Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста
Лизунова Валентина
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
В детском дошкольном учреждении работаю всего три года. Так как мне в основном пришлось работать с младшими дошкольниками, я обратила внимание на недостаточность развития сенсорной культуры у детей. Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка, необходимо для успешного воспитания ребенка в детском образовательном учреждении, а затем и в начальной школе. При недостачном формировании восприятия предметов, развитии сенсорномоторных действий, у детей возникают трудности с обучением письму, выполнением поделок на уроках труда. Основные задачи сенсорного воспитания,которые необходимо было мне решить:
• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими, цвета, величины;
• подобрать эффективные игры, игровые упражнения, игры-занятия по сенсорному воспитанию;
• привлечь родителей к созданию развивающих игр и пособий в рамках смотра – конкурса «Мир игрушки»;
• создать сенсомоторный уголок в группе;
• составить картотеку игр по сенсорному развитию.
Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда, в которой он находится.С помощью родителей воспитанников были проведены следующие мероприятия:
• пополнен игровой и сенсорный материал в группе;
• дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой и песком, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;
• приобретены доски-вкладыши с основными формами; наборы объемных тел; развивающая игра «Блоки Дьенеша»;
• куб – сортер с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;
• обновлен музыкальный уголок звучащими игрушками;
• приобретен пластмассовый конструктор «Лего».
• изготовлены настольные,дидактические игры: «Разложи предметы по разноцветным кармашкам», «Геометрик», «Закрути крышки», «Разноцветные домики», «Книжка с разноцветными окошками», развивающие панно «Модница», «Домик в деревне».
ля повышения сенсорнойкультуры воспитанников использовала различные формы работы: проведение опытов, самостоятельные наблюдения, дидактические и подвижные игры.
При ознакомлении детей с различными сенсорными эталонами использовала групповые и индивидуальные занятия, познавательные игры, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком. В рамках сенсорного развития детей знакомила их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводила работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать. Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о свойствах предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.
Знакомство детей с цветом осуществляла в ходе непосредственно образовательной деятельности и в быту при рассматривании различных предметов. Проводила игры –занятия: «Цветная вода», «Ниточки для шариков», «Разноцветные кубики», «Найди парочки» с использованием красок, цветных карандашей, пластилина, счетных палочек.
Очень эффективно проведение с детьми подвижных игр с использованием цветных ленточек, флажков, мячей, обручей,колец: «Найди свое гнездышко», «Подними флажок», «Бегите к своему флажку». Для знакомства и закрепления знаний цветов и самостоятельной работы детей в сенсорномоторномуголке я изготовила дидактические игры: «Книжка с разноцветными окошками», «Разложи предметы по цветным кармашкам», «Разноцветные домики», которые помогли воспитанникам в знакомстве с сенсорными эталонами.
Изучая с воспитанниками геометрические формы, использовала специальные игрушки (кубик – сортер, строительный конструктор, рамки -вкладыши). В рамках проведения конкурса «Мир игрушки» родители воспитанников изготовили настольную игру «Геометрик», играя в которую, дети натягивают резинки на гвоздики, получая различные геометрические фигуры.
Чтобы познакомить детей с плоскими и объемными геометрическими формами, проводила с детьми игры –занятия: «Разложи фигуры по домикам», «Фигуры играют в прятки», «Башни».Демонстрировала детям опыты и эксперименты с предметами различных геометрических форм: «Катится – не катится», «Веселый поезд», «Почтовый ящик».
При знакомстве детейс величиной и закреплении знаний о ней использовала следующие методы и приемы:
• сравнение пар предметов во время игр, в режимных моментах зрительно и практически – способом приложения;
• использование специальных дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши, доски Сегена);
• проведение игр — занятий «Накрой платочком», «Покорми кукол», «Подбери мебель для котят»;
• проведение дидактических игр с применением блоков Дьенеша.
