Щетинина социальное развитие ребенка

Диагностика «Социальное развития ребёнка»

(А.М. Щетинина, Н.А .Абрамова)

Карта проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина)

Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда — 2 балла, часто — 4 балла.

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий — 0-12 баллов; средний — 13-24 балла; высокий — 25-48 баллов.

Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Таким образом, все развитие самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими его особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.

Карта проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко — 1 балл; часто — 2 балла и всегда — 3 балла.

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 — низкий; 17-32 — средний; 35-48 — высокий.

Карта проявлений социальной инициативности (А.М.Щетинина)

Заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда 2 балла; никогда — 0 баллов.

Обработка и интерпретация результатов.

Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним — от 11 до 22 баллов; низким — от 0 до 10 баллов.

Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)

Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя, родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.

Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:

Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком «-«, и в 4-х баллах — по шкале со знаком «+».

Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.

На основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.

1. Карта проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина)

Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда — 2 балла, часто — 4 балл

Показатели развития социальной самостоятельности

  • Умеет найти себе дело
  • Имеет свою точку зрения
  • Не обращается за помощью к сверстникам
  • Не обращается за помощью к взрослому
  • Стремится сделать все сам
  • Доводит начатое дело до конца
  • Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи
  • Самостоятельно решает конфликты со сверстниками
  • Не заботиться чтобы всегда находиться в согласии с большинством
  • Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников
  • Без напоминания выполняет порученные дела
  • Может играть один

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий — 0-12 баллов; средний — 13-24 балла; высокий — 25-48 баллов.

2. Карта проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.

При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко — 1 балл; часто — 2 балла и всегда — 3 балла

Показатели развития социальной активности

  • Активно вступает во взаимодействие со взрослым
  • Предлагает свою помощь
  • Включается во взаимодействие со сверстниками
  • Принимает активное участие в играх
  • Проявляет живой интерес ко всему новому
  • Охотно включается в деятельность, если она ему (ей) интересна
  • Не пытается уединиться
  • Проявляет агрессивность
  • Легко заинтересовывается
  • Не любит занимать второстепенные роли
  • Проявляет упрямство

Обработка и интерпретация данных.

Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 — низкий; 17-32 — средний; 35-48 — высокий.

3. Карта проявлений социальной инициативности (А.М.Щетинина)

Заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда 2 балла; никогда — 0 баллов

Показатели развития социальной инициативности

  • Берет на себя главные роли в играх
  • Выступает инициаторов какой-либо деятельности
  • Принимает участие во всех делах
  • Любит высказывать свою точку зрения
  • Стремится к лидерству
  • Любит находиться в центре внимания
  • Стремится быть первым во всем
  • Не боится взяться за незнакомое ему дело
  • Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников
  • Не соглашается с мнением других, настаивает на своем

Обработка и интерпретация результатов.

Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним — от 11 до 22 баллов; низким — от 0 до 10 баллов.

4. Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).

Показатели сформированности социальных форм поведения

  • Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми
  • Часто ссорится, играя с другими детьми
  • Сочувствует другому, когда он огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть
  • Внешне не выражает своего сочувствия
  • Доброжелателен по отношению к другим
  • Агрессивен (часто обижает других, дерется)
  • Пытается разрешить конфликты сам
  • Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами
  • Оказывает помощь другому
  • Равнодушен к нуждам других
  • Согласовывает свои действия с действиями других
  • Не способен согласовывать свои действия с действиями других
  • Сдерживает свои негативные проявления
  • Не управляет своими негативными проявлениями
  • Подчиняет свои интересы интересам других детей
  • Не учитывает интересы других
  • Уступает другому
  • Настаивает на своем
  • Принимает социальные нормы и правила поведения и следует им
  • Не принимает социальные нормы и правила поведения и не следует им

Родители в отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.

Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:

Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком «-», и в 4-х баллах — по шкале со знаком «+».

Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.

Приложение 1

Таблица 1. Результаты диагностики по карте проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина)

Умеет найти себе дело

Имеет свою точку зрения

Не обращается за помощью к сверстникам

Не обращается за помощью к взрослому

Стремится сделать все сам

Доводит начатое дело до конца

Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи

Самостоятельно решает конфликты со сверстниками

Не заботится, чтобы всегда находиться в согласии с большинством

Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников

Без напоминания выполняет порученные дела

Может играть один

                                                                                                Приложение 2

Таблица 2. Результаты диагностики детей по карте проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)

Активно вступает во взаимодействие со взрослым

Предлагает свою помощь

Включается во взаимодействие со сверстниками

Принимает активное участие в играх

Проявляет живой интерес ко всему новому

Охотно включается в деятельность, если она ему (ей) интересна

Не пытается уединиться

Проявляет агрессивность

Легко заинтересовывается

Не любит занимать второстепенные роли

Проявляет упрямство

Приложение 3

Таблица 3. Результаты диагностики по карте проявлений социальной инициативности (А.М.Щетинина)

Берет на себя главные роли в играх

Выступает инициаторов какой-либо деятельности

Принимает участие во всех делах

Любит высказывать свою точку зрения

Стремится к лидерству

Любит находиться в центре внимания

Стремится быть первым во всем

Не боится взяться за незнакомое ему дело

Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников

Не соглашается с мнением других, настаивает на своем

Берет на себя главные роли в играх

Таблица 4.Результаты диагностики, по шкальной оценке, сформированной социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).

