Сенсорное развитие ребенка аутиста

Сенсорное развитие ребенка аутиста thumbnail

Статья:

  1. Распознание сенсорной перегрузки. У разных людей перегрузка проявляется по-разному. Она может выражаться в панических атаках, человек может становиться чрезмерно активным, замыкаться в себе или терять самообладание (это напоминает приступ гнева, но не направлено на какую-либо конкретную цель).

  2. Понижение визуальной стимуляции. Чтобы снизить визуальную стимуляцию, уменьшите количество предметов на стенах и потолке. Уберите мелкие предметы в шкафы или коробки и наклейте на коробки соответствующие бирки.

  3. Понижение уровня шума. Звуковая перегрузка может быть вызвана внешними шумами (например, если кто-то громко говорит поблизости), которые мешают сконцентрироваться на чем-то другом. Иногда шум может казаться слишком громким и раздражающим. Чтобы избежать звуковой перегрузки, прикройте открытую дверь или окно, из-за которых доносится шум. Сделайте тише или выключите отвлекающую музыку или перейдите в более тихое место. Сведите к минимуму вербальное общение и разговоры. Если шум становится слишком навязчивым, можно использовать беруши, наушники. Если вы общаетесь с кем-то, кто подвержен звуковым перегрузкам, старайтесь задавать простые вопросы, для ответа на которые достаточно сказать “да” или “нет”, а не такие, которые требуют развернутых ответов. На простые вопросы легче ответить, в том числе жестами.

4.Понижение тактильной стимуляции. При тактильных перегрузках человек может избегать прикосновений и объятий. Нередко подверженные сенсорным перегрузкам люди чрезвычайно чувствительны к прикосновениям, и прикосновение или даже его предчувствие могут увеличить перегрузку. Тактильная чувствительность может проявляться в форме повышенной чувствительности кожи к одежде (в этом случае лучше использовать одежду из мягких тканей), при прикосновении к определенным типам поверхностей или обостренной реакции на температуру. Определите, к чему вам приятно прикасаться, а что вызывает негативную реакцию. Приобретайте такую одежду, в которой вам комфортно. Если к сенсорным перегрузкам склонен близкий вам человек или друг, возможно, он иногда упоминает о том, что прикосновения неприятны ему, и старается избегать их. В таком случае постарайтесь не прикасаться к этому человеку.При общении с человеком, который обладает повышенной тактильной чувствительностью, обязательно предупреждайте, прежде чем прикоснуться к нему, старайтесь быть у него на виду и не подходить незаметно сзади. Чтобы преодолеть повышенную тактильную чувствительность, проконсультируйтесь со специалистом по эрготерапии.

5. Контроль запахов. Некоторые ароматы и запахи могут быть слишком сильными. В отличие от визуальных образов, когда достаточно закрыть глаза, нельзя заткнуть нос, чтобы избавиться от запахов. Если вы обладаете повышенной чувствительностью к запахам, пользуйтесь неароматизированными шампунями и другими моющими и чистящими средствами.

6. Сенсорный перерыв. можно почувствовать сенсорную перегрузку в окружении большого количества людей или среди детей. Иногда, например при семейном мероприятии или рабочем совещании, подобные ситуации неизбежны. Тем не менее можно устроить себе небольшой перерыв, чтобы отдохнуть от перегрузки. Попытка “собрать волю в кулак” и перетерпеть лишь ухудшит положение, и вам потребуется больше времени для того, чтобы восстановиться. Перерыв поможет избежать слишком высоких перегрузок, которые могут привести к печальным последствиям, отдохнуть и набраться сил. Вовремя реагируйте на свои ощущения — это поможет легче справиться с возникшей ситуацией. Если вы находитесь в общественном месте, извинитесь и скажите, что вам необходимо посетить уборную, или заявите, что хотите подышать свежим воздухом, и отлучитесь на несколько минут. Если вы находитесь у себя дома, попробуйте прилечь в укромном месте и немного передохнуть. Если люди пытаются последовать за вами, скажите, что вам необходимо побыть одному.

