Сенсорное развитие у ребенка конспект занятия
Русакова Дарья
Конспект занятия по сенсорному развитию
Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины и количество (один, много, (большой, маленький);
Образовательная:
Учить детей группировать предметы по цвету;
Учить детей различать понятия много, один,при ответе пользоваться словами: много, один; узнавать шарик и кубик.
Развивающая:
Развивать познавательный интерес, закрепить сенсорные эталоны
Воспитательная:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать внимание, усидчивость и память.
Оборудование: игрушка кот, в мешочке кубики разного цвета и размера, шарик, два обруча разного цвета, корзина большая и маленькая.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках, стук в дверь. Появляется кот. (педагог заносит игрушку кота).
Воспитатель: — Дети, посмотрите кто к нам пришел?
Ответы детей: -Котик.
Воспитатель: — Угадайте, что он нам принес в красивом мешочке?
Дети пощупав мешочек отгадывают, что принес им кот.
Ответы детей: кубики.
Воспитатель: правильно. Сколько кубиков в мешочке?
Ответы детей: много.
Предлагаю всем детям взять по одному кубику. Спрашиваю у каждого ребенка сколько у него кубиков, сколько он взял.
Ответы детей: один.
А какие кубики: большие, маленькие? Спрашиваю каждого ребенка. Дети должны назвать кубик по величине. А какого цвета кубики?
Ответы детей: (каждый называет цвет кубика какой он взял)
Дети, котик просит нас помочь ему собрать в большую коробку большие кубики, а в маленькую — маленькие кубики. Поможем ему?
Тогда в большую коробку начнем складывать большие кубики, а в маленькую — маленькие.
Молодцы ребята.
Но котик просит вас теперь разложить кубики на коврике по цветам. Я сейчас рассыплю все кубики, сначала надо выбрать красные кубики и сложить их на красный коврик. Затем выбрать зеленые кубики и сложить их на зеленый коврик. Потом синие кубики на синий коврик, и желтые кубики на желтый коврик.
Физминутка:
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
Воспитатель показывает и говорит:
— Ребята, посмотрите, что еще котик принес?
Ответы детей: шарик.
А почему вы решили, что это шарик?
Ответы детей: у него нет уголков и его можно покатать.
Воспитатель: правильно ребята.
А это что? Показываю кубик.
Ответы детей: кубик.
А почему вы решили, что это кубик?
Ответы детей: у него есть уголки.
А почему его нельзя покатать? Что мешает покатать кубик?
Ответы детей: уголки.
Котик поощряет действия детей: гладит лапкой по головке, благодарит за оказанную помощь,и приглашает поиграть в игру:
Игра «Найди свой домик».
Воспитатель показывает домики разного цвета, она стоят на ковре. В этом домике живут шарики, в этом — кубики. Вы будете бегать по комнате, а когда я ударю в бубен каждый из вас должен найти свой домик. У кого в руках шарик, тот бежит к домику где живут шарики, а у кого кубик, тот бежит к домику, где живут кубики.
Молодцы, дети! — хвалит котик вы хорошо справились с заданием.
Воспитатель предлагает детям поиграть с котиком одну игру:
Игра «Как у нашего кота».
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые
Зубки белые.»
После игры, привлекаю внимание детей к котику. Ребята котик говорит, что ему у нас очень понравилось, но ему пора уходить домой к котяткам, давайте с ним попрощаемся и пригласим его прийти к нам еще раз. Дети прощаются с котиком.
Источник
Волшебная вода.
Задачи:
- Развитие тактильного восприятия: понятия холодный – теплый – горячий.
- Соотнесение понятия (температура) с сюжетной картинкой.
- Развитие слухового восприятия: различение неречевых звуков.
- Соотнесение действия и символического изображения (пиктограммы).
- Развитие умения выполнять действия по образцу.
