данные ВОЗ о развитии детей
Распределение длины тела, веса (массы), обхватов груди и головы по возрасту у мальчиков
Рост в медицине считается самым стабильным показателем, отражающим гармоничность и правильность развития ребёнка относительно его возраста. Увеличение абсолютной длины тела предусматривает, соответственно, рост всех его органов и развитие всех его систем, а также формирование функций в соответствии с течением того или иного временного отрезка.
Длина тела — показатель системного процесса развития всего организма. Рост и гармоничное развитие детей — основной критерий состояния здоровья всего населения.
Ребёнок, у которого по каким-либо причинам рост скелета замедлен, вместе с тем, в большей или меньшей степени, подвержен замедлению роста мышц, внутренних органов, головного мозга и др.
На протяжении всей жизни люди растут неравномерно:
- на первый год жизни после рождения приходится наибольшая энергия роста — ребёнок в этот период прибавляет к длине тела в среднем 25 см;
- до 17 лет — активная фаза роста (прибавка идёт, то усиливаясь, то замедляясь);
- после — рост постепенно замедляется.
Как правило, мальчики рождаются крупнее, их вес и рост больше, и развитие у них идёт под воздействием мужских половых гормонов. Поэтому значения в таблицах для мальчиков отличаются от результатов замеров, проведённых у девочек.
Таблица: соответствие роста возрасту (мальчики)
Центили | ||||||
Возраст | 3 | 10 | 25 | 75 | 90 | 97 |
0 мес. | 48,0 | 48,9 | 50,0 | 53,2 | 54,3 | 55,1 |
1 мес. | 50,5 | 51,5 | 52,8 | 56,3 | 57,5 | 58,7 |
2 мес. | 53,4 | 54,3 | 55,8 | 59,5 | 61,0 | 62,1 |
З мес. | 56,1 | 57,0 | 58,6 | 62,4 | 64,0 | 65,5 |
4 мес. | 58,6 | 59,5 | 61,3 | 65,6 | 67,0 | 68,7 |
5 мес. | 61,0 | 61,9 | 63,4 | 67,9 | 69,6 | 70,9 |
6 мес. | 63,0 | 64,0 | 65,6 | 69,9 | 71,3 | 72,5 |
7 мес. | 65,0 | 65,9 | 67,5 | 71,4 | 73,0 | 74,1 |
8 мес. | 66,5 | 67,6 | 68,9 | 73,0 | 74,5 | 75,7 |
9 мес. | 67,8 | 68,8 | 70,1 | 74,5 | 75,9 | 77,1 |
10 мес. | 68,8 | 69,9 | 71,3 | 76,1 | 77,4 | 78,8 |
11 мес. | 69,9 | 71,0 | 72,6 | 77,3 | 78,9 | 80,4 |
12 мес. | 71,0 | 72,0 | 73,8 | 78,5 | 80,3 | 81,7 |
15 мес. | 72,9 | 74,3 | 76,0 | 81,3 | 86,5 | 84,9 |
18 мес. | 75,0 | 76,5 | 78,4 | 84,4 | 83,4 | 88,2 |
21 мес. | 77,2 | 78,6 | 80,8 | 86,8 | 88,2 | 91,0 |
24 мес. | 79,4 | 81,0 | 83,0 | 88,4 | 92,0 | 93,8 |
27 мес. | 81,4 | 83,2 | 85,5 | 92,2 | 94,6 | 96,3 |
30 мес. | 83,7 | 85,2 | 87,5 | 94,8 | 97,2 | 99,0 |
33 мес. | 86,0 | 87,4 | 90,0 | 97,4 | 99,7 | 101,4 |
36 мес. | 88,0 | 89,6 | 92,1 | 99,7 | 102,2 | 103,9 |
3,5 года | 90,3 | 92,1 | 95,0 | 102,5 | 105,0 | 106,8 |
4 года | 93,2 | 95,4 | 98,3 | 105,5 | 108,0 | 110,0 |
4,5 года | 96,3 | 98,3 | 101,2 | 108,5 | 111,2 | 113,5 |
5 лет | 98,4 | 101,7 | 105,9 | 112,0 | 114,5 | 117,2 |
5,5 дет | 102,4 | 104,7 | 108,0 | 115,2 | 118,0 | 120,1 |
6 лет | 105,5 | 108,0 | 110,8 | 118,8 | 121,4 | 123,3 |
6,5 лет | 108,6 | 110,9 | 113,9 | 122,0 | 124,4 | 126,4 |
7 лет | 110,3 | 113,8 | 117,0 | 125,0 | 127,9 | 130,0 |
8 лет | 116,4 | 118,8 | 122,0 | 131,0 | 134,3 | 136,4 |
9 лет | 121,5 | 124,6 | 127,5 | 136,5 | 140,3 | 142,5 |
10 лет | 126,4 | 129,2 | 133,0 | 142,0 | 146,2 | 149,1 |
11 лет | 131,2 | 134,0 | 138,0 | 148,3 | 152,9 | 155,2 |
12 лет | 135,8 | 138,8 | 142,7 | 154,9 | 159,5 | 162,4 |
13 лет | 140,2 | 143,6 | 147,4 | 160,4 | 165,8 | 169,6 |
14 лет | 144,9 | 148,3 | 152,4 | 166,4 | 172,2 | 176,0 |
15 лет | 149,3 | 153,2 | 158,0 | 172,0 | 178,0 | 178,0 |
16 лет | 154,0 | 158,0 | 162,2 | 177,4 | 182,0 | 185,0 |
17 лет | 159,3 | 163,0 | 168,1 | 181,2 | 185,1 | 187,9 |
Масса тела у детей — самый изменчивый (лабильный) показатель. Он способен в короткие сроки увеличиваться или уменьшаться под влиянием самых различных причин (не только физиологического характера, но и психологического). Наибольшая прибавка в весе приходится на первые 3 месяца после появления ребёнка на свет.
