Сенсорного развития ребенка до года

Сенсорного развития ребенка до года thumbnail

Курс Сенсорное-развитие-ребенка-до-года день 1Приветствую участниц курса «Вижу. Слышу. Ощущаю. Сенсорное развитие ребенка до года». Сегодня первый день нашего курса, а значит, нам нужно обсудить некоторые организационные моменты и перейти к нашей первой теме. А обсуждать сегодня мы будем самый простой и доступный способ сенсорного развития ребенка до года — во время бытовых дел.

Но для начала поговорим о важности сенсорного развития ребенка до года в целом, обсудим инструменты сенсорного развития на первом году жизни и наметим темы следующих дней тренинга. В конце этой публикации вы найдете домашнее задание (конечно же, обязательное к выполнению) и условия финального розыгрыша.

Вы можете прослушать аудио или прочитать текстовую версию урока.

Что такое сенсорные способности?

Это восприятие окружающего мира посредством органов чувств, а именно осязание, обоняние, слух, зрение и вкус. В рамках нашего курса мы сосредоточимся на трех направлениях сенсорного развития — развитии осязания, слуха и зрения, поскольку именно они играют особую роль в психическом развитии ребенка в целом.

Важность сенсорного развития

Итак, почему так важно уже на первом году жизни (и особенно на первом году жизни) уделять достаточное внимание сенсорному развитию малыша:

  • богатство сенсорных впечатлений служит фундаментом для интеллектуального развития крохи,
  • развивает внимание и память,
  • сенсорное развитие способствует накоплению пассивного словарного запаса (конечно, если вы комментируете происходящее);
  • развивает наблюдательность и произвольность;
  • учит сопоставлять, представлять, служит основой воображения.

Инструментами сенсорного развития могут быть как особые игры и занятия со специальными пособиями и игрушками, так и ряд приемов, которые следует использовать «между делом» или во время ухода за малышом (умывания, переодевания, купания, кормления и т.д.).

План нашего курса

Сегодня мы поговорим как раз о таких способах сенсорного развития «между делом» — в процессе выполнения обычных бытовых дел. Второй день будет посвящен приемам сенсорного развития во время ухода за ребенком. В третий день мы обсудим и смастерим игрушки для сенсорного развития. В четвертый день предложим нашим малышам специальные сенсорные игры. Ну а в последний день  курса соберем все это в систему (ну как же я без системы? :)) и обсудим вопросы удобной организации занятий на сенсорное развитие, которые вы не захотите и не сможете пропускать.

Как развивается зрение младенца

Новорожденный малыш реагирует на свет, а к 10 дню жизни уже кроха уже умеет удерживать в поле зрения подвижный предмет.

Удерживать взор на предмете малыш учится к 4-5-ой неделе, и вскоре после этого уже может следить за движущимся предметом — правда, пока совсем непродолжительное время.

В первые недели в поле зрения попадают лишь объекты, находящиеся на расстоянии до метра, но уже к 4-ому месяцу малыш может видеть и следить за перемещением объектов на другом конце комнаты (6-7 м).

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

После 6 мес. возникает активное рассматривание предметов с целью их как следует изучить. На помощь зрению здесь приходят руки и, конечно, рот. Благодаря этому, малыш учится определять расстояние до предметов, оценивать их форму, размер и некоторые другие характеристики.

Как развивается слух младенца

Новорожденный малыш реагирует на резкие громкие звуки благодаря врожденным рефлексам. К месячному возрасту кроха начинает выделять отдельные звуки (прежде всего, голос матери), прислушиваться к ним.

В 1,5-2 месяца малыш ищет взглядом источник звука, а в 3-4 месяца уже легко и быстро его определяет.

В 4-5 месяцев ребенок реагирует на интонацию, с которой говорит с ним взрослый, в полгода — реагирует на свое имя, а к 7-9 мес. демонстрирует понимание речи. Понимание речи складывается благодаря зрению, ведь малыш соотносит слово с предметом, которое оно обозначает.

Как развивается осязание младенца

Руки ребенка до 3-х-месячного возраста могут находится в напряжении или хаотично двигаться. К 3-м месяцам ручки расслабляются, кулачки разжимаются и малыш начинает «освоение мира» с помощью рук.

Сначала пытается схватить все, до чего дотянется, а в 4-5-месячном возрасте занимается совершенствованием движений — учится оценивать расстояние до предмета и его положение в пространстве и соответствующим образом действовать своим «инструментом».