Оборудование:
Ванна для игр с песком и водой, три бутылочки с холодной, теплой и горячей водой, картинки: зима, прорубь, ведро с водой; лето: речка, светит яркое солнышко; газовая плита с горящей конфоркой и на ней кипящий чайник, схематичные картинки – пиктограммы: чашка, кран с льющейся водой, душ, пловец в воде, мытье посуды и т.д. (Могут быть разные варианты пиктограмм).
Продолжительность:
15-20-25 минут.
Условия проведения:
Занятие может быть предварительно разбито на три части:
-работа с пиктограммами,
-знакомство с понятиями: холодный, теплый, горячий,
-различение неречевых звуков.
Каждая часть может быть самостоятельным занятием продолжительностью 10-15 мин.
Ход занятия:
Педагог сообщает ребенку о том, что они сегодня будут играть с водой. Спрашивает, любит ли ребенок играть с водой. Если ребенок не речевой, можно использовать формулировки: «Я знаю, ты любишь играть с водой», «Хочешь ли ты поиграть с водой?». Педагог спрашивает ребенка, где еще, кроме игр мы встречаемся (используем) воду?
Если ребенок говорит, то он отвечает и показывает соответствующую картинку. Если ребенок неречевой, он находит картинку, педагог называет изображение.
— «Воду мы пьем» — чашка,
— «Водой мы моем руки, лицо» — кран с водой,
— «Водой мы моемся, принимаем душ» — картинка с изображением душа,
— «В воде мы плаваем» — пловец и так далее (количество и набор картинок зависит от возможностей ребенка.
Далее педагог говорит ребенку, что для игры он подготовил бутылочки с водой теплой, горячей и холодной. Каждая бутылочка ощупывается, называется температура воды.
-Бутылочка с холодной водой – холодно, ручки замерзли, неприятно.
-Бутылочка с теплой водой – тепло, приятно рукам, можно поднести к щечкам и т.д.
-Бутылочка с горячей водой – горячо, отдергиваем руку, опасно.
После того, как бутылочки обследованы, педагог просит ребенка выбрать и показать бутылочку с холодной водой, затем с теплой и горячей водой (идет закрепление понятий).
Педагог говорит, что он набрал эту воду в разных местах, только забыл, откуда какая вода. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и соотнести температуру воды с сюжетом картинки.
Прорубь – холодная вода,
Лето, речка – теплая вода,
Чайник – горячая вода.
Ребенок рассматривает картинки, ребенком или педагогом проговаривается сюжет картинки, делаются выводы и расставляются бутылочки с водой к соответствующим картинкам. Еще раз закрепляются понятия: холодный, теплый, горячий.
Затем педагог говорит, что играть приятнее всего в теплой воде.
(Для более сохранных детей можно провести небольшой эксперимент: смешать холодную и горячую воду, чтобы получить теплую).
Педагог предлагает ребенку подойти к ванне с водой, опустить в нее руки. Опять уточняется температура воды (какая вода теплая, холодная или горячая, закрепляются понятия).
Педагог рассказывает ребенку, что вода может издавать разные звуки:
-вода капает – руки опускаются в воду, затем поднимаются и с них стекают капельки – кап – кап,
-вода журчит – из бутылки с водой выливается вода тонкой струйкой, журчит, как ручеек,
-вода плещется – в ванне с водой проводятся интенсивные движения руками, получаются волны,
-вода булькает – опускаем пустую бутылку в ванну, и набираем в нее воду, буль–буль и т.д.
Педагог показывает каждое действие ребенку, если ребенок не сможет сам повторить, то педагог ему помогает, возможна работа «рука в руку».
Далее педагог подводит итог занятия, еще раз закрепляются понятия: холодный-теплый-горячий.
Источник
Конспекты занятий по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
№1 «В гости к нам пришел зайчонок».
Задачи: закреплять умение группировать объекты по цвету (обучать выбирать объекты из шести возможных цветов); продолжать учить узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры; учить детей собирать геометрические фигуры, ориентируясь на образец; продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; дать детям представление об отношениях трех предметов по величине, научить обозначать эти отношения словами «больше», «меньше», «самый маленький».
