Сенсорные реакции ребенка 2 года
Развитие ребенка в 2 года, по сравнению с первым годом жизни, незначительно замедляется, но все равно остается на высоком уровне. Это очень важный возраст не только для малыша, но и для его родителей. В этот период наблюдаются высокие темпы развития не только физического, но и нервно-психического, эмоционального. Повышается уровень развития координации движений, речи и мелкой моторики детей.
Ребенок становится более общительным и эмоциональным, появляется способность радоваться, огорчатся и сопереживать. Малыша очень увлекают игры, короткие сказки, стишки, книги с иллюстрациями. Именно в это время ребенок начинает познавать себя и окружающий мир осознанно. Существует мнение, что навыки и опыт, приобретенные именно в период с 2х до 3х лет, оказывают основное влияние на становление личности и характера человека.
Физическое развитие
Отечественные педиатры дают такие рамки физического развития:
- вес мальчиков: 11-14,5 кг;
- вес девочек: 10,8-14,0 кг;
- рост мальчиков: 83,5-93,0 см;
- рост девочек: 84,0-90,4 см.
Дети двух лет очень подвижны: они любят бегать, прыгать, их не страшат никакие препятствия или синяки и ссадины. Малыш с легкостью преодолевает невысокую преграду (около 15 см), перешагивая ее, и ходит по ступенькам вверх-вниз. У детей в этом возрасте достаточно силы и умения для того, чтобы одеваться без посторонней помощи, самостоятельно кушать ложкой, залезть на возвышение и спрыгнуть вниз. Такое проявление самостоятельности нужно всячески поощрять, ведь именно так в ребенке появляются уверенность в себе и в своих силах.
Психомоторика
Ребенок двух лет учится точному, целенаправленному выполнению движений и методом проб и ошибок познает возможности своего тела. Это период активного изучения окружающего мира и освоения все новых и новых видов деятельности. В двухлетнем возрасте ребенок делает огромный скачок в моторном и речевом развитии, который повлияет на его дальнейшие способности к обучению, интеллектуальному и физическому труду. Грамотный родитель не должен упустить этот момент, ведь именно сейчас малыш нуждается в особом внимании.
Оценка психомоторного развития детей осуществляется по таким критериям:
- Моторика – целенаправленная манипулятивная деятельность ребенка.
- Сенсорные реакции – формирование соответствующих реакций на свет, звук, прикосновения, боль.
- Речевое развитие – это, собственно, способность разговаривать и понимание речи. Имеет зависимость от мелкой моторики.
- Психическое развитие – положительные и отрицательные эмоции, становление социального возраста.
- Навыки – это то, как ребенок решает возникающие перед ним стереотипные задачи.
Крупная и мелкая моторика
Роль крупной моторики заключается в перемещении тела и его частей (бег, ходьба).
Так что должен уметь ребенок двух лет?
- бегать;
- прыгать (на одной и двух ногах, вертикально вверх и через препятствия до 15 см);
- ходить по лестнице, поочередно переставляя ноги;
- ходить задом и боком;
- бить мяч ногой и подбрасывать его руками;
- сохранять равновесие, стоя на одной ноге.
Задачей мелкой моторики являются точные и координированные движения рук, а точнее – кистей. Выполняются они под контролем зрения, с помощью которого и корректируются. Ребёнок двух лет должен уметь:
- рисовать линии;
- осторожно листать страницы книги;
- строить башенку из крупных кубиков.
Роль мелкой моторики очень важна в развитии ребенка. Ученые установили, что речевой центр головного мозга находится в непосредственной близости к зоне, отвечающей за движения кистей рук. Это объясняет то, что стимуляция мелкой моторики приводит к развитию речи у малыша. Для этой цели можно использовать пластилин для детей, пазлы, конструкторы, пальчиковые краски. Также можно массировать кисти и выполнять специальные упражнения.
Сенсорные реакции
Ребенок 2 лет способен различать несколько (4-6) основных цветов, может называть их, подбирать или показывать. Он должен уметь ориентироваться в формах (круглая, квадратная), различать вес (легкая, тяжелая), температуру (холодное, теплое) и консистенцию (мягкое, твердое).
По примеру может складывать геометрические фигуры, должен уметь называть их самостоятельно. В этом возрасте малыш может собрать пирамидку из колец, нанизывая их на стержень. Сначала он будет это делать не по порядку, но если Вы ему покажете, то он быстро научится делать это правильно. Рассматривает книги, знает названия животных и растений, изображенных в них, может по памяти декларировать стишки на определенных страницах. Сенсорные тактильные игры стимулируют развитие мелкой моторики.
