Сергиенко эмоциональное развитие ребенка

Сергиенко эмоциональное развитие ребенка thumbnail

Елена Сергиенко — Татьяна Черниговская

Профессор Института психологии РАН Елена Алексеевна Сергиенко. Действительно ли все дети рождаются талантливыми? Что заложено природой, а что — приобретается в процессе воспитания?

Эмоциональный интеллект у детей — часть 5

Профессор, доктор психологических наук Елена Алексеевна Сергиенко: «Эмоциональный интеллект у детей». Как начинать развивать эмоциональный интеллект дома. Часть 5.

Эмоциональный интеллект у детей — часть 3

Профессор, доктор психологических наук Елена Алексеевна Сергиенко: «Эмоциональный интеллект у детей». Как правильно развивать эмоциональный интеллект ребенка? Часть 3.

Развитие письма и чтения у детей. Часть 2

Лектор: Елена Алексеевна Сергиенко. Данная лекция посвящена нарушениям письма и чтения у детей. Рассматриваются четыре подхода к проблеме дислексии, далее лектор приводит классификацию дислектических нарушений по А.Н. Корневу. Часть 2.

Развитие письма и чтения у детей. Часть 1

Лектор: Елена Алексеевна Сергиенко. Данная лекция посвящена развитию чтения и письма у детей. Рассматриваются разные исторические типы письма и их связь с когнитивным уровнем сообщества. Обсуждаются навыки овладения письмом, три составляющие письма.

Нарушение письма и чтения у детей

В данной лекции рассматриваются предикторы дислексии и дисграфии в раннем развитии. Лектор приводит примеры анамнеза дислексиков. Далее рассматриваются различные нарушения письма и примеры дисграфии. В конце лекции рассказывается о методах диагностики дисграфии и дислексии. Лектор: Елена Алексеевна Сергиенко.

Развитие рисования и игры

Лектор: Елена Алексеевна Сергиенко. В данной лекции рассматривается становление двух символических функций ребёнка — рисования и игры. Лектор рассказывает о теории рисования Люке, о диагностике интеллекта и личностных особенностей с помощью рисуночных тестов. Во второй части лекции рассматриваются теории игры Штерна и Гросса, а также даётся периодизация развития игровой деятельности детей.

Самоидентичность и сепарация подростков

Лектор: Елена Алексеевна Сергиенко. Данная лекция посвящена становлению самоидентичности подростков. Рассматриваются стадии сепарации от родителей (по Блум). Лектор рассказывает о сценариях акселерации и ретардации и далее о когнитивном развитии подростков.

Эмоциональное развитие ребёнка

Данная лекция посвящена эмоциональному развитию детей. Рассматривается становление продуцирования и экспрессии эмоций в раннем онтогенезе, а также распознавание и понимание детьми своих и чужих эмоций. Лектор: Елена Алексеевна Сергиенко.

Морально-нравственное развитие ребёнка

Данная лекция посвящена морально-нравственному развитию. Лектор приводит примеры дилемм Колберга, затем обсуждается его теория, выделяются плюсы и минусы. В конце лекции кратко рассматриваются концепции Н. Айзенберг и К. Гиллиган. Лектор: Елена Алексеевна Сергиенко.

Подростковый возраст. Е.А. Сергиенко

В данной лекции обсуждаются подростковый возраст и его особенности, биологические и психологические основы взросления, становление самоидентичности подростка. Лектор: Сергиенко Елена Алексеевна.

Акцентуации характера. Сергиенко Е.А.

Данная лекция посвящена проблеме акцентуаций характера. Рассматривается типология психопатических характеров (по Ганнушкину) и типология акцентуаций (по Личко). Сергиенко Е.А. — д.псх.н., проф. факультета психологии ГАУГН.

Источник

Человеческий потенциал — это внутренние психологические и биологические ресурсы человека. Базовыми понятиями психологической теории человеческого потенциала становятся «потребности», «способности» и «готовность» к реализации собственных ресурсов. Они направлены на познание мира, организацию взаимодействий с ним, порождение и изменения себя в мире. Производство и воспроизводство социального капитала обусловлено человеческим потенциалом, что обеспечивает развитие общества. В конечном итоге люди должны быть знающими и компетентными в различных областях общественной жизни, отвечать на общественные вызовы и быть лабильными, превращая и преобразовывая человеческий потенциал в человеческий капитал.