Таблица: соответствие веса возрасту (мальчики)
Возраст | Центили | |||||
3 | 10 | 25 | 75 | 90 | 97 | |
0 мес. | 2,4 | 2,7 | 3,0 | 3,7 | 4,0 | 4,4 |
1 мес. | 3,1 | 3,5 | 3,8 | 4,5 | 5,2 | 5,6 |
2 мес. | 3,9 | 4,3 | 4,6 | 5,5 | 6,2 | 6,6 |
З мес. | 4,5 | 4,9 | 5,4 | 6,4 | 7,0 | 7,5 |
4 мес. | 5,2 | 5,6 | 6,2 | 7,2 | 7,9 | 8,4 |
5 мес. | 5,8 | 6,2 | 6,8 | 7,9 | 8,6 | 9,1 |
6 мес. | 6,4 | 6,8 | 7,4 | 8,6 | 9,2 | 9,7 |
7 мес. | 6,9 | 7,4 | 7,9 | 9,1 | 9,8 | 10,3 |
8 мес. | 7,4 | 7,8 | 8,4 | 9,6 | 10,3 | 10,8 |
9 мес. | 7,8 | 8,3 | 8,9 | 10,1 | 10,9 | 11,3 |
10 мес. | 8,0 | 8,6 | 9,2 | 10,6 | 11,3 | 11,8 |
11 мес. | 8,3 | 8,9 | 9,5 | 11,0 | 11,8 | 12,3 |
12 мес. | 8,6 | 9,1 | 9,8 | 11,5 | 12,2 | 12,7 |
15 мес. | 9,2 | 9,6 | 10,5 | 12,2 | 12,9 | 13,5 |
18 мес. | 9,6 | 10,2 | 11,0 | 12,8 | 13,6 | 14,2 |
21 мес. | 10,1 | 10,6 | 11,5 | 13,5 | 14,3 | 14,9 |
24 мес. | 10,6 | 11,1 | 12,0 | 14,1 | 14,9 | 15,4 |
27 мес. | 11,1 | 11,6 | 12,4 | 14,6 | 15,4 | 15,9 |
30 мес. | 11,5 | 12,0 | 12,8 | 15,1 | 16,0 | 16,5 |
33 мес. | 11,9 | 12,4 | 13,2 | 15,6 | 16,5 | 17,0 |
36 мес. | 12,1 | 12,8 | 13,6 | 16,0 | 16,9 | 17,5 |
3,5 года | 12,7 | 13,4 | 14,2 | 17,0 | 18,0 | 18,7 |
4 года | 13,3 | 14,2 | 15,1 | 18,0 | 19,1 | 20,0 |
4,5 года | 14,0 | 14,9 | 15,9 | 19,0 | 20,6 | 21,7 |
5 дет | 14,8 | 15,7 | 16,8 | 20,1 | 22,0 | 23,2 |
5,5 лет | 15,5 | 16,6 | 17,8 | 21,4 | 23,4 | 25,1 |
6 лет | 16,3 | 17,6 | 18,9 | 22,6 | 24,9 | 27,0 |
6,5 лет | 17,2 | 18,4 | 20,0 | 24,0 | 26,4 | 29,0 |
7 лет | 18,2 | 19,6 | 21,3 | 25,5 | 28,0 | 31,1 |
8 лет | 20,0 | 21,5 | 23,4 | 28,4 | 31,7 | 35,1 |
9 лет | 22,0 | 23,4 | 25,6 | 31,4 | 35,4 | 39,2 |
10 лет | 24,0 | 25,6 | 28,0 | 35,1 | 39,5 | 45,0 |
11 лет | 26,0 | 28,0 | 31,0 | 39,2 | 44,5 | 50,5 |
12 лет | 28,3 | 30,4 | 34,4 | 43,8 | 50,0 | 57,0 |
13 лет | 31,0 | 33,4 | 39,8 | 49,0 | 56,2 | 63,6 |
14 лет | 34,0 | 35,2 | 42,2 | 54,6 | 62,2 | 70,6 |
15 лет | 37,8 | 40,8 | 46,9 | 60,2 | 65,1 | 76,5 |
16 лет | 41,2 | 45,4 | 51,8 | 65,9 | 73,0 | 82,5 |
17 лет | 46,4 | 50,5 | 56,8 | 70,6 | 78,0 | 86,2 |
Таблица: соответствие обхвата головы возрасту (мальчики)
Возраст | Центили | |||||