Материал и оборудование: зайчик, геометрические фигуры, чудо-дерево с шарами, домик, корзинка с пирожками, теремок, петушок, еж, лиса, лягушка, мышка, конвертик, разрезные геометрические фигуры, морковки.
Ход занятия
— Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам в группу. Что нам нужно им сказать? (дети здороваются). Но это еще не все гости. Сегодня к нам хочет прийти еще интересная игрушка – зверюшка, но появится этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нем.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Кто это?
(зайчик)
— Молодцы, отгадали загадку! Это действительно зайчик. А пожаловал он к нам из сказочного леса и хочет поближе познакомиться с нами и подружиться. А вы хотите? (Да.) Вот зайчик предлагает поиграть с ним в паровозик. Вы согласны? (Да) Тогда занимайте свои места друг за другом и в путь-дорожку:
Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь
Время приближается, поезд отправляется.
Загудел паровоз и вагончики повез.
Чах-чах, чух-чух, далеко я укачу!
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
(воспитатель замедляет движение)
— Почему поезд остановился? Что случилось? Ой, ребята, посмотрите у нас в группе расцвело Чудо-дерево! (Воспитатель обращает внимание на дерево, украшенное разноцветными шарами.)
— Помните, как в книжке К. И. Чуковского на ветках Чудо-дерева росли и картинки, и ботинки… А что еще? (Дети называют) А на нашем дереве сегодня, как на новогодней елочке, выросли разноцветные шары для веселой детворы!
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
А разноцветные шарики!
Да непростые, а волшебные.
С загадками.
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Маша к дереву пойдет,
Шарик с дерева сорвет…
Воспитатель поочередно вызывает желающих отгадать загадку. Если ребенок затрудняется ответить, ему помогают другие. Педагог напоминает о том, чтобы они называли цвет шарика.
— А какого цвета шарик? Правильно. А теперь выберите картинки и игрушки такого же цвета как шарик и положите на коврик того же цвета.
Загадки
Всех круглее и краснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят (помидор).
Он совсем-совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат,
Тоже просится в салат.
Догадались? Молодцы!
Ну, конечно… (огурцы)
Желтый словно одуванчик,
Стал по комнате ходить.
И уже у мамы клянчит:
«Пи-пи-пи! Подайте пить!»
(цыпленок)
Оранжевый спрятан корешок
Сверху виден лишь вершок.
А подцепишь ловко-
И в руках… (морковка)
Все белым-бело сегодня,
И светло, хоть солнца нет.
С неба сыплется холодный,
Белый-белый, мягкий. (снег)
-Ой, какие молодцы! Отгадали все загадки и правильно выполнили задание. Ну, а теперь поехали дальше.
Поезд мчится, поезд мчится:
Тук-тук-тук-тук!
Сердце радостно стучится:
Тук-тук-тук-тук!
Поезд останавливается.
— Ребята, куда это мы с вами попали? Посмотрите, какой маленький, уютный домик. Давайте войдем в него и посмотрим, кто же здесь живет. Посмотрите, здесь стоит стол, стулья. Давайте посчитаем, сколько здесь стульев? (Три) а какие они? А что стоит на столе?
— Ребята, а вы не догадались, кто здесь живет? (Три медведя) А как их зовут? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка). Ребята, а давайте мы для них оставим гостинцы. У меня здесь есть корзинка с пирожками. Возьмите их и разложите на тарелочки. Большой пирожок мы положим кому? (Михайло Потапычу). А средний пирожок кому? (Настасье Петровне). А совсем маленький? (Мишутке).
-Ну, вот мы и узнали, кто здесь живет, и нам опять пора отправляться в путь-дорожку. А чтобы нам было веселее, давайте свами споем. (Мы едем, едем,едеи)
-Ой, а это что за теремок? И кто в теремочке живет? (Петушок,зайчик,еж,лиса,лягушка, мышка). А у петушка окошко на какую фигурку похоже? А какого оно цвета? (и т. Д.)