Номера критериев по методике

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Источник

Предлагаемые способы и содержание диагностики социального
разви-

тия определяются пониманием его сущности. Социальное
развитие ребен-

ка — это взаимосвязанные процессы социализации и
индивидуализации. То

есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного
опыта в

форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и
взаимодей-

ствия людей в социуме, а с другой — процесс развития
сущностного Я ре-

бенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной
независи-

мости от социума, но способного гармонично и эффективно
адаптировать-

ся к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным
предметом

своей потребности другого человека.

Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет
множествен-

ность «Я-сам» ребенка: Я-физическое,
Я-чувствующее, Я-думающее, Я-

действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и
т.п. Пред-

ставление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента
появления на

свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный
комплекс.

Аффективная составляющая проявляется в самооценке,
самоотношении,

самопринятии, а когнитивная — в знаниях и представлениях
ребенка о себе.

Для изучения особенностей развития у детей дошкольного
возраста

представлений о себе, самооценки, самопринятия,
самостоятельности, ак-

тивности, инициативности, степени осознания ребенком своих
физиче-

ских, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик
предла-

гается комплекс методик, объединенный в раздел, условно
названный «Я-

сам».

Другой раздел — «Я -другие» — содержит методики,
направленные на ис-

следование сформированности у ребенка социокультурных
способов об-

щения и бесконфликтного поведения и ненасильственного
взаимодейст-

вия, развития коммуникативности и способности к партнерскому
диалогу,

особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к
сверст-

никам и взрослым, характера восприятия ребенком
внутрисемейных отно-

шений и определения уровня развития социального интеллекта
детей до-

школьного возраста.

Основообразующим фактором самооценки, самопринятия,
взаимоот-

ношений и взаимооценок являются особенности эмоционального
развития

ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность,
способность вос-

принимать и понимать эмоциональные состояния других людей и
свои

собственные, сформированность экспрессивных эталонов и
эмпатии, со-

стояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка.
Диагно-

стике особенностей развития, наиболее значимых, по данным
проведенно-

го психолого-педагогического эксперимента, сторон
эмоциональной сферы

личности ребенка отведен раздел «Диагностика
эмоциональной сферы».

Один из разделов представлен методикой диагностики
социального ин-

теллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена в ее адаптированном к
старшему

дошкольному возрасту варианте. Особенности развития
социального ин-

теллекта являются очень значимыми показателями социального
развития

ребенка в целом. Однако об особенностях развития социального
интеллекта можно судить по данным и других методик — опроснику на определение

особенностей эмпатии, тесту ДДЧ, диагностика
эмоционально-ценностно-

го отношения к себе, методике «Неоконченные
ситуации», шкальной оцен-

ке сформированности социальных форм поведения у ребенка,
карте наблю-

дений за культурой поведения ребенка и др.

Последний раздел посвящен диагностике социальной готовности
ре-

бенка к школе, которая включает в себя сформированность
новой внутрен-

ней позиции, развитие произвольности, характер общения
ребенка со

взрослыми и его способность взаимодействия со сверстниками.

Книга содержит разные по сложности использования и
интерпретации

методики, многие из которых являются общепринятыми и широко
исполь-

зуются в психологических исследованиях. Некоторые из этих
методик ре-

комендуется проводить, а особенно интерпретировать,
психологу. Это тес-

ты «Несуществующее животное», «ДДЧ»,
«Рисунок человека».

Целый ряд предлагаемых методик разработан автором в процессе

опытно-экспериментальной работы по теме «Социальное
развитие ребен-

ка», которая осуществлялась в ДОУ №62 г. Великого
Новгорода в течение

четырех лет, а также и совместно со студентами дошкольного
отделения

ППФ НовГУ им. Ярослава Мудрого в ходе их исследовательской
деятель-

ности в рамках этой проблемы. Разработанные и апробированные
методи-

ки просты в обращении, направлены на изучение конкретных
особенно-

стей психики ребенка и могут использоваться воспитателями
ДОУ в их

творческой педагогической деятельности.

Для диагностики, безусловно, нет необходимости использовать
абсо-

лютно все представленные методики. Вместе с тем следует
обязательно

изучать развитие всех указанных сфер, ибо лишь использование
комплекса

методик может дать целостное и полное представление об
особенностях

социального развития ребенка.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

— эмоционально откликается на переживания другого;

— воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные
со-

стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

— проявляет эмпатию;

— обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

— эмоционально благополучен;

— обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

— проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен,
инициативен

(адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

— считает себя любимым родителями, принятым ими;

— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

— главным образом положительно оценивает и принимает других;

— принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный
статус;

— владеет способами социокультурного поведения и общения;

— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных
особенностей);

— имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень)
социальный

интеллект;

— социально готов к школе.

