Щелованов развитие и воспитание ребенка

Щелованов развитие и воспитание ребенка thumbnail

Одним из известных основоположников отечественной педагогики раннего детства является Николай Матвеевич Щелованов – российский физиолог, психолог, доктор медицинских наук и член корреспондент АМН СССР (1946 г). Он занимался такими областями научной деятельности как психология и рефлексология развития, детская психология, педагогическая психология и сравнительная. Щелованов вместе со своими сотрудниками проводили психологические наблюдения за детьми раннего возраста. Благодаря этим психологическим наблюдением они впервые доказали функционирования коры больших полушарий головного мозга с первого месяца жизни ребенка.

Николай Матвеевич выделял большое значение раннего детства в развитии человека. Он продолжал систему взглядов на воспитание детей раннего возраста, начатую в 1920-ые годы В.М. Бехтеревым. Благодаря исследованиям онтогенеза высшей нервной деятельности, Н.М. Щелованов и Н.М. Аскарина с другими сотрудниками Института педиатрии, разработали систему воспитания детей раннего возраста.

В 1930-ые годы Щелованов начал исследовать синдром детского «госпитализма» в домах ребенка. Этот синдром проявляется у детей, которые были лишены в первые годы жизни общения с матерью или с близким ему лицом. Данный синдром может возникнуть не только в домах ребенка, но и в семьях, в которых наблюдается недостаточное внимание родителей к ребенку. К основным признакам госпитализма у ребенка Щелованов отнес:

· Потеря в весе;

· Усталость;

· Вялость;

· Апатичность;

· Повышенная сонливость;

· Слабый плачь;

· Избегание контактов с окружающими;

· Мышечный гипотонус;

· Отсутствие гуления.

Так, Щелованов отмечает, что для своевременного и нормального развития ребенка раннего возраста важно не только удовлетворение первичных потребностей – в пище, еде, сне и гигиены, но и получение впечатлений от окружающего мира, процесс общения с матерью и близкими взрослыми людьми.

Н.М. Щелованов подчеркивает важность режима дня в раннем возрасте ребенка. Создание благоприятной обстановки и правильного режима является одной из основных важных воспитательных задач.

В своей научной книге для родителей «Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет» автор описывает основные режимные моменты, правила и советы для разных возрастных категорий ребенка от первых дней жизни до трех лет. Так, он отмечает, что для детей первых трех месяцев жизни для хорошего сна ребенка днем следует прогуляться с ним на свежем воздухе, так как он является важным условием для правильного развития и обеспечения здоровья ребенка.

Во время бодрствования ребенка следует предоставить ему возможность свободно двигаться, играть с ним не только в игры, но и игрушками, разговаривать с ним.

Кормление ребенка должно происходит в четко установленное время каждый день. Его отношение к еде будет зависеть только от физического и эмоционального состояния. Если ребенок перевозбужден или, наоборот, утомлен, то он будет есть плохо даже если сильно будет голоден.

Режим дня детей отличается в соответствии с каждым годом жизни ребенка. В воспитании ребенка от года до двух лет. В течение второго года жизни ребенок начинает не только залезать на стулья, кровать, ходить по лестнице, но и ходить наступая по очереди то правой, то левой ногой. Помимо этого, у ребенка расширяется интерес к окружающему миру.

В особенностях развития и воспитания ребенка третьего года жизни Щелованов отметил, что ребенок становится более подвижным, ловким и самостоятельным в игровой деятельности и в самообслуживании.

Источник

(по материалам И.М.Кононовой)

В нашей стране была создана общепризнанная мировым педагогическим сообществом государственно-общественная система дошкольного образования, начиная с самого раннего возраста. Исследования отечественных ученых, заложивших основы педагогики раннего детства, сохраняют свою значимость и в настоящее время.