— Ребята, сегодня утром, когда я открыла окно, чтобы проветрить «группу», к нам залетели птицы, давайте их найдем. Посмотрите, они нам что-то принесли, какой-то конвертик. Давайте посмотрим, что же в нем лежит? Посмотрите, птички принесли нам различные фигурки. Но пока они летели – фигурки рассыпались на несколько частей. Попробуем их собрать. (Дети собирают). Ну, вот молодцы, и с этим заданием справились. А теперь давайте поиграем. Сейчас наш зайчик закроет глазки, а мы от него спрячемся.
— У каждого из вас в руках геометрические фигурки и вы после моей команды должны будете найти домик, который похож на эту фигуру. После моих слов «Найди свой домик» те, у кого круг, бегут к кругу, те у кого треугольник, бегут к треугольнику и т. д.
— Ну вот, ребята, мы с вами и позанимались, и поиграли вместе с
зайчиком. И в благодарность он приготовил для нас сюрприз-песенку (заяц поет)
А теперь настала пора распрощаться с нашим лесным гостем и на прощанье он хочет кое-что вам сказать (воспитатель прячет лицо за зайца и говорит):
Молодцы вы все, ребятки.
Отгадали все загадки.
И в игре вы, малыши,
Тоже были хороши.
До свиданья, детвора,
Расставаться нам пора.
— Ребята, заяц ушел, но для вас оставил еще один сюрприз и спрятал его за тем, что он больше всего любит кушать. А кто догадался, что это? (ответ детей – морковка). (Дети ищут сюрприз).
Спасибо за внимание, до свидание.
№2 «Мишка и зайка в гостях у ребяток»
Задачи: Развивающая: развивать способность группировать предметы по цвету, форме и величине; развивать наглядно-образное мышление.
Образовательная: закреплять умение различать предметы по величине: большие, маленькие, по цвету (красные, зеленые), по форме; пособствовать развитию зрительного и тактильно — мышечного восприятия.
Воспитательная: учить детей внимательно слушать воспитателя; воспитывать культуру поведения (учить детей здороваться и прощаться).
Материал и оборудование: Игрушки: большой медведь и маленький заяц, большие шары красного цвета и маленькие шарики зеленого цвета, два ведра красного и зеленого цвета, цветы на каждого ребенка для развития дыхания, строитель, шапочки для игры.
Ход занятия: Посмотрите, ребятки, сколько гостей сегодня у нас зале.. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
А теперь дети встаньте в кружок
Ручками похлопаем
Ножками потопаем
Головкой покиваем
И играть начинаем
Стук в двери.
А еще в гости к нам приехали мишка и зайчик. Мы с ребятами очень рады вас видеть. Посмотрите, ребятки, Миша большой, а зайка маленький. Давайте Мишку посадим на большой стул, а зайку на маленький стульчик.
Какой Мишка к нам пришел? ( большой) А зайка какой? (маленький). Мишка принес ведерко , Мишка большой и ведерко большое, у Мишки красный бант и ведерко красного цвета.
Зайка маленький и ведерко маленькое . Посмотрите какой у зайка нарядный зеленый бант и ведерко такового же цвета.
А что же у них в ведерках? Сколько много шариков!
Воспитатель обходит и показывает (У Миши большое ведерко с красными шариками). А у зайчика ведерко маленькое с зелеными шариками.
Воспитатель берет в руки красный и зеленый шарик и показывает детям. Это красный большой шарик, а зеленый маленький. Шарики круглые и их можно катать.
Ребятки, мы сейчас поиграем с Мишей и с зайчиком. Подойдите ко мне. Прокатим к Мише в красные ворота большие красные шарики, а зеленый шарики в маленькие ворота к Зайке. (Показ воспитателя)
Воспитатель прокатывает. А сейчас поиграем, возьмите красный шарик для Мишы, а зеленый для зайки.
