Сенсорное развитие ребенка по месяцам таблица
Таблица сенсомоторного развития до 0,5 года (6 месяцев)
А. Зрительное восприятие | |
А.6 | Оба глаза смотрят на предмет прямо |
А.5 | Видит изюминку на столе |
А.4 | Рассматривает предмет в руке |
А.3 | Следит взглядом за удаляющимся предметом |
А.2 | Смотрит в лицо |
А.1 | Следит взглядом за движущимся предметом |
Б. Мелкая моторика | |
Б.6 | Тянет предметы в рот |
Б.5 | Тянется в направлении объекта |
Б.4 | Играет со своими руками |
Б.3 | Тянет к себе предметы |
Б.2 | Сгибает и разгибает руки |
Б.1 | Сжимает предмет в руке |
В. Крупная моторика | |
В.6 | Лежа на спине, приподнимает головку и пытается сесть |
В.5 | Лежа на животе, приподнимается и переворачивается на спину |
В.4 | В положении сидя держит спину прямо; плавает лежа на животе |
В.3 | Опирается на локти, лежа на животе; проявляет активность во время купания |
В.2 | Контролирует положение головы, толкается ножками |
В.1 | Поднимает голову лежа на животе; отталкивается ножками от опоры |
Г. Речь | |
Г.6 | Издает звуки в ответ на реплику взрослого |
Г.5 | Держит рот закрытым, сглатывает слюну |
Г.4 | Хихикает, смеется, визжит |
Г.3 | Звуки и сочетания звуков: «ха», «грр», «ооо», «агу», «ррр», «ух», «гага» |
Г.2 | Другие звуки (кроме плача) |
Г.1 | Сосет; глотает; плачет |
Д. Слуховое восприятие | |
Д.6 | Вертит головой в поисках источника звука |
Д.5 | Прислушивается к пению, музыке |
Д.4 | Смотрит на говорящего |
Д.3 | Замирает, услышав тихий звук |
Д.2 | Реагирует на звуки во сне |
Д.1 | Пугается громких звуков |
Таблица сенсомоторного развития до 1 года (12 месяцев)
А. Зрительное восприятие | |
А.12 | Находит накрытый предмет |
А.11 | Узнает свою бутылочку |
А.10 | Рассматривает свои руки |
А.9 | Трогает руками собственное отражение в зеркале |
А.8 | Следит взглядом за упавшим предметом |
А.7 | Наблюдает за движущимся человеком |
Б. Мелкая моторика | |
Б.12 | Хватает предмет большим и указательным пальцами |
Б.11 | Трясет предмет |
Б.10 | Исследует предметы |
Б.9 | Перекладывает предмет из одной руки в другую |
Б.8 | Берет 2 предмета со стола |
Б.7 | Хватает предмет и отпускает его |
В. Крупная моторика | |
В.12 | Стоит на коленях, самостоятельно ползет |
В.11 | Твердо сидит на стуле, может самостоятельно сесть |
В.10 | Поднимается и стоит, удерживаясь за предмет |
В.9 | Может сидеть без посторонней помощи |
В.8 | Опирается на 4 точки и переворачивается на живот |
В.7 | Удерживает на ногах чес тела и пританцовывает, отталкиваясь от пола |
Г. Речь | |
Г.12 | Произносит 4 различных слога |
Г.11 | Подражает звукам |
Г.10 | Выражает эмоции звуками |
Г.9 | Выплевывает еду кончиком языка |
Г.8 | Пьет из чашки |
Г.7 | Тщательно облизывает ложку |
Д. Слуховое восприятие | |
Д.12 | Понимает смысл сказанного |
Д.11 | Поворачивает головку, откуда доноситься звук |
Д.10 | Реагирует на строгий тон |
Д.9 | Поворачивает голову, услышав шепот |
Д.8 | Прислушивается к шагам |
Д.7 | Перестает плакать, когда взрослый говорит успокаивающим тоном |
Таблица сенсомоторного развития до 1,5 года (18 месяцев)
А. Зрительное восприятие | |
А.18 | Издалека узнает близкого человека |
А.17 | Охотно рассматривает яркие картинки |
А.16 | Наблюдает за своим отражением в зеркале |
А.15 | Следит взглядом за катящимся мячиком |
А.14 | Узнает родителей, братьев и сестер |
А.13 | Предпочитает определенную игрушку |
Б. Мелкая моторика | |
Б.18 | Распаковывает предметы |
Б.17 | Самостоятельно пьет из чашки |
Б.16 | Бросает предметы |
