Сенсорное развитие ребенка с нарушением речи
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН «ДЕТСКИЙ САД № 4»
Инструктор по ФК 1 категории Дорохина И.Н.
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины («длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и т. д. ), а пользуется словами «большой — маленький». Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудностив пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.
Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка – это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющихнарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Источник
Ольга Сергеева
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Сенсорное развитие ребенка — это развитииего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно -двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины («длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и т. д., а пользуется словами «большой — маленький».
Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины, т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так,эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудности пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «направо» и «налево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка — это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Источник
Степанова Лариса
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного развития, несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины («длинный — короткий», «широкий — узкий», «высокий — низкий» и т. д., а пользуется словами «большой — маленький». Недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала, свойства поверхности, формы, величины, т. е. когда у ребенка затруднен процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так,эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
У детей с отклонениями в речевом развитии возникают трудностив пространственной ориентации. Дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать пространственные отношения между явлениями действительности в практической деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих отношений.
Это результат нарушения процессов перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму. Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Литературные источники указывают на важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее номинативной функции.Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов — с другой, формируются и развиваются под влиянием слова, последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Данные положения говорят о том, что сенсорное развитие ребенка — это важный этап развития ребенка в целом. У детей, имеющихнарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Тем самым нарушается формирование представлений о сенсорных эталонах, к которым относится цвет, форма, величина. Поэтому так важно уделять внимание сенсорному развитию ребенка.
Источник
В дошкольном возрасте складываются все системы
и функции организма ребенка – это наиболее
благоприятный период для успешного их развития и
воспитания. При этом большое значение имеет
развитие сенсорных процессов в этот период.
По данным различных авторов — психологов,
педагогов, медиков, логопедов — сенсорное
восприятие, направленное на полноценное
восприятие окружающей действительности, служит
основой познания мира, первой ступенью которого
является чувственный опыт.
Так, например, как показали исследования Д. В.
Запорожца, Л.А. Венгер и др., развитие восприятия в
дошкольном возрасте происходит на основе
усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные
эталоны — это система звуков речи, система цветов
спектра, система геометрических форм, шкала
музыкальных звуков и т.д.
А.А. Люблинская, В.И. Логинова говорили о том, что
сенсорное воспитание, направленное на
формирование у ребенка процессов ощущения,
восприятия и других — важнейшее звено воспитания.
Развитие ощущения и восприятия — это необходимая
предпосылка формирования сложных мыслительных
процессов у ребенка. Играя важную роль в
умственном воспитании, развитие сенсорных
процессов имеет существенное значение для
совершенствования практической деятельности
дошкольника. А.А. Люблинская акцентирует
внимание на том, что для познавательной
деятельности особое значение имеет включение
речи в процесс ощущения и восприятия.
Таким образом, успешность речевого,
умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной степени зависит от
уровня сенсорного развития детей, то есть от
того, насколько совершенно ребенок слышит, видит,
осязает окружающее.
В то же время ученые, всесторонне изучавшие
нарушения речи у дошкольников, отмечают, что
нарушение речи, в зависимости от характера
расстройства, отрицательно влияет на все
психическое развитие ребенка. Многие авторы в
своих исследованиях выделяли и обосновывали эти
нарушения. Но об особенностях развития сенсорной
сферы детей с речевой патологией мы можем найти в
литературе немногочисленные данные. [1]
Как отмечают исследователи Р.Е. Левина, Р.А.
Белова-Давид, О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, И.Т.
Власенко, А.П. Воронова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,
Т.Б. Филичева, Т.Н. Волковская, сенсорное развитие
детей с нарушениями имеет свои особенности: они
затрудняются в обследовании предметов,
выделении нужных свойств, а главное — в
обозначении этих свойств словом. Дети путают
названия цветов, геометрических фигур, с трудом
ориентируются в пространственных и временных
отношениях, далеко не всегда используют те
возможности восприятия, которыми обладают. [3]
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его
восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете,
величине, положении в пространстве, а также
запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и
дошкольном детстве трудно переоценить. Именно
этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств,
накопления представлений об окружающем мире.
Существует пять сенсорных систем, с помощью
которых человек познает мир: зрение, слух,
осязание, обоняние, вкус. [4]
Коррекционно-развивающая работа у
дошкольников с ОНР проводится по следующим
направлениям:
- формирование коммуникативной, планирующей и
регулирующей функций речи; - формирование и развитие активного и пассивного
словаря; - формирование артикуляционных навыков;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- работа над звуко-слоговой структурой слов;
- формирование навыков грамматического
оформления высказывания; - формирование и развитие связной речи от простой
фразы до развёрнутого высказывания.
Помимо основных направлений коррекционной
работы, проводится работа по профилактике и
преодолению вторичных нарушений:
- совершенствование общей, мелкой,
артикуляционной и мимической моторики; - развитие тактильного, зрительного, слухового,
вкусового и обонятельного восприятия; - развития высших психических функций, коррекция
эмоционально-волевой сферы; - совершенствование игровой,
предметно-практической и трудовой деятельности.
Сенсорные игры являются привлекательным видом
деятельности для ребенка, обеспечивая
эмоционально насыщенный фон логопедических
занятий и преодоление речевого негативизма:
- Лучше запоминается только наиболее значимая
для ребёнка часть тематической лексики; - Сенсорный опыт, приобретённый при специально
организованном обучении, позволяет не заучивать
речь механически, а способствует её спонтанному
формированию. - На каждом занятии, исходя из его темы и цели,
стимулируется несколько видов восприятия, так,
задействовав как можно больше сенсорных
стимулов для восприятия предмета, мы создаём
эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он
лучше и быстрее запомнит этот предмет и его
название. - На занятиях используются реальные предметы,
дети видят их цвет, размер, форму, могут
потрогать, понюхать и попробовать на вкус,
послушать их звучание, если же мы не имеем
возможности применять в работе реальные
предметы, то для стимулирования зрительного
восприятия используются предметные картинки и
игрушки, приближённые к реальности. [2]
В своей работе я использую следующие виды игр:
Развитие концентрации слухового внимания, умения
слушать и понимать речь взрослого, выполнять
простые инструкции, слухового гнозиса (“Узнай,
что звучит?”, “Сколько раз ударил барабан?”,
“Чья песенка?”, “Звучащие шарики”, “Волшебные
киндеры”, “Повтори за мной” и т.п.
