Серьезный ребенок 3 года

Серьезный ребенок 3 года thumbnail

Серьезный ребенок 3 года

    

«Кризис трех лет» – так психологи
называют этот нежный младенческий возраст. В целом
дошкольный период – три–семь лет –
святые отцы считают поразительно богатым в духовном
смысле, важным для становления человека, когда
закладывается модель его поведения на всю жизнь.

Негативизм или непослушание?

Кризис трех лет часто проявляется в скандальности,
негативизме, упрямстве малыша. Здесь надо понимать, что
дитя растет, уже обладает некоторыми навыками
самообслуживания, и ему требуется больше свободы. Поэтому
запланируйте больше времени на сборы, дайте ему самому
одеться, поесть, при необходимости немного незаметно
помогите в конце. И наоборот – попросите ребенка вам
помочь в каком-нибудь деле. Дети с радостью откликаются на
такую серьезную просьбу.

Часто верующие родители путают негативизм и непослушание.
«Раньше он меня слушался, а теперь нет и тени
послушания! Мы его упустили!» В чем же разница?

При непослушании дети отказываются делать то, чего не
хотят. При негативизме они отказываются и от того, чего бы
хотели, так как это исходит от взрослого. Сюда же
примыкает и упрямство. Если ребенок сказал взрослому, что
этого делать не будет, а потом понял, что ему этого
хочется, он все равно попытается стоять на своем.

Я заметил, что моя младшая дочь трех лет, если встанет
раньше всех, за минуту переодевается, пытается
причесаться, застелить постель и начинает играть в свои
игры. Иногда даже ждет некой похвалы за то, что она
по-взрослому все сделала сама. Но стоит кому-либо из
родителей прийти раньше и попросить ее сделать все то же
самое, как она впадает в какой-то ступор и может и за
полчаса не выполнить родительскую просьбу. Причем
постоянное напоминание и строгость уже не помогают.

В храме
В храме

    

Причина негативизма – желание ребенка
самоутвердиться и привлечь внимание к себе. Можно
попробовать дать ребенку выбрать, что ему надеть, куда
пойти гулять и т.д. Выбор нужно давать обдуманный (если мы
идем в храм, то выбираем между двумя юбками, а не между
юбкой и удобными для игр штанами). Ставьте выбор между
хорошим и хорошим. «Мы будем рисовать или
лепить?» «Мы сейчас помолимся Святителю
Николаю или преподобному Серафиму?»

Если протест зашел в острую фазу, постарайтесь отвлечь
ребенка. А если и это не помогает, уведите его от
«зрителей», перетерпите, дайте ему справиться
с собой, но не сдавайте своих позиций. Если ребенок
истерикой добьется своего, в следующий раз будет еще
охотнее пользоваться таким инструментом манипуляции. Общее
правило – как помочь ребенку: терпением и любовью.

Типичный пример: дома гости, дети возбуждены, садятся за
стол. И тут ребенка «переклинило» –
посадили не туда, ложка не та, «да и вообще я этого
есть не хочу». Мама начинает требовать, чтобы
ребенок делал то, что ему говорят, и все быстро переходит
в истерику. Конечно, нам проще сдаться и выполнить то, что
требует чадо. Тем более что вокруг гости и родителям
неудобно за такого «плохого» ребенка. Но для
малыша лучше, если вы вместе справитесь с его истерикой.
Уведите его от людей, наедине проявите свое терпение и
любовь. Потому как истерика будет продолжаться и вам самим
нужно не сорваться и сохранить спокойствие. Посадите
ребенка на колени, обнимите его. Скажите спокойно, что вы
будете так сидеть вдвоем, пока не справитесь с его криком
и плачем, а когда успокоитесь, то снова радостные пойдете
к гостям. И по опыту – истерика быстро затухает,
ребенок переключается, становится адекватным. Главное
– не говорить и не показывать малышу, что он
«плохой», а продемонстрировать, что вы его
любите и готовы помочь в любой ситуации.
Воспитывая, мы часто требуем, ругаем детей. Надо не
забывать их и хвалить. Чтобы похвала не привела к гордыне,
лучше хвалить не самого ребенка, а его поступки, мысли.
Скажите, как вам нравится то, что он поделился игрушкой,
убрался, помог маме и т.д.