Необходимо знать свои возможности и избегать слишком сильных испытаний, но вместе с тем не ограничивать себя слишком сильно, так как это может сделать жизнь скучной. Следите, чтобы выполнялись ваши базовые потребности, так как на критический порог стимуляции могут влиять такие факторы, как чувство голода, истощение, одиночество и физическая боль. В то же время не напрягайтесь слишком сильно.

  • Удовлетворение перечисленных базовых потребностей важно для каждого, особенно для тех, кто обладает повышенной чувствительностью

7.Установление определенных границ. Если вы сталкиваетесь с ситуациями, которые могут вызвать сенсорные перегрузки, необходимо обозначить для себя соответствующие пределы. Например, если вас раздражают громкие звуки, посещайте рестораны и магазины в относительно спокойное время, а не в часы пик, когда там много людей. Можно ограничить время, которое вы проводите перед телевизором или за компьютером, либо реже встречаться с друзьями и родственниками. Если предстоит многолюдное мероприятие, подготовьтесь к нему заранее, чтобы как можно легче перенести его. Возможно, стоит ограничить общение с окружающими. Если долгие беседы утомительны для вас, вежливо извинитесь и постарайтесь завершить затянувшийся разговор. Если вы воспитываете ребенка, наблюдайте за его поведением и следите, чтобы он не засиживался слишком долго перед телевизором или за компьютером, так как это может привести к сенсорной перегрузке.

8. Восстановление сил. Чтобы полностью отойти после сенсорной перегрузки, может потребоваться от пары минут до нескольких часов. Если был задействован механизм “бей или беги”, вы, скорее всего, почувствуете после перегрузки сильную усталость. По возможности постарайтесь также снизить уровень последующего стресса. Часто для этого лучше всего побыть одному.

9.“Сенсорная диета” (при аутизме). Сенсорная диета заключается в более щадящей и привычной подаче сенсорной информации, что помогает нервной системе человека воспринимать окружающий мир более организованным и упорядоченным. Такая диета предусматривает общение с другими людьми и окружающей средой, а также различные занятия и развлечения в отведенное для них время суток. Воспринимайте сенсорную диету так же, как если бы речь шла о здоровом и сбалансированном питании. Человек должен получать необходимые ему питательные вещества из различных продуктов, причем не рекомендуется употреблять слишком много или мало того или иного вида пищи, так как это может отрицательно сказаться на формировании и работе организма. При сенсорной диете человек должен получать хорошо сбалансированную информацию со стороны всех органов чувств. Например, если человек испытывает чрезмерную слуховую стимуляцию, можно ограничить вербальные контакты и чаще прибегать к визуальным источникам информации, проводить больше времени в тихих местах и при необходимости использовать беруши. Однако при этом необходимо поддерживать и некоторую звуковую стимуляцию — например, предоставить человеку возможность слушать его любимую музыку. Сведите к минимуму ненужную сенсорную нагрузку: ограничьте количество визуальных материалов, позвольте человеку пользоваться наушниками или берушами, подберите ему комфортную одежду, используйте моющие средства без запаха и так далее. Задача сенсорной диеты заключается в том, чтобы успокоить человека и по возможности привести в норму реакцию на сенсорные раздражители, научить его управлять своими импульсами и эмоциями и повысить продуктивность.

10. Воздержание от проявлений раздражения и агрессии (при аутизме). Иногда подверженные сенсорной перегрузке люди проявляют физическую или вербальную агрессию. Не принимайте это на свой счет. Такая реакция вызвана паникой, а не негативным отношением к вам. Чаще всего физическая агрессия случается из-за того, что человек впадает в панику, когда вы пытаетесь прикоснуться к нему, ограничить свободу его передвижений или перекрыть путь к бегству. Никогда не пытайтесь схватить его или контролировать его поведение.На самом деле испытывающие сенсорную перегрузку люди редко причиняют окружающим серьезный ущерб. Паникующий человек не намерен причинить вам вред, он лишь хочет выбраться из сложившейся ситуации.