Б.15 | Указывает при помощи указательного пальца |
Б.14 | Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно |
Б.13 | Стучит двумя предметами друг о друга |
В. Крупная моторика | |
В.18 | Ползет по лестнице, лежа на животе |
В.17 | Встает без помощи взрослого |
В.16 | Наклонившись, поднимает предмет с пола |
В.15 | Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит |
В.14 | Толкает коляску |
В.13 | Ходит, придерживаясь за предметы мебели |
Г. Речь | |
В.18 | Ползет по лестнице, лежа на животе |
В.17 | Встает без помощи взрослого |
В.16 | Наклонившись, поднимает предмет с пола |
В.15 | Самостоятельно стоит, самостоятельно ходит |
В.14 | Толкает коляску |
В.13 | Ходит, придерживаясь за предметы мебели |
Д. Слуховое восприятие | |
Д.18 | Реагирует на произнесение своего имени |
Д.17 | Понимает смысл просьбы: «открой рот!» |
Д.16 | Выражает положительные эмоции |
Д.15 | Реагирует на просьбу: «иди ко мне!» |
Д.14 | Движение губами при словах «ам-ам» |
Д.13 | Смотрит в сторону называемого человека |
Таблица сенсомоторного развития до 2 года (24 месяцев)
А. Зрительное восприятие | |
А.24 | Кладет 2 предмета в соответствии с их изображением |
А.23 | Показывает части тела на кухне |
А.22 | Находит переставленный на новое место предмет |
А.21 | Наблюдает за строительством башенки |
А.20 | Мотает головой в знак не согласия |
А.19 | Распределяет правильно предметы |
Б. Мелкая моторика | |
Б.24 | Снимает одежду |
Б.23 | Чертит на бумаге |
Б.22 | Бросает изюминку в бутылку |
Б.21 | Расстегивает замок-молнию |
Б.20 | Строит башню из двух кубиков |
Б.19 | Надевает колечки на палочку |
В. Крупная моторика | |
В.24 | Бьет по мячу ногой, не попадая при этом |
В.23 | Влезает на стул, держится за спинку |
В.22 | Поднимается по лестнице, держась за перила |
В.21 | Идет спиной вперед |
В.20 | Пробегает 5 метров, не упав |
В.19 | Поднимает предмет, присев на корточки |
Г. Речь | |
Г.24 | Называет два вида деятельности |
Г.23 | Называет 4 предмета |
Г.22 | Называет трех людей по имени |
Г.21 | Использует 5 слов |
Г.20 | Звуки: н,л,д,т,в,ф |
Г.19 | Выражает желание словом |
Д. Слуховое восприятие | |
Д.24 | Понимает призыв «гулять» |
Д.23 | Понимает ласковые слова и «баю-бай» |
Д.22 | Понимает вопрос: «Хочешь..?» |
Д.21 | Указывает на названную часть тела |
Д.20 | Указывает на четыре названных предмета |
Д.19 | Указывает на двух названных людей |
Таблица сенсомоторного развития до 2,5 года (30 месяцев)
А. Зрительное восприятие | |
А.30 | Раскладывает две пары картинок в отдельные стопки |
А.29 | Сортирует ложки и вилки |
А.28 | Узнает соседей и гостей |
А.27 | Различает две разные геометрические формы |
А.26 | Различает 2 цвета |
А.25 | Различает 2 предмета разного размера |
Б. Мелкая моторика | |
Б.30 | Строит башенки из 4х кубиков |
Б.29 | Самостоятельно ест ложкой |
Б.28 | Бросает теннисный мячик, подняв руку над головой |
Б.27 | Достает бусинку из бутылочки. |
Б.26 | Вставляет палочку в трубочку |
Б.25 | Переворачивает страницы |
В. Крупная моторика | |
В.30 | Прыгает по полу обоими ногами |
В.29 | Идет, держа равновесие |
В.28 | Поднимается на три перекладины лесенки |
В.27 | Спускается по лестнице, держась за перила |
В.26 | Поднимается по лестнице, не держась за перила |
В.25 | Играет, сидя на корточках |
Г. Речь | |
Г.30 | Употребляет слова: «он», «она», «оно» |
Г.29 | Произносит фразу из трех слов |
Г.28 | Называет два свойства предметов |
Г.27 | Говорит: «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо» |