Индивидуальная работа с детьми. Ксюша, какой ты шарик взяла? (зеленый). Кому покатишь шарик? (зеленый).
Ребятки, а сейчас давайте поможем Мишке и Зайке собрать шарики, что-то они у нас загрустили.
Мишке понесем, какие шарики? (большие, красные) Зайке понесем какие шарики? (маленькие, зеленые)
Миша принес в подарок Вам цветочки. Денис, Миша подарил тебе красный цветок.
Ветерок подул на цветочки, и они закачались.
Показ воспитателя.
Сделали вдох и подуем сильно, сильно, чтобы цветочки закачались. Алина сделай трубочкой губы. Молодцы. А зайка хочет вместе с вами поиграть в игру «Лиса и зайцы».
А сейчас пора прощаться с нашими гостями.
До свидания Миша, до свидания зайка.
Ребятки, вам понравилось играть с нашими гостями.
Кто приходил к нам в гости? Как мы играли? Играли с большими шариками и маленькими, с зелеными и красными.
№3 «День рождение у гномиков»
Цель: формирование сенсорных способностей у детей.
Задачи: Развивающая: развивать восприятие цвета, формы.
Образовательная: упражнять в различение геометрических форм, подбирать такого же цвета формы.
Воспитательная: воспитывать любознательность, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Предварительная работа с детьми. Учить детей обращать на форму предметов, цвет при выполнение элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.
Пособия. Вырезанные из картона гномы (красный, желтый, синий, зеленый) и воздушные шары (круглые, овальные – красные, синие, желтые, зеленые).
Организация занятия. Занятие проводиться в группе у фланелеграфа.
Вторая часть занятия проводиться за столами.
Ход занятия. Приглашаю малышей подойти к фланелеграфу (на нем размещены фигурки гномиков, в одежде разного цвета, сидящих за праздничным столом).
— Ребята, а скажите мне, пожалуйста, у кого недавно было день рождение?
Выслушиваю ответы детей.
— Правильно у Кариночки! А что мы ей подарили? А подарили мы ей шарики.
Послушайте, ребята, какое стихотворение я вам прочитаю:
У меня есть шар воздушный
Яркий, легкий и послушный.
Я, когда гулять хожу,
Шар за ниточку держу.
— А вы любите гулять с шариками? Выслушиваю ответы детей. А кто вам их покупает?
— Дети, сегодня день рождение у наших гномиков и они мне сказали по-секрету, что очень хотят получить в подарок такие же красивые шарики, какие были у Кариночки и какие вам покупают мамы и папы, но только они мечтают, что им подарят шарики такого же цвета как их костюмчики. Давайте посмотрим – каким цветом костюмчики у наших гномиков. Рассматриваем и называем цвет.
— Молодцы, ребята, вы правильно все назвали. А теперь давайте сядем за столы, где всех вас ждут наши друзья – гномики и много, много шариков. Давайте посмотрим: какого же цвета наши шарики? Дети называют.
— Ребята, а по форме наши шарики какие? Показываю (круглый),
выслушиваю ответы детей (обводим пальчиком), затем показываю (овальный), так же выслушиваю ответы детей, и обводим пальчиком овальный шарик.
— Ребята, а вы помните, что гномики просили подобрать шарики такого же цвета, как их костюмчики. Дети подбирают шарики соответствующего цвета (по цвету костюмчиков у гномов).
Помогаю малышам если они затрудняются, или неправильно подбирают шарики. После того, как дети выполнили работу, спрашиваю: «Маша, каким цветом у тебя шарик, а по-форме, а костюмчик у гномика каким цветом? А у Саши, Сони и т.д.
Говорю малышам: «Как здорово вы сегодня потрудились, гномики очень рады и говорят вам большое спасибо. А еще у них для вас приготовлено угощенье – вкусное печенье». Благодарим гномиков.
