Сепарация ребенка в 3 года

Сепарация ребенка в 3 года thumbnail

ребенок на руках к мамы прижался
Очень многие родители замечают, что в районе полугода или чуть позже их ребенка словно подменили: он вдруг начал плакать по поводу и без, виснуть на маме, беспричинно капризничать, отказываться от укладывания и даже еды.

Чем я успела так испортить ребенка? Это, наверное, самая распространенная мысль мам в этот период. На самом деле, ничего сверхъестественного не происходит и, скорее всего, вы столкнулись с первым кризисом сепарации.

Что такое кризис сепарации?

Маленький человек не просто растет физически, он постоянно развивается психологически и интеллектуально.

Где-то в районе полугода (но чаще на пару месяцев позже) малыш панически начинает бояться оставаться без мамы. Не в одиночестве, а именно без мамы. У ребенка начался кризис сепарации. Что это?

На этом этапе вашему ребенку приходит первое понимание того, что он и мама — два отдельных создания.

Он уже умеет сидеть, ползать, брать предметы, привлекать внимание, выражать какие-то просьбы. Он это делает сам, а не мама за него.

Читайте интересную статью Развитие ребенка по месяцам до года>>>

А мама может оставить его в кроватке и делать другие дела. Без него, не занимаясь малышом, который раньше чувствовал себя неотделимой частью мамы (начиная еще с внутриутробного периода).

У него нет возможности видеть, где находится мама. У него нет понятия времени и представления, когда мама вернется.

Отсюда первый самый страшный страх: а вернется ли? Покормит ли? Приласкает? Возьмет на ручки?

Важно! Все эти маленькие моменты — основа стабильности и защищенности ребеночка. И обеспечивает их именно мама.

А значит, он теперь чувствует себя беззащитным перед огромным неизведанным миром, в котором сам еще так многого не умеет.

Сложность заключается еще и в том, что период сепарации может совпасть с кризисом сна, когда маленький человечек начинает понимать, что сон — это состояние, когда он не видит и не знает, что происходит вокруг.

Время темноты и неведения, без мамы… А как я вернусь из сна? А если не вернусь? Кто меня возвращает из него, и как это происходит? Примерно такие муки переживает малыш в это время.

Читайте также Ребенок боится спать один>>>

Кризис сепарации возможен уже с 6 месяцев. Главная задача мамы на этом этапе — свести к минимуму ситуации расставания и показывать ребенку свою надежность, любовь и стабильность.

Подробнее об этом и других моментах развития ребенка до года смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: развитие и воспитание ребёнка до года>>>

Основные симптомы кризиса сепарации (разделения)

Выразить свои эмоции, переживания, адекватно для окружающих детям сложно и в возрасте 3-4 лет. Что говорить о детках до года.  Поэтому они подают нам имеющиеся в их арсенале сигналы, говорящие о «сбое в системе»:

  • не хотят укладываться спать;
  • отказываются кушать, переодеваться, купаться, играть в любимые игры;
  • просыпаются по ночам (читайте полезную статью Ребенок в 10 месяцев плохо спит ночью).

Но первый кризис сепарации, наступающий в среднем в 8 месяцев, помимо этого, имеет и свои конкретные признаки, говорящие именно о страхе лишиться мамы:

  1. Ребенок не дает вам отойти и на шаг, виснет на ваших руках, одежде.
  2. Отрывается от вас с громким плачем.
  3. Демонстративно боится и отвергает внимание окружающих. Причем это касается даже знакомых и близких людей: бабушек и дедушек. Иногда в игнорирование идет даже папа.
  4. Постоянно требует внимания, причем именно маминого.

Как пережить кризис с минимальными потерями?

Самое главное сейчас для вас — показать своему маленькому ребенку, что вы не исчезаете вникуда и не бросаете его насовсем. Как это сделать:

  • Играйте в прятки. Спрячьтесь, чтобы малыш видел, куда именно, а затем восторженно и радостно «найдитесь».
  • Отлучайтесь на несколько минут в соседнюю комнату, разговаривая с ним. Пусть слышит маму рядом. Затем радостно возвращайтесь.
  • Не прекращайте общение ребёнка с бабушками и дедушками. Только пусть в эти моменты ребенок находится у вас на руках. Давайте ребенка на ручки близким людям только когда вы видите явное желание ребенка.
  • При малейшем дискомфорте или плаче ребенка на руках у других — забирайте ребенка.
  • Оставляя ребеночка с кем-то, всегда прощайтесь: поцелуйте, крепко обнимите, улыбнитесь и уходите.
Читайте также:  В 3 года у ребенка слов

Подробнее о маминых отлучках, как правильно их организовать, зачем они нужны, смотрите в интернет-курсе Мама, не уходи! — курс о том, как расставаться с ребенком без слез и капризов.