Речь
- Понимание речи. Малыш 2 лет должен уметь воспринимать и понимать короткие рассказы с простым сюжетом и знакомыми событиями, которым ребенок был свидетелем (вчерашняя прогулка, кто сегодня приходил в гости и прочее), отвечать на вопросы о них. Выполняет чужие поручения (дай, возьми). Знает строение тела и указывает на нужные детали при просьбе (язык, нос, глазик). Родителям важно помнить, что изучение речи происходит по их примеру. Для ее развития нужно разговаривать с ребенком, читать вслух книги. Из этого следует вывод: ни в коем случае нельзя допускать коверканья речи (сюсюкать, шепелявить и прочее), ведь малыш может запомнить слова именно такими. Как следствие – неразборчивость речи, отсутствие определенных букв в словах и проблемы в общении с остальными людьми. При формировании речи у детей нужно проявлять терпение и аккуратность.
- Активная речь. Речь малыша усложняется (до 200-300 слов в лексике) – он должен уметь говорить более сложными предложениями, использовать подчиненные предложения. Рассказывает стишки по памяти, задает вопросы, рассказывает истории о разных событиях, называет предметы на картинке. Облегченные слова («ба», вместо бабушка, например) постепенно забываются. Речь очень зависит от развития мелкой моторики, поэтому не стоит забывать о лепке и рисовании.
Психика
Ребенок 2 лет очень эмоциональный, активный и деятельный. Свои эмоции выражает с помощью как речи, так и воплей. У детей в этом возрасте имеется склонность к упрямству и самостоятельности. Часто пытаются подражать взрослым (изображают водителя, «читают» книги) и очень любят привлекать внимание. Малыш может сторониться посторонних людей, прятаться от них. У детей проблемы с концентрацией внимания: их невозможно занять чем-то на длительный срок. С охотой смотрят мультфильмы, разглядывают книги, комментируют увиденное.
Навыки
В возрасте 2 лет ребенок изо всех сил пытается скопировать навыки взрослого человека. Малыш кушает самостоятельно и старается это делать аккуратно. При одевании хочет сам выбирать себе одежду и одеваться. Умываясь, протирает лицо и руки. При просьбе взрослого складывает свои игрушки, одежду, книги по местам и под настроение убирает игровое место. Если взрослый попытается воспротивиться такой «самостоятельности», это может вызвать шквал негативных эмоций и привести к конфликту. Это вполне естественно, ведь таким образом малыш защищает свои интересы. Ребенок в этом возрасте уже демонстрирует свой характер, и к этому нужно относиться с уважением.
Книги для развития
Чтобы совершенствовать развитие малыша, можно воспользоваться некоторыми методическими изданиями:
- Грамотейка (есть для разных возрастов);
- Ожившие буквы;
- Послушный карандаш.
Из сказок отлично подойдут «Рукавичка» и «Теремок», благодаря которым ребенок не только знакомится с животным миром, но и учится воспринимать ролевые действия.
Существует много книг, в которых представлены тексты для дошкольников разного возраста. Обнаружить их можно в любом книжном магазине. Выбирайте на свой вкус и занимайтесь с ребенком!
Источник
Элнара Ханахмедова
Сенсорное развитие детей 2–3 лет
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М. П. Денисова и К. Л. Фигурин, А. И. Бронштейн и Е. П. Петрова, Н. И. Касаткина и А. И. Левикова, М. О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия. Сенсорное развитие ребенка – это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Сенсорныеощущения имеют разное значение для ребенка:
1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.
2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.
3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаза, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности. Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.
Сенсорное развитие и воспитание ребенка 2 – 3 года. У ребенка начинаются накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойства предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. В этом возрасте продолжать знакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.
В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Знакомство с формой и цветом предметов – пирамидки, вкладыши с формами, куб с формами, набор «Грибочки на полянке», лабиринт, развивающий дом, развивающая улитка с формами, домик с вкладыши, рамки- вкладыши с формами. Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно заставить слушать, смотреть, если им не интересно. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, проводя с ними дидактические игры по сенсорному развитию: «Вкладыши», «Посади бабочку», «Разноцветные зонтики», «Разложи палочки по баночкам», «Большой, поменьше, маленький», «Определи на ощупь», «Один – много», «Длинный – короткий», и т. д.
Знакомство с величиной предметов – Матрешки, ведерки (большое, маленькое, кубики, пирамидки, машинки, мячи.