Изучая с детьми такой важный аспект сенсорной культуры, как расположение предметов в пространстве,использовала разнообразные способы:
наблюдение в группе и на участке детского сада;
манипуляции с предметами;
занятия рисованием, аппликацией лепкой;
развивающие игры: «Составь предмет», «Посади огород», «Веселый конструктор», «Собери пазлы», «Веселый огород».
Для закрепления знаний детей о величине и расположении предметов в пространстве из бросового материала изготовила развивающие игры: «Закрути правильно крышки» и «Выложи по образцу».
В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания,решала следующие задачи:
развитие хватания;
обучение целенаправленному ощупыванию;
развитие чувствительности пальцев рук;
знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.
Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире. Игры и занятия по развитию осязания проводила во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей. Для развития восприятия у детей таких свойств предметов, как фактура, плотность, форма,мною были изготовлены дидактические игры: «Тактильный мешочек»; «Найди одинаковые мешочки». Я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей (карандаши-«султанчики»,игры-шнуровки).
Использование массажных мячей дает очень хорощий результат.
Разные по форме, упругости, фактуре поверхности, мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. «Шариковые» ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. Опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии использую «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаю горох, фасоль, желуди, шишки. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации чувствительности пальцев. Игровые развивающие панно «Модница» и «Домик в деревне», которые изготовили родители воспитанников, представляют собой панно, сшитые из фетра и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.
Органом осязания служат пальцы рук, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов пальцев руки. С этой целью использовала различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно –двигательных ощущений:
• лепка;
• аппликация;
• аппликационная лепка;
• конструирование из бумаги, конструктора «Лего»;
• рисование;
• сортировка мелких предметов;
• изготовление поделок из природного материала (ракушек, шишек, желудей, семян ясеня и клена).
Самостоятельная исследовательская деятельность детей вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление. В своей работе использовала пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.
Один раз в неделю я проводила занятия кружка «Умные ладошки», которые направлены на изучение упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.
Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. Для развития слухового внимания у детейв своей практике применяю различные игры: «Угадай, чей голосок», «Постучим, погремим!», «Кто там?». В сенсорномоторном уголке у нас есть набор «шумелок», которые сделаны из пластиковых контейнеров с различными наполнителями. В фонотеке много записей с различными звуками природы (шум воды, моря, голоса птиц, животных, которые также помогают детям в развитие у них слухового восприятия окружающего мира.
Анализ проведенной деятельности показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Воспитание сенсорной культуры поможет детям в старшей и подготовительной группе овладеть навыками письма, послужит базой для изучения математики.
Источник
Сенсорное развитие детей
младшего дошкольного возраста .
Установлено, что развитие сенсорных способностей, формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возраста в условиях современного ДОО (дошкольная образовательная организация) возможно только при решении задач сенсорного развития в различных видах деятельности (игры, конструирование, изобразительная деятельность), реализуемых преимущественно в дидактической игре, игре-экспериментировании , в совместной деятельности воспитателя с детьми .
Важное значение для достижения качества образовательной работы в дошкольных образовательных организациях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности, осуществление сенсорного воспитания как основы всестороннего развития ребёнка.
Сенсорное развитие осуществляется целенаправленно посредством развития у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития
— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— развивает внимание;
— развивает наблюдательность;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
— является основой для развития воображения;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— позитивно влияет на эстетические чувства;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
-готовит к реальной жизни.
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. Дошкольный возраст- период первоначального ознакомления с окружающей действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, различного рода действий с предметами. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Восприятие окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия следует развивать у детей, опираясь на их интересы и потребности.
В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов.
Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами.
На занятиях в дошкольных образовательных организациях задачи сенсорного развития входят в дидактическую систему и решаются во всех видах деятельности.
Сенсорное развитие на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства развитием способности к ощущению, восприятию и формированию представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий.
Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.
Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.
Включенное в дидактическую систему занятий сенсорное развитие является неотъемлемой частью умственного воспитания.