11. Обратите внимание на вестибулярные признаки (при аутизме). При сенсорной перегрузке у человека с аутизмом могут возникнуть проблемы с удержанием равновесия и координацией движений. Его может укачивать, возможны потеря равновесия и проблемы со зрительно-моторной координацией. Если кажется, что человек испытывает сенсорную перегрузку или ведет себя слишком пассивно, попробуйте замедлить свои движения и медленно и осторожно меняйте свою позу (например, когда встаете со стула).

12. Раннее вмешательство. Иногда человек не понимает, чем вызваны испытываемые им проблемы, и может оставаться в небезопасном для него месте слишком долго или пытаться преодолеть перегрузки. Это лишь ухудшает ситуацию. Постарайтесь прийти на помощь, как только заметите, что кто-то подавлен и испытывает стресс, и помогите ему выбраться в более тихое место и успокоиться.

13. Проявление сочувствия и понимания. Близкий вам человек испытывает стресс и смятение, и ваша поддержка может помочь ему успокоиться и прийти в себя. Проявите симпатию, любовь и готовность прийти на помощь. Помните, что люди испытывают сенсорную перегрузку не по своей воле. Не осуждайте испытывающего проблемы человека, так как это может усугубить ситуацию.

Выведите человека в более спокойное место. Наиболее быстрый способ избавиться от сенсорной перегрузки часто заключается в том, чтобы сменить обстановку. Подумайте, можете ли вы вывести человека на улицу или в более спокойное место. Попросите его следовать за вами и предложите взять его за руку, если он нормально переносит прикосновения.

Сделайте окружающую обстановку более гостеприимной. Приглушите яркий свет, сделайте тише музыку и попросите окружающих немного расступиться, чтобы предоставить близкому вам человеку больше свободного пространства. Испытывающего перегрузку человека могут смущать взгляды окружающих, ему может казаться, что они пристально рассматривают его.

Спросите у человека, можно ли прикоснуться к нему. При сенсорной перегрузке люди с трудом понимают, что происходит, и могут ошибочно воспринять прикосновение как агрессию с вашей стороны. Сначала узнайте, можно ли прикоснуться к человеку, и заранее сообщите ему, что вы намерены предпринять, чтобы он имел возможность отказаться. Например, скажите: “Я хотел бы взять тебя за руку и вывести отсюда” или “Ты не против, если я тебя обниму?”

  • Иногда испытывающих перегрузку людей можно успокоить с помощью крепких объятий или легкого массажа спины и плеч. В других случаях прикосновения лишь ухудшают ситуацию. Узнайте, можно ли прикоснуться к человеку, и не расстраивайтесь, если он скажет “нет” — в этом нет ничего личного.

  • Не ставьте человека в безвыходное положение и не преграждайте ему путь. В состоянии аффекта он может впасть в панику и прибегнуть к физическому насилию, например оттолкнуть вас, чтобы выбежать через дверь.

Задавайте простые вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. Открытые вопросы сложнее воспринимаются, и если мозг человека уже перегружен, он не в состоянии дать осознанный ответ. В то же время в ответ на закрытый вопрос человек может просто кивнуть или отрицательно покачать головой.

Постарайтесь удовлетворить потребности человека. Близкому вам человеку может потребоваться стакан воды, перерыв или перемена занятий. Подумайте над тем, как вы можете помочь ему, и сделайте это.

  • Если вы заботитесь о другом человеке, в случае проблем легко можно впасть в состояние фрустрации, однако помните, что ваш подопечный не в состоянии вести себя по-другому, и ему требуется ваша помощь.

  • Если вы заметили, что кто-то пытается справиться с перегрузкой такими способами, которые могут причинить ему вред, сообщите об этом тем, кто знает, что делать (например, родителям или врачу). Попытки схватить человека могут вызвать у него панику, и он попытается вырваться, что небезопасно для вас обоих. Врач поможет составить план лечения, который, возможно, позволит справиться с опасным поведением.