Г.26 | Называет себя по имени |
Г.25 | Использует 10 слов |
Д. Слуховое восприятие | |
Д.30 | Выполняет просьбу: «Уложи куклу баиньки» |
Д.29 | Выполняет просьбу: «Дай мне еще один» |
Д.28 | Понимает «До свидания», «пока» |
Д.27 | Показывает 4х названных людей |
Д.26 | Показывает 8 названных предметов |
Д.25 | Понимает смысл 20 слов |
Таблица сенсомоторного развития 3 года (36 месяца)
А. Зрительное восприятие | |
А.36 | Знает разницу между понятием «один» и «много» |
А.35 | Узнает род деятельности на картинке |
А.34 | Узнает знакомые места |
А.33 | Находит 2 спрятанных предмета |
А.32 | Сортирует чайные и столовые ложки |
А.31 | Знает свою одежду |
Б. Мелкая моторика | |
Б.36 | Рисует круги |
Б.35 | Переливает воду из сосуда в сосуд |
Б.34 | Складывает лист бумаги, сгибая его посередине |
Б.33 | Достает предмет грабельками |
Б.32 | Надевает бусинки на проволоку |
Б.31 | Опускает цепочку в трубку |
В. Крупная моторика | |
В.36 | Спрыгивает с лестницы обеими ногами |
В.35 | Перепрыгивает с разбега через черту |
В.34 | Пробегает 15 метров, не упав |
В.33 | Стоит на обеих носках с закрытыми глазами |
В.32 | Спускается по лестнице, держась за перила |
В.31 | Проходит 3 метра на носках |
Г. Речь | |
Г.36 | Звуки : р, с, ш, ч, ц, щ |
Г.35 | Разговаривает с куклой, с мишкой |
Г.34 | Произносит фразу из 3 слов |
Г.33 | Спрашивает: «что это?» |
Г.32 | Повторяет слова из 4х слов |
Г.31 | Употребляет слова «еще», «опять», «много» |
Д. Слуховое восприятие | |
Д.36 | Выполняет просьбу: «Дай мне один/много» |
Д.35 | Различает на слух два удара |
Д.34 | Показывает действие на картинке |
Д.33 | Показывает 6 названных частей тела |
Д.32 | Выполняет двойную просьбу |
Д.31 | Понимает двойное обозначение места |
Таблица сенсомоторного развития 3,5 года (42 месяца)
А. Зрительное восприятие | |
А.42 | Ориентируется на улице |
А.41 | Различает пять геометрических форм |
А.40 | Вкладывает пять полых кубиков один в другой |
А.39 | Различает 5 картинок |
А.38 | Различает три длины |
А.37 | Различает основные цвета |
Б. Мелкая моторика | |
Б.42 | Держит карандаш пальцами |
Б.41 | Рисует круги |
Б.40 | Строит башню из 8 кубиков |
Б.39 | Разворачивает конфету |
Б.38 | Открывает спичечных коробок |
Б.37 | Одевается сам |
В. Крупная моторика | |
В.42 | Поднимается по лестнице, не держась за перила |
В.41 | Прыгает на 20 см в длину, на 5 см в высоту |
В.40 | Идет по полосе три метра |
В.39 | Проносит три метра стакан с водой |
В.38 | Ударяет два раза по воздушному шарику |
В.37 | Ездит на трехколесном велосипеде |
Г. Речь | |
Г.42 | Использует прошедшее время |
Г.41 | Рассказывает спонтанно о событии |
Г.40 | Называет 5 видов животных |
Г.39 | Называет вид деятельности, изображенный на картинке |
Г.38 | Использует множественное число |
Г.37 | Говорит: «я», «ты», «твое», «мое» |
Д. Слуховое восприятие | |
Д.42 | Различает на слух гласный «а» |
Д.41 | Внимательно слушает рассказ |
Д.40 | Показывает предметы круглые и с углами |
Д.39 | Указывает на предмет красного цвета |
Д.38 | Показывает «право/лево» (пусть и неправильно) |
Д.37 | Показывает «больше» и «меньше» |
Таблица сенсомоторного развития 4 года (48 месяцев)
А. Зрительное восприятие | |
А.48 | Составляет разрезную картинку из двух элементов |
А.47 | Узнает часть целого |
А.46 | Различает «мальчик» и «девочка» |
А.45 | Находит три спрятанных предмета |
А.44 | Распознает количество «два» |
А.43 | Различает понятие «машины» и «животные» |
Б. Мелкая моторика | |