  • Если кризис сепарации произошел в 9 месяцев, когда ребенок уже ползает — старайтесь, чтобы ребенок был рядом с вами, и не уползал от вас далеко. Будьте в зоне его видимости.
  • Максимально посвящайте своему малышу время перед укладыванием на ночь: играйте в спокойные игры, как можно больше обнимайтесь, разговаривайте, пойте.
  • Внести стабильность, избавить от страха сна помогут ритуалы на сон, о которых я не устаю вам напоминать.

Подробнее о налаживании сна ребенка, сокращении ночных кормлений и выстраивании правильного режима дня, смотрите в интернет-курсе по сну для детей от 6 месяцев до 4 лет Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>

Не навредите

Если вы относите себя к тревожным, мнительным мамочкам, то будьте осторожны.

Важно! В период кризиса сепарации вы рискуете навредить своей дочке или сыночку — либо еще больше укрепить этот страх, либо пойти на поводу у ребенка, тогда все закончится появлением у него вредных привычек.

Чего же НЕ надо делать:

  1. Игнорировать испуганный плач.

Если мама не поможет, когда это очень нужно, значит, она не любит, значит, может бросить. Читайте интересную статью Как реагировать на детские слезы>>>

  1. Бросать малыша с другими людьми, не попрощавшись.

Если вы ускользаете, пока он чем-то отвлечен (чтобы избежать слез), обнаружив пропажу, малыш решит, что мама просто исчезла, растворилась. То есть, страхи подтверждаются: мама может пропасть!

  1. Уходя, не показывайте своей тревоги, расстройства.

Они обязательно передадутся ребенку. Не возвращайтесь по 10 раз, чтобы снова и снова успокоить плачущего малыша.

Кстати. Второй этап кризиса сепарации приходится на время с 1 года до 2 лет. Ребенок уже в состоянии понимать обращенные к нему фразы.

Поэтому уходя, всегда объясняйте в доступной ему категории, когда вернетесь обратно (например, когда ты поспишь и покушаешь супчика).

И еще. Кризис — не время для новшеств. Группы раннего развития, плавание, новая няня — эти перемены лучше сдвинуть на попозже, иначе стресс от них наложится на кризисный этап.

Задача мамы в период сепарационного кризиса — максимально смягчить страхи, но не занянчивать ребенка, давая повод для манипуляций. Золотая середина — всему голова!

Ну а если не справляетесь, возникают неразрешимые вопросы — пишите, найдем решение вместе!

Читайте также:

  • Нормы сна детей до года
  • Как отучить ребенка от рук?
  • Когда ребенок начинает ползать?

Источник

Осень — пора всех начал. Первый раз в первый класс мы идём 1 сентября.

И в детский садик малыши тоже впервые входят 1 сентября.

1 сентября — очень ответственный праздничный день. Мамы и папы начинают готовиться к нему заранее — закупают канцтовары, портфели, учебные материалы, форму, а также ищут хорошую школу, детский сад, педагога.

Не забыть бы в этой суете про малыша!

Именно ему предстоит впервые переступить порог садика, где он встретит незнакомых ему маленьких и больших людей. В сравнении — это равносильно походу взрослого человека в неизведанные места. Волнительно, тревожно и местами страшно… Что ожидает там? Какие люди встретятся? Как примут чужестранца?

Многие родители начинают готовить своих детишек к вступлению в коллектив с очень раннего возраста. Клубы раннего развития, например, Монтессори подхода, организуют группы для малышей и их мам с 8 месяцев.

Отмечу, что это прекрасная идея для реализации постепенного приспособления ребёнка к коллективу сверстников и наставникам, кроме мамы и папы.

Необязательно бежать в подобные группы, как только ребёнку исполнилось 8 месяцев. Пусть окрепнет его опорно-двигательный аппарат, чтобы малыш имел больший диапазон действий в пространстве. Пусть установится и укрепится привычный для малыша режим дня. Структурированное время и пространство очень важно для ребёнка. После внесения изменений в распорядок дня должно пройти некоторое время, чтобы исчезла тревожность малыша в связи с новым порядком. Новый режим должен закрепиться в реализации, за чем следят родители, и стать привычным для ребёнка. Только так можно вводить новые занятия, в том числе групповые. Постепенно и по одному. Критерием готовности к изменениям можно считать согласие ребёнка выполнять установленный распорядок без лишних слез и истерик. Когда малыш с удовольствием совершает ежедневные обряды (подъем, умывание, завтрак, прогулки, общение…), значит, его нервная система справляется с этой нагрузкой, и можно добавить что-то ещё.

Читайте также:  Документы на визу для ребенка 3 года

Таким образом, готовить ребёнка к садику можно и нужно с раннего возраста. Законодательно маме разрешено находиться в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им 3 лет.