После 6 месяцев малыш начинает все разнообразнее манипулировать с предметами, оказавшимися в его руках, а к 8 мес. осваивает более тонкие движения пальцами, что позволяет ему хватать и удерживать довольно мелкие предметы.

Хотя мы подробно обсудили только развитие руки как органа осязания, не стоит забывать, что эту же функцию выполняет все тело малыша. Всей поверхностью кожи кроха воспринимает температуру окружающего воздуха и воды, ваши прикосновения во время массажа и гимнастики, жесткость матраца, на котором лежит, мягкость мыльной пены и мягкость — уже другую — махрового полотенца, в которое вы заворачиваете ваше сокровище после купания.

Бытовые дела и сенсорное развитие ребенка первого года жизни

Теперь поговорим о том, какие возможности для сенсорного развития ребенка до года открываются обычной маме, занимающейся домашними делами. Давайте вспомним, какими бытовыми делами наполнен мамин день? Это стирка, уборка, наведение порядка (раскладывание вещей по местам, расхламление и т.п.), готовка, уход за одеждой и обувью и др.

Стирка, уход за одеждой и обувью

  • изучаем теплое и холодное, сухое и мокрое, тяжелое и легкое, пустое и полное, мягкое и твердое, шершавое и гладкое;
  • знакомимся с основами соотнесения и сортировки;
  • трогаем пену, мыло, мыльную стружку, щетку, губку, различные на ощупь ткани;
  • слушаем звуки стиральной машинки, бегущей из крана воды;
  • рассматриваем цветное и однотонное белье, различные цвета и узоры на ткани.

Готовка

  • изучаем теплое и холодное, сухое и мокрое, тяжелое и легкое, пустое и полное, мягкое и твердое, шершавое и гладкое, большое и маленькое, сыпучее и вязкое, жидкое и твердое;
  • трогаем продукты и готовые блюда, посуду и кухонные принадлежности (фольга, бумага для выпечки, рукав для запекания, губки и щетки для мытья посуды и т.д.);
  • слушаем звуки бытовых приборов, журчание бегущей из крана воды, шкварчание сковородки;
  • рассматриваем продукты, посуду, рисунки на скатерти, шторах, разделочных досках.
Читайте также:  Речевое развитие двуязычного ребенка

Уборка

  • изучаем сухое и мокрое, пустое и полное, мягкое и твердое, шершавое и гладкое, большое и маленькое, громкое и тихое;
  • трогаем тряпку влажную и сухую, щеточку для сбора пыли, учимся выжимать губку, переливать воду;
  • слушаем звуки пылесоса и пение любимой мамочки;
  • рассматриваем мир за свежевымытым окном, цветы на подоконнике, узор на ковре, себя в чистом зеркале.

Наведение порядка

  • изучаем большое и маленькое, пустое и полное, шершавое и гладкое, мягкое и твердое;
  • трогаем все, что мама приготовила на выброс и отбираем самое интересное для постоянных игр;
  • слушаем скрип дверцы шкафа, звук от падения предметов в коробку «Выбросить»;
  • рассматриваем содержимое полок и ящиков.

Прочие бытовые дела

  • трогаем, слушаем, рассматриваем;
  • пробуем извлечь звук (так скрипит вкручивается лампочка, так работает напильник, так лязгают ножницы, так шуршит малярная кисть и т.д.);
  • ищем аналог по звуку, цвету, форме, размеру, фактуре (предлагаем малышу, находим сами).

Домашнее задание

Составьте список ваших домашних дел и отметьте, каким образом вы СЕГОДНЯ сделаете вклад в сенсорное развитие вашего крохи во время одного из них. В конце дня напишите, какой/какие приемы вы выбрали и почему. Что получилось, а что нет. Какие приемы вы попробуете завтра.

***

Среди активных участниц курса (выполнивших все задания и написавших отчеты о них) будет разыграно 3 сертификата на частичную или полную оплату участия в 5-недельном тренинге Марины Суздалевой «Первый год: система развития от А до Я».

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Сенсорного развития ребенка до года

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • О трудностях первого года материнства
  • Лепка с малышами + рецепт пластичного соленого теста
  • Развитие ребенка до года по месяцам: общепринятые нормы
  • 3 самых простых игрушки для самых маленьких
  • Игрушка-перетягивалка своими руками

Вам будет интересно:

Источник

Курс Сенсорное-развитие-ребенка-до-года день 4Приветствую участниц курса «Вижу. Слышу. Ощущаю. Сенсорное развитие ребенка до года». Сегодня четвертый день нашего курса. Мы с вами научились развивать зрение, слух и осязание наших малышей и во время режимных моментов, и во время бытовых дел, и даже смастерили первые сенсорные игрушки для маленьких пальчиков, любопытных глаз и внимательных ушек.