Б.48 | Режет ножницами |
Б.47 | Застегивает и расстегивает пуговицы |
Б.46 | Проводит линию, соединяющую две точки |
Б.45 | Лепит шар и змейку |
Б.44 | Откручивает болт, поворачивает ключ в замке |
Б.43 | Моет и вытирает руки |
В. Крупная моторика | |
В.48 | Свободно спускается по лестнице с переменной ног |
В.47 | Спрыгивает двумя ногами с дивана |
В.46 | Делает пять прыжков подряд на двух ногах |
В.45 | Подпрыгивает на одной ноге |
В.44 | Удерживает равновесие на каждой ноге по 2 секунды |
В.43 | Шагает, размахивая в такт руками |
Г. Речь | |
Г.48 | Называет два противоположных значения |
Г.47 | Спрашивает: «кто?», «где?», «куда?», «куда?», «почему?» |
Г.46 | Употребляет придаточные предложения. |
Г.45 | Повторяет короткий рассказ |
Г.44 | Объясняет смысл игры |
Г.43 | Звуки и комбинации звуков: х, нг, нт, шп, фр |
Д. Слуховое восприятие | |
Д.48 | Показывает все что летает |
Д.47 | Понимает «усталый», «голодный» |
Д.46 | Кладет предмет на что-либо, под что-либо |
Д.45 | Понимает «утром/вечером» |
Д.44 | Исполняет просьбу: «дай мне два..» |
Д.43 | Знает большой и указательный палец |
Приложение №1
Как пользоваться Таблицей сенсомоторного развития
Выберите Задания с соответствием возраста ребенка. К примеру, для ребенка 2,5 лет воспользуйтесь Заданиями для третьего года жизни.
Если ребенок находится на границе двух возрастных групп и достаточно развит, можно выбрать задания, соответствующие более старшей возрастной группе.
Проверку степени развития всех пяти функциональных сфер следует проводить до тех пор, пока ребенок справляется хотя бы с одним заданием следующего полугодового цикла. Тоже самое касается контроля «сверху вниз»- ребенок должен справляться с каждым заданием предшествующего полугодового цикла.
Так при контроле функций первого года жизни достаточно знать , что выросший из данной возрастной группы ребенок когда-либо справлялся с соответствующими заданиями. Например, если шестимесячный младенец тащит предметы в рот (колонка Б) или отвечает звуками (колонка Г), это не означает, что достигнув возраста 3 лет, ребенок по-прежнему должен тащить все в рот и отвечать звуками вместо слов. Реакция ребенка должна соответствовать возрасту.
Полученные результаты заносятся в Таблицу:
Х-если ребенок справляется с соответственным заданием, и
/- если ребенок справляется с заданием на половину -лишь после тщательного контроля функций с помощью рекомендаций к Заданиям. Если ребенок не справляется с тем или иным заданием , данное окошко пока остается пустым , но при этом мы имеем ввиду, что при повторных выполнениях тех же самых заданий пустые или полупустые задания будут заполнены окончательно.
В отдельных случаях интересно сосчитать сумму полученных результатов и внести результат в нижнюю часть Таблицы. Два выполненных наполовину задания // соответствует одному выполненному полностью Х
Сумма результатов выполненных заданий определяет приблизительную возрастную границу уровня развития ребенка.
Повторное исследование имеет смысл провести через полгода после первого. Данный интервал времени оправдал себя на практике для детей с поздним развитием и детей с нарушением развития. Через пол года четко видно, наметились ли улучшения в той или иной сфере после целенаправленных занятий с ребенком.
При замедленном темпе развития отставания тем больше, чем старше становится ребенок. В таком случае все усилия все усилия будут приложены к тому, чтобы максимально наверстать упущенное и повысить темп развития.
