Сенсорное развитие ребенка диплом
Оксана Липатова
Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
подготовил:
Липатова Оксана Константиновна,
воспитатель МДОАУ № 60
город Орск
2019 год
«Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития… Игра — это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности»,
считал В. А. Сухомлинский.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка,прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра.
Актуальность сенсорного развития
Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Значение сенсорного воспитания
-является основой для интеллектуального развития,
-развивает наблюдательность, внимание,
позитивно влияет на эстетическое чувство,
-является основой для развития воображения,
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
-влияет на расширение словарного запаса ребенка,
-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:
— образовательную деятельность
— игры – экспериментирования
— художественное творчество
— наблюдение
— дидактические игры
Я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорныеэталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей первой и второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.
Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.
Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактическойигры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.
Задачи:
— формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
— знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
— воспитывать познавательный интерес, любознательность;
— упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
— способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
— развивать мелкую моторику рук.
С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Чтобы привлечь внимание детейя вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: «А кто это стучится к нам?», «Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!» и т. д.
В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.
Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей («пришла Катя посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.). Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития.
Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет фрукты?», «Кто быстрее разложит по баночкам?» и т. п.
Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно — развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:
— индивидуальные социально- психологические особенности детей;
— интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;
— возрастные особенности.
Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.
Оформлен центр сенсорного развития
Созданы нетрадиционные игры и пособия…. важным условием сенсорного развития детей раннего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда. Было изготовлено много пособий из дерева конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами, замочками, вязаный пальчиковый театр, вязаные фрукты для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры, конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, пазлы все пособия находятся в зоне доступности для детей. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений.Большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитиевсех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети выбирали любой материал по желанию, для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности.
В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:
1. Игры для сенсорного развития:
Цвет:
-развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;
-познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);
-развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, -ориентироваться на цвет как на значимый признак,производить выбор цвета по слову:
«Собери гусеницу по цвету»
«Подбери по цвету»
«Посели горошек в свой домик:»
«Посади бабочку на цветок:»
«Подбери чашку к блюдцу:»
«Подбери по цвету пуговицу к платью»
«Подбери прищепку по цвету»
«Подбери крышку к кастрюле»
«Подбери ниточку к шарику»
«Подбери карандаш по цвету:»
«Подбери одежду по цвету» и т. д.
Величина:
-развивать умение ориентироваться на величину предметов;
-соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры;
-закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);
-обратить внимание на длину, высоту и ширину;
-знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;
-развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними,определять зрительно предметы резко различной величины:
«Подбери животных по размеру»
«Посели рыбку в свой аквариум:»
«Подбери по размеру:»
«Посели мишку в свой домик» и т. д.
Форма:
-закреплять знание названий форм;
-осуществлять выбор формы по ее названию;
-развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, -составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривании;
-развиватьумение соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами:
«Посели животных и фигурки в дома:»
«Подбери заплатку»
«Спрячь мышку:»
«Наклей заплатку:»
«Помоги белке подобрать жёлудь»
«Один,много:» и т. д
2.Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).
Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.
Источник
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет — форма — количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста/ Рус. пер. Под ред. В. В. Юртайкина. — М.: Просвещение, 2014. — 64 с.
2. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. — Ярославль: Академия развития, 2017. — 240с.
3. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / Безруких М. М. — М.: Владос, 2011.- 75с
4. Белкина В. Л. Психология раннего и дошкольного детства.- М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2015.
5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
6. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб: Питер,2008. — 304с.
7. Буянова, Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная работа. — 2016. — №12. — С.32.
8. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников / В.П. Вартан.- Мн.: БрГУ, 2017. — 150с.
9. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 2008.
10. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология / учебное пособие для пед. училищ. -М.: Просвещение, 2016.- 336 с.
11. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей дет. сада / Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. — М.: Просвещение, 2003
12. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. — М.: Просвещение, 2008. — 144с.
13. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е.Б. Волосова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. — 72 с.
14. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дет.сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. — М: Просвещение, 2006. — 192с.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова- М.: Педагогика — Пресс, 2009.
16. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет [Текст] / Т.В. Галанова. — Ярославль: Академия развития, 2006. — 240с.
17. Галигузова, Л.Н., Мещерякова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. — М.:: Владос, 2017. — 304с.
18. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка. — М.: Школа Пресс.-2016.
19. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика — Синтез, 2016.45с.
20. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А Сохина. — М.: Просвещение, 2006. — 415 с.
21. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. — 20017. — №6 (15) — С. 21 — 2
22. Ерофеева, Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников [Текст] / Т.И. Ерофеева. — М.: Академия, 2015. — 344с.
23. Завалишина Д. И. Психологическая структура способностей- М.: Проспект, 2016. — 309 с.
24. Запорожец А. В. Восприятие и деятельность. М.: Просвещение,
2007. — 503с.
25.Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец. — М.: Просвещение, 2003. — 98с.
26. Иванова И. Развиваем сенсорное восприятие// Ребенок в детском саду. — 2017 — № 5. — с 16 -17.
27. Кабанов А. И., Чабовская А. П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста./ Учебник для дошкольных пед училищ. М.: Просвещение, 2001.
28. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. — Ярославль: Академия развития, 1997.
29. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. — 3- изд., исправ. и доп. /Козлова С. А., Куликова Т А. — М.: Академия, 2016.
30. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников / Р.А. Курашова.
— М.: Новое знание, 2006. — 345с.
31. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических инс-тов. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
32. Макарова, Н.В. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений / Н.В. Макарова. — Ростов н/Д, 2014. — 110с.
33. Маханева, М.Д., Рещикова, С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет / М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. — М.: ООО ТЦ Сфера, 2017. — 96с.
34. Медведева, Л.А. Цветочная полянка [Текст]/ Л.А. Медведева// Дошкольное воспитание. — 2012. — №12 — С. 22 — 23.
35. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
36. Методические рекомендации программе по сенсорному развитию детей раннего возраста / под ред. Канонко О. Л. — Киев: Кобза, 2014.
37. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в
дошкольном возрасте. — М.: Академический проект, 2002.
38. Молчанов В. И. Физиологические данные детского возраста. — М. — 2015.
39. Морозова О. Е. И. Тихеева Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание// Дошкольное воспитание.- 2016 — №5. — 54-55 с.
40. Мусейибова, Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №3 — С. 36-41.
41. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста /Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. — 2014. — №2 — С. 48-55.
42. Мутагорова, С.Н., Безуглая, И.Г. Сенсорная комната: новые возможности использования/С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая//Воспитатель ДОУ. — 2013. — №9 — С. 7.
43. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей/ Л.А. Медведева// Справочник старшего воспитателя. — 2016. — №1 — С. 58.
44. Пиаже Ж. Моральные суждение у ребенка / Пер. С фр. М., 2016.
45. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятия цвета, формы, величины у младших дошкольников. — М.: Просвещение, 2001.
46. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание- 2010. — №7. — 34-35с.
47. Плеханов А., Морозова О., Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста/ А. Плеханов, О. Морозова, М.М. Манасеина//Дошкольное воспитание. — 2005. — №7. — С. 31-35.
48. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей — 2-е изд / Под ред. Поддъякова Н. Н., Аванесовой В. И. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с.
49. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности / Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 2011.
50. Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Л. Головей, Е. Рыбалко. — С.- П. 2001.
51. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Тербовой, Т С. Комаровой. — М.: Мозаика — Синтез, 2012.
52. Рубенштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — Москва., 1973.
53. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение: А. О. «Учеб лит», 2006.
54. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
55. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития /Е.А. Стребелева// Альманах ИКП РАО. — 2011. — № 4.
56. Тихеева Е. И. Воспитатель не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Дошкольное воспитание, — 2002.- № 10.- с.90-93.
57. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / е. А. Янушко. — М.: Мозаика — Синтез.- 2009. — 72 с.
Источник
Русакова Дарья
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка — это развитиеего восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой — меньше — самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить «по росту» игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что «слон большой», а «муха маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.
В старшем дошкольном возрасте у детейскладываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач «на глаз». Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Осязание. Развить тактильные ощущения,помогут следующие игры:
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска.По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить,из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить,какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Что внутри?»
Ребенку предлагают воздушные шарики,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль,различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т. е. определить, что находится внутри шариков.
«Отгадай цифру» (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек,наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Зрение.
Дети очень наблюдательны. Учите детейпо-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу;с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий — нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый — через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.
Слух.
Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры.В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.
А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую.Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.
Вкус.
«Вкусное путешествие».
Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив.Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.
Обоняние.
Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.
«Что нам подскажет запах?».В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д.Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.
Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним.После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.
Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.
Источник