Поощряйте попытки человека самостоятельно справиться с перегрузками. Он может попробовать раскачиваться взад и вперед, закутаться в теплое одеяло, напевать любимую песню или попросить вас сделать ему массаж. Нестрашно, если подобное поведение выглядит немного странным и несоответствующим его возрасту — главное, чтобы это помогло ему отвлечься и успокоиться. Если вы знаете, что что-то действует успокаивающе на испытывающего перегрузки человека (например, его любимая плюшевая игрушка), принесите этот предмет и положите так, чтобы он мог дотянуться до него. При желании он возьмет эту вещь.

План сенсорной диеты для детей с РАС. Рекомендации для родителей.

Этапы

Предложения

Обоснование

Способы организации пространства

Утром дома

Массаж ног и спины

Проприоцептивный ввод

Ровная поверхность кровати, без подушки.

Утренняя зарядка.

зарядка может включать отталкивание на стуле, стул/тело сдавливание, растягивание эластичных жгутов, упражнения с ручным эспандером, наклоны с опорой на верхние конечности, утяжеленная.

Стул, эластичные жгуты, эспандер, утяжеленная одежда (жилетка)

Утренний туалет

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Виброщетка, виброрасческа

Утренний перекус

Вкусовой ввод

Крекеры или пряник, фрукт, белки

Слушание музыки и одевание в д/сад по темпу музыки

Слуховой ввод,

Проприоцептивный ввод

Звуковые записи с разными темпами.

Дорога в д/сад. Игра «Что я слышу?» или «Тяни-Толкай»

Окружающая действительность, тележка, санки или коляска

После детского садика

Дорога домой и прогулка

Игра «Тяни-Толкай»,

На детской площадке» «Качаемся- вращаемся» «Пони бегает по кругу».

Игры в песочнице «Готовим обед»

Проприоцептивный ввод

Вестибулярный ввод

Тактильный ввод

Тележка или сумка.

Качели-карусели.

Формочки для песка

Вечером дома

Подготовка ужина. Сервировка стола.

Тактильный ввод

Осязательный ввод

Вкусовой ввод

Вестибулярный ввод

Посуда.

Салфетки.

Тихая фоновая музыка.

Час игр и затей:

Игра «Мыльные пузыри»

«Езда на одеяле»

«Мячи-прыгунки»

«Автомобильный тоннель»

Прыжки на батуте

Тактильный ввод

Вестибулярный ввод

Проприоцептивный ввод

Необходимое оборудование для игр.

Массаж для ног. Игры «Бутерброд», «Ладушки-оладушки». Пальчиковая гимнастика

Проприоцептивный ввод

Ровная поверхность.

Подушки, одеяла

Вечерний туалет

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Душ или ванна с пузырьками. . Виброщетка, виброрасческа

Время книги

Слуховой ввод.

Книги или аудиозаписи.

Стишок пожеланий

«Все друзья ложатся спать. Можно сказку рассказать».

Проприоцептивный ввод

Слуховой ввод.

Любимые игрушки на своих спальных местах

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Сущность сенсорной интеграции заключается в том, чтобы решить проблемы, связанные с интерпретацией мозгом разнообразных сигналов, поступающих от нервной системы. Основная мысль, лежащая в основе метода сенсорной интеграции, заключена в том, что для правильной и комфортной работы мозга ему необходимо получать ответ от различных рецепторов (слуховых, вестибулярных, тактильных, проприоцептивных) на определенном уровне.  Является достаточно известным тот факт, что любой человек может одновременно предпочитать яркие цвета, и в то же время негативно относиться к громким звукам; при этом может любить носить тяжелую обувь и грубой вязки носки, но избегать одевать свитера и украшения. Все это говорит о том, что для ощущения комфорта каждому из нас нужны различные условия.