Знакомство с цветами предметов – муляжи «овощи», «фрукты»; детская посуда, мозайки разного размера, конструкторы, шнуровки, машинки, мячи.
Целевые ориентиры сенсорного развития в возрасте 2-3 года
При нормальном развитии сенсорных способностей у детей2-3 лет должны присутствовать следующие навыки и умения:
• выделение нужного предмета из группы по форме, цвету, величине и другим характеристикам;
• нахождение предмета, соответствующего образцу, из 4 различных объектов;
• сортировка предметов по различным характеристикам;
• определение объекта по силуэту или соответствующему цветовому пятну;
• обозначение одного или нескольких сенсорных признаков для каждого известного предмета;
• подбор предметов нужной формы или цвета при необходимости их использования в самостоятельной сюжетной игре.
К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребёнка. Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Большая роль в формировании сенсорной культуры отводится окружающей среде.
Таким образом, сенсорное развитие детейдошкольного возраста включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.
План работы по сенсорному развитию детей 2-3 лет
СЕНТЯБРЬ 1. Адаптация Выявить представления детей о цвете, форме, размере посредством дидактического материала на начало года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития
2. «Наша группа» Знакомство со спальней, группой, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования. Кукла бибабо (Петрушка).
3. «Дети в детском саду» Воспитывать доверительное отношение к детскому саду Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
4. «Продолжать знакомить с дидактическими игрушками» Продолжать знакомить с игровыми пространствами группы Кубики, вкладыши, пирамидки, озвученные игрушки и т. д.
ОКТЯБРЬ
1.«Собираем пирамидку». Упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень. Одноцветная пирамидка из 3-5 колец
2. «Домик с большими и маленькими окошками». Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький, такой, не такой) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».
3. «Прыг – скок по дорожке».Закрепление знания цветов: красный, синий. Картонная дорожка 40 см длиной и 10 см шириной, а также полоски красного, синего цветов шириной 4 см, игрушки.
4. «Познакомить с кругом». Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты кругов (больших и маленьких)
5. «Какого цвета водичка». Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага, трафарет воздушного шарика.
6. «Угадай, что звенит». Учить по звучанию, называть предмет Колокольчики
7.«Разложи шарики». Развивать у детей восприятие предметов шарообразной формы, 2-х цветов (красный, синий) Шары разного цвета (красный, синий)
8. «Цветные машинки» Формировать у детей восприятие цветных предметов, выполнять действие с предметами, подбирать однородные предметы Три – четыре одноцветные машины разной величины (красный, синий)
НОЯБРЬ
1. «Какая машина уедет дальше» Организовать игру с машинками одного цвета, чтобы выяснить, какая машинка самая быстрая. 2 машинки цветные машинки (красный, синий)
2.«Познакомить с квадратом». Познакомить детей с геометрической фигурой- квадратом. Геометрические фигуры- квадраты
3. «Угости маленького и большого зайца морковкой». Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине. Игрушечные зайцы (большой и маленький) и морковка (большая и маленькая).
4. «Домик с большими и маленькими окошками» Формировать внимание детей на величину предметов (большой, маленький) Силуэты окошек – дидактические картинка «Домик с маленькими большими окошками».
5.«Домик с круглыми и квадратными окошками» Формировать у детей умение чередовать предметы по величине. Силуэты круга, квадрата (больших и маленьких, дидактические картинка «Домик с круглыми и квадратными окошками»
6. «Найди такую же» Формировать умение находить одинаковые предметы Мячи, машинки и т. д.
7.«Найди пару». Учить детей узнавать и правильно находить пару из плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра «Геометрическое лото».
ДЕКАБРЬ
1.«Волшебный контейнер». Учить детей выполнять задание правильно, развивать мелкую моторику рук. Контейнер с фасолью, горохом
2.«Шарики». Учить детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. Шарики основных цветов.
3.«Подбери по форме».Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат. Блоки-вкладыши на каждого ребёнка.
4.Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) Развивать у детей мелкую моторику рук. Бельевые прищепки (разных цветов,Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка.
5. «Приготовь салат» (кубики и шарики) Формировать умение находить кубики и шарики. Бусы с разными геом. формами.
6. «Забавные ленточки» Продолжать обогащать сенсорный опыт, развитие мелкой моторики рук Цветные ленточки
7. «Пирамидка высокая и низкая». Закреплять знания о цвете предметов. Высокая пирамидка и низкая.