Коэффициент развития (КР) поможет специалисту правильно определить темп развития ребенка. Чтобы подсчитать КР, следует реальный возраст ребенка, определенный с помощью Таблицы, разделить на его физический возраст и результат умножить на 100. Все показатели выше 100 соответствуют нормальному уровню развития или превосходят его.
КР ниже 100 сигнализирует о сниженном темпе развития.
Источник
Чтобы родители и воспитатели получили информацию о том, чему ребенок учится в определенном возрасте, мы составили Таблицу сенсомоторного развития ребенка в первые 4 года жизни. Ее содержание совпадает с содержанием Заданий (см. с.13). Информация, приведенная в Заданиях, подробнее и содержит более точные указания. Таблица составлена из ключевых слов и дает, прежде всего, общее представление об уровне развития ребенка в конкретном возрасте. Таблица разделена на 5 вертикальных колонок и состоит из 240 пунктов. Таким образом, в каждой колонке последовательно представлены 48 ступеней развития от рождения до 48‑го месяца жизни, т. е. до 4‑х лет. Пять колонок охватывают 5 функциональных сфер сенсомоторного развития:
Колонка
А – Зрительное восприятие Колонка
Б – Мелкая моторика Колонка
В – Крупная моторика Колонка
Г – Речь Колонка
Д – Слуховое восприятие
Таблица сенсомоторного развития
Фамилия, имя ……………………………………………………………………………………
Город ………………………………………………………………………………………………………
Адрес ……………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
Возраст ……………………………… Дата рождения ……………………..
Первое обследование ………………………………………………………………….
Второе обследование …………………………………………………………………..
Третье обследование …………………………………………………………………….
Для заметок лечебного педагога
1. Предыстория (анамнез): …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
2. Причина представления:………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
3. Наблюдения специалиста,
проводившего обследования
Контакты с другими лицами: ……………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
Поведение в игре: …………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
Особые замечания:………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
4. Диагноз: ………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
5. Предложенная терапия: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – координация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Колонки А и Д отражают то, что воспринимает центральная нервная система. Колонки Б‑Г регистрируют то, что исходит из головного мозга. Восприятие информации из внешнего мира происходит главным образом при помощи «каналов чувств» – зрения (А) и слуха (Д). Для передачи информации человек использует «двигательные каналы» (Б, В и Г), дотрагиваясь до предметов, передвигаясь и разговаривая.
В каждой из пяти колонок измеряется одна из вышеуказанных функций. Это значит, что в каждом случае дается определенное задание, с которым детям по достижении определенного возраста уже следует успешно справляться.
Каждому месяцу жизни ребенка соответствует определенная задача.
Пример из колонки А (Зрительное восприятие) для 1‑го месяца жизни: «Следит взглядом за движущимся объектом». Далее в Заданиях эта задача описана подробнее: «Может ли ребенок, лежа на спине, следить глазами за движущейся игрушкой ярко‑красного цвета?»
Для оценки каждой функции, в данном случае функции прослеживания взглядом, дается пример того, как именно следует выполнять задание. Для этого предложены определенные ситуации, на которые ребенок может реагировать тем или иным образом. Во многих случаях родители из опыта уже знают, как их ребенок вел себя в определенных ситуациях, например, трогал ли руками свое отражение в зеркале или следил взглядом за катящимся мячом.
Возможно, родители не смогут сказать сразу, овладел ли их ребенок той или иной функцией. В этом случае им следует как можно более четко следовать предписаниям Заданий, которые помогут родителям и воспитателям понять, в какой ситуации можно наиболее точно определить уровень развития соответствующей функции.
Возьмем в качестве примера задание А.18. «Издалека узнает близкого человека». Задания дают более подробное объяснение оцениваемой функции: «Может ли ребенок на расстоянии 10 метров узнать маму, папу или другого хорошо знакомого ему человека?». Далее следуют инструкции по проведению эксперимента: «Выгляните с ребенком в окно или встаньте с ним перед дверью, в то время как человек, хорошо знакомый ребенку, приближается издалека. Тот, в свою очередь, может привлечь внимание, подмигивая, подпрыгивая или пританцовывая».