Но жизненные ситуации у всех разные. Некоторым родителям приходится расставаться с малышами и по достижении ими 1,5 лет — детишек отдают в ясельные группы.

Психологически это очень важное время в жизни маленького человечка. Приблизительно к полутора годам он начинает выходить из симбиотической связи с мамой. В этом возрасте только начинается отделение его от мамы и осознавание себя отдельной личностью, в связи с чем очень болезненно для малыша расставание с мамой на длительное время, например, в яслях.

Ему бы отделиться сначала, а его уже в коллектив отдают! Несепарированного и плохо ощущающего самого себя без мамы. Трагедия!

Если вербализовать ощущения полуторагодовалого малыша при расставании с мамой в яслях, то звучать это будет приблизительно так: «Кто я? Где я?». Потому что для малыша Я — это я и мама, как единое целое. Нет мамы, значит, нет и меня — ребёнка охватывает панический ужас, справиться с которым он иногда не в силах, что может приводить к агрессии, истерикам, компульсиям, тотальному замыканию в своём мире и другим реакциям.

Процесс отделения (сепарации) от мамы занимает период от 1–1,5 до 2,5–3 лет в том случае, если мама или лицо, исполняющее её функции, ведёт себя по отношению к ребёнку наилучшим образом для успешной сепарации.

Главная мысль, с которой я начинала писать статью, заключается в следующем — отдавать ребёнка на длительное время в детские коллективы возможно тогда, когда ребёнок находится на стадии завершения сепарации и научен правильному расставанию, ещё лучше — если он уже сепарировался. Так как законы формирования психики для всех одни, этот момент наступает не ранее 2,5–3 лет.

Успешная сепарация — что это и как стоит вести себя маме?

Сепарация — это процесс. Значит, это последовательное поступательное движение от простого к сложному.

Первое и непременное условия для сепарации возникает уже на стадии переворотов и ползания, когда малыш может сам добраться до интересующего его предмета. Здесь важно — не помогать ему сделать то, что он может сделать сам! Роль родителя — наблюдающая. Прерывать действия, вмешиваться и помогать можно в том случае, если ребёнку угрожает опасность (например, он на краю дивана), и даже здесь сначала уместно вслух предупредить малыша об опасности. Предупреждение не должно содержать страшных фраз типа «а то упадёшь, разобьёшься!«, сказанных с испугом в голосе. Испуг, тревога и прочие эмоции моментально передаются малышу, что делает его неуверенным и всего страшащимся, что приведёт к отказу от совершения новых действий, а значит, ограничит его исследовательский потенциал.

Исследовательская деятельность — это изучение мира предметов малышом всеми органами чувств — языком, руками, носом, ушками, глазками. Только через эту деятельность малыши приобщаются к миру вещей и людей! Её нельзя ограничивать, ей нельзя мешать и вмешиваться без реального повода, это чревато ограничением (замедлением) в развитии ребёнка. На этом этапе важно предоставить ребёнку безопасное пространство для исследований, о чём должны позаботиться взрослые. Взрослые — наблюдатели. Дети очень сообразительны и вполне могут обойтись без подсказок при манипулировании двумя и более предметами — за этим очень интересно просто наблюдать, ко многим привычным нам действиям с предметами малыши приходят сами путём экспериментов. Но на это нужно время, и терпение, и сдержанность в желании помочь или сделать за малыша.

Следующим условием для сепарации становится ходьба. Хождение позволяет ребёнку расширить границы исследуемого мира не только вширь, но и вверх. Он начинает прыгать, лазить и убегать. Убегать и возвращаться. Возвращаться — потому что в первый раз страшно и хочется к маме на ручки.

Здесь важно — отпустить и принять обратно!!! Без трагедии в голосе, лучше вообще без голоса. Просто отпустить (естественно, прежде проверив пространство на безопасность) и наблюдать, находясь в непосредственной близости. Предупредить об опасности, если таковая имеется — это не значит напугать сломанной головой, это значит указать малышу на нечто новое и ему пока неизвестное.

Просто принять — когда ребёнок решил вернуться. Дети очень тактильны — простого объятия достаточно в этом случае, если малыш не требует большего.

Все очень просто — отпустить и принять! Но как много связано с этими процессами эмоций и чувств у мамы. Здесь и лёгкая тревога, и испуг, и даже страх потерять ребёнка. Лёгкое беспокойство — это признак осторожности и ответственности за судьбу ребёнка. Как и положено родителю. С более тяжёлыми интенсивными эмоциями, вероятно, стоит разбираться отдельно. Нельзя ругать — ребёнок не понимает, что мама ругает, потому что боится за него; ему кажется, что ругают за его желание изучить новое и попробовать свои силы. Ругая ребёнка за «побег», мама взращивает в малыше чувство вины за свой собственный страх. На мой взгляд, ребёнок не в ответе за мамины чувства. И мама не должна возлагать вину или ответственность («Ты хочешь, что у меня был инфаркт?!!») за свои чувства на малыша.