Изучением особенностей высшей нервной деятельности ребенка в онтогенезезанимались: Н.М.Щелованов, В.М.Бехтерев, Н.Л.Фигурин, М.П.Денисова, Н.И.Касаткин, М.Ю.Кистяковская, А.М.Фонарев и др. Опираясь на онтогенетические данные развития ребенка, В.М.Бехтерев (1913 г.), дал теоретическое обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни. Н.Л.Фигурин и М.П.Денисова (1926 г.) на основе онтогенетических наблюдений разработали схему генетического развития детей первого года жизни, которая легла в основу известных показателей развития. Они же дали характеристику этапов развития и поведения ребенка в возрасте от рождения до 1 года. Данные наблюдений за сном маленьких детей, полученные Н.Л.Фигуриным и Н.М.Щеловановым, легли в основу режимов дня для детей разных возрастных периодов раннего детства. Режиму дня, вопросам организации сна детей раннего возраста посвящены также работы Н.Т.Тереховой.

Фундаментальное онтогенетическое исследование развития движений детейбыло проведено М.Ю.Кистяковской. Она обосновала механизмы и пути формирования движений ребенка первого года жизни.

В работе сотрудников лаборатории раннего возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (А.М.Фонарев и др.) раскрыты пути реализации потенциальных познавательных возможностей детей на основе организации и активизации их ориентировочной деятельности.

Выводы и рекомендации названных выше авторов по воспитанию маленьких детей нашли отражение в следующих публикациях:

Бехтерев В.М. О воспитании в младенческом возрасте //Вестник психологии.—1913.—Т. 10.—№ 3.— С. 1—29.

Читайте также:  Мама для мам развитие ребенка

Щелованов Н.М. Развитие высшей нервной деятельности и воспитание детей раннего возраста //Советская медицина.— 1951. —№ 4.

Щелованов Н.М. Физиологическое обоснование воспитания детей раннего возраста: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции по воспитанию детей в яслях и домах ребенка. — М., 1958. — С. 37—40.

Касаткин Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. — М., 1951.

Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года //Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. — М., 1926. — № 2.

Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте до 1 года. — М., 1949.

Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М., 1970.

Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. — М., 1977.

Основные принципы и методы воспитания детей раннего возраста в детских учреждениях разработаны Н.М.Щеловановым и Н.М.Аксариной. Большой вклад в развитие общественного воспитания детей первых трех лет жизни внесли педагоги-практики Е.Г.Бибанова, Е.К.Кричевская, А.А.Файвусиович.

В создании методических пособий по воспитанию детей раннего возраста, где освещены особенности возрастных периодов раннего детства и общие вопросы организации жизни детей, большую роль сыграли М.Ю.Кистяковская, С.М.Кривина, Н.Ф.Ладыгина, Г.М.Лямина, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Э.Л.Фрухт и др.

При организации жизни малышей в детском учреждении особое значение имеет знание особенностей и условий организации адаптации детей к яслям. В этом направлении вели исследовательскую и научно-практическую работу Н.М.Аксарина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, А.И.Мышкис, Л.Г.Голубева, Г.В.Гриднева, Н.Д.Ватутина и др.

Общие вопросы воспитания освещены в следующих методических пособиях:

Бибанова Е.Г. Педагогика дошкольного возраста. — М.; Л., 1930.

Кричевская Е К.. Лекции по педагогике раннего возраста для сестер-воспитательниц.— М., 1928.— Вып. 1.

Файвусиович А.А. Методы и содержание работы с детьми ясельного возраста. — М., 1929.

Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях /Под ред. Н.М.Щелованова, Н.М.Аксариной. — М., 1960.

Развитие и воспитание детей раннего возраста /Под ред. Н.М.Аксариной. — Л., 1965.

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М., 1977.

Воспитание и развитие детей раннего возраста /Под ред. Г.М.Ляминой. — М., 1981.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М., 1986.

Воспитание и обучение детей раннего возраста /Под ред. Л.Н.Павловой. — М., 1986.

Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях /Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской (СССР), Е.Шмидт-Кольмер (ГДР), А.Атанасовой-Вуковой (НРБ). — М., 1980.

Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. — М., 1983.

Внимание многих исследователей привлекало изучение разных сторон психического развития детей. Так, особенности речевого развития детей с методическими указаниями освещены в работах отечественных ученых: В.А.Петровой, Е.К.Кавериной, Г.Л.Розенгарт-Пупко, Г.М.Ляминой, М.М.Кольцовой, И.М.Кононовой, К.Л.Якубовской (Печоры), В.В.Гербовой и др. Назовем некоторые из них:

Петрова В.А. Занятия по развитию речи с детьми до 3 лет. — М., 1970:

Каверина Е.К. О развитии речи детей первых 2 лет жизни.— М., 1950.

Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. — М., 1963.

Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте.— М., 1965.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1973.

Гербова В.В., Максаков А И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. — М., 1986.

Проблема развития общения детей со взрослыми и сверстниками разносторонне представлена в трудах, выполненных сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии под руководством М.И.Лисиной, А.Г. Рузской (М.Г.Елагина, Л.Н.Галигузова, Д.Б.Годовикова, А.В.Балбочану, Т.М.Землянухина и др.). Результаты исследований представлены в ряде научных сборников. Среди них:

Развитие общения у дошкольников /Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. — М., 1974.

Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И.Лисиной. — М., 1985.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

В области физического воспитания детей раннего возраста длительное время работали К.Д.Губерт, М.Г.Рысс, З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек. Их рекомендации по проведению гимнастики и массажа, характеристика гимнастических пособий широко используются при разработке гимнастических упражнений. С.Я.Лайзане создана система занятий по физической культуре для малышей. Вопросы физического воспитания детей второго и третьего года жизни глубоко разрабатывались Л.Г.Голубевой, З.М.Романовской. Методика развития движения детей раннего возраста представлена в сборниках:

Губерт К.Д., Рысс М.Г. Гимнастика и массаж для малышей.— М., 1983.

Сорочек Р.Г., Уварова З.С. Гимнастика для детей раннего возраста. — М., 1965.

Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей.— М., 1978.

По проблеме становления предметной и игровой деятельности детей раннего возраста имеются труды Ф.И.Фрадкиной, Е.И.Радиной, С.Л.Новоселовой, Р.И.Жуковской, Е.В.Зворыгиной, Н.Я.Михайленко и др. Так, Е.И.Радина разработала игры с дидактическими игрушками, указав последовательность усложнения задач в этом виде игр. С.Л.Новоселова указала пути формирования у малышей умения пользоваться несложными предметами-орудиями, что обеспечивает развитие мышления. Ею созданы дидактические игры по развитию орудийных действий детей. Л.Н.Павлова показала возможности использования действий с предметами для развития познавательной активности детей. Ф.И. Фрадкина, С.Л.Новоселова характеризуют этапы развития сюжетно-отобразительной игры в раннем детстве. Е.В.Зворыгиной разработан комплексный метод руководства играми детей. Н.Я.Михайленко раскрыла основные педагогические принципы руководства игрой детей в разные возрастные периоды. В работах Р.И.Жуковской предложена система игр-занятий, обогащающих содержание сюжетно-отобразительной игры.

Читайте также:  Игры самоделки для развития ребенка

Работы названных выше авторов нашли отражение в разных сборниках статей по проблемам воспитания детей раннего и дошкольного возраста:

Умственное воспитание детей раннего возраста /Под ред. Е.И.Радиной.— 1968.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста /Под ред. С.Л.Новоселовой. — М., 1985.

Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. — М., 1966.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях.— М., 1986.

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.— М., 1987.

Проблему взаимоотношений в раннем детстве изучали Г.М.Лямина, И.Б.Теплицкая. Ученые показали, что уровень детских взаимоотношений зависит от уровня той деятельности, в которой они возникают. Они определили условия, способствующие воспитанию положительных взаимоотношений между детьми.

Лямина Г.М. Воспитание у детей положительных форм общения друг с другом//Вопросы воспитания детей в яс­лях и домах ребенка. — М., 1957.

Лямина Г М. О формировании взаимоотношений в раннем возрасте //Дошкольное воспитание.— 1964.— № 9.

Теплицкая И.Б. О взаимоотношениях детей второго-третьего года //Дошкольное воспитание. — 1964.— № 5.

Теплицкая И.Б. Игра как средство развития взаимоотношений детей второго и третьего года жизни //Дошкольное воспитание. — 1972. — № 5.

Период раннего детства привлекал ученых и с позиции возможности осуществления трудового воспитания. Под руководством А.М.Фонарева в 1984г. выполнена исследовательская работа С.Н.Теплюк на тему «Особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста». Автором разработана эффективная, соответствующая возрастным возможностям детей третьего года методика трудового воспитания с использованием природного окружения на прогулке. Материал был опубликован в научных статьях. Среди них:

Теплюк С.Н, Фонарев А.М. Предпосылки трудового воспитания (третий год жизни) //Дошкольное воспитание.— 1983. — № 11.