Если ребенок справляется с заданием, можно говорить о соответствующем возрасту уровне развития. Или, точнее, можно говорить о развитии, на данный момент соответствующем возрасту, так как в Таблице приводится нижняя граница «нормы», а не средний показатель. Так, даже дети с поздним развитием смогут выполнить минимальные требования. Согласно приведенному выше примеру ребенок в возрасте 1,5 года уже должен узнавать близкого человека на расстоянии 10 метров. В задании А.18. проверяется способность зрительного восприятия в возрасте 18 месяцев. Это, так сказать, последний срок овладения данной функцией в соответствии с возрастом. Если же ребенок в возрасте 1,5 года не справляется с данной задачей, речь идет о задержке развития и стоит задуматься о возможных нарушениях.
Чтобы не возникало различных мнений о том, действительно ли ребенок справляется с соответствующим заданием, устанавливаются определенные реакции детей в соответствии с возрастом. Так, задание А.12. (зрительное восприятие в возрасте 12 месяцев): «Находит накрытый предмет» оценивается следующим образом: «Ребенок справляется с заданием, если снимает платок, чтобы добраться до накрытой им игрушки. Ребенок справляется с заданием лишь наполовину, если протягивает руку в направлении платка. Если же ребенок смотрит в сторону платка, но не пытается схватить его рукой, считается, что ребенок с заданием не справляется.»
Задания в Таблице расположены по степени возрастания сложности снизу вверх. К примеру, в колонке В (Двигательная сфера) описано, что ребенок в возрасте 1,5 года уже сам ползет вверх по лестнице. В 2 года ребенок уже настолько владеет своим телом, что может ударить по футбольному мячу, удержавшись при этом на ногах. В возрасте 2,5 года ребенок прыгает двумя ногами с места, а в возрасте 3 лет спрыгивает со ступеньки.
Таблица дает наглядный обзор этапов развития ребенка в пяти основных сферах сенсомоторного развития, что для родителей и педагогов намного важнее, чем вычисление точной степени развития ребенка. Последнее невозможно, так как Таблицаориентирована на детей с поздним развитием. Так, например, в колонке В перед ребенком 15 месяцев поставлена следующая задача: «Самостоятельно стоит; самостоятельно ходит». Это означает, что 90 % детей в данном возрасте в состоянии самостоятельно стоять и ходить.
Все приведенные в Таблице данные, основанные на показателях статистических и научных исследований, отмечены звездочкой (*).
На практике мы часто сталкиваемся с тем, что «обычный ребенок» имеет более высокие результаты, чем те, что приведены в некоторых колонках Таблицы. У разных детей может наблюдаться более раннее или более позднее развитие той или иной функции и соответственно сильно различаться показатели по колонкам. Возможно, ребенок владеет одной функцией, опережая свой возраст, в то время как другая развита на уровне данных, приведенных в Таблице. Большое значение здесь имеют индивидуальные способности ребенка и то, насколько часто он «упражняется» в развитии тех или иных способностей.
В первую очередь это касается заданий для детей старшего возраста. Часто ребенок не справляется с тем или иным заданием, потому что у него нет достаточного опыта в этой области. В этом случае, разумеется, с ним нужно заниматься, чтобы развить недостающие способности. Если центральная нервная система достаточно развита, при помощи упражнений ребенок сможет в короткие сроки добиться положительных результатов.
Диагностика развития при помощи Таблицы существенно отличается от диагностики развития при помощи тестирования. Задания для теста составляются в соответствии с конкретной программой исследования, и зачастую на их выполнение дается определенное время. Наша Таблица дает ответ на вопрос, овладел ребенок данной функцией или справился с заданием хотя бы один раз. Другими словами, не предусмотрено, что ребенок должен справляться с заданием по первому требованию, как это бывает при тестировании.
Таблица предъявляет минимальные требования к оценке, что на практике очень удобно, так как она может помочь выявить задержку и нарушение развития. Если ребенок не достигает уровня развития определенных функций, указанных в Таблице, это должно послужить для родителей и воспитателей сигналом тревоги.
Если же сравнить показатели развития по разным колонкам для одного и того же ребенка, можно без труда определить, в чем ребенок отстает, по какой из них темп развития явно замедлен и наблюдаются нарушения.
Следует подчеркнуть, что данная Таблица составлена не для специалистов: она является удобным и простым практическим пособием, в первую очередь – для родителей. Это подтверждает цель данной работы – помочь выявить задержки развития, чтобы иметь возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь.
Источник