ЯНВАРЬ
1. «Кто скорее соберет игрушки». Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине Дидактическая игра «Игрушки».
2. «Счетные палочки». Учить детей группировать счетные палочки по цвету. Счетные палочки.
3. «Золушка». Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. Фасоль, тарелочки.
4. «Мячи трех цветов». Формировать внимание детей на цвета предмета; развивать понимание слов «цвет», «большие», «маленькие». Дидактические картинки с мячами (красный, синий, желтый)
5. «Найди куклу по цвету» Формировать внимание детей на цвет одежды куклы, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый) Дидактические картинка
6. «Разрезные картинки» Формировать сенсорные способности (умение по части восстановить целое) Предметные картинки два набора.
7. «Пирамидка» Формировать умение последовательно собирать пирамидку Разноцветные пирамидки
ФЕВРАЛЬ
1. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки трех цветов- красный, синий, желтый
2.Пальчиковые игры с массажными шариками: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны. Развивать у детей мелкую моторику рук. Массажные шарики.
3. Окрашивание воды. Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). Вода в прозрачных емкостях, краски светлых и темных оттенков.
4. «Поможем зайке разложить игрушки».Закрепление знания геометрических фигур: круг,квадрат Игрушки: зайцы, сенсорныйкуб с геометрическими фигурами: круг, квадрат.
5. «Большой — маленький» Формировать умение ориентироваться в величине предметов (большой, маленький) Кубики разных размеров
6. «Что потеряли котятки?» Формировать умение действовать с разноцветными предметами. Игрушка кошка, дидактические пособия «Котятки» (котята, нарисованные на картинке по контору. У каждого котенка бантики и сапожки определенного цвета.
7. «Подарим куклам бусы» Формировать умение детей на цвет одежды куклы, развивать умение детей выбрать предметы заданного тона из четырех возможных, формировать умение группировать предметы по цвету. Дидактические разрезные картинки «Бусы», Дидактическая картинка «Кукла».
МАРТ
1. «Ткани». Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. Пары одинаковых на ощупь тканей.
2. «Воздушные шары».Закрепить знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Дидактическая игра «Воздушные шары».
3. «Строим башню». Обучение соотнесению по величине трех предметов.Строительный материал: кубики, кирпичики, призмы разного размера (большой, поменьше, маленький).
4. «Что лежит в мешочке?».Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (круг, квадрат, треугольник)
5. «Подбери петушку перышко» Учить различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Дидактическая игра «Подбери петушку перышко».
6. «Большая, средняя, маленькая матрешка» Формировать умение у детей в сопоставлении предметов по величине. Дидактические картинки с матрешками, три контрастные раскрывающиеся матрешки.
7. Подбери варежку Формировать умение подбирать по образцу однородные парные предметы- варежки Варежки 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)
8. «Достань колечко» Формировать предметно – орудийные действия (с помощью палочки подвигать к себе разноцветные предметы). Палочки с круглым сечением, цветные кольца основных цветов.
9. «Какого цвета водичка» Использовать игровую ситуацию для ознакомления с такими свойствами воды, как возможность его окрашивания. Гуашь, специальные стаканчики, наполненные прозрачной водой, белая бумага. (основные цвета + белый, черный, коричневый и розовый цвета).
АПРЕЛЬ
1. «Сделаем куклам бусы». Закреплять умение группировать предметы по цвету, продолжать учить нанизывать бусы на нитку. Шнурки или веревочки, разноцветные бусины основных цветов (по количеству детей в подгуппе).
2. «Спрячь мышку». Закреплять у детей представления о основных цветах. Дидактическая игра «Спрячь мышку».
3.Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по образцу. Развивать у детей мелкую моторику рук. Счетные палочки основных цветов, образцы предметов.
4. «Волшебная вода» Развивать представления детей о вкусовых качествах воды (сладкая — соленая) Вода, сахарный песок, соль.
5. «Найди по цвету платочек и платье для куклы» Формировать умение детей находить по цвету необходимые предметы одежды (платочек, платье, развивать умение различать цвета (красный, синий, желтый, красный) Дидактическая игра «Подбери кукле платочек и платье».
6. «Паровозик с круглыми треугольными, квадратными окошками» Формировать у детей умение находить предметы данной формы Формы треугольников и кругов, квадраты, дидактические картинка «Паровозик с круглыми и треугольными окошками».
МАЙ
Диагностика. Выявить знания детей в области сенсорного развития посредством дидактического материала на конец года. Игрушки и игры с уголка сенсорного развития.
Источник