В церкви
В церкви

    

Примерное поведение

Ведущий тип деятельности в возрасте трех–семи лет
– игра. Через игру ребенок осваивает мир, моделирует
жизненные ситуации, отношения между людьми. Если взрослый
хочет войти в мир ребенка, наладить с ним контакт, то
лучше всего это сделать через игру. В дошкольном возрасте
закладываются основы семейных отношений, дети любят играть
в «дочки-матери», «жениха и
невесту». Поэтому так важен пример здоровых семейных
отношений, где есть любовь между родителями, а также
иерархия и соподчиненность. Наталья Соколова в своей книге
«Под кровом Всевышнего» вспоминает, как ее
дети играли в церковь, совершали таинства, даже отпевали
кого-нибудь из участников игры. У них были свои игрушечные
облачения и утварь. Родители не возбраняли эти игры,
интересно, что все сыновья автора позже стали
священниками.

Психологи отмечают характерные черты дошкольного возраста:
целостность мировоззрения, стремление к порядку,
возникновение этических понятий «хорошо» и
«плохо», преобладание обдуманных действий над
импульсивными, возникновение личного сознания и понимания
своего места в системе отношений со взрослыми.

Для воспитания это благодатное время. Ребенок легко
усваивает нормы поведения, понятия. Для него хорошо то,
что делают родители, и хорошо, потому что именно они это
делают. Одна моя знакомая девочка Маша пяти лет всегда
читает молитву перед едой и крестит ее. Так происходит в
любом месте: дома, в гостях или в кафе. Дома так принято.
Для нее это совершенно нормально, более того, в ее
возрасте очень важен порядок. Если Маше сказать, что
сейчас молиться не надо, она очень расстроится, потому как
«неправильно».

Читайте также:  Антигрипин ребенку 3 года

Особенности духовного развития

Дошкольный возраст обладает поразительной глубиной
духовной жизни. По мнению протоиерея Василия Зеньковского,
«раннее детство (от года до 5,5–7 лет) дает
парадоксальную картину сочетания духовного богатства и
медленно возрастающей силы эмпирической психики».
Ребенок в этом возрасте обладает «наивной
целостностью детской души», «удивительным
мистицизмом, духовной чуткостью к горнему миру».
«В раннем детстве дитя уже свободно, но еще не
ответственно – это как бы прообраз святости».

Дети на службе в храме
Дети на службе в храме

    

Ребенок задает множество вопросов, нужно просто и открыто
говорить о Боге. Важно, чтобы объяснения действительно
были истиной, пусть и на доступном ребенку уровне.
«Естественность и искренность дети чувствуют гораздо
сильнее, чем кто бы то ни было, – пишет архимандрит
Киприан (Керн). – Фальшивый тон поэтому создаст
только неправильный подход к душе ребенка. Священник в
особенности должен воздействовать на ребенка
непосредственно, без излишних рассуждений и
отвлеченностей».

Нередко можно заметить такую картину: мама или бабушка
приносят ребенка к Причастию, а тот упрямится,
отворачивается. Тогда они его уговаривают: «Скушай,
деточка, сладкую водичку». Это ложь, которая
доносится до ребенка под видом «благих»
намерений.

Для ребенка естественно, что в этой маленькой ложечке
– Сам Христос. И малышу нужно об этом рассказать.
«Господь сотворил наш мир», «Бог всех
нас любит», «нам нужно причащаться, чтобы быть
с Ним». С другой стороны, не нужно вдаваться в
излишние рассуждения. То, что Господь сотворил людей и
Ангелов, ребенку понятно, а как это соотносится с
«теорией большого взрыва» и «теорией
эволюции» – он может узнать и позже.

Религиозность ребенка глубока и естественна:
«…Смысловая основа мира, источник светоносных
излучений есть Существо, Верховное и Благое, – это
не требует доказательства для ребенка: необходимо лишь
оформить то, что заключено в означенной интуиции.
Религиозные категории, столь глубокие и иерархически столь
богатые и насыщенные, не требуют для детского сознания
никаких усилий при их оформлении» (В.В.
Зеньковский).

