Сенсорно моторное развитие ребенка 1 5 лет
Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей «Сенсорно-моторное развитие детей дошкольного возраста»
Автор: Шувалова Елена Алексеевна
Сенсорно – моторное развитие детей дошкольного возраста.
Сенсорно — моторное развитие – это воспитание, которое направлено на формирование представлений об окружающем мире. Это основа развития ребенка, которая служит для познания мира, первая ступень которой — чувственный опыт. Успех умственного, физического, эстетического развития ребенка зависит от уровня его сенсорного и моторного развития и воспитания, от того, насколько совершенно ребенок видит, слышит, качественно может переработать информацию, выражает свои впечатления и размышления в речи.
В основе сенсорно – моторного развития лежит высший психический процесс – восприятие. Восприятие – интегрированное отражение всей совокупности свойств предметов и явлений. Процесс восприятия тесно вязан с речью, памятью, представлением, мышлением. Ощущение и восприятие – процессы отражения предметов и явлений окружающего мира. Отражение возникает при воздействии на организм ребенка отдельных свойств предметов (цвета, звука, вкуса, запаха, двигательных стимулов). Недоразвитие данных психических процессов имеет место у детей с задержкой психического развития. У них замедлены процессы восприятия, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому необходимо развивать у детей процессы ощущения и восприятия. На занятиях по рисованию, в играх, на прогулках, в труде необходимо обращать внимание ребенка на те или иные свойства предметов, учить вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы на ощупь. Процесс узнавания – более сложный этап восприятия, тесно связанный с памятью, мышлением, речью. Очень важно, чтобы восприятие ребенка всегда было осмысленным.
В процессе предметной и игровой деятельности у детей необходимо развивать умение сравнивать, устанавливать размеры предметов, определять их форму, цвет, пространственные взаимоотношения. Данному развитию способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры, физические упражнения. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать игры с фишками, с попаданием в цель различных предметов, игры в теннис. Для развития восприятия пространства, величины, формы, расстояния,местоположения и пространственных отношений между предметами используются специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины и формы; развитие представлений о цвете; развитие дифференцированного слухового восприятия и фонематического слуха. Такие занятия являются необходимыми для развития у ребенка предпосылок к обучению грамоте; следующие упражнения — узнавание геометрических фигур. Так, же очень важным является формирование зрительно – тактильного восприятия, когда ребенок узнает геометрическую фигуру на ощупь, а потом рассматривает ее; следующий вид упражненийбольшие затруднения в обучении из-за несформированности у них пространственных представлений, с трудом усваивают такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «сзади», «сбоку», «спереди», «между» и т. п. Готовность ребенка к обучению в школе зависит от его уровня сенсорно – моторного развития, потому что данное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорно – моторного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает.
Сенсорно – моторное развитие неотъемлемая часть друг друга, что составляет фундамент умственного развития ребенка.
Сущность развития заключается в постепенном вхождении ребенка в человеческую культуру через овладение специфическими средствами «орудий ума».
Литература.
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.Система работы в средней группе детского сада: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
2. Пономарева Н. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Источник
«Сенсорно-моторное развитие дошкольников»
С момента рождения каждый ребёнок начинает своё развитее. Первые полгода родители заботятся о физическом развитии своего ребёнка, не подозревая о том, что уже с первых дней его жизни происходит развитие его мыслительной деятельности. Он учится понимать эмоции родителей, интонацию их голоса, соотносить слова с их действиями. Но после того как ребёнку исполнится 3 года, очень часто развитие ребёнка пускается на самотёк. Многие родители считают, что их малыш сам всему научится. Он уже умеет говорить, ходить, наблюдать. И часто это приводит к плачевному результату. Обделённые родительским внимание дети становятся жертвами «попустительского» метода воспитания, они учатся на своих ошибках. Равнодушие родителей к будущему своего ребёнка порой ужасает. Разве возможно, чтобы ребёнок узнал, что такое горячо, ожоги или пожар через свой короткий жизненный опыт. Это одна сторона в воспитании детей. А кто же научит его анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы? Эту роль в полном объёме отвели образовательному учреждению. Хочется спросить: «Почему?». Да потому — что только педагоги понимают, что для успешного развития личности ребёнка и дальнейшего обучения его в школе, является умножение его интеллектуального потенциала, а особую роль необходимо отводить речевому развитию и развитию мыслительной деятельности.
Мыслительная и речевая деятельность, как часть психического развития и становления личности детей, очень тесно связана друг с другом. Все что ребёнок видит вокруг себя, сначала анализирует, мысленно проговаривает, потом только воспроизводит на практике.
Для любого возраста «мышление» человека рассматривается как умение найти ответ на поставленную перед ним задачу или способ решения жизненных трудностей. Чтобы в дальнейшем наши дети могли преодолевать возникшие трудности, делать открытия, нужно научить их нестандартно мыслить.