Сенсорное развитие влияет на:
• Умственное развитие;
• Эмоциональное развитие;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения ребенка к окружающему миру.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
• Способствовать развитию цветоразличения, умению воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
•Способствовать формированию у детей зрительного способа обследования предметов;
•Способствовать развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, величину;
• Способствовать развитию познавательных процессов;
•Способствовать развитию мелкой моторики.
Для повышения результативности сенсорного развития большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.
Упражнения с дидактическими материалами и игрушками предполагают манипуляции детей с наборами геометрических фигур, деревянными сборно- разборными игрушками, вкладышами и др. Эти упражнения, основаны на практических действиях каждого ребёнка с деталями дидактических игрушек, материалов: собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др. Это позволяет ребёнку приобретать сенсорный опыт, закреплять представления о форме, величине, цвете предметов.
Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определённым качествам (форме, величине и др.), чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Данные упражнения могут выступать в форме самостоятельного занятия, если проводятся в течение всего времени, отведённого для обучения. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка был необходимый материал и организовать работу детей.
В зависимости от задач, возраста и опыта детей воспитатель может направлять деятельность детей на развитие ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме.
Под руководством воспитателя дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; включаются в экспериментирование, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность; целенаправленно наблюдают за объектами организованного восприятия; выполнять простейший сенсорный анализ; стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной деятельности и конструировании.
Для успешного сенсорного развития в группе создаётся предметно — развивающая среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия.
При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:
— у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
— игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
— учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
— с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом(пирамидки, башенки) , разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
— для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.
— известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
— при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
— чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
— подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.
— интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры .
Можно сделать вывод, что с помощь дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное развитие детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.
Дидактическая игра “ Бассейн с сюрпризом”
Цель: воздействовать на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес, звук, цвет, воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снимать эмоциональное напряжения.
Оборудование: тазик, капсулы от киндер-сюрприза, наполненные различными наполнителями (рис, горох, фасоль, пуговицы, мелкие гвоздики и др.), мелкие игрушки, попрыгунчики, теннисные мячики и др.
Ход игры:1. Воспитатель просит детей искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Выставлять их на стол, называя предмет или игрушку.
Сюда насыпали «сюрпризы», и пальцы запустили,
Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.
Ведь тут не соль, и не фасоль,
а разноцветные «сюрпризы».
На дне – игрушки для детей,
мы их достанем без затей.
2. Воспитатель просит детей найти звучащие капсулы и сравнить их по звуку, по весу, цвету.
Данное пособие может сопровождаться музыкой. Так же можно сопровождать игру стихотворениям с движениями:
ЗАЯЦ В ЛЕСУ (игра с шумелками – капсулы от киндер – сюрприза наполненные разными наполнителями)
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(шуршат в тазике содержимым)
Испугался заяц и бежать.
( стучим киндер – сюрпризом друг о друга)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(стучим по столу киндер-сюрпризами )
Бросился заяц бежать.
(стучим по столу ладошками (быстро))
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
( шумим шумелками)
Побежал заяц из леса к речке
(стучим по столу (быстро))
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца — и скок в воду.
(хлопаем ладонями)
Тут заяц остановился и говорит:
— А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(стучим по столу (медленно)) .
После этого, дети, ищут мелких животных в тазике, выставляют их на стол и играют с ними
Дидактическая игра «Весёлые пробочки»
Цели: развитие логического и наглядно-действенного, образного мышления; мелкой моторики рук; внимания, памяти.
Создания эмоционально положительного настроения.
Развитие интереса и побуждение к действиям с предметами.
Знакомство с разными свойствами предмета: величина ( большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по размеру и цвету.
Развитие умения понимать и правильно выполнять задания.
Оборудование: пробки разного цвета и размера, карточки-образцы выкладывания пробок.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и выбрать по одной, после этого дети перебирают в коробке пробочки и ищут для своей карточки одинаковые по цвету и размеру. Закрывая на карточках такие же кружочки.
Источник