Детские грехи

У родителей распространено мнение, что дети до семи лет
безгрешны, этакие «ангелочки». И потому они
очень удивляются, когда видят своего
«ангелочка» дерущимся, ругающимся и совершенно
не слушающимся маму. Как же так? Действительно, в практике
Православной Церкви ребенок до семи лет не приступает к
таинству исповеди, то есть не кается в своих грехах. Это
объясняется тем, что у него еще нет в полной мере
ответственности, но это не означает, что у него нет
грехов. Святитель Феофан Затворник пишет: «Когда
будет возрастать и усиливаться в них тяготение к Богу и
увлекать вслед за собою силы, в то же самое время и
живущий в них грех не дремлет, а усиливается завладеть
теми же силами. Неизбежное следствие этого – брань
внутренняя. Так как дети не способны ее вести сами, то
место их разумно заменяют родители. Но как она должна быть
ведена все же силами детей, то родители строго должны
блюсти начатки их пробуждения». То есть задача
родителей – научить ребенка бороться со своими
грехами. Не самим подавлять их проявления, но помочь
ребенку понять, что с ним происходит, и своими детскими
силами побороть грех. Из воспоминаний Натальи Соколовой:
«Первым злым чувством, появившимся безотчетно в моей
детской душе, была ревность и неприязнь к младшему брату
Сереже, который был моложе меня на два года. В три года я
никак не могла понять, почему Сережу носят на руках,
кормят с ложки, а я должна кушать сама, должна давать
брату мои игрушки, должна терпеть его плач. Что я делала,
я не помню, но помню, что мама повышала на меня голос,
что-то строго мне выговаривала, подолгу за что-то меня
отчитывала, даже шлепала, но всем этим я была очень
довольна, не плакала, но радовалась тому, что сумела
обратить на себя внимание и отвлечь маму от Сережи. Смысл
слов мамы до меня не доходил. Только когда мама меня
отстраняла, не желая меня ласкать, я начинала горько и
безутешно рыдать. Тут приходил папа, брал меня на руки и
утешал меня с бесконечным терпением и любовью».

Иерей Иоанн Федоров
Иерей Иоанн Федоров

    

Как утешить ребенка в такой ситуации, в общем-то понятно
– ему требуется внимание и любовь. А вот как
объяснить, что тот поступает плохо, грешит? Мне кажется,
что это следует делать постепенно. Если родители
планомерно показывают ребенку, что такие-то поступки
являются грехом, стараются объяснить, почему это грех, что
его поступок «обижает Бога», «делает
плохо другому человеку», то ребенок постепенно сам
начинает это осознавать и стараться избегать греха.

Детская молитва

«Детей не столько нужно учить молиться, как молиться
вместе с ними, атмосфера молитвы сильнее всего действует
на их душу. При этом совершенно непедагогично и религиозно
неправильно воспитывать в детях молитвенный
утилитаризм» (В.В. Зеньковский). Важно прививать
ребенку сыновью любовь и благоговение к Богу, а не
юридические отношения. «Молитва для детей
естественно проста – они с совершенной легкостью,
какая уже почти не замечается у взрослых, молятся за всех
людей, иногда даже за животных… Не отрицая легкости
молитвенного общения ребенка с Богом и, следовательно,
желательности развития ребенка в этом направлении, нужно
использовать также ритуальный материал и учитывать
важность роли образов в религиозном созревании
ребенка» (В.В. Зеньковский). Богослужение, святые
образы, рассказы из жизни Спасителя, Божией Матери и
святых близки и понятны детям, они помогают связать
глубинные религиозные понятия непосредственно с самим
ребенком. Лучшее место для научения ребенка молитве
– молитва семейная. Его постепенно нужно вводить в
молитвенное правило родителей. Соответственно с его силами
прочитывать вместе несколько молитв, со временем давать
ему читать некоторые из них. Во многих семьях дети любят
петь молитвы с родителями. Так же нужно учить ребенка
молиться своими словами, выражать свою благодарность,
просьбы Богу.

Читайте также:  Какой вид спорта выбрать ребенку в 3 года

Еще одно чувство, которое важно заложить в детстве –
это благоговение. По мнению протоиерея Глеба Каледы,
«благоговение перед святыней зарождается,
закладывается прежде всего в семье, в детском возрасте.
Утраченное чувство благоговения очень трудно
восстановить». Благоговение, как и другие
добродетели, закладываются родительским примером. Причем
не только к Богу. Если мама благоговейно молится, но в то
же время позволяет себе неуважительно относиться к мужу,
упрекать и при всех осуждать какие-либо его недостатки,
ребенок, скорее всего, вынесет из этого отрицательный
урок. Трепетное отношение друг ко другу, к Богу, к
богослужению – залог успешного духовного воспитания
ребенка. Родителям важно быть единодушными в плане
собственной духовной жизни и в плане воспитания.