3 | 10 | 25 | 75 | 90 | 97 | |
0 мес. | 32,5 | 33,2 | 34,0 | 35,5 | 36,5 | 37,7 |
1 мес. | 34,8 | 35,3 | 36,0 | 37,9 | 39,0 | 39,8 |
2 мес. | 36,9 | 37,3 | 38,0 | 40,3 | 40,9 | 41,8 |
З мес. | 38,4 | 38,8 | 39,5 | 41,6 | 42,5 | 43,3 |
4 мес. | 39,6 | 40,2 | 40,8 | 42,9 | 43,8 | 44,5 |
5 мес. | 40,6 | 41,2 | 42,0 | 44,0 | 45,0 | 45,9 |
6 мес. | 41,5 | 42,0 | 42,7 | 45,3 | 46,0 | 46,7 |
7 мес. | 42,2 | 42,8 | 43,7 | 46,1 | 47,0 | 47,7 |
8 мес. | 42,8 | 43,6 | 44,2 | 46,8 | 47,7 | 48,4 |
9 мес. | 43,5 | 44,0 | 44,8 | 47,4 | 48,3 | 49,0 |
10 мес. | 44,0 | 44,6 | 45,4 | 48,0 | 48,8 | 49,6 |
11 мес. | 44,3 | 45,0 | 45,9 | 48,6 | 49,3 | 50,0 |
12 мес. | 44,6 | 45,3 | 46,2 | 49,1 | 49,8 | 50,7 |
15 мес. | 45,3 | 46,0 | 46,7 | 49,5 | 50,3 | 51,3 |
18 мес. | 46,0 | 46,6 | 47,3 | 49,9 | 50,7 | 51,6 |
21 мес. | 46,5 | 47,2 | 47,7 | 50,3 | 51,0 | 52,0 |
24 мес. | 47,0 | 47,6 | 48,1 | 50,5 | 51,3 | 52,3 |
27 мес. | 47,3 | 47,9 | 48,5 | 50,8 | 51,7 | 52,7 |
30 мес. | 47,5 | 48,2 | 48,8 | 51,1 | 52,0 | 53,0 |
33 мес. | 47,8 | 48,4 | 49,2 | 51,3 | 52,3 | 53,3 |
36 мес. | 48,0 | 48,6 | 49,5 | 51,5 | 52,6 | 53,5 |
3,5 года | 48,6 | 49,2 | 49,9 | 52,0 | 53,0 | 54,0 |
4 года | 49,0 | 49,6 | 50,2 | 52,4 | 53,4 | 54,3 |
4,5 года | 49,3 | 49,8 | 50,4 | 52,7 | 53,8 | 54,6 |
5 лет | 49,6 | 50,1 | 50,7 | 53,1 | 54,2 | 55,0 |
5,5 лет | 49,8 | 50,4 | 51,0 | 53,5 | 54,5 | 55,5 |
6 лет | 50,0 | 50,6 | 51,2 | 54,0 | 54,8 | 55,7 |
6,5 лет | 50,2 | 50,8 | 51,4 | 54,3 | 55,0 | 55,8 |
7 лет | 50,4 | 51,0 | 51,6 | 54,5 | 55,3 | 56,0 |
8 лет | 50,5 | 51,4 | 52,0 | 55,0 | 55,8 | 56,6 |
9 лет | 50,8 | 51,7 | 52,5 | 55,5 | 56,3 | 57,2 |
10 лет | 51,2 | 52,0 | 52,8 | 56,0 | 56,7 | 57,7 |
11 лет | 51,5 | 52,3 | 53,2 | 56,3 | 57,2 | 58,2 |
12 лет | 51,7 | 52,6 | 53,5 | 56,7 | 57,7 | 58,8 |
13 лет | 51,9 | 52,8 | 53,7 | 57,3 | 58,1 | 59,2 |
14 лет | 52,1 | 53,0 | 54,0 | 57,5 | 58,5 | 59,6 |
15 лет | 52,3 | 53,2 | 54,3 | 57,8 | 58,8 | 60,0 |
16 лет | 52,4 | 53,4 | 54,4 | 57,9 | 59,0 | 60,1 |
17 лет | 52,5 | 53,5 | 54,6 | 58,0 | 59,1 | 60,2 |
Таблица: соответствие обхвата груди возрасту (мальчики)
Возраст | Центили | |||||
3 | 10< |