Вопросами дидактики в раннем детстве занимались почти все названные выше авторы, поскольку психическое развитие детей происходит под влиянием непосредственного целенаправленного воздействия, которое взрослый осуществляет с помощью обучения. Однако некоторые ученые (Н.М.Аксарина, В.Н.Аванесова, Э.Л.Фрухт, Н.С.Карпинская, Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина) специально занимаются проблемой обучения в раннем детстве. Их выводы и рекомендации помещены в следующих работах:

Аксарина Н.М. Значение и основные принципы проведения занятий с детьми раннего возраста. — М., 1963.

Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. — М., 1968.

Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром.— М., 1987.

Карпинская Н.С. Основные дидактические принципы проведения игр и занятий с детьми второго года //Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. — М., 1985.

Пилюгина Э Г. Занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста. — М.. 1983.

Приложение 3



Источник

Сдам Сам

План:

1. Н.М. Щелованов.

2. Н.М. Аксарина.

Имя Николая Матвеевича Щелованова, члена-корреспондента Академии медицин­ских наук СССР, известно всем, кто интере­суется вопросами развития и воспитания маленьких детей.

Ученик и ближайший сотрудник академика В.М. Бехтерева, Н.М. Щелованов изучает развитие высшей нервной деятель­ности ребенка с момента его рождения. Еще в 1924 году он обосновал преимуще­ства онтогенетического метода исследова­ния, и с этого времени все работы много­численных учеников и сотрудников Н.М. Щелованова велись в онтогенетиче­ском плане.

Многие экспериментальные работы были посвящены изучению сроков и последова­тельности образования условных рефлексов. Установлено, что некоторые условные реф­лексы возникают у младенца на первом месяце жизни, а на втором месяце они об­разуются уже со всех анализаторов: слухового, зрительного, обонятельного, двига­тельного, кожного, вкусового.

Так, впервые в истории науки было до­казано, что кора полушарий мозга начина­ет функционировать с первых недель жизни ребенка и что весь ход развития нервной системы младенца резко отличается от развития нервной системы животных.

Тем самым было научно обосновано принципиальное теоретическое положение о том, что и правильное воспитание необ­ходимо осуществлять с первых недель жиз­ни ребенка. При отсутствии внешних воз­действий с самого раннего возраста начи­нается задержка в развитии ребенка, а при неправильных воспитательных влияниях у него образуются вредные привычки.

Н.М. Щелованов постоянно подчеркива­ет большое значение раннего детства в раз­витии человека. Впервые три года жизни организм и нервно-психическая деятель­ность развиваются очень быстро, и тем бы­стрее, чем моложе ребенок. В этом возра­сте формируются процессы сна и бодрство-

вания, развивается деятельность всех вос­принимающих органов — зрения, слуха, осязания и др.; организуются сложные и разнообразные движения, свойственные че­ловеку; развиваются предметные действия, игра; формируется речь; закладываются некоторые чувства и тем самым начинает определяться эмоциональная основа лич­ности ребенка и его характер.

Изучение процесса становления всех этих функций имеет не только большое теорети­ческое, но и практическое значение: без знания того, как происходит нервно-психи­ческое развитие на разных возрастных эта­пах, чем оно определяется и какие условия нужны, чтобы ребенок развивался своевре­менно, всесторонне и гармонично, невоз­можно и правильное его воспитание.

Читайте также:  Развитие у ребенка внутренней уверенности

В руководимом проф. Н.М. Щеловановым отделе развития и воспитания Госу­дарственного научного института охраны материнства и младенчества (впоследствии Института педиатрии АМН СССР) в тече­ние многих лет изучалось развитие бодрст­вования и сна. Установлены изменения, происходящие у детей в возрасте от рож­дения до трех лет, в суточном количестве бодрствования и сна, в длительности от­дельных периодов этих состояний, а также выяснены условия, при которых может быть выработан правильный ритм в смене бодр­ствования и сна. Эти работы позволили Н.М. Щелованову физиологически обосно­вать и установить возрастные режимы для детей раннего возраста, которые предуп­реждают утомление и являются необходи­мым условием хорошего развития.