В психологии разрабатывается понятие личностного потенциала. Он прямо не коррелирует ни с интеллектуальным развитием, ни с творческим потенциалом. В разных подходах в психологии личностный потенциал обозначали такими понятиями, как «воля», «сила эго», «внутренняя опора», «локус контроля», «ориентация на действие», «резистентность», «жизнестойкость» и некоторые другие. Однако все они описывают лишь отдельные грани личностного потенциала. Согласно Д. А. Леонтьеву [6, 7], личностный потенциал есть интегральная характеристика уровня личностной зрелости, а его главным феноменом является самодетерминация личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности, как внешних, так и внутренних, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры. Прижизненно складывающейся структурой индивидуальности личность преодолевает давление внешних и внутренних обстоятельств. Личностный потенциал — это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности. Они определяют способность личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий. Проблема личностного потенциала ставится в терминах потенциала и возможностей, уровней развития эго, черт характера, нравственных начал поведения и, наконец, саморегуляции. Составляющими личностного потенциала рассматриваются оптимистическое мышление, жизнестойкость, витальность, личностная автономия, толерантность к неопределённости, стратегии совладания и др.

Читайте также:  Ребенок с отклонениями в развитии и проведении

Понятие личностного потенциала содержательно раскрывает идею «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [1]. Оно идёт на смену понятию адаптации, подразумевая сложные механизмы совладания с изменчивой действительностью — не только приспособление к заданным условиям, но и готовность к их изменению и способность к самостоятельному созданию необходимых условий. Способность человека выполнять задуманное вне зависимости от внешних условий, в том числе в неблагоприятных условиях, является неоспоримой ценностью как во многих областях профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Реализация задуманного делает регуляцию важным фактором в позитивных психологических процессах. При этом одной из сложных задач остаётся регуляция эмоций, которая может быть как произвольной, целенаправленной и предполагающей некоторые усилия, так и непроизвольной, спонтанной.

Для процесса регуляции необходимо верно распознать эмоции свои и другого, оценить условия или ситуации их возникновения, т. е. анализировать причину, осознать возможности регуляции при взаимодействии с другим человеком, при понимании эмоциональных состояний своих и/или другого. В программе СЭР значительное место уделяется развитию способности распознавания базовых эмоций, сложных, амбивалентных эмоций, анализу причин их возникновения и возможностям регуляции и саморегуляции поведения.

Источник

Все мы хотим, чтобы наши дети заняли достойное место в обществе. Поэтому стараемся дать им лучшее. Часто из самых добрых побуждений мы развиваем только их интеллектуальные способности, начинаем чуть ли не годовалого малыша учить читать и считать. При этом мы руководствуемся правилом: «Эмоциям не место в жизни, главное – знания, умения и навыки». Но так зачастую не удаётся добиться успеха. Учёные доказали, что для гармоничного развития человеку недостаточно совершенствовать только IQ. Есть ещё область чувств и эмоций, про огромный потенциал которой мы обычно даже не догадываемся. В этой книге ведущие отечественные психологи объяснят, что такое эмоциональный интеллект, как он может улучшить качество жизни, раскрыть новые горизонты воспитания и развития ваших детей. Увлекательные упражнения помогут сформировать навык управления своим эмоциональным состоянием.

Электронная книга, выпущенная в 2021 году, принадлежит жанру Психология. Тематику книги можно охарактеризовать по следующим тегам: взаимопонимание, книги для родителей, раннее развитие ребенка, родительский контроль, эмоциональные состояния, эмоциональный интеллект. В библиотеке можно начать чтение книги «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей» (Елена Сергиенко) скачать бесплатно в формате fb2 полностью оцифрованную книгу для андроид. Также есть возможность просмотреть другие издания автора Елена Сергиенко.