Очень часто в своей практике я слышу от родителей, что их дети достаточно хорошо подготовлены к следующему этапу обучения в школе. От части я могла бы с эти согласится. На первый взгляд, на выходе из детского сада ребёнок умеет выполнять простейшие арифметические действия, читает простые предложения, хорошо запоминает стихи и т.д. Но это все относится к заучиванию или овладению готовой и неизменной информации. Первые трудности ребёнок начинает испытывать в решении и объяснении математических задач, осмысленном формулировании и применении определённых правил и понятий на практике, установлении и объяснении причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающего мира. А самое сложное — чтение графиков, чертежей, карт-схем и географических карт.
Это можно объяснить тем, что у ребёнка изначально недостаточно были развиты умения к отвлечению (переключения с одного вида деятельности на другой), анализу, синтезу, обобщению, умению сравнивать, обобщать, классифицировать, дифференцировать. Сформированность интеллектуальных способностей и возможностей имеет особое значение для подготовки ребёнка не только к дальнейшему обучению в школе, но и социальной адаптации в социуме.
Я не согласна с таким массовым утверждением, что мышление, логика нужны детям с математическим складом ума и для успешного овладения математическими знаниями. Жизни столько примеров, когда успешные в школе люди не могут себя реализовать в самостоятельной жизни. На первоначальном этапе обучения мышление и другие психические процессы понадобятся ребёнку в продуктивно-творческой деятельности (ИЗО, конструирование, спорт и т.д.).
Проанализировав от части свою работу и работу своих коллег, я заметила, что мыслительные операции у детей развивали используя словесные и настольно-дидактические игры (логические задачки, шарады, лабиринты, ребусы).
Изучив содержание и требование ФГОС к обучению детей дошкольного возраста, результаты своих диагностических обследований; учитывая возрастные, психологические, физиологические особенности детей, я решила уделить особое внимание развитию познавательных процессов детей через сенсорно дидактические игры. Очень важно научить детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, сформировать умения различать отдельные свойства, качества предметов, их особенности и назначения, группировать, дифференцировать, многофункционально применять на практике отдельные объекты. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является фундаментом интеллектуального развития ребенка;
— систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность;
— готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;
— положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;
— способствует развития воображения;
— развивает внимание;
— предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— способствует усвоению сенсорных эталонов;
— помогает формированию навыков учебной деятельности;
— обогащает словарный запас ребенка;
— формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Поэтому я ставлю следующие задачи в своей работы:
— учить детей видеть и объединять свойства, качества предметов в целостный образ;
— учить находить сходства и различия одного или нескольких предметов окружающего и рукотворно мира;
— знакомить детей с новыми ещё незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия;
— развивать способность восприятия формы, цвета, величины, чувства пространства;
— развивать логическое мышление, внимание, память и воображение;
— расширять кругозор детей;
— обучать детей практическим действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, особенности и применение его в жизни;
— формировать познавательную, творческую активность и любознательность.
Я бы хотела поделиться опытом работы по использованию сенсомоторных дидактических игр для обучения и развития ребёнка.
Предложенные игры направлены на развитие мыслительных операций через словесное описание предмета, выделение главного объекта в тексте, умение зрительно анализировать и воспроизводить объект на плоскости, используя бросовый материал (нитки, крышки, пуговицы, бусы).
«Волшебные ниточки»
Цели:
- развивать мелкую моторику рук, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения, ориентировать на плоскости;
- воспитывать внимание, усидчивость.
- развитие связной речи ребёнка
Руководство: предложить ребёнку приготовить цветные ниточки, рассмотреть, определить их цвет. Прослушать стихотворение, выделить главный объект, нарисовать его нитками на фланелеграфе. Если ребёнок боится не справиться с заданием, можно показать образец предмета на карточке. Затем попробовать выполнить работу самостоятельно без зрительной опоры.
Например: возьмите синюю нить и нарисуйте волны, красной нитью нарисуйте корпус корабля, желтой нитью флаг на палубе. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их? Используя мнемокарту можно предложить описать ребёнку получившийся предмет или сочинить сказку.
Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
«Необычные крышечки»
Цель: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Руководство: в данную игру играют 3 -4 игрока; выбирается ведущий, который достаёт из мешочка крышечку и показывает игрокам её содержание, кладя её в центр стола; ходит тот, у кого есть часть совпадения с основной крышкой. Ход может быть пропущен игроком, если у него нет совпадений.
«Интересные картинки»
Цель: учить анализироваь объект, выделять галвные и второстепенные детали, ориентироваться на плоскости, закреплять цвета, намечать план своей работы по воспроизведению образца предмета; развивать воображение.
Руководство: ребенку предлагают рассматреть карточку с схематическим изображением предмета (в виде геометрических фигур), потом самостоя-ельно его повторить на плоскости, используя крышечки. Если ребёнок затрудняется, то педагог может направлять его действия, подсказывая следующий ход. В конце можно обыграть данный объект. Например, составить рассказ, рассказать о применении в жизни и т.д.
Чудо сказки»
Цель: развитие сенсорного восприятия, слухового внимания, связную речь, вообращение.