Сегодня обсудим еще один простой и доступный способ сенсорного развития ребенка до года — с помощью специальных игр.

В конце этой публикации вы найдете домашнее задание (конечно же, обязательное к выполнению) и условия финального розыгрыша.

Вы можете прослушать аудио или прочитать текстовую версию урока

Игры для сенсорного развития ребенка первого года жизни

 0-3 месяца

Развитие зрения

  • Слежение за погремушкой
  • «Гляделки»: ловим взгляд ребенка, улыбаемся, медленно строим рожицы
  • Рассматривание контрастных картинок
  • Рассматривание самодельной книжки

Развитие слуха

  • Подвеска с колокольчиками
  • «Откуда звук»: привлекаем внимание малыша к какому-нибудь звуку и ищем его источник
  • Слушание музыки и маминого пения

Развитие осязания

  • Поглаживания с использованием самодельной сенсорной перчатки или лоскутков ткани
  • «Щекотки» мягкой кисточкой, перышком, ленточкой
  • «Волшебный мешок»: собираем различные предметы в мешок / коробку и даем пощупать малышу

3-6 мес.

Развитие зрения

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

  • Гримасничаем перед зеркалом

Развитие слуха

  • «Следим за мамой». Позовите малыша по имени, когда он найдет вас взглядом, двигайтесь по комнате, продолжая разговаривать с ним
  • «На разные голоса». Произносите короткую фразу или потешку разными голосами (высоким и низким, писклявым и хриплым и т.д.)

Развитие осязания

  • Игры-щекоталки («Комарики», «Мышки»)
  • Рисование на подносе с манкой
  • Рисование овощным или фруктовым пюре

6-12 мес.

Развитие зрения

  • Соотнесение цветов. Складываем кубики в коробки разных цветов (паркуем цветные машины в цветные гаражи, кладем цветную еду в цветные тарелки и т.д.).

Развитие слуха

  • Игра на детских или самодельных музыкальных инструментах (барабан, шумелки, бубен)

Развитие осязания

  • «Что в мешке»: складываем в чистый пакетик предметы из разного материала (можно даже съедобные), предлагаем доставать и называем.

игры с мешочкомФото Анны Куликовой. Игры с волшебным мешочком в 9 месяцев

  • «Наклейки»: наклейте на фитбол или край кроватки кусочки бумажного скотча или листочки post-it (с липким краем), ребенок отклеивает.
  • «Что внутри»: делаем в коробке отверстия по размеру пальца, внутри обклеиваем разным материалом (жесткий, мягкий, пушистый и т.д.). Малыш просовывает пальчик в коробку и ощупывает ее изнутри. Комментируем и называем!

Домашнее задание

Поиграйте в предложенные игры. Если хотите, вы можете придумать и другие игры или дополнить / видоизменить предложенные. В конце дня напишите, во что вы поиграли, понравилась ли игра вам и малышу.

***

Среди активных участниц курса (выполнивших все задания и написавших отчеты о них) будет разыграно 3 сертификата на частичную или полную оплату участия в 5-недельном тренинге Марины Суздалевой «Первый год: система развития от А до Я».

Недавно стали мамой малыша?

Получите удобную шпаргалку об играх с ребенком до года по месяцам!

Читайте также:  Скачки развития у ребенка после 2 лет

Сенсорного развития ребенка до года

Автор: Марина Суздалева

Все статьи автора

Увлеченная мама сына Егорки (25.01.2011 г.р.) и малютки Василисы (24.07.2015 г.р.), психолог, автор и руководитель проекта «Клуб Увлеченных Мам» (https://razvivash-ka.ru), автор системы гармоничного развития ребенка дома, ведущая курсов и семинаров для родителей и воспитателей, эксперт по развитию ребенка в игре, автор книг и пособий для проведения развивающих занятий с детьми.

Предыдущие записи рубрики

  • О трудностях первого года материнства
  • Лепка с малышами + рецепт пластичного соленого теста
  • Развитие ребенка до года по месяцам: общепринятые нормы
  • 3 самых простых игрушки для самых маленьких
  • Игрушка-перетягивалка своими руками

Вам будет интересно:

Источник

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих — в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Читайте также:  Закономерности и особенности развития ребенка от 1 года до 3 лет

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать  такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

                       Заболевание

                  Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи — он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Фото: Рexels, Depositphotos

Источник