Основной идеей технологий коррекции развития и обучения, основанных на сенсорной интеграции является обеспечение возникновения сенсорных импульсов и контроль за ними, особенно импульсов от вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи в таком виде, чтобы ребенок с РАС сам с легкостью мог формировать необходимые реакции, отвечая на сенсорные раздражители. Целью сенсорной интеграции является налаживание процесса одновременной совместной работы разных отделов ЦНС, чтобы в значительной мере расширить рамки компенсаторных возможностей высшей нервной деятельности ребенка. Для сравнения можно привести данные, что в процессе обучения основное внимание уделяется тому, что ребенок изучает, а в коррекционной деятельности сенсорной интеграции — основным моментом является, как он изучает и почему не усваивает пройденный материал.

Осознание того факта, что сенсорный ответ в значительной мере влияет на самочувствие, помогает работать в двух направлениях: обучить человека умению создавать для себя комфортные условия и стараться снять данную проблему с помощью регулярных упражнений. Стимуляционные секвенции обеспечивают адекватное проведение сенсорной стимуляции и интеграции. Это комплексы различных упражнений, имеющих определенную направленность: постепенное преодоление различных нарушений сенсорного восприятия и снижение самостимуляции.

После проведенной сенсорной диагностики создаются индивидуальные сенсорные секвенции. В их комплекс включают упражнения для коррекции всех важных видов восприятия: тактильное (занятия для стимуляции кистей рук, стоп, всего тела, ротовой полости, лица), зрительное (для стимуляции зрения при использовании ярких предметов, занятия в полумраке), обонятельное (при высокой или низкой чувствительности стимуляция проводится раздражителями различной интенсивности, соответствующими конкретному виду нарушения), вестибулярное (физические упражнения в виде кувырков, прыжков на пружинящей поверхности, разворотов), вкусовое (предложение различных вкусовых раздражителей), проприочувствительное (для стимуляции глубокого мышечно-суставного чувства).

Данная методика подразумевает проведение занятий 2-3 раза в день, их коррекция производится не реже раза в 3-4 месяца.  Упражнения поэтапно усложняются, в них появляются раздражители нового вида, а при возникновении определенных сдвигов в работе, таких как появление умения, выполнять простые инструкции и при возникновении возможности привлечь и удержать зрительное внимание на чем-то, постепенно вводят различные элементы когнитивного тренинга, включающие в себя упражнения на крупную моторику, зрительно-моторную координацию и подражание.

Лечение сенсорной интеграцией заключает в себе применение мягких контактов к ребенку с РАС разнообразными сенсорными стимулами. Основной целью сенсорной интеграции является усиление, сбалансированность и развитие обработки сенсорных стимулов ЦНС.

Для каждой сенсорной системы в зависимости от минимального или максимального порога чувствительности можно использовать различные упражнения и занятия.

При проблемах с вестибулярной системой хорошо себя зарекомендовали следующие методы.

При низкой сенсорной чувствительности приносят хорошие результаты занятия, способствующие развитию вестибулярного аппарата:

качалки, кресла-качалки, качели, лошади-качалки, лечебная верховая езда.

При высокой — нужно планировать занятия с ребенком с поэтапным прохождением каждого шага, полезно использовать различные визуальные подсказки для четкого обозначения финиша (применение цветного скотча), рекомендуются поощрения.

Для проприоцептивной системы используют свои методы. При низкой чувствительности:

а) упрощение обстановки комнаты путем сдвигания мебели к стенам для упрощения процесса навигации ребенка по помещению;

б) используя скотч ярких цветов можно обозначить границы непосредственно на половом покрытии;

в) необходимо постепенно прививать ребенку с РАС правило «вытянутой руки» по отношению к другим людям.

При высокой сенсорной чувствительности можно использовать данные приемы:

а) заниматься с ребенком любыми видами занятий, способствующими развитию мелкой моторики;

б) занятия рукоделием, бисероплетением, рисованием или раскрашиванием;

в) использование в работе материалов, состоящих из разной фактуры.

 Для сенсорного развития обонятельной системы рекомендуется;

При низкой сенсорной чувствительности:

а) в качестве награды или поощрения применение веществ с резким и сильным запахом;

б) стараться переключать внимание ребенка с РАС от неприятных обонятельных стимулов на что-то другое.