Руководство: в игре участвуют от 2- до 5 детей; детям предлагают выбрать шаблоны с открытым горлышком от бутылки; поочередно педагог загадывает детям загадки, отгадку ребёнок ищет среди крышечек и закручивает на свой шаблон; потом педагог предлагает объединить все предметы детей в единый рассказ; для развития сюжета педагог может ввести дополнительных героев из настольного театра.
Таким образом, сенсорно дидактические игры:
— является фундаментом интеллектуального развития ребенка;
— систематизирует полученные представления ребенка при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность;
— готовит к дальнейшей социализации и адаптации в социуме;
— положительно влияет на развитие эстетическое вкуса и чувства;
— способствует развития воображения;
— развивает внимание;
— предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— способствует усвоению сенсорных эталонов;
— помогает формированию навыков учебной деятельности;
— обогащает словарный запас ребенка;
— формирует элементы зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Источник
Ирина Заговорич
Программа сенсорного развития «Умники и умницы» для детей 1,5–2 лет (один год обучения)
Продолжение
Актуальность:
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорному развитию, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; является основой для развития воображения; развивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Дидактические игры включают в себя
сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок — это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства — картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи
. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.
Цель сенсорной работы в 1,5-2 года
: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества). Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности. Развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
Методы:
Игровой метод (дидактические игры. Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов. Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности:
групповая; подгрупповая; индивидуальная.
Литература:
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателей детского сада. М. :1988, с. 3-14, 34-80.
2. Под ред. Салахетдинова В. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Киев: «Полиграфкнига», 1973, с. 16-27
3. Лямина Г. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. :1976, с. 81-82,162-163.
Краткое описание содержания работы:
содержит «Тему занятия», «Цель и содержание», «Дидактический материал»
сентябрь
: 1 и 2 — Подготовительная работа.
3 и 4 — Диагностика: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года на основе программных задач через игровую форму и конкретные задания. Использованы игрушки и игры из уголка сенсорного развития.
5 — «большой», «маленький»: Познакомить детей с понятиями «большой» и «маленький» и учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький». Использованы фигурки квадратов (кругов) двух размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые) .
октябрь
:
1 — «такие же» (одинаковые, похожие) : Учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые» (наложение, приложение, совмещение). Использованы круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего) .
2 — «большой», «маленький»: Продолжать учить детей обращать внимание на величину предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов по величине, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький» и оперировать ими. Использованы фигурки квадратов (кругов) трех размеров по 5 больших и маленьких каждому ребенку (цвет и фактура одинаковые). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего.
3 — «частички»:Формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т. д. Учить использовать знакомые геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т. п. Использованы: геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка.
4 — «такие же» (одинаковые) : Продолжать учить детей фиксировать внимание на форме предметов, использовать простейшие приемы установления тождества и различения объектов по форме, ориентируясь на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы круги и квадраты, треугольники разной величины, но одинакового цвета (все круги одного цвета, квадраты – другого, треугольники – третьего). Лучше использовать те же самые фигуры, чтобы закрепить даваемый материал. Если дети быстро усваивают информацию, можно заменить материал на сходный, но отличающийся по цвету, величине от предыдущего.
5 — «разные»: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы круги и овалы одинаковые по цвету, величине, фактуре.
ноябрь
:
1 — «вкладыши»: Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из 3 заданных форм. Использованы гни геометрического куба (геометрические фигурки к ним) каждому ребенку.
2 — «разные»: Продолжать фиксировать внимание на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных предметов, сопоставления формы объекта с образцом, ориентируясь на слова: «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые». Использованы квадраты и прямоугольники одинаковые по цвету, величине, фактуре.
3 — «геометрическое лото»: Учить детей узнавать контуры знакомых геометрических фигур, изображенные на карточках. Использованы карточки для геометрического лото с двумя видами геометрических фигур: круг и квадрат (различия в цвете) .
4 — «цветные палочки»: Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные». Использованы палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.
5 — «фигурки»: Учить детей сравнивать объекты с учетом 2 свойств величины и формы. Использованы геометрический куб с фигурками.
4 и 5 — Каникулы.
декабрь
:
1 — «цветные палочки»: Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из 4 возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов спектре. Использованы палочки 8 цветов красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, черный, белый.
2 — «бусинки»: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Использованы веревки по количеству детей, бусинки.
3 — «частички»: Продолжать формировать представление о том, что все окружающие предметы состоят из частей: домик – это крыша и стены, окна, крыльцо; дерево – это ствол, ветви и листья и т. д. Учить использовать знакомые плоские геометрические фигуры для создания простых объектов (квадрат, треугольник, круг – дом, солнышко и т. п., пользуясь терминами «похож», «такое же как», «напоминает». Использованы геометрические фигуры разного цвета и величины по 5 штук каждого вида на каждого ребенка. Для продуктивности данного вида деятельности можно использовать не только круги, квадраты и треугольники, но и ввести другие многоугольники (5, 6, 8 угольники) без указания точного названия через использование понятия «многоугольник – потому что много углов».
Источник