В заключение еще раз вспомним главный педагогический
инструмент правильного воспитания ребенка в дошкольном
возрасте – личный пример. Из надгробного слова
Григория Богослова о святителе Василии Великом:
«Первый возраст Васильев, под руководством великого
отца, повит был пеленами и образован в лучшее и чистейшее
создание. Итак, благодетельно было для Василия, что он
дома имел образец добродетели, на который взирая, скоро
стал совершенным. Он с ревностью молодого коня стремился
за отцом и не отставал в высоких порывах добродетели, но
как бы в рисунке (если угодно другое сравнение) проявлял
будущую красоту добродетели и до наступления времени
строгой жизни предначертывал, что нужно для сея
жизни».

Источник

Первые шаги малыша к взрослению неизменно радуют родителей. Сам ест, сам одевается, может уже и поиграть без взрослых… Но ближе к третьему дню рождения картина резко меняется. Появляются странные симптомы — упрямство, злость, истерики. Пугаться не стоит! Кризисный этап проходят все трёхлетние дети. Главное, чтобы папа и мама знали, какие воспитательные стратегии применять в это время.

Особенности психологии трёхлетнего малыша

Возрастной промежуток между 2 и 3 годами — ступенька, ведущая из младенчества в детство. В организме крохи происходят серьёзные физиологические изменения — заканчивается формирование коры головного мозга, становится более крепкой костно-мышечная система. Это открывает возможности для уверенных движений, позволяющих исследовать мир.

Кризис у ребенка 3 лет часто проявляется в виде капризов и истерик

Малыш уже умеет подниматься и спускаться по ступенькам, открывать ящики шкафов, быстро бегать и пинать мяч ногами. Активно развивается речь — отдельные слова складываются в предложения. Вчерашний несмышлёныш научился выражать свои желания словами и стремится общаться со всеми окружающими. Пытаясь понять устройство окружающего мира, он пристаёт к родителям с бесчисленными: «Почему?».

Изменения затрагивают и социально-эмоциональную сферу ребёнка — он отчасти понимает чувства других людей, иногда умеет сдерживать свои эмоции.

Шире становится круг общения. Кроха охотно играет с ровесниками. Своё стремление влиться в социум он выражает, имитируя поведение взрослых.

При всём прогрессе мышление малыша остаётся недостаточно развитым. Большинство действий происходит импульсивно, нет контроля над желаниями, реальный мир не отделяется от фантазий. Стремление быть самостоятельной личностью вступает в противоречие с особенностями нейропсихологии, что приводит к внутреннему конфликту.

Симптомы кризисных изменений в поведении

На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.

Чтобы уменьшить негативные симптомы кризиса, нужно больше общаться с ребенком

Вот ещё 5 характерных симптомов:

  • Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
  • Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
  • Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
  • Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
  • Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
  • Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.

Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.

Причины поведенческих нарушений

С развитием физических и умственных навыков приходит осознание собственного «Я» как личности, отдельной от взрослых. Пытаясь доказать это, дети не осознают своей зависимости от родителей, необходимости следовать семейным и социальным установкам. Конфликты принимают особенно острый характер из-за повышенной эмоциональности малыша, его неумения сдерживать гнев, ревность, обиду.

Читайте также:  Как снять спазм у ребенка 3 года

К расстройствам поведения приводит ещё ряд факторов:

  • Неумение сформулировать свои желания. Дети часто злятся на родителей за то, что те не могут угадать их мысли.
  • Непонимание устройства мира. Кроха ещё не видит разницы между живыми и неживыми объектами. Явления природы и предметы обихода могут вызвать у него ярость.
  • Отсутствие социального опыта. Поступки людей в детском представлении разделяются на «плохие» и «хорошие». Все действия окружающих расцениваются с собственной точки зрения — мама не дала конфет, потому что она жадная, папа ругается, потому что он злой.
  • Неспособность отличать реальное от воображаемого. Все непонятные для него вещи ребёнок объясняет собственными выдумками.
  • Стремление подражать плохому. Копируя действия взрослых или ровесников, малыш отдаёт предпочтение дурным поступкам, потому что они вызывают больше эмоций.

Причинами негативизма нередко становятся неправильное поведение родителей. Авторитарная семья, в которой ограничивается детская инициатива, скорее столкнётся с истериками и конфликтами.

Кризисная фаза протекает острее, если родители злоупотребляют запретами и наказаниями, превышают границы контроля и опеки. Несогласованность требований старших членов семьи также вызывает непонимание и протест у детей.