Обоснованное Н.М. Щеловановым онто­генетическое направление в изучении высшей нервной деятельности оказалось про­дуктивным. Данные, полученные в резуль­тате многолетних исследований развития органов чувств, движений, речи и сложных форм поведения, таких, например, как игра и взаимоотношения между детьми, позволили Н.М. Щелованову и его сотрудникам раз­работать систему воспитания детей ранне­го возраста. Она впервые (в начале тридцатых годов ХХ века) была опробована в ста­ционаре его клиники, а затем — в типовом доме ребенка.

В то время в яслях и, особенно, в домах ребенка, несмотря на большие средства, от­пускаемые этим учреждениям, дети значи­тельно отставали в развитии. Сильно за­держивалось развитие их движений, речи, резко страдал эмоциональный тонус, много детей находилось в состоянии гипотрофии, особенно на первом году жизни. В этих уч­реждениях уделялось большое внимание вскармливанию детей, гигиеническому ухо­ду, предупреждению заболеваний, но вос­питательная работа или совсем не велась, или осуществлялись лишь отдельные ее эле­менты, и то преимущественно со старшими детьми. Старшим детям (третьего года жизни) отводилось лучшее помещение, приобретались игрушки, их поручали наи­более жизнерадостным сестрам. Но чем моложе был возрастной состав группы, тем меньше внимания уделялось созданию ус­ловий для нервно-психического развития детей и для их бодрого деятельного состоя­ния. Эти малыши находились в худших ус­ловиях: теснота помещений, отсутствие иг­рушек, персонал, не считавший нужным об­щаться с детьми и оказывать на них целенаправленные воспитательные воз­действия. «Это положение в яслях и домах ребенка объяснялось как ма­лой разработанностью вопросов воспитания детей раннего возраста, так и господство­вавшей в то время ложной теорией, нано­сившей вред детям». Согласно этой теории все развитие ребенка на первом году жизни обусловливается органическим созреванием центральной нервной системы и костно-мышечного аппарата и протекает вне зависи­мости от внешних воздействий. Практиче­ский вывод из этой теории заключается в том, что для полноценного нервно-психиче­ского развития ребенка первого года доста­точно его обеспечить гигиеническим уходом и правильным питанием.

Отсутствие возрастных нормативов лиша­ло работников детских учреждений возможности оценить ход развития ребенка. Нарастающее в течение первого года отста­вание в развитии детей оставалось незаме­ченным, и работники яслей и домов ребен­ка считали, что дети начинают отставать в развитии лишь на втором году жизни: ведь еще в этом возрасте они не умели ходить и не пытались говорить.

Н.М. Щелованов считает: чем ребенок младше, чем более он раним и менее само­стоятелен, чем больше путь развития, ко­торый он должен пройти, тем лучшие усло­вия надо для него создавать и тем больше внимания уделять его воспитанию. Разра­ботанные в клинике Н.М. Щелованова по­казатели нервно-психического развития дали возможность учитывать и оценивать ход развития каждого ребенка первого года жизни и намечать воспитательные ме­роприятия, в которых он нуждается.

В результате применения разработанной в клинике Н.М. Щелованова системы вос­питания удалось в течение ряда лет в ти­повом доме младенца вырастить здоровых, развитых детей, не отличавшихся, а по не­которым сторонам поведения даже выгодно отличавшихся от детей, воспитывающихся в хорошей семье. Этим была практически доказана правильность рекомендуемой си­стемы воспитания и показана роль нервной системы в развитии организма младенца.

Система воспитания детей раннего воз­раста, разработанная Н.М. Щеловановым и его сотрудниками, была утверждена Ми­нистерством здравоохранения СССР и проводится во всех яслях и домах ребенка нашей страны. Она широко внедряется и в детские учреждения демократических стран. Книга «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях» под редакцией Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной переведена на языки почти всех стран народной демократии. Полученные в клинике Н.М. Щелованова данные были использованы при составлении «Програм­мы воспитания в детском саду».

Н.М. Щелованов — крупный ученый, разносторонне образованный человек — щедро делится своими знаниями, идеями, охотно помогает всем, кто к нему обраща­ется.

Президиумом Верховного Совета СССР проф. Н.М. Щелованов награжден орденом Ленина, орденами Трудового Красного Зна­мени и «Знак почета».

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.

Источник