в) использование аромотерапии.

При высокой сенсорной чувствительности:

а) стараться избавить окружающую ребенка среду обитания от неприятных для него запахов;

б) применение в быту шампуней, чистящих средств без запаха;

в) категорический отказ от использования духов, туалетной воды. Для зрительной системы эффективны следующие меры;

При низкой сенсорной чувствительности:

а) необходимо постепенное увеличение применения по отношению к ребенку визуальной стимуляции.

б) использование терапии Снузьелен (специальное адаптированное изолированное помещение с развивающей гармоничной средой по сенсорному воспитанию в котором все раздражители, влияющие на органы чувств, создаются отдельно для каждого ребенка).

При высокой сенсорной чувствительности;

а) не использовать в быту флуоресцентные лампы, заменив их на окрашенные лампочки;

б) использование ребенком солнцезащитных очков;

в) в классе желательно огородить рабочее место ребенка (небольшое пространство или парта с высокой спинкой, можно поставить ширмы с обеих сторон для блокировки лишней визуальной стимуляции спереди и по бокам);

г) в помещении на окнах повесить непроницаемые шторы.

Для сенсорного развития слуховой системы большое значение имеет использование музыкальной терапии, которая нашла широкое применение для лечения людей с РАС. Хорошо себя зарекомендовал метод «Томатис», который применяют для стимуляции головного мозга. Многократные аудиотренировки проводятся с использованием специальной аппаратуры и стимулируют функции головного мозга, развивая его способность к качественной переработке сенсорной информации.

При низкой сенсорной чувствительности слуховой системы рекомендуют:

а) для уменьшения внешних звуков плотно закрывать окна и двери;

б) использовать беруши;

в) использовать аудиоплеер;

г) рабочее место ребенка должно быть огорожено.

При высокой сенсорной чувствительности необходимо сопровождать любые действия визуальными подсказками, используя предметы, карточки, игрушки.

Тактильная сенсорная система.

При низкой сенсорной чувствительности рекомендуют:

а) укрывать ребенка на ночь тяжелым одеялом, можно использовать спальный мешок;

б) эффективны при использовании массажные коврики, прибанных процедурах-растирание жесткой мочалкой;

в) упражнения для развития мелкой моторики;

г) использовать в работе с ребенком материал разной фактуры и плотности.

При высокой сенсорной чувствительности:

а) к ребенку приближаться нужно только спереди, всегда предупреждая его о своем желании прикоснуться к нему.

б) необходимо помнить, что для ребенка с РАС объятия причиняют боль, а не утешение.

в) с материалами с разной текстурой необходимо знакомить ребенка постепенно.

г) ребенок должен учиться действовать самостоятельно в тех моментах, которые задевают его чувствительность (сам мыть волосы и расчесывать их).

Слаженное взаимодействие в работе специалистов, родителей и самого ребенка помогают в достижении улучшенной работы всех видов анализаторов, а так же постепенно устраняются различные функциональные расстройства ЦНС без медикаментозного лечения.

Для сенсорной интеграции разработаны различные варианты занятий в игровой форме.  Например, ребенок самостоятельно качается на качелях, одновременно играя в ладушки со взрослым, который стоит напротив него. В это же время можно использовать и рукавички с различной текстурой — от мягких до колючих. В данном случае достаточно интенсивный темп движения требует от ребенка интенсивного внимания как зрительного, так и слухового, повышенной концентрации на выполняемых действиях и значительной координации всех функций организма.

На основе сенсорной интеграции можно организовать и небольшой урок по обучению грамоте. По всему помещению в разных местах прикрепляются на липучках буквы из твердого материала. Педагог дает задание ребенку найти нужные буквы, которые помогут составить заданное учителем слово и принести их по очереди. Нужная буква может попасться на глаза ему не сразу, ребенок может увидеть сначала вторую или третью буквы, но в то же время он запомнит ее местонахождение и вернется к ней в нужное время. Таким образом, звукобуквенный анализ слова происходит в иной форме, но приносит эффективный результат.