Спасибо за внимание, до свидание.
№4 «На зелёном, на лужку бабочки летают»
Задачи: продолжать закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании; учить подбирать фигуры по образцу, используя приём накладывания; закреплять название цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый; развитие мелкой моторики, мышления.
Активизация словаря: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
Обогащение словаря: бабочка, крылышки, летает, цветы.
Материал: бабочки, у которых крылышки с контурным изображением
геометрических фигур, маленькие бабочки 3-х цветов, цветы для пристёгивания; бабочка, у которой крылья украшены геометрическими фигурами, большие цветы 5-ти цветов, бабочки-медальоны 5-ти цветов, аудиозапись пения птиц.
Ход занятия. Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?
Правильно, весна. Стало тепло, солнышко ярко светит, на деревьях распускаются листочки. Какого цвета листочки? Правильно, зелёного. А ещё выросла травка, давайте посмотрим на полянку. Полянка какого цвета? Ребятки, посмотрите, травка на полянке выросла, а цветы ещё не распустились. Давайте мы полянку украсим, пристегнём к ней цветочки. Пристегивать будем к пуговицам того же цвета, что и цветок.
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель. Какая красивая полянка у нас получилась. Сколько цветов на полянке? Много.Давайте полюбуемся на нашу полянку.
А теперь отгадай те загадку :Не птичка, а с крылышками.
Это бабочка. Посмотрите, сколько бабочек к нам прилетело. Бабочки пролетали мимо, увидали нашу полянку и прилетели к нам. Бабочки все разного цвета. Они любят сидеть на цветах. Давайте посадим их на цветы.Посадить бабочек нужно на цветок такого же цвета, как и она сама. Никита, какого цвета бабочка ты поможешь? Юля, а ты бабочку какого цвета посадишь на цветок?
Самостоятельная деятельность детей.
Стук в дверь.
Воспитатель. Ой, кто это идёт к нам в гости? (заносит большую бабочку). Ребята, а к нам прилетела большая бабочка.Давайте мы сделаем крылышки и покажем, как бабочки летают.
Бабочка- коробочка улетай на облачко,
Там твои детки на берёзовой ветке.
Молодцы! Бабочке понравилось. А у нашей бабочки крылышки украшены разными фигурами. Юля, как называется эта фигура? Даша, а эта фигура как называется? Бабочка шепнула мне на ушко, что у неё есть сестрички, но у них не украшены крылышки.Поможем бабочкам украсить крылышки?
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Крылышки будем украшать геометрическими фигурами, которые лежат в тарелочках (Рассматривание фигур).Покажите круг, овал, квадрат .
Самостоятельная деятельность детей.
Молодцы, все украсили бабочкам крылья, давайте полюбуемся на них.
Солнышко ласково смеётся, светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.
Вот и птицы тут как тут, весело щебечут.
Дети слушают пение птиц (аудиозапись)
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем, вы будете бабочками, а я буду вас ловить сачком. Детям одеваю медальоны бабочек. Уточняю цвет бабочек. Бабочки садятся на домик-цветок.Цвет цветка должен совпадать с цветом бабочки.
Подвижная игра «Мотылёк».
Дети находят свои домики-цветы и присаживаются на них.(начинается игра).
Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел (делают вид, что спят).
Шевельнулся, встрепенулся, плавно- плавно полетел (летают).
На зелёном на лужку мотыльки летают.
И с цветочка на цветок весело порхают.
Тётя вышла на лужок, у неё в руках сачок (воспитатель берёт сачок).
Берегись-ка мотылёк, улетай, скорей, дружок! (бабочки улетают на цветы).
Воспитатель. Ребята, бабочка говорит мне, что ей очень у нас понравилось. И она благодарна нам за то, что мы помогли её сестричкам-бабочкам. Она приготовила нам угощение. (Воспитатель угощает детей конфетами).
Спасибо за внимание, до свидание.
Источник