Работа над ритмом (сначала над простым, потом
над сложным). Это отхлопывание в ладоши, и
отстукивание ритма ногой, на металлофоне,
барабане и т.п. Виды заданий могут быть
следующими:
— Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на
кубике (на карточке);
— Сосчитать, сколько раз хлопнули и поднять
карточку с соответствующей цифрой (показать
кубик или карточку с нужным количеством точек).
Ритм сначала предлагается простой;
— Воспроизведение определенного ритма по
образцу логопеда;
— Упражнения на развитие динамического
праксиса рук “кулак-ладонь-ребро”, “Пальчики
здороваются”;
У детей с низким уровнем речевого развития (ОНР
I-II уровня развития) подготовительную работу
начинают с упражнений на развитие слухового
восприятия, формирования умения слушать речь
взрослого, выполнять простые инструкции,
поручения по заданию. Дети знакомятся с такими
простыми музыкальными инструментами: дудка,
барабан, бубен, колокольчик, металлофон, звучащие
шарики. Использую звучащие киндер-сюрпризы.
Такие игры со звучащими предметами способствуют
развитию слухового внимания, памяти и
зрительного восприятия.
Развитие тактильного восприятия:
“Чудесный мешочек”
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной
формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические
фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в
мешочек, найти нужный предмет.
“Поймай киску”
Педагог касается мягкой игрушкой (киской)
разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми
глазами определяет, где киска. По аналогии для
касания можно использовать другие предметы:
мокрую рыбку, колючего ежика и др.
“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего
изготовлены различные предметы: стеклянный
стакан, деревянный брусок, железная лопатка,
пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные
перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По
аналогии можно использовать предметы и
материалы различной текстуры и определить, какие
они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые,
гладкие, пушистые и т. д. Эту игру я использую для
закрепления у детей навыка образования
относительных прилагательных.
Развитие тактильно-двигательного восприятия:
нейрофизиологами доказана взаимосвязь речевой,
сенсорной и двигательной областей коры
головного мозга.
Обогатить сенсомоторный опыт ребенка
скорректировать двигательные нарушения,
улучшить память, внимание, включить
компенсаторные механизмы, помогут игры с
разнообразными предметами.
Сенсорные дорожки — мягкие и теплые из пряжи
“травка” гладкие и холодные из оберточной
бумаги, ребристые из деревянной соломки.
Губки шершавые — для массажа кистей рук,
тактильных ощущений, улучшения кровообращения,
активизации мышечного тонуса.
Шишки сосновые и ольховые — для массажа
кистей рук.
Мячи — гладкие пластмассовые, резиновые с
шипами и без, теннисные мячи – для массажа кистей
рук.
Щетки с длинным жестким ворсом — для
улучшения кровообращения.
Прищепки — для массажа пальцев рук (они не
должны быть слишком тугими и доставлять болевые
ощущения).
Мелкие игрушки от киндер-сюрприза — для
развития тонких дифференцированных движений
пальцев рук.
Игрушки для пальчикового театра — для
развития изолированных движений пальцев рук,
выразительной речи, артистических способностей,
умение голосом передавать характер и настроение
героев.
Набор “Веселые бусинки” — для развития
тонких координированных движений пальцев рук.
Пуговицы — для нормализации мышечного тонуса,
звукового и слогового анализа слов.
Развитие зрительного восприятия.
Для развития зрительного анализа и синтеза,
произвольного зрительного внимания и
запоминания использую следующие упражнения:
- Определение изменений в предъявленном ряду
предметов. - Нахождение “выпавшей”, “лишней” игрушки,
картинки. - Нахождение различий на двух сходных сюжетных
картинках. - Нахождение нереальных элементов “нелепых”
картинок. - Запоминание 4-6 предметов, игрушек, картинок,
геометрических фигур и воспроизведение их в
исходной последовательности. - Нахождение такого же предмета в ряду. Задания
даются с постепенным усложнением. - Нахождение одинаковых рисунков в ряду.
- Объединение частей в целое – “Разрезные
картинки” из 4-12 частей, с опорой на образец и без
него. - Узнавание предмета по частям, объединение
частей в целое по образцу. - Нахождение зашумленных и наложенных предметных
изображений.
Работа по сенсорному воспитанию строится на
основе тесного взаимодействия ребенка,
воспитателя и логопеда. При этом каждый из
педагогов должен учитывать, как речевые, так и
познавательные возможности ребенка, уровень его
познавательной активности. Для детей с ОНР
характерна неустойчивость познавательной
активности, избегание трудных ситуаций, новых
видов деятельности, слабое проявление
эмоционального отношения к сотрудничеству со
взрослым, снижение речевой активности, поэтому,
совместную деятельность с ребенком следует
выстраивать исходя из его
индивидуально-типологических особенностей.
Литература:
- Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция.
Понимание скрытых проблем развития. – М.:
Теревинф, 2009. - Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми
речевыми нарушениями: начальные этапы работы. –
М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Кириллова Е.В. Логопедическая работа с
безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера, 2011. - Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки
речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. –
М.: ЛОГОМАГ, 2015
Источник