Читайте также:  Ребенок 3 года после еды икает

Именно с материнскими эмоциями связаны эмоциональные реакции ребёнка на любые его действия. Если мать испугана тем, что малыш полез на горку, и вербализует свой страх, то испуг передаётся малышу — он ещё не знает, чего ему бояться, но уже боится.

Для выполнения любого действия достаточно того моторного возбуждения, связанного с исследовательским интересом, которое имеется у самого ребёнка. И только от мамы зависит, во что превратится это возбуждение — в радость от изучения нового или в страх перед новым. Эта реакция всенепременно закрепится в подсознании малыша. И он будет её выдавать каждый раз при столкновении с новым. Несложно представить, сколько всего нового для маленького человечка в огромном мире, и что он будет чувствовать каждый раз, с ним соприкасаясь. И самое важное — останется ли у малыша интерес к изучению нового, если он заведомо «знает» (его так мама научила), что это опасно. В этом месте стоит вспомнить всех детей школьного возраста, которым ничего не интересно…

Речь — одно из условий отделения от мамы. Речь позволяет ребёнку расширить границы общения — общаться не только с мамой и родственниками, понимающими мимику и жесты малыша, но и с другими людьми за пределами дома. Ребёнок очень быстро узнает выгоды вербального общения — его лучше понимают, он может общаться на равных со старшими детьми, играть с ними, что укрепляет уверенность в собственных силах и самостоятельность.

Речь развивается параллельно с моторной сферой. Многие родители уже знают, что развитие мелкой моторики (действия пальчиками с небольшими предметами) способствует в том числе развитию центров головного мозга, ответственных за распознавание речи и её воспроизведение. Таким образом, исследовательская деятельность является ведущей для малышей 1–3 лет, в том числе как условие для развития речи наряду с вербальным представлением (описанием) мира родителями.

Возраст 1–3 лет — это также возраст «приучения к горшку» или становления гигиенических навыков. Это очень важная тема! И опять — это всё про сепарацию. Категорически нельзя стыдить за мокрые штанишки! Поскольку это испражнения собственного тела, когда ребёнка стыдят, ему кажется, что его стыдят за то, что он в принципе писает и какает. Каково это?

Когда ребёнок самостоятельно ходит на горшок (есть такие, кто его ещё и выливает сам!) и умеет иногда перетерпеть (его не стыдили, его научили, что надо добежать до горшка), он чувствует, что может контролировать своё тело. Сам. Это архиважная веха в истории маленького человека, поскольку изучение собственного тела — тоже исследовательская деятельность, а если малыш ещё и научился контролировать его и управлять им — это супердостижение, придающее уверенности в собственных силах. Теперь ему не нужна мама, чтобы сменить подгузник и вымыть попу! Он может ходить и в чужой туалет, в том числе в детском садике. Это дарит ребёнку свободу, снимает детское ограничение и, конечно, способствует большей независимости от мамы.

С точки зрения эмоций результатом сепарации можно считать отсутствие у ребёнка страха перед новым (предметом, ситуацией, местом, человеком), желание и готовность соприкоснуться с новым без помощи мамы (папы), способность выдерживать и оставаться в новых ситуациях длительное время без помощи мамы, способность самому себе оказать помощь (например, обратившись за ней к другому взрослому).

Сепарируя от себя ребёнка, мать взращивает самостоятельную независимую личность, имеющую опору в самом себе. Даже 3-летние детки могут вполне самостоятельно вести беседу с незнакомым воспитателем детского сада, могут объяснить, что им хочется. Важно — чтобы не было страха это делать!

Имеющий гигиенические навыки, любознательный малыш с успешным опытом «побегов и возвращений» не испытывает при вступлении в детсадовскую жизнь особых страхов. И с интересом будет изучать мир и там.

Но даже такому малышу иногда не хватает ресурсов, чтобы принять сразу все порядки садика. И психологически он может регрессировать в более ранний возраст, то есть вернуться к старым реакциям (к маме на ручки, сосать палец и пр.). Здесь стоит ребёнка принять и утешить, понаблюдать — через какое-то время, у каждого своё, малыш восстановится, примет новые порядки, и привыкнет, и далее, уже в известном безопасном для него пространстве, начнёт воспринимать и программу обучения.

Мамам иногда очень не хочется отпускать от себя детей, они делают всё возможное, чтобы сделать ребёнка беспомощным и зависимым от себя, и очень удивляются впоследствии, наблюдая, как несамостоятельны и требовательны их дети во взрослой жизни.

Приучение к самостоятельности в мыслях и поступках начинается с очень раннего возраста, с 1,5 лет, и очень важно не пропустить это время.

Источник