Предлагаемые способы и содержание диагностики социального
разви-

тия определяются пониманием его сущности. Социальное
развитие ребен-

ка — это взаимосвязанные процессы социализации и
индивидуализации. То

есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного
опыта в

форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и
взаимодей-

ствия людей в социуме, а с другой — процесс развития
сущностного Я ре-

бенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной
независи-

мости от социума, но способного гармонично и эффективно
адаптировать-

ся к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным
предметом

своей потребности другого человека.

Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет
множествен-

ность «Я-сам» ребенка: Я-физическое,
Я-чувствующее, Я-думающее, Я-

действующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и
т.п. Пред-

ставление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента
появления на

свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный
комплекс.

Аффективная составляющая проявляется в самооценке,
самоотношении,

самопринятии, а когнитивная — в знаниях и представлениях
ребенка о себе.

Для изучения особенностей развития у детей дошкольного
возраста

представлений о себе, самооценки, самопринятия,
самостоятельности, ак-

тивности, инициативности, степени осознания ребенком своих
физиче-

ских, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик
предла-

гается комплекс методик, объединенный в раздел, условно
названный «Я-

сам».

Другой раздел — «Я -другие» — содержит методики,
направленные на ис-

следование сформированности у ребенка социокультурных
способов об-

щения и бесконфликтного поведения и ненасильственного
взаимодейст-

вия, развития коммуникативности и способности к партнерскому
диалогу,

особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к
сверст-

никам и взрослым, характера восприятия ребенком
внутрисемейных отно-

шений и определения уровня развития социального интеллекта
детей до-

школьного возраста.

Основообразующим фактором самооценки, самопринятия,
взаимоот-

ношений и взаимооценок являются особенности эмоционального
развития

ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность,
способность вос-

принимать и понимать эмоциональные состояния других людей и
свои

собственные, сформированность экспрессивных эталонов и
эмпатии, со-

стояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка.
Диагно-

стике особенностей развития, наиболее значимых, по данным
проведенно-

го психолого-педагогического эксперимента, сторон
эмоциональной сферы

личности ребенка отведен раздел «Диагностика
эмоциональной сферы».

Один из разделов представлен методикой диагностики
социального ин-

теллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена в ее адаптированном к
старшему

дошкольному возрасту варианте. Особенности развития
социального ин-

теллекта являются очень значимыми показателями социального
развития

ребенка в целом. Однако об особенностях развития социального
интеллекта можно судить по данным и других методик — опроснику на определение

особенностей эмпатии, тесту ДДЧ, диагностика
эмоционально-ценностно-

го отношения к себе, методике «Неоконченные
ситуации», шкальной оцен-

ке сформированности социальных форм поведения у ребенка,
карте наблю-

дений за культурой поведения ребенка и др.

Последний раздел посвящен диагностике социальной готовности
ре-

бенка к школе, которая включает в себя сформированность
новой внутрен-

ней позиции, развитие произвольности, характер общения
ребенка со

взрослыми и его способность взаимодействия со сверстниками.

Книга содержит разные по сложности использования и
интерпретации

методики, многие из которых являются общепринятыми и широко
исполь-

зуются в психологических исследованиях. Некоторые из этих
методик ре-

комендуется проводить, а особенно интерпретировать,
психологу. Это тес-

ты «Несуществующее животное», «ДДЧ»,
«Рисунок человека».

Целый ряд предлагаемых методик разработан автором в процессе

опытно-экспериментальной работы по теме «Социальное
развитие ребен-

ка», которая осуществлялась в ДОУ №62 г. Великого
Новгорода в течение

четырех лет, а также и совместно со студентами дошкольного
отделения

ППФ НовГУ им. Ярослава Мудрого в ходе их исследовательской
деятель-

ности в рамках этой проблемы. Разработанные и апробированные
методи-

ки просты в обращении, направлены на изучение конкретных
особенно-

стей психики ребенка и могут использоваться воспитателями
ДОУ в их

творческой педагогической деятельности.

Для диагностики, безусловно, нет необходимости использовать
абсо-

лютно все представленные методики. Вместе с тем следует
обязательно

изучать развитие всех указанных сфер, ибо лишь использование
комплекса

методик может дать целостное и полное представление об
особенностях

социального развития ребенка.

Показатели благополучного социального развития ребенка:

— эмоционально откликается на переживания другого;

— воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные
со-

стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

— проявляет эмпатию;

— обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

— эмоционально благополучен;

— обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

— проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен,
инициативен

(адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

— считает себя любимым родителями, принятым ими;

— владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

— главным образом положительно оценивает и принимает других;

— принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный
статус;

— владеет способами социокультурного поведения и общения;

— достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных
особенностей);

— имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень)
социальный

интеллект;

— социально готов к школе.

Источник