В процессе сенсорной интеграции коррекция и стимуляция психофизического развития происходит эффективно в том случае, если ребенок самостоятельно управляет своей деятельностью, а педагог лишь незаметно формирует среду.  Результат действий гораздо выше, когда ребенок сам прилагает усилия для его достижения. Если у ребенка возникло желание действовать самостоятельно, то его мозг, как правило, успешно справляется с организацией ощущений от этой деятельности.  Чаще всего занятия сенсорной интеграцией состоят из заданий, самостоятельно выполняемых ребенком, и заданий, сделанных вместе со взрослым.

Как мы видим из вышеизложенного материала, у методов сенсорной интеграции в работе с детьми с РАС очень много достоинств. Сторонники данной методики заслуженно считают, что ребенок постепенно проходит процесс обучения интерпретации разных сенсорных откликов и начинает быстрее адаптироваться на новых, более высоких уровнях, которые ранее были ему недоступны.  Сенсорная интеграция эффективна в применении и в учебном процессе. Она доступна для успешных занятий с детьми разной степени тяжести заболевания.

Но у нее есть и свои недостатки. Это, прежде всего, лечебный метод, который используется трудотерапевтами, поэтому использование родителями данной методики возможно лишь после их обучения и только под постоянным руководством специалистов. Несмотря на данные ограничения, если родители создадут ребенку с РАС бытовые условия, соответствующие его потребностям, это существенно поможет специалистам в достижении намеченной цели. В том случае, когда ребенок так и не сумел освоить нужный навык (что является допустимым в рамках данной программы), все равно считается, что интеграция не была бесполезной, так как возникло взаимодействие между ребенком и родителями.

Самым сложным моментом в сенсорной интеграции является то, что сначала ребенок получает знания для правильного обращения с предметами и собственным телом, а потом он должен сам провести взаимосвязь и научиться делать выводы. Этот момент, как показывает практика, крайне редок.

Занятия по сенсорной интеграции должны включаться в коррекционную работу с детьми с расстройствами аутистического спектра специалистами с учетом уровня нарушения сенсорной системы и индивидуальных особенностей. Занятия должны проводиться поэтапно и регулярно, в этом случае повышается эффект проводимой коррекции.

Необходимость развития сенсорных систем у детей с РАС отражена во многих учебных программах, авторы которых: О. С. Никольская «Аутичный ребенок. Пути помощи»,  Е. Янушко «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия»,  Е. Р. Баенская «Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием», Е.А. Стребелева «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», Л.В. Шапкова «Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии» , В.Ф. Базарный «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» , а так же ряд зарубежных авторов: Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция» , Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие» ( заявляют о важности своевременной диагностики сенсорных систем и наиболее ранней их коррекции.

Сенсорная интеграция — это восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким каналам и ее объединение в единое целое. У детей с РАС наблюдается искажение процесса восприятия сенсорной информации, что приводит к многочисленным проблемам в обучении и поведении. Таких детей отличает отсутствие способности интеграции сенсорной информации, поступающей от различных органов чувств, и как следствие — искажение картины реального мира. Дети с дисфункцией сенсорной интеграции обладают многоканальным характером восприятия: они выделяют из обширного спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители, и как следствие, окружающий мир представляется им хаотичным и раздробленным.

Занятия по сенсорной интеграции способствуют гармоничному развитию сенсорных систем, что оказывает положительное влияние на учебный процесс и общее развитие детей с РАС.

Это достаточно простой, доступный в использовании, но весьма эффективный метод может быть использован при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра, как специалистами, так и непосредственно родителями.

На основании вышеизложенного напрашивается вывод: занятия по сенсорной интеграции необходимо использовать в коррекционной и учебной работе с детьми с нарушениями аутистического спектра.

Методы сенсорной интеграции подразумевают использование с учетом уровня нарушения каждой сенсорной системы и индивидуальных особенностей ребенка. Занятия с детьми должны проводиться поэтапно и регулярно для повышения эффективности проводимой коррекции.

Источник