Длительность кризисного периода

Современная нейропсихология не даёт чётких границ сложного этапа в жизни малыша. Начало зависит от уровня физического, умственного и эмоционального развития. Большинство здоровых ребятишек вступают в «полосу упрямства» во второй половине третьего года жизни. Уже в возрасте 3,5 года поведение становится стабильным, истерики и приступы негативизма прекращаются.

Проявление кризиса у ребенка 3 лет — естественное явление в развитии детской психики. Оно необходимо для формирования таких свойств характера, как независимость, целеустремлённость и гордость. У малышей со спокойным темпераментом переход от младенчества к детству может пройти гладко, без заметных конфликтов.

Как пережить трудный период

Главное условие, которое должны соблюдать родители — сохранять спокойствие. Очень сложно быть выдержанным и уравновешенным, когда любимое чадо постоянно закатывает истерики. Но крики и наказания не помогут справиться с маленьким упрямцем, а лишь усилят конфликт.

Узнав, в чём причины детского кризиса, вам будет легче ему помочь пережить этот период

Лучше использовать способы воздействия, понятные и приемлемые для малыша — положительные стимулы, связанные с лакомствами и игрушками. Мама может сказать: «Я дам тебе вкусный сок, если ты доешь котлету». Хороший эффект дают игровые моменты, ассоциации с героями сказок и мультфильмов: «Знаешь, мне звонили Фиксики! Они попросили тебя лечь спать пораньше».

Если кроха настаивает на самостоятельности, стоит предоставить ему некоторую свободу. Пусть попробует надеть обувь или застегнуть куртку без помощи взрослых. Родители должны предложить свои услуги, только когда без этого не обойтись.

Преодолеть кризисный этап поможет ряд рекомендаций:

  • Отвлекать внимание малыша на что-нибудь интересное.
  • Не демонстрировать собственного гнева, ярости, бессилия.
  • При проявлении упрямства искать компромисс, который удовлетворит ребёнка.
  • Избегать криков и наказаний.
  • Дать право выбора игрушек, одежды, развлечений.
  • Не использовать запугиваний различными бедствиями и страшными существами.
  • Выработать общую тактику воспитания, которой должны следовать все взрослые члены семьи.
  • Игнорировать истерики — в любое время, в любой ситуации.

Рекомендации необходимо соблюдать последовательно, в течение длительного времени. Положительный результат наступит не сразу — и ребёнку, и родителям требуется время, чтобы приспособиться к новому возрастному этапу.

Как реагировать на детскую истерику

Наиболее неприятное проявление «периода упрямства» — истерический припадок. Он может произойти где угодно — от семейной кухни до автобусной остановки. Громкие рыдания и крики выражают возмущение, гнев, разочарование.

Родителям не стоит нервничать или ругаться. Помните, истерика устраивается для зрителя — чтобы получить ласку, внимание, желаемую вещь. Отойдите или отвернитесь от ребенка, не обращайте внимания на его выходки, и он успокоится. Когда это случится, продолжите разговаривать с малышом или уведите его оттуда, где началась истерика. Перемена места часто оказывает успокаивающее действие.

Эмоциональный приступ, вызванный упрямством, можно прекратить, отвлекая внимание малыша. Детская психология восприимчива к объектам, способным влиять на воображение — игрушкам, ярким картинкам, песенкам.

Важно сохранять спокойный, доброжелательный тон, как бы трудно это не было. Раздражённый тон и крики родителей взвинчивают детей ещё сильнее, превращая приступ упрямства в буйную истерику.

Когда требуется помощь психолога

Поведенческие изменения 3-го года жизни постепенно сходят на нет. С развитием мышления малыш находит мирные способы для выражения своей индивидуальности. Однако есть случаи, когда необходима помощь специалиста. В их числе:

  • Необъяснимые страхи. Малыш впадает в истерику во время грозы, встречи с животными или незнакомыми людьми.
  • Агрессивность. Жестокость по отношению к сверстникам или домашним питомцам, драчливость, намеренная порча игрушек, одежды.
  • Повышенная активность. Неусидчивость, неумение сосредоточиться, стремление постоянно двигаться, производить шум.
  • Медленное развитие речи. Отсутствие фразовых форм, словарный запас менее 20 слов.

В подобных случаях следует показать малыша детскому психологу для тестирования и определения методов коррекции.

Мудрые и сдержанные папы и мамы способны самостоятельно преодолеть кризисный этап в жизни малыша. Если же взрослые теряют контроль над ситуацией, поможет специальная консультация для родителей в психологическом центре.

Также рекомендуем почитать: герпес 6 типа у детей

Источник