Дорогие друзья по чтению. Книга «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей» (Елена Сергиенко) произведет достойное впечатление на любителя данного жанра. Предисловие Уважаемые родители! Перед вами книга по важнейшей для ваших детей теме – эмоциональному интеллекту, ставшей мировым трендом. Мы искренне надеемся, что книга будет вам полезной для понимания собственного мира эмоций и мира эмоций вашего ребёнка и поможет разобраться в тех сложных задачах, которые стоят перед ребёнком в процессе его развития. Мы расскажем о способностях и навыках, которые востребованы в XXI веке и которые помогут ребёнку добиться успеха в сложном мире. Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребёнку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, управлять своим поведением, помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определённой деятельности, решении конкретной задачи. Ребёнок с развитым эмоциональным интеллектом способен ставить разумные и достижимые позитивные цели, принимать ответственные решения и учитывать их последствия, активно и доброжелательно взаимодействовать с окружающими людьми, проявляя заботу, понимать себя и свои потребности, грамотно управлять своим поведением и своими эмоциями в различных ситуациях, понимать и анализировать свои эмоции, критически и рефлексивно мыслить. Уже сейчас уровень эмоционального интеллекта соискателя становится всё более значимым критерием при приёме на работу и в развитии карьеры. Вслед за зарубежными компаниями многие крупнейшие российские организации начали оценивать и развивать эмоциональный интеллект у своих сотрудников. Эмоциональный интеллект, по мнению президента. Читать книгу «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей» бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

Читайте также:  Влияние успешности на развитие ребенка

Источник

Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы.

  • Автор

    Сергиенко Е.А., Марцинковская Т.Д., Изотова Е.И., Лебедева Е.И., Уланова А.Ю., Дубовская Е.М.  

  • Серия

    Социально-эмоциональное развитие  

  • Предмет

  • Издательство

    ДРОФА, корпорация «Российский учебник»  

  • Вид продукции

  • ISBN

    978-5-358-23199-3  

Показать все характеристики

  • Давайте вместе сделаем учебную продукцию лучше

О книге

В пособии представлены теоретико-методологические обоснования образовательной программы «Социально-эмоциональное развитие детей», созданной коллективом российских авторов. Даны основные психологические характеристики детей дошкольного и школьного возраста, подробно рассматриваются вопросы их социально-эмоционального развития, краткий обзор различных зарубежных и отечественных программ социально-эмоционального развития. Книга поможет каждому учителю эффективно подойти к реализации практической части программы. В конце пособия приводится список рекомендуемой литературы.

Состав УМК

  • Сергиенко эмоциональное развитие ребенка

    Дворецкая И.А., Рычка Н.Е.

  • Сергиенко эмоциональное развитие ребенка

    Дворецкая И.А., Горинова Е.В., Рычка Н.Е.

  • Сергиенко эмоциональное развитие ребенка

    Сергиенко Е.А., Марцинковская Т.Д., Изотова Е.И.

  • Сергиенко эмоциональное развитие ребенка

    Дворецкая И.А., Макарчук А.В., Рычка Н.Е.

Источник

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие —  это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.

Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Конечно, можно выделить основные эмоции. Но задумайтесь, сколько будет оттенков у каждой из них!

Например, радость. А рядом с ней:

Восторг, воодушевление, гордость, благодарность, надежда, нежность, безмятежность, умиротворение, любовь, восхищение, симпатия, умиление, ликование, предвкушение…

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже — улыбки и смеха. 

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.

В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Читайте также:  Развитие ребенка с помощью игр от рождения до 5 лет

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.

Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка. Что происходит с человеком, если его эмоций с детства не замечали?

Информатизация современных детей не всегда под контролем. С экрана телевизора потоком льются жестокость и насилие. Простое объяснение терминами «хорошо» или «плохо» не поможет воспитать нравственного человека. Принятие или неприятие должно быть изнутри: из чувств и эмоций.

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

  • Стыд, вина, тревожность

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

  • Гиперпослушание (конформность)

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

  • Агрессивность

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание  ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

1. Добровольность выражения. Учите ребенка проявлять свои эмоции, называть их, понимать свои чувства. Это особенно важно для маленьких детей, которые должны выплескивать все накопленное внутри. Обсуждайте с ребѐнком его чувства, давая ему возможность самому справиться с возникшими эмоциями.

2. Сила выражения. Дети постарше должны учиться контролировать свои эмоции: смеяться тише, собраться с мыслями, сдерживать гнев, справиться с волнением. Учите детей простым навыкам самоконтроля и следите